УДК 378.124.92/96:378.17:614
0 ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРАТОРА ВХОДЕ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ВУЗА
Т В Никулина ® статье рассматриваются основные этапы деятельности куратора
по развитию здоровьеориентированной воспитательной системы вуза.
Белгородский
государственный Ключевые слова: здоровьеориентированная воспитательная сис-
университет тема вуза, этапы деятельности куратора, профессиональная компе-
тенция куратора.
e-mail:
С 2008 года в Белгородском государственном университете внедряется технология управления развитием здоровьеориентированной воспитательной системы вуза (ЗВС).
Ключевой фигурой ЗВС является куратор студенческой группы. Именно ему принадлежит ведущая роль в развитии личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки. При этом куратор осуществляет ряд функций по обеспечению здоровья будущих специалистов: социализационную, культурологическую, профилактическую, коррекционно-реабилитационную, здоровьеукрепляющую, стимулирующую, мониторинговую и др. [1].
Основные этапы деятельности куратора по развитию здоровьеориентированной воспитательной системы вуза: информатиционно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностическаий, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-корректиционный.
Информационно-аналитическая деятельность руководителя эксперимента по управлению развитием ЗВС вуза, как «инструмента управления», была направлена на изучение фактического состояния и объективную оценку результатов здоровьеориентированной работы кураторов, выработку регулирующих механизмов по переводу ЗВС вуза в новое качественное состояние. На данном этапе кураторы объединялись в творческие группы на основе выявленных затруднений.
Например, в ходе проведения круглого стола по проблеме «Развитие здоровой личности студента» использовался метод «мозгового штурма», а его участники обсуждали вопросы сущности понятия «здоровая личность студента», проблемы и пути ее формирования в условиях воспитательного процесса в вузе.
Так, в ходе игрового моделирования на тему «Здоровьеориентированная воспитательная система вуза: проблемы и опыт развития» первый, подготовительный этап игры, включал в себя сбор информации о состоянии проблемы развития ЗВС. Уровень развития ЗВС изучался с помощью методов анкетирования, наблюдения и бесед с кураторами экспертной группы.
Второй этап заключался в создании проблемно-конфликтной ситуации посредством ознакомления кураторов с результатами проведённой диагностики. Приведённые аргументы, а также анализ руководителем эксперимента анкет «Университет глазами студента» и «Куратор глазами студента» подвёл кураторов к необходимости переосмысления полученной информации.
Дальнейшая работа кураторов в ходе игрового моделирования осуществлялась в группах. Участникам игры предстояло переосмыслить прежний опыт развития воспитательной системы университета. Рефлексивно-аналитическая беседа руководителя эксперимента с кураторами сопровождалась вопросами типа: «Как получилось, что ...?», «Почему же так?», «Что можно сделать?», «Что изменится, если ...?» и др. В качестве
приёмов интенсифицирующего воздействия использовались реплики и оценочные высказывания: «Здесь надо иначе», «Может быть», «Это приведёт к тому, что ...», «Если так, то ...» и др. Используемые руководителем группы в ходе рефлексивно-аналитической беседы вопросы, реплики и оценочные суждения позволили кураторам осмыслить смоделированную проблемно-конфликтную ситуацию, связанную с развитием ЗВС, обеспечить принятие участниками игры ведущей идеи ЗВС университета.
Осознание кураторами и преподавателями сложившегося противоречия между потребностью общества в развитии здоровой личности студента и сложившейся воспитательной системы в вузе дало возможность выделить проблемы и обозначить основные задачи, решение которых привело бы к росту потенциала вуза и каждого субъекта воспитательной системы для реализации генеральной цели: пересмотреть критерии оценки деятельности куратора; организовать теоретико-практическую подготовку кураторов в рамках вуза в аспекте рассматриваемой проблемы; создать творческие группы кураторов для совместной работы по развитию ЗВС вуза; организовать в вузе постоянно действующий консультативный пункт с целью оказания необходимой помощи кураторам в осуществлении здоровьеориентированной деятельности; перейти к адаптивной организационной структуре управления, обеспечив, тем самым, самоуправляемое развитие ЗВС вуза.
Выявление возможностей вуза и каждого куратора в развитии ЗВС стало результатом деятельности участников игры на третьем этапе. На завершающем этапе игрового моделирования на основе обобщения результатов работы кураторов в группах был представлен проект программы воспитания здоровой личности студента.
Роль управления на мотивационно-целевом этапе заключалась в создании условий для принятия субъектами системы ценностей ЗВС вуза.
Осуществлялось валеологическое просвещение кураторов, проводились локальные эксперименты по внедрению здоровьесберегающих приёмов обучения студентов. Важным итогом работы явилось осмысление того факта, что достижение генеральной цели возможно лишь при условии изменения целостной воспитательной системы, а не отдельных её компонентов, при условии включения куратора, как ключевой фигуры, в реализацию здоровьеориентированной деятельности. Наполнение концепции развития воспитательной системы вуза валеологическими идеями, создание вузовского Центра семейной медицины как своеобразного центра здоровья, проведение кураторских часов, посвященных вопросам сохранения здоровья студентов, - все это, как показала практика, выступало в роли своеобразных инструментов организации творческой атмосферы, включения преподавателей вуза и кураторов в здоровьетворческую деятельность.
На этапе образования ценностно-смысловых установок субъектов ЗВС вуза особое место отводилось проведению теоретических семинаров для кураторов. Наиболее эффективными оказались деловые игры, круглые столы.
Исследование показало, что эффективным методом формирования целевых установок ЗВС вуза на развитие здоровой личности студента, являлось игровое моделирование. Игра предполагала перевоплощение участников в конкретных субъектов воспитательной системы. Групповое межролевое взаимодействие кураторов позволило получить новое, эмоционально прочувствованное знание, имеющее самоценность как коллективный продукт. Вместе с тем, в ходе игры происходило обогащение каждого участника новыми представлениями о себе, о своей деятельности в результате сопоставления оценок коллег.
Большую роль на этом этапе сыграл консультационный отдел, организованный с целью оказания помощи педагогам в разрешении возникающих затруднений. По заявкам кураторов консультации проводили учёные (педагоги, психологи, медики, биологи), а также специалисты Центра семейной медицины.
Следует заметить, что многие кураторы и преподаватели не сразу осознали необходимость и важность развития ЗВС вуза. Эксперимент начался с небольшой группой кураторов, которые уже имели практические наработки в области обеспечения
здоровья студентов и хотели лишь систематизировать и обобщить свой опыт. Открытые занятия, воспитательные мероприятия, показ положительных результатов здоровьеориентированной деятельности участников творческой группы, данные комплексной диагностики, выступления руководителей социально-воспитательной работы, специалистов и заведующих кафедр перед педагогическим коллективом вуза способствовали дальнейшему включению кураторов в инновационную работу.
Все кураторы, участвовавшие в исследовании, были условно разделены на группы в соответствии с различным отношением к себе, как субъекту деятельности по развитию ЗВС вуза, отношением к самой деятельности и отношением к ЗВС вуза. В ходе исследования акценты были сделаны на степени осознания кураторами своих профессиональных возможностей и способностей, на наличии творческой позиции педагогов, интереса и потребности в разрешении имеющихся затруднений и проблем, совершенствовании педагогического мастерства, на целях и характере выполнения деятельности, осознании значимости развития здоровой личности студентов.
Наблюдение за деятельностью кураторов, их опрос позволили выделить группу педагогов (23 %), чьи профессиональные ожидания не совпадали с личными. Представители этой типологической группы сомневались в эффективности предлагаемых новых технологий, являлись тормозом для успешного развития ЗВС вуза. Причины такого поведения скрывались за имевшимися ранее неудачами, разочарованием в достижении успеха. В работе с этой группой проектировались ситуации, при которых идея нововведения превращалась в инициативу самих кураторов.
Ко второй группе были отнесены кураторы (42 %), которым требовалось гораздо больше времени для принятия решения о включении в эксперимент. Они не проявляли инициативу, но и не отставали от других.
Кураторы третьей группы (25 %) стремились реализовать себя в здоровьеориентированной воспитательной деятельности, самоутвердиться в глазах своих коллег и руководителей, для них был важен собственный авторитет в вузе.
К четвёртой группе мы отнесли кураторов (10 %), чьи профессиональные и личностные интересы совпадали. Такие кураторы высоко ценились среди коллег, к ним обращались за помощью и советом.
