ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРАТОРА В РАМКАХ ШКОЛЫ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА
PEDAGOGICAL SUPPORTING OF CURATOR' S
PROFESSIONAL TRAINING
IN THE SCHOOL OF TUTOR-CURATOR
T.A. Шкерина, Т.И. Петрова
T.A. Shkerina. T.I. Petrova
Повышение квалификации, профессиональная подготовка, кураторы непедагогических вузов, педагогическое обеспечение.
В статье освещен опыт поэтапной реализации программы цикла повышения квалификации «Школа п е да го га - к у рато ра » в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. Войно-Ясенецкого, нацеленной на профессиональную подготовку кураторов студенческих групп с опорой на идеи системного и компетентностного подходов. Рассмотрено педагогическое обеспечение как система, включающая совокупность факторов, условий и средств организации профессиональной подготовки кураторов, и представлены результаты анкетирования по выявлению их отношения к содержательной и процессуальной части программы.
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. взаимосвязанное улучшение качества жизни молодежи и развитие страны определены как стратегическая задача [Стратегия..., с. 8-9]. Таким образом, в современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания молодого поколения российских граждан. Для многих профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим фактором формирования морального и профессионального облика. К ним в первую очередь следует отнести медиков, для которых нравственное начало, чувство эмпатии и ответственности за жизнь и здоровье людей особо важны. Достижение высокого уровня эффективности воспи-
Advanced training, professional training, curators of not pedagogical higher education institutions, pedagogical supporting.
The article describes the experience of stage-by-stage implementation of the program of the cycle of advanced training «The school of tutor-curator» in V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk State Medical University, aimed at professional training of curators of student groups with a support on the ideas of system and competency-based approaches. Pedagogical supporting as the system including a set of factors, conditions and means of organization of professional training of curators is considered; the results of the questioning on detection of their attitude to the substantial and procedural parts of the program are presented.
тания в вузах Минздрава России является существенной предпосылкой для дальнейшего профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников медицинских вузов как компетентных специалистов, обладающих сформированными профессионально важными личностными качествами. В связи с этим актуализируется необходимость в разработке новых подходов к совершенствованию воспитательной деятельности педагогов-кураторов медицинских вузов.
Проведенный анализ исследований и образовательной практики позволил выделить противоречие между необходимостью профессиональной подготовки кураторов непедагогических вузов и недостаточной разработанностью ее педагогического обеспечения. В этой
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч
<
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
Н
и
щ
PQ
связи целью данной статьи является теоретическое обоснование разработанного педагогического обеспечения профессиональной подготовки кураторов.
Так как в статье исследуется проблема выявления и теоретического обоснования педагогического обеспечения профессиональной подготовки педагогов-кураторов, то считаем целесообразным раскрыть сущность понятий «профессиональная подготовка» и «педагогическое обеспечение».
Изучение научных работ ряда исследователей (С.Я. Батышев, В.В. Игнатова, М.В. Ретивых, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.) показало, что конструкт «профессиональная подготовка» ими трактуется неоднозначно. С учетом этих позиций под профессиональной подготовкой понимается система, в которой сосредоточены организационные и педагогические возможности для формирования профессиональной готовности педагогов к осуществлению деятельности куратора.
На основе анализа диссертационных исследований и научной литературы под педагогическим обеспечением понимаются педагогическая система, включающая совокупность факторов, условий и средств организации того или иного процесса, и их реализация посредством соответствующих форм, методов и приемов с учетом критериев эффективности их реализации [Козлова, 2009; Ляхова, 2008].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить следующие принципы обучения, с опорой на которые разработано педагогическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов-кураторов: открытость целей, содержания и форм образовательного процесса; личностный смысл в обучении и его профессиональная направленность; партнерство всех субъектов образовательного процесса, активное и проблемное обучение; преемственность в теоретическом и практическом обучении; сочетание индивидуальной и групповой форм организации деятельности педагогов-кураторов [Крутиков, 2007; Петрова, Пилипчев-ская, Валюх, 2014; Скибицкий, 2008 и др.].
Вышеуказанные положения позволили разработать педагогическое обеспечение, способствующее реализации содержания цикла повышения квалификации «Школа педагога-куратора», целями которого являются создание условий по развитию педагогических способностей и творческого потенциала педагогов-кураторов в Красноярском государственном медицинском университете (КрасГМУ) им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, совершенствование их психолого-педагогической и методической компетентности [Рабочая программа..., 2014, с. 5].
На основании этих принципов выделен комплекс основных организационных форм, методов и средств обучения, способствующий успешной профессиональной подготовки педагогов-кураторов: парная и групповая формы организации деятельности кураторов, позволяющие создавать условия для выдвижения и обсуждения проблем, формулирования предположений о том, каким образом можно решить данную проблему, обобщения полученных выводов и др., самостоятельная работа по подготовке рефератов, докладов, индивидуальные и групповые консультации, научно-методическое сопровождение; дискуссионные методы обучения, способствующие активизации у кураторов основных знаний и умений в области воспитательной деятельности, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных заданий творческого, исследовательского характера, кейс-метод, ориентированный на моделирование профессиональной деятельности, в которой кураторы анализируют профессионально ориентированную ситуацию, выявляют проблему, осуществляют поиск альтернативных решений и принятие оптимального решения проблемы, метод проблемной лекции и психолого-педагогической ситуации, проектирование, рефлексия. Средствами обучения выступают: комплекс упражнений, проектные задания, тематика докладов и рефератов исследовательского характера, авторская программа воспитательной работы педагога-куратора.
В качестве основных направлений реализации программы цикла повышения квалифи-
кации «Школа педагога-куратора» определены: нормативно-правовой (стандартизация воспитательной деятельности педагога-куратора); деятельность куратора по подготовке студентов к учебной деятельности в медицинском университете; внеучебная деятельность куратора со студентами КрасГМУ и воспитательные технологии [Там же, с. 7-13]. Стоит отметить, что содержание данных направлений выстроено на основе идей системного и компетентностного подходов.
Рассмотрим этапы реализации программы «Школа педагога-куратора» и их педагогическое обеспечение. В качестве первого этапа выступает организационный, направленный на ориентирование слушателей в освоении деятельности педагогов-кураторов, актуализацию у них интереса к программе, формирование понимания и признания значимости ее овладения. Представим результаты опроса, направленного на выявление понимания и признания кураторами профессиональной значимости освоения воспитательной деятельности. Анализ результатов опроса показал, что у всех опрошенных респондентов 100 % (30 чел.) наблюдался высокий уровень сформированности мотивационного компонента готовности к овладению воспитательной деятельностью. Таким образом, мы констатировали тот факт, что кураторы в своем большинстве понимают и признают профессиональную значимость овладения воспитательной деятельностью, представляющей основу их профессиональной подготовки.
Основной этап реализации программы нацелен на освоение слушателями теории и практики педагогической деятельности в работе куратора, способствующих формированию профессионально важных и личностных качеств, субъектной позиции, адаптируемости первокурсников, патриотичности, гражданственности, здорового образа жизни, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки [Концепция..., 2013, с. 2-3].
В ходе данного этапа использовались технологии проблемного и группового обучения. Проблемное обучение было ориентировано на развитие критического мышления, на обеспечение гибкости методов, используемых в профессиональной деятельности кураторов.
Использование технологии проблемного обучения в ходе реализации программы «Школа педагога-куратора» позволило сформировать следующие способности у кураторов: осмысление проблемной ситуации и выделение в ней собственно педагогической задачи; нахождение предполагаемого решения задачи; прогноз педагогического действия, ведущего к намеченному решению; решение задачи; сопоставление реального результата с первоначальной целью, необходимая корректировка; обобщение результатов исследования, формулировка выводов; определение дальнейшей стратегии воспитательной работы.
Очевидно, что смещение акцентов в сторону интерактивных технологий повышения квалификации кураторов привело к доминированию в этом процессе диалоговых форм организации данного процесса, которые позволяют повысить творческий потенциал кураторов. В качестве основных организационных форм выступили: проблемная лекция, лекция пресс-конференция, лекция-диалог, практические занятия, консультации.
Часть занятий была посвящена подготовке кураторов к планированию воспитательной работы. Изучив данную тему, кураторы осознали место и суть планирования воспитательной работы в системе деятельности куратора. В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что организация воспитательного процесса с опорой на технологический подход позволяет решать куратору проблемы воспитания на качественно новом уровне. Тема «Подготовка кураторов к работе с использованием современных воспитательных технологий» была представлена основными сущностными характеристиками воспитательных технологий (постановка диагностических целей, возможность воспроизведения воспитательного цикла, об-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
ратная связь и объективный контроль, своевременная коррекция любого этапа). Кураторы научились продумывать во всех деталях модель совместной со студентами деятельности, содержащей систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Подготовка кураторов к работе с использованием современных воспитательных технологий занимала в Школе кураторов важное место. Кроме теоретических аспектов этой проблемы, касающихся общей характеристики педагогических технологий, частного понятия «воспитательные технологии», технологической цепочки, анализа воспитательных технологий, условий осуществления воспитательных технологий, слушатели практически освоили работу куратора с воспитательными технологиями «Технология портфолио», «Технология КТД», «Разрешение педагогического конфликта» и другими.
