Научная статья на тему 'Первые итоги приоритетного национального проекта «Образование»'

Первые итоги приоритетного национального проекта «Образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Е. В.

В статье представлены статистические данные по итогам первого конкурса учреждений начального и среднего профессионального образования в ПНПО. Автором выявлены типичные ошибки при разработке инновационных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The statistical data following the results of the first competition of establishments of initial and average vocational training in the priority national project «Education» is presented. The author reveals typical errors by working out of innovative educational programs.

Текст научной работы на тему «Первые итоги приоритетного национального проекта «Образование»»

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ОБРАЗОВАНИЕ»

ЛОМТЕВА Е.В.

В статье представлены статистические данные по итогам первого конкурса учреждений начального и среднего профессионального образования в ПНПО. Автором выявлены типичные ошибки при разработке инновационных образовательных программ.

The statistical data following the results of the first competition of establishments of initial and average vocational training in the priority national project «Education» is presented. The author reveals typical errors by working out of innovative educational programs.

С 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) включено новое направление «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».

Стратегической задачей проекта является постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики на основе выявления, поддержки и обеспечения развития государственных образовательных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, наиболее полно отвечающие потребностям современных высокотехнологичных производств.

Данная мера была обусловлена снижением количества учащихся в учреждениях НПО и СПО. В 2007 году количество студентов в техникумах и училищах уменьшилось на 7 %. Согласно прогнозам специалистов, в 2010-2011 гг. дефицит абитуриентов составит около 35 %. Чтобы исправить данную ситуацию, в 2007 году направление по государственной поддержке учреждений НПО и СПО было включено в приоритетный национальный проект «Образование». На поддержку самых инициативных учреждений, имеющих внятную инновационную программу развития, из федерального бюджета было выделено 1,8 млрд руб. Следует отметить, что одним из обязательных условий конкурса являлось обеспечение 100 %-го софинансиро-вания своей программы за счет региона или заинтересованных работодателей. Направленность инновационных образовательных программ (ИОП):

- создание инновационных площадок для апробации современных обучающих технологий и программ (включая технологии моделирования реальных производственных процессов);

- развитие социального партнерства;

- обеспечение участия бизнеса в определении содержания образовательных программ в соответствии с современными технологическими процессами (включая развитие профессиональных компетенций);

- создание и расширение форм и методов практического обучения на предприятиях;

- закрепление новых функций - маркетинг, участие в формировании регионального/отраслевого заказа на подготовку кадров, развитие сетевого взаимодействия, переподготовка кадров для других однопрофильных учреждений (ресурсные центры), расширение охвата обучением различных категорий населения.

Реализация проекта:

- создает условия для практического создания перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих и специалистов

среднего звена на качественно новой основе;

- изменяет отношение населения к получению рабочей профессии;

- позволяет повысить инвестиционную привлекательность начального и среднего профессионального образования для бизнеса и местных органов власти.

В 2007 году при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) был создан центр, возглавляющий разработку профессиональных стандартов, в который входят Отдел проектов в сфере начального и среднего профессионального образования Национального фонда подготовки кадров, представители работодателей и системы образования.

Всего планируется разработать 33 новых образовательных стандарта для учреждений начального и среднего профессионального образования.

РСПП считает, что для закрепления и дальнейшего наращивания положительных результатов в реформе профессионального образования необходимо развивать партнерство государства и бизнеса в следующих направлениях:

1. Выстраивание взаимовыгодного партнерства системы образования и бизнеса, для чего образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников, с учетом интересов конкретных компаний. Бизнес, со своей стороны, должен идти по всем вопросам навстречу образовательным учреждениям и всеми мерами способствовать достижению общей цели - удовлетворению потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

2. Разработка системы профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования профессионального образования и создания образовательных стандартов с учетом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда.

3. Создание новой, современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.

4. Создание современных инструментов экономической заинтересованности работодателей в инвестировании средств в профессиональное образование и обучение.

5. Участие частных компаний в числе учредителей профессиональных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ресурсных образовательных центров.

8. Создание публичной и независимой системы рейтингования учреждений профессионального образования при активном участии бизнеса совместно с экспертным сообществом.

Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен экспертный опрос 2000 работников системы образования (учителей общеобразовательных школ, преподавателей средних учебных заведений и вузов). Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Назовите наиболее острые проблемы в сфере образования? (табл. 1);

2. Как Вы считаете, предусмотренные национальным проектом меры решают наиболее острые проблемы, существующие в образовании? (табл. 2);

3. На какие результаты должен быть нацелен проект, прежде всего? (табл. 3);

4. Как Вы считаете, изменится ли ситуация в стране в сфере образования в результате реализации национального проекта «Образование»? Если да, то в каком направлении? (табл. 4).

Лидирующие места занимают проблемы, связанные с финансированием образовательных учреждений, материальным стимулированием труда педагогических работников. Сами респонденты говорят о «большом износе зданий учреждений образования» (необходимости капитального ремонта зданий образовательных учреждений, их строительства), об «отсутствии средств на содержание и ремонт зданий и сооружений», о «несовершенстве нормативноправовой базы, ее отставании от реальной практики», «отсутствии механизмов финансовой самостоятельности руководителей учреждений образования», об «отсутствии поддержки на федеральном уровне ученических производственных бригад. Жалуются на «практическое отсутствие мужчин» и «недостаточное участие учителей в воспитательном процессе молодежи».

По данным совместной коллегии департаментов образования и потребительского рынка услуг г. Москвы от 25.01.2006 г. №14/1 «О мерах по совершенствованию подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы» средний возраст педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования составляет 50-55 лет. Из 4478 ставок мастеров производственного обучения занято всего 56%. Вакантные ставки закрываются за счет внутреннего совмещения, что не может не сказываться на качестве образовательного процесса.

Таблица 1. Наиболее острые проблемы в сфере образования (все опрошенные, %)

Проблемы %

недостаточное финансирование образовательных учреждений 79,6

слабая материально-техническая база учебных заведений 78,5

низкая заработная плата педагогов 60,4

старение педагогических кадров 57,4

агрессивная внешняя информация, разрушающая позитивные нравственные ценности молодежи 39,8

недостаточно высокий престиж профессии педагога 36,0

необеспеченность мер противопожарной безопасности ОУ 36,0

несовершенство нормативного финансирования сферы образования 30,5

недостаточно развит институт попечительства и меценатства 27,7

слабое развитие дополнительных и сервисных услуг 9,9

недостатки ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждений 5,5

перепрофилирования зданий образовательных учреждений 4,8

отсутствие связи между планированием трудовых ресурсов и объемом финансирования 3,7

низкий уровень вовлечения трудовых коллективов в процесс управления 3,3

недостаточное сотрудничество с институтами местного самоуправления 2,9

выделяемые на образование средства используются не по назначению 0,2

Таблица 2. Как Вы считаете, предусмотренные национальным проектом меры решают наиболее острые проблемы, существующие в образовании? (все опрошенные, %)

Безусловно, решают 2

Скорее решают 25

Скорее не решают 45

Совершенно не решают 12

Затрудняюсь ответить 17

Таблица 3. На какие результаты должен быть нацелен проект, прежде всего? (до 3-х отве-

тов) (все опрошенные, %)

Повышение зарплаты наиболее нуждающимся категориям учителей 8

Повышение зарплаты всем категориям учителей и педагогов 83

Повышение квалификации учителей и педагогов 24

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений 74

Информатизация образования, поддержка дистанционного образования 13

Поощрение лучших учителей 10

Поощрение образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы 10

Поддержка талантливой молодежи 24

Создание новых университетов и бизнес-школ в регионах 1

Повышение доступности качественного образования для населения 30

Другое 1

Затрудняюсь ответить 1

Таблица 4. Как Вы считаете, изменится ли ситуация в стране в сфере образования в результате реализации национального проекта «Образование»? Если да то, в каком направлении? (все опрошенные, %)

Ситуация серьезно улучшится 2

Ситуация немного улучшится 35

Существенных изменений не произойдет 42

Ситуация немного ухудшится 4

Ситуация серьезно ухудшится 2

Затрудняюсь ответить 15

Выход из создавшейся ситуации большинство респондентов видят в создании условий для «омоложения» педагогических кадров, в том числе через обеспечение реальных мер социальной защиты педагогов, в усилении ответственности ОУ за результаты своей работы (прозвучало предложение даже поставить заработную плату преподавателей в прямую зависимость от уровня знаний учащихся), в создании условий для повышения качества воспитательной работы посредством материального стимулирования (табл. 5).

