«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)
УДК 378 ББК 74.48
АЛ. Рябинина
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРОВ ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ (ОПЫТ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Статья посвящается основам организации деятельности кураторов вуза в области формирования гражданственности студентов. Кратко приведены результаты исследований, проведенных среди студентов с целью выявления общего уровня их воспитанности, а также среди кураторов, демонстрирующих средства и формы, используемые в их деятельности по формированию гражданственности студентов.
Ключевые слова: деятельность кураторов вуза; формирование гражданственности студентов
A.A. Ryabinina
THE STUDENTS CIVIL EDUCATION ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY CURATORS (EXPERIENCE OF IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY)
The article is dedicated to the basics of organization of University curators activity in the students civil education field. It also summarizes the results of the research conducted among students in order to identify their level of education, and among curators, demonstrating the means and forms used in their activity in the students civil education field.
Key words: activity of curators of the University; the students civil education
Процесс формирования гражданственности современного подрастающего поколения в условиях постоянно изменяющейся социальной действительности требует переосмысления накопленного ранее теоретического и практического опыта в данной области. Перемены в социальной жизни страны требуют поиска новых и усовершенствования традиционных средств гражданского воспитания молодежи. Подобные средства должны соответствовать требованиям построения гражданского общества в России и отражать специфику всех категорий обучающихся.
© Рябинина А.А., 2014
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется многими факторами. Среди них - все возрастающий рост специалистов с высшим образованием, обусловленный требованиями современной экономики, науки и культуры, при этом достаточно низкий уровень социальнополитической активности российских студентов, а также тот факт, что традиционно студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции.
Современный научно-педагогический и практический опыт демонстрирует достаточно широкий диапазон предлагаемых средств гражданского воспитания. К сожалению, в основном, разработки в данной области направлены на школьников, а воспитание гражданских качеств студента реализуется на практике лишь на занятиях по обществоведческим дисциплинам и в рамках профессиональной ориентации студентов.
Исходя из основной характеристики студенческого возраста - высокого образовательного уровня, эта категория обучающихся является наиболее нуждающейся в воспитании гражданственности. Дело в том, что наступление физической, гражданской, интеллектуальной и трудовой зрелости во времени не совпадает. Физическая зрелость в главном завершена, но остальные виды зрелости, особенно гражданская и трудовая, еще далеки от завершения.
Таким образом, предварительное исследование уровня воспитанности студентов ИГЛУ показало его достаточно низкий уровень. Студентам предложили выбрать качества наиболее присущие им. Выбор распределился следующим образом: патриотизм выбрали - 20%; гуманизм - 15%; дисциплинированность -47%; принципиальность - 32%; добросовестное отношение к труду - 12%; ответственность -36%; честность - 21%; целеустремленность - 10%; активность -56%; любознательность - 29%; эстетическое развитие - 9%; зато стремление к физическому совершенству - 41%, а высокие притязания к уровню жизни -49%.
В этих условиях возрастающие требования к качеству образования обязывает всех участников педагогического процесса в вузе стремиться к совершенст-
вованию своей деятельности, фундаментально изменять и модернизировать ее. Особую актуальность приобретает создание внутривузовского контроля качества педагогического процесса на всех его уровнях и во всех его структурах -не только контроль за качеством обучения, но и воспитания. Таким образом, представляется логичным рассмотреть институт кураторов вуза в качестве одного из ведущих средств формирования гражданственности современного студенчества.
В Иркутском государственном лингвистическом университете с 2004 года одним из ведущих направлений деятельности кураторов является формирование гражданственности студентов. Почти за десять лет сложилась система воспитательной работы, направленной в первую очередь на создание целостной граждански-воспитывающей среды вуза.
Одним из главных условий действенности этой среды является профессиональное поведение куратора. Всю деятельность куратора необходимо строить в соответствии с поставленными задачами. Для того, чтобы полноценно сформировать личность гражданина, необходимо исходить из трех основных сфер ее развития - интеллектуальной, эмоционально-волевой и деятельностной, т.е. направить ее на формирование гражданских знаний, понятий, суждений, убеждений, умений и привычек, а также развитие гражданских чувств.
В научно-исследовательских работах последних лет предлагается сравнительно небольшой ряд возможностей использования различных педагогических средств в области формирования гражданственности у студентов вуза.
