Научная статья на тему 'Инновационная деятельность образовательных учреждений, участников областной Программы развития инновационных процессов как ресурс развития системы образования Ульяновской области'

Инновационная деятельность образовательных учреждений, участников областной Программы развития инновационных процессов как ресурс развития системы образования Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенкова Татьяна Фёдоровна, Зарубина Валентина Викторовна, Данилов Сергей Вячеславович

В статье анализируется опыт работы региональной инновационной инфраструктуры Ульяновской области, представленной участниками областной Программы развития инновационных процессов в образовательных учреждениях. Показаны достижения участников Программы РИП в контексте реализации государственной политики в сфере образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есенкова Татьяна Фёдоровна, Зарубина Валентина Викторовна, Данилов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность образовательных учреждений, участников областной Программы развития инновационных процессов как ресурс развития системы образования Ульяновской области»

В статье анализируется опыт работы региональной инновационной инфраструктуры Ульяновской области, представленной участниками областной Программы развития инновационных процессов в образовательных учреждениях. Показаны достижения участников Программы РИП в контексте реализации государственной политики в сфере образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Есенкова Татьяна Фёдоровна,

кандидат педагогических наук, доцент ректор Ульяновского ИПКПРО Зарубина Валентина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент проректор по УМР Ульяновского ИПКПРО Данилов Сергей Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент проректор по НМР Ульяновского ИПКПРО

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТНИКОВ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Какова роль региональных инноваций в развитии образования?

Ключевые слова: инновации, региональная инновационная инфраструктура, инновационное образовательное учреждение, областная Программа РИП, областная экспериментальная площадка, областной научнометодический центр, результативность инновационной деятельности

Одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе, в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и т.д.) и т.д.

Причина - в стратегическом значении образовательных инноваций как ресурса, раскрытие и использование которого предоставляет новые значительные возможности в плане государственных преобразований. По мнению Президента России, образование представляет собой один из определяющих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны [1].

Одним из воплощений инновационной политики в сфере образования стал Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 года № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» [2]. Данным приказом предписывается создание инновационной инфраструктуры «...в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учё-

том перспектив и основных направлений социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования..., более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан» [2, р.1, п.2]. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

Под эгидой института развития образования «Эврика» в Ульяновской области ведут инновационную работу три федеральные экспериментальные площадки1.

Региональная инновационная инфраструктура в Ульяновской области значительно разнообразнее. Она представлена образовательными учреждениями, объединёнными участием в областной Программе

1 Открытая сменная общеобразовательная школа №4 (по теме «Версификация общеобразовательной школы взрослых в условиях меняющегося социума»); гимназия № 65 (по теме «Профессионально ориентированная культурологическая подготовка учителей в системе взаимодействия ИПКПРО и общеобразовательной школы с культурологическим уклоном»); МДОУ ЦРР № 111 «Рябинушка» (по теме «Этнокультурный и этнопедагогический диалог в дошкольном образовании в условиях соприкосновения трех мировых культур: славянской, финно-угорской и тюркской»).

развития инновационных процессов (РИП). Программа уже боле 15 лет является образцом системного подхода к созданию и распространению инноваций в образовании, значительным достижением и визитной карточкой образования Ульяновской области. В 2003 году на Российском образовательном форуме Программа была удостоена диплома. В связи с этим опыт создания Программы изучался в рамках курсов, организованных российской Академией ПК и ПРО на базе УИПКПРО в 2003г. Слушателями курсов были проректоры региональных институтов постдипломного педагогического образования.

Сегодня Программа РИП объединяет 96 инновационных образовательных учреждений, из которых 75 -это областные экспериментальные площадки1, и 21 -научно-методические центры.

Основная задача экспериментальных площадок состоит в проведении исследовательской и экспериментальной работы, апробации и внедрении инноваций, разработке научно-методической продукции, направленной на развитие и модернизацию системы образования Ульяновской области. Суть работы научно-методических центров заключается в продвижении накопленных и одобренных Областным экспертным советом результатов экспериментальной и инновационной работы.

