УДК 378.17
РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА
Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Аннотация. В статье анализируются возможности применения методов социологической диагностики в рамках реализации здоровьеориентированной политики в высшей школе. Авторами обоснована необходимость использования социологических средств в управленческой практике, как инструмента качественного анализа реального состояния образовательной системы, а также проблем перехода ее в должное. В статье описан опыт Белгородского государственного национального исследовательского университета по оценке качества организации мероприятий вузовской программы «Охрана и укрепление здоровья на 2007-2010 годы (Здоровьесбережение)», предложен подход к оценке текущего процесса развития здоровьеориентированной образовательной системы НИУ «БелГУ».
Ключевые слова: высшая школа, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьеориентированная образовательная система, социологическая диагностика.
В условиях демографического кризиса решение задачи сохранения и укрепления здоровья молодежи имеет первостепенное для России значение. В то же время, состояние здоровья обучающихся в высшей школе, по мнению современных авторов, крайне неудовлетворительно. Высокий уровень здоровья студентов диагностируется только в 1.8% случаев, средний - в 7.7%, низкий - в 21.5% , очень низкий - в 69.0% [1, с. 62], что обусловлено, как негативными тенденциями, проявляющимися в российском обществе, так и специфическими условиями жизнедеятельности студенческой молодежи. Исследователи отмечают, что у современных обучающихся значительно возрастают психологические нагрузки при снижении физической активности, что приводит к увеличению количества различных заболеваний [2, с. 186].
В этой связи перед администрацией вуза стоит архисложная задача сохранить и укрепить здоровье молодых людей. На практике подобная
деятельность подразумевает реализацию традиционных для управленческого цикла этапов, при этом достижение поставленных целей во многом зависит от качества управленческой информации.
В этой связи важным представляется отслеживание динамики изменения параметров здоровья обучающихся посредством диспансеризации. Вектор изменений, отчасти, характеризует качество управленческой деятельности в этой сфере. В то же время, ряд аспектов здоровьеори-ентированной политики, таких, например, как сформированность у молодежи установок на здоровый образ жизни, удовлетворенность качеством медицинской помощи, информированность о возможностях поддержания здоровья в университетской среде и т.д. требует качественного анализа.
Специфическими средствами, способствующими получению актуальной, достоверной, а, главное, качественной управленческой информации, могут являться средства социологической
диагностики [3]. Подобный опыт социологического обеспечения реализации вузовских целевых программ накоплен в Белгородском государственном национальном исследовательском университете. Так, например, с помощью социологических средств уже пять лет ежегодно оценивается удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг вуза [4]. Другим примером использования социологической диагностики в управлении является оценка качества реализации мероприятий университетской программы «Охрана и укрепление здоровья на 20072010 годы (Здоровьесбережение)», осуществленная, при участии авторов, в 2009 году. В ходе исследования была проанализирована самооценка состояния здоровья 395 студентов и 92 преподавателей и сотрудников; исследовалась практика проведения мероприятий и их информационного сопровождения; были предложены рекомендации по оптимизации программных мероприятий
[5].
Результаты исследования показали, что эффект от реализации перспективных для решения задач здоровьесбережения идей, зачастую, минимален по причинам формализации процессов, отсутствия обратной связи и низкой информированности участников. Так, например, обеспечение в обязательном порядке всех обучающихся и их преподавателей паспортами здоровья, каждым третьим участником образовательного процесса расценивалось как малоэффективная формальная процедура, отнимающая при актуализации данных о здоровье раз в год личное время [5, с. 31]. Отчасти, такая оценка связана и с самой организацией диспансеризации, при интенсивном приеме пациентов - одновременно весь коллектив - 1 раз в год, специалисты вряд ли могли обеспечить внимательное отношение к проблемам каждого. С другой стороны, отсутствие понятного механизма получения информации о состоянии своего здоровья после диспансеризации и возможностях его укрепления в университете, а также беспечное, в ряде случаев, отношение к своему здоровью обесценивало саму идею паспортизации. А, следовательно, необходимым являлось совершенствование организационной, информационной и воспитательной работы. Таким образом, методы социальной диагностики позволили осуществить «тонкую настройку» управленческого механизма с целью повышения эффективности его функционирования.
