Научная статья на тему 'Трансформация воспитательных задач современного вуза'

Трансформация воспитательных задач современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / КУРАТОР / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / EDUCATION / STUDENTS / SUPERVISOR / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL WORK IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ирина Владимировна

Рассматриваются вопросы совершенствования воспитательного процесса в вузе. Обзор точек зрения по этому вопросу позволяет автору заключить, что в современных условиях приоритеты воспитания кардинально изменились. По мнению автора, при диагностике качества воспитания студентов следует сочетать оценку эффективности условий внешнего воспитательного воздействия на личность (анализ содержания и организации воспитательной работы в высшем учебном заведении, ее нормативное, кадровое и материально-техническое обеспечение) и целенаправленное изучение внутренних диспозиций личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Modern University’s Educational Objectives

The article addresses the issues of educational process improvement in a higher education institution. The review of viewpoints on this matter allows the author to conclude that in present-day conditions the education priorities have drastically changed. In the author’s opinion, when the quality of student’s education is diagnosed, one should combine evaluation of conditions of the external educational influence on a person (analysis of the educational work’s content and its organization in a higher education institution, its regulatory, staffing, material and technical support) with purposeful studying of the student personality’s inner dispositions.

Текст научной работы на тему «Трансформация воспитательных задач современного вуза»

Харитонова И. В. Трансформация воспитательных задач современного вуза / И. В. Харитонова // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20) : Педагогика. - С. 109-118.

УДК 37.013:378+37.017.7

Трансформация воспитательных задач современного вуза

И. В. Харитонова

Рассматриваются вопросы совершенствования воспитательного процесса в вузе. Обзор точек зрения по этому вопросу позволяет автору заключить, что в современных условиях приоритеты воспитания кардинально изменились.

По мнению автора, при диагностике качества воспитания студентов следует сочетать оценку эффективности условий внешнего воспитательного воздействия на личность (анализ содержания и организации воспитательной работы в высшем учебном заведении, ее нормативное, кадровое и материально-техническое обеспечение) и целенаправленное изучение внутренних диспозиций личности студента.

Ключевые слова: воспитание; студенты; куратор; социализация; воспитательная работа в вузе.

Пересмотр ориентиров в образовании, его ценностно-целевой направленности связан со складывающимися в настоящее время социально-экономическими и политическими особенностями развития общества. Преодолевается направленность высшего образования лишь на освоение профессии. Вопросы совершенствования воспитательного процесса в вузе и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели - формирования личности будущего специалиста - в последние годы чрезвычайно актуальны. Противоречивые и сложные социально-экономические, политические и культурно-исторические процессы, происходящие в нашей стране, выдвинули на первый план ряд проблем, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе вузов.

Одна из главных целей высшего образования состоит в том, чтобы посредством различных форм обучения и воспитания подготовить студента к плодотворному творческому участию в жизни общества. Человек должен не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее и наметить пути дальнейших преобразований. В этих условиях работа по становлению и развитию личности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности вуза, который выполняет следующие социально значимые функции: гуманистическую (ориентация на общечеловеческие ценности и право свободного развития человека), аксиологическую (сохранение ценностей мировой и российской многонациональной культуры), социокультурную (помощь в овладении культурой своего народа в многообразии связей с национальными культурами других народов и мировой культурой в целом), социально-адаптивную (содействие человеку в успешной адаптации к окружающему динамично обновляющемуся социуму на различных его уровнях, а также в подготовке к профессиональной деятельности), социально-мобильную (изменение статусно-ролевой формы взаимодействия человека с окружающими его людьми, деятельность; передача опыта интеграции учебных, научных и практических знаний и умений; раскрытие потенциальных возможностей данного процесса), прогностическую (содержательное раскрытие сущности обретение им нового статуса), инновационную (обновление арсенала знаний и способов деятельности человека, формирование его базисных ориентиров в научно-исследовательской деятельности), социально-интегративную (включение человека в интегративную образовательную и научно-производственную будущей профессии, стабилизация потребности человека в ее получении; раскрытие перспективы его профессионального развития и личностного роста) [Управление..., 2006]. Названные функции реализуются через различные формы общения преподавателей со студентами, которое может быть:

- групповым и индивидуальным;

- формальным и неформальным;

- аудиторным и внеаудиторным.

Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение: свободное или

вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т. д. Специфика воспитательной работы связана с тем, что она осуществляется как в учебное, так и в свободное от учебы время, когда студент свободно выбирает тот или иной вид занятий.

Рассматривая воспитание как осуществляемую в процессе целенаправленной социализации регуляцию личностно-профессионального становления студентов, можно сформулировать следующие ключевые задачи по ее реализации:

1) обеспечение условий для адекватной интеграции студентов в социокультурное пространство вуза;

2) формирование готовности студентов к адекватному вхождению в систему отношений по окончании вуза;

3) содействие освоению студентами базисных социальных ролей, необходимых для полноценной самореализации.

Современный вуз предстает как институт упорядоченной и целенаправленной социализации студенческой молодежи, подготовки ее к реализации себя в системе важнейших социальных ролей. Главные усилия при постановке учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на решение следующих задач социализации:

- подготовку высококвалифицированных специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

- гражданское становление студенческой молодежи;

- становление и развитие их духовной сферы, нравственности и культуры [Концепция..., 2004].

В качестве первоосновы процесса социализации в условиях вуза выступает гражданское и профессиональное становление специалиста. Готовность к профессиональной деятельности является важнейшим показателем целостного развития личности, ее гражданской позиции. Основная задача высшей школы, на наш взгляд, состоит в развитии и обогащении мотивации профессионального выбора, устойчивого положительного отношения к избранной профессии, сбалансированных потребностей и интересов, а также ценностных ориентаций личности. Решение этой и других задач обеспечивается посредством оптимальной организации разноплановой деятельности студентов. Речь идет о целостной оптимизации учебно-воспитательного процесса. В итоге целенаправленно организованный процесс

вузовской социализации студентов должен завершиться новым качественным состоянием их внутренней готовности к вхождению в многообразную сферу социальной жизнедеятельности.

Духовная сфера личности специалиста предполагает высокий уровень его нравственных проявлений - честности, порядочности, отзывчивости, справедливости. Эффективное воспитание названных качеств у студентов обеспечивается учебно-исследовательской деятельностью. Реализовать ее могут только педагоги-профессионалы, обладающие достаточной компетентностью в вопросах проектирования и коррекции важнейших аспектов их жизнедеятельности, способностью и готовностью к позитивному личностному влиянию на каждого студента.

В становлении гражданской позиции личности особую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гражданственность, патриотизм, коллективизм и достоинство личности, ее политическая и правовая культура.

В области профессиональной деятельности речь идет о формировании таких качеств, как профессионально-деловая и научная подготовленность, основанная на знаниях, умениях, навыках и творческом их применении, трудолюбие, работоспособность.

В области управленческой деятельности, которую в большинстве своем предстоит обеспечивать специалистам с высшим образованием, к вышеперечисленным качествам необходимо добавить организаторские способности, а также коммуникативную культуру.

Воспитательный процесс в вузе объективно протекает на двух уровнях - спонтанном и регулируемом. Спонтанно воздействует на студентов, в первую очередь, та многообразная среда, в которую они входят. Здесь, как правило, складывается своя система ценностей и норм, эталоны образа жизни и поведения личности. Целенаправленное воспитание изначально обеспечивается самой системой целеполагания жизнедеятельности вуза, что не исключает организации его как самостоятельного вида деятельности, обеспечиваемого такими структурами, как отдел (управление) воспитательной работы, деканаты, кафедры. В вузе воспитательные функции должны выполнять все, начиная с профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего учебно-профессиональную и исследова-

тельскую деятельность студентов, вплоть до работников, отвечающих за условия их проживания в общежитиях, организацию быта и отдыха.

Говоряорегулируемом уровне воспитательного процесса, надо отметить, что с начала 2000 года в Мордовском государственном университете был возобновлен институт кураторства. Кураторство - одна из граней профессиональной деятельности преподавателя вуза. Куратор - это преподаватель, назначенный деканатом для организации воспитательной работы в студенческой группе и руководства ею. Куратором обычно назначается наиболее опытный преподаватель, имеющий стаж воспитательной работы, обладающий умениями и навыками общения с молодежью, получивший необходимую психолого-педагогическую подготовку. Целесообразно назначать куратором преподавателя, ведущего лекционные и практические занятия в данной группе, знающего интересы, возможности, способности, настроение студентов, характер их взаимоотношений.

