Научная статья на тему 'Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования'

Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / муниципальная система образования / образовательные организации / мониторинг / факторы / препятствующие развитию инновационной деятельности. / innovation activity / the municipal education system / educational institutions / moni- toring / factors that hinder the development of innovative activities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Ионас, Т А. Лукашенко

В статье представлен анализ инновационного пространства муниципальной системы образования г. Кемерово по данным мониторинга (АИС «Образование Кемеровской области») по блоку «Инновационная деятельность». Анализу были подвергнуты как инновационная деятельность образовательных организаций, так и деятельность образовательных организаций в статусе инновационных площадок различного уровня. Выявлены факторы, препятствующие инновационной деятельности образовательных организаций, и намечены возможные пути решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INNOVATION SPACE OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

The authors of the paper present the analysis of the innovation space in the municipal system of education in Kemerovo according to the monitoring (Education of the Kemerovo Region) on the block of “Innovation activity”. The authors analyzed both the innovative activity of educational organizations and the activities of educational organizations in the status of innovative platforms of various levels. The authors identified the factors hindering the innovative activity of educational organizations, and identified possible ways to solve problems.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

УДК 378.2

И. В. Ионас

Заведующая отделом научно-методического сопровождения и мониторинга процессов развития образования МБОУДПО «Научно-методический центр», г. Кемерово

E-mail:[email protected]

Irina V. Ionas

Head of the Department of Scientific and Methodological Support and Monitoring of Educational Development, Scientific and Methodical Centre, Kemerovo, Russia

Т. А. Лукашенко

Методист МБОУ ДПО «Научно-методический центр», г. Кемерово E-mail:[email protected] Tatyana A. Lukashenko Methodist, Scientific and Methodical Centre, Kemerovo, Russia

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ инновационного пространства муниципальной системы образования г. Кемерово по данным мониторинга (АИС «Образование Кемеровской области») по блоку «Инновационная деятельность». Анализу были подвергнуты как инновационная деятельность образовательных организаций, так и деятельность образовательных организаций в статусе инновационных площадок различного уровня. Выявлены факторы, препятствующие инновационной деятельности образовательных организаций, и намечены возможные пути решения проблем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, муниципальная система образования, образовательные организации, мониторинг, факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности.

Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования г. Кемерово является механизмомвыявления инновационного потенциала образовательных организаций и основой для перспективного и текущего планирования деятельности по организации и реализации научно-методического сопровождения инновационной деятельности в рамках муниципальной многоуровневой методической службы.

Основой анализа инновационного пространства муниципальной системы образования являются показатели электронного мониторинга АИС «Образование Кемеровской области». Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования включает в себя анализ сети образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность и анализ реализуемых инноваций (направления, виды).

По данным мониторинга (АИС «Образование Кемеровской области») в муниципальной системе об-

Как цитировать статью: Ионас И. В., Лукашенко Т. А. Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования// Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.224-233.

разования из 271образовательнойорганизации инновационная деятельность реализуется в 81, что составляет 29,89% от общего количества образовательных организаций г. Кемерово. По сравнению с прошлым учебным годом произошло уменьшение количества образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность, в 1,04 раза, с 84-х ОО (2016/2017уч. г.) до 81-й ОО (2017/2018 уч. г.). В настоящее время инновационную деятельность осуществляют 53,33% учреждений дополнительного образования(УДО); 30,00% учреждений интернатного типа (специальные (коррекционные) образовательные учреждения (С(К)ОУ) и детские дома (ДД)); 28,77% общеобразовательных учреждений (ОУ);28,32% дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Наибольшее количество образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность, территориально располагаются в Центральном (25 ОО, 37,31% от общего количества ОО района), Ленинском (24 ОО, 35,82% от общего количества ОО района) и Заводском (14 ОО, 31,58% от общего количества ОО района) районах г. Кемерово. Инновационную деятельность в Рудничном районе реализуют 12 образовательных организаций, в Кировском -6, что составляет 26,09% и 17,65% от общего количества ОО районов соответственно.

Следует отметить, что образовательные организации Центрального района впервые за последнее вр емя по количеству инноваций вышли на первуюпо-зицию, пареместивл а вторую отрочку недавних лидевов — оДраа овттельные ордадиз ацяи Ленинсклео льйона(Рлвуевж Д). Оеляолваоеявныв лигвслза-ции Заводского, Рудничного и Кировского районов г. Кемерово по количеству инноваций стабильно удерживают третью, четвертую и пятую позиции слоееррственев.

