Научная статья на тему 'Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы'

Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / HEALTH-ORIENTED EDUCATIONAL SYSTEM / ZDOROVESBEREZHENIE / THE EDUCATIONAL SYSTEM CURATOR OF STUDENT GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхин В. Н., Ирхина И. В., Никулина Т. В.

В контексте происходящих перемен все более осознается значение развития здоровьеориентированной деятельности куратора студенческой группы, выступающей условием, процессом и результатом подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. Решение этих задач обеспечивается не только качественным преподаванием, но и целенаправленным созданием и развитием здоровьеориентированной воспитательной системы куратора студенческой группы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-ORIENTED EDUCATIONAL SYSTEM CURATOR STUDENT GROUPS

In the context of changes occurring more and more aware of the importance of development-Xia zdoroveorientirovannoy curator of the student group serving condition, process and result of competitive training specialist at the university. Decision SYMBOL chennyh above tasks is ensured not only the quality of teaching-eat, but also targeted the creation and development zdoroveorientiro-bath educational system curator of student groups in colleges.

Текст научной работы на тему «Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы»

ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

В.Н. ИРХИН,

Белгородский государственный университет

И.В. ИРХИНА,

Белгородский государственный университет

Т.В. НИКУЛИНА,

Белгородский государственный университет

Аннотация. В контексте происходящих перемен все более осознается значение развития здоровьеори-ентированной деятельности куратора студенческой группы, выступающей условием, процессом и результатом подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. Решение этих задач обеспечивается не только качественным преподаванием, но и целенаправленным созданием и развитием здоровьеори-ентированной воспитательной системы куратора студенческой группы в вузе.

Ключевые слова: здоровьеориентированная воспитательная система, здоровьесбережение, воспитательная система куратора студенческой группы.

HEALTH-ORIENTED EDUCATIONAL SYSTEM CURATOR STUDENT GROUPS

V.N. IRHIN,

Belgorod state university I. V. IRHINA,

Belgorod state university T. V. NIKULINA,

Belgorod state university

The summary. In the context of changes occurring more and more aware of the importance of development-Xia zdoroveorientirovannoy curator of the student group serving condition, process and result of competitive training specialist at the university. Decision SYMBOL chennyh above tasks is ensured not only the quality of teaching-eat, but also targeted the creation and development zdoroveorientiro-bath educational system curator of student groups in colleges.

Key words: health-oriented educational system, zdorovesberezhenie, the educational system curator of student groups.

Социальные требования к высшей школе предполагают повышение профессиональной компетентности куратора его готовности и способности осуществлять деятельность по обеспечению здоровья будущих специалистов. Сегодня возрастает значение развития здоровьеориентированной деятельности куратора студенческой группы, выступающей условием, процессом и результатом подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. Решение этих задач обеспечивается не только качественным преподаванием, но и целенаправленным созданием и развитием здоровьеориентированной воспитательной системы куратора студенческой группы в вузе. От куратора требуется перевод своей деятельности на новый качественный уровень, характеризующийся созданием собственной здоровьеориентированной воспитательной системы на основе сложившегося

педагогического опыта и индивидуального стиля работы.

Отражая профессиональное мировоззрение педагога, здоровьеориентированная воспитательная система куратора выступает связующим звеном между принятыми педагогами воспитательными концепциями и технологиями и реализацией их идей на практике. Развитие здоровьеориентированной воспитательной системы куратора обеспечивает достижение воспитательных целей, способствует творческой самореализации преподавателя в профессиональной деятельности, позволяет осмыслить значимость своего опыта в общей воспитательной концепции вуза.

