Научная статья на тему 'Создание организационно – содержательных условий в рамках реализации модернизации основного образования в 2000 годах'

Создание организационно – содержательных условий в рамках реализации модернизации основного образования в 2000 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / EDUCATION / NATIONAL PROJECT / LEGAL FRAMEWORK / THE KEMEROVO REGION / ACTIVITIES / MODERNIZATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ровинская Надежда Гумаровна

В статье описаны основные документы по реализации проекта "Образование". Выявлено содержание направлений деятельности в рамках осуществления проекта в Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING ORGANIZATIONAL AND SUBSTANTIVE CONDITIONS FOR IMPLEMENTING MODERNIZATION OF BASIC EDUCATION IN THE 2000s

The paper describes the basic documents for implementing the "Education" project. The activities for implementing the project in the Kemerovo region are revealed.

Текст научной работы на тему «Создание организационно – содержательных условий в рамках реализации модернизации основного образования в 2000 годах»

УДК 37.014(571.71)(091)«200»

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2000 ГОДАХ

Н. Г. Ровинская

CREATING ORGANIZATIONAL AND SUBSTANTIVE CONDITIONS FOR IMPLEMENTING MODERNIZATION OF BASIC EDUCATION IN THE 2000s

N. G. Rovinskaya

В статье описаны основные документы по реализации проекта "Образование". Выявлено содержание направлений деятельности в рамках осуществления проекта в Кемеровской области.

The paper describes the basic documents for implementing the "Education" project. The activities for implementing the project in the Kemerovo region are revealed.

Ключевые слова: образование, национальный проект, законодательная база, Кемеровская область, направления деятельности, модернизация, учитель.

Keywords: education, national project, legal framework, the Kemerovo region, activities, modernization, teacher.

Процесс модернизации образования запущенный в начале 2000 годов актуализировал и интегрировал экономические идеи в сфере образования. Одна - из которых внедрять сферу образования экономические, социальные проекты.

Приоритетные национальные проекты, без всякого преувеличения, стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества, в приоритетные национальные проекты включалась вся страна. Именно поэтому приоритетные национальные проекты рассматривались и в качестве инструмента регионального развития, нивелирования социально-экономических проблем.

Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию новых условий развития. Россия к 2006 году стала другой страной, 2006 год стал годом качественного перехода.

Программа по модернизации образования была основана на определенных Правительством РФ еще

20 октября 2005 года основных программных положениях и целевых объектах финансирования проекта.

Основные программные положения проекта:

- государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках этого направлении В. В. Путин заявил: «Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы» [1, с. 15 - 16];

- реализация программы поддержки лучших учителей. И это направление не осталось без комментария со стороны президента. Так, по словам президента «низкая зарплата педагогов - это одна из ключевых проблем российской школы. Было принято решение

об увеличении заработной платы в бюджетной сфере в полтора раза в реальном выражении в течение ближайших трех лет» [1, с. 29 - 31];

- информатизация образования;

- создание новых университетских центром межрегионального развития на базе действующих вузов в Южном и Сибирском округах. Это направление также «выросло» из выступления Президента 5 сентября

2005 года, когда он сказал, «Прошу решить вопрос о создании в 2006 - 2007 годах на базе уже действующих вызов и академических центров новых университетов в Южном и сибирском федеральных округах, а также об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге».

- поддержка талантливой молодежи;

- поддержка одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения - воспитания школьников.

В этом же постановлении Правительства были определены и целевые объекты финансирования проекта.

- стимулирование инновационных программ;

- поощрение лучших учителей;

- проведение конкурсов и поддержки молодежных проектов;

- ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов;

- выплата грантов талантливым молодым людям;

- создание университетов в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ;

- создание федерального портала дистанционных программ обучения;

- обеспечение доступа школ к системе Интернета.

Началось формирование законодательной базы

для приоритетного национального проекта «Образование». Так в интервью ИТАР-ТАСС от 9 ноября 2005 года министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил «Образование нуждается в масштабных вливаниях. Одноразовые вложения не смогут поднять его на другой уровень. Нужна иная законодательная база, нужны люди, которые возьмут на себя бремя ответст-

венности за создание новой системы». Этими словами А. Фурсенко обозначил спектр необходимых условий для успешной реализации данного проекта: поддержке инновационных образовательных учреждений, лучших учителей, способной и талантливой молодежи, классных руководителей.