31 (ДВ,2еаве дОразолетельная аретлизация а>еалиьуед две и Ьолео днддва-оои вдневв>вменно: 8 ОУ, 15 ДОУ, 7 УДО, одно учреждение интернатного типа (С(К)ОУ+ДД).

Центральный р-он Ленинский р-он Заводский р-он Рудничный р-он Кировский р-он ■ 1 - 2015/16 уч. год 2 - 2016/17 уч. год 3 - 2017/18 уч.год

Рис. 1. Территориальное распределение ОО, реализующих инновационную деятельностьв динамикезатри года(по районамгородаКемерово)

В текущем учебном году 34,57% образовательных организаций (от общего количества ОО, осуществляющих инновационную деятельность) реализуют инновации в рамках деятельности инновационных площадок муниципального и регионального уровней.

На сегодняшний день действует 28 инновационных площадок на базе 24-х образовательных организаций города Кемерово. Две образовательные организации реализуют инновационную деятельность в рамках двух инновационных площадок (МБОУ «Лицей № 62», МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово) и одна образовательная организация (МАОУ «Гимназия № 42») реализуют инновационную деятельность в рамках трех инновационных площадок соответственно. Шесть образовательных организаций реализуют сетевые инновационные проекты в рамках региональных инновационных площадок (МАОУ «Гимназия № 42», МБОУ «Лицей № 62», МБОУ «СОШ № 65», МБДОУ № 28 «АБВГДейка — детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», МАДОУ № 103, МБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 1», г. Кемерово).

Общее количество образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность на региональном и муниципальном уровне (в рамках РИП и МИП), увеличилось в 1,2 раза по сравнению с прошлым учебным годом, с 20-ти ОО (2016/2017уч. г.) до 24-х ОО (2017/2018уч. г.). Количество инновационных площадок муниципального и регионального уровней увеличилось в 1,16 раза: с 24-х (2016/2017 уч. г.) до 28-ми (2017/2018 уч. г.) (Рисунок 2).

Рис. 2. Инновационные площадки, реализующие свою деятельность на региональном имуниципальномуровнях, динамика затригода (РИП —региональные инновационныеплощадки;МИП — муниципальные инновационные площадки)

Увеличивается количество педагогических работников, обучающихся и воспитанников образовательных организаций, участвующих в инновационной деятельности.Такаяситуация отмечаетсянапротяжении трехпоследних

лет. В 2017/2018 уч. году численность педагогов по сравнению с прошлым годом увеличилась в 1,08 раза (2017/2018 уч. г.— 1724, 2016/2017 уч. г.— 1597) (Рисунок 3); обучающихся и воспитанников — в1,06 раза (2017/2018 уч. г.— 28 764, 2016/2017 уч. г.— 30 545) (Рисунок 4).

1724

1750 1700 1650 1600 1550 1500 1450

1597

2

1564

■ р

2015/2016 уч. 2016/2017 уч. 2017/2018 уч. год год год

Рис. 3. Педагогические работники, осуществляющие инновационную деятельность,

вдинамикезатригода

30545

2015/2016 уч. 2016/2017 уч. 2017/2018 уч. год год год

Рис. 4. Обучающиеся и воспитанники образовательных организаций, участвующие винновационной деятельности, вдинамикезатри года

Инновации, реализуемые образовательными организациями муниципальной системы образованияг. Кемерово,рассматриваютсянамив рамках направлений инновационной деятельности, закрепленных в АИС «Образование Кемеровской области».Сегодня инновационная деятельность в муниципальной системеобразованияосуществляетсяпо14-ти направлениям.

Общее количествоинноваций, реализуемыхобразовательными органи-зациями,—152,изних41реализуетсяОУ71 — ДОУ, 27 — УДО,13-С(К)ОУ и ДД.Необходимо отметить, что три ОО реализуют две и более инноваций в рамках одного направления инновационной деятельности (два УДО, одно учреждение интернатного типа (С(К)ОУ и ДД).

Наиболее востребованныминаправлениями инновационной деятельности у образовательных организаций муниципальной системы образования

г. Кемерово по данным мониторинга (АИС «Образование Кемеровской области») являются:

- «Создание единого воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка» — 31 инновация в 31-м ОО (2 ОУ, 24 ДОУ, 3 УДО, 1 учреждение интернатного типа (С(К)ОУ+ДД), в том числе 1 МИП (МАОУ «Гимназия № 42»).