Проведённая работа подтвердила важность и эффективность использования такого комплекса стимулов, побуждающих кураторов к здоровьеориентированной деятельности: как личный пример руководителя эксперимента, организация соревнования, гласность результатов деятельности кураторов, предоставление возможности для самообразования и повышения квалификации; изучение, обобщение и распространение в практике других педагогов опыта воспитания здоровой личности студентов; оказание доверия, расширение объёма ответственности и прав; уважение и одобрение со стороны руководителя, похвала при коллективе; поощрение поиска словом, вниманием и т. д. Наиболее эффективными оказались методы показа лучшего опыта педагогов по организации воспитания здоровой личности студентов, получение морального удовлетворения от результатов своего труда.
В результате проведённого исследования наметилась динамика развития здо-ровьеориентированных ценностно-целевых установок кураторов от отторжения или неприятия их педагогом до готовности куратора выйти за пределы сложившейся воспитательной системы и, наконец, до конструирования модели ЗВС вуза.
Анализ хода опытно-экспериментальной работы показал, что реализация планово-прогностической функции - важнейший этап в управлении развитием ЗВС вуза, ведущим условием которого стала теоретико-практическая подготовка кураторов к здоровьеориентированной деятельности. С этой целью мы выделили из «проблемного поля» систему знаний и умений, необходимых куратору для осуществления здоровье-ориентированной деятельности. Именно они стали предметом изучения на теоретико-практических семинарах. Программа «Школы кураторов» предусматривала индивидуальную и групповую работу с кураторами по устранению затруднений, заявленных в
«проблемном поле» на основе проведённого на первом этапе диагностического исследования. Проведённое исследование подтвердило, что для успешного осуществления здоровьеориентированной деятельности куратору необходимо было иметь целостное представление о ЗВС вуза (сущность, целевые установки, структурные компоненты); о ключевых понятиях: «здоровье», «здоровьесберегающий образовательный процесс», «здоровьеориентированная воспитательная деятельность». Кроме того, куратору следовало знать возрастные психофизиологические особенности студентов, факторы снижения здоровья студентов в процессе их обучения в вузе; здоровьесберегающие педагогические технологии; критерии и способы оценки эффективности ЗВС и т.д. Опытно-экспериментальная работа показала, что на стадии становления ЗВС целесообразно создавать временные коллективы кураторов - творческие и проблемные группы, объединяющие педагогов разных специальностей на основе сходных воспитательных проблем, психологической совместимости, сработанности, групповой дифференциации, различия жизненного и профессионального опыта, личностных и профессиональных ожиданий, интересов, уровня подготовленности и т. д. Работа кураторов в творческих и проблемных группах, обмен опытом, достижения коллег стимулировали творческое применение педагогами полученных в «Школе кураторов» знаний и умений.
Организационно-исполнительский этап представлял собой практическую деятельность руководителя эксперимента по формированию и регулированию определённой структуры организационных взаимодействий субъектов
Способы взаимодействия управляемой и управляющей систем включали методы мотивационного и рефлексивного управления, индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, моральное и материальное стимулирование кураторов и специалистов службы здоровья (Центра семейной медицины).
Сегодня в здоровьесберегающей инфраструктуре БелГУ, активно используемой в воспитательных системах кураторов, успешно развиваются: Центр семейной медицины, Лаборатория профилактической и восстановительной медицины; Центр хро-номедицины; Лаборатория молекулярной генетики человека; Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной; Конно-спортивная школа; Оздоровительный лагерь в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком «Нежеголь»; Оздоровительный лагерь в г. Туапсе; Ботанический сад; комфортабельное общежитие. Только в 2008 г. на базе природного парка в проводимых Днях здоровья приняло участие свыше 20 тысяч студентов.
В опытно-экспериментальной работе были выявлены и апробированы наиболее эффективные формы воспитательной работы куратора со студентами, направленными на формирование валеологической грамотности и информационного фонда для решения различных валеологических задач.
Для совершенствования деятельности кураторов управлением информатизации был разработан электронный вариант дневника - делового блокнота куратора. Внедрялись современные педагогические технологии, обеспечивающие здоровьесбе-режение в образовательном процессе.
