Научная статья на тему 'Использование данных электронного мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода на цифровую экономику'

Использование данных электронного мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода на цифровую экономику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МОНИТОРИНГ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT / DIGITAL ECONOMY / MONITORING / INDICATORS / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашковская Н.Ю., Трушкина Л.В.

Введение. В статье авторы рассматривают способы использования данных электронного мониторинга АИС «Управление образованием региона» в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода к цифровой экономике. Методология. Основные методы исследования ранжирование и рейтинговая оценка. Авторами проанализированы нормативные документы, данные мониторинга общеобразовательных организаций, включающие показатели по кадровому обеспечению, инновационной деятельности, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы. Оценена эффективность использования кадрового потенциала, предложен механизм использования данных электронного мониторинга на уровне муниципалитета. Результаты. Данные электронного мониторинга АИС «Управление образованием региона» позволили оценить на муниципальном уровне реализацию основной образовательной программы (кадровые и материальные условия), в том числе по показателям федерального мониторинга системы образования, определить степень достижения целевых показателей реализации программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и «дорожной карты» муниципалитета. Также они дали возможность провести оценку результативности и эффективности деятельности образовательных организаций. Заключение. Анализ данных электронного мониторинга «Управление образованием региона» позволяет обнаружить новые закономерности и использовать их в управлении качеством образования в условиях перехода к цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC MONITORING DATA IN THE EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY

Introduction. The article describes the directions of using the data of electronic monitoring of the AIS “Education Management of the Region” in the management of the quality of education at the municipal level in the context of the transition to a digital economy. Materials and Methods. The study was conducted mainly using analysis, as a general scientific method of research, and the method of ranking and rating. In the course of work, an analysis of regulatory documents, analysis of monitoring data on staffing, innovative activities of educational organizations, analysis of ranking results of educational organizations on the proportion of created material and technical conditions for the implementation of the main educational program and the effectiveness of using human resources municipality level. Results. The electronic monitoring data of the AIS “Regional Education Management” allowed assessing at the municipal level the quality of the conditions for the implementation of the main educational program (personnel and material), including the indicators of federal monitoring of the education system, to determine the degree of achievement of the target indicators of the implementation of the program of the Russian Federation “Education Development” for 2018 -2025 years and the municipality’s roadmap. The use of data in building ratings made it possible to assess the effectiveness and efficiency of educational organizations. Conclusion. The analysis of electronic monitoring data “Region Education Management” makes it possible to discover new patterns and use them in education quality management in the context of the transition to a digital economy.

Текст научной работы на тему «Использование данных электронного мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода на цифровую экономику»

10. Султанов М. М. Модель модульно-цикловой системы обучения в вузе: проектирование и запуск учебного процесса // Актуальные задачи и пути их решения в области кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики. М., 2016. С. 37-39.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. № 1081. URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/fgosvob/130301.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. № 955. URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/fgosvob/130302.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

1. Avanesov V. S. Kompoziciya testovyh zadanij [Composition of test items]. Moscow, 2002, 240 p. (In Russian).

2. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology[. Moscow, 1989, 192 p. (In Russian).

3. Volodko I. M., Cernajeva S. V. Ocenivanie znanij studentov pri ispol'zovanii testov po matematike [Evaluation of students' knowledge using tests on mathematics]. Physical and Mathematical Education, 2018, no. 1 (15), pp. 163-166. (In Russian).

4. Kvashko L. P. Testy - v praktiku prepodavaniya matematiki [Tests - in the practice of teaching mathematics]. Mathematics in school, 1996, no. 6, pp. 50-55. (In Russian).

5. Majorov A. N. Teoriya i praktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya (Kak vybirat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlya celej obrazovaniya) [Theory and practice of creating tests for the education system (how to choose, create and use tests for education purposes)]. Moscow, 2001, 296 p. (In Russian).

6. Ryabinova E. N., Bulanova I. N. Monitoring uspevaemosti studentov s pomoshch'yu pedagogicheskih testov [Monitoring of student performance through pedagogical tests]. Vector Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology, 2016, no. 4 (27), pp. 16-20. (In Russian).

7. Samylkina N. N. Sovremennye sredstva ocenivaniya rezul'tatov obucheniya [Modern means of evaluation of learning results]. Moscow, 2007, 172 p. (In Russian).

8. Safiullin R. Z. Razvitie tekhnologij testirovaniya v obrazovanii [Technology development of testing in education]. Education management: theory and practice, 2015, no. 1 (17), pp. 139-149. (In Russian).

9. Sedov M. S., Sokolov N. E., Sokolova E. V. Issledovanie vliyanie formy provedeniya pedagogicheskogo testa na ob»ektivnost' ocenki [Research of the influence of pedagogical test format on assessment objectivity]. Humanities. Pedagogy, 2015, no. 4 (36), pp. 269-279. (In Russian).

10. Sultanov M. M. Model' modul'no-ciklovoj sistemy obucheniya v vuze: proektirovanie i zapusk uchebnogo processa [Model of modular and cyclic system of higher education: designing and startup of academic process]. Actual problems and ways of their decision in the field of personnel support of electro- and heat power engineering. Moscow, 2016, pp. 37-39. (In Russian).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.03.01 Teploenergetika i teplotekhnika (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 13.03.01 heat power Engineering and heat engineering (bachelor's level)]. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 01.10.2015 no. 1081. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130301. pdf (accessed 20.08.2018). (In Russian).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.03.02 Elektroenergetika i elektrotekhnika (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 13.03.02 power and electrical engineering (bachelor's level)]. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 03.09.2015 no. 955. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130302.pdf (accessed 20.08.2018). (In Russian).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

USE OF ELECTRONIC MONITORING DATA IN THE EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY

Введение. В статье авторы рассматривают способы использования данных электронного мониторинга АИС «Управление образованием региона» в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода к цифровой экономике.

References

УДК/UDC 005.6:37+338.2:004.9

Н. Ю. Дашковская, Л. В. Трушкина

N. Dashkovskaya, L. Trushkina

Методология. Основные методы исследования — ранжирование и рейтинговая оценка. Авторами проанализированы нормативные документы, данные мониторинга общеобразовательных организаций, включающие показатели по кадровому обеспечению, инновационной деятельности, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы. Оценена эффективность использования кадрового потенциала, предложен механизм использования данных электронного мониторинга на уровне муниципалитета.

Результаты. Данные электронного мониторинга АИС «Управление образованием региона» позволили оценить на муниципальном уровне реализацию основной образовательной программы (кадровые и материальные условия), в том числе по показателям федерального мониторинга системы образования, определить степень достижения целевых показателей реализации программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и «дорожной карты» муниципалитета. Также они дали возможность провести оценку результативности и эффективности деятельности образовательных организаций.

Заключение. Анализ данных электронного мониторинга «Управление образованием региона» позволяет обнаружить новые закономерности и использовать их в управлении качеством образования в условиях перехода к цифровой экономике.

Introduction. The article describes the directions of using the data of electronic monