УДК 37.017.4
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Яровова Т.В.
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH IN MODERN CONDITIONS
Yarovova T.V.
Yarovova T.V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Social Sciences and Humanities, Odintsovo University for the Humanities, Russian Federation, Moscow region, Odintsovo, e-mail: [email protected]
In the article the special attention is focused on importance of patriotic education, experience of its organization and maintaining in the student environment are revealed.
Keywords: patriotism, patriotism signs, patriotic education, features of patriotic student education, conditions, principles and approaches of patriotic student education.
Говоря о патриотическом воспитании молодёжи, в первую очередь необходимо вспомнить, что такое патриотизм. Чаще всего понятие «Патриотизм» определяется как чувство гордости за своё Отечество, его историю и великие свершения, а также как стремление сделать свою страну процветающей, а её народ счастливым. В этом аспекте патриотическое воспитание является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию человека, коллектива, общества в целом. Оно может быть рассмотрено как сложная система, включающая в себя многообразие взаимосвязанных элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистем содержательного, организационного и методического плана. В свою очередь, патриотическое воспитание - это один из системообразующих компонентов, определяющих развитость мировоззренческой культуры личности.
Выступая важнейшим фактором духовно-нравственного становления и развития личности, патриотическое воспитание является основой формирования менталитета человека, его гражданственности, проявляемой в системе основополагающих ценно-
стей. Оно предопределяет целевые установки поведения граждан, направленные на служение интересам страны, готовности защищать её вплоть до самопожертвования. Базовые категории патриотического воспитания (долг ответственность, готовность к пожертвованию личными интересами ради общего блага Отчества) составляют стержень и нравственную основу личности, определяют сегмент ее формирующегося сознания.
В обиход понятия «патриот» и «патриотизм» вошли в период Французской революции 1789-1793 гг. В то время патриотами себя называли борцы за народное дело, защитники Французской республики. Впоследствии понятия «патриот» и «патриотизм» стали использоваться в более широком значении, а среди основных признаков патриотизма стали выделять:
- во-первых, любовь к Родине, к земле, где Человек родился и вырос;
- во-вторых, гордость за исторические свершения народа;
- в-третьих, каждодневные конкретные дела во имя развития Отечества.
Проблемы патриотизма и патриотического воспитания актуальны для любого государства и любого исторического периода, актуальны эти проблемы и для современ-
ной России. За последние два десятилетия наша страна кардинально изменилась: её политическое устройство и социально-экономические отношения стали другими. Поэтому, начиная с 2001 года постепенно начала выстраиваться система патриотического воспитания, учитывающая реалии сегодняшнего дня. В Российской Федерации была создана Концепция патриотического воспитания граждан, разработана и внедряется в жизнь Государственная программа патриотического воспитания на 2011-2015 гг. Вопросы патриотического воспитания граждан РФ нашли отражение в Законах Российской Федерации «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», о «Государственном Флаге Российской Федерации», о «Государственном гербе Российской Федерации», о «Государственном Гимне Российской Федерации», в Указах Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию» и др.
Понимание патриотизма в современном российском обществе характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Идея патриотического воспитания в условиях обновления российского госу-дарства должна выйти на качественно новый уровень и охватить все слои российского общества. В настоящее время жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально-значимые качества, которые он сможет проявлять в созидательном процессе и в тех
видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Важнейшим структурным элементом общества является молодое поколение (молодёжь), а в молодёжной среде важнейшую роль играет студенчество, которое во многом предопределяет перспективы и направления развития общества. Поэтому патриотическое воспитание студенческой молодёжи является одной из важнейших задач руководства государства в целом и руководства отдельных регионов в частности. Говоря о патриотическом воспитании студенчества - передового отряда нашей молодежи, важно позаботиться о включении вопросов патриотического воспитания в число приоритетных задач всех ВУЗов и ССУЗов нашей страны. В пользу такой точки зрения говорят и результаты мониторинга факторов, оказывающих влияние на патриотическое и гражданское воспитание молодежи. В соответствии с результатами мониторинга влияние ВУЗов желает быть намного выше. Сегодня оно составляет всего лишь 15,2%.[6, с. 25].
Между тем для активизации патриотического воспитания ВУЗы и ССУЗы имеют все возможности: многообразие учебных дисциплин, участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д.
Для успешной реализации патриотического воспитания в ВУЗе необходимо создание системы, имеющей соответствующие уровни воспитательной деятельности высшего учебного заведения (на уровне группы, кафедры, факультета, университета, межвузовского уровня). Данная система должна отражать установленный или сложившийся порядок административных, социальных и общественных структур. Она должна включать массовую патриотическую работу, объединять деятельность общественных организаций, объединений и движений, средств массовой информации, научных и других организаций. Эти виды деятельности должны быть направлены на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие гражданина и защитника Отечества.
_ CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES 108
Следует отметить, что работа, связанная с воспитанием студенческой молодёжи должна базироваться на следующих основных принципах:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- принцип преемственности, предполагающий осуществление связи форм, содержания и методов воспитания, реализующими всеми звеньями образования;
-обусловленность форм, содержания, методов, приемов, средств патриотического воспитания индивидуальными особенностями обучающихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным мате-риалом и содержанием воспитательных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и др.
Осуществляя патриотическое воспитание, представители вузов и ссу-зов, должны использовать различные подходы к ведению данного вида деятельности, а в первую очередь личностно-ориентированный, деятель-ностный и культурологический.
Выстроенная на основе выделенных принципов и подходов и обусловленная взаимосвязями внешних и внутренних структур, система патриотического воспитания позволяет отслеживать этапы развития, осуществлять диагностику, определять результативность патриотического воспитания студентов. Вместе с тем это даёт возможность вносить соответствующие коррективы и прогнозировать развитие самой системы патриотического воспитания.
В Одинцовском гуманитарном университете для выработки единой стратегии патриотического воспитания, ориентированной на новые подходы в решении проблемы, на первом этапе было осуществлено концептуальное осмысление всей совокупности основных положений и идей, определяющих место и роль воспитания у студентов патриотизма, а также выявление условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания и функционирования его как комплексной и постоянно развивающейся системы с учетом региональных, професси-
ональных и возрастных особенностей, опыта и достижений прошлого, реалий и проблем сегодняшнего дня.
На базе Одинцовского гуманитарного университета систематически проходят научно-практические конференции («Патриотическое воспитание как условие возрождения России», «Проблемы граж-данско-патриотического воспитания», «Гражданственность и патриотизм в XXI веке: теория и практика»). Их положения ставали кирпичиками выстраиваемых основ системы патриотического воспитания в ВУЗе.
К реализации программы и планов патриотического воспитания студентов привлекаются профессорско-преподавательский состав, заместители деканов факультетов, кураторы групп, Психологическая служба, библиотека университета, студенческий совет, отряд волонтерского движения, студенческие клубы, творческие коллективы и другие общественные студенческие организации.
С целью выполнения программы были определены задачи по патриотическому воспитанию:
- воспитание чувства гордости за великое прошлое Отечества;
- раскрытие приоритетов отечественной науки в различных отраслях знаний, всемирного значения великих отечественных ученых, педагогов с акцентом на достижения выпускников и преподавателей Одинцовского гу-манитарного университета;
- формирование оптимистического взгляда на будущее России, воспитание стремления реализовывать собственный творческий потенциал в решении современных проблем государства и общества;
-воспитание гражданина, знающего свои права и обязанности, права обучающегося, способного отстаивать гражданскую позицию, защищать свои права;
- формирование готовности к защите Родины, к добросовестной службе в рядах Российской армии.
Исходя из обозначенных задач были предложены формы реализации патриотического воспитания:
- обязательное для первокурсников всех факультетов знакомство с историей возник-
новения, становления, развития университета, его места и роли в системе высшего образования России;
- организация встреч студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской войны, дающими возможность получить представление об их высоком моральном духе, готовности защищать Родину и выполнять гражданский долг;
- перенесение акцента в преподавании учебных дисциплин на достиже-ния отечественных ученых в различных областях знаний. Обязательное раскрытие связи, преемственности отечественной и мировой науки;
- организация и проведение открытых лекций по правовым вопросам, встреч с известными правозащитниками, юристами и т.д.
В рамках патриотического воспитания студенческой молодёжи в Одинцовском государственном университете важное место отводится направлению, связанному с традициями и символикой. Знакомство с разнообразными традициями и символикой способствует воспитанию у студентов чувства гордости, ответственности за честь коллектива, за принадлежность к семье студентов и преподавателей университета; укрепляет порывы следовать лучшим традициям университета, города Одинцово, Московской области, России; развивает корпоративную культуру; утверждает готовность отстаивать честь и поддерживать авторитет высшего учебного заведения.
Значимая роль в этой системе патриотического воспитания отводится ритуалам, использованию государственной и университетской символики, других атрибутов:
- соблюдение этических, духовно-нравственных норм в системе взаимодействия «преподаватель - студенты», «студенты - студенты», «преподаватель - преподаватель» на основе разработанного Кодекса чести преподавателя и студента;
- проведение традиционных праздников: «День первокурсника», «День знаний», «День выпускников», «День науки» и др.;
- официальное утверждение ученым советом гимна, флага, герба, текста «Клятвы выпускников», разработанных на конкурсной основе;
- введение обязательного ритуала исполнения гимна России и университета при проведении торжественных актов университетского масштаба;
- установление почетных званий и наград университета профессорско-преподавательскому составу и другим сотрудникам, имеющим большие заслуги;
- создание на кафедрах университета альбомов-паспортов, отражающих традиции, динамику кадрового и профессионального становления и развития коллектива.
