УДК 371.13.004
В. В. Сергеева
О ДВУЕДИНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА В РАКУРСЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья является результатом теоретического изучения патриотического воспитания молодежи в XXI в. Рассмотрен новый подход к воспитанию патриотизма с позиции патриотической культуры личности в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание студентов, национально-патриотическое воспитание, студенчество, модель формирования патриотической культуры.
Проблема национально-патриотического воспитания молодежи в XXI в. востребована, своевременна и весьма актуальна. Она не может оставить равнодушным и безучастным каждого человека, связанного по роду своей деятельности с образованием и воспитанием молодежи, обучающейся в общеобразовательной школе и вузе [1, с. 10]. Мы считаем, что каждый воспитатель-патриот должен иметь четкую концепцию и выверенную позицию в подходах к решению этой архиважной проблемы, высокий уровень патриотической культуры. Учитывая специфику работы в многонациональном государстве Казахстан, важность «Национальной доктрины образования в Республике Казахстан» убеждены, что к решению этой задачи в нашем веке нужно подходить взвешенно и деликатно.
В концепции национальных школ и вузов Республики Казахстан выделены следующие задачи: развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа; воспитание нового типа национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности; восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации.
На наш взгляд, важно обратить особое внимание на национально-патриотическое воспитание не только студенчества и учащейся молодежи, но и самих воспитателей, т. е. преподавателей университета и научных работников института гуманитарных исследований и специальных учебных заведений республики. Учитывая геополитическое положение Республики Казахстан, необходимо критически перенимать опыт работы вузов-университетов не только Западной Европы, но и восточных соседей. Речь идет о научных и культурных связях с вузами и научными учреждениями Монголии, КНР, России и Средней Азии, тюркскими республиками Сибири, вузами Алтайского края.
Хотелось бы затронуть вопрос о разумном сочетании опытных и молодых кадров, работающих в
вузе и учебных заведениях, руководствуясь известной истиной «кадры решают все». Проверенный временем и жизненной практикой подход к кадровой политике в ведущих вузах Казахстана соблюдается на протяжении полувекового опыта. Результатом этого можно считать отсутствие рекламаций на качество подготовки специалистов, окончивших Евразийский национальный университет им. Л. Гумилёва, КазНУ им. аль-Фараби, Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфен-диярова, Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева.
Психологическая и педагогическая наука добилась больших успехов в исследовании проблемы профессиональной и личностной подготовки специалистов, однако вопросами исследования патриотической культуры у студентов внимания уделяется недостаточно. Мы считаем, что формирование и совершенствование системы патриотической культуры должно идти в вузах, когда происходит в основном профессионально-личностное становление ценностей будущего специалиста. Особую актуальность эта тема приобретает в связи с тем, что перед системой педагогического образования сегодня ставятся принципиально новые задачи: всестороннее раскрытие способностей и индивидуальных возможностей каждого молодого человека с целью подготовки его к жизни и деятельности для социально-экономического процветания Отечества.
Коренные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни страны, оказывают глубокое влияние на процессы, происходящие в студенческой среде. Политика, проводимая в области образования, сокращение количества детских и молодежных организаций болезненно сказываются на воспитании молодежи. Размытость нравственных ориентиров, определенный идеологический вакуум, пропаганда средствами массовой информации насилия, агрессии, наступление худших образцов западной массовой культуры являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений у молодежи.
В сегодняшних условиях молодое поколение, вобрав в себя все особенности общества в его пе-
реломный период, становится все более непредсказуемым. Проблема человечности выдвигается на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующих самостоятельности, гибкости, деловитости, патриотичности человека, ориентированного на общечеловеческие ценности [2, с. 8].
