Научная статья на тему 'Актуальные аспекты проблем реализации национального проекта «Образование» в городском муниципальном округе (на материалах Губкинского района Белгородской области)'

Актуальные аспекты проблем реализации национального проекта «Образование» в городском муниципальном округе (на материалах Губкинского района Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будзюк Надежда Владимировна

Статья посвящена актуальным вопросам реализации национального проекта «Образование» в Губкинском районе Белгородской области. В данной статье представлены авторские результаты социологических исследований по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будзюк Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты проблем реализации национального проекта «Образование» в городском муниципальном округе (на материалах Губкинского района Белгородской области)»

УДК 351(470-2):37.012.014

БУДЗЮК Н.В. Актуальные аспекты проблемы

реализации национального проекта "Образование" в городском

муниципальном округе

(на материалах Губкинского района

Белгородской области)

Статья посвящена актуальным вопросам реализации национального проекта "Образование" в Губкинском районе Белгородской области. В данной статье представлены авторские результаты социологических исследований по этому вопросу.

Ключевые слова: национальный проект "Образование", эффективность реализации проекта.

Развитие современного общества способствовало усилению роли образования, принятию государством решения о модернизации существующей системы образования. В соответствии с инициативами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 сентября 2005 г был, как известно, разработан приоритетный национальный проект "Образование", который направлен на достижение современного качества образования.

Данный проект реализуется по следующим направлениям:

• государственная поддержка школ, внедряющих инновационные образовательные программы;

• государственная поддержка лучших учителей;

• государственная поддержка талантливой молодёжи;

• государственная поддержка педагогических работников школ за выполнение функций классного руководителя;

• информатизация образования и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Все названные направления призваны способствовать повышению доступности качественного образования для всех школьников независимо от места жительства. Успешная реализация данного на-

ционального проекта должна дать стимул развитию образовательной системы. Анализ первых результатов реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории государственного муниципального образования.

В ходе нашего исследования было поставлено ряд задач, в частности:

• проанализировать эффективность реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Губкинского городского округа;

• провести социологическую экспертизу реализации проекта;

• выявить возникшие в ходе реализации данного проекта противоречия.

Реализация такого направления национального проекта как государственная поддержка школ, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществлялась в Белгородской области в течение трех лет через конкурсный отбор общеобразовательных учреждений. Победителями конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, стали 6 школ города Губкина и Губкинского района, из них 5 городских школ и одна районная школа. В числе победителей 1 гимназия, 1 лицей, 2 школы с углублённым изучением отдельных пред-

метов, 2 общеобразовательные (базовые) школы. За счет средств конкурса, полученных школами-победителями было приобретено лабораторное оборудование, что способствовало укреплению материально-технической базы этих образовательных учреждений.

За прошедшие годы реализации национального проекта определенные положительные сдвиги проявились в:

• увеличении объема финансовых вложений в систему образования округа со стороны федеральных, областных и местных органов власти;

• создании необходимых условий для развития системы образования;

• укреплении материально-технической базы;

• повышении доходов учителей.

Увеличение финансирования происходит по всем уровням бюджета.

Рис.1 - Финансирование образовательных учреждений Губкинского городского округа

Данные средства идут на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, укрепление материально-технической учебной базы, повышение заработной платы учителям. Благодаря данным мероприятиям создаются современные условия для обучения и воспитания детей, но этого недостаточно, кроме того, данные изменения в основном касаются базовых школ. Среди шести школ-победителей нацпроекта только одна сельская школа, что может свидетельствовать о том, что сельские школы недостаточно конкурентоспособны в связи с низким уровнем материальной и кадровой обеспеченности. Таким образом,

несмотря на позитивные изменения, происходящие в системе образования в ходе реализации нацпроекта, ресурсного обеспечения малокомплектных школ для повышения качества образования в этих школах недостаточно.

Учитывая слабую финансовую поддержку школ в предыдущие годы, получение школами-победителями денежных средств, безусловно способствовало улучшению их материального обеспечения. Но тем не менее проблема обеспечения школ учебно-лабораторным, компьютерным, и, что самое важное программным и методическим оборудованием остается всё ещё актуальной. Данная проблема не решена национальным проектом, и на сегодня нет четкого плана, как будет решаться данный вопрос в рамках инициативы "Наша новая школа". И если вопрос обеспечения необходимым лабораторным, учебным программным оборудованием на должном уровне стоит перед базовыми школами, школами повышенного статуса, то ещё более сложная ситуация складывается в большинстве малокомплектных школ. Многие из этих школ уже сегодня не выдерживают конкуренции, а поэтому закрываются. С социальными последствиями ликвидации этих школ общество неминуемо столкнется в будущем. Более обеспеченные материально школы привлекательны не только для детей, но и для педагогов. В результате укомплектованность базовых школ квалифицированными кадрами выше, что подтверждается и анализом участия учителей в нацпроекте. Значительная часть, а именно 70% всех участников конкурсного отбора лучших учителей Губкинского городского округа, являются учителями этих школ.

За 2006-2008 годы в конкурсе участвовали 50 учителей г Губкина и Губкинского района, денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей получил 31 учитель, в том числе 26 педагогов городских школ, 4 педагога сельских школ и 1 учитель профессионального лицея. Это подтверждает мнение о том, что в настоящее время профессиональный уровень педагогов городских школ выше, чем сельских, кроме того, выше уровень их презентационной культуры. 19 победителей, или 63%, являются педагогами базовых школ или школ повышенного статуса, т.е. государственная поддержка школ, внедряющих инновационные проекты, себя оправдала. Реализуе-

мый национальный проект "Образование" направлен на повышение престижа профессии учителя, но в школу, особенно сельскую, за последние три года притока молодых педагогов практически не было. Педагогические работники со стажем работы до 5 лет составляют всего 4% от общего числа педагогических работников территории.

Можно предположить, что не так уж плоха была система распределения выпускников вузов в советское время. Отказ от этой системы нанес, прежде всего, удар по сельской школе. Сельская школа пополнялась молодыми энергичными специалистами, которые не только учились сами у опытных педагогов, но и приносили передовые инновационные педагогические технологии в повседневную практику школы, способствовали развитию социокультурной сферы села.

В 2009 году в целом произошло снижение конкурсной активности учителей (2006 г., 2007 г., 2008 г. - по 13 участников, 2009 г. - всего 10 участников), особенно среди учителей с высокой квалификацией и опытом работы. Если все участники и победители конкурсных отборов 2006-2008 гг. имели высшую категорию, то среди участников 2009 года

• высшую категорию имеют 4 участника,

• первую - 4 участника,

• вторую - 2 участника.

Не исключено также, что лимит действительно сильных учителей приближается к исчерпанию, а с другой стороны, в конкурсе не всегда участвуют те учителя, которые могут по праву называться "Лучшими учителями России". По результатам социологического интервьюирования педагогов можно сделать вывод, что многие учителя недооценивают свои возможности и шансы на победу, не хотят заниматься оформлением тех документов, которые необходимы для участия в конкурсе. Появилась своеобразная "усталость" от конкурса, сегодня распространено мнение, что все лучшие учителя уже отмечены, что также сдерживает учителей от участия в данном конкурсе.

Учитывая особую важность воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в рамках приоритетного национального проекта "Образование", действует направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций классного руководителя. Данное направление нацпроекта призвано нормативно закрепить статус классного руководителя, послужить стимулом для активизации воспитательной работы в школе. Безусловно, получение классным руководителем денежного вознаграждения по своим размерам, пусть и несоизмеримого с тем объемом работы, который он выполняет, повышает ответственность педагогов-воспитателей за повышение качества и профессиональной деятельности. По данным проведенного социологического опроса в губкинских школах, 87,9% родителей учащихся 9 и 11 классов положительно оценивают работу классного руководителя, 12,1% респондентов затруднились с ответом, 86% одиннадцатиклассников и 58,9% девятиклассников отмечают, что классные часы проводятся регулярно, но только у 17,4% одиннадцатиклассников и 23,8% девятиклассников классные часы вызывают интерес. Классный руководитель для большинства учащихся чаще всего выступает в

Рис. 2 - Количество педагогических работников Губкинского городского округа

роли контролера за успеваемостью и дисциплиной. Невелика и степень влияния классного руководителя на сплоченность классного коллектива. Поэтому говорить об эффективности реализации данного направления пока рано. Отсутствие желаемого результата в достижении определённого уровня воспитанности можно объяснить и тем, что классный руководитель не является единственным субъектом воспитательного процесса, очень большую роль в воспитании играют семья и общество в целом. Стоит отметить, что большинство родителей (78%), отвечая на вопрос "Какое участие Вы принимаете в жизни школы?", считают достаточным посещение родительских собраний и только 8,8% респондентов помогают классным руководителям в проведении разных мероприятий. Таким образом, как ни велика была бы роль классного руководителя в проводимой воспитательной работе в школе, но без заинтересованного участия родителей и общественности добиться положительного результата вряд ли удастся.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. За три года лауреатами премии среди талантливой молодёжи стали 8 школьников и студентов Губкинского городского округа. Следует отметить, что, несмотря на то, что расширились за последние годы возможности для проявления способностей талантливыми детьми, на сегодня ещё не создана система работы с одарёнными детьми. В малых городах и сельских населенных пунктах нет специализированных школ для одаренных детей, которые, на наш взгляд, наиболее полно могли бы решить проблему развития таких детей. Созданные на сегодняшний день классы с углублённым изучением отдельных предметов и профильные классы не могут решить данную проблему, так как из-за демографической ситуации количество классов -комплектов в школах невелико, а поэтому в рамках одного учебного заведения трудно учесть потребности всех детей. Можно попытаться решить её с помощью дальнейшего развития базовых школ и за счёт высших учебных заведений, которые сегодня должны проявлять заинтересованность в привлечении и таких детей в свои учебные заведения. В решении данной проблемы важным

является материально-техническое обеспечение школы, которое становится необходимым для проведения учебно-исследовательской и научной работы.

За годы реализации приоритетного национального проекта "Образование" завершено подключение всех общеобразовательных учреждений Губкинского городского округа к сети Интернет. Активно ведётся работа по созданию баз электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам, осуществляются мероприятия по обеспечению образовательных учреждений комплектами программных лицензионных продуктов.

Мониторинг уровня технической оснащенности школ города и района компьютерной техникой показывает, что количество компьютерной техники постоянно возрастает. В 2008-2009 учебном году увеличилось количество компьютеров не только в базовых общеобразовательных учреждениях, но и в остальных школах города и района. Оснащенность компьютерной техникой составляет 12,5 уч-ся на 1 ПК в городских школах и 7,9 в районных школах. В целом по территории оснащенность составляет 10,8 уч-ся на 1 ПК.

Лучше всего оснащены, безусловно, базовые школы. Самая низкая оснащенность наблюдается в сельских основных и начальных школах. Не все общеобразовательные учреждения имеют на сегодня смонтированную школьную локальную сеть, подключенную к Интернету. Всего имеют выход в Интернет 55% компьютеров от их общего количества.

Внедрение Интернет-технологий открывает новые возможности администрирования, повышает уровень аналитичности и обоснованности принятия управленческих решений, повышает роль каждого сотрудника в управлении образовательным учреждением. Для эффективной организации работы необходима хорошо работающая школьная локальная сеть, а такая есть не в каждой базовой школе, что связано с недостаточным финансированием.

Несмотря на то, что в образовательных учреждениях активно ведется работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ, уровень владения компью-

тером различен. Примерно 8-10% педагогов пока не владеют компьютером.

При наличии всех достигнутых результатов вырисовываются проблемы, препятствующие дальнейшему развитию информатизации:

1. Остаются нерешенными проблемы оснащения большого количества сельских школ компьютерной техникой. В последние два года только в базовые школы осуществлялась поставка техники, вследствие чего получился большой разрыв в уровне оснащенности базовых школ в районе. Последствиями этого разрыва стал различный уровень ИКТ-компетентности педагогов. Отсутствие полноценных условий для эффективного использования компьютера в образовательном процессе сельской школы часто приводит к заниженной мотивации педагогов, к нежеланию руководителей и учителей повышать свою квалификацию в области ИКТ, использовать компьютерную технику на уроках и вне уроков.

2. Хотя в отдельных образовательных учреждениях высок процент учителей, использующих информационно-компьютерные технологии в учебном процессе, в проведении уроков, в подготовке методических материалов, все-таки их ИКТ-компетенции недостаточны для разнообразного активного, эффективного и обоснованного применения этого инструментария в своей педагогической практике. Целесообразно найти место данных технологий в преподавании каждого конкретного предмета и систематизировать методическое сопровождение по эффективному использованию цифровых ресурсов в образовательном процессе.

В 2008 году все общеобразовательные учреждения (в том числе малокомплектные школы) перешли на новую систему оплаты труда. Она позволила установить зависимость величины заработной платы от качества образовательных услуг; рационально распределять фонд оплаты труда для отдельных категорий работников; мотивировать стремление педагога к профессиональному росту. В результате введения новой системы оплаты труда средняя заработная плата учителей увеличилась в 2,25 раза.

В целях усиления материальной заинтересованности учителей общеобразовательных учреждений в повышении качества образовательного и воспитательного про-

цесса, развития их творческой активности и инициативы в области введена система стимулирующих выплат. Распределение этой части фонда осуществляется с участием управляющих советов общеобразовательных учреждений всех типов, в состав которых входят родители, старшеклассники, учителя, общественность.

Критерии распределения стимулирующих выплат на сегодняшний день не всегда дают возможность получать высокие доплаты тем учителям, которые реально добиваются высоких результатов, поскольку не разработаны объективные критерии оценки качества образования.

Интересным является вопрос об оценке национального проекта населением. Анализ мнения потребителей образовательных услуг о национальном проекте "Образование" осуществлялся на основе анкетного опроса, проведенного автором в марте 2009 г. Выборочная совокупность составила 589 человек. Среди них - специалисты управления образования и науки, методисты, директора и заместители директоров школ, учащиеся 9 и 11 классов базовых школ, учителя, преподающие на старшей ступени, родители учащихся 9 и 11 классов.

Результат опроса показал достаточно высокую осведомленность участников социологического опроса о национальном проекте "Образование":

Таблица 1

Доля респондентов, осведомленных о национальном проекте «Образование»

Категория респондентов % от общего числа респондентов данной категории

Специалисты управления образования и науки, методисты, директора и заместители директоров школ 99%

Учащиеся 9 классов 42%

Учащиеся 11 классов 52,2%

Учителя, преподающие на старшей ступени 86%

Родители учащихся 9 и 11 классов 58,2%

Основным источником информации о ПНПО являются телевидение (57% учителей, 62,6% - родителей; 35% - специалисты управления образования и науки) и газеты (59% специалистов управления образования и науки; 50% - учителя; 40,7% - родители).

41% работников управления образования и 28% учителей получают информацию о ПНПО от своих коллег Около половины респондентов всех категорий частично удовлетворены работой СМИ по освещению хода реализации проекта.

Анализ результатов анкетирования говорит о том, что большинство респондентов считают, что национальный проект оказал заметное влияние на развитие образования, укрепилась материальная база базовых школ, повысилась оплата труда учителей с учётом качества их работы.

На вопрос "Вызвал ли национальный проект положительные изменения в образовании?" положительный ответ дали 53% работников управления образования, в то же время родители и учащиеся (27,5 - 17-38,6%) этих изменений не ощутили в достаточной мере.

Рис.3 - Доля респондентов, ответивших утвердительно на вопрос "Вызвал ли национальный проект изменения в образовании?"

Как видно из диаграммы, большинство считают, что ПНПО оказал положительное влияние на изменения в образовании. То есть, несмотря на то, что большинство опрошенных считают, что школы материально оснащаются лучше, повысилась заработная плата учителям, уроки стали интереснее благодаря новому, прежде всего компьютерному оборудованию, тем не менее реальный рост качества образования даже в базовых школах потребители образовательных услуг не отмечают. Только 48,4% родителей удовлетворены уровнем подготовки детей в школе. 45,6% одиннадцатиклассников и 33,8% девятиклассников считают, что полученных знаний в школе достаточно для продолжения образования и занятия с репетиторами необходимы. Наряду с этим специалисты управления образования и учителя отмечают рост объёма бумажной работы, увеличение отчётности (41%).

Таким образом, хотя потребители образовательных услуг отмечают положительные изменения, происходящие в образовании в ходе реализации ПНПО, тем не менее оценивают эти изменения неоднозначно:

• существует проблема материально-технического и кадрового обеспечения малокомплектных школ, их реструктуризации и закрытия.

• Отсутствует система оценки качества образовательных услуг, что способствует возникновению трудностей при оценке труда педагогов. Оценка осуществляется по формальным признакам.

• В рамках национального проекта не проработан вопрос повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с учетом изменившихся условий и тех требований, которые стоят перед учителем.

• Существует необходимость в разработке мероприятий, направленных на создание реальных условий для развития и поддержания талантливых детей.

Реализация национального проекта, как видим, имеет как положительные результаты, так и проблемы, которые высветились в ходе его реализации. Следовательно, необходимо развивать сам этот проект и механизм его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.