В целях воспитания и развития патриотических качеств студентов ши-роко используются возможности учебно-воспитательного процесса. В учебные планы по направлениям и специальностям помимо блока общегуманитарного и социально-экономических дисциплин включены специализированные курсы, обладающие высоким воспитательным патриотическим потенциалом: «Эстетика», «Этика», «Религиоведение», «Психология профессионального общения», «Мировая художественная культура», «Культурология», которые предлагаются студентам в качестве дисциплин и курсов по выбору.
Важная роль в решении задач патриотического воспитания студентов отводится краеведческому музею г Одинцово, научной библиотеке университета, ветеранским и другим общественным организациям. Ежегодно в феврале проводится месячник «Защитники Отечества». На базе университета проводятся такие крупные мероприятия, как вузовский фестиваль патриотической песни «России сможем послужить», конкурс литературных работ военно-патриотической тематики, научно-практические конференции по патриотическому воспитанию.
Активизации работы по патриотическому воспитанию способствуют и такие мероприятия, как встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, организация книжных и музейных выставок, посвященных памятным датам истории родного края и России, работа волонтерских и студенческих отрядов в школах, детских домах, творческие вечера, «круглые столы», концерты военно-патриотической тематики.
В патриотическом воспитании студентов и сотрудников университета широко используются возможности библиотеки. Так, к
_ _ Л CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES 110
70-летию Победы были организованы книжно-иллюстративные выставки: «Листая памяти страницы», «Реликвии ратного подвига», «Все это - Родина моя», «Война в лицах и документах»; фотовыставка «Образ Отечества в портретах и пейза-жах», «Писатели на фронтах»; организованы крупные мероприятия: прочитаны литературные обзоры «Эхо Холокоста», «Священные книги»; проведены литературно-музыкальные вечера «Отблески вечного подвига»; организованы иллюстративные выставки «Я - русский солдат», «Им Родина жизни дороже».
Проведение таких мероприятий не оставляет молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. Подтверждением тому является всё возрастающее участие студентов в организации и проведении патриотических мероприятий. Они охотно участвуют во всех мероприятиях, приходят со своими стихами, песнями, предлагают услуги по проведению вечеров и других мероприятий. Участие студентов на деятельном уровне имеет непреходящее значение для воспитания молодежи в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания студентов занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; вскрывает механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп, выявляет условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности,
укрепления их дружбы и сотрудничества на принципах интернационализма, отстаивания законности и правопорядка; создает эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
Идеологической основой патриотического воспитания в современном вузе являются духовно-нравственные ценности общества. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источ-ник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Опыт Одинцовского гуманитарного университета широко используется другими ВУЗами Москвы и Московской области, способствует поиску и внедрению наиболее эффективных форм, содержания, методов и технологий патриотического воспитания молодежи.
Библиография/References
Бузский М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания /М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кус-марцев. -Волгоград, 2008.
Игошев Б.М. О патриотическом воспитании студентов // Мир образования - образование в мире. - 2008. - №2 (30). - С.171-180.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М., 1951. -Т.5.
Макаренко А.С. Доклад в Педагогическом училище // Соч. - М., 1951. - Т.5.
Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Авт.-сост. Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. -М., 2009.
Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. - М., 1959.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999.
Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в РФ на рубеже XX-XXI веков// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - № 4. - С. 207-214.
Buzsky, M. P. (2008) Theoretical problems of patriotism and patriotic education / L. S.
Buzsky, A. N. Vyrshchikov, M. B. Kusmart-sev. - Volgograd. (In Russ.)
Igoshev, B. M. (2008) About patriotic education of students // The world of education - education in the world. - № 2 (30). - Page 171-180. (In Russ.)
Makarenko, A.S. (1951)Problems of school Soviet education//Soch. - M,. - T.5. (In Russ.)
Makarenko, A.S. (1951)The report in Normal school//Soch. - M,. - T.5. (In Russ.)
Patriotic education today. The analysis, problems, a prospect / Bus - сост. Bondarenko E.A., Petrova O. G. - M., 2009. (In Russ.)
Sukhomlinsky, V.A. (1959) Education of the Soviet patriotism at school students: From experience of rural school. - M. (In Russ.)
Harlamov, I.F. (1999) Pedagogika. - M. (In Russ.)
Eliseev, A.L. (2014) Razrabotka i osnovnye polozhenija gosudarstvennoj molodezhnoj poli-tiki v RF na rubezhe XX-XXI vekov//Sredneruss-kij vestnik obshhestvennyh nauk. № 4. р. 207214. (In Russ.)
CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES