Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза'

Социокультурная среда вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА / ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / SYSTEM APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / MODEL OF THE IDENTITY OF UNIVERSITY GRADUATING STUDENT / HEALTH-ORIENTED POLICY / HEALTH-ORIENTED EDUCATION SYSTEM / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острикова Светлана Александровна, Никулина Татьяна Викторовна

В статье рассматривается системный подход к формированию социокультурной среды Белгородского государственного национального исследовательского университета, представлены базовые компоненты модели личности выпускника университета, основные направления и формы воспитательной деятельности. Раскрываются важные аспекты здоровьеориентированной образовательной системы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITY

This paper addresses the system approach to the formation of the social and cultural environment at Belgorod State National Research University (NRU «BelSU »). The authors consider the basic components of the model of the identity of university graduating student, the main directions and forms of educational activity and extra curricular activities. Special attention is paid to the important aspects of health oriented educational system.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА

ОСТРИКОВА Светлана Александровна - канд. истор. наук, доцент, проректор по культурно-воспитательной деятельности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: ostrikova@bsu.edu.ru

НИКУЛИНА Татьяна Викторовна - канд. пед. наук, директор Центра социального развития, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: TNikulina@bsu.edu.ru

Аннотация,: В статье рассматривается системный подход к формированию социокультурной среды Белгородского государственного национального исследовательского университета, представлены базовые компоненты модели личности выпускника университета, основные направления и формы воспитательной деятельности. Раскрываются важные аспекты здоровьеориентированной образовательной системы вуза.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, системный подход, социокультурная среда, модель личности выпускника, здоровьеориентированная образовательная система, студенческое самоуправление

Для цитирования: Острикова С.А., Никулина Т.В. Социокультурная среда вуза // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 127-131.

В соответствии с требованиями ФГОС вуз обязан создать необходимые условия для всестороннего развития личности, содействовать развитию студенческого самоуправления, обеспечивать участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Реализация этой задачи в НИУ «БелГУ» осуществляется на основе системного подхода, в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности университета, целевыми программами НИУ «БелГУ»: «Гражданское воспитание студентов», «Развитие деятельности студенческих объединений», «Развитие здоро-вьеориентированной образовательной системы университета», «Создание доступной среды в НИУ "БелГУ" » и другими нормативными документами.

Стратегия воспитательной деятельности университета определяется моделью личности выпускника НИУ «БелГУ», ядром которой выступает совокупность его профессиональных и общекультурных компетенций, социально значимых личностных качеств. Модель предусматривает

следующие базовые компоненты воспитания: формирование духовно-нравственной позиции гражданина и патриота, воспитание творческой, самостоятельной, социально активной и практико-ориентированной личности [1].

128

Высшее образование в России • № 2, 2016

С методологической точки зрения социально-воспитательная деятельность в НИУ «БелГУ» строится как целостный процесс, направленный на формирование единого воспитательного пространства и социокультурной развивающей среды, создающей необходимые условия для мотивированного выбора обучающимися общественной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной и других сфер деятельности. Организация процесса воспитания осуществляется с опорой на традиционные ценности: духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: креативность, инициативность, предприимчивость. Системный подход к организации социально-воспитательной деятельности обеспечивается соответствующей организационно-управленческой структурой на основе взаимодействия администрации университета, структурных подразделений вуза, студенческих акаде-мическихгрупп, органов студенческого самоуправления и кураторского корпуса.

Важнейшим приоритетом социально-воспитательной деятельности вуза является формирование гражданско-патриоти-ческой позиции обучающихся. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в НИУ «БелГУ» было проведено свыше 150 мероприятий по подготовке и празднованию значимого юбилея. Коллектив университета участвовал в общероссийских, героико-патриотических проектах, свыше 6 тыс. студентов приняли участие в разнообразных вузовских конкурсах граждан-ско-патриотической направленности. Большую работу по патриотическому воспитанию обучающихся, приобщению ихкисто-рии и корпоративным традициям вуза проводят Музей истории университета и Совет ветеранов войны и труда, возглавляемый участником Великой Отечественной войны П.Г. Коняевым