Ц е л и работы куратора в академической группе - это обеспечение социальной адаптации студентов первокурсников, привитие профессиональных ценностей, формирование профессионально компетентной, социально активной, творческой личности, способной на высоком уровне решать профессиональные задачи и нести ответственность за результаты их выполнения. Помощь в адаптации студентов-первокурс-ников к новым условиям - ведущая цель работы куратора в академической группе. Он призван объединить усилия всех преподавателей и общественных организаций университета, обеспечить единство педагогических требований и воспитательных воздействий, планомерность и организованность воспитательной работы в курируемой группе.

Основная функция куратора заключается в организации и проведении работы по комплексному воспитанию студентов, включающему как решение вопросов в учебном процессе, так и вопросов формирования мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, идеалов, ценностных ориентации и др. Воспитательные функции куратора многогранны. Они определяются целями и задачами высшей школы по образованию и воспитанию студенчества.

Систему воспитательной работы куратора можно рассматривать как совокупность различных форм и методов воспитательного воздействия на студентов и взаимодействия с ними в целях

их профессионального становления, формирования их мировоззрения, нравственных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основными компонентами системы воспитательной работы являются:

- всестороннее изучение личности каждого студента своей группы;

- организация и сплочение студенческого коллектива;

- организация и проведение внеаудиторной работы со студентами, вовлечение их в общественно-полезную деятельность;

- педагогически целесообразное руководство активом группы с целью организации совместной работы по воспитанию студентов;

- совершенствование психолого-педагогической подготовки и педагогического мастерства куратора;

- обеспечение педагогического единства в воспитательной работе всего коллектива университета и его общественных организаций, координации их усилий, осуществление комплексного подхода к воспитанию.

Основными задачами работы куратора студенческой группы являются следующие:

- оказание помощи студентам в период адаптации к обучению в вузе;

- формирование мировоззрения студентов и выработка у них навыков нравственного поведения;

- воспитание у студентов ответственного отношения к учению, повышение качества учебной работы, расширение и углубление общего, профессионального и культурного кругозора, укрепление сознательной дисциплины, формирование рациональных умений и навыков умственного труда;

- содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе;

- воспитание устойчивого интереса к избранной профессии, профессиональной этики, чувства долга, ответственности за избранную профессию, устойчивой привычки преодоления трудностей в профессиональной работе и творческого подхода к ней;

- приобщение студентов к миру прекрасного, развитие их эстетических вкусов, привычек, взглядов, суждений, оценок;

- развитие у студентов потребности в занятиях физкультурой и спортом и в укреплении своих физических сил и здоровья, закре-

пление привычек по соблюдению санитарно-гигиенических норм умственного труда и отдыха, правильному чередованию умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью;

- знакомство студентов с организацией учебного процесса, с Уставом университета, правами и обязанностями в вузе, общежитии и т. д.;

- развитие у студентов правового общественного сознания;

- создание контуров отношений, приемлемых в общении: благоприятного психологического климата, эмоционального комфорта, устранение психологических барьеров, мешающих установлению контактов.

Эти задачи определяют содержание работы куратора в студенческой группе, а также выбор им конкретных форм, методов работы и мер воздействия на коллектив группы и на каждого студента. Качество воспитательной работы в группе во многом зависит от умелой организации деятельности куратора. Результативность учебной работы, ответственное отношение к учебному труду, сознательная дисциплина, формирование глубоких профессиональных интересов у студентов во многом зависят от того, насколько куратор понимает важность своей работы и как он организует и направляет коллектив студенческой группы.

Немаловажную роль в настоящее время играют особенности социализации современных студентов, которые характеризует Л. И. Шумская. Их личностное становление проходило в условиях демократизации жизни общества, когда свободное выражение своих взглядов и убеждений становилось нормой жизни. Она приходит к выводу о том, что в жизненных ориентациях современных студентов находят отражение противоречия, присущие трансформирующемуся обществу: деполитизация ценностных приоритетов сознания молодежи, смена социальных ориентиров с общественных (гражданская активность, патриотизм, коллективизм), характерных для предыдущих поколений, на профессиональные и индивидуально-личные (самореализация, здоровье, семья, друзья, материальное благополучие); жизненный прагматизм; падение социальной значимости труда [Шумская, 2007].

