Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей вуза к использованию потенциала социосетевых технологий при формировании компетенции гражданственности и патриотизма'

Подготовка преподавателей вуза к использованию потенциала социосетевых технологий при формировании компетенции гражданственности и патриотизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGH SCHOOL TEACHER / СОЦИОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА / THE COMPETENCE OF THE CITIZENSHIP AND PATRIOTISM / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIOMEDIATECHNOLOGY / READINESS TO WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завада Галина, Ляукина Гульнара

Основываясь на актуальности проблемы подготовки преподавателя вуза к применению социосетевых технологий во внеучебной деятельности в целом и при формировании компетенций гражданственности и патриотизма в частности, авторы предлагают описание апробации педагогического эксперимента по формированию готовности кураторов первого курса к применению различных вариантов социосетевых технологий в профессиональной деятельности. В качестве основных задач педагогического эксперимента выступали отбор диагностических методик для определения сформированности исходных знаний и умений кураторов в разработке проектов по патриотическому воспитанию студентов с использованием социосетевых технологий; определение уровней готовности кураторов к применению указанных технологий в педагогическом процессе; разработка структуры и содержания программы повышения квалификации кураторов по подготовке к использованию социосетевых технологий в формировании компетенций гражданственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING UNIVERSITY TEACHERS TO USESOCIOMEDIA TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF THE CITIZENSHIP AND PATRIOTISM

The authors are based on the relevance of the problems of training of University teachers to the use of sociomedia technologies in extracurricular activities.Described the testing of the pedagogical experiment on formation of readiness of the curators of the first course to use different variants of sociomedia technologies in professional activity.The main task of the pedagogical experiment was the selection of diagnostic techniques to determine the source of formation knowledge and skills of supervisors in the development of projects for Patriotic upbringing of students using technology;determination of the levels of preparedness of supervisors to the use of these technologies in the pedagogical process;designing the structure and content of the program of professional development of curators in preparation for the use of sociomedi -technologies in building competencies for citizenship and patriotism.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей вуза к использованию потенциала социосетевых технологий при формировании компетенции гражданственности и патриотизма»

© Г.В. Завада, Г.А. Ляукина УДК 378

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

Г.В. Завада, Г.А. Ляукина

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

g.zavada@mail.ru, lgulnara@gmail.com

Резюме: основываясь на актуальности проблемы подготовки преподавателя вуза к применению социосетевых технологий во внеучебной деятельности в целом и при формировании компетенций гражданственности и патриотизма в частности, авторы предлагают описание апробации педагогического эксперимента по формированию готовности кураторов первого курса к применению различных вариантов социосетевых технологий в профессиональной деятельности. В качестве основных задач педагогического эксперимента выступали отбор диагностических методик для определения сформированности исходных знаний и умений кураторов в разработке проектов по патриотическому воспитанию студентов с использованием социосетевых технологий; определение уровней готовности кураторов к применению указанных технологий в педагогическом процессе; разработка структуры и содержания программы повышения квалификации кураторов по подготовке к использованию социосетевых технологий в формировании компетенций гражданственности и патриотизма.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, социосетевые технологии, компетенции гражданственности и патриотизма, готовность к деятельности

TRAINING UNIVERSITY TEACHERS TO USESOCIOMEDIA TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF THE CITIZENSHIP AND

PATRIOTISM

G.V. Zavada, G.A. Lyaukina

Kazan state power engineering University, Kazan, Russia

g.zavada@mail.ru, lgulnara@gmail.com

Abstract: the authors are based on the relevance of the problems of training of University teachers to the use of sociomedia technologies in extracurricular activities.Described the testing of the pedagogical experiment on formation of readiness of the curators of the first course to use different variants of sociomedia technologies in professional activity.The main task of the pedagogical experiment was the selection of diagnostic techniques to determine the source of formation knowledge and skills of supervisors in the development of projects for Patriotic upbringing of students using technology;determination of the levels of preparedness of supervisors to the use of these technologies in the pedagogical process;designing the structure and content of the program ofprofessional development of curators in preparation for the use of sociomedi -technologies in building competencies for citizenship and patriotism.

Keywords: high school teacher, sociomediatechnology, the competence of the citizenship and patriotism, readiness to work.

Введение. Актуальность представленной статьи связана с многоаспектностью проблемы использования социосетевых технологий в системе высшего образования. Дело даже не в том, какие существуют варианты включения возможностей этих технологий в процесс обучения или воспитания бакалавров и магистров. В отечественных и зарубежных исследованиях, например, [1; 2], отмечается, что современный студент является более открытым, ориентированным на коллективное исследование, взаимное общение в процессе обучения.

В рамках нашего исследования важным является учет влияния социосетевых технологий на формирование компетенций гражданственности и патриотизма у студентов. В этой ситуации актуализируется проблема готовности преподавателя вуза и, в первую очередь, куратора, к работе с социосетевыми технологиями как средствами патриотического воспитания студентов. Исходя из сущности личностно-деятельностного подхода в готовности к осуществлению деятельности необходимо учитывать индивидные, личностные и субъектные свойства и качества в их целостности, способствующее эффективному выполнению человеком своих функций.

Целью исследования, таким образом, является определение условий и путей подготовки куратора вуза к использованию потенциала социосетевых технологий при формировании компетенции гражданственности и патриотизма студентов.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой процесс подготовки кураторов к применению социосетевых технологий в педагогическом процессе будет проходить эффективно, если:

- он будет представлять собой целостный процесс, реализующийся через систему мотивационно-нравственного, содержательно-процессуального, ориентировочно-профессионального и оценочно-волевого компонентов;

- основными принципами процесса подготовки кураторов в ходе повышения квалификациивыступают: принцип активности, осознанности, модульности в процессе обучения;

- при организации учебного процесса по реализации программы повышения квалификации обучения будет создаваться обстановка, способствующая закреплению у кураторов положительного отношения к деятельности по применению социосетевых технологий в педагогическом процессе и критического оценивания своей подготовленности к этому, стимулирующая их активность и самостоятельность по развитию необходимых знаний и умений.

Методы. Методологической основой исследования являются теория личностно-деятельностного подхода к обучению, концепция целостного процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности, теория гуманизации и оптимизации образования.

В методологическом, общетеоретическом и методическом плане освоению избранной проблемы способствовало изучение работ Е.А.Бондаренко [3], И.К. Ворониной [4], Н.М. Снопко [5] и др.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование; тестирование; изучение продуктов деятельности и документации (портфолио); математико-статистические методы обработки и представления результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилсяфакультет повышения квалификации преподавателей ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет». В апробации экспериментальной программы подготовки куратора вуза к использованию социосетевых технологий в формировании компетенций гражданственности и патриотизма принимали участие 24куратора всех институтов вуза.

Результаты. Поставленная цель решалась посредством следующих частных задач:

1. Отбор диагностических методик для определения сформированности исходных знаний и умений кураторов в разработке проектов по патриотическому воспитанию студентов с использованием социосетевых технологий.

2. Определение уровней готовности кураторов к применению социосетевых технологий в педагогическом процессе

3. Разработка структуры и содержания программы повышения квалификации кураторов по подготовке к использованию социосетевых технологий в формировании компетенций гражданственности и патриотизма.

4. Апробация программы повышения квалификации кураторов.

Пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. Исследователи пишут о положительном влиянии использования Twitter на налаживание взаимодействия студентов колледжей и планирование занятий [6]; сайты социальных сетей в настоящее время используются в различных университетах в качестве альтернативных пространств, где студенты могут адаптироваться к университетской жизни в процессе онлайн взаимодействия со сверстниками и преподавателями [7; 8].

Результаты ответов на вопросы анкеты, предложенной кураторам первого курса, показывают следующее. Оценивая по пяти балльной шкале потенциал возможных форм гражданско-патриотического воспитания в вузе, первое место педагоги отдали именно использованию социальных сетей (ВКонтакте, Твиттера и др.) - 4,75 баллов. Другие полученные оценки распределились следующим образом:

- создание общевузовских традиций патриотического характера - 4, 62;

- проведение историко-культурных патриотических мероприятий - 4,37;

- проведение мероприятий по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне - 4,25;

- проведение информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам патриотизма, гражданственности, внешней и внутренней политики - 3,87;

- использование содержания учебной дисциплины «История» - 3,87;

- использование содержания учебной дисциплины «Политологии» - 3,75;

- использование содержания учебной дисциплины «Философия» - 3,5;

- использование содержания других учебных дисциплин и факультативов - 2,87.

Понимая значимость социальных сетей для студентов, преподаватели, в то же время,

не четко представляют себе возможности и варианты их применения в педагогической деятельности. Так, на вопрос об участии педагога в различных мероприятиях, делах вуза гражданско-патриотической направленности, только 18% респондентов ответили, что систематически участвуют в мероприятиях, проявляют активность и интерес, а о применении социосетевых технологий в собственной практике указал только 1% педагогов.

В то же время, анализ педагогических источников показывает множество вариантов применения социосетевых технологий во внеучебной деятельности и наличие различных характеристических особенностей при их применении для формирования компетенций гражданственности и патриотизма. Так, например, исследователи подчеркивают, что равно важно как предоставить информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в социальных сетях, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т.п. [5].

Коваленко Г.А. и Хаердинова Г.А. описывают использование возможностей социальных сетей на примере сайта «ВКонтакте» для организации обучения и контроля [9]. В Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики проведена работа по исследованию возможности внедрения системы дистанционного обучения в социальную сеть, в качестве которой также выбран сайт «ВКонтакте» [10]. Интересным представляется изучение возможностей социальных сетей в

системе воспитательной деятельности в вузе. Например, З.Н. Петровой и М.А. Ушаковой предлагается опыт по использованию потенциала социальных сетей в вопросе гражданско -патриотического воспитания на основе анализа степени участия студентов в наполнении определенного контента и их активности в сетях [12].

Для реализации задачи применения во внеучебной деятельности социосетевых технологий необходима специальная подготовленность преподавателей и кураторов. В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) на базе факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) было организовано обучение кураторов по программе «Организация работы по формированию патриотического сознания студентов средствами социосетевых технологий. Школа куратора». Основной целью, на достижение которой направлена опытно-экспериментальная работа, являлась апробация и подтверждение эффективности разработанной программы по подготовке кураторов к разработке проектов в сфере воспитательной работы и ориентации на патриотическое воспитание студентов в качестве куратора студенческой группы с использованием социосетевых технологий. Структура образовательной программы содержала пять модулей: «Педагогические приоритеты деятельности преподавателя высшей школы и куратора в соответствии с государственной политикой в образовании», «Психолого-педагогические основы воспитания личности в студенческом возрасте», «Противодействие идеологи экстремизма в условиях вуза», «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в вузе», «Современные образовательные и информационные технологии, направленные на формирование гражданственности и патриотизма у студентов».

Общий объем программы составляет 72 часа при частичном отрыве от работы. Из общего объема программы объем аудиторной учебной нагрузки составляет 42 часа. Наибольшее внимание в программе уделяется современным образовательным и информационным технологиям, направленным на формирование у студенчества гражданственности и патриотизма. Кратко остановимся на описании содержания модулей указанной программы.

Модуль 1. «Педагогические приоритеты деятельности преподавателя высшей школы и куратора в соответствии с государственной политикой в образовании». Содержание данного модуля составили следующие темы:

Анализ документов государственной политики РФ в области формирования патриотизма. Государственная образовательная политика Российской Федерации: новые приоритеты. Инновационные ориентиры развития образования, общества в целом в Российской Федерации. Влияние куратора (преподавателя) на формирование мировоззрения, новых ценностных ориентаций студента, его мотивацию.

Модуль 2. «Психолого -педагогические основы воспитания личности в студенческом возрасте».

Темы: Анализ ценностных ориентаций студентов группы. Личность студента. Ценностные ориентации современного студенчества. Воспитание как процесс и система. Основные направления воспитания. Формы и методы воспитательной деятельности в вузе. Психолого-педагогические установки преподавателя высшей школы и куратора на сотрудничество со студентами вуза в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении.

Содержание модуля 3 - «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в вузе»:

Разработка плана патриотического воспитания в группе. Современные подходы к организации патриотического воспитания студентов. Нормативно-правовое обеспечение программы гражданско-патриотического воспитания в КГЭУ. Система гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе - разработка и мероприятия по реализации.Система гражданско-патриотического воспитания в студенческой группе -целеполагание, планирование и мероприятия по реализации. Диагностика уровня гражданско-патриотической воспитанности.

Модуль 4. «Противодействие идеологии экстремизма в условиях вуза» составление плана мероприятий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в группе.

Темы: Психология терроризма и экстремизма. Использование сети Internet в экстремистских и террористических целях. Профилактика экстремизма и терроризма.

Модуль 5. «Современные образовательные и информационные технологии, направленные на формирование гражданственности и патриотизма у студентов»

Темы: Образовательные методики и технологии, направленные на формирование гражданственности и патриотизма у студентов. Создание тематической страницы в социальной сети. Государственные программы патриотического воспитания молодежи. Молодежные патриотические проекты. Современные информационно-коммуникативные технологии, направленные на формирование гражданственности и патриотизма у студентов. Социальные сети как инструмент реализации проектов, направленных на формирование патриотического мировоззрения студенческой молодежи.

