УДК 378.12.147
Маковская Эвелина Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Калужский филиал Московского государственного технического университета
им. Н. Э. Баумана, г. Калуга
РАБОТА КУРАТОРА ПО ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема гражданско-политического воспитания студентов вуза, описываются его цели и задачи. Сформулированы основные направления деятельности куратора по их реализации в процессе профессиональной подготовки в вузе. Предлагаются основные формы и средства для успешного выполнения поставленных целей и задач по гражданско-политическому воспитанию студентов и становлению их гражданской позиции.
Ключевые слова: гражданско-политическое воспитание, деятельность куратора, формирование политического мировоззрения, гражданская позиция, профессиональная подготовка.
CURATOR'S WORK ON CIVIL AND POLITICAL EDUCATION OF
STUDENTS
Evelina Makovskaya
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Kaluga Branch of Moscow State
Technical University named after N. Bauman, Kaluga
The article deals with the problem of civil and political education of students, describes its objectives and tasks. The main directions of curator's act ivity for their realization in professional training process are formulated. The article suggests the basic forms and_means for successful implementation of the assigned objectives and tasks of civil and political education of students and formation of their civil position.
Keywords: civil and political education, curator's activity, formation of political outlook, civil position, professional training.
Гражданско-политическое воспитание студентов становится особо актуальным на данном этапе развития современного вуза. Обострение противоречий в мировой политике, войны, территориальные конфликты, терроризм — всё это оказывает огромное влияние на молодых людей, которые ещё только выбирают свой жизненный путь. Важно, чтобы именно в начале профессионального пути будущего специалиста стала формироваться гражданская позиция как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданско-политическое воспитание в вузе является особым направлением в общей системе воспитания, так как готовит молодежь к такой деятельности, в которой учебные профессиональные знания соединяются с позицией гражданского долга, личные интересы — с общественными. Процесс личностной и групповой идентификации проходит через осознание своей привязанности к дому, родителям, товарищам, месту проживания и учебы, роли свой страны в мировом сообществе.
Можно выделить несколько целей гражданско-политического воспитания в вузе — образовательную, воспитательную, развивающую, социальную.
Образовательная цель гражданского воспитания состоит в том, чтобы раскрыть у студентов общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации в период перестройки и обновления общества, научить умению вести политический диалог и дискуссию, ораторскому и организаторскому искусству, четкому и ясному изложению мысли и свободной устной речи. Гуманитаризация образовательного процесса способствуют реализации этой цели через гуманитарные дисциплины, общественные мероприятия в вузе и деятельность куратора. Гуманитаризация технического образования способствует развитию конкурентоспособности будущего специалиста, а также проявляется в содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, в реализации права на собственное мнение и убеждения, формировании толерантности.
Включение студентов в доступную общественно-гражданскую деятельность в стране и регионе помогает реализовать воспитательную цель гражданско-политического воспитания, открывает важный вектор этого процесса — его направленность на понимание смысла «Родина», «Отечество», своих обязанностей по отношению к ним.
Развивающая функция гражданско-политического воспитания студентов вытекает из образовательной и воспитательной. Научное познание и учебно-профессиональная деятельность формируют способность творческого мышления, которое выражается, в том числе, в умении осмыслить каждый общественно значимый факт, событие с позиции нового политического мышления. Студенты начинают самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей объективную оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все дисциплины учебного плана, которые раскрывают перед студентами картину закономерно развивающегося человеческого общества, роль и значение конкурентоспособного специалиста в этом обществе. Студенты могут, таким образом, выстроить свою гражданскую и личностную позицию в современном социуме.
Гражданско-политическое воспитание доводит социализацию до такого уровня, который позволяет личности раскрыть свои способности через свое собственное понимание служения своей стране, гордости за свою историю, за вклад в мировую культуру, науку и профессиональную деятельность. Все это имеет непосредственное отношение к личности, так как только она способна переживать свое отношение к Родине как нечто внутреннее, сокровенное. Такое переживание будет важнейшим духовным состоянием зрелой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Гражданственность определяет место личности в системе общественного целого. Мерой гражданственности является степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей. В рамках этих прав и обязанностей
человек и выбирает вариант своего поведения, проявляет свой политический, нравственный и интеллектуальный облик, патриотизм.
Гражданская воспитанность объединяет социально-политические, нравственные и правовые качества личности, базовой составляющей которой является патриотизм. Подобное понимание гражданской воспитанности несет в себе вечные духовные и демократические ценности, насущность которых так актуальна в настоящее время.
Гражданско-политическое воспитание как способ конкретизации социального воспитания формирует ценностную нормативность, в контексте которой реализуются полученные профессиональные и культурные знания. Эта нормативность выражается не в правовых актах, не в особых предписаниях, а в особом видении реальности процессов: не только с точки зрения утилитарности, а с более значимых позиций — выраженности государственных, общественных, национальных интересов.
