Научная статья на тему 'Национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы'

Национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИИ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калянов А.В.

В данной статье рассмотрены приоритетные национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы. На примере Орловской области дается анализ хода реализации национальных проектов: освещена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение исполнения национальных проектов в области; ресурсное обеспечение; подведены некоторые итоги первого года реализации национальных проектов. Автором выявлен ряд факторов, указывающих на проблемы реализации национальных проектов, как на этапе разработки, так и на этапе исполнения. Намечены перспективные направления исследования механизмов управления национальными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS AS THE INNOVATIVE FORM OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIAL SPHERE

In diploma work the priority national projects as innovational form of development of regional social sphere are considered. On an example of the Oryol area the analysis of a course of realization of the national projects is given: the legislative and normal-legal base regulating maintenance of performing of the national projects in area is covered. Resource maintenance; some results of the first year of realization of the national projects are examined. The author reveals a number of factors indicating problems of realizations of the national projects, both on a development cycle, and at the stage of performing. The perspective directions of research of mechanisms of management of the national projects are planned.

Текст научной работы на тему «Национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

_КАЛЯНОВ А. В.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В данной статье рассмотрены приоритетные национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы. На примере Орловской области дается анализ хода реализации национальных проектов: освещена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение исполнения национальных проектов в области; ресурсное обеспечение; подведены некоторые итоги первого года реализации национальных проектов. Автором выявлен ряд факторов, указывающих на проблемы реализации национальных проектов, как на этапе разработки, так и на этапе исполнения. Намечены перспективные направления исследования механизмов управления национальными проектами.

_KALJANOVА. V.

NATIONAL PROJECTS AS THE INNOVATIVE FORM OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIAL SPHERE

In diploma work the priority national projects as innovational form of development of regional social sphere are considered. On an example of the Oryol area the analysis of a course of realization of the national projects is given: the legislative and normal-legal base regulating maintenance of performing of the national projects in area is covered. Resource maintenance; some results of the first year of realization of the national projects are examined. The author reveals a number of factors indicating problems of realizations of the national projects, both on a development cycle, and at the stage of performing. The perspective directions of research of mechanisms of management of the national projects are planned.

Ключевые слова: национальные проекты, инновации, ресурсное обеспечение, механизмы управления, приоритеты, нормативно-правовая база.

Динамичное развитие социальной сферы является ключевым фактором повышения качества жизни населения, и создает основу для качественного и безопасного экономического роста, поскольку экономические и социальные процессы органически взаимосвязаны. Поэтому в современных условиях существенно меняются представления о роли социальной сферы в жизни общества, как в масштабах страны, так и ее регионов.

Сложность структуры социальной сферы обуславливает необходимость акцентирования внимания на том, что данная сфера деятельности является необходимым компонентом хозяйственного комплекса любого региона и играет ключевую роль в сохранении трудового потенциала, а также стимулирует процесс расширенного воспроизводства населения.

Данное обстоятельство требует системного изучения и осмысления в целях повышения эффективности функционирования и развития социальной сферы регионов. Необходимо выстроить методологию и методику, основанную на научных, адаптивных, инновационных методах и принципах управления с учетом рыночных отношений и современных требований к социальной политике страны и регионов.

Инновационным подходом к совершенствованию форм и методов управления социальной сферой в последние годы является реализация национальных проектов развития ее приоритетных отраслей.

Приоритетные национальные проекты с момента их принятия и провозглашения находятся в центре общественного и политического внимания. Понятие «национальный проект» по своему звучанию несет в себе перемены, затрагивающие все общество, имеет социально-стратегическую направленность и значимость.

Инициатива Президента РФ о реализации национальных проектов в социальной сфере, несомненно, свидетельствует о начале масштабных структурных реформ, ориентированных на повышение качества жизни населения. Состояние отраслей данной сферы существенно, а иногда решающе затрагивает каждого человека, определяет качество жизни и формирует «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. В конечном счете, именно этот вид капитала вносит решающий вклад в экономическое развитие страны.

Реализуемые национальные проекты как факторы социального развития страны и регионов оптимально соответствуют заявленному статусу.