По учебным часам пятый модуль является наиболее продолжительным.

В качестве выпускной квалификационной работы слушателям предложено разработать и создать социосетевой проект, являющийся формой отражения результатов его деятельности. Кураторам выдавалась инструкция по реализации проекта в социальной сети в рамках выполнения выпускной работы, которая состояла в следующем:

1. Выберите тему из списка предложенных и подготовьте по ней реферат. Желательно, чтобы подобранный Вами тематический материал предполагал дальнейшие интерактивные формы, рекомендации (посмотреть соответствующий кинофильм, документальный фильм, организовать конкурс и т.д.).

2. Определитесь, в какой виртуальной среде Вы будете осуществлять прикладной тематический проект.

Вы можете:

A).Создать как куратор группу в социальной сети «ВКонтакте» (зарегистрироваться, создать группу под определенным названием) или использовать ресурс, созданный инициативным студентом (в таком случае, Вы будете располагать аудиторией охватом 2030 человек).

Б) Использовать группу Управления внеучебной и воспитательной работы (аудитория от 100 чел.).

B) Использовать неофициальный сайт КГЭУ - группу в соц.сети «ВКонтакте» под названием «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ) (16 тыс. участников). Чтобы осуществлять активные действия, Вы должны получить статус «Администратор».

3. Определитесь, какой инструментарий Вы хотите использовать (чат, опрос, новости, обсуждения по темам, видеозапись, аудиозапись, фотовыставка, загрузка документов)и в сочетании с какими педагогическими технологиями.

4. Оцените, может ли выбранный интернет-ресурс позволить Вам использовать именно этот инструментарий. Если нет, выберите допустимый вариант.

5. Ваша задача - заинтересовать участников группы (не менее 20 человек).

6. По ходу реализации проекта сделать скриншоты, подтверждающие начальное состояние, участие в проекте студентов, отклики студентов).

7. По итогам представить аналитический отчет о реализации проекта объемом не более 1 страницы.

Далее преподавателям были выданы рекомендации по реализации проекта во внеучебной деятельности, которые состояли из пяти положений.

1. Сконцентрируйте внимание на интересах аудитории

Желая объединить вокруг своего проекта многих пользователей, вам необходимо предоставить аудитории действительно то, что она хочет. Подумайте, чем может

заинтересовать ваш ресурс посетителей? Какую предоставить людям информацию, чтобы сработало «сарафанное радио»?

2. Не забывайте развивать многолинейную связь

Развивая группу по принципу «один для всех», вы полностью блокируете возможность общения посетителей друг с другом. Таким образом, ваша информация не будет разрастаться. Создать группу в социальной сети, это означает предоставить участникам свободу слова и предоставления своих мыслей на обсуждение.

3. Осуществляйте контроль над объемом информации

Предоставьте фиксированный объем информации и пусть посетители ее обсуждают, пока не угаснет интерес.

4. Не разводите панибратства с аудиторией

Не стоит удалять негативные отзывы, просто комментируйте их, будьте достойными и честными. Выступайте в роли модератора, не боящегося негативного мнения и не заигрывающего с участниками группы.

5. Учитывайте принцип размножения информации

Согласно данным известного информационного стандарта (Josh Bemoff and Charlene Li) - один процент людей в группе создает контент, девять процентов его комментируют, а остальные девяносто его просто читают. Используйте этот принцип, когда пишете контент и когда налаживаете связи в своей группе.

Результаты проведенной программы обобщались на итоговом мастер-классена тему «Формирование патриотизма на примере ведения страницы «История» в социальной сети», в ходе подготовки и защиты выпускного проекта.

На итоговой процедуре защиты выпускных квалификационных работ слушатели представили электронные презентации разработанных ими проектов. Доклады вызвали множество вопросов и оживленную дискуссию, что указывает на несомненную пользу такой программы обучения. Знакомство с методикой применения социосетевых технологий позволяет кураторам проанализировать свой педагогический опыт, наметить дальнейший курс своей педагогической деятельности.

