Научная статья на тему 'Формирование инновационной занятости населения: роль системы образования'

Формирование инновационной занятости населения: роль системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная экономика / Занятость / модернизация производства / профессиональное образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безденежных Татьяна Ивановна

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров. Создание и внедрение в практику управления занятостью инноваций различного функционального назначения относится к важнейшим условиям формирования занятости инновационного типа. Одним из основных признаков инновационной занятости является наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов и развитие новых технологий управления занятостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной занятости населения: роль системы образования»

УДК 364.23 ББК 3-74

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

%

Т.И. Безденежных

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет количества занятых и дешевизны рабочей силы.

Развитие человеческого потенциала России отнесено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года к числу приоритетных направлений при переходе российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития [1].

На современном этапе в условиях перехода к инновационной социально ориентированной экономике создание и внедрение в практику управления занятостью инноваций различного функционального назначения относится к важнейшим условиям формирования занятости инновационного типа. Данный тип занятости пока недостаточно исследован в экономической литературе. Остановимся на нем более подробно в контексте различных уровней управления.

На макроуровне инновационный тип занятости характеризуется ростом в структуре занятости доли новых видов деятельности, связанных с информатизацией и интеллектуализацией труда, новым содержанием трудовой деятельности, ростом образовательного и профессионального уровня, развитием новаторского мышления занятого населения, высоким уровнем территориальной и профессиональной мобильности.

Одним из основных признаков инновационной занятости является наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки

* Безденежных Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор; тел.: + 7(921)448 59 -33; e-mail: olga-brusenskaya@yandex.ru

квалифицированных специалистов, а также развитие новых технологий управления занятостью.

Становление этого типа занятости связано также и социальными аспектами - гуманизацией занятости. На наш взгляд, концентрация занятости в сфере информационных технологий и услуг, формирование нового информационно-профессионального пространства позволит расширить сферы приложения труда социально уязвимых групп: женщин,

воспитывающих малолетних детей, молодежи, инвалидов.

Изменение форм труда и его дальнейшая интеллектуализация во многом обусловлена становлением инновационной экономики. Модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приводит к изменению профессиональноквалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

На микроуровне наиболее эффективными формами поддержки занятости инновационного типа являются такие, как развитие персонала, мотивация, планирование карьеры, внедрение института социального партнерства, развитие адаптивности и гибкости рабочей силы, стимулирование инновационной активности работников, целенаправленное формирование корпоративной культуры, развитие гибких форм занятости, расширение участия работников в управлении предприятием.

На первое место в системе формирования занятости при переходе экономики к инновационному типу развития выходят знания, вклад которых в развитие этой сферы возрастает. Именно знания и возможность их реализации являются в современных условиях определяющими факторами развития трудового потенциала.

Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором развития занятости.

Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в вуз выпускников. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, статуса трудовых династий рабочих, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на относительно высокое предложение заработной платы, имидж рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким. Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. Доля лиц с высшим

образованием среди занятого в экономике населения в настоящее время составляет 27,8 %.

В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Обеспечение сбалансированности структуры профессионального образования и профессиональноквалификационной структуры спроса на рабочую силу по-прежнему остается актуальной задачей.

Текущие и перспективные задачи развития инновационной экономики, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Формирование кадрового потенциала инновационного развития вызывает необходимость использования новых научных подходов их подготовки в учебных заведениях. Одним из таких подходов является обеспечение эффективного управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с реальными потребностями рынка труда.

Остановимся наиболее подробно на одном из сложнейших аспектов формирования инновационной занятости - воссоздании квалифицированного кадрового состава рабочих.

Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со средним общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Однако данные требования в большинстве случаев выходят за пределы уровня профобразования, реализуемого сегодня в колледжах, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся и его социального статуса.

Большинство предприятий утратило характерную для прежних лет заинтересованность в обеспечении образовательных учреждений современным оборудованием и инструментами. Многие из ранее существовавших форм трудовых отношений претерпели значительные изменения, происходит постепенный переход от их полного регулирования государством к социальному партнерству, т.е. преимущественно договорному регулированию этих отношений. Однако заинтересованность

всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующийся характер.