Аналитико-рефлексивный этап реализации программы ориентирован на осмысление всеми субъектами образовательного процесса результатов и продуктов освоенной деятельности. Заслуживают внимания результаты опроса, посвященного выявлению спектра использования форм, методов и приемов воспитательной работы. Если в начале обучения в Школе кураторов слушатели отмечали довольно ограниченный перечень их систематического использования (беседу с отдельными студентами, организационный классный (кураторский) час, тематическую беседу с группой, анализ ситуаций и происшествий, праздник в группе, выпуск стенных газет, похвала, внушение, замечание, поучение, повышение голоса), то после окончания занятий его диапазон расширился. Кураторы не только овладели новыми для них формами и методами воспитательной работы, но и стали активно их использовать (диспуты, дискуссии, интеллектуальные конкурсы, организация ситуаций успеха и выбора, игры, поручения, возложение ответственности и др.).
В рамках аналитико-рефлексивного этапа реализации программы в Школе кураторов, в
частности после изучения темы «Подготовка кураторов к планированию воспитательной работы» и рассмотрения методик целеполагающей деятельности, слушатели получили задание самостоятельно составить план-программу воспитательной работы в студенческой группе на текущий учебный год. Анализ содержания планов показал, что у 97 % кураторов они соответствуют современным требованиям, предъявляемым к планированию воспитательной деятельности. Хотя на организационном этапе реализации программы кураторы отметили возникновение у них трудностей в методике и технике планирования воспитательной работы в студенческой группе. Также организаторами цикла повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях КрасГМУ проведено анкетирование «Анкета куратора, прошедшего повышение квалификации в КрасГМУ им. проф. Войно-Ясенецкого» с целью выявления мнений слушателей об их обучении в данной школе. На вопрос «Считаете ли Вы полезным для себя повышение квалификации в Школе кураторов?» 100 % респондентов (30 человек) ответили положительно. На вопрос «Что Вам понравилось в Школе кураторов, а что нет?» получены следующие ответы: «удачно составлена программа повышения квалификации кураторов, учитывающая проблемы в их деятельности; использовались активные и интерактивные формы и методы повышения квалификации кураторов». На вопрос «Каковы Ваши пожелания в работе Школы кураторов?» 100 % респондентов (30 человек) ответили, чтобы Школа кураторов стала постоянно действующей формой повышения квалификации в КрасГМУ, так как деятельность кураторов чрезвычайно обширна и их подготовка не может ограничиваться семестровым периодом обучения.
Таким образом, разработанное и реализованное педагогическое обеспечение профессиональной подготовки педагогов-кураторов позволило качественно ее улучшить. В качестве перспективы дальнейших действий в заявленном направлении видим обновление педагогического обеспечения программы «Школа
педагога-куратора», разработку и реализацию оценочно-диагностического инструментария, направленного на выявление уровня сформированное™ профессиональной готовности куратора к осуществлению воспитательной деятельности и мониторинга повышения его квалификации.
Библиографический список
1. Козлова Ю.Б. Педагогическое обеспечение информационного общения в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). Красноярск, 2009. 23 с.
2. Концепция воспитательной работы и молодежной политики 2013-2018 гг. Утверждено ученым советом ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Протокол № 8 от 18 сентября 2013 г. 12 с.
3. Крутиков Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд., стереотип. М., 2007. 288 с.
4. Ляхова Н.В. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности
6.
8.
студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). Красноярск, 2008. 26 с.
Петрова Т.И., Пилипчевская Н.В., Валюх Е.П. Взаимодействие субъектов воспитательного пространства университета как условие развития личности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 104-108.
Рабочая программа тематического усовершенствования. Цикл «Школа педагога-куратора»/сост. Е.А.Авдеева, И.О.Логинова; Краснояр. мед. ун-т. Красноярск: КрасГМУ, 2014. 28 с.
Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие. Новосибирск, 2008. 166 с.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г . № 1760-р. URL: http://old.gov. spb.ru/gov/admin/terr/reg_admiral/odchaya/ molodej'/strategia
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м