В конце проведенной программы было проведено итоговое тестирование и опрос по оценке собственного отношения к проблеме применения социосетевых технологий для формирования у студентов компетенций гражданственности и патриотизма.Отметим, что результаты итоговой диагностики кураторов во многом отличаются от результатов начальной; в частности, отмечается повышение уровня мотивации к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, достаточно большой прирост в знаниях о социосетевых технологиях и средствах, которые можно использовать для формирования компетенций гражданственности и патриотизма у студентов.

Используя модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы Ю.В. Сорокопуд [13] и описание профессионально-важных качеств личности преподавателя, указанное в [11], остановимся кратко на описании элементов компетенций, которые формируются в ходе предлагаемой экспериментальной программы.

1. Социально-личностные и общекультурные компетенции. Куратор понимает высокую социальную значимость и ответственность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию; обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; имеет сформированную гуманистическую позицию по отношению к окружающей действительности; транслирует в процессе жизнедеятельности навыки гуманитарной культуры; готов к социальному взаимодействию со студентами, коллегами и другими людьми на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; знает свои права и обязанности как гражданина

своей страны; умеет использовать Гражданский кодекс, другие правовые документы в своей профессиональной деятельности; готов к активному общению и профессиональному взаимодействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности; способен использовать на практике навыки и умения управления студенческим коллективом, формировать благоприятный социально-психологический климат в учебной группе; готов к разрешению конфликтных ситуаций в студенческих коллективах, при взаимодействии с отдельными студентами; способен оказывать личным примером позитивное воздействие на студенческую молодежь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья и т. д.

2. Общенаучные компетенции. Куратор способен использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной педагогической деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодежью; способен демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность внедрять новые идеи на практике и т.д.

3. Инструментальные компетенции. Куратор способен анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию; способен к использованию современных информационных технологий в процессе профессионально-педагогической деятельности; способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной исследовательской работы и т. д.

4. Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции. К ним относятся: знание основ формирования патриотизма; особенностей студенческого возраста и т.п.; умение осуществлять деятельность по формированию патриотизма студентов вуза.

В результате изучения первого модуля программы формировалась способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм. Изучения второго и третьего модулей программы формировало готовность к кооперации, работе в коллективе. В результате изучения четвертого модуля формировалась способность самостоятельно, методически правильно использовать методы формирования патриотизма студентов, по итогам пятого - способность к использованию современных информационных технологий в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов. Выполнение, анализ и самооценка итогового проекта интегрируют в себе вышеперечисленные компетенции.

Заключение. Представленная экспериментальная программа подготовки кураторов к использованию социосетевых технологий во внеучебной деятельности для формирования компетенций гражданственности и патриотизма подтвердила поставленную гипотезу, показала возможности повышения квалификации для решения проблемы. Проведенная работа позволила сформулировать практико-ориентированные рекомендации для реализации социосетевых проектов гражданского и патриотического воспитания, включенных кураторами в собственную систему воспитательной деятельности. Решение рассматриваемой проблемы имеет значительные перспективы как в направлении развития социосетевых технологий, применяемых для гражданско-патриотического воспитания, так и в области исследования мотивационных, содержательных, операционных компонентов готовности преподавателя (куратора) к реализации исследуемой деятельности.

Литература

1. Selwyn N. Social Media in Higher Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educationarena.com/pdf/sample/sample-essa-selwyn.pdf. (дата обращения 20.10.2017 г.).

2. Григорьева С.С. Влияние социальных сетей на личностное саморазвитие человека / С.С. Григорьева, А.Г. Шергин, Ф.М. Сокольникова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной российской детской психологии, Якутск, 4-5 апреля 2013 г. Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013. С. 110-111.

3. Воронина И.К. Значение, методы и формы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи // Молодой ученый. 2015. № 7.3. С. 4-5.

4. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс .... докт. пед. наук. М., 2007. 47 с.

5. Бондаренко Е.А. Модели патриотического воспитания в современных условиях // Интернет и образование. 2009. № 15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/83656 (дата обращения 21.10.2017 г.).

6. Junco R. The effect of Twitter on college student engagement and grades / Junco R., Heiberger G. and Loken E // Journal of Computer Assisted Learning. 2011. № 27. С. 119-132. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com /doi/10.1111/j.1365-2729.2010.00387.x/pdf. (дата обращения 21.10.2017 г.).

7. Siemens G. Connectivism: a learning theory for the digital age. 2004. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm. (дата обращения 20/10.2017 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Завада Г.В., Ляукина Г.А. Возможности использования социальных сетей в высшем образовании. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании // Материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции. РГППУ: Екатеринбург. 2015. С. 241-244.