В октябре 2005 г. в субъекты Российской Федерации был направлен на согласование проект Постановления Правительства РФ о вознаграждении за классное руководство. Официальные отзывы прислали 68 регионов. В ноябре 2005 г., в ходе подготовки к всероссийскому совещанию руководителей региональных органов управления образованием в субъекты РФ направлены проекты всех нормативных документов, связанных с реализацией направлений ПНПО. В том числе, новые редакции порядка конкурсной поддержки лучших учителей и инновационных школ, существенно переработанного с учетом поступивших в ходе общественного обсуждения около 2000 предложений и замечаний.

В декабре 2005 г. в целях оперативной подготовки нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию мероприятий ПНПО, было проведено согласительное совещание представителей Минэкономразвития России, Минфина России, Минздравсоцразвития России, Минюста России. На этом совещании были обсуждены проекты основных законов и постановлений, необходимых для реализации проекта «Образование». Среди рассмотренных проектов были: Указ Президента Российской Федерации "О денежном поощрении лучших учителей общеобразовательных учреждений", проектам постановлений Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления в

2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений", "О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений" и "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений". Также с учетом дополнений и корректив федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации и субъектов Российской Федерации приказом Министерства образования и науки России от 6 января 2006 года № 1 утвержден Сетевой график по реализации приоритетного национального проекта "Образование" [6, с. 59 - 61].

Для создания более системного и структурированного представления о законодательной базе ПНПО можно проследить ее формирование по отдельным направлениям проекта.

Важнейшим направлением проекта была материальная поддержка учителей средних образовательных учреждений. Для реализации этого направления были приняты следующие нормативно-правовые акты:

1) Постановление Правительства Российской

Федерации от 30 декабря 2005 года № 854 «О правилах предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнения функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ» [3,

с. 32 - 37] определены условия выплаты дополнительного денежного вознаграждения, в том числе конкретизированы типы общеобразовательных учреждений, работники которых пользуются данным правом, зависимость размера денежного вознаграждения от наполняемости класса. Постановлением определено в 3 пункте, что доплата за классное руководство составляет 1000 рублей для класса с наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 человек для сельской местности. Главными целями поддержки классных руководителей стали: признание важности воспитательной работы в школе и нормативно закрепить статус классного руководителя;

2) Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 324 «О денежном поощрении лучших учителей» и к нему утверждено «Положение о денежном поощрении лучших учителей» [2, с. 11 -12].

По указу в целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей Президент РФ постановил: «Выплачивать ежегодно, начиная с 2006 года, 10 тыс. денежных поощрений в размере 100 тыс. рублей каждое лучшим учителям за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования». В положении определен перечень критериев, предъявляемых к участникам, правила проведения конкурса на получение денежного поощрения, и, конечно же, из каких средств финансируются эти выплаты. Учитель, получивший денежное поощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пять лет. Выплаты также осуществляются из федерального бюджета по средствам субсидий субъектам РФ. Этот законодательный акт, по сути, является логическим продолжение предыдущего, только он уже направлен не на то, чтобы привлечь работать в школу, а уже задержать педагога на длительный срок. При этом у любого педагога есть четко понимание того, что чем выше результаты его работы, тем больше у него шансов получить денежное поощрение. Тем самым данная мера направлена на повышение доходов учителей.

Следующим направлением, для реализации которого был также создан новый законодательный акт стала поддержка талантливой молодежи. Указ Президента РФ № 325 от 6 апреля 2006 г. «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» и Положение «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» также определял временные рамки данного проект (2006 - 2008 годы), формулировал требования к участникам данного конкурса, определял номинации, устанавливал количество премий для региона пропорционально численности граждан в возрасте 14 - 25 лет, проживающих в субъекте Российской Федерации. Этот законопроект направлен на создание социально ориентированной молодежи, ко-

торая стремится к развитию и самосовершенствованию, получению новых знаний. По сути, эти премии и есть те пресловутые инвестиции в «человеческий капитал». На этом этапе государство готово вкладывать деньги в перспективную молодежь, но с надежной на отдачу в будущем.