Контрольно-диагностическая функция предусматривала ознакомление кураторов с передовым опытом работы. Показ элементов системы воспитательной работы конкретного куратора, преподавателя сопровождался обсуждением, анализом и самоанализом, оценкой и самооценкой представленного опыта участниками творческой группы.
На регулятивно-коррекционном этапе управления руководитель эксперимента анализировал свою деятельность по управлению процессом развития ЗВС вуза, вносил коррективы в систему работы кураторов для повышения их профессиональной компетенции.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил динамику изменений уровней сформированности профессиональной компетенции кураторов в здоровьеориентированной деятельности.
Таблица
Динамика изменении уровней сформированности профессиональной компетенции кураторов к здоровьеориентированной деятельности
Экспериментальная Абсолютные Контрольная Абсолютные
Уровни группа (112 чел.) показатели группа (112 чел.) показатели
начало конец прироста начало конец прироста
Низкий 35% 9% -26% 35% 30% -5%
Средний 46% 54% +8% 47% 49% +3%
Высокий 19% 37% +18% 18% 21% +3%
Данные таблицы показывают, что в результате проведения работы у 37 % кураторов экспериментальной группы выявлен высокий уровень сформированностипро-фессиональной компетентности, у 54 % - средний уровень и только у 9 % - низкий уровень. Абсолютные показатели прироста свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение количества кураторов с высоким и средним сформированным уровнем профессиональной компетентности (18 % и 8 %), в то время как в контрольной группе эти показатели не носят такого выраженного характера (3 % и 3 %).
Положительным результатом теоретической подготовки кураторов является коррекция их личностной направленности по вопросам конструирования здоровьеориентированной воспитательной деятельности. Так, при подготовке к воспитательному мероприятию кураторы более осознанно и тщательно стали продумывать систему вопросов и заданий по валеологической тематике. Значительно возросло количество кураторов, включающих в воспитательный процесс эвристические задания с 48% до 59 %, проблемно-поисковые (с 39 % до 48 %), творческие (с 43 % до 57 %). Вместе с тем, репродуктивные задания кураторы стали использовать реже (с 48 % до 17 %). Шире кураторы стали использовать разнообразные виды организации учебной деятельности. В среднем организацию поисковой (исследовательской) деятельности студентов кураторы стали чаще использовать на 16 %, творческую деятельность - на 22 %, игровую - на 20 %, рефлексивную деятельность - на 21 %. Увеличилось количество кураторов учителей, которые стали продуманно подходить к организации занятий: с учётом динамики умственной работоспособности - на 22 %, индивидуальных особенностей и психофизиологических процессов студентов - на 9 %, психофизиологических особенностей - на 7 %. В ходе учебного занятия кураторы на 18 % больше времени стали отводить самостоятельной работе студентов.
Полученные результаты исследования наглядно показывают, что в ходе реализации экспериментальной технологии управления ЗВС вуза значительно повысилась профессиональная компетентность кураторов.
Список литературы
1. Ирхин В.Н. Концепция развития здоровьесберегающей педагогической системы вуза / В.Н.Ирхин. - Белгород: БелГУ, 2006. - 128 с.
2. Исаев И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И.Ф. Исаев, Е.Н. Кроле-вецкая // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 90-94.
3. Никулина Т.В. Инновационные возможности социально-воспитательной работы куратора (из опыта работы Белгородского государственного университета / Т.В. Никулина // Педагогика, Лингвистика и информационные технологии: материалы Международной научно-практической конференции. - Елец, 2007. - С. 99-104.
4. Современный куратор: наставник или партнер?: из опыта работы кураторов студенческих групп.: науч.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, ГОЦ ВПО Белгор. гос. ун-т; под ред.: Е.В.Тонкова, Л.Д.Рагозиной. - Белгород: БелГУ, 2007. - 160 с.: ил.
ABOUT IMPROVING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TUTOR OURING DEVELOPMENT OF HEALTHORIENTEO UNIVERSITY EOUCATIONAL SYSTEM
T V NikUlina ^his article is about principal stages of tutors activity connected with
development of Healthoriented University educational System.
Belgorod
State Key words: Healthoriented University Educational System, stages of
University tutors activity, professional competence of a tutor.
e-mail: