Мустафин Д.М.,
кандидат педагогических наук, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан
Поскольку общие цели приоритетного национального проекта «Образование» были заданы на федеральном уровне как инвестиции в человека, в повышение качества жизни, то в Республике Татарстан основной целью реализации ПНПО является обеспечение современного качества образования, адекватного запросам общества и социально-экономическим условиям региона,
В 2007 году в реализацию проекта включилась каждая третья школа республики, более 3000 учителей, в экспертной оценке было задействовано более 1000 представителей общественности и профессионального педагогического сообщества.
Запланированный в 2008 году объем финансирования ПНПО из средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов по сравнению с 2006 годом возрос на 83%.
Дополнительный объем федеральных инвестиций за два истекших года составил более 1 млрд. рублей. Постоянно увеличивается объем республиканских средств, направляемых на реализацию ПНПО на условиях софинансирования.
За время реализации ПНПО в республике шла отработка его нормативно-правового обеспечения, проделан большой объем организационной и методической работы, направленной на объединение усилий федеральных, республиканских и муниципальных органов власти для обеспечения системных и долгосрочных изменений в образовании, что отражено в ряде постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан.
В 2007 и 2008 годах проводились совместные заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан и Совета по приоритетному
национальному проекту «Образование» Республики (сентябрь 2007 года, февраль 2008 года).
Проведены тематические проверки в 23 муниципальных районах и городском округе г. Набережные Челны. На протяжении 2-х лет в рамках комплексного изучения деятельности муниципальных органов управления образованием контролируется вопрос реализации ПНПО.
Ежегодно на традиционных августовских конференциях работников образования обсуждаются приоритетные направления развития муниципальных систем образования в контексте реализации национального проекта.
Вопросы реализации ПНПО находятся в зоне особого внимания исполнительных комитетов муниципальных образований, а также органов управления образованием муниципальных районов и городских округов на протяжении всех трех лет:
- приняты программы мероприятий муниципальных образований по реализации ПНПО в РТ на 2006-2007; 2007-2008, 2008-2009 годы;
- разработаны сетевые планы по реализации ПНПО в муниципальных образованиях;
- созданы муниципальные Советы по ПНПО, которые возглавляют заместители руководителей исполнительных комитетов по социальным вопросам, либо начальники отделов (управлений) образования, что позволяет успешно решать задачи реализации направлений ПНПО.
Управленческий ресурс муниципальных образований значительно увеличивает эффективность национального проекта. В РТ заключены Соглашения со всеми руководителями исполнительных комитетов муниципальных образований (45), в которых
Объем финансирования ПНПО в Республике Татарстан в 2006-2008 гг. (млн.руб.)
Источник финансирования 2006 год 2007 год 2008 год
План Факт План Факт План Факт (на 01.06.2008)
Бюджет РФ 480, 96 486,45 593,037 580,165 796,057 310,166
Бюджет РТ 365,836 366,53 563 ,984 556,576 837,871 177,909
Бюджет муниципальных образований 110,717 133,439 172,887 223,809 120,444 32,895
Итого 957,513 986,419 1329,908 1360,55 1754,372 520,97
определены 8 приоритетных направлений сотрудничества и индикативные показатели деятельности муниципальных систем образования на период до 2011 года.
Показателем эффективности реализации проекта является достижение контрольных индикативных показателей в каждом муниципальном образовании.
Анализ результатов проведения конкурсов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в течение трех лет в Республике Татарстан показал, что в целом он прошел успешно и был достигнут целый ряд положительных результатов, к числу которых можно отнести следующие:
- соблюдены сроки всех мероприятий, включенных в сетевой план-график реализации ПНПО в регионе, не было зафиксировано их срывов;
- приобретен опыт организации и проведения общественной экспертизы. Процедура экспертизы проведена в соответствии с методическими рекомендациями МОиН РФ, эксперты прошли подготовку, расширилось в целом экспертное сообщество;
- сформулирован ряд предложений по совершенствованию методической поддержки конкурса (критериальная база, методические рекомендации экспертам);
- отработаны организационно-методические механизмы, обеспечивающие эффективность реализации ПНПО.
Проведение конкурса школ, реализующих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах, придало новый импульс развитию муниципальных образовательных систем.
Конкурсные мероприятия выявили значительный потенциал для освоения инноваций в образовательной деятельности и социальной практике как в системе общего образования, так и в системе дошкольного и дополнительного образования.
Выявлены социальные эффекты реализации ПНПО:
Дальнейшее развитие получило государственнообщественное управление образовательными учреждениями. Это выразилось в расширении круга участников образовательного процесса, привлечении представителей общественных организаций, бизнес-структур и муниципалитетов к участию в определении рейтинга лучших школ городов и районов, новых подходах в практике шефствования предприятий над образовательными учреждениями в плане воспитательной и профориентационной работы, повышении активности и ответственности органов самоуправления школ, профессиональных объединений педагогов.
В принципах и механизмах реализации национального проекта система общественно-государственного управления общим образованием проявляется следующим образом:
- претенденты на государственную поддержку (школы и учителя) выдвигаются органом государственно-
общественного управления школы, зарегистрированным в его уставе;
- критерием участия школ в конкурсе становится функционирование органа государственнообщественного управления, наличие публичного отчета (доклада) школы;
- критерием отбора школ становится сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада;
- гражданские институты привлекаются в качестве участников экспертизы для оценки материалов претендентов.
Приоритетный национальный проект способствовал формированию экспертного сообщества.
Более открытой стала деятельность общеобразовательных учреждений для населения. Получил развитие механизм поддержки органами управления образованием, администрациями школ различных инициатив, исходящих от учителей, обучающихся, родителей, социальных партнеров школ, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления. Этому способствовали мероприятия, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе через школьную прессу, сайты, публичные доклады перед общественностью, практика выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам образования с помощью социологических опросов, дней открытых дверей.
Общественному признанию достижений школ способствовало регулярное их освещение в СМИ. Наличие позитивного отношения к школе со стороны ее выпускников, обучающихся и их родителей, местного сообщества активизировало их взаимодействие, способствовало развитию положительного имиджа школы и педагогов.
Более открытым стало образовательное пространство муниципальных районов, конструктивней стало сотрудничество между школами, школ с дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, культурно-просветительскими и спортивными учреждениями. Обновились формы и содержание образовательной и досуговой деятельности в микрорайоне школ, активизировалось детское движение. Сегодня в нем принимают участие 350357 детей и подростков, что составляет 84,7% от общей численности учащихся республики. Из них 201078 человек или 58,7% - это члены самой массовой в нашей республике и крупнейшей в Российской Федерации детской общественной организации «Союз Наследников Татарстана».
Еще более заметными от проведения конкурса школ, реализующих инновационные образовательные программы, стали образовательные эффекты.
Возросла эффективность использования образовательных, кадровых, материально-технических, научно-методических ресурсов школ-победительниц ПНПО.
Школы-победители уже сегодня стали ресурсными центрами для образовательных учреждений
муниципалитетов по инновационным направлениям развития общего образования. Их опыт и подходы к организации учебно-воспитательной деятельности активно внедряются в практику работы школ республики. Методический потенциал школ широко используется в системе повышения профессиональной компетентности работников образования при организации проблемных семинаров и мастер-классов для учителей и руководителей образовательных учреждений, научно-практических конференций, профессиональных конкурсов, аттестации педагогических кадров.
Активно переносятся в обычные общеобразовательные учреждения эффективные образовательные технологии развивающего, проблемного, проектного обучения, развития способностей и одаренности детей и подростков, профильного обучения, подготовки к ЕГЭ, здоровьесбережения, дополнительного образования, успешно освоенные в инновационных школах.
Возросла тенденция индивидуализации обучения в системе общего образования - использование разноуровневых учебных программ, индивидуальных учебных планов, личностно ориентированных педагогических технологий, введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода.
Одной из форм инновационной работы является деятельность опытно-экспериментальных площадок на базе муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан. В настоящее время функционирует 334 экспериментальные площадки (в 2005 -112, 2006 - 308), в том числе:
- федерального уровня - 42;
- республиканского уровня - 130;
- муниципального уровня - 162.
Наиболее развитыми направлениями в деятельности образовательных учреждений в рамках эксперимента являются «Апробация стандартов общего образования второго поколения» (49 площадок), «Внедрение технологии концентрированного обучения татарскому и иностранному языкам» (54 площадки), «Перспективная начальная школа» (15 площадок), «Начальная школа 21 века» (10 площадок), «Внедрение вариативного содержания начального образования, учитывающего запросы региона» (10 площадок), «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения» (8 площадок) и т.д.
В г.Казани функционируют четыре федеральные экспериментальные площадки Центра системнодеятельностной педагогики: гимназия № 122 (директор Тигина O.A.), средние школы с углублённым изучением английского языка № 39 (директор Назипова Г.А.), № 139 (директор Хайруллина С.А.), №141 (Белоусова Г,К.).
Гимназия «Золотая горка» г.Н.Челны является экспериментальной площадкой Международной Ассоциации «Развивающее обучение» и на основа-
нии договора с Открытым институтом «Развивающее образование» от 2001 года осуществляет апробацию модели подростковой школы в рамках концепции развивающего обучения Д. Б. Эл ькони на-В, В. Давыдова с учетом современных задач, стоящих перед российским образованием. Предполагается разработка, апробация и внедрение в учебный процесс гимназии экспериментальных программ по физике, химии, биологии, географии.
На базе 56 образовательных учреждений г.Н.Челны созданы 24 экспериментальные площадки, отрабатывающих новые педагогические технологии и образовательные программы. Направления деятельности городских экспериментальных площадок: «Модель учреждения «Предшкола», «Система работы с одаренными детьми в условиях гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов», «Модели здоровьесберегающей среды», «Система внутришколь-ного мониторинга», «Обновление содержания методической службы» способствуют обновлению структуры и содержания муниципального образовательного пространства.
В целях усиления языковой подготовки и обновления содержания образования в отдельных гуманитарных классах общеобразовательных учреждений инновационного типа с татарским языком обучения, внедряются экспериментальные учебные планы, в основе которых лежит принцип полилингвального образования и концентрированного обучения иностранным языкам. В данном эксперименте задействованы 108 школ и 193 класса.
Средняя общеобразовательная школа № 139 с углубленным изучением английского языка Приволжского района г.Казани является федеральной экспериментальной площадкой по управлению процессом выявления и раскрытия творческой одаренности школьников на разных этапах их возрастного становления.
Гимназия № 90 Советского района г.Казани является республиканской экспериментальной площадкой по созданию модели гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.
С 2003 года Республика Татарстан принимает участие в федеральном эксперименте по введению профильного обучения. С целью апробации различных вариантов организации профильного образования разработаны: региональная программа введения профильного обучения; учебные планы по 14 профилям,
Предприняты меры по кадровому и материально-техническому обеспечению образовательных учреждений. На начало 2007-2008 учебного года охват профильным обучением составил 59%, предпрофильной подготовкой 84,1%. К 2009 году планируется охватить предпрофильной подготовкой 100%.
Большое внимание уделяется учебно-мето-дическому сопровождению профильного обучения. Общеобразовательные школы республики являются федеральными и республиканскими площадками по апробации учебно-методических комплектов для профильного обучения. В настоящее время апробация
учебников проводится по шести предметам базового уровня, В данной деятельности задействованы 7 муниципальных образований, 33 школы, более 50 учителей.
В рамках национального проекта успешно развивается национальное образование. Из 87 школ - победителей ПН ПО в 2008 году 34 школы - с национальным (32 татарских, 1 чувашская) языком обучения.
Таким образом, в республике формируется единое пространство исследовательской деятельности руководящих и педагогических работников. Создается автоматизированная персонифицированная база данных об инновационном педагогическом и управленческом опыте.
Разработан республиканский Классификатор педагогических инноваций, который содержит наиболее эффективные образовательные исследования инноваций и пополняется через систему республиканской экспертизы.
К социальным эффектам ПН ПО в РТ можно отнести и то, что конкурс повлиял на активизацию инновационной деятельности тех школ, которые предполагают участвовать в нем в будущем.
Конкурсы, проводимые в рамках ПНПО, приобрели общенациональный характер. Ежегодно увеличивается количество участников республиканских конкурсов «Лучшая школа Республики Татарстан», «Красивая школа», «Педагогический Олимп», «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучший директор года».
Второй год проводится республиканский конкурс педагогических инноваций. Победители республиканских конкурсов достойно представляют республику на всероссийских и международных форумах.
Абсолютными победителями Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в 2007 году стал Шакиров Равис Музагитович, начальник управления образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и Садреева Татьяна Николаевна, председатель профсоюзов работников образования Московского района г. Казани.
Особое значение для инновационного развития системы образования в республике имеет конкурс «Лучшие школы Татарстана». Во Всероссийском этапе конкурса «Лучшие школы России» в 2007 году приняли участие 4 школы республики, 2 из которых стали победителями: Лесхозская средняя общеобразовательная школа Арского района и лицей № 159 Советского района г. Казани.
Победители и призеры республиканского конкурса «Красивая школа» в 2007 году приняли участие в Международном конкурсе «Красивая школа», который состоялся 15-19 сентября 2007 года в г. Иркутске. Все 10 участников стали дипломантами конкурса, а проект Карадуванекой средней общеобразовательной школы Балтасинекого района «Малый уголок в большом мире» занял первое место.
Увеличилось количество получателей новых видов грантов, премий, наград. Возросла доля педагогов,
прошедших подготовку в области современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, на уроках и во внеурочной деятельности. По итогам аттестации 2008 года количество педагогов с высшей квалификационной категорией возросло до 10%.
Творческий подход к работе и инициативность учителей школ-лидеров, их высокие достижения в образовательной деятельности стали стимулом для появления педагогических инициатив в работе муниципальных предметных методических объединений, проблемных и творческих групп, ассоциации молодых педагогов, сетевом взаимодействии.
Значительно увеличилось число обучающихся -участников интеллектуально-творческих мероприятий, Создан банк данных одаренных детей, который ежегодно (в сентябре) актуализируется.
На начало 2007-2008 учебного года количество одаренных и высокомотивированных учащихся составляет 5,6% от общего количества учащихся (26584 чел.). Из них в инновационных школах обучается 8,7% (12129 учащихся). В этом году более 16 тысяч учащихся приняли участие в интеллектуальных состязаниях, более 2 тысяч - в республиканских, из них дипломантами всех уровней стали более 2 тысяч учащихся. Победителей и призеров всероссийских олимпиад - 75.
В целом по республике охват участия школьников в интеллектуальных состязаниях составляет 4,1 %, количество школ участников - 17%.
Ежегодно данные состязания открывают новые имена талантливых школьников, которые вносятся в базу данных. В каждом муниципальном районе также имеется база данных одаренных учащихся. В настоящее время в рамках профильного обучения у каждого школьника есть свой «портфолио» личных достижений по всем направлениям.
Реализация программ развития школ-победительниц ПНПО из различных источников финансирования (бюджетные, внебюджетные средства, средства от коммерческой деятельности, спонсорские средства родителей, выпускников, социальных партнеров, целевое финансирование по грантам, проектам) предопределила готовность образовательных учреждений к переходу на нормативноподушевое финансирование и новую систему оплаты труда педагогов.
Результаты проведенного мониторинга реализации ПНПО, анализа социальных и образовательных эффектов от проведения конкурса школ, реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО, позволяют заключить, что конкурс стал реальным средством для дальнейшего развития открытого республиканского образовательного пространства на основе освоения инноваций в системе общего образования,