Здоровьеориентированная воспитательная система куратора — это профессионально-личностное образование преподавателя вуза, реализуемое в ходе педагогической деятельности и нацеленное на вос-

питание и развитие здоровой личности студента. Структура здоровьеориентированной воспитательной системы куратора представляет собой единство следующих компонентов:

® ценностно-целевого — отражает мировоззрение здоровьеориентированной воспитательной системы куратора, целевые характеристики воспитательных концепций и технологий. Это внутренний регулятор воспитательной системы, моделирующий ее содержание и направленность. Он определяет смысл здоровьеориентированных педагогических идей, теорий, концепций, технологий, благодаря чему происходит оценивание и отнесение их преподавателем в определенную ценностную систему; ® когнитивно-операционального — составляет совокупность значимых для развития воспитательной системы куратора здоровьеориентированных знаний и умений, идей, педагогических концепций, а также методов, форм и технологий сохранения, укрепления и формирования здоровья студентов; ® рефлексивно-оценочного — включает в себя самоанализ и самооценку преподавателем своей воспитательной системы и ее результатов, позволяет осмыслить и оценить степень реализации желаемых целей воспитательной системы в соответствии с целостным пониманием здоровья человека как единства физического, психического и социального компонентов.

В последнее время усиливается внимание кураторов к вопросам обеспечения целостного здоровья студентов. Преподаватели стремятся включить юношей и девушек в разные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их будущей профессией и индивидуальными особенностями, создать условия для творческого самовыражения. Преподаватели используют программы и методики формирования у студентов ценностей здорового образа жизни, применяют разные способы укрепления здоровья: дыхательную и коррегирую-щую гимнастику, элементы психотерапии и др.

Сравнительный анализ здоровьеориентирован-ной воспитательной системы кураторов студенческой группы, проведенный в Белгородском государственном университете в 2007—2008 гг. по критериям ценностно-целевых установок, содержания, способов и результатов здоровьеориентированной деятельности, позволяет условно выделить следующие направления, в основе которых лежит соответствующая модель здоровья:

гигиеническое — акцент делается на профилактике заболеваний и проведении оздоровительных мероприятиях с приоритетом соматического компонента здоровья;

® психолого-гигиеническое — добавляются психогигиенические мероприятия, вводятся элементы психотренингов;

® биосоциальное — основано на традиционном гигиеническом содержании, ориентировано на форми-

рование ресурсно-прагматического типа внутренней картины здоровья и совершенствование психофизиологической жизнеспособности студента.

Общим для всех направлений является недооценка социокультурного аспекта здоровья, что входит в противоречие с ведущим фактором, влияющим на здоровье будущих специалистов. Общеизвестно, что системные социально-экономические преобразования в обществе создают эмоциональные трудности, стрессовые ситуации для молодых людей, не готовых к их позитивному разрешению.

В университете одним из ключевых направлений становится поддержка социального здоровья студентов, что проявляется в их обучении противостоянию манипуляции, преодолению стрессовых ситуаций, целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений. Поставленные цели можно решить через построение и развитие здоровьеориентированной воспитательной системы куратора.

Ценностно-целевой компонент здоровьеориентированной воспитательной системы куратора выступает в качестве системообразующего фактора и определяет содержание и сущность когнитивно-операционального компонента:

здоровьесберегающая деятельность, предполагающая снижение, устранение в образовательном процессе факторов риска для здоровья будущих специалистов;

# здоровьеформирующая деятельность, включающая в себя наращивание (тренировку) физического, психического и социального резервов здоровья студентов, а также формирование ценностных установок, мотивации личности на здоровый образ жизни, приращение валеологических знаний и умений.

Рефлексивно-оценочный компонент здоровьеори-ентированной воспитательной системы куратора содержит готовность к творческому использованию педагогических, психологических, гигиенических, физиологических знаний и умений в практической деятельности; достижение цели воспитания и развития здоровой личности студента.

Процесс реализации здоровьеориентированной воспитательной системы куратора можно рассмотреть через ее специфические функции, которые ведут к достижению обозначенной цели. Наряду с традиционными образовательными, воспитательными и развивающими функциями по отношению к студенту она выполняет специфические функции: социализа-ционную, культурологическую, профилактическую, коррекционно-реабилитационную, укрепления здоровья.

Выделение социализационной функции определяется необходимостью решения педагогической задачи по включению студентов в систему общественных отношений, в которой происходили бы наименьшие потери здоровья будущих специалистов, осуществля-

лись их успешная адаптация к социальным условиям и возможность максимальной реализации социального и биологического потенциала личности. Важно обеспечить самостоятельное воспроизводство студентами системы общественных отношений, сориентированных на гуманистические ценности, включая ценности здоровья и здорового образа жизни.

