УДК 37.035.6
РЕАЛИЗАЦИЯГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В.Н. Полищук, Е.Ю. Семенова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Раскрываются формы и методы реализациигражданско-патриотического воспитания в вузе. Представлены возможности ведения гражданско-патриотической работы в ходе учебно-методической, учебной, научно-исследовательской, организационно -методической деятельности преподавателя и студента.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, образовательная практика, организационно-методические условия.
На современном этапе развития российского общества гражданско-патриотическое воспитание студенчества и молодежи является актуальной педагогической проблемой-деятельности вуза, поскольку она связана с глубочайшим мировоззренческим кризисом в России, отбросившим далеко на периферию процесс восстановления «связи времен». Актуализирует эту проблему также и вхождение России в мировое образовательное пространство в связи с подписанием Болонских соглашений. Перечисленные условия заставляют искать новые формы преподавания, органически сочетающие качества «человека мира», гражданина и патриота своего Отечества. В условиях рыночной экономики и многопартийной политической системы, возможностей свободы выбора деятельности задача формирования человека-личности, обладающей качествами человека гуманного, любящего свое Отечество, содействующего его успешному развитию и осознающего ответственность за свои действия, становится одной из первостепенных. При этом не стоит забывать разумное замечание выдающегося русского философа И.А. Ильина о том, что так называемый «казенный», «внешнепринудительный», «официальный» патриотизм не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины, нередко даже повреждает его [2, c. 182].
Воспитательная работа, осуществляемая в вузе, есть составляющая государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в частности программы, принятой Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 на 2006-2010 годы, продленной и на последующие годы и продолжающей реализовываться. В постановлении отмечается необходимость развития системы патриотического воспитания граждан РФ и формирования патриотического сознания российских граждан как одной из основ духовно-нравственного единства общества в связи со стратегическими целями государства по обеспечению устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны [1].
Следует отметить, что в педагогике сложилось несколько концептуальных основ гражданско-патриотического воспитания. Ряд ученых (И.Л. Ильинский, П.И. Бабоч-
Вероника НиколаевнаПолищук, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, политологии и истории Отечества.
Екатерина ЮрьевнаСеменова, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества.
кин) связывают воспитание патриотизма с воспитанием в личности определенных установок, с формированием евразийского типа культуры в России, стремлением народов России к общим позициям в жизнедеятельности. Данная концепция уделяет значимое внимание механизмам формирования у студентов национального самосознания и таких качеств, как долг, дисциплина, самоотверженность, добровольное служение Отечеству.
Другие авторы (В.Т. Лисовский, А.И. Магульский, И.И. Темный) подчеркивают необходимость включения гражданско-патриотического воспитания в единую систему средств и методов воспитательной деятельности, отмечают важность обучения лучшим чертам и качествам национального характера народов России, высокой нравственности, духудерзания, стойкости, самоотверженности, достоинства и справедливости.
Воспитательная среда вуза должна формировать у студентовпатриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, что содействует развитию России как свободного, демократического государства. Воспитание гражданственности у студентов вуза должно быть направлено на формирование чувства ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса, в котором студент является объектом воспитательной деятельности и ее полноправным участником. Отсюда возникает необходимость воспитания у студентов чувства ответственности за выбор профессии, личной ответственности за происходящее в вузе, объяснения социальной значимости настоящего и будущего труда, привлеченияих к активному участию в делах университета, в системе студенческого самоуправления.
В системе моральных ценностей, заложенных в концепцию воспитательной работы вуза, важное место занимает формирование таких нравственных ценностей, как Свобода, Ответственность, Добро, Честь, Достоинство, Смысл жизни, Счастье -общечеловеческих ценностей, в том числе утвержденных и в декларациях ЮНЕСКО. Для их успешной реализации необходимо создание в университете такой социокультурной среды, в которой весь профессорско-преподавательский состав, сотрудники активно работали бы над возрождением в студенчестве чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности, над формированием в каждом молодом человеке социальнозначимых качеств, которые он сможет проявлять в своей деятельности. Поэтому закономерно, что воспитательная среда вуза включает и работу по формированию корпоративной культуры.