Другим приоритетным направлением, для которого также шла разработка законопроектов является государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Правовая основа данного направления была обеспечена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 года № 89 «О мерах государственной поддержки, внедряющих инновационные образовательные программы» и Программа предоставления в

2006 году бюджетам субъектов РФ субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. Этим постановлением были закреплены порядок и критерии конкурсного отбора, определены объемы и источники финансирования.

Создание законодательной базы явилось первым шагом в создании фундамента, основ функционирования всех приоритетных национальных проектов. Так на федеральном уровне была выстроена система координации и контроля целостной системы проектов, а также разработаны и приняты нормативноправовые документы, обеспечивающие правовое функционирование отдельных проектов, в частности приоритетного национального проекта «Образование». Аналогичная система координационных органов, обеспечивающих реализацию приоритетных проектов должна была быть создана в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, муниципальных районах и городских округах, т. е. в идеале должна быть создана единая система контроля на всех уровнях власти. Однако наличие только одной законодательной базы не является залогом успеха реализации всего проекта в целом. Это лишь не большой шаг, который предал новому явлению российской жизни статус законности.

На реализацию проектов в сфере образования активно отреагировала местная власть Кемеровской области, организовав работу в направлении разработки законодательной базы реализации проектов. Сегодня Кемеровская область - один из динамично развивающихся регионов России. В регионе улучшилось качество жизни. Стали приезжать люди из соседних территорий, из стран ближнего зарубежья. И главная цель руководства Кемеровской области заключается в повышении качества жизни людей. И не зря считают, что в Кузбассе - одна из самых мощных систем социальной защиты населения в России. В результате Кузбасс входит в «пятерку» регионов (в числе лучших также республики Чувашия и Татарстан, город Москва, Московская и Самарская области) с самым высоким уровнем жизни страны. Все выше сказанное о Кузбассе не так давно казалось бы вымыслом, политическим пиаром со стороны управленческой элиты региона, но с 1997 началась грандиозная социальная программа, когда были сформулированы приоритеты деятельности региональной власти в социальной сфе-

ре - Учитель. Врач. Село. Тепло. И уже в сентябре

2005 года региональные проекты Кузбасса получили оформление на федеральном уровне в виде приоритетных национальных проектов России, которые были озвучены Президентом 5 сентября 2005 года. Таким образом, региональные проекты Кузбасса трансформировались для него уже в федеральные, которые отличались тем, что поддержка и помощь в их реализации, прежде всего финансовая шла из федерального бюджета. Конечно, наши региональные приоритеты звучали проще, но цель имели такую же, как и национальные проекты - улучшить жизнь наших людей, и чтобы каждый на себе это почувствовал. Поэтому можно сказать, что с 2005 года наша область продолжала ту социальную программу, которая начала еще в 1997 г. Губернатор в своих выступлениях очень часто называет доступное качественное образование ключевым национальным проектом.

Главная задача национального проекта в сфере образования - повышение его качества и социальной доступности, чтобы каждый ребенок, независимо от того, живет он городе или в сельской местности, независимо от достатка семьи, мог получить качественные знания в школе [7, с. 52 - 56].

Для реализации поставленных задач в рамках ПНПО в 2006 году из различных источников было получено 20176,9 млн рублей. В бюджете области на

2006 год была заложена сумма 19 млрд 850 млн рублей, т. е. размер финансирования был превышен, но не на много. В целом выделенная сумму на реализация ПНПО в 2006 годы на 35 % больше, чем было в

2005 году. Такого не было за всю историю Кузбасса. И как раз из этого и была сформулирована и поставлена задача на 2007 год.

Задача следующего года - сохранить набранные темпы и дальше развивать систему комплексной поддержки образовательных учреждений, педагогов, учащихся.

На 2007 год было запланировано увеличение расходов на развитие образовании еще на 10 %. С учетом всех источников расходы должны были составить

21 млрд 835 мил рублей. Возможность таких прогнозов имели под собой основания в виде предыдущего года, где планируемый объем финансирования был превышен. Уже в Бюджетном послании на 2007 Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева областному Совету народных депутатов была заявлена сумма, которую предполагается выделить на реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году она должна была составить 23 млрд 619 млн руб. Это на 14 % больше, чем в 2006 году [8, с. 45 - 49]. А вот по данным Департамента образования Кемеровской области финансирование расходов системы образования за 2007 год составило 25031,1 млн руб. Данный рост демонстрирует истину, что аппетит приходит во время еды. Таким образом, намечается тенденция, что запланированный объем финансирования всегда превышается.