Анализ социально-экономической обстановки в стране в настоящее время позволяют выделить следующие противоречия в вопросах патриотического воспитания:
- с одной стороны, девальвация духовных ценностей, оказывающая негативное влияние на общественное сознание студенческой молодежи, с другой - снижение воспитательного воздействия образования как важнейшего фактора формирования патриотической культуры;
- противоречия между назревшей необходимостью формирования патриотической культуры у студентов и недостаточной теоретической и практической разработанностью программ их формирования;
- несоответствие уровня разработанности сущностных критериальных характеристик патриотической культуры и модели ее формирования в учебно-воспитательном процессе вуза с требованием времени;
- с одной стороны, негативное информационное воздействие на студенческую молодежь, с другой - отсутствие целенаправленной патриотической воспитательной работы в вузах.
В ракурсе этого вопроса нами определены пси-холого-педагогические условия формирования патриотической культуры будущих специалистов:
а) организация воздействия широкого нравственно-патриотического информационного поля в единстве с патриотической деятельностью студентов в области патриотических действий и поведения;
б) сплочение студенческого коллектива посредством организации внутригрупповых, общефакультетских, трудовых, патриотических, этнических отношений и расширения взаимодействий с другими коллективами и организациями;
в) осознание, переживание и самооценка студентами патриотических ценностей и чувств в процессе взаимодействия администрации, преподавателей, кураторов и студентов по организации патриотической деятельности;
г) обогащение и актуализация патриотической культуры в течение всего периода обучения по блоку психолого-педагогических дисциплин, а также чтение спецкурса.
Трудности в процессе формирования патриотической культуры состоят в том, что она имеет сложный многоуровневый характер: функциониру-
ет в реальных социальных отношениях и оказывает воздействие на все сферы человеческой жизни. Судить о патриотической культуре личности можно лишь по реальному их проявлению в многообразных отношениях человека к себе, другим, обществу, к учебной, трудовой деятельности, окружающей природе, памятным местам, к Родине, месту жительства, к защите Отечества и т. п.
Для изучения данной проблемы мы обратились к философии, которая рассматривает формирование патриотизма как важнейший социальный компонент в формировании духовного начала личности. Рассматривая термин «патриотизм», мы увидели, что он охватывает широкий круг общественных явлений, поэтому любое однозначное определение может оказаться односторонним. На протяжении всей истории существования и развития общества понимание патриотизма постоянно обогащалось благодаря развитию новых общественных отношений.
Нами проведен анализ высказываний о патриотизме. На основании анализа можно заключить, что патриотизм - это совокупность нравственных, духовных, гражданских, мировоззренческих качеств личности, проявляющихся в любви к Родине, к своему народу; в вере в его духовную силу, службе во имя его, способности соединить свою судьбу с его судьбой, в любви к родной природе, стремлении и умении беречь и приумножать лучшие народные традиции, ценить свою национальную культуру и культуру других наций.
Анализ высказываний о патриотизме и культуре позволил нам определить, что патриотическая культура - это отношения, выступающие в общей системе общественных отношений одним из видов, характеризующих нравственную и гражданскую ценность личности, и предполагающие в своей основе проявление по отношению к другим людям таких качеств, как дружба и товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка, преданность общенародному делу, уважение национальных традиций, единство общественных личных интересов, уважительное и бережное отношение к природе, памятным местам, к малой Родине, месту жительства.
Отношения к студенту как к социально зрелой личности предполагает учет того, что патриотизм -система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование патриотизма у студента означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности, носителя определенных патриотических ценностей, социальнополезной личностью. В свою очередь, это обязало нас искать пути усиления диалогичности обучения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои патриотические взгляды, цели, патриотические позиции в процессе учебной, внеу-
чебной и общественной работы в образовательном учреждении [3].
Решение проблемы патриотического воспитания в студенческом возрасте объясняется тем, что именно в нем имеются благоприятные предпосылки для формирования патриотической культуры личности. Этот процесс состоит из двух взаимосвязанных направлений: 1) организационно-педагогического, объединяющего патриотическое просвещение и организацию разнообразных видов студенческой деятельности (учебной, внеучебной, общественной); 2) психолого-педагогического, предполагающего интериоризацию внешних явлений в структуре внутреннего плана личности студента с последующей экстериоризацией, проявляющейся в педагогической деятельности.