Социальная функция гражданско-политического воспитания способствует социальной адаптации молодежи к современным общегражданским и общечеловеческим ценностям, политическим идеям своего общества. Таким образом, гражданско-политическое воспитание выступает в качестве связующего механизма всех остальных компонентов воспитательного процесса и помогает личности проявить её социальные качества в процессе профессиональной подготовки.
Сегодня вузы сами определяют цели, задачи и содержание работы куратора студенческой группы, выделяют основные направления его деятельности и функции. Главной целью является создание условий для личностного и профессионального развития будущих специалистов в условиях гуманистического, личностно-ориентированного образовательного процесса. Куратор сопровождает студенческую группу в течение всего процесса профессиональной подготовки в вузе, по сути, он формирует коллектив группы, выполняя разные функции на каждом этапе «жизнедеятельности» группы — от функции классного руководителя, «опекуна» до коллеги, «бизнес-партнера» по
овладению профессией. Поэтому, можно сказать, что он формирует группу, преследуя образовательную, развивающую, воспитательную и социальную цели.
Гражданско-политическое воспитание аккумулирует все поставленные цели для становления гражданской позиции каждого студента группы, определяя его социальное поведение, что, в свою очередь, и является существенным условием развития демократического общества.
Гражданско-политическое воспитание в современном вузе предполагает решение следующих задач:
- становление гражданского самосознания (представление о себе как гражданине государства и члене общества, а также своей роли в их развитии, процветании и защите);
- воспитание нравственной, политической и правовой культуры студента;
- воспитание в духе патриотизма, веротерпимости и культуры межнационального общения;
- уважение и доверие к государственной власти и другим членам общества;
- развитие навыков социальной активности и формирование гражданской позиции студентов, обогащение их социального опыта.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность куратора студенческой группы в следующих направлениях:
1. Формирование политического мировоззрения у студентов (как части общего научного мировоззрения). Основными формами и средствами могут быть проведение дискуссий, правовых лекториев по обсуждению острых вопросов современности, проведение тематических встреч, просмотр и обсуждение лучших российских исторических фильмов, обсуждение видеоблогов.
2. Формирование политической культуры, навыков противодействия к проявлению политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
Основные формы и средства: знакомство с деятельностью местных и высших органов государственной власти (экскурсии в Госдуму, Конституционный суд Совет Федерации), проведение бесед и дискуссий в студенческих группах («Национальное достоинство и веротерпимость», «Патриотизм и национализм», «Общечеловеческие ценности и национальное богатство») и др.
3. Формирование у студента интереса и потребности к самосовершенствованию качеств гражданина, выборе собственного пути развития.
Основные формы и средства: привлечение студентов к участию в предметных олимпиадах, конференциях по гражданской тематике, написанию рефератов по общественным проблемам в рамках изучения гуманитарных дисциплин.
4. Развитие социальной активности и формирование гражданской позиции студентов, обогащение их социального опыта.
Основные формы и средства: проведение встреч с ветеранами, участниками боевых действий в «горячих точках», участие в работе поисковых отрядов и военно-патриотических клубов, фондов возрождения историко-культурных традиций. Участие в Празднике Весны и Труда 1-го мая и акции «Бессмертный полк» 9-го мая.
Выполнение поставленных целей и задач зависит от личности куратора, его педагогической подготовки и психологической готовности работать с молодыми людьми, по сути, ещё подростками. От вузовского куратора во многом зависит становление индивидуальности студента в сложный период формирования коллектива студенческой группы. При этом в процессе взаимодействия куратор не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу студентов над своими действиями и поступками. Куратор реализует диалоговую форму общения и взаимодействия со студентами и создает ситуации открытости, партнерства для осуществления
совместной деятельности. Именно через это взаимодействие и реализуется гражданско-политическое воспитание студентов.
Литература
1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — С.73-74.
2. Маковская Э.Н. Функции куратора в процессе профессионально -личностной подготовки студентов в вузе // Вестник современной науки. Волгоград. — 2015. — № 10/II. — С. 73-77.
3. Артеменко О.А., Амеличева К.А. Психологические основы реализации микроадаптационного подхода // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. — 2014 — № 11-1. — С. 279-282.
References
1. Pedagogika: Bol'shaja sovremennaja jenciklopedija / Sost. E. S. Rapacevich — Mn.: «Sovrem. slovo», 2005. — S.73-74.
2. Makovskaja Je.N. Funkcii kuratora v processe professional'no-lichnostnoj podgotovki studentov v vuze // Vestnik sovremennoj nauki. Volgograd. — 2015. — № 10/II. — S. 73-77.
3. Artemenko O.A., Amelicheva K.A. Psihologicheskie osnovy realizacii mikroadaptacionnogo podhoda // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. Moskva. — 2014 — № 11-1. — S. 279-282.