Анализ свидетельствует об отсутствии нормативно-правовых условий для эффективного участия работодателей в обновлении материальнотехнической базы профессионального образования (отсутствие льготных условий налогообложения для социальных партнеров и возможности соучредительства учреждений начального и среднего профобразования).

Тем не менее, в условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями.

На региональном уровне должна быть создана система государственнообщественного управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров. Эта система должна обеспечить формирование заказа работодателей на подготовку необходимых им кадров, предъявить его системе профессионального образования, а также установить ответственность работодателей за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.

Прежняя экономика, имевшая точкой отсчета интересы военнопромышленного комплекса, как известно, разрушена. Разрушена соответствующая система рабочих мест, а в результате и структура спроса на кадры с высшим специальным образованием. Однако создана новая система, связанная и с иной формой хозяйствования, и с иным производством. Последнее теперь связано главным образом с производством услуг.

Развитие системы профессионального образования находится в сфере активного воздействия органов государственной власти. Государственная программа в сфере образования реализуется в рамках Национального проекта «Образование» по четырем направлениям [2]. Первое из них - развитие образования как инструмента социального развития, второе - развитие инновационного характера базового образования, третье - развитие непрерывного образования, и четвертое - создание инструмента обратной связи между обществом, экономикой и образованием. В условиях недостатка высококвалифицированных рабочих кадров из федерального бюджета будет выделено 1,8 млрд руб. только на развитие системы начального и среднего профессионального образования.

С 2007 года национальный проект «Образование» пополнился новым направлением - ежегодной государственной поддержкой на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных

производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы.

В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет для сферы образования - создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей - повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня

Предполагается, что инновационные учреждения НПО и СПО смогут стать ресурсными центрами, «точками роста» всей системы профессионального образования.

Отбор учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится на конкурсной основе по аналогии с отбором инновационных вузов. В конкурсе могут участвовать все государственные образовательные учреждения НПО и СПО.

На конкурс представляются инновационные образовательные

программы, предусматривающие:

- комплексность мероприятий по введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей;

- применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

- высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

- интеграцию образования и производства;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Учреждения НПО и СПО - победители конкурса - могут использовать федеральные средства на внедрение инновационных образовательных программ, в том числе на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования.

Перечисленные особенности сегодняшнего этапа социальноэкономического развития страны и состояние системы профессионального образования заставляют по-новому определить стратегию процесса

модернизации системы начального и среднего профессионального образования. Для реализации этой стратегии необходимо:

- сопряжение уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и обеспечение его непрерывности. Организация профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений на базе учреждений профессионального образования;

- формирование механизмов воспроизводства и обновления инженерно-педагогических кадров профессионального образования;

- разработка механизмов инвестиционной привлекательности профессионального образования и реализация системы многоканального финансирования системы профессионального образования, основанной на государственно-частном партнерстве образовательных учреждений и работодателей;

- реализация комплекса мер, направленных на повышение престижности начального профессионального образования, популяризацию рабочих профессий среди молодежи. Воссоздание системы мер пропаганды рабочего труда наиболее значимых для экономики и социальной сферы профессий, института наставничества, активное вовлечение в эту работу средств массовой информации, в первую очередь телевидения;

- переход от использования экстенсивного, количественного подхода в развитии системы профессионального образования к интенсивному, качественному наращиванию возможностей системы в деле подготовки высококвалифицированных специалистов путем формирования условий для инновационного развития учебных заведений, адресной поддержки инновационных образовательных программ;

- реализация на базе учреждений профессионального образования вариативных модульных и интегрированных многоуровневых образовательных программ, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда;

- формирование сквозной системы «бизнес-подготовки» обучающихся путем организации работы молодежных бизнес-инкубаторов, малых учебных предприятий, проведения конкурсов предпринимательских проектов и т.д.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать квалификационный капитал, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 годы. Ц^: http://www.rost.ru/main/docs/Programma.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.