Научная статья на тему 'Портфолио как инструмент диагностики личных достижений, деятельности и результатов обучения кураторов студенческих групп'

Портфолио как инструмент диагностики личных достижений, деятельности и результатов обучения кураторов студенческих групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОРЫ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП / ОБУЧЕНИЕ КУРАТОРОВ / ПОРТФОЛИО КУРАТОРА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КУРАТОРА / CURATORS OF THE STUDENTS GROUPS / TRAINING OF CURATORS / PORTFOLIO OF THE TUTOR / EVALUATION OF THE ACTIVITY / EVALUATION OF THE RESULTS OF THE CURATORS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Г. У., Жукова И. В., Юсупова А. В., Бакеева Р. Ф.

Рассматриваются результаты обучения кураторов первого курса в Казанском государственном энергетическом университете. Выпускная квалификационная работа, выполненная в форме портфолио, позволяет оценивать результаты обучения, личные достижения, а также результаты деятельности в качестве куратора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Г. У., Жукова И. В., Юсупова А. В., Бакеева Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are leaning results of first year Kazan state power engineering university (KSPEU) students curators. Leaving Qualified Research project is done as a portfolio and makes it possible to estimate the results of learning, personal achievements and record of activities they take part in as curators.

Текст научной работы на тему «Портфолио как инструмент диагностики личных достижений, деятельности и результатов обучения кураторов студенческих групп»

УДК 378.126

Г. У. Матушанский, И. В. Жукова, А. В. Юсупова, Р. Ф. Бакеева

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ,

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КУРАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Ключевые слова: кураторы студенческих групп; обучение кураторов; портфолио куратора; оценка деятельности, личных

достижений, результатов обучения куратора.

Рассматриваются результаты обучения кураторов первого курса в Казанском государственном энергетическом университете. Выпускная квалификационная работа, выполненная в форме портфолио, позволяет оценивать результаты обучения, личные достижения, а также результаты деятельности в качестве куратора.

Keywords: curators of the students groups, training of curators, portfolio of the tutor, evaluation of the activity, evaluation of the

results of the curators activities.

There are leaning results of first - year Kazan state power engineering university (KSPEU) students curators. Leaving Qualified Research project is done as a portfolio and makes it possible to estimate the results of learning, personal achievements and record of activities they take part in as curators.

Основной аспект деятельности куратора группы на первом курсе - это помощь в адаптации к студенческой жизни бывшего школьника, а также воспитательная работа по формированию разносторонне развитого, культурного гражданина, признающего духовные ценности, традиции, моральные устои и нравственные ориентиры общества. Основные задачи воспитательной работы - это формирование у студентов мотивации к учебе, патриотической и нравственной позиции, здорового образа жизни, потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, воспитание толерантности, приобщение к художественной самодеятельности, спорту, научным исследованиям. Воспитательный аспект деятельности куратора связан с его личностью, широким кругозором, начитанностью, информированностью в различных областях (политике, культуре, искусстве, литературе), ответственностью, справедливостью, а также с желанием прийти на помощь.

Работа куратора не должна сводиться к контролю за успеваемостью и посещаемостью. Научить пользоваться библиотечными каталогами, подсказать как правильно конспектировать научную литературу, как записывать лекции, рассказать об основных положениях балльно-рейтинговой системы -вот не полный перечень того, что должен делать куратор первого курса. Изучить и проанализировать психологические особенности отдельных студентов, оценить с помощью специальных методик психологический климат группы - задача куратора, связанная с выделением лидеров группы, формированием сплоченного коллектива, развитием коммуникативности, дисциплинированности, взаимопомощи . В процессе этой работы происходит формирование педагогических и управленческих качеств самого преподавателя-куратора.

В связи с переходом на государственные образовательные стандарты третьего поколения у кураторов первого курса появляется очень важная и трудная задача помощи студенту в выборе индиви-

дуальной образовательной траектории, которая формируется в связи с появлением дисциплин по выбору. Он в этой связи выступает в роли тьютора -наставника, преподавателя-консультанта, куратора образовательной программы. Для первокурсника выбор образовательной траектории является очень трудной задачей, поэтому советы куратора просто необходимы.

