Научная статья на тему 'Прогнозирование развития ревматоидного артрита у больных с ранним недифференцированным артритом'

Прогнозирование развития ревматоидного артрита у больных с ранним недифференцированным артритом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ / НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ АРТРИТ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ИНДЕКС / EARLY RHEUMATOID ARTRITIS / UNDIFFERENTIAIED ARTHRITIS / PROGNOSTIC INDEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучихина Е. Л., Каратеев Д. Е., Новиков А. А., Насонов Е. Л.

Диагностика ревматоидного артрита (РА) в дебюте болезни осложнена наличием большой группы пациентов с недифференцированным артритом (НА). В 2007 г. Van der Helm-van Mil и соавт. были предложены специальные критерии («prediction rule» – «решающее правило»), позволяющие предсказать развитие при НА «настоящего» РА путем подсчета прогностического индекса (ПрИ), По данным авторов, значение ПрИ6 баллов соответствовало низкой вероятности развития РА в течение 1 года, ПрИ8 баллов – высокой вероятности. Цель. Оценить возможности применения прогностических критериев для определения риска прогрессирования НА в РА у российских пациентов. Материал и методы. Включены 93 больных (84,9% жен.), с ранним (длительность болезни не более 12 мес с момента появления симптоматики) НА, возраст 44,3±15,2 года, длительность болезни 128,9±82,1 дня (4,3±2,7 мес), у 59,1% был олигоартрит, 26,9% были серопозитивными по ревматоидному фактору, у 29% выявлялся повышенный уровень антител к циклическому цитруллинированному пептиду (АЦЦП). На протяжении 12-месячного периода обследование проводилось трижды: при первичном обследовании, через 6 мес и через 12 мес. Результаты: За 1 год наблюдения у 39 (41,9%) больных развился РА и у 54 (58,1%)– не развился. Среднее значение ПрИ составило 5,18±2,48 балла (Ме 5,02 [3,01; 317,02]). Значения ПрИ у больных, развивших РА в течение 1 года, были достоверновыше (6,55±2,33), чем у не развивших РА (4,18±2,1 балла), p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predicting the development of rheumatoid arthritis in patients with early undifferentiated arthritis

Diagnosis of rheumatoid arthritis (RA) at the beginning of the disease is a difficult task especially due to presence of a large group of pts with “undifferentiated arthritis” (UA) i.e. with inflammation of one or more joints which does not comply with a definite nosology. According to clinical experience UA is quite a serious condition which during a year transforms in definite RA in at least one third of pts. In 2007 Van der Helm-van Mil et al. proposed special criteria (“prediction rule”) allowing predicting transforming UA intoRA by counting prognostic index (PI). PI6 means low and PI8 high probability of RA 37development during 1 year. Objective. To assess possibility of using prognostic criteria for determination of transformation of UA into RA in Russian pts. Material and methods. 93 pts (84,9% female) with early (disease duration no more than 12 months) UA were included. Mean age was 44,3±15,2 years, mean disease duration – 128,9±82,1 days (4,3±2,7 months). 59,1% of pts had olygoarthritis, 26,9% were rheumatoid factor seropositive, anti-cyclic citrullinated peptide antibodies (ACCP) were revealed in 29%. Examination with above mentioned methods to specify the diagnosis was performed trice during 12 months: at baseline, after 6 and 12 months. Results. During a year of follow up RA developed in 39(41,9%) pts. Mean value of PI was 5,18±2,48 (median 5,02 [3,01; 7,02]). PI values in pts with disease transformation into RA during a year were significantly higher (6,55±2,33) than in the rest of pts (4,18±2,1), p

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития ревматоидного артрита у больных с ранним недифференцированным артритом»

УДК 371

ФУНКЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА

© В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина

В статье раскрывается сущность и содержание основных функций здоровьеориентированной педагогической системы высшей школы. Реализация указанных функций рассматривается авторами статьи как один из возможных путей обеспечения здоровья студентов.

Ключевые слова: здоровьеориентированная педагогическая система, здоровье студентов, функции.

