Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России'

Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3251
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / GOAL AND OBJECTIVES OF PATRIOTIC EDUCATIONS / PROBLEMS OF STUDENTS’ PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Борисовна

В статье рассмотрены основная цель, задачи и современные проблемы патриотического воспитания студентов в ВУЗах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России»

студента в качестве субъекта образовательного процесса: Сб.статей /Под ред С.М.Годника, В.И.Хлоповских. - Воронеж: ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999. - С. 4-12.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.

6. Козырева О. А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг №2, 2004. - С.48 - 51.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

8. Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. - М., 1999.

Patriotic education of students in Russian Universities

Vasileva N.

Патриотическое воспитание студентов в вузах России Васильева Н. Б.

Васильева Наталья Борисовна / Vasileva Natalia - аспирант, факультет идейно-политического воспитания, юридическая школа, Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китайская Народная Республика

Аннотация: в статье рассмотрены основная цель, задачи и современные проблемы патриотического воспитания студентов в ВУЗах России.

Abstract: in the article the goal, the objectives and the current problems of students' patriotic education in Russian Universities are considered.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, цель и задачи патриотического воспитания, проблемы патриотического воспитания студентов. Keywords: patriotism, patriotic education, goal and objectives of patriotic educations, problems of students' patriotic education.

Патриотическое воспитание студентов, несомненно, является приоритетным направлением и одной из основных задач государственной политики современной России.

В 90-е годы ХХ века Россия столкнулась с коренными преобразованиями во всех сферах деятельности, включая сферу образования. Произошло полное исключение советских парадигм из образовательного процесса и практически полное исчезновение системы идейно-политического воспитания студентов в ВУЗах. Ценностная переориентация студентов повлекла за собой постановку ряда качественно новых задач, предполагающих необходимость формирования у студентов высокого уровня нравственности. Разработка нового инструментария заняло длительный период и продолжается до сих пор. Результатом затяжного процесса формирования новой социо-культурной среды и стремительного изменения поведенческих особенностей молодежи стала слабая общероссийская идентичность (гражданское самосознание).

В связи с тем, что студенчество является одной из самых уязвимых возрастных групп социально-активного населения, подверженных пропаганде различных экстремистских группировок и насаждению жизненных псевдоценностей, роль ВУЗов в формировании патриотической грамотности студентов стремительно возрастает и является существенной необходимостью.

Молодежь при бесконтрольном процессе взросления может оказаться вне общепринятых культурных ценностей. Чрезмерное принятие нетрадиционной культуры становится опасными реалиями современности. Терпимость перерастает в

заинтересованность и приверженность, что ставит под удар социально-культурную идентичность, институт семьи и брака. Молодое поколение теряет ценностные ориентиры, которые позиционируются государством как приоритетные, значимые для модернизации российского общества.

В высших образовательных учреждениях происходит непосредственная подготовка к самостоятельной жизни молодежи, развитие навыков и умений, позволяющих делать осознанный выбор, отличать истинные жизненные ценности. Формирование патриотизма происходит в соответствии с принципом преемственности. Студентов, изучивших основы патриотического воспитания в школе, «подхватывает» ВУЗ, продолжая развивать и укреплять национальную идентичность.

В настоящее время патриотизм для социума - это преданная любовь каждого человека к родной стране, его активная гражданская позиция по отношению к социально-значимым явлениям и процессам. В словаре В.И. Даля слово «патриот» раскрывается как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, кол. 56].

В настоящее время в России патриотическое воспитание стало одной из основных задач национальной политики. Уже реализуются различные Программы по формированию патриотического мышления подрастающего поколения. Нормативно -правовая база по патриотическому воспитанию постоянно пополняется и обновляется, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности Правительства РФ в разработке данного вопроса.

Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, в качестве целей развития и совершенствования системы патриотического воспитания определены следующие: «Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». Данная программа является продолжением государственных программ 2001-2005гг., 2006-2010гг. и 2011-2015гг., которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [6].