Нами учитывалось, что организованное психо-лого-педагогическое воздействие на студента во время его профессиональной подготовки имеет функциональное значение и тесно связано с внешней и внутренней патриотической и профессиональной мотивацией. Во-первых, влияние преподавателя приобретает смысл строгого контроля над поведением и учением студента, в данном случае испытуемый является только объектом, что в целом снижает внутреннюю нравственно-патриотическую мотивацию. Во-вторых, это воздействие приобретает смысл передачи новой информации и воспринимается студентами как обеспечивающее обратную связь, тем самым способствует развитию внутренней профессионально-патриотической мотивации. В-третьих, психолого-педагогическое воздействие выполняет регулирующую функцию, воспринимаемую обучаемым как внешнее давление в виде убеждения или внушения, вынуждающее его мыслить, анализировать, действовать в нужном для преподавателя направлении. В-четвертых, влияние преподавателя выполняет саморегулирующую функцию, когда студент рассматрива-
ется в первую очередь как субъект, а затем уже как объект профессиональной и патриотической подготовки [4, с. 12]. Это способствует повышению внутренней профессионально-патриотической мотивации. Наконец, через характер взаимоотношений типа «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-студент», «студент-студент», что повышает как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию отношений у студентов.
Для изучения уровня патриотической культуры у студентов были разработаны критерии и качественные показатели [5], характеризующиеся: чувством любви к Родине, духовному миру своего народа, его традициям и национальной культуре, достижениям страны, памятным местам; проявлением повышенного и устойчивого интереса к знаниям, умениям, связанным с выбором специальности, самообразованием, самооценкой, физическим самосовершенствованием, самоактуализацией своей личности с пользой для общества, своего благосостояния и благосостояния своего народа, отношением к защите Отечества, взаимопомощи, взаимовыручки, эмпатии к людям, отношением к природе.
С целью практической реализации процесса формирования патриотической культуры будущих специалистов нами разработана концептуальная модель формирования патриотической культуры, объединяющая процессы патриотического воспитания и образования, включающая единство внешних и внутренних предпосылок. Внешние предпосылки характеризуются стабильностью социально-экономического развития общества, пропагандой через СМИ гуманизма и патриотизма, подготовкой высокого научного потенциала страны; внутренние - любовью к Родине, народу, национальным сознанием, мировоззрением личности, гражданской и личной ответственностью, духовностью и нравственностью, бережным отношением к природным богатствам, общественно-значимой мотивацией личности студента.
Список литературы
1. Матросов В. Л. Педагогическое образование: стратегия развития // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 10.
2. Жампеисова К. К. Современные аспекты подготовки будущего учителя 12-летней школы: образование, ориентированное на результат // Знание. 2007. № 5. С. 8.
3. Габдуллин Г. Г. Новая парадигма педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 3. С. 24-28.
4. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Там же. 2004. № 4. С. 12.
5. Малькова Н. С. Идеи народности в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 32-37.
Сергеева В. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
Инновационный Евразийский университет.
Ул. М. Горького, 102/4, Павлодар, Республика Казахстан, 140000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.02.2011.
V V Sergeyeva
ABOUT TWO UNITIES OF EDUCATION AND NATIONAL PATRIOTISM IN THE FORESHORTENING OF PATRIOTIC CULTURE
The article is the result of the theoretical research about patriotic education of the youth in the 21st century. A new approach to patriotic education in terms of a person’s patriotic culture in education has been introduced.
Key words: patriotism, students’ patriotic education, national-patriotic education, students, model of patriotic culture.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
Innovative University of Eurasia.
Ul. M. Gorkogo, 102/4, Pavlodar, Kazakhstan, 140000.
E-mail: [email protected]