К настоящему моменту Программа РИП объединяет представители 19 муниципальных образований Ульяновской области. Большинство учреждений участвующих в программе РИП находятся в г. Ульяновске - 43. При этом всего в в городах области (Ульяновск, Димитровград) функционируют 48 (50%) инновационных ОУ. Остальные 48 - в районах Ульяновской области.

В Программе РИП участвуют образовательные учреждения разных типов. При этом из данных, приведённых в табл. 1, можно увидеть, что значительное количество участников - это ДОУ, причём основная их доля приходится на сельские.

Таблица 1

Участники Программы РИП по типу образовательного учреждения

Тип образовательного учреждения Количество

Дошкольные образовательные учреждения 27

Образовательные учреждения дошкольного и начального образования 1

Начальные школы 2

Гимназии 6

Лицеи 3

Средние общеобразовательные школы 40

Учреждения дополнительного образования детей 9

Учреждения среднего профессионального образования 8

1 СОШ №17 г.Димитровграда и Ульяновский техникум питания и торговли работают в статусе экспериментальной площадки одновременно по двум темам.

Это произошло благодаря интересу и поддержке инноваций в дошкольном образовании, которые в прошлом учебном году проявил Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов. Необходимо отметить, что очень важным для инновационной деятельности участников Программы РИП является интерес и поддержка со стороны муниципальных органов власти.

Определить вклад учреждений участвующих в Программе РИП в развитие образования области можно по разным показателям.

Один из подходов, ставших «классическим» для Программы предполагает оценку её результатов «изнутри», со стороны научной, методической и социальной результативности деятельности её участников.

Научная результативность измеряется объёмом и уровнем публикаций, количеством защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований, участием ОУ в грантах и конкурсах.

Так, за минувший учебный год2 инновационные учреждения издали 99 книг и брошюр научнометодического характера, 88 статей в журналах и сборниках федерального и межрегионального уровня, таких как «Народное образование», «Педагогика», «Директор школы», «Завуч» и др., и 169 - в местных изданиях. Всего было издано 356 наименований научно-методической продукции общим объёмом 756 п.л.

На материалах исследовательской работы инновационных учреждений в 2008/2009 уч.г. защищена 1 кандидатская диссертация и ещё 29 (из них 5 докторских и 16 кандидатских) готовятся к защите.

В течение года учреждения, участвующие в Программе РИП, приняли участие в 159 конкурсах3 и 109 проектах и грантах4 помимо программы. Речь, в частности, идёт о приоритетном национальном проекте «Образование», проектах Международной ассоциации ТРИЗ, грантах научных фондов (РГНФ), Всероссийском конкурсе инновационных разработок и прочее.

Сравнивая эти показатели с данными за предыдущий учебный год, мы обнаружим, что научнометодическая активность деятельности экспериментальных образовательных учреждений ежегодно возрастает.

Методическая результативность может быть выражена количественными показателями организации методической учебы педагогов области на базе инновационных учреждений.

За 2008/2009 учебный год только областными экспериментальными площадками было проведено 222 семинара: районных - 69, городских - 54, областных - 70, всероссийских - 31. международных - 2.

2 Имеется ввиду 2008-2009 учебный год.

3 В их числе 2 - международного уровня, 53 - федерального, 21 - регионального, 46 - областного, 22 - городского и 15 - районного.

4 Из них 7 имеют международный статус, 33 - федеральный, 29 - региональный, 36 - областной, 2 - городской и 2 -районный.

За это же время НМЦ проведено 1110 мероприятий, из которых: открытых уроков - 281, открытых внеклассных мероприятий - 178, дней открытых дверей и научно-методического информирования - 148, методических выставок - 98, проблемных семинаров и конференций - 95, мастер-классов - 68 и т.д.

Таким образом, в течение учебного года инновационными ОУ проведено 1332 мероприятия по продвижению положительного педагогического опыта, в которых приняли участие 17876 педагогов, в том числе из Ульяновской области - 16107. Ещё 1769 учителей - это гости и коллеги из других городов России1. По сравнению с предыдущим периодом эти цифры показывают заметное увеличение показателей на региональном, и уменьшение на федеральном уровнях, что свидетельствует о сосредоточенности методической активности участников Программы РИП в 2008/2009 уч.г., главным образом на образовательных потребностях (табл. 2).