В Белгородском государственном университете под особым вниманием кураторов находятся студенты-сироты и студенты, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды. Эту категорию студентов выявляют кураторы. Университет взял на себя обязательство поддерживать таких студентов: только в 2009 г. сумма выплат пособий студентам составила 800 тыс. руб. Помимо пособия студенты льготных категорий ежемесячно обеспечиваются дотированным питанием.

Еще одним аспектом реализации социализацион-ной функции здоровьеориентированной воспитательной системы куратора следует считать включение студентов в волонтерскую работу по утверждению ценностей здорового образа жизни среди населения, особенно детей и подростков. Свыше 500 студентов психологического, исторического, социально-теологического, медицинского, педагогического и других факультетов Белгородского государственного университета охвачены такой работой.

К социализационной функции тесно примыкает культурологическая, заключающаяся в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе опытом сохранения и укрепления своего здоровья, формированием позитивного, гуманистического сознания личности будущих специалистов.

Культура здоровья характеризуется: ® сформированностью у студентов структуры представлений (усвоенной информации о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в нем);

® структурой субъективного отношения (субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира);

структурой стратегии и технологии взаимодействия (совокупностью методов, приемов, необходимых для выполнения определенной деятельности).

Обучение студентов в сфере культуры здоровья возможно на учебных занятиях предметного блока «Человек и его здоровье» базисного учебного плана, на учебных занятиях элективных спецкурсов, в процессе внеаудиторной воспитательной работы. Цель подготовки здорового специалиста тесно переплетается с проблемой формирования культуры его здоровья.

Профилактическая функция сориентирована на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в развитии личности студентов. Она реализуется посредством комплекса воспитательных, гигиенических, психологических мер, устраняющих причины и условия возникновения, развития

прежде всего болезней, обусловленных факторами риска образовательного процесса. Механизм профилактической функции включает в себя следующее:

# известный комплекс психогигиенического и психопрофилактического обоснования учебно-воспитательного процесса по оптимизации режима труда и отдыха, учебной нагрузки студентов;

применение здоровьесберегающих методов обучения;

создание комфортного психологического климата в вузе;

# соблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании аудиторий, мебели и оборудования;

обеспечение оптимальной двигательной нагрузки студентов;

осуществление валеологического просвещения участников образовательного процесса.

Важным аспектом профилактической работы в вузе являются специфические способы оздоровления студентов: вакцинация, реализация психологических методов профилактики переутомлений, неврозов студентов. Высокий уровень культуры здоровья и ва-леологическая активность кураторов являются гарантией результативности мер, предпринимаемых для предотвращения развития болезней и отклонений в формировании личности студентов.

В здоровьесберегающей инфраструктуре Белгородского государственного университета, активно используемой в воспитательных системах кураторов, успешно развиваются центр семейной медицины, лаборатория профилактической и восстановительной медицины, центр хрономедицины, лаборатория молекулярной генетики человека, учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной, конно-спортивная школа, оздоровительный лагерь в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком «Неже-голь», оздоровительный лагерь в г. Туапсе, ботанический сад, комфортабельное общежитие. В 2009 г. на базе природного парка в проводимых днях здоровья приняли участие свыше 20 тыс. студентов.

Мероприятия, направленные на сохранение здоровья студентов и преподавателей, благодаря четкому и продуманному планированию органично вплетаются в жизнь многотысячного коллектива: физкультурные минутки в перерывах между лекциями; плавание в бассейне; занятия в многочисленных спортивных залах и манежах; организованное посещение загородного оздоровительного лагеря в с. Титовка и поездки в г. Туапсе; коллективное участие в диспансерном осмотре; посещение спортивных соревнований в центре С. Хоркиной, где со студентами всегда присутствует куратор группы. Особое внимание кураторы уделяют таким формам здоровьесбережения, как физкультминутка и зрительная гимнастика.

Печальная статистика, свидетельствующая об ухудшении состояния здоровья студентов, предопределяет необходимость выделения коррекционно-

реабилитационной функции здоровьеориентирован-ной воспитательной системы куратора. Педагогическое понимание термина «реабилитация» смещает акцент на восстановление личностных свойств студентов. По мнению исследователей, цель реабилитационной педагогики заключается в создании реабилитационного пространства вокруг студентов, а деятельность куратора должна быть направлена на восстановление уверенности студентов в своих возможностях, на создание ситуации успеха. Коррекци-онная работа кураторов включает в себя использование методов и средств по устранению, минимизации у студентов физических, психологических, нравственных отклонений в развитии от нормы.