В современных социально-экономических условиях перед высшей школой, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, ставится задача обеспечения здоровья студентов. Условием, процессом и результатом решения обозначенной выше задачи является осуществление здоровьеориентированной педагогической системой вуза специфических функций: социализационной, культурологической, профилактической, коррекционно-реабилитационной и укрепления здоровья.

Выделение социализационной функции определяется необходимостью решения педагогической задачи по включению студентов в систему общественных отношений, в которой происходили бы наименьшие потери здоровья будущих специалистов, осуществлялась их успешная адаптация к социальным условиям и возможность максимальной реализации социального и биологического потенциала личности. С другой стороны, важно обеспечить самостоятельное воспроизводство студентами системы общественных отношений, сориентированных на гуманистические ценности, включая ценности здоровья и здорового образа жизни.

Например, одним из аспектов реализации социализационной функции в здоровьеориентированной педагогической системе Белгородского государственного университета следует считать включение студентов в волонтерскую работу по утверждению ценностей здорового образа жизни среди населения, особенно детей и подростков. Свыше

1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы». № 2.2.3.3. / 3774 «Сохранение здоровья студентов в инновационной образовательной системе университета».

300 студентов психологического, исторического, социально-теологического, медицинского, педагогического и других факультетов университета охвачено такой работой.

Культурологическая функции заключается в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе опытом сохранения и укрепления своего здоровья, формированием позитивного, гуманистического сознания личности будущих специалистов. Культура здоровья характеризуется сформированностью у студентов структуры представлений (усвоенной информации о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире), структуры субъективного отношения (субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира); структуры стратегии и технологии взаимодействия (совокупность методов, приемов, необходимых для выполнения определенной деятельности). Обучение студентов в сфере культуры здоровья возможно на учебных занятиях предметного блока «Человек и его здоровье» базисного учебного плана, на учебных занятиях 22-х элективных спецкурсов, в процессе внеаудиторной воспитательной работы.

Профилактическая функция сориентирована на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в развитии личности студентов. Она реализуется посредством комплекса воспитательных, гигиенических, психологических мер, устраняющих причины возникновения, в первую очередь, болезней, обусловленных факторами риска образовательного процесса. Поэтому механизмы функции включают в себя известный комплекс психогигиенического и

психопрофилактического обоснования учебно-воспитательного процесса, по применению здоровьесберегающих методов обучения, созданию комфортного психологического климата в вузе, соблюдению санитарногигиенических норм при использовании аудиторий, мебели и оборудования, обеспечению оптимальной двигательной нагрузки студентов, осуществлению валеологического просвещения участников образовательного процесса.

Сегодня в здоровьесберегающей инфраструктуре Белгородского государственного университета успешно развиваются: Центр семейной медицины, Лаборатория профилактической и восстановительной медицины, Центр хрономедицины, Лаборатория молекулярной генетики человека, Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной, Конно-спортивная школа; Оздоровительный лагерь в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком «Нежеголь», Оздоровительный лагерь в г. Туапсе, Ботанический сад; комфортабельное общежитие. Только в 2008 г. на базе природного парка в проводимых Днях здоровья приняло участие свыше 20 тысяч студентов.

Профилактические мероприятия органично вплетаются в каждодневную жизнь коллектива БелГУ: физкультурные минутки в перерывах лекций, плавание в бассейне, занятия в многочисленных спортивных залах и манежах, организованное посещение загородного оздоровительного лагеря в с. Титовка и поездки г. Туапсе, коллективное участие в диспансерном осмотре, посещение спортивных соревнований в Центре С. Хоркиной.

Печальная статистика, свидетельствующая об ухудшении состояния здоровья студентов, предопределяет необходимость выделения коррекционно-реабилитационной

функции здоровьеориентированной педагогической системы университета. Педагогическое понимание термина «реабилитация» смещает акцент на восстановление личностных свойств студентов. По мнению исследователей, цель реабилитационной педагогики заключается в создании реабилитационного пространства вокруг студентов, а деятельность преподавателя и куратора должны быть направлены на восстановление уверенности студентов в своих возможностях, на создание ситуации успеха.