Таблица 2

Количество педагогов, ознакомленных с опытом работы участников Программы РИП (2006-2009 уч.гг.)

Приведённые цифры позволяют сопоставить объём научной и методической деятельности участников Программы РИП с деятельностью крупного научного объединения, чья работа непосредственно направлена на развитие образования региона. Сравнение с результатами предыдущих периодов показывает, что на протяжении последних лет результативность научно-методической активности данных образовательных учреждений остаётся относительно стабильной.

Несомненно, что значительную роль в профессиональном развитии педагогических коллективов РИПовских ОУ играет включённость учителя в научно-исследовательскую работу, качество которой определяется научным руководителем. Оценив значимость инновационных процессов, экспериментальные образовательные учреждения, как правило, привлекают для их организации высококвалифицированные научные кадры. В 2008/2009 уч.г. научное руководство экспериментальной работой участников Программы РИП осуществляли 42 человека. Среди них 29 сотрудников УИПКПРО (6 - доктора наук, 19 - кандидаты наук, 4 - без учёной степени, однако с большим опытом исследовательской и экспериментальной работы).

1 Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Пенза, Северск, Самара, и др.

Если же оценивать результативность Программы РИП «извне», со стороны социальной значимости, то здесь, на наш взгляд целесообразнее, исходить из задач, решение которых напрямую связывается с достижением стратегической цели государственной политики в сфере образования и которые задают контекстное поле для реализации стратегической образовательной инициативы «Наша новая школа».

Первая из этих задач связана с модернизаиией институтов образования как инструментов соии-ального развития. Она, в частности включает в себя «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих... развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения» [3, с.5]. Анализ этого вопроса показывает, что за последние два года система дополнительных образовательных услуг реализуемых за пределами базисного учебного плана в образовательных учреждениях участвующих в Программе РИП остаётся весьма разнообразной.

Так, за последний года система дополнительного образования в экспериментальных ОУ претерпела некоторое изменение2. С 2007/2008 по 2008/2009 уч.г. количество дополнительных образовательных услуг реализуемых за пределами базисного учебного плана несколько уменьшилось: с 1450 (671 кружков, 223 спецкурсов, 229 факультатива, 121 секции и 206 иных форм работы3) до 1213 (619 кружков, 170 спецкурса, 184 факультатива, 131 секций и 109 иных форм работы). В качестве примера можно привести секции по разнообразным видам спорта, факультативы по подготовке к поступлению в ОУ следующей ступени обучения, кружки художественного, музыкального, технического творчества и т.д. Такое изменение может свидетельствовать о том, что в образовательных учреждениях происходит переориентация дополнительных образовательных услуг с количественной стратегии на качественную. Благодаря этому ОУ может сосредотачивать кадровые и научно-методические ресурсы на удовлетворении реальных потребностей детей в сфере дополнительного образования и, тем самым, вносить значительный вклад не только в занятость детей, подростков и юношества, но и обеспечивать их психическое и социальное развитие, начиная с самого раннего возраста.

Значительная работа ведётся в рамках Программы РИП по созданию «образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации» [3, с.5]. По разным темам в этом направлении ведут инновационную деятельность педагогические коллективы 8 образовательных учрежде-

2 Анализ осуществляется на основании данных 32 образовательных учреждений из которых 8 находятся в статусе НМЦ.

3 Различные платные образовательные услуги: подготовка детей к школе, иностранный язык, хореография, музыка, изобразительная деятельность и др.

Количество педагогов

Из Ульяновской области Из других городов и регионов РФ Всего

2006-2007 уч.г. 8719 4657 13376

2007-2008 уч.г. 12587 1904 14491

2008-2009 уч.г. 16107 1769 17876

ний1. Также разрабатываются вопросы, связанные с выявлением и поддержкой одарённых детей и талантливой молодёжи2.