Респонденты высказывают предложения «проанализировать и уменьшить требования к учреждениям НПО/СПО со стороны многочисленных контролирующих организаций, изменить налоговую систему взаимодействия ОУ и предприятий, предпринимателей, сделав ее по западному типу», «разработать методику достаточного уровня финансирования педагогов и учебных заведений, обеспечивающего их развитие», «увеличить сумму денежных средств, выделяемую на содержание одного педагога», «исходить не из подушевого финансирования, а из финансового обеспечения возможности выполнения образовательными учреждениями своих функций, целей», «усовершенствовать механизмы подушевого финансирования с учетом поправочного коэффициента для сельской местности», «создать необходимую материальнотехническую базу для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях». Говорится о том, что необходимо «повысить авторитет знаний и документов их подтверждающих».

Таблица 5. Предложения по изменению ситуации в системе образования ________________________(все опрошенные, %)________________________

Предложения %

создать условия для омоложения педагогических кадров 79,2

обеспечить реальные меры социальной защиты педагогов 72,3

усилить ответственность ОУ за результаты своей работы 65,8

создать условия, чтобы форма и размер вознаграждения за классное руководство мотивировали на повышение качества воспитательной работы 63,4

учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов при принятии решений о выделении финансирования из федерального центра 50,0

усовершенствовать механизмы подушевого финансирования 43,6

расширить возможности профессиональной реализации педагогов 27,7

усилить ответственность ОУ за результаты своей работы 23,3

усилить партнерство органов образования с общественностью 22,8

оптимизировать процесс отчетности о реализации проекта 21,8

усовершенствовать критерии для оценки учебных заведений 19,8

расширить возможности карьерного роста педагогов 15,8

разработать инструменты контроля предпринимателей над выделенными средствами в поддержку образования 10,9

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют вакансии рабочих профессий. При этом средний возраст российского рабочего в настоящий момент составляет 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики.

Вместе с тем, многие руководители недостаточно ориентированы на изучение рынка труда и рынка образовательных услуг и влияния их на перспективы развития учебных заведений. Так, 5070 % руководителей затруднялись ответить на вопросы, касающиеся аспектов взаимодействия образовательных учреждений, как с социальными партнерами, так и с конкурентами.

Наиболее высоко в процентах к необходимому уровню оценивается обеспеченность образовательных учреждений СПО квалифицированными преподавателями (80-90 %). Вместе с тем, средствами для стимулирования преподавателей и для повышения квалификации образовательные учреждения обеспечены в среднем на 50 %. Низкая оценка по этим показателям наиболее характерна для малых городов и села - 40 %. Не конкурентоспособность оплаты труда преподавателей является прямой угрозой дальнейшего оттока квалифицированных кадров из сферы образования. Удовлетворительно в процентах к необходимому уровню обеспечены образовательные учреждения СПО современными учебными программами (79,9 %), компьютерами (70,5 %), учебной и методической литературой (76,9 %), учебными площадями (83,7 %) и мебелью (79,4 %).

Наиболее низко в процентах к необходимому уровню оценивается обеспеченность образовательных учреждений СПО по следующим элементам: компьютерные программы и базы данных (58,2 %), доступ в Интернет (47,2 %), научное оборудование и приборы (45,9 %), общежитиями (63,2 %).

Правовая база ПНПО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 850 «О мерах государственной поддержки в 2007 году подготовки рабочих кадров и специалистов

для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».

2. Приказ Минобрнауки России от 19 января 2007 года N 21 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 850».

3. Письмо Минобрнауки России от 06.02.2008 г. руководителям субъектов Российской Федерации «О поддержке образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, участвующих в конкурсном отборе инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. № 903 «О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования».

6. Приказ Минобрнауки России № 187 от 13 июня 2006 г. «Об утверждении экспериментальных учебных планов по профессиям начального профессионального образования».

Итоги первого конкурса учреждений НПО/СПО в приоритетном национальном проекте «Образование»

На участие в первом конкурсе было подано 266 заявок, в том числе 162 - от учреждений среднего профессионального образования, 104 - от учреждений начального профессионального образования. Конкурсной комиссией по формальным признакам было отклонено 55 заявок. Кроме того, Калининградский технический колледж попросил снять свою заявку с участия в конкурсе в связи с невозможностью софинансирования. Таким образом, к участию в конкурсе было допущено 210 заявок.

Конкурсный отбор проводился с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объёме от 20 до 30 млн. рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших факторов являлась поддержка средствами работодателей подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Условием участия учреждений НПО/СПО в конкурсе выступает софинансирова-ние их образовательных программ за счёт средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения.

11 мая 2007 года по итогам представления экспертиз заявок участников конкурса, конкурсная комиссия путём тайного голосования определила 76 инновационных образовательных программ, которые получили финансирование из федерального бюджета в общем объёме 1,8 млрд. рублей. В числе победителей 45 учреждений среднего профессионального образования (33 колледжа и 12 техникумов) и 31 учреждение начального профессионального образования (18 лицеев и 13 училищ), расположенных в 40 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов.

Приоритет в конкурсном отборе был отдан учреждениям НПО и СПО, которые готовят рабочие кадры и специалисты для высокотехнологичных производств для решения задач при-

оритетных нацпроектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса».

Распределение ГОУ НПО/СПО - победителей первого конкурса по Федеральным округам

1 Центральный федеральный округ 20 образовательных учреждений

2 Приволжский федеральный округ 14 образовательных учреждений

3 Уральский федеральный округ 14 образовательных учреждений

4 Сибирский федеральный округ 10 образовательных учреждений

5 Южный федеральный округ 9 образовательных учреждений

6 Северо-Западный федеральный округ 7 образовательных учреждений

7 Дальневосточный федеральный округ 2 образовательного учреждения

Распределение ГОУ НПО/СПО - победителей первого конкурса по профилям подготовки

(%)

1 Машиностроение, металлургия, металлообработка, авиастроение, судостроение 35

2 Строительство, транспорт, сервис 18

3 Автоматика, приборостроение, информатика, радиоэлектроника, электроника 14

4 Сельское хозяйство, агропромышленность, пищевая рыбная промышленность 14

5 Горнодобывающая и горноперерабатывающая промышленность 8

6 Нефтепереработка, нефтехимия 5

7 Энергетика 3

8 Медицина 1

9 Педагогика 1

10 Химическая промышленность 1

Анализ ИОП образовательных учреждений-победителей первого конкурса показал следующие

результаты, в целом по 78 образовательным учреждениям:

- Организована подготовка по не менее, чем 45 новым профессиям (специальностям). Для чего

разработаны и реализованы свыше 250 новых учебных планов;

- Разработаны свыше 1506 учебных программ, включая модульные учебные программы, про-

граммы краткосрочной подготовки, программы производственной практики и т.д.;

- Созданы свыше 2300 учебно-методических комплектов;

- Разработаны 27 проектов или предложения к проектам ФГОС по новым специальностям

- Модульные технологии (модульное обучение, модульно-контекстный подход), в которых особый упор сделан на гарантированность, воспроизводимость результатов обучения, соответствующих той или иной единице производственного процесса - 25 ОУ

- Имитационные технологии (деловые игры, кейс-технологии, компьютерные тренажеры, контекстное обучение), в которых воспроизводится фрагмент производственной деятельности как единица учебного процесса с упрощением или отбрасыванием условий и факторов, несущественных для данного этапа обучения, - 26 ОУ

- Проектные технологии (учебные проекты, учебная фирма), позволяющие учащимся в ходе групповой работы осваивать профессиональную деятельность в целом- 23 ОУ

- Общеразвивающие технологии и подходы (личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, информационные технологии), направленные на освоение ключевых (межпрофес-

сиональных) компетентностей и обеспечивающие профессиональную мобильность выпускников - 48 ОУ.