Во-первых, проекты отвечают общенациональным интересам, включая и интересы обеспеченной ее части, поскольку в этом случае в гораздо большей степени гарантирована социальная стабильность, чем при сохранении или развитии сложившейся ситуации в данной сфере.

Во-вторых, реализация проектов ведет к развитию человеческого потенциала России, что является главным условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы.

В-третьих, проекты потенциально содержат в себе предпосылки для устойчивого экономического роста, основанного на инновационных факторах, а также для развития внутреннего рынка.

В-четвертых, реализация проектов послужит материальной базой восстановления необходимого уровня доверия основной массы населения к власти. [6]

В регионах выполнение мероприятий национальных проектов проходит в рамках заключенных соглашений с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии и сотрудничестве при реализации заявленных социальных приоритетов. В Орловской области создана соответствующая законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обеспечение исполнения национальных проектов развития экономики, социальной сферы, повышения качества жизни населения. Это постановления Коллегии области: «О повышении роли средств массовой информации в освещении

хода реализации приоритетных национальных проектов в Орловской области» (от 27 октября 2006 г.); «О ходе реализации на территории Кромского района приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (от 2 октября 2006 г.); «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Кромском районе» (от 19 сентября 2006 г.); «О Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации и плане практических мероприятий по ее реализации в Орловской области в рамках национального проекта «Здоровье» в свете Послания Президента Федеральному Собранию» (от 31 июля 2006 г.); «О софинансировании из средств областного бюджета мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан в рамках реализации приоритетных национальных проектов» (от 13 июля 2006 г.); «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Ливны» (от 13 июня 2006 г.); «Об утверждении плана мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в Орловской области» (от 29 декабря 2005 г.); а также Указы Губернатора Орловской области, в частности Указ от 28 марта 2006 г. № 68 «О создании комитета по реализации приоритетных национальных проектов на территории Орловской области»; Распоряжение Губернатора Орловской области от 30 декабря 2005 г. № 117-р «О создании рабочих групп по реализации приоритетных национальных проектов в Орловской области» и многие другие.

На реализацию приоритетных национальных проектов в области в 2006 году за счет всех источников финансирования направлено более 8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета — 704,2 млн. руб., из регионального бюджета — 156,5 млн. руб., привлечено более 7 млрд. руб. кредитных и внебюджетных средств.

Наиболее значительные поступления были направлены по нацпроекту «Здоровье» (412,5 млн. руб). Приоритетный национальный проект «Здоровье» направлен на повышение доступности и качества медицинской помощи. Основной упор сделан на развитие первичной медицинской помощи и дис -пансеризацию населения, профессиональную подготовку врачей и укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, оснащение их современным медицинским оборудованием.

Итогами первого года реализации национального проекта «Здоровье» в Орловской области стало повышение укомплектованности диагностическим оборудованием учреждений первичного медицинского звена. Медицинские учреждения Орловской области получили 59 автомобилей скорой медицинской помощи на общую сумму 150 млн.руб., 29 единиц медицинского оборудования на сумму 38,9 млн. руб., в том числе 6 флюорографов, 2 рентгенап-парата, 2 маммографа, 9 комплектных лабораторий, 8 гистероскопов, 2 ультразвуковых сканера.

С 1 января 2007 г. в г. Орле 163 участковых врача и 181 медицинская сестра начали получать дополнительные выплаты в размере соответственно 10 и 5 тыс. рублей ежемесячно. За 4 месяца на эти цели из федерального бюджета было израсходовано 6,2 млн. рублей.

Результатом повышения оплаты труда стал приток кадров в медицинские учреждения. По данным Управления здравоохранением Орловской области за текущий период в регионе подготовлено 516 врачей и 1340 средних медработников. В целом из средств регионального бюджета на эти цели израсходовано 11,8 млн. руб.

В первичное звено здравоохранения Орловской области ожидается прибытие около 25 выпускников медицинских ВУЗов, в том числе и Орловского. С 30 выпускниками 2006 года заключены договора на прохождение интернатуры и последующего трудоустройства в амбулаторно-поликлинические учреждения г. Орла и области.

Ведется работа по повышению квалификации медицинских работников первичного звена: в рамках проекта успешно прошли профессиональную подготовку и переподготовку 1040 врачей различных специальностей и 2314 средних медицинских работников.

В результате проведения дополнительной диспансеризации населения по раннему выявлению социально - значимых заболеваний смертность снизилась на 4 процента против 2005 года.

Проведенные мероприятия в рамках программы «Родовые сертификаты» позволили сформировать здоровую конкуренцию среди соответствующих учреждений, повысить качество оказываемых ими услуг, обеспечить бесплатную медицинскую помощь женщинам во время беременности и родов, улучшить медицинское оснащение родильных домов области лекарственными препаратами и расходным материалом. На эти цели было израсходовано около 50 млн. руб. федеральных средств и 1,7 млн. руб. областных, что в 2,6 раза больше по сравнению с 2005 годом. Только в г. Орле было выдано 1752 родовых сертификатов (на счета родовспомогательных учреждений поступило 5,6 млн. руб.). На выплату дополнительной заработной платы медицинским работникам акушерской службы израсходовано 2,5 млн. рублей, на приобретение медикаментов, инструментария и расходных материалов - 3,1 млн. рублей.

Реализация мер, направленных на улучшение демографической ситуации в области привела к росту рождаемости детей (в 2006 г. родилось на 348 детей больше чем в 2005 г., младенческая смертность снизилась на 6%).

Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии». В сфере образования основной акцент сделан на повышение его качества, конкурентоспособности в рыночных условиях.

В рамках направления «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий станут: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

В 2006 году в рамках национального проекта «Образование» Орловская область получила 135,3 млн. руб., в т.ч. 101,5 млн. руб. - из федерального бюджета, 33,8 млн. руб. - региональная составляющая проекта.

Проведенные мероприятия позволили укрепить материально-техническую базу инфраструктуры образования. На 28 % в 2006 г. к уровню 2005 г. выросла оплата труда в отрасли. В течение года ежемесячно 6250 преподавателей получали дополнительные выплаты за осуществление функций классного руководителя. В целом по данному направлению выплачено 87,1 млн. рублей, в т.ч. 60,9 млн. руб. - из федерального бюджета, 26,2 млн. рублей - из областного бюджета.

При этом в рамках проекта по разделу «Повышение уровня воспитательной работы в школах» ежемесячная выплата из федерального бюджета дополнительного вознаграждения 1310 классным руководителям общеобразовательных школ города Орла осуществляется в зависимости от наполняемости классов. Сохранены и прежние доплаты за классное руководство, которые производятся из областного бюджета.

В 2006 году 17 образовательных учреждений области стали победителями всероссийского конкурса активно внедряющих инновационные образовательные программы, ими было получено 17 млн. руб. Кроме того, в соответствии с Указом Губернатора Орловской области № 221 от 24.08.2006г. «О награждении лучших педагогических работников и образовательных учреждений» 10 учреждений образования награждены Дипломом Губернатора Орловской области и денежной премией в размере 200 тыс.руб.

В рамках направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» 37 человек получили премию за счет средств федерального бюджета на сумму 1,2 млн. рублей. Установлены 226 губернаторских стипендий для учащихся общеобразовательных учреждений, студентов и аспирантов. На эти цели в 2006 году из областного бюджета израсходовано более 4 млн. рублей. В 2006 году к сети Интернет было подключено 269 школ. По линии федерального финансирования в область поступило 10 школьных автобусов на сумму 6,6 млн. рублей.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на первом этапе реализации (2006-2007гг.) включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством».

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Основным инструментом выполнения национального проекта является программа «Жилище», в состав которой входят 4 подпрограммы и два мероприятия. На их реализацию в 2006 году в области было израсходовано 138,0

млн. рублей государственных инвестиций, в том числе из федерального бюджета - 107,2 млн. рублей, из консолидированного бюджета области -30,8 млн. рублей.