Вторая задача, направленная на достижение основной цели государственной политики в области образования - Формирование механизмов оиенки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Содержательно в рамках такого её аспекта как «создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования» [3, с.5] в Программе РИП разрабатываются несколько тем: «Личностное развитие учащихся в учебном процессе как показатель качества образования: методический, воспитательный и управленческий аспекты», «Модернизация системы управления социально- педагогическим колледжем в условиях диверсификации образования», «Участие школьников в управлении качеством образования», «Система автоматизированного мониторинга качества подготовки студентов ССУЗа (по специальности 0602 «Менеджмент») в соответствии с ГОС СПО нового поколения»3.

В данном случае могут быть использованы и такие показатели оценки качества образования, как участие и победы воспитанников в олимпиадах различного уровня, а также количество медалистов среди выпускников образовательных учреждений, участвую-

1 1. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни (ДОУ № 254 г. Ульяновска);

2. Оптимизация процесса физического воспитания учащихся на основе разработки и внедрения эффективных режимов двигательной активности (Октябрьская СОШ Радищевского района);

3. Коррекционно-развивающее обучение детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ДОУ компенсирующего вида (ДОУ № 16 г. Ульяновска);

4. Формирование ценностного и ответственного отношения школьников к здоровью посредством реализации междисциплинарной образовательной программы «Обучение здоровью» (СОШ № 24 г. Ульяновска);

5. Система здоровьеформирующей деятельности в условиях городского социокультурного центра (СОШ № 19 г. Ди-митровграда).

6. Здоровьесберегающие технологии социального воспитания в школе как средство профилактики наркозависимости подростков (МОУ Теренгульская средняя (полная) общеобразовательная школа Теренгульского района);

7. Формирование положительно-активного отношения к здоровому образу жизни субъектов образовательного процесса в условиях сельской школы (СОШ с. Новая Бекшанка Барышского района);

8. Научно-методическое обеспечение социального здоровья учащихся в условиях дополнительного образования и другие (Детско-юношеский центр № 3 г. Ульяновска).

2 1. Развитие художественно-одаренных детей дошкольного возраста средствами искусства (ДОУ № 253 г. Ульяновска);

2. Выявление и развитие одаренности учащихся в условиях сельского лицея (Ундоровский общеобразовательный лицей Ульяновского района)

3 Соответственно: Многопрофильный лицей г. Дими-тровграда, Ульяновский социально- педагогический колледж №1, гимназия № 44 г. Ульяновска, Ульяновский техникум экономики и права (данные на 2008/2009 уч.г.).

щих в Программе РИП. Несмотря на определенную формальность, они позволяют достаточно прозрачно и объективно оценивать учебные и внеучебные достижения учащихся, поскольку являются основой перехода к следующему уровню образования [3, с.5].

Участие и победы воспитанников экспериментальных ОУ в олимпиадах различного уровня остаётся на стабильно высоком уровне на протяжении последних двух лет, что свидетельствует о высокой результативности (научной, методической) и социальной значимости их инновационной деятельности.

Так, в 2007/2008 уч.г. из 3314 детей участвующих в олимпиадах различного уровня (2576 - районного, 577 - областного и 161 - общероссийского) 452 ребёнка стали их призёрами (326 - в районных, 108 - областных и 18 - всероссийских олимпиадах). В прошедшем, 2008/2009 уч.г. в олимпиадах участвовало уже 3414 воспитанников экспериментальных ОУ (2491 - районного, 590 - областного и 333 - общероссийского уровней). При этом призовые места заняли 487 человек (345 - в районных, 103 - областных и 39 - общероссийских). Это свидетельствует как об увеличении активности педагогов в плане стимулирования и создания условий для участия детей в олимпиадах, так и о высокой научной, методической, и социальнозначимой результативности инновационной деятельности экспериментальных образовательных учреждений.

Среди выпускников экспериментальных ОУ стабильно высоким остаётся количество медалистов -103 в 2007/2008 уч.г. и 122 в 2008/2008 уч.г. За предыдущий год среди них было 73 учащихся, окончивших школу с золотой, и 30 - с серебряной медалью. Однако уже на следующий год таких школьников было 86 и 36 соответственно. Наибольшие результаты здесь показали такие ОУ как Педагогический лицей г. Дими-тровграда, гимназии № 44 и 79, Большенагаткинская СОШ Цильнинского района. За отчётный период в активе этих учреждений в совокупности 31 медалист, причём 22 из них - «золотые».