Наиболее значимы для нас выводы Л. И. Шумской о том, что в современных условиях возникает неприятие молодежью прямого социализирующего (воспитательного) воздействия со стороны старшего поколения (родителей, преподавателей) и что заметно актуализировалась в молодежном мировоззрении ориентация на самостоятельное принятие решений, поиск своего жизненного пути [Там же].

Все вышесказанное доказывает необходимость проведения системных исследований качества и эффективности воспитательного влияния вуза, направленного на обеспечение должного уровня «социальной зрелости» студентов.

Диагностика воспитательного процесса в вузе должна быть направлена на целенаправленное выявление, анализ и оценку его качества (меры полезности осуществляемой воспитательной деятельности) и эффективности. Сущность проблемы диагностики воспитательной деятельности высшего учебного заведения и сложность ее разрешения связаны, в первую очередь, с многомерностью объектов оценивания, необходимостью учета большого количества факторов влияния. Качество воспитательного воздействия высшего учебного заведения на студентов обусловливается тем, в какой мере логически последовательно выстроена здесь структура системы воспитательной работы в ее содержательном и организационно-управленческом аспектах, определены критериальные основания степени ее целостного влияния, а также степени влияния отдельных факторов на личность студента.

В исследованиях И. А. Зимней, выполненных с позиции общекультурного подхода, обосновывается трактовка воспитанности как результата воспитательной деятельности вуза [Зимняя, 1999]. К числу ключевых критериальных оснований воспитанности автором отнесены следующие качества и свойства личности студента:

1) уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), то есть культура личности, ее самореализация;

2) адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, то есть культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

3) соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, то есть культура нормативного поведения, этикета, социального взаимодействия, умения жить в поликультурном мире;

4) актуальная готовность использования общекультурного интеллектуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и так далее), сформированного в соответствии с содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, то есть культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

5) ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и так далее) развития и саморазвития, то есть культура саморегуляции, личностного самоопределения;

6) ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и так далее), то есть общецивилизационная культура;

7) социальная ответственность за себя, свое поведение, за благополучие других, то есть культура социального бытия [Там же].

На основании сказанного можно заключить, что необходим комплексный подход к диагностике качества воспитания студентов. Использование традиционных приемов оценивания качества воспитательного процесса, в которых доминировала оценка эффективности внешнего воспитательного воздействия на личность, включающая анализ содержания и организации воспитательной работы в высшем учебном заведении, ее нормативное, кадровое и материально-техническое обеспечение, целесообразно сочетать с предварительным и итоговым диагностическим системным изучением внутренних диспозиций самой личности, оценкой ее готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

Литература

1. Зимняя И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя [и др.]. - Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 145 с.

2. Концепция воспитательной деятельности и направления ее реализации в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева

/ Н. П. Макаркин, М. Д. Мартынова [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 62 с.

3. Управление процессом воспитания в высшем учебном заведении : учебное пособие / М. Д. Мартынова, И. В. Харитонова, В. В. Слугин [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 132 с.

4. Шумская Л. И. Качество и эффективность воспитательного процесса в вузе / Л. И. Шумская. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2007. - 263 с.

© Харитонова И. В., 2013

Transformation of Modern University's Educational Objectives

I. Kharitonova

The article addresses the issues of educational process improvement in a higher education institution. The review of viewpoints on this matter allows the author to conclude that in present-day conditions the education priorities have drastically changed. In the author's opinion, when the quality of student's education is diagnosed, one should combine evaluation of conditions of the external educational influence on a person (analysis of the educational work's content and its organization in a higher education institution, its regulatory, staffing, material and technical support) with purposeful studying of the student personality's inner dispositions.

Key words: education; students; supervisor; socialization; educational work in a higher education institution

Харитонова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Саранск), [email protected]

Kharitonova, I., PhD in Pedagogic Sciences, associate professor, Department of Pedagogics, N. P. Ogarev Mordovia State University (Saransk), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.