Уже в 2008 году на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» было направлено 27 млрд 500 млн руб. это на 2,5 млрд руб. больше, чем в 2007 году. А вот Департамент приводит совершенно иные цифры по реализации ПНПО, а имен-

но финансирование расходов системы образования за

2008 год составило 31 874,0 млн руб. [8, с. 56 - 58].

Что касается 2009 года, то запланированный объем финансирования составлял 23 млрд 036,7 млн руб. Реально было освоено больше, а именно 30 млрд 252,0 млн руб.

По выше представленным данным можно выделить следующие тенденции: ежегодно объемы запланированного финансирования на реализацию ПНПО в Кузбассе растут; ежегодные объемы реального финансирования превышают запланированные средства. В целом такая положительная динамика, во-первых, может быть связана с ростом доходов как регионального, так и федерального бюджета. При этом начавшийся экономический кризис частично повлиял на объемы финансирования 2009 года, они были несколько снижены. Кроме этого, в выше приведенных данных реально освоенных денег всегда больше, чем было запланировано. Это может быть еще связано с тем, что Департамент образования Кемеровской области включает в свои отчеты не только объемы финансирования по основным направлениям реализации ПНПО, но и такие направления как: выплата единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; выплату пособий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей; приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; реализацию мероприятий по профилактике наркомании среди учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Именно в появление таких статей расходов и заключается особенность финансирования с 2007 года, т. к. теперь шли деньги и на направление «Демографическая политика», куда входят выше названные статьи расходов. Таким образом, не такое уж и большое у нашего региона и пере-финансирования для реализации ПНПО по основным, ранее озвученным направления, конечно, оно есть и это положительный момент для Кузбасса.

Выше был представлен анализ общего объема финансирования ПНПО, но хотелось бы еще указать и на соотношение источников финансирования в каждом году.

В 2006 году из федерального бюджета было выделено 761,85 млн руб. (135,7 %). В 2007 году из федерального бюджета было выделено - 1378,9 млн руб. (203,8 %) за 2008 год из федерального бюджета выделено - 2115,4 млн руб. (279,3 %). И в 2009 из федерального бюджета - 2124,00 млн руб. (в т. ч. остаток

2008 года - 660,68 млн руб.) (215,8 %). Таким образом, за 2006 - 2009 год финансирование НПО увеличилось в 3,5 раза. Наблюдается рост объема финансирования из федеральных источников [8, с. 49 - 53]. Федеральный источник берет на себя только часть финансовой нагрузки, остальное на себе вынужден нести областной и муниципальный бюджеты, а также внебюджетные источники.

В 2006 году из областного бюджета - 3830,1 млн рублей (101,6 %), из местных бюджетов - 22441,8 млн рублей (130,9 %), из внебюджетных источников -

2144.3 млн рублей (169 %). В 2007 году финансовая нагрузка распределилась следующим образом: областной бюджет - 4576 млн руб. (124,8 %), местные бюджеты - 16913 млн руб. (99,0 %), внебюджетные источники - 2247 млн руб. (101,6 %). В следующем году (2008) ситуация была представлена следующим образом: областной бюджет - 4723,6 млн руб. (136,1 %), местные бюджеты - 22519,1 млн руб. (139,6 %), внебюджетные источники - 2462,0 млн руб. (194,0 %). В 2009 году показатели выглядели так: областной бюджет - 3830,1 млн руб., местные бюджеты

- 22441,8 млн руб., внебюджетные источники -

2144.3 млн руб. Исходя из этих данных можно выделить следующие тенденции: с 2006 по 2008 годы происходит рост финансирования из областного, муниципального и внебюджетного источников, а вот в

2009 году заметно некоторое снижение объемов финансирования из всех источников. Основная масса денежных средств поступает из местных бюджетов, второе место по объемам финансирования занимает областной бюджет, а потом уже средства из внебюджетных источников [7, с. 29 - 33] Но все-таки одним из главных достижений можно считать привлечение средств крупных собственников и промышленных предприятий Кузбасса. С ними заключаются Соглашения об участии бизнеса в реализации национального проекта в «Образовании». Такое положение свидетельствует о том, что крупный и малый бизнес становятся социально-ответственным, снимая часть социальной нагрузки с бюджета, и берет на себя (софи-нансирование расходов на материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, установление персональных грантов и стипендий участникам образовательного процесса).