В университете большое внимание уде-

ляется духовно-нравственному становлению молодежи, и центральным звеном в этого направления воспитательной работы является волонтерское движение. Под руководством Штаба волонтеров свыше тысячи студентов постоянно организуют различные добровольческие акции, экологические и трудовые десанты, благотворительные концерты, оказывают посильную помощь ветеранам войны и труда, инвалидам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Важную роль во всестороннем развитии обучающихся играет система студенческого самоуправления, нацеленная на решение текущих вопросов жизнедеятельности студенчества, развитие социальной активности и поддержку студенческих инициатив. Органы студенческого самоуправления вуза возглавляет Союз студентов НИУ «БелГУ», в состав которого входят более 20 студенческих объединений: студенческое научное общество, международный студенческий офис, студенческий совет общежитий университета, студенческий совет музея истории НИУ «БелГУ», штаб волонтерского движения «Горячие сердца», штаб студенческих трудовых отрядов, оперативный студенческий отряд содействия полиции «Пегас», студенческий спортивный клуб, клуб ООН, клуб молодых избирателей «Перспектива», клуб «Дебаты», интеллектуальный клуб «Мыслим вслух», молодежная экологическая организация «Территория жизни», студенческий комитет по содействию повышению качества образования, правовой информационно-консультативный центр, студенческая психологическая служба, университетская лига КВН, совет землячеств иностранных студентов, студенческий медиа-холдинг. В институтах и на факультетах организована деятельность студенческих советов и научных обществ, профсоюзных бюро,других студобъединений, способствующих самореализации и развитию общественной активности обучающихся.

Студенты университета входят в состав областного Молодежного правительства, являются членами Белгородского городского союза студентов, активно участвуют в реализации государственной молодежной политики. Администрация университета постоянно совершенствует формы взаимодействия с органами студенческого самоуправления, учитывая мнения советов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и интересы, при распределении стипендиального фонда и материальной помощи, применении мердисциплинарного взыскания, определении размера платы за пользование жилыми помещениями в общежитиях университета и др. С целью равноправного участия студентов в решении вопросов жизнедеятельности университета представители студенческого актива включены в состав функционирующих в вузе Советов и комиссий разного уровня. Регулярно проводятся встречи ректора университета О.Н. Полухина с различными категориями обучающихся, обеспечена обратная связь посредством действующего в режиме online блога ректора на сайте вуза. Таким образом, у студенческой молодежи есть реальная возможность не только участвовать в управлении университетом, но и открыто заявлять о себе, своем потенциале, вносить конкретные предложения, выступать с инициативами, взаимодействовать в их реализации с различными структурными подразделениями и непосредственно с ректором.

Большое значение администрация университета придает совершенствованию морального и материального стимулирования обучающихся. Свыше 950 студентов вуза получают стипендии Губернатора Белгородской области и администрации г. Белгорода, различные именные и государственные академические стипендии. Лучшие студенты постоянно поощряются благодарностями и Почетными грамотами НИУ «БелГУ». К 140-летию университета возрождается традиция награждения выпускников вуза, дос-

тигших особых успехов в учебной, научной и внеучебной деятельности, медалью «Достойному», которая в XIX в. вручалась лучшим выпускникам Белгородского учительского института.

В последние годы работа органов студенческого самоуправления НИУ «БелГУ» заметно активизировалась в связи с реализацией Программы развития деятельности студенческих объединений. В университете увеличилось количество студобъединений и их участников, появились новые формы и технологии работы. Активисты вуза систематически обучаются в школах студенческого самоуправления и личностного роста, участвуют в реализации федеральных молодежных проектов и программ, в работе всероссийских молодежных форумов.

Помимо молодежных общественных объединений в университете созданы студенческие конструкторские бюро, физ-культурно-спортивные, художественно-эстетические, туристско-краеведческие, гражданско-патриотические, правовые, экологические и иные объединения, способствующие профессиональному и личностному становлению обучающихся. Ключевую роль в формировании социокультурной среды и обеспечении творческой дея-

130

Высшее образование в России • № 2, 2016

тельности в университете играет Молодежный культурный центр НИУ «БелГУ». Под его эгидой успешно работают 15 творческих коллективов, многие из которых удостоены звания народных и являются победителями международных и всероссийских конкурсов.

Существенным фактором формирования социокультурной среды вуза является работа по развитию здоровьеориентиро-ванной образовательной системы. Здо-ровьеориентированная политика вуза направлена на развитие интеллектуально-информационной, коммуникативной, предметно-пространственной, рекреативной и других сред педагогической системы вуза, обеспечивающих подготовку будущих специалистов и создающих условия для развития здоровой личности студента [2]. По инициативе ректора О.Н. Полухина в университете с 1 октября 2014 г. реализуется проект «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности ». Он предусматривает выбор студентом видов спорта или физической активности с учетом его интересов и возможностей в рамках изучения дисциплины «Физическая культура ».