- «Создание системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи»- 22 инноваций в 20-ти ОО (13 ОУ, 1 ДОУ, 3 УДО, 1 учреждение интернатного типа (С(К)ОУ+ДД), в том числе 2 РИП (МБНОУ «ГКЛ», МБДОУ № 155).

- «Использование новых информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»- 21 инновация в 21-м ОО (6 ОУ, 11 ДОУ, 3 УДО), в том числе 1МИП (МБОУ «Гимназия № 25»).

- «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в условиях реализации ФГОС» — 18 инноваций в 18-ти ОО (10 ДОУ, 1 УДО, 2 учреждения интернатного типа (С(К)ОУ+ДД), в том числе 5 РИП (МБОУ «СОШ № 65», МБОУ «Лицей № 62», МБОУ «Детский дом № 1», МАОУ «Гимназия № 42», МАДОУ № 103 «Детский сад комбинированного вида»).

В рамках указанных направлений инновационной деятельности образовательными организациями реализуется более 60% инноваций от их общего количества, осуществляют свою деятельность десять инновационных площадок регионального и муниципального уровня на базе девяти образовательных организаций.

Анализируя инновации по области применения (Таблица 1), необходимо отметить, что от общего количества образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность, 29,61% ОО реализуют инновации в области воспитания, 26,32% ОО — в области обучения, 25,00% ОО — в содержании образования, 11,84% — в управлении и 7,24% ОО реализуют стратегические (комплексные) инновации. Распределение инноваций, реализуемых образовательными организациями, по области применения представлено на Рисунке 5.

Таблица 1

Распределение инноваций по области применения

ОО Количество инноваций по области применения

в содержании образования в обучении в воспитании в управлении стратегические (комплексные)

ОУ 7 15 7 4 8

ДОУ 24 18 19 3 7

УДО 7 6 7 4 3

С(К)ОУ и ДД 0 1 12 0 0

Итого 38 40 45 11 18

Итак, инновации, касающиеся содержания образования, обучения и воспитания во всех видах образовательных организаций, на основании имеющихся данных мониторинга являются наиболее востребованными. В области стратегических (комплексных) инноваций и инноваций в управлении происходит снижение количества инноваций в общеобразовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа, в остальных организациях отмечен небольшой рост.

Складывающая практика научно-методического сопровождения, по нашему мнению, способствует проявлению педагогами интереса к инновационной деятельности, мотивации к профессиональному росту. Так, наиболее популярными формами обобщения опыта инновационной деятельности для педагогов, по данным мониторинга (АИС «Образование Кемеровской области»), в 2017/2018 уч. году являются семинары и мастер-классы. Следует отметить, что увеличиваются количественные показатели участия педагогов в научно-практических конференциях и публикаций на всех уровнях.

Продукты инновационной деятельности образовательных организаций г. Кемерово представлены научно-методическими разработками, такими как учебные пособия, учебно-методические комплексы, методические разработки и участием в конкурсах по реализуемым инновационным направлениям.

При заполнении баз данных АИС «Образование Кемеровской области» образовательные организации назвали факторы, препятствующие инновационной деятельности (Таблица 2). Суммарное число выборов не составляет 100%, так как было возможно указать несколько факторов, препятствующих инновационной деятельности.

Таблица 2

Факторы, препятствующие инновационной деятельности образовательных организаций

Факторы, препятствующие инновационной деятельности: ОУ ДОУ УДО С(К)ОУ и ДД Среднее кол-во

Недостаток материальных средств, в том числе слабая материально-техническая база для осуществления инноваций 46,58% 52,02% 46,67% 50,00% 50,67%

Недостаток человеческих ресурсов (нехватка специалистов) для осуществления инноваций 34,25% 31,21% 53,33% 40,00% 39,70%

Недостаточная информированность субъектов образования в области содержания инновационных процессов 16,44% 17,92% 26,67% 10,00% 17,76%

Отсутствие мотивации у педагогических работников к внедрению инноваций 21,92% 35,26% 20,00% 20,00% 24,30%

Отсутствие у педагогических работников опыта инновационной деятельности 26,03% 38,73% 40,00% 40,00% 36,19%

Другие факторы 4,11% 0% 0% 0% 1,03%

Анализ факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, показал, что подавляющее число образовательных организаций города Кемерово наиболее значимыми выделяют следующие:

- недостаток материальных средств, в том числе слабую материально-техническую базу — 50,67%;

- нехватку человеческих ресурсов (нехватку специалистов) — 39,70%:

- отсутствие у педагогических работников опыта инновационной деятельности — 36,19%.