Подобный подход применим и к реализуемой в настоящее время в университете программе «Развитие здоровьеориентированной образовательной системы НИУ «БелГУ» на 2013-2017 гг.» [6]. Отличительными особенностями данного документа является его концептуальная обоснованность. «Должное» состояние здоровь-еориентированной образовательной системы вуза, отчасти, прописано в разработанной В.Н. Ирхиным Концепции [7]. В то же время информация о реальном состоянии системы, проблемах рассогласования между реальным и должным положением дел может быть дополнена с помощью социологических средств. По мнению авторов, исследование должно быть нацелено на получение обратной связи как от обучающихся, так и от задействованных в реализации мероприятий преподавателей, кураторов, администрации Институтов и факультетов, медицинских работников. Система показателей, предназначенная для проведения массового опроса и/или фокус-групп среди студентов вуза могла бы включать в себя ценностно-целевой и инструментальный блоки. В первом следует уточнить степень сформиро-ванности в сознании студенческой молодежи норм, ценностей и поведенческих стереотипов здорового образа жизни. Важным моментом представляется оценка готовности молодых людей включиться в процесс формирования и реализации здоровьеориентированной политики вуза. Отчасти, эта часть исследования послужит оценке качества проведения запланированных в Программе образовательно-воспитательных мероприятий. В инструментальном блоке необходимо оценивать информированность о возможностях участия в Программе, качество и доступность (финансовую, пространственно-временную и т.п.) проводимых мероприятий. При этом параметрами качества могут выступать актуальность, содержательность, в т.ч. соответствие потребностям обучающихся, квалификация организаторов.
Не менее важной представляется и осуществление экспертной оценки процесса и перспектив реализации Программы, в ходе которой необходимо диагностировать: уровень подготовленности субъектов, задействованных в реализации мероприятий; наличие нормативного и методического обеспечения мероприятий; качество проведения запланированных мероприятий (ор-
—--—
ганизация информирования, проведение, получение обратной связи); возможность наступления рисков, негативно влияющих на достижение поставленных целей; наличие резервов повышения эффективности реализации Программы. Учитывая, что документ рассчитан на среднесрочный период, представляется, что исследования должны носить мониторинговый характер, т.е. позволять отслеживать динамику изменений.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что применение методов социологической диагностики позволяет своевременно выявлять патологии или типы проблем, возникающие в системе управления. Однако, достижение эффекта от их использования возможно только при реальной заинтересованности субъекта управления в повышении результативности собственной деятельности. В противном случае, ее проведение представляется неоправданной тратой времени и средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рочев В.П. Сравнительная оценка состояния здоровья студентов различных курсов вуза // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. 7-2 (92). С. 6265.
2. Запрометова С.А., Пренас Н.Н. Применение эффективных средств поддержания здоровья студентов в период обучения в вузе // Экономический вектор. 2016. 2(5). С. 186-189.
3. Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии: теоретико-методологические проблемы // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. № 1 (21). С. 198-223.
4. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Опыт социологической диагностики удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 10. С. 14-19.
5. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования «Реализация целевой программы БелГУ «Охрана и укрепление здоровья на 20072010 годы (Здоровьесбережение)». Белгород: НИУ «БелГУ», 2009.
6. Целевая программа «Развитие здоровьеориентиро-ванной образовательной системы НИУ «БелГУ» на 20132017 гг.». Белгород: НИУ «БелГУ», 2013.
7. Ирхин В.Н. Концепция развития здоровьесберега-ющей педагогической системы вуза. Белгород: БелГУ, 2006.
THE ROLE OF SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS IN IMPROVING EFFICIENCY HEALTH-ORIENTED UNIVERSITY POLICY
B.V. Zalivanskiy, E.V. Samokhvalova
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod, Russia
Annotation. The article analyzes the application possibilities of sociological diagnostics methods in the university policy oriented on protection health. The authors prove the necessity of using sociological tools in the management practices. They can be used as a tool for qualitative analysis of the real state educational system and the problems of transition it in perfect state. In addition, the article analyzes experience of the Belgorod State National Research University in assessing program university «Protection and strengthening of health 2007-2010 (Health care)». Authors proposed using this approach to the assessment of the current development process health-oriented educational system in National Research University «BSU».
Key words: high school; health; healthy lifestyle; health-oriented educational system; sociological diagnostics
REFERENCES
1. Rochev V.P. Comparative assessment of the health status of students different courses of the University. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya, 2016, № 7-2 (92), pp. 62-65 (in Russian).
2. Zaprometova S.A., Prenas N.N. Application of effective means of the maintenance of the health of students in the period of instruction in VUZ (Institute of Higher Education). Ekonomicheskij vector, 2016, № 2(5), pp. 186-189 (in Russian).
3. Shcherbina V.V. The Sociological Diagnostic Technologies: Theoretical and Methodological Problems. Lichnost. Kultura. Obshchestvo, 2004, vol. VI, № 1 (21), pp. 198-223 (in Russian).
4. Zalivanskiy B.V., Samokhvalova E.V. Experience of sociological diagnostics of customer satisfaction with educational services of the University. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2013, № 10, pp. 14-19 (in Russian).
5. Information-analytical report on the results of sociological research «Realizatsiya tselevoy programmy BelGU «Okhrana i ukrepleniye zdorovia na 2007-2010 gody (Zdo-rovyesberezheniye)». Belgorod: BSU, 2009 (in Russian).
6. Target program «Razvitiye zdorovyeoriyentirovannoy obrazovatelnoy sistemy NIU «BelGU» na 2013-2017 gg.». Belgorod: BSU, 2013 (in Russian).
7. Irkhin V.N. The concept of development of health-saving pedagogical system of the University. Belgorod: BSU, 2006 (in Russian).
—-е^е^э-—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Библиотеки, научные и информационные организации, получающие обязательный бесплатный экземпляр печатных изданий
№ Наименование получателя Адрес получателя
1. Парламентская библиотека аппарата Государственной Думы и Федерального собрания 103009, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1
2. Библиотека Российской академии наук 199034, г. Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1
3. Дальневосточная государственная научная библиотека 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 1/72
4. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
5. Российская национальная библиотека 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18
6. Российская государственная библиотека 101000, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5
7. Российская книжная палата 121019, г. Москва, Кремлевская наб., 1/9
8. Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук 125315, г. Москва, ул. Усиевича, 20
9. Государственная публичная историческая библиотека Российской Федерации 101000, г. Москва, Центр, Старосадский пер., 9
10. Библиотека по естественным наукам Российской академии наук 119890, г. Москва, ул. Знаменка 11/11
11. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, 51/21
12. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы 109189, г. Москва, ул. Николоямская, 1
13. Государственная публичная научно-техническая библиотека России 103919, г. Москва, ул.Кузнецкий мост, 12
14. Администрация Президента Российской Федерации. Библиотека 103132, г. Москва, Старая пл., 8/5
15. Библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 119899, г. Москва, Воробьевы горы
16. Государственная общественно-политическая библиотека 129256, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 2
17. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека 107139, г. Москва, Орликов пер., 3, корп. В
18. Политехнический музей. Центральная политехническая библиотека 101000, г. Москва, Политехнический пр-т д, 2, п.10
19. Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, Центральная научная медицинская библиотека 117418, г. Москва, Нахимовский пр-кт, 49
20. ВИНИТИ РАН (отдел комплектования) 125190, г. Москва, ул. Усиевича,20, комн. 401.