В Проекте Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как «система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [7].

Представляется, что целью патриотического воспитания студентов является формирование у них патриотических чувств, развитие духовности, нравственности, активной гражданской позиции, заинтересованность в укреплении и защите родной страны.

Для осуществления данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Обеспечить преемственность воспитательного процесса студентов из общеобразовательных школ и средне-специальных учреждений в ВУЗах.

2. Сориентировать учащихся ВУЗов, профессорско-преподавательского состава, а также сотрудников высшего учебного заведения в социально-правовой реальности в окружающем мире.

3. Создать благоприятную среду для развития патриотических качеств, как у студентов, так и у преподавателей путем:

-обеспечения свободного доступа к современной информационной базе по вопросам патриотического воспитания, истории России, культурным и историческим ценностям и т.д.

-формирования межнациональной культурной и правовой грамотности.

-создания и внедрения новейших программ, форм, методов и технологий работы по патриотическому воспитанию.

-воспитания и развития у студентов и преподавателей высокой нравственности, активной гражданской позиции, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культурным традициям разных народов.

4. Обеспечить у молодежи формирование и развитие: позитивного отношения к государственной и военной службе; желания защищать родную страну, как в военное, так и в мирное время; трепетного чувства к символам государственности (гербу, гимну, флагу).

5. Создать внутривузовскую систему патриотического воспитания и самовоспитания студентов.

4. Создать действенную систему поощрений за организацию и сознательное участие преподавателей, студентов и сотрудников ВУЗов в мероприятиях патриотической направленности всероссийского, регионального и местного масштабов.

6. Способствовать реализации научного потенциала студентов, молодых ученых и преподавателей, занимающихся разработкой теоретических и практических основ патриотического воспитания. Выделение грантов, организация и проведение научных конференций, публикация научно-популярных изданий, создание диспут-клубов.

7. Осуществлять контроль результатов патриотического воспитания путем создания единой системы тестирования в рамках дисциплин гуманитарной направленности [6].

Патриотическое воспитание студентов предполагает взаимосвязь национального, регионального, административного и локального (местного) уровней взаимодействия между источниками знаний и студентами.

На национальном и региональном уровнях взаимодействие регулируется Правительством РФ, а также различными законодательными актами. Перед высшими учебными заведениями стоит задача прямого влияния на систему патриотического воспитания на местном уровне.

В соответствии с уровнями взаимодействия информационно-аналитических структур со студентами по вопросам патриотического воспитания следует выделить ряд существующих проблем:

1. Проблемы национального и регионального уровней.

По сравнению с прошлыми десятилетиями степень разработанности нормативно -правовой базы по вопросам патриотического воспитания в настоящее время значительно увеличилась. Наблюдается непрерывный поток финансирования за счет средств Федерального бюджета на цели формирования научной базы знаний о патриотизме, проведения различных всероссийских мероприятий, включая конкурсы, конференции и т.д. Однако одной из основных проблем национального уровня необходимо считать отсутствие единой, систематичной, государственной организации, комплексно отвечающей за формирование и развитие патриотических качеств у студенчества. Такой организации, которая, приняв в свои ряды студента, будет обеспечивать непрерывность воспитательных мер, прививать чувства прекрасного, направлять и окружать заботой. В советское время существовали организации государственного уровня: октябрята, пионеры, комсомольцы. Эта система имела четко определенный регламент, действующий по вей стране, обеспечивала качественный рост личности каждого человека со школьной скамьи и

до взрослой жизни. Однако, для современной молодежи, в большинстве случаев, слова, связанные с советским периодом, вызывают эмоции негативного характера: презрение, пренебрежение, а порой и ненависть. Поэтому существенно необходимым является не возрождение советской системы, а создание принципиально нового идеологического направления, охватывающего всю Россию.

Выделенные из бюджета средства по воспитанию патриотических качеств у населения России частично достигают определенных результатов, однако значительная их часть уходит на оплату рабочего процесса организаций, проводящих мероприятия (включая заработную плату, аренду, отчисления в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования и т.д.). Целевая направленность бюджетных средств в значительном объеме «размывается». Куда большим эффектом обладает создание и финансирование Единого государственного учреждения с филиалами в крупных ВУЗах страны. Для функционирования учреждения необходимо:

- продумать звучное, короткое наименование (например, «Народы России» -обладает общероссийским значением и при этом исключает «крайний национализм»).

- активно, но ненавязчиво рекламировать свою деятельность в телевизионном вещании, социальных сетях и т.д. Создание кинороликов, фильмов с участием Организации также поможет ее активному продвижению. Это необходимо для привлечения социально-пассивных граждан.

- создать «единый механизм организации и руководства патриотическим воспитанием». [4, с. 30].

- со временем осуществить План поглощения мелких организаций на региональных и местных уровнях с поэтапным сокращением персонала. Это позволит осуществлять контроль за проведенными мероприятиями по всей России, продлить срок существования мелких организаций в составе общей Организации. Например, общее финансирование позволит распределять денежные средства по всем регионам без исключения, позволит сократить время, затрачиваемое каждой организацией на разработку ежегодного плана мероприятий (предлагается каждый год разрабатывать Единый государственный план), но сохранять возможность оперативного изменения части плана в каждом регионе (для включения местных событий и внутриинициативных разработок персонала филиалов).

- после поглощения мелких организаций осуществить их слияние с патриотическими организациями учебных заведений (например, студенческих кружков ВУЗов и т.д.). ВУЗы являются непосредственным сосредоточением активной молодежи, необходимой для правильного функционирования Организации.

- посредством ежегодного проведения Единого российского конкурса научных работ и проектов пополнять и самостоятельно разрабатывать научную методологическую базу по патриотическому воспитанию.

2. Проблемы административного и локального уровней.

Проблемы патриотического воспитания студентов на административном и локальном уровнях (в ВУЗах) включают в себя: «снижение мотивации к обучению, падение активности у студентов, значительный «отсев» среди студентов» [3].

Кроме обозначенных Киржаевым С.Б. и Зёлко А.С. проблем, включающих в себя проблемы со стороны студентов, на которых направлены воспитательные меры, необходимо отметить проблемы, исходящие от источника воспитания - самих учебных заведений.

Среди этих проблем:

- недостаточно высокий уровень гуманитарного образования. А особенно, гуманитарного образование для специальностей технических (негуманитарной направленности) дается в неполном объеме, оно не в силах сформировать и развить чувство патриотизма и национальной гордости.

- сезонность целевых мероприятий, проводимых в рамках обеспечения патриотического воспитания студентов в учебных заведениях. Основные мероприятия проходят во время четырех государственных праздников: 23 февраля - День защитника Отечества, 9 мая - День победы, 12 июня - День России и 4 ноября - День народного единства. Системный подход воспитательного процесса, в данном случае, не реализуется в полной мере. Необходима разработка комплексного плана мероприятий с ежемесячным проведением.

- низкий уровень патриотической грамотности руководителей образовательных учреждений и педагогов. А.К. Быков для решения данной проблемы предлагает провести массовый процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки субъектов патриотического воспитания [1, с. 106].

С.В. Павлов отмечает, что существование патриотизма в обществе невозможно без «энергетического, духовно-нравственного, социально-экономического баланса и гармонии отношений личности, семьи, общества, государства» [5, с. 71]. В данном случае можно с полной уверенностью говорить о двухстороннем влиянии. Патриотизм также является непременным условием для формирования личности, важной составляющей современной жизни социума. Без идеалов и примеров для подражания, без чувства гордости и достоинства, любви к своей стране любое общество неизбежно придет к моральному упадку и к саморазрушению.

Таким образом, без решения назревших проблем в патриотическом воспитании студенческой молодежи невозможно надеяться на полноценно функционирующее общество с духовно-развитым подрастающим поколением. Студенчеству необходим стимул для активизации патриотических чувств. Это позволит сформировать культурную, межнациональную и духовную грамотность в обществе. Именно государству, как единственно централизованному источнику Просвещения, необходимо рационально и методично формировать патриотическую грамотность студентов, а также в обязательном порядке включать в этот процесс учреждения высшего образования. ВУЗам, в свою очередь, необходимо инициативно обеспечивать систематичность патриотического воспитания во всех внутривузовских структурах. Только совместными усилиями можно добиться возрождения системы патриотического воспитания по всей России.

Литература

1. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2. С. 11-23.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3, третье исправленное и значительно дополненное издание под редакцией проф. И.А.Бодуэна-де-Куртенэ - С-Пб.-М.: т-ва М.О. Вольфъ,1907. 1782 колонок.

3. Киржаев С. Б., Зёлко А. С. Методы активного обучения в системе патриотического воспитания в вузе // В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки» Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2014. - № 7 (55). - С. 56-69.

4. Котовский А. И. Проблемы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Ученые записки РГСУ. 2012. №10 (110). С.29-30.

5. Павлов С. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи // Вестник РМАТ. 2013. №1 (7). С.68-72.

6. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016

- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]:URL: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=9142 (дата обращения: 12.03.2016 г.)

7. Федеральный закон о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации (Проект). [Электронный ресурс]: Федеральный патриотический вестник, 2012. № 01. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/fz-o-patrioticheskom-vospitanii-grazhdan-rossijjskojj-federacii-proekt / (дата обращения: 12.03.2016 г.)

Ethno-cultural bases of studying works of art Kimsanov K.

Этнокультурные основы изучения художественных произведений

Кимсанов К. К.

Кимсанов Куштарбек Кимсанович /Kimsanov Kushtarbek - соискатель, кафедра обучения инновационной технологии, Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования этнокультурных компетенций учащихся школ Кыргызстана с узбекским языком обучения на уроках кыргызской литературы. Учет как внешней, так и внутренней направленности целей формирования этнокультурной компетенции имеет важное значение в воспитании патриотизма, чувства гордости ценностями культуры своей нации и культуры коренной национальности страны. Этнокультурные качества школьников являются основными личностными качествами, в которых различаются конитивный (познавательный), мировоззренческий и поведенческий компоненты. Abstract: in the article it's considered the questions of formation etnic and cultural competence of students in Kyrgyzstan scools with uzbek language learning at the Kyrgyz literature lessons. Accounting as external, so internal goals focus formation of etnic and cultural competence has an important value in education of patriotism, sense of pride cultural values of own nation ard culture of aboriginal nationality of country. Ethnic and cultural qualities of students are basic personal charocteristics, that differ as cognitive (informative), worldview and behavioral components.

Ключевые слова: история Отечества, духовно-нравственные ценности, культурное наследие, национальная специфика, родной язык, традиции и обычаи, этнокультура, этнокультурная компетентность.

Keywords: histori of motherland, spiritual moral values, cultural heristage, national identity, native language, traditions and customs, ethnoculture, etnic and cultural competence.

УДК: 82. 282. (373.52.) (575.2)

Изучение этнокультурного воспитания учащихся является одним из актуальных вопросов в сегодняшней педагогической науке. Формирование этнокультурной компетентности учащихся обусловлено преобразованием внутренней сущности учащегося через познавательную и духовно-практическую деятельность, которая основана на системе ценностных ориентаций. «Проблема формирования этнокультурной компетентности в Кыргызской Республике изучалась учёными-педагогами в различных контекстах: разработка концептуальных идей этнопедагогической подготовки в системе высшего профессионального образования Кыргызской Республики (А.А.Алимбеков), подготовка выпускников вуза к педагогическому руководству народными играми (А.Т.Аттокуров), влияние идей народных акынов на воспитание молодёжи (А.Т.Калдыбаева), этнокультуроведческая лексикография в воспитании этнотолерантности (М.Х.Манликова), подготовка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.