Процесс воспитательной работы предполагает выработку структуры взаимодействия субъектов, которые ее осуществляют и на которых направлена воспитательная деятельность. В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) используется структура воспитательной работы, включающая соучастников процесса: студентов, преподавателей, председателей профкомов факультетов, председателей студсоветов факуьтетов, старост группы, кураторов групп, заместителей деканов по младшим курсам, научно-исследовательские группы факультетов, творческие объединения студентов, редакционные коллегии факультетов, заместителей деканов по воспитательной работе, проректора по воспитательной работе.
Выделим направления воспитательной работы, на основе которых возможно осуществлять формирование гражданско-патриотического сознания студенчества.
Организационно-педагогические условия воспитательной деятельности, созданные в СамГТУ, включают следующие компоненты.
Во-первых, это образовательные дисциплины «Отечественная история», «Политология», «Социология», «Культурология», элективные курсы. В реализации обра-
зовательных дисциплин возможно осуществление следующих составляющих воспитательной работы:
а) использование календаря памятных дат российской и региональной истории на основе раскрытия значения соответствующих им событий в развитии Отечества в курсе теоретических и практических занятий посредством лекционного материала, сообщений, подготовкисамостоятельной студенческой работы - хронографа;
б) включение в тематику сообщений на семинарах вопросов региональной истории, героического прошлого российской истории;
в) обязательное изучение в соответствующих хронологическому периоду темах практических занятий по отечественной истории государственной символики России в исторической ретроспективе, порядка использования современного государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. К числу данных тем относятся: «Россия в Х1У-ХУ1 вв.» (в вопросе «Специфика становления единого русского государства» рассматривается проблема рождения и развития герба); «XVIII век в мировой и российской истории» (при рассмотрении вопроса «Петр I: основные направления европеизации страны» раскрывается история российского флага); «Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в.» (в вопросе «Альтернативы российским реформам сверху» в ходе анализа «Охранительной альтернативы» анализируется история российского гимна, роль государственной символики в формировании национальной идеологии); «Россия на пути радикальных социально-экономических реформ» (при обсуждении вопроса о формировании гражданского общества и правового государства в 1990-х гг. - начале XXI в.);
г) проведение деловых ролевых игр по истории, социологии;
д) использование на семинарах по истории, социологии, культурологии документов, раскрывающих вклад россиян в мировую историю, гражданскую позицию человека.
Два последних из перечисленных компонентов являются интерактивными формами в повседневной образовательной педагогической практике.
Во-вторых, работа клубов, которая позволяет осуществлять деятельность по формированию основ гражданственности и патриотизма на основе интересов студентов. Так, в основе работы клуба по изучению истории повседневности «Мастерская истории» лежит идея становления у студентов понимания соучастия в историческом процессе, снятия противоречия между историей и жизнью. В контексте деятельности клуба ежегодно проходит фотомарафон «Иная Самара» в целях ознакомления молодых людей с интересными историко-культурными достопримечательностями города. На встречах в «Политклубе» поднимаются актуальные общественно-политические проблемы. Направления работы клуба определяются интересами и желаниями студентов и включают такой круг вопросов, как глобальные тенденции мирового развития, глобальные проблемы современности, вопросы религиозного и национального самосознания и толерантности. На заседания в клубе приглашаются политики, эксперты, интересные люди. В клубе «Социум» обсуждаются такие темы, как «Социальный портрет студента СамГТУ», «Проблемы молодежной студенческой политики», «Студенческое самоуправление в СамГТУ: пути совершенствования», позволяющие понять место молодого человека в современном обществе, в современном мире, выработать собственную позицию в отношении к действительности. Клуб «Постмодерн» создан для студентов, увлеченных современным искусством, интересующихся особенностями развития современной социокультурной парадигмы. Среди тем, обсуждаемых на встречах в клубе, - «Современные молодежные
субкультуры», «Театр жестокости как феномен времени» и другие, волнующие современную молодежь.
Деятельность клубов как центров гражданского воспитания предполагает целый арсенал педагогических средств: наличие рабочей программы, компонентами которой являются цели, задачи, актуальная тематика, конкретные формы и методы работы клуба, обеспечение методическими материалами и оборудованием, определенный к началу учебного года график работы клуба, нацеленность на представительный контингент студентов, определение ответственных организаторов.
В-третьих, внутривузовскиеи всероссийские студенческие конференции и чтения, а именно внутривузовские конференции по отечественной истории, социологии, Кирилло-Мефодиевские чтения и краеведческие чтения, предусматривающие подготовку под руководством преподавателей студенческих работ для региональных, всероссийских и международных конференций. Посредством такого рода мероприятий осуществляется важнейший принцип педагогического сотрудничества.
В-четвертых, организация мероприятий, посвященных годовщинам значимых для страны, региона, вуза, общества событий, как, например, юбилеи Победы в Великой Отечественной войне, основания СамГТУ, День славянской письменности и другие.
В-пятых, междисциплинарные связи на основе совместной работы студентов и преподавателей технических и гуманитарных отраслей знания в клубе «Инженер XXI века» с учетом специфики технического вуза.
В-шестых, работа музея истории СамГТУ. Знакомство первокурсников с историей вуза содействует их органичному включению в образовательный процесс, создает понимание сопричастности славному прошлому и настоящему вуза, формирует знания о традициях вуза. Преподаватели кафедры социологии, политологии и истории Отечества в процессе первого года обучения студентов согласуют с работниками музея график экскурсионных программ для каждой группы (в свободное от занятий время или во время семинара по согласованию с учебным управлением СамГТУ).
Организационно-методическая работа по реализации воспитательной программы осуществляется в процессе обсуждения воспитательной деятельности на методических семинарах, заседаниях кафедр, факультетов. Каждому преподавателю необходимо включить в индивидуальный план деятельности на учебный год перечень мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и осуществлять эти компоненты учебно-воспитательной работы регулярно, согласовав с общекафедральным, факультетским и вузовским планом работы.
Научно-просветительская работа направлена на использование средств издательской деятельности, журналистского творчества. Она включает несколько направлений.
Осуществляется сотрудничество с редакцией газеты «Инженер» в плане предоставления материалов об опыте деятельности лучших преподавателей, по гражданско-патриотическому воспитанию, отчетов о студенческих акциях по данному направлению. Студенты по итогам проведенных мероприятий пишут статьи, в которых раскрывается суть реализованной деятельности и отношение к ней самих студентов.
Создание факультетской стенгазеты позволяет не только реализовать творчество студентов, но и транслировать для коллектива факультета проектную деятельность малых студенческих групп, личностный рост конкретных людей, успехи в развитии факультета.
Деятельность РR-агентства реализует профессиональную направленность образовательного процесса.
Важным элементом формирования патриотизма, любви к своей «малой Родине» - университету - является внедрение символики университета, которое осуществляется в ходе проведения общеинститутских и факультетских мероприятий, транслируется на сайте вуза, форзацах учебно-методической литературы, через факультетские газеты, газету «Инженер», баннеры, развешенные в корпусах.
Научно-исследовательская деятельность позволяет вовлечь студента в социально-воспитательную работу. Методика диагностирования результативности воспитательной работы может быть апробирована самими студентами в ходе социологических исследований. Одновременно данная деятельность может являться основой для студенческой научной разработки, проектной деятельности малой студенческой группы.
Приоритетным направлением в использовании научно-исследовательской и поисково-собирательской работы является личностный подход к предмету поисковой деятельности. Научное исследование может осуществляться в форме творческого проекта. В вузе реализуются следующие варианты творческих проектов, содействующих формированию гражданско-патриотического сознания студенчества.
Проект «Лидер факультета» включает несколько направлений.