Так, обобщая изученное, в основе традиционного, на наш взгляд, подхода лежит идея интеграции учебной, научной и воспитательной деятельности. Исходя из этого, основными средствами воспитания гражданской активности студентов, используемыми кураторами академических групп и курсов, являются:
-воспитательный потенциал учебного процесса;
-традиции вуза факультета, группы;
-научно-исследовательская деятельность студентов;
-студенческое самоуправление;
-культурно-массовая и творческая деятельность студентов;
-спортивно-оздоровительная работа.
Логичным представляется кратко остановиться на алгоритме действий по формированию гражданственности студентов, который используется большинством (89%) кураторов. Исходя из возложенных на него задач и обязанностей, куратор рассматривает и планирует основные этапы своей работы со студентами. В начале учебного года осуществляется диагностика студентов, позволяющая провести всестороннее исследование личности обучающегося. К основным диагностическим методикам можно отнести: изучение уровня образованности, развития, воспитанности студентов, социометрические исследования групп, направленные на выявление степени конфликтности/сплоченности, лидерства, деления на неформальные подгруппы и т.д. С помощью вышеупомянутых исследований кураторы могут выявить трудности, снижающие социальную активность и успеваемость студентов. На основе полученных результатов кураторы определяют формы, методы и средства по изменению условий обучения и применению индивидуального подхода и социально-психологической помощи студентам. На последующем этапе работы кураторы внедряют полученные разработки непосредственно в учебный процесс и проводят исследование степени сформированности гражданственности студентов. Все полученные результаты кураторынепосредственноотображаютв«Электронномжурналекуратора». Журнал позволяет систематизировать сведения как об отдельных студентах, так и в целом о группе. Обладая подобным диагностическим материалом, куратору намного легче прогнозировать учебно-воспитательный процесс в группе, организовывать его, отслеживать результаты. Журнал куратора также позволяет обеспечивать преемственность в работе кураторов, работающих с группой в различные периоды времени.
Помимо использования различных диагностических методик в процессе формирования гражданственности студентов, кураторы, согласно опросу, особое внимание уделяют воспитательной работе, так как именно она является залогом успешного формирования гражданственности студентов.
Большинство кураторов (79%) отмечают необходимость проводить воспитательную работу, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, толерантности и других значимых качеств у студенческой молодежи. Как отмечают сами кураторы (85%), с этой целью они организовывают экскурсии в музей истории ИГЛУ и по историческим местам города; тематические кураторские часы, круглые столы, психологические тренинги, индивидуальные и групповые беседы, деловые и ролевые игры; посещение театров, музеев, встречи с интересными людьми; взаимодействие с молодежными организациями; диалоговые формы воспитания (дебаты, дискуссии, диспуты) и т.д.
Лишь 15% опрошенных кураторов отмечают, что они проводят только формальную работу, которая не отражается на степени адаптации первокурсников.
Многие кураторы отмечают (39%), что благодаря воспитательной работе, проводимой со студентами, уровень гражданственности студентов значительно возрос (каждый студент ощущает себя сопричастным к событиям в мире, в стране, в родном университете, чувствует себя ответственным за результаты коллективно-творческого труда, развивается на традициях доброго отношения к окружающим его людям, уважения к законам, к символике России), это влияет и на уровень сплочения группы (47%).
Обобщая вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть, что куратор играет ключевую роль в организации деятельности, направленной на формирование гражданственности студента, сплочение коллектива группы, создание комфортных условий обучения, профессиональную ориентацию и последующее профессиональное самосовершенствование студентов. Деятельность куратора в вузе очень трудоемкая, и сложность ее заключается в том, что образ современного студента кардинально изменился. Нельзя не учитывать процессы, происходящие в молодежной культуре. Формирование стилей массового потребления и различных субкультур преимущественно определяет социальнопсихологические установки молодого поколения. Кроме того, возникают проблемы, задаваемые социальной средой, когда необходимо достичь определен-
ного социального статуса, формировать гражданские качества. Именно поэтому работа куратора в любом вузе просто необходима. Ведь только куратор может проводить регулярные встречи с группой, ее диагностику, беседы со студентами, организацию лекций о специальности, экскурсии, встречи с интересными людьми.
Проанализировав педагогическую деятельность куратора в высшем учебном заведении, можно отметить, что у нее есть свои определенные задачи, цели, особенности и условия реализации. Эффективность и результативность деятельности куратора зависит от ряда критериев, это профессиональное поведение, компетентность, эмоциональная гибкость, способность анализировать свои поступки, наличие общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье, умение быть психологом, педагогом, воспитателем и другом для студентов.