Такую ситуацию мы имеем вообще по реализации нацпроекта «Образование», но чтобы иметь более детальную картину о ходе реализации данного проекта необходимо еще проанализировать динамику финансирования отдельных направлений нацпроектов.

Конечно, цифры это лишь одна сторона нацпроекта, которая имеет количественное выражение, т. е. на протяжении четырех лет мы наблюдаем процесс роста финансирования на реализацию всех направлений этого проекта. Основным финансово-экономическим эффектом реализации ПНПО стали интеграция федеральных, региональных и муниципальных материальных ресурсов на принципах софинансиро-вания. Но кроме количества хотелось бы уделить внимание и качеству, т. е. попытаться ответить на вопрос. А был ли качественный прирост, что - то качественно поменялось? Но прежде чем говорить о качестве, необходимо выделить те качественные точки роста, по которым можно видеть определенные результаты, такими точками могут быть планируемые показатели, сравнивая, что планировалось и, что получилось, мы и увидим качество.

1. Охват грантами и премиями преподавателей, школьников, студентов увеличиться на 70 %.

2. Дополнительно 40 % школ получат новое лабораторное и учебное оборудование.

3. Новые учебники приобретут 35 % школ.

4. Компьютеризация школ составит 100 %.

5. Подключение образовательных учреждений к сети «Интернет» увеличится до 75 %.

Привлечение большого объема финансовых средств позволило обеспечить модернизацию и обновление учебной базы образовательных учреждений. В 2006 году по результатам 52 муниципальных конкурсов 173 образовательных учреждения получили муниципальные денежные гранты на общую сумму

8 млрд 795 млн руб. (от 10 до 500 тыс. руб.). Таким образом, 324 образовательных учреждения получили грантовую поддержку из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Так, например, за

2007 год 233 образовательных учреждения награждены федеральными, областными и муниципальными грантами на сумму 75,4 млн руб. По областным конкурсам 10 лучших учреждений дошкольного образования и 5 лучших учреждений дополнительного образования получили по 500 тыс. руб. Также приобретено 109 компьютерных классов. Все 889 школ Кузбасса подключены к сети Интернет. Обеспеченность компьютерами школ области составляет 95 %, почти 70 % школ имеют выход в Интернет. Наличие во всех школах Интернета позволяет учителям получать дистанционное образование, участвовать в образовательных Интернет-конференциях. Также школы были обеспечены системой автоматической сигнализации и тревожными кнопками. На 70 % обновился парк школьных автобусов. Всего приобретено 88 автобусов для перевозки школьников. В целом удельный вес обновленного учебного оборудования на сентябрь

2007 года составляло 64 % , в 2006 году эта цифра составляла 45 %, в 2005 - не превышала 15 %. В течение

2007 года за счет федерального и областного бюджета школы Кузбасса получили 96 учебных кабинетов, 66 единиц интерактивного оборудования. Кроме того, за счет муниципальных грантов и из внебюджетных источников приобреталось современное интерактивное учебное оборудование. А уже к 2008 году каждое второе образовательное учреждение оснащено современным учебным оборудованием [7, с. 18 - 21].

Улучшение материально-технической базы позволило добиться образовательных эффектов, проявившихся:

- в расширении использования современных педагогических технологий, в том числе и информационных, интенсифицирующих процесс обучения, расширивших исследовательские формы организации учебного процесса;

- в росте активности и повышении результативности участия обучающихся в олимпиадном движении. Так, если в 2006 году число победителей и призеров олимпиад областного уровня составило 156 человек, то в 2007 году их число увеличилось до 222 человек. Увеличилось число призеров и всероссийских олимпиад - с 10 человек в 2006 году до 12 человек в 2007-м. Это стало возможным, в том числе и благодаря стипендиальной поддержке отличников за счет областного и муниципальных бюджетов - размер стипендий в 2007 году увеличился в два раза по сравнению с 2006 годом;

- в повышении ответственности педагогов за реализацию воспитательных задач при выполнении обязанностей классного руководителя.