Первое - это акция-соревнование на выявление группы - лидера факультета по итогам работы по различным направлениям (спорту, научному и иным видам творчества, участию в общественной жизни, подготовке культурно-развлекательных мероприятий и т.д.) на основе «Положения о рейтинге». Она предполагает формирование портфолио группы, студента, в дальнейшем их передачу в архив факультета для создания базы данных о современной жизни вуза. Материалы транслируются в ходе Дня открытых дверей факультета и вуза.
Второе направление - проведение конкурса на лучший проект и создание студенческого сайта, рассказывающего о жизни современной молодежи вуза.
«Социальноориентированный проект» реализуется в ходе осуществления следующих направлений. Формируется ассоциация выпускников на основе акций: «Вечер специальности», «День факультета», «Дни кафедр», «День знаний», «Всероссийский день студентов (Татьянин день)», «Посвящение в студенты»с привлечением студентов 1-5-х курсов, преподавательского состава, выпускников факультета, работающих по специальности, которые известны участием в общественной жизни города, области. Привлечение студенческого совета факультета, старост и кураторов групп к данной работе позволяет обеспечить более активное проведение встреч. Так, составляющими «Вечера специальности» являются презентации современной жизни кафедры и факультета, воспоминания выпускников о периоде студенческой жизни и влиянии институтской жизни на самореализацию в современных условиях, проведение на факультете дискуссии о перспективах профессии выпускников, месте факультета и вуза в инновационном процессе.
Акция «Вахта памяти» включает комплекс мероприятий, обращающих внимание современного студента нагероические и трагические страницы истории: посещение мемориальной доски в честь погибших воинов (у корпуса № 1) и возложение цветов (8-10 мая, 22 июня); приглашение ветеранов на концертные программы, организованные студентами; поздравления ветеранов-выпускников и работников вуза с праздниками.
Также организуется презентация на сайте вуза студенческих эссе на тему «Великая Отечественная война в биографии моей семьи». Данное направление способствует сохранению «связи времен», воспитывает чувство гордости и благодарности по отношению к дедам и прадедам, отстоявшим Отечество.
Проект «Терроризм и воспитание толерантности» содействует включению студентов в число осознающих проблему терроризма, но лояльно воспринимающих представителей иной культуры, религии, иного общества, которые не несут угрозы жизни человека. Компонентами проекта являются создание и работа творческих групп по проблеме борьбы с терроризмом (информирование о возможностях предотвращения террористических актов; формирование четкого представления о сущности терроризма); духовные беседы с представителями религиозных конфессий; встречи с представителями правоохранительных структур (ФСБ, ГУВД, МЧС).
Серьезной педагогической проблемой в наши дни становится деятельность преподавателя в процессе формирования у студента гражданско-патриотических чувств. По словам И.А. Ильина, обретение Родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно, никто не может предписать другому его Родины, должно не проповедовать любовь к Родине, а доказывать ее делами [2, с. 182]. Раскрытые в статье формы и направления гражданско-патриотического воспитания, применяемые на базе СамГТУ, содействуют воплощению такого подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.
2. Ильин И.А. Пути России / Сост. А.Д. Путинцев. - М.: Вагриус, 2007. - 512 с.
Поступила в редакцию 26.10.2013; в окончательном варианте 26.10.2013
UDC37.035.6
THE REALIZATION OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION
IN TECHNICAL UNIVERSITIES: FROMEXPERIENCE
V.N.Polishchuk, E. Y. Semenova
SamaraStateTechnicalUniversity
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article describes theform andmethods of implementation ofcivil and patrioticeducation in high school. Presents the possibility ofconductingcivil-patriotic work during theinstructional, educational, research, organizational and methodologicalwork of the teacherand the student. Key words: civil-patriotic education, educational practice, organizational andmethodical conditions.
Original article submitted 26.10.2013; revision submitted 26.10.2013
VeronicaN.Polishchuk(PhD), Professor, Head, departmentSociology, Political Science and History of theFatherland.
Ekaterina Y. Semenova (PhD), Associate Professor, departmentSociology, Political Science and Historyof the Fatherland.