Направления модернизации инновационных учреждений НПО/СПО (% от общего числа опрошенных)

1 Создание ресурсных центров 20,6

2 Подготовка, переподготовка кадров 29,4

З Модернизация системы управления 29,4

4 Взаимодействие с работодателями З8,2

5 Совершенствование материально-технической базы 50

6 Модернизация образовательных программ, подготовка по новым специальностям 82,4

Формы взаимодействия предприятий с инновационными учреждениями НПО/СПО

(% от общего числа опрошенных)

1 Практика/стажировка на предприятии 90

2 Наставничество на предприятии 58

З Социальные программа для привлечения молодых специалистов З5

4 Социальные программы для удержания молодых специалистов ЗО

5 Совместные программы по переоборудованию учебнопроизводственной базы 24

6 Участие в составлении учебных программ 24

7 Участие в разработке квалификационных требований по специальностям 24

8 Подготовка мастеров производственного обучения 22

9 Переподготовка мастеров производственного обучения 15

Основные проблемы, с которыми столкнулись руководители учреждений НПО/СПО, в ходе

реализации ИОП, (% от общего числа опрошенных)

1 Большой объем работ (сложные формы отчетности) 72

2 Введение в штатное расписание новых должностей (прием на работу в ОУ сотрудников, занимающихся подготовкой отчетов, оформлением документов и т.п.) 56

З Недостаток времени для реализации ИОП 9З

4 Хаотичное и иррациональное использование выделенных средств из-за неготовности ОУ к реализации проекта З5

5 Сложный механизм передачи денежных средств образовательным учреждениям от работодателей 28

6 Неготовность педагогического коллектива к изменениям в работе ОУ 68

Типичные ошибки конкурсных заявок ПНПО-2007

1. Неверное толкование термина «инновационная образовательная программа».

Во многих темах понятие «ИОП» приравнивают к учебной программе или программе развития ОУ.

Причина: отсутствие расшифровки терминов, используемых в материалах Конкурса (объявлении, описаниях порядка и критериев отбора ОУ).

Основные профессиональные образовательные программы НПО/СПО обеспечивают реализацию Федерального ГОС с учетом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов и включает в себя:

- учебный план;

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки;

- программы учебной и производственной практики;

- календарный учебный график;

- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ИОП включает в себя:

- содержание образования соответствующего уровня;

- ресурсные условия его реализации: кадровые, финансовые, материально-технические и другие.

ИОП по своей сути является управленческой, этим она отличается от учебной программы. ИОП имеет проектный формат и затрагивает один аспект деятельности ОУ (в частности профессиональный профиль, заявленный на Конкурс) и рассчитана на один год.

Программы развития ОУ рассчитаны на средне- и долгосрочную перспективу и охватывают деятельность учреждения целиком. Они представляют собой совокупность преемственно и последовательно реализуемых инновационных проектов, направленных на достижение стратегической цели развития учреждения.

Термин «ИОП» в материалах ПНПО используется для обозначения основной и/или дополнительной образовательной программы по профессиям/специальностям НПО/СПО, модернизированных в соответствии с современными требованиями рынков труда. Инновации могут затрагивать как структуру и содержание образовательной программы, так и способы и условия ее реализации в образовательном процессе (технологии, формы, методы, качество ресурсного обеспечения и т.п.), а также механизмы взаимодействия с работодателями (заказчиками кадров).

2. Невозможность изолированных инноваций. Например, введение дополнительной специализации в профессию НПО или специальности СПО на основе учета потребностей рынка труда требует соответствующих изменений во всем ресурсном оснащении образовательного процесса (содержании образования; технологиях его реализации; способах оценки результатов; профессионально-педагогических компетенциях педагогических кадров; оборудовании мастерских и лабораторий и т.п.)

3. Несогласованность Программ развития ОУ и ИОП. ИОП должна позиционироваться как способ решения одной или нескольких задач, поставленных в Программе развития ОУ.

4. Логическая несогласованность целей, задач, результатов ИОП, показателей их достижения.

5. Несогласованность целей и закупаемого оборудования.

6. Неверно оформленные договоры о софинансировании. Финансирование или передача оборудования работодателями оформляется как «помощь»/»поддержка» и не сопровождается

обязательствами ОУ (односторонние обязательства) или отсутствие гарантий и ответственности с обеих сторон.

7. Некомпетентность заявки. Отсутствие актуальных программ развития ОУ; гарантийных писем Администрации субъекта РФ (в случае регионального софинансирования); документов, подтверждающих описанные в конкурсной заявке структуры ОУ (локальные акты как приложение к Уставу ОУ).