В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» 52 семьи получили государственные жилищные сертификаты на сумму 47,4 млн. рублей, из них для граждан, уволенных с военной службы, в 2006 году из федерального бюджета выделено 44,8 млн. рублей и выдано 47 сертификатов. Остальные сертификаты получили граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и граждане, признанные вынужденными переселенцами.

В рамках мероприятий программы «Жилище» по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, Орловская область в 2006 году получила из средств федерального бюджета для выдачи субсидий льготникам 10,9 млн. руб.

Орловская область одной из первых в России начала реализацию программы ипотечного кредитования. В течении 2007 г. продолжена реализация национального проекта с увеличением объемов вводимого жилья до 350 тыс.кв.м. При этом основной акцент сделан на крупные площадки под жилищное строительство для их комплексного освоения.

Для эффективного решения задач по реализации национальных проектов, а также в целях своевременной и качественной организации общественного контроля необходима достоверная и систематизированная информация. Такой информацией в значительной степени призвана обеспечить система социального мониторинга. Для этого на областном и муниципальном уровнях создаются соответствующие структуры.

В г. Орле создана городская межведомственная комиссия, в состав которой входят начальники управлений, реализующих национальные проекты, экспертные группы Общественного совета при мэрии г. Орла, курирующие эти вопросы, а также депутаты Орловского городского Совета, прокурор Советского района, специалист отдела анализа и мониторинга национальных проектов и программ администрации Орловской области.

Основные задачи межведомственной комиссии - сбор информации о реализации национальных проектов и целевых инвестиционных программ по всем каналам, обеспечение контроля со стороны общественности, информирование населения. Кроме этого в задачи совета входит разработка предложений по реализации нацпроектов в городе, обобщение и анализ показателей работы ведомств, отвечающих за их реализацию.

На областном уровне систематическое наблюдение за реализацией на-цпроектов регламентировано распоряжением Губернатора Орловской области от 29 марта 2006 г. № 30-р «О создании мониторинга и контроля за выполнением приоритетных национальных проектов на территории Орловской области».

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в развитии социальной сферы Орловской области, связанными с реализацией нацпроектов, сохраняется ряд острых социальных проблем.

Комплексным индикатором социального благополучия региона является продолжительность жизни и численность населения. Численность постоянного населения области на 1 января 2006 г.составила 834 тыс.человек и сократилась на 8 тыс.человек. При этом смертность превышает рождаемость в области в 2,1 раза. Естественная убыль населения в 2007 году составила 3319 чел. (в январе-мае 2006 г. - 3732 чел.). Около двух третей смертей связаны с болезнями системы кровообращения.

Такая тенденция характерна и в целом для России. По оценке Федеральной службы государственной статистики численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2007г. составила 142,2 млн.человек и за прошедший год уменьшилась на 561,2 тыс.человек, или на 0,39%. С момента проведения переписи населения (октябрь 2002 г.) число россиян уменьшилось на 2,4 млн. человек (1,7%). Сокращение численности населения происходит из-за его естественной убыли, т.е. превышения числа смертей над числом рождений. Естественная убыль населения, впервые зафиксированная по данным текущего учета в 1992 г., к началу 2006 г. накопленным итогом превысила 11,2 миллиона человек (за период между переписями 1989 и 2002 года - составила около 7,4 млн. человек). В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником роста его численности.

Продолжительность жизни для орловских мужчин не превышает шестидесяти лет, женщины живут в среднем до семидесяти четырех. Это рождает трагедию одиночества, необходимости социального обслуживания одиноких ветеранов, массу других проблем. Положение осложняется тем, что в современном российском обществе доля пенсионеров, доля пожилых людей растет из года в год, в то время как доля молодежи, доля людей работоспособного возраста сокращается.

В целом по России в сравнении с развитыми странами продолжительность жизни у мужчин ниже на 10-15 лет. У женщин - на 6-8 лет. Динамика этого показателя в развитых странах исключительно положительная.

В регионе по-прежнему остается невысокой обеспеченность населения врачами: к примеру, только в г. Орле на 10 000 человек - 26,2% (2004 г. -25,5%, область - 33%, в среднем по России - 40%). Обеспеченность средними медицинскими работниками в городе составляет 68,8% на 10 000 населения (2004 г. - 65,3%; по России - 105%).