Возникают вопросы: что общего и в чем различие между коррекционной и реабилитационной функциями, можно ли их объединить в единую функцию школы и на каком основании? Анализ понятий показывает, что реабилитационная функция направлена на восстановление утраченных личностных свойств, т.е. того, что было раньше, но потеряно по тем или иным причинам. Коррекционная функция сориентирована на преодоление отставания студентов, неуспеваемости, устранение нарушений, например, в поведении, дефектов, аномалий. Суть коррекционной функции заключается в преодолении отрицательных свойств, т.е. того, что сформировалось, приобретено, но противоречит личностным и общественным потребностям.

Коррекционная и реабилитационная функции имеют много общих черт, позволяющих их объединить. Во-первых, функция педагогической деятельности, направленная на преодоление некоего личностного, физиологического состояния индивида, которое не соответствует определенным психологическим, физиологическим и социальным нормам, требует целостного взгляда на человека с учетом его физических, психических и нравственных свойств. Во-вторых, основу функции составляет гуманистический взгляд, мажорный настрой педагога по отношению к личности студентов. В-третьих, педагоги в процессе реализации функции ориентируются на сильные стороны личности студентов. В-четвертых, осуществление функции предполагает создание в университете определенной среды, соответствующих условий для реализации юношами и девушками своего потенциала.

Система функций остается незавершенной при отсутствии функции укрепления здоровья студентов, поскольку связана с необходимостью повышения оптимальных адаптационных резервов организма человека. Недостаточно заниматься только профилактическими мероприятиями, поддерживая функциональные возможности организма. Перспективными являются его морфофизиологические преобразования, в результате которых повышаются адаптационные ресурсы, а значит, растут резервы здоровья. Механизм реализации адаптационного потенциала всех компонентов здоровья человека в вузе видит-

ся в наращивании физического компонента здоровья студентов на занятиях физической культурой, ЛФК, в спортивных секциях и клубах университета, в ходе проведения внеаудиторных спортивно-физкультурных воспитательных мероприятий.

Педагогический процесс, направленный на обогащение нравственного опыта студентов, соответствует цели укрепления социального компонента здоровья. Важным средством укрепления психического и социального компонентов здоровья студентов являются тренинги. В ситуации тренинга меняется позиция педагога-куратора, который не «учит жить», а помогает каждому студенту понять себя и другого, контролировать свои мысли и поступки, определить критерии и систему оценки себя и группы как субъекта. Условиями роста резервов здоровья студентов следует считать дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого студента.

Критериями оценки здоровьеориентированной воспитательной системы куратора выступают результативность деятельности и удовлетворенность участников педагогического процесса. Критерий результативности включает в себя такие показатели, как:

# состояние здоровья студентов;

# физическое развитие студентов — уровень физического развития, гармоничность физического развития, отклонения от нормы веса;

# физическая и умственная работоспособность;

# психоэмоциональное состояние — тревожность, настроение;

# состояние зрения и опорно-двигательного аппарата;

# оценка функционального состояния студентов (артериальное давление, сила нервных процессов и др.)

# психоневрологические отклонения;

# оценка психического развития и психологических особенностей личности студентов — внимание, память, мышление, адаптация, слухоречевое развитие и др.;

# девиантность; акцентуация личности;

уровень воспитанности студентов — сформиро-ванность системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, смоти-вированность на образование как ценность;

уровень мотивации студентов к здоровью и здоровому образу жизни.

Основным показателем культуры здоровья студентов является наличие сложного системного образования, включающего в себя совокупность ценностно-ориентационного, операционально-деятельностного и личностно-творческого компонентов, отражающих разные стороны личности. Уровень культуры здоровья студентов связан с его личностной зрелостью, с той духовно-нравственной ориентацией, которая не только ведет к равновесию ума, эмоций и поступков, но и гармонизирует его с внешним миром.