8. Неточная формулировка названия ИОП. Название должно отражать суть проектного замысла, демонстрировать актуальность проектной идеи.

9. Описание проекта должно быть логически простроено, что не всегда соблюдалось учреждениями НПО и СПО:

- Логическая рамка проекта (Цель -> задачи -> планируемые результаты -> показатели их достижения -> социально-экономические эффекты и риски)

- Система управления ИОП

- Система мониторинга реализации ИОП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Запрашиваемые ресурсы

Предварительные итоги второго конкурса учреждений НПО/СПО в приоритетном национальном проекте «Образование»

На второй конкурс инновационных образовательных программ учреждений начального и

среднего профессионального образования поступила 221 заявка из 59 субъектов Российской Федерации. Из них: 84 заявки от учреждений НПО и 137 заявок от учреждений СПО,; 9 заявок было подано от образовательных учреждений, инновационные образовательные программы вошли в число 76 победителей первого конкурса; 17 заявок было отклонено по формальным признакам, связанным с серьезными нарушениями в оформлении конкурсной документации. Допущено к конкурсу было 204 заявки.

Конкурсная комиссия путем тайного голосования определила 72 инновационные образовательные программы, которые получат финансирование из федерального бюджета в общем объеме 1,798 млрд.рублей. В числе победителей 42 учреждения среднего профессионального образования и 30 учреждений начального профессионального образования, расположенных в 38 субъектах Российской Федерации всех 7 федеральных округов.

Распределение ГОУ НПО/СПО - победителей второго конкурса по Федеральным округам

1 Центральный федеральный округ 18 образовательных учреждений

2 Приволжский федеральный округ 23 образовательных учреждений

3 Уральский федеральный округ 3 образовательных учреждений

4 Сибирский федеральный округ 14 образовательных учреждений

5 Южный федеральный округ 6 образовательных учреждений

6 Северо-Западный федеральный округ 7 образовательных учреждений

7 Дальневосточный федеральный округ 1 образовательного учреждения

Победители второго конкурса учреждений НПО/СПО занимаются подготовкой кадров для

12 отраслей российской экономики. Наибольшее число учебных заведений, как и в прошлом году, готовят специалистов для сферы машиностроения, автомобилестроения, авиастроения и судостроения - в 2008 году их 17. Возросло число получателей государственной поддержки,

реализующих образовательные программы по подготовке кадров для сельского хозяйства и строительства. В этом году появились инновационные программы обучения специалистов для сферы обслуживания - гостиничного сервиса и общественного питания.

Распределение ГОУ НПО/СПО - победителей второго конкурса по профилям подготовки, (%)

1 Машиностроение, металлургия, металлообработка, авиастроение, судостроение 33

2 Строительство, транспорт, сервис 21

3 Автоматика, приборостроение, информатика, радиоэлектроника, электроника 12

4 Сельское хозяйство, агропромышленность, пищевая рыбная промышленность 17

5 Горнодобывающая и горноперерабатывающая промышленность 2

6 Нефтепереработка, нефтехимия 4

7 Энергетика 3

8 Медицина 1

9 Педагогика 1

10 Полиграфия 1

11 Сфера обслуживания, общественное питание, гостиничный сервис 4

12 Пищевая и перерабатывающая промышленность 1

Следует отметить, что 9 из 76 победителей конкурса 2007 года, решили принять участие в конкурсе 2008 года. 3 из них вошли в число победителей и получили право на финансовую поддержку (ФГОУ СПО «Астраханский государственных политехнический колледж», ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж», ГОУ СПО «Улан-Удэнский инженернопедагогический колледж»).

Проведенное исследование показало, что все 76 победителей первого конкурса в качестве задач ИОП заявили повышение квалификации педагогов и мастеров п/о, однако анализ расходования средств в рамках проекта показал, что в 2007 году на повышение квалификации педагогических кадров было израсходовано всего 1,8 % от общего объема средств, а в 2008 году запланировано 2 %, тогда как на закупку учебно-производственного оборудования 52 % и 48,1 % соответственно. Поэтому проблема профессионализма личности педагога в современных условиях становится особо актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.