Коррекционная работа также включает в себя использование методов и средств по устранению, минимизации у студентов физических, психологических, нравственных отклонений в развитии от нормы. Реабилитационная функция направлена на восстановление утраченных личностных свойств, т. е. того, что было раньше, но потеряно по тем или иным причинам. Коррекционная функция сориентирована на преодоление отставания студентов, неуспеваемости, устранение нарушений, например, в поведении, дефектов, аномалий. Поэтому суть коррекционной функции заключается в преодолении отрицательных свойств, т. е. того, что сформировалось, приобретено, но противоречит личностным и общественным потребностям.

Вместе с тем коррекционная и реабилитационная функции имеют много общих черт, позволяющих их объединить. Во-первых, функция педагогической деятельности, направленная на преодоление некоего личностного, физиологического состояния индивида, которое не соответствует определенным психологическим, физиологическим и социальным нормам, требует целостного взгляда на человека, с учетом его физических, психических и нравственных свойств. Во-вторых, основу функции составляет гуманистический взгляд, мажорный настрой преподавателя по отношению к личности студентов. В-третьих, преподаватели, в процессе реализации функции, ориентируются на сильные стороны личности студентов. В-четвертых, осуществление функции предполагает создание в университете определенной среды, соответствующих условий для реализации юношами и девушками своего потенциала.

Система функций остается незавершенной при отсутствии функции укрепления здоровья студентов, поскольку она связана с необходимость повышения оптимальных адаптационных резервов организма человека. Механизм ее реализации в вузе видится на пути наращивания физического компонента здоровья студентов на занятиях физической культурой, ЛФК, в спортивных секциях и клубах университета, в ходе проведения внеаудиторных спортивно-физкультурных воспитательных мероприятий [1-3]. Педагогический процесс, направленный на обогащение нравственного опыта студентов, соответ-

ствует цели укрепления социального компонента здоровья.

Важным средством укрепления психического и социального компонентов здоровья студентов являются тренинги, меняющие позиции педагога-куратора, который не «учит жить», а помогает каждому студенту понять себя и другого, контролировать свои мысли и поступки, определить критерии и систему оценки себя и группы как субъекта. Условиями роста резервов здоровья студентов следует считать дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого студента.

1. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования к здоровьеориентированной деятельно-

сти // Славянская педагогическая культура. 2007. № 6. С. 140-142.

2. Ирхин В.Н., Жернакова Н.И. Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 88-93.

3. Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности // Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 64-67.

Поступила в редакцию 6.03.2009 г.

Irhin V.N., Irhina I.V. The functions of health oriented educational system of the university. The article considers the substance of five main functions of health oriented university's educational system . The authors present health oriented educational system as one of possible solutions of the student health saving's problem.

Key words: health oriented educational system, student's health, functions.

УДК 371

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© М.А. Соломченко

В работе рассмотрены источники мотивации, направленные на активизацию познавательной деятельности. Обязательным условием для формирования интереса к учению у студентов является практическая значимость предлагаемой информации, т.е. предпочтение должно отдаваться групповым и коллективным формам учебной деятельности с включением рассмотрения практических ситуаций и деловых игр.

Ключевые слова: мотивация, студенты, методы, интерес, учебная деятельность.

Известно, что мотивация существенно влияет на любую деятельность человека и способствует эффективности ее выполнения [1]. Если бы можно было выделить ведущий фактор процесса усвоения знаний, то приоритет следовало бы отдать мотивации. Мотивацию определяют как причину действия или побуждение к какой-либо деятельности. Что касается высшего учебного заведения, то здесь под мотивацией следует понимать едва ли не все причины, побуждающие студентов к усвоению знаний и развитию способностей.

Действенная мотивация порой побуждает студента работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожи-

дать. Проведенные исследования подтверждают, что, имея сильную мотивацию, студент средних способностей достигнет более высоких результатов в учении, нежели его незаурядный однокурсник при умеренной мотивации [2]. В результате при прочих равных условиях (таких, как уровень способностей, состояние здоровья, эмоциональная и социальная адаптация) разная степень мотивации предполагает различия в успеваемости студентов. По этой причине невозможно выделить какую-то универсальную мотивацию, свойственную всем студентам. Можно лишь сказать, что для них существуют более привлекательные и менее привлекательные

Зб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.