Результаты оценки здоровья студентов нашли отражение в паспорте здоровья будущих специалистов. Такие паспорта внедрены в работу кураторов университета, содержат результаты многочисленных медико-социальных и психолого-педагогических исследований по 13 параметрам, в частности, таким, как вес, рост, мышечная сила рук, артериальное давление, индекс массы тела, жизненный индекс, общая оценка уровня здоровья. Кроме того, в электронном «Деловом дневнике куратора» значительное место занимает рубрика «Здоровье».

Анализ паспортов здоровья 4138 студентов 19 факультетов Белгородского государственного университета, проведенный в 2008 г., свидетельствует о том, что у 25% студентов, участвовавших в обследовании, имеются хронические заболевания сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы; у 33% — нарушения осанки; у 38% — нарушения зрения; 54% студентов курят.

Изучение здоровьеориентированных воспитательных систем кураторов Белгородского государственного университета позволило выделить следующие приоритетные направления в деятельности по обеспечению здоровья студентов:

® приобщение студентов к ценностям здорового образа жизни во внеучебной работе. Интересные, содержательные коллективные творческие дела и кураторские часы дают возможность каждому студенту получить дополнительные знания по проблемам здоровья и здорового образа жизни, способствуют выработке активной жизненной позиции. Познавательные, спортивные, художественные, общественнополезные и другие дела здоровьеори-ентированной направленности гармонично развивают юношей и девушек, формируют их духовно и нравственно;

традиция регулярных встреч студентов с интересными людьми, чемпионами и призерами Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, приверженцами здорового образа жизни. Участвуя в мастер-классах, студенты знакомятся со здоровьеу-крепляющими техниками;

® создание благоприятного психологического климата в группе;

налаживание быта и поддержание режимных требований в общежитии;

организация здорового досуга студентов, проведение вечеров отдыха, культпоходов, экскурсий, тематических выставок и других мероприятий способствуют эстетическому, этическому, нравственному развитию студентов, являются действенной формой профилактики «духовного обнищания» молодежи;

проведение дней здоровья, спортивных соревнований, вовлечение студентов в спортивные секции, клубы и фитнес-центры и др.;

помощь медицинским работникам в проведении скрининговых, групповых и индивидуальных обсле-

дований студентов и массовых профилактических мероприятий (вакцинаций); # организация летнего отдыха студентов. Анализ педагогической теории и практики показывает, что в настоящее время идет активный процесс разработки здоровьеориентированных воспитательных систем как на уровне высшей школы, так и в деятельности отдельного куратора студенческой группы. Преподавателями вуза предпринимаются попытки создать здоровьеориентированную воспитательную систему на основе модификаций известных воспитательных технологий, фрагментарного, механического переноса здоровьесберегающих технологических элементов на собственную практику без учета принципов их отбора, сочетания и использования; осмысления и адаптации к имеющемуся опыту, условиям и возможностям вуза и самого куратора, особенностям студентов. Как следствие — несовпадение целевых установок куратора и используемых воспитательных технологий, доминирование в вузе системы управления, недостаточно учитывающей потенциал преподавателя, его индивидуальный опыт, особенности профессиональной «Я-концепции» не дают возможности куратору воспринимать себя в качестве потенциального или реального создателя педагогического нововведения, не позволяет подняться до уровня теоретического осмысления своей системы работы.

Развитие здоровьеориентированной воспитательной системы куратора вуза должно осуществляться на основе целенаправленного взаимодействия управления и самоуправления, обеспечивающих возможность использования внутреннего потенциала и имеющегося опыта преподавателя. Необходимо решать проблемы управления развитием здоровьео-риентированной воспитательной системы куратора студенческой группы в условиях университета.

Литература

1. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования к здоровьеориентированной деятельности // Славянская педагогическая культура. 2007. № 6. С. 140—142.

2. Ирхин В.Н., Жернакова Н.И. Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 88—93.

3. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности // Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 64—67.

4. Ирхина И.В. Развитие дидактической системы учителя в профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2007.

5. Ирхина И.В., Никулина Т.В. Воспитательная система куратора студенческой группы как объект системного анализа // Славянская педагогическая культура. 2006. № 5. С. 72—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.