Сказанное означает, что из года в год происходит увеличение количества детей, чья подготовка в школе объективно увеличивает их возможности перехода к следующему уровню образования.

Ещё одним механизмом оценки качества и востребованности образовательных услуг является «участие потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования» [3, с.5], который реализуется в том числе и через создание и работу органа общественного управления ОУ. Такие органы управления (совет образовательного учреждения, попечительский совет и т.д.) созданы во всех образовательных учреждениях, участвующих в Программе РИП - от детских садов до учреждений профессионального образования. Их работа проходит регулярно в плановом режиме: от 2 (раз в полугодие) до 7 (ежемесячно) и более плановых заседаний4. Соответ-

4 50 заседаний, т.е. практически еженедельно, проходит в Большенагаткинской СОШ Цильнинского района, 34 - в СОШ № 21, 18 в Ульяновском техникуме питания и торговли, по 13 и 12 - в Николаевской и Тимирязевской школах.

ственно их общее количество остаётся практически одинаковым - 198 в 2007/2008 уч.г. и 213 в 2008/2009 уч.г. Это свидетельствует об активной включённости непосредственных потребителей образовательных услуг и общественности в процесс управления качеством образования, а также о демократизации образовательного процесса и жизненного уклада в образовательных учреждениях, прозрачности их деятельности для общественности и участии социума в развитии образования на местах.

Третья задача государственной политики в области образования связана с обеспечением инноваиионно-го характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях [3, с.5]. В первую очередь она предполагает обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ. Такое обновление постоянно ведётся на разных уровнях: на федеральном - через разработку государственных стандартов, проведение академических исследований в области образования (АН РФ, РАО, ведущие ВУЗы России и т.д.), обновление федерального комплекта учебников и прочее; на региональном - уточнение регионального компонента БУПа, подготовку региональных учебных пособий и методических рекомендаций; на уровне образовательного учреждения - адаптация имеющихся и разработка новых инновационных образовательных продуктов (педагогических технологий, методик, программ и т.д.), которые призваны удовлетворять потребностям детей, педагогов, родителей конкретного образовательного учреждения. Что касается последнего случая, то работа образовательных учреждений участвующих в Программе РИП ведётся в этом направлении постоянно.

В рамках их инновационной деятельности только в 2007/2008 уч.г. было подготовлено 113 таких инновационных продуктов, из которых 71 прошел апробацию. В 2008/2009 уч.г. эти цифры соответственно составляли 150 и 109. Данные материалы и разработки научно-методических центров внедрены в образовательный процесс 68 ОУ г. Ульяновска и Ульяновской области, других городов и регионов РФ.

Например: методика организации проектной деятельности в ДОУ и программа по эмоциональноличностному развитию дошкольников в процессе продуктивной деятельности и ознакомления с искусством, а также ещё 9 технологий и методик (авторы -педагоги ЦРР МДОУ № 178 «Облачко») внедрены в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений гг. Тольятти, Трёхгорный, Нягань, Се-верск, Череповец; образовательные программы и методические разработки Областного детского экологического центра активно используются в работе школ г. Барыш и Барышского района, Теренгульского, Чер-даклинского, Ульяновского, Вешкаймского и других районов Ульяновской области; технологии личностно ориентированного подхода в образовательном процессе, воспитания коммуникативной культуры учащихся, формирования гуманных качеств личности и другие инновационные разработки подготовленные в Многопрофильном лицее г. Димитровграда внедрены в образовательных учреждениях г. Ульяновска и Дими-

тровграда, Мелекесского, Новомалыклинского и Чер-даклинского районов Ульяновской области. Не менее активно работают и другие образовательные учреждения - участники Программы РИП. При этом каждая подготовленная педагогическая технология, методика, программа, выполненная в рамках программы инновационной деятельности, обсуждается на заседаниях областного экспертного совета и получает его заключение.