9. Коваленко Г.А., Хаертдинова Г.А. Социальная сеть всемирной паутины Интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3 (53). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/117 (дата обращения 21.10.2017 г.).

10. Закурдаев А.А., Лавров А.В. Внедрение системы управления обучением в социальную сеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tm.ifmo.ru/tm2011/db/doc/get_thes.php?id=495 (дата обращения 21.10.2017 г.).

11. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. Науч. изд. Казань: Казан. гос. энергет. ун-т. 2004. 112 с.

12. Петрова З.Н., Ушакова М.А. Потенциал социальных сетей в гражданско-патриотическом воспитании студентов // Вестник развития науки и образования. 2013. № 4. С. 245-253.

13. Сорокопуд Ю.В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука. № 11. 2010. C. 42-48.

Авторы публикации

Завада Галина Владимировна - канд. пед. наук, доцент кафедры «История и педагогика» Казанского государственного энергетического университета.

Ляукина Гульнара Альбертовна - начальник УВВР, аспирант кафедры «История и педагогика» Казанского государственного энергетического университета.

References

1. Selwyn N. Social Media in Higher Education [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://educationarena.com/pdf/sample/sample-essa-selwyn.pdf. (data obrashcheniya 20.10.2017 g.).

2. Grigor'eva S.S. Vliyanie sotsial'nykh setei na lichnostnoe samorazvitie cheloveka / S.S. Grigor'eva, A.G. Shergin, F.M. Sokol'nikova // Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti v ontogeneze: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i aspirantov, posvyashchennoi rossiiskoi detskoi psikhologii, Yakutsk, 4-5 aprelya 2013 g. Yakutsk: SVFU im. M.K. Ammosova, 2013. S. 110-111.

3. Voronina I.K. Znachenie, metody i formy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studencheskoi molodezhi // Molodoi uchenyi. 2015. № 7.3. S. 4-5.

4. Snopko N.M. Psikhologicheskie mekhanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya: avtoref. diss .... dokt. ped. nauk. M., 2007. 47 s.

5. Bondarenko E.A. Modeli patrioticheskogo vospitaniya v sovremennykh usloviyakh // Internet i obrazovanie. 2009. № 15. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.openclass.ru/node/83656 (data obrashcheniya 21.10.2017 g.).

6. Junco R. The effect of Twitter on college student engagement and grades / Junco R., Heiberger G. and Loken E // Journal of Computer Assisted Learning. 2011. № 27. S. 119-132. [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa: http://onlinelibrary.wiley.com /doi/10.1111/j.1365-2729.2010.00387.x/pdf. (data obrashcheniya 21.10.2017 g.).

7. Siemens G. Connectivism: a learning theory for the digital age. 2004. [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa: www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm. (data obrashcheniya 20/10.2017 g.).

8. Zavada G.V., Lyaukina G.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sotsial'nykh setei v vysshem obrazovanii. Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii // Materialy 20 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. RGPPU: Ekaterinburg. 2015. S. 241 □ 244.

9. Kovalenko G.A., Khaertdinova G.A. Sotsial'naya set' vsemirnoi pautiny Internet kak potentsial'naya model' obucheniya (na primere sotsial'noi seti «VKontakte») // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3 (53). [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/117 (data obrashcheniya 21.10.2017 g.).

10. Zakurdaev A.A., Lavrov A.V. Vnedrenie sistemy upravleniya obucheniem v sotsial'nuyu set' [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa:http://tm.ifmo.ru/tm2011/db/doc/get_thes.php?id=495 (data obrashcheniya 21.10.2017 g.).

11. Matushanskii G.U., Frolov A.G. Proektirovanie modelei deyatel'nosti, lichnosti i nepreryvnoi professional'noi podgotovki prepodavatelya vysshei shkoly. Nauch. izd. Kazan': Kazan. gos. energet. un-t. 2004. 112 s.

12. Petrova Z.N., Ushakova M.A. Potentsial sotsial'nykh setei v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii studentov // Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. S. 245-253.

13. Sorokopud Yu.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vysshei shkoly // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. № 11. 2010. C. 42^ 48.

Authors of the publication

Galina V. Zavada - Cand. Sci. (pedagogic), associate Professor of the Department "History and pedagogy" Kazan state power engineering University.

Gulnara А. Lyaukina - head of UWR, post-graduate student of the Department "History and pedagogy" Kazan state power engineering University.

Поступила в редакцию 25.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.