Можно выделить основные функции кураторской деятельности: информативная, организационная, воспитательная, административная, творческая. Информационная деятельность заключается в том, что он должен своевременно передавать студентам информацию о расписании, медосмотрах, всех мероприятиях в вузе, возможностях организации индивидуального маршрута обучения. Организационная деятельность, как правило, заключается в том, что куратор организует мероприятия, проходящие в свободное от учебы время - походы в театры, на выставки, на концерты, на встречи с деятелями культуры, с студентами других вузов, спортивные мероприятия, олимпиады и так далее.

Кураторы первого курса не всегда знакомы с методами социометрии, практической психологии, различными педагогическими приемами и способами воздействия, активными формами работы с группой (групповые дискуссии, ролевые игры). Поэтому организация учебы кураторов первого курса является актуальной задачей.

В первом семестре 2011-2012 учебного года в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) на базе факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) было организовано обучение кураторов первого курса по программе «Организация воспитательной работы со студентами в вузе: формирование здорового образа жизни». Структура образовательной программы содержит четыре модуля: « Государственная политика в образовании», «Педагогические приоритеты деятельности преподавателя высшей школы и куратора», «Социально психологическая характеристика

студенчества», «Современные образовательные технологии, направленные на формирование у студентов здорового образа жизни (ЗОЖ)». Трудоемкость первых трех модулей составляет 36 часов, трудоемкость четвертого модуля - 34 часа. Таким образом, наибольшее внимание в программе уделяется современным образовательным технологиям, направленным на формирование у студенчества здорового образа жизни [1].

Программа обучения включает следующие темы: «Государственная образовательная политика Российской Федерации: новые приоритеты», «Инновационные ориентиры развития образования в Российской Федерации», «Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы», «Психолого-педагогические установки преподавателя высшей школы и куратора», «Выявление мотивации преподавателя высшей школы и кураторов к сотрудничеству со студентами вуза в учебно-воспитательном процессе», «Ожидания кураторов от работы с группой студентов. Ожидания студентов группы от взаимодействия с куратором», «Программа воспитания в академической группе», «Моделирование воспитательной системы группы», «Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов», « Студент как субъект учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позицией», «Формирование у студентов мотива интереса к профессии при обучении в вузе», «Влияние курато-ра(преподавателя) на формирование мировоззрения, новых ценностных ориентаций студента, его мотивацию», «Усиление диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения», «Создание для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе воспитательной работы в вузе», «Сущность и педагогическое наполнение категории «здоровый образ жизни»», «Определение ЗОЖ, эволюция стереотипов ЗОЖ в условиях модернизации России», «Психолого-педагогические факторы формирования ЗОЖ у молодежи в современных условиях», «Психологическая готовность педагогов к работе с интерактивными здоровьесберегающими технологиями», «Психолого-педагогическая поддержка студенчества», «Основные методы формирования у студентов-первокурсников установок на здоровый образ жизни», «Признаки опьянения психостимуляторами. Абстинентный синдром», «Последовательность действий педагога (куратора) и администрации учебного заведения при подозрении на употребление студентами психотропно-активных веществ», «Современные лечебно-педагогические и тренировочные технологии поддержания и укрепления здоровья», «Успешные примеры (отечественные и зарубежные) педагогических технологий здоровь-есберегающей педагогики.»