Ещё одно направление решения данной задачи государственной политики в области образования предполагает обновление структуры сети образовательных учреждений [3, с.5]. Имеющиеся данные позволяют нам говорить о том, что сетевое взаимодействие участников Программы РИП с другими образовательными учреждениями на договорной основе активно развивается: с 272 договоров о сотрудничестве в 2007/2008 уч. году до 338 - в 2008/2009 уч. году. При этом равномерно увеличиваются договорные отношения и партнёрские связи инновационных учреждений с ОУ разных типов: от общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования до учреждений профессионального образования (НПО, СПО и, особенно, с ВУЗами). Каждое инновационное ОУ таким образом в среднем, объединено в сеть ещё с 2 - 4 образовательными учреждениями.

Участники Программы РИП являются опорой Министерства образования Ульяновской области, муниципальных органов управления образованием, Ульяновского ИПКПРО при проведении социальнозначимых научно-практических и методических мероприятий.

В качестве яркого примера можно привести XIII Международную научно-практическую конференцию «Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования», которая проходила с 13 по 15 октября 2009 года. В ней были задействованы 18 (из 20) образовательных учреждений - участников Программы РИП. Участники конференции из более чем 50 регионов РФ и 3 государств отметили инновационность площадок на которых реализовывались практические маршруты конференции, а Прогимназию № 200 г. Ульяновска охарактеризовали как полностью инновационное ОУ.

Значителен вклад программы РИП в реализацию ПНПО на территории Ульяновской области. Так, из 29 ОУ получивших государственную поддержку в рамках ПНПО в 2006 году, 20 (69%) являются (или являлись ранее) участниками Программы.

Среди победителей конкурса в рамках ПНПО 2007 года 10 победителей - участники программы РИП (34,5%). В их состав входят как «ветераны» программы РИП1, так и «новички»2.

1 Гимназии №59 и 65 г. Ульяновска, Радищевская с.ш. № 2.

2 С.ш. № 19 г. Димитровграда, Ундоровский общеобразовательный лицей, Старобесовская с.ш. Новомалыклинского района, с.ш. № 3 г. Барыш, Жадовская с.ш. Барышского района, Вешкаймская с.ш. № 2, Базарносызганская с.ш. № 2.

Из победителей 2008 года 10 победителей (27,6%) -также участники Программы1.

Таким образом, на сегодняшний день из 85 школ и 3 учреждений профессионального образования Ульяновской области - призеров конкурса в рамках ПНПО (из них 2 ОУ - дважды призёры) 40 /гимназия 44 - дважды призёр/ (45,5 %) - участники Программы РИП.

Это 54,8% от общего количества ОУ (73) - членов Программы (среди них - ДОУ, УДОДы) и 76,9 % от тех ОУ, которые могут участвовать в данном конкурсе (школы, гимназии, лицеи, учреждения НПО и СПО [всего - 52]). Другими словами, как мы и предполагали в 2006 году, вклад Программы в реализацию ПНПО оказался близок к 100 %, и сейчас мы можем уверенно говорить о значительной роли исследовательской и экспериментальной работы ОУ - её участников в развитии инновационных процессов в образовательном пространстве области и России.

Таблица 4

Соотношение победителей конкурса ПНПО и участников Программы РИП

2006 г 2007 г 2008 г Всего

Победители конкурса ПНПО 29 29 29 85 + 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники Программы РИП 20 10 10 40 45,5 % - от победителей конкурса ПНПО 76,9 % - от школ, гимназий, лицеев, НПО и СПО -участников Программы РИП

Обобщая сказанное, отметим, что потенциал Программы РИП можно уверенно характеризовать как инновационный, поскольку она позволяет «сработать» на опережение изменений, возникающих в образовании. Так было с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, ПНПО, основными линиями государственной политики в области образования. Точно такая же ситуация складывается и сейчас - в темах инновационной работы экспериментальных площадок и научно-методических центров отражены все направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: инфраструктура образовательного учреждения, стан-

1 Новоспасская средняя общеобразовательная школа № 2, Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Ульяновска, Средняя общеобразовательная школа № 31 г. Ульяновска, Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Димитров-града, Измайловская средняя общеобразовательная школа Барышского района, Николаевская средняя общеобразовательная школа, Тимирязевская средняя общеобразовательная школа Ульяновского района, Гимназия 44 г. Ульяновска (гимназия второй раз стала победителем данного конкурса), Верхнемазинская СОШ Радищевского района, Ульяновский профессионально-педагогический колледж.