Такие факторы, как отсутствие мотивации у педагогических работников к внедрению инноваций — 24,30%, и недостаточная информированность субъектов образования в области содержания инновационных процессов — 17,76%, оказались менее значимыми.

Анализ динамики изменения факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, за последние три года показал, что растет информированность субъектов образования в области содержения инновационных процессов, повышается метивация у педагогических работников к инновационной деятельности (Рисунок 5).

Недостаток матери- Недостаток Недостаточная Отсутствие Отсутствие опыта Другие факторы

альекх средств человеческих информированность мотивации е пед. ИД

ресурсов в области работников

содержания иннов-ных процессов

□ 1-2015/16 уч. год П2 - 2016/17 уч. год 03-2017/18 уч.год

Рис. 5. Факторы, препятствующие инновационной деятельности ОО г. Кемерово, в динамике за три года.

С ростом понимания сущности инновационной деятельности происходит снижение такого показателя, как недостаток материальных средств, в том числе слабая материально-техническая база, который все еще занимает лидирующую позицию. Не всегда на осуществление инновационной

деятельности нужны дополнительные материальные затраты, в большинстве реализуемых инновационных проектов образовательные организации обходятся той материально-технической базой, которая имеется в их организации. Следует отметить, что такой показатель, как отсутствие опыта инновационной деятельности, по сравнению с прошлым годом увеличился в 1,2 раза. По нашему мнению, в данный показатель входит не только отсутствие опыта, связанного с организацией и реализацией инновационной деятельности, но и трудности, связанные с трансляцией накопленного инновационного опыта, с его оформлением и описанием.

Решение большинства проблем, заявленных образовательными организациями, возможно только в условиях принятия и реализации ряда управленческих решений. Необходимо отметить, что обозначенные факторы определяют задачи и направления дальнейшего развития методического сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования.

Таким образом, проведенный статистический анализ инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Кемерово выявил следующие тенденции:

1. Сокращение количества образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность, в 1,04 раза.

Это связано с завершением цикла инновационной деятельности в ОО. В 2016/2017 уч. году около 35% образовательных организаций находилась на стадии завершения инновации и распространения созданного инновационным путем. Соответственно, в данных на 2017/2018 уч. год эти образовательные организации и инновации, реализуемые ими, не были отражены.

Следует отметить, что в настоящее время около 50% образовательных организаций находятся на начальной стадии инновационной деятельности, поэтому в следующем году, с учетом цикличности инновационной деятельности, мы прогнозируем увеличение количества образовательных организаций, участвующих в инновационной деятельности.

2. Увеличение количества образовательных организаций, реализующих инновационную деятельность на муниципальном и региональном уровне в рамках инновационных площадок, в 1,2 раза.

Необходимо отметить, что благодаря планомерной и целенаправленной работе методистов нашего отдела по повышению информированности субъектов образования в области содержания инновационных процессов на современном этапе развития образования возрастает инициативность образовательных организаций и востребованность статуса инновационной площадки. В следующем году мы ожидаем увеличения количества инновационных площадок, прежде всего на муниципальном уровне, за счет повышения информированности субъектов образования в области содержания инновационных процессов на современном этапе развития образования средствами интернет-сайта МБОУ ДПО «НМЦ», системы учебно-методических мероприятий, таких как проведение постоянно действующих семинаров «Основы инновационной деятельности

педагогов», «Проектирование в профессиональной деятельности педагога», практико-ориентированных семинаров «Инновационная деятельность ОУ в условиях реализации ФГОС ОО», «Инновационная деятельность ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», «Инновационная деятельность как средство повышения качества образования», ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт реализации».

3. 38,27% образовательных организаций реализуют две и более инноваций, в том числе в рамках одного направления инновационной деятельности.

Это объясняется отсутствием системного подхода на этапе планирования и реализации инновационной деятельности, ориентированием на локальные (частные) инновации.

4. Увеличилось количество педагогических работников, обучающихся и воспитанников образовательных организаций, участвующих в инновационной деятельности и деятельности инновационных площадок.