В качестве выпускной аттестационной работы слушателям было предложено разработать и создать портфолио куратора, являющееся некоторой

формой оценки и самооценки результатов его деятельности. Портфолио должно включать сведения, отражающие учебные, спортивные, исследовательские, общекультурные достижения обучаемых, а также отражение показателей качества деятельности самого педагога- куратора. Эти сведения должны подтверждаться сертификатами конкурсов, соревнований, олимпиад и других мероприятий. В портфо-лио рекомендовано отразить личные профессиональные достижения в образовательной и воспитательной деятельности, результаты обучения и воспитания студентов, а также результаты, достигнутые группой, в которой педагог является куратором. Предлагалось также оценить вклад автора портфо-лио в развитие системы профессионального образования. Основная цель выпускной квалификационной работы - самоанализ своих значимых профессиональных достижений, полученных в обучающей, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и творческой деятельности. Не исключались и другие формы выпускной квалификационной работы. Например, самостоятельный выбор темы, связанной с воспитательной деятельностью в вузе.

Портфолио педагога-куратора - это авторский проект, не содержащий строгих рамок, каждый автор может сформировать его индивидуально, включив в него по своему усмотрению те из разделов, о которых рассказывалось на занятиях. Это «портрет» педагога, содержащий общие сведения об авторе: Ф.И.О., год рождения, образование, трудовой и педагогический стаж, стаж работы в КГЭУ, название кафедры, документы, подтверждающие наличие ученых и почетных званий и степеней, сведения о поощрениях и наградах. Раздел, освещающий научно-методическую деятельность педагога, может включать разработанные автором или в соавторстве образовательные программы, учебно-методические комплексы, ,список учебных пособий, учебников, учебно-методических разработок, информацию об участиях в педагогических конкурсах и методических конференциях. В разделе, показывающем научно-исследовательскую деятельность педагога-куратора, могут быть помещены сведения о научно-исследовательских договорах, в которых автор принимал участие, список научных трудов, изобретений, авторских патентов. В раздел, характеризующий педагогическую деятельность, можно включить результаты «контрольных срезов», промежуточных и итоговых аттестаций в группах, в которых педагог вел занятия и в которых он работал как куратор, а также описание корректирующих действий, предпринятых в связи с анализом результатов оценки успеваемости. В разделе, описывающем воспитательную деятельность, могут быть планы внеучебной работы куратора, фото и видеоматериалы по мероприятиям, проведенным в группах, сведения о награждениях и дипломах, полученных студентами за участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, смотрах художественной самодеятельности, в различных творческих коллективах.

Рекомендовано также включить в портфолио педагогическую концепцию автора, сведения об используемых педагогических технологиях (ролевые игры, проектный метод, метод проблемного обучения, личностно-ориентированное обучение, метод case-study и так далее).

Работа по созданию портфолио формирует у педагога-куратора ряд общекультурных компетенций. Анализ и самооценка включенных в портфолио научно-исследовательских работ формирует «способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения» , а также «способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения», «способность и готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией» [2].

В результате изучения первого модуля программы формируется «способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм». Изучение второго и третьего модулей программы формирует «готовность к кооперации, работе в коллективе». В результате изучения четвертого модуля формируется «способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [2].

На занятиях и консультациях слушателей знакомят с образцом портфолио, разработанным педагогом-куратором, а также им предоставляется электронный вариант методического пособия, в котором рассмотрены основные типы портфолио и рекомендации по их проектированию [3].

На итоговой процедуре защиты выпускных квалификационных работ слушатели представили электронные презентации разработанных ими порт-фолио. Доклады вызвали множество вопросов и оживленную дискуссию, что указывает на несомненную пользу такой программы обучения. Знакомство с методикой разработки портфолио и опыт создания собственного портфолио несомненно поможет кураторам проанализировать свой педагогический опыт, освоить проблему оценки качества обучения, основанной на компетентносном подходе, наметить дальнейший курс своей педагогической деятельности.

Возможно продолжение этого опыта в студенческих группах, создание портфолио обучаемых, представляющих из себя мониторинг накопленных знаний, умений, навыков и компетенций, систематическую самооценку и сравнение результатов индивидуальных достижений. Работа над портфолио помогает поддерживать у обучаемых высокую профессиональную мотивацию, развивает самостоя-

тельность при освоении программ обучения, учит анализировать свои достижения на определенных этапах деятельности. Результатом рефлексии и самооценки своей учебной деятельности за определенный период является разработка корректирующих действий на следующий этап обучения, а также целеполагание и планирование. Все сказанное относится и к работе над портфолио самого педагога.