Сохраняется низкий уровень укомплектованности врачами скорой медицинской помощи - 30,8 %. Износ санитарного транспорта станции скорой помощи составляет 51%. В лечебных учреждениях г. Орла изношенность медицинского оборудования составляет более 70%.

Существует проблема с обеспечением лекарствами, особенно инсули-новыми препаратами больных сахарным диабетом (а их только в областном

центре более 14 тысяч). Сокращены закупки дорогостоящего импортного вы-сокоочищенного инсулина, практически не дающего побочных последствий.

Сложной в области является ситуация с заболеваемостью туберкулезом. Хотя в 2003 году общая заболеваемость уменьшилась на 10%, отмечается рост тяжелых прогрессирующих форм туберкулеза.

Вызывают тревогу темпы распространения в Орловской области ВИЧ-инфекции. За период с 1987 г. по ноябрь 2002 г. среди жителей Орловской области выявлено 536 случаев заболевания, 15 детей родилось от ВИЧ-инфицированных матерей. При этом почти 80% больных составляют юноши и девушки в возрасте от 19 до 29 лет, и почти 15% - от 15 до 18 лет.

Реализация национальных проектов, конечно, не панацея в решении всех социальных проблем, накопившихся за годы становления рыночных отношений. Реальные цели социального развития субъекты должны ставить сами, с учетом своих внутренних потребностей и возможностей. Постановка и реализация приоритетных социальных ориентиров требует создания новых организационных структур, соответствующей законодательной базы для обеспечения эффективной кооперации субъектов жизнедеятельности, инновационного прорыва в социальном развитии региона.

Ознакомиться с ходом реализации нацпроектов можно на официальном сайте Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России. В целом, на сегодняшний день оценка результатов реализации национальных проектов в стране неоднозначна. Согласно проекту федерального бюджета на 2007 г. даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и находящихся с нами в одной категории стран с переходной экономикой (18%) [5].

Кроме того, целый ряд факторов указывает, что проблемы национальных проектов, как на этапе разработки, так и на этапе реализации, лежат на системном уровне. Во-первых, в разработке нацпроектов практически не участвует наука. Тогда как исторический опыт показывает, что именно опора на научный потенциал нации или отсутствие таковой лежат в основе удачных или неудачных национальных проектов (план ГОЭЛРО, строительство БАМ, индустриализация России в 30-х годах и др.). Во-вторых, возрастает в основном идеологическая составляющая бюджетной политики государства. Никаких существенных изменений в пропорциях бюджетного распределения на социальные цели не произошло. [3,6]

В качестве перспективных направлений исследования механизмов управления национальными проектами следует выделить возможность взаи-мообогащающего паритетного развития фундаментальной науки и практики управления. Задачи, возникающие при управлении конкретными проектами, требуют адекватных методов и принципов их решения. В конечном итоге важнейшей задачей всего комплекса мероприятий является разработка дей-

ственного механизма, ведущего к системным изменениями российского общества.

Литература

1. Николаев, М. Приоритетные проекты - стратегия решения социальных проблем /М. Николаев // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - N1. - С. 6-12.

2. Пешехонова, Е. Родовые сертификаты: результаты новой программы покажет время / Е. Пешехонова // Орловская правда. - 2006. - 7 февраля.

3. Рошаль, Л. Здоровье детей в душевном покое родителей / Л. Рошаль // Аргументы и факты, 2004. № 37. с.3

4. Сальникова, Л. Национальные проекты: орловская конкретика в цифрах и фактах / Л. Сальникова // Город Орел. - 2006. - 24 мая. - С. 12-13.

5. Сергеев, И., Кирсанова, Н. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования /И. Сергеев // Экономист . - 2007. - №1. - с. 52

6. Сорокин, Д. Национальные проекты и реальная политика/Д Сорокин // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №3. - с. 12

7. Тулохонов, А. О подходах к реализации национальных проектов / А. Туло-хонов //Экономист. - 2006. - N5. - С. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.