Приобщение студентов к ценностям здорового образа жизни происходит благодаря организации спортивных, творческих, познавательных мероприятий: в университете проводятся «Дни здоровья», спартакиады между факультетами и институтами по 20 видам спорта, спартакиады среди иностранных студентов по 11 видам спорта, спортивные состязания команд студенческих общежитий по 13 видам спорта, спартакиады среди преподавателей и сотрудников университета. Студенты, преподаватели и сотрудники НИУ «БелГУ» активно участвуют в испытаниях ВФСК ГТО. С целью повышения эффективности работы в этой сфере создан Совет НИУ «БелГУ» по развитию физической культуры и спорта.

В рамках создания здоровьеориентиро-ванной среды развивается инфраструктура университета, включающая учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, учебно-научный комплекс «Аптеки Бел-ГУ», центр дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, оздоровительный комплекс «Нежеголь», молодежный культурный центр, молодежный туристический спортивно-культурный оздоровительный комплекс. Медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется поликлиникой НИУ «БелГУ», в которой функционирует диагностический центр, состоящий из клинико-диагностической лаборатории, отделения функциональной диагностики, рентгенологического, эндоскопического отделений, также имеется отделение спиральной компьютерной томографии. Полнота и непрерывность лечебно-оздоровительного процесса, возможность получения медицинской помощи без отрыва от производственной и учебной деятельности, преемственность в работе с различными структурными подразделениями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, способствует сохранению и поддержанию здоровья студентов, преподавателей, сотрудников, ветеранов университета [3]. Деятельность вуза по формированию здоровьеориентированной образовательной системы оценена Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2014 г. НИУ «БелГУ» стал призёром открытого публичного всероссийского конкурса образовательных организаций высшего образования на звание «Вуз здорового образа жизни».

Таким образом, только благодаря целенаправленной управляемой деятельности администрации вуза, студентов, преподавателей, специалистов различных структурных подразделений, в ходе которой достигается согласованность учебной,науч-но-исследовательской и социально-воспи-

тательной работы, могут быть созданы необходимые условия, способствующие профессиональному и личностному развитию обучающихся, их успешной социализации и самореализации, формированию у них гражданской ответственности и общественной активности.

Литература

1. Острикова С.А. Концепция воспитательной деятельности Белгородского государ-

ственного национального исследовательского университета. Белгород: Белгород, 2014. 140 с.

2. Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Жернакова Н.И.

Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза. Белгород: ПОЛИ-ТЕРРА, 2009. 202 с.

3. Ирхин В.Н, Ирхина И.В, Никулина Т.В.

Здоровьеориентированная воспитательная система вуза: технология управления. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010. 207 с.

Статья поступила в редакцию 22.12.15.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT AT THE UNIVERSITY

OSTRIKOVA Svetlana A. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Vice-Rector for Cultural and Educational Affairs, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: ostrikova@bsu.edu.ru

NIKULINA Tatiana V. - Cand. Sci. (Pedagogy), Director of Social Development Center, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia. E-mail: TNikulina@bsu.edu.ru

Abstract. This paper addresses the system approach to the formation of the social and cultural environment at Belgorod State National Research University (NRU «BelSU »). The authors consider the basic components of the model of the identity of university graduating student, the main directions and forms of educational activity and extra curricular activities. Special attention is paid to the important aspects ofhealth oriented educational system.

Keywords: extra-curricular activities, system approach, social and cultural environment, model of the identity of university graduating student, health-oriented policy, health-oriented education system, student self-government

Cite as: Ostrikova, S.A., Nikulina, T.V. (2016). [Socio-Cultural Environment at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (198), pp. 127131. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Ostrikova, S.A. (2014). Kontseptsiya vospitatel'noy deyatel'nosti Belgorodskogo gosudarstvennogo natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta [The Concept of Educational Activity ofBelgorod State National Research University]. Belgorod: Publishing House "Belgorod", 140 p. (In Russ.)

2. Irkhin, V.N., Irkhina, I.V., Zhernakova, N.I. (2009). Pedagogicheskaya sistema sokhraneniya

zdorov'ya studentov vuza [Pedagogical System of Health Preservation of University Students]. Belgorod: POLITERRA Publ., 202 p. (In Russ.)

3. Irkhin, V.N., Irkhina, V.I., Nikulina, T.V. (2010). Zdorov'eorientirovannaya vospitatel'naya sistema

vuza: tekhnologiya upravleniya [Health-Oriented Educational System of the University: Management Technology]. Belgorod: POLITERRA Publ., 207 p. (In Russ.)

The paper was submitted 22.12.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.