Оценка деятельности кураторов проводилась по представленным ими портфолио методом экспертных оценок. Было выделено 10 параметров, каждый из которых мог оцениваться экспертами в десятибалльной шкале. В качестве экспертов выступили преподаватели факультета повышения квалификации, директора институтов КГЭУ. Анкета с выделенными параметрами представлена в табл. 1. Максимальное количество баллов, которым можно было оценить портфолио куратора равно 100. Таблица 1 - Анкета оценки работы кураторов

Параметры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Наличие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

анализа ли-

тературы по

кураторской работы

Применение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

методов

практиче-

ской психо-

логии и со-

циометрии при работе в

студенческой

группе

Собственные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

достижения

(защита дис-

сертаций,

награждения,

научная дея-

тельность,

научно-

методиче-

ские работы)

Список ли- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

тературы

Воспита- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

тельная ра-

бота в сту-

денческой

группе

Организа- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

торская работа в сту-

денческой

группе

Окончание табл. 1

1

Учебная деятельность в студенческой группе (анализ успеваемости и посещаемости, корректирующие действия)_

Работа по формированию здорового образа жизни в студенческой группе

Информационная деятельность в студенческой группе

Выбор педагогической концепции

2

3

10

11

10

10

10

10

В таблице 2 представлено полученное в результате экспертных оценок распределение баллов. Весь диапазон от нуля до 100 баллов разбит на 10 равных интервалов, каждому интервалу соответствует процент кураторов, оценка выпускной работы которых попадает в этот интервал. На рисунке 1 изображена гистограмма, соответствующая этому распределению.

Таблица 2 - Распределение экспертных оценок

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0

Бал-

о о о о о о о

лы ОО т о

-

ОО т о

% ВКР 1П 1П 1Г1 т 1Г1 1Г1 1Г1 о о о о

Средний балл всех обучаемых, представивших выпускную аттестационную работу в виде портфолио, равен 66,05. Исправленное стандартное отклонение равно 18,07 баллов, коэффициент вариации составляет 27,36%. Из анализа гистограммы (рис 1) видно, что 35 процентов участников обучения по результатам экспертизы имеют оценку выше среднего балла, а 25 процентов по оценке экспертов набирают баллы, близкие к среднему. Следователь-

но, 60 процентов обучаемых показали неплохие результаты обучения. Еще 10% набрали высокие баллы, лежащие в интервале 81-100 баллов. Коэффициент вариации довольно высокий, но ниже 33%, следовательно можно считать анализируемую совокупность однородной, а среднюю величину - надежной.

Рис. 1 - Зависимость процента обучаемых от числа баллов экспертной оценки

Таким образом, можно констатировать, что выпускная аттестационная работа по результатам повышения квалификации, выполненная в форме портфолио, позволяет адекватно оценивать личные достижения и реультаты обучения кураторов студенческих групп.

Литература

1. Жукова И.В., Завада Г.В., Матушанский Г.У. Повышение квалификации кураторов студенческих групп в Казанском государственном энергетическом университете: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития профессиональной культуры личности педагога в условиях региона». Рязань, РГУ, 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 - Электроэнергетика и электротехника.

3. Масленникова В.Ш., Боговарова В. А., Шайхутдинова Г.А. Портфолио педагога-куратора как технология оценки его воспитательной деятельности: Методическое пособие (для руководителей и преподавателей учреждений профессионального образования). - Казань, Изд-во «ООО Печать-Сервис -21 век», 2009. - 133 с.

4

5

6

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

© Г. У. Матушанский - д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогика и психология профессионального образования КГЭУ, ррро-к^еи @ yandex.ru; И. В. Жукова - проректор по воспитательной работе КГЭУ, рг-к^еи-роуг@ mail.ru; А. В. Юсупова - канд. техн. наук, доц. КГЭУ; Р. Ф. Бакеева - д-р хим. наук, проф. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.