дарты второго поколения, учитель, одарённые дети, здоровье ребёнка.

Государственные приоритеты, определяя основные ориентиры развития инноваций в сфере регионального образования, тем не менее, обращают наше внимание на ряд условий, которые оказывают влияние на развитие Программы РИП в настоящее время и определяют перспективы её дальнейшего развития.

В настоящее время выбор образовательным учреждением направления и темы своей поисковой, исследовательской и экспериментальной работы определяется направлениями, предусмотренными Программой РИП, и потребностями самого образовательного учреждения. Очевидно, что при формулировании социального заказа со стороны органов управления образованием разного уровня и его поддержки с помощью региональной системы целевых конкурсов, грантов и т.д. значительно повысится и мотивация педагогов к участию в инновационной деятельности, и качество (конкурентоспособность) разрабатываемого инновационного продукта.

Эффективность реализации Программы РИП непосредственно связана с научно-методическим сопровождением инновационной деятельности на муниципальном уровне. В связи с реорганизацией муниципальной методической службы возникла проблема планирования, сопровождения и контроля экспериментальной деятельности ОУ на уровне муниципалитетов. На наш взгляд результативность инновационной деятельности ОУ значительно повысится, если на уровне муниципальных органов управления образованием вновь появится специалисты, курирующие участие образовательных учреждений в Программе РИП.

Требует дальнейшего совершенствова-

ния и развития система непрерывной подготовки руководителя инновационного образовательного учреждения и педагога-исследователя. В настоящее время действует только одна форма работы в данном направлении - постоянно действующий семинар для руководителей и педагогов-исследователей в УИПКПРО. Можно также отметить работу научной школы педагогов «АКМЕ2» и Открытой школы методического мастерства «НАЧАЛА3» для молодых педагогов. Однако подготовка исследователя требует целенаправленного подкрепления и сопровождения на школьном и муниципальном уровнях.

Актуальной остаётся задача продвижения опыта инновационных ОУ в реальную педагогическую практику. Здесь также можно отметить ограниченность возможностей ОУ (главным образом финансовых) в отношении систематической и целенаправленной презентации и распространения своего инновационного опыта. Проблемность этого факта обусловлена уже тем, что качество такого опыта позволяет образовательным учреждениям быть конку-

2 Под руководством д.п.н. М.И. Лукьяновой.

3 Под руководством к.п.н. P.P. Загидуллина.

рентоспособными на межрегиональном, федеральном и даже международном уровнях. Об этом свидетельствует успешное участие участников Программы РИП в российских и международных конкурсах и иных мероприятиях.

Для решения этой проблемы Институтом регулярно организуются межрегиональные выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов, проводятся иные научно-методические и научно-практические мероприятия. С 4 мая 2007 года реализуется соглашение о сотрудничестве между УИПКПРО и Редакцией Интернет-портала «Инновации в образовании» (статистика посещаемости сайта: 450-500 посещений в день, до 3500 посещений в неделю), в соответствии с которым стороны договорились объединить свои усилия с целью освещения и продвижения в открытом доступе Интернет-результатов инновационной де-

ятельности образовательных учреждений региона, являющихся участникам областной Программы РИП.

Очевидно, что разрешение этих актуальнейших проблем благоприятным образом скажется на экспериментальной деятельности и инновационного движения ОУ как ресурса развития образования области.

Литература

1. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию (5 ноября 2008 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 года «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

3. Августовские совещания педагогов // Образовательное право. - 2008 - № 24 от 12 июня 2008 г. - С.5.

В статье раскрывается содержание понятия «универсальные учебные действия», описывается их значимость в условиях нового предназначения школы

Карабанова Ольга Александровна,

доктор психологических наук

ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Ключевые слова: цели школьного образования; жизненный опыт ребенка; умение учитьСЯ (учить СЕБЯ); основные универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем

заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.