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в 2007 году получили 14906 человек. За год выплаты составили 391,4 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -241,6 млн рублей, а из областного - 150 млн рублей [7, с. 41 - 52] Выделяются также и развивающие эффекты, или потенциалы, которые становятся основой для дальнейшего развития системы образования области:

- во-первых, это формирование отряда мобильных высококвалифицированных педагогов и инновационных образовательных учреждений - победителей различных конкурсов, опыт которых активно используется коллегами;

- во-вторых, увеличение количества инновационных площадок как базы опытно-экспериментальной деятельности и апробации новых направлений и идей. Так, в 2006 году, когда был объявлен приоритетный национальный проект «Образование», в Кемеровской области насчитывалось 39 областных экспериментальных площадок. На конец 2007 года стало функционировать 85 экспериментальных площадок, в том числе и сетевых. Статус областной экспериментальной площадки получили 115 общеобразовательных учреждений области.

Реализация ПНПО привела к активизации внимания власти всех уровней к проблеме образования, к открытости образовательной сферы для широких слоев общества. Полученные социальные эффекты лягут в основу долгосрочной политики Кузбасса в области образовании.

Так как все-таки обсуждается реализация нацпроекта «Образование» в Кузбассе, то нужно сказать и о реальных результатах сугубо региональных конкурсов, которые были созданы по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева. Учрежденный губернатором конкурс «10 лучших школ Кузбасса», победители которого получают по 1 млн руб. Средства, полученные от грантовой поддержки, были направлены на модернизацию учебно-материальной базы и приобретения лабораторного оборудования. В том же году был учрежден областной конкурс «5 лучших учреждений дополнительного образования детей Кузбасса». Победители получили денежный грант Губернатора Кемеровской области в размере 500 тыс. рублей. Важным итогом данного направления является то, что ежегодно выделяются деньги на строительство новых дошкольных образовательных учреждений и на реконструкцию. В 2007 году по области произошел рост сети дошкольных образовательных учреждений на 4859 мест. Открыты 15 детских садов на 1142 места, создано 258 дополнительных групп в детских садах и школах на 3064 места.

В рамках направления поддержки лучших учителей по данным федерального оператора по реализации приоритетного национального проекта «Образование», Кемеровская область занимает 1-е место по конкурсной активности педагогов среди субъектов РФ, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа: конкурсная активность в Кемеровской области составляет 5,51 человек на одно место федеральной квоты. Количество участников в

2006 году составило 947 педагогических работников и

образовательных учреждений, в 2007 году - 1607 педагогических работников и образовательных учреждений. В области сложилась мощная система поддержки педагогов, реализуемая на конкурсной основе. Департаментом образования и науки Кемеровской области учреждены 16 областных конкурсов.

Таким образом, выше были рассмотрены итоги реализации нацпроекта «Образование» через призму выделенных объемов финансирования, их распределения по отдельным направления и конкурсам, и грантам в каждом направлении, но также и показывалось был ли качественный прирост. Конечно, мы видит улучшение уровня материально-технической базы учреждений, денежного поощрения лидеров, рост количества в целом грантов, но качество проявляется не только в это, она в образовании проявляется в уровне грамотности, как самих педагогов, так и их учеников. Выше была попытка показать качество с этой точки зрения, когда говорилось о потенциале наших учеников в олимпиадах разных уровне, но мы по этим данным не увидели такова уж массового прироста количества победителей олимпиад. Также качество можно оценить и через ЕГЭ, который стал обязательным с

2009 года, до этого Кемеровская область не принимала активного участия в эксперименте. На протяжении тех лет мы готовились, проводили свой пробный экзамен. Первые итоги участия в ЕГЭ школ Кемеровской области в 2007 году начальник Департамента образования Е. Л. Руднева оценила положительно.

И еще одним итогом реализации нацпроекта «Образование» стало продолжение программы реорганизации малокомплектных школ, в частности, в сельской местности. Вообще, содержание малокомплектных школ дорого обходится казне, а уровень образования в них не соответствует современным требованиям. Только в апреле 2006 года в области закрыто 8 малокомплектных школ, а всего с начала года - 26. При этом ни один учитель не остался без работы, а дети к месту учебы, в современные школы доставляются специальными школьными автобусами. В целом же за 2006 год было закрыто 80 школ, которые элементарно не соответствовали требованиям безопасности. В 2007 году наступил второй этап, который можно назвать качественной реорганизацией. Теперь, когда принимается решение о закрытии той или иной школы, учитываются не только требования безопасности, но и другие факторы, в том числе: насколько школа оснащена, насколько соответствует определенным требованиям ее педагогический коллектив. Ключевым основанием является оценка качества образования, которое дается детям в этой школе.