Это говорит о том, что растет вовлеченность в инновационную деятельность внутри самой образовательной организации. Отмечается переход от частичных инноваций к масштабным, охватывающим все образовательное учреждение.

5. Выросли количественные показатели обобщения и распространения инновационного опыта, прежде всего через семинары, мастер-классы, публикации, участие в научно-практических конференциях.

Несмотря на это, педагогические работники испытывают трудности в оформлении результатов инновационной деятельности, описании инновационного опыта. Эта проблема сегодня является одной из актуальных задач научно-методического сопровождения инновационной деятельности.

Научно-методическое сопровождение в вопросах оформления результатов инновационной деятельности, описания инновационного опыта методистами нашего отдела решается системой учебно-методических мероприятий, таких как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянно-действующий семинар «Передовой педагогический опыт: обобщение, описание, диссеминация»;

- семинар-практикум «Научная статья: технология написания и оформления»;

- серия тематических консультаций: «Учебно-методические и методические материалы как продукт профессиональной деятельности педагога», «„Кузбасский образовательный форум — 2017": оформление стендовых материалов, заявок на участие в конкурсных мероприятиях в рамках Форума» и др.

Таким образом, данные мониторинга АИС «Образование Кемеровской области» можно активно использовать для анализа инновационной деятельности образовательных организаций муниципальной системы образования любого типа, выявить факторы, сдерживающие эффективность инновационной деятельности в образовательных организациях, и обозначить возможные пути решения проблем.

Литература

1. Инновационная деятельность в муниципальной системе образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /сост.: Васильчук Г. Т., Ионас И. В., Степанова А. М. Кемерово: МБОУДПО «Научно-методическийцентр», 2015. 48 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета: [сайт]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 05.12.2017).

3. Об утверждении показателей мониторинга системы образования: Приказ МОиН РФ от 22 сентября 2017 г. № 955 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D 0%БЕ%Б0%БЛ%Б1%83%Б0%БС%Б0%Б5%Б0%ББ%Б1%82%Б1%8Б/11371(дата обращения: 05.12.2017).

4. Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. № 611) // Российская газета: [сайт]. Режим доступа: http://www. ^.ги/2013/08/20/тй^ЬикШга^ок.Мт1(дата обращения: 05.12.2017).

5. Развитие образования: Государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295) // Российская газета: [сайт]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.htm1 (дата обращения: 05.12.2017).

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)// Российская газета: [сайт]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.htm1 (дата обращения: 05.12.2017).

ANALYSIS OF THE INNOVATION SPACE OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

The authors of the paper present the analysis of the innovation space in the municipal system of education in Kemerovo according to the monitoring (Education of the Kemerovo Region) on the block of "Innovation activity". The authors analyzed both the innovative activity of educational organizations and the activities of educational organizations in the status of innovative platforms of various levels. The authors identified the factors hindering the innovative activity of educational organizations, and identified possible ways to solve problems.

Keywords: innovation activity, the municipal education system, educational institutions, monitoring, factors that hinder the development of innovative activities.

References

• Innovacionnaja dejatel'nost' v municipal'noj sistemeobrazovanija: sbornik normativno-pravovyh dokumen-tov i metodicheskih materialov /sost.: Vasil'chukG. T., Ionas I. V., Stepanova A. M. Kemerovo: MBOUDPO «Nauchno-metodicheskijcentr», 2015. 48 s. [In Rus].

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federaciiot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Rossijskaja gazeta: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrash-henija: 05.12.2017). [In Rus].

• Ob utverzhdenii pokazatelej monitoring sistemy obrazovanija: Prikaz MOiN RF ot 22 sentjabrja 2017 g. № 955 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/11371 (data obrashhenija: 05.12.2017). [In Rus].

• Ob utverzhdenii Porjadka formirovanijai funkcionirovanija innovacionnoj infrastruktury v sisteme obrazovanija (Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 23 ijulja 2013 g. № 611) // Rossijskaja gazeta: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2013/08/20/infrastruktura-dok.html (data obrashhenija: 05.12.2017). [In Rus].

• Razvitie obrazovanija: Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii na 2013-2020 gody (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federaciiot 15 aprelja 2014 g. № 295) // Rossijskaja gazeta: [sajt]. Rezhim dostupa: http:// www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (data obrashhenija: 05.12.2017). [In Rus].

• Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federaciiot 8 dekabrja 2011 g. № 2227-r) // Rossijskaja gazeta: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www. rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (data obrashhenija: 05.12.2017). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.