Под реструктуризацию в Кузбассе в 2007 году попали в общей сложности 126 сельских школ: 50 из них были закрыты, 76 реорганизованы: одни из разряда полных,11 летних, перешли в разряд основных -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

9 летних, другие стали начальными. Таким образом, данные цифры подтверждают, что в ПНПО делается ставка на лидеров, т. е. главным двигателем является прогресс.

Одним из последних количественных результатов ПНПО, который еще не был освещен эта реформа в области оплаты труда педагогов. Так как именно проблема заработной платы всегда стояла очень остро для учителей и работников дошкольного и дополнительного образования. Так с 1 сентября 2008 года педагогические коллективы всех кузбасских школ были переведены на новую модель оплаты труда. Еще до этой в некотором смысле знаменательного события начальник Департамента образования Кемеровской области Елена Руднева говорила о том, что действующая тарифная сетка не стимулирует учреждения образования к развитию, необходимо изменить систему так, чтобы оплата труда зависела от качественных показателей работы учителя. В образовательной системе необходимо внедрять новые финансовые механизмы и рычаги, которые позволят повысить эффективность и качество обучения, мотивацию педагогического состава, так как на первый план выходит такой критерий, как удовлетворенность населения качеством образовательных услуг [8, с. 45 - 57; 9, с. 16 -18].

Новым стимулом для повышения качества образования становится дифференциация оплаты труда. При внедрении новой системы меняется и фонд оплаты труда, который теперь включает 3 составляющих: централизованную, базовую и стимулирующую.

В заключении необходимо отметить, что предусмотренный модельной методикой механизм нормативного подушевого финансирования создает условия для повышения заработной платы работников общеобразовательных учреждений, оптимизации учебной нагрузки, тем самым стимулируя их к повышению качества образовательного процесса и положительно сказывается на социальной ситуации.

Таким образом, благодаря реформированию и модернизации российского образования учитель работает по новому - на результат. Так до недавнего времени слово «результат» к системе образования не применялось. Национальный проект «Образование» «поворачивает» систему на достижение результата, такого результата, который можно измерить. Также данный нацпроект интегрирует сферу образования в рыночные условия, ведь теперь по сути дела педагог должен суметь себя продать, причем продать выгодно, т. е. он понимает какой набор компетенций должен быть у него, для того чтобы стать успешным.

Итак, реализация национального проекта Образование является одним из положительных условий модернизации системы основного образования в 2000 годы.

1. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы». - Режим доступа: http// http.consultant.ru/base/reg=doc;base-LAW; n=100876

2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждений за выполнение

функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ» // Собрание законодательства Российской Федерации. -09.01.2006. - № 2. - Ст. 217.

3. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 октября 2005 № 112 «О приоритетных проектах в сфере образования Кемеровской области». - Режим доступа: http ://www.ako. ru/ZAKON/view-zakon.asp?C32864

4. Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 17 января 2006 N 2-рг «О совете по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на территории Кемеровской области». - Режим доступа: http://www.ako.ru / ZAKON/viewzakon.asp?

5. Демографический ежегодник России. - М., 1999. - С. 19.

6. Статистический сборник результатов ЕГЭ - 2008. - Кемерово, 2009. - 43 с.

7. Отчет Департамента образования Кемеровской области о реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на территории Кемеровской области за 2008 год. - С. 1 - 62.

8. Отчет Департамента образования Кемеровской области о реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на территории Кемеровской области за 2009 год. - С. 1 - 53.

9. Матненко, А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства / А. С. Ма-тненко. - Омск: Русь, 2007. - 144 с.

Информация об авторе:

Ровинская Надежда Гумаровна - соискатель кафедры новейшей отечественной истории факультета истории и международных отношений КемГУ, 8(384-2)58-40-16, grin101076@yandex.ru.

Nadezhda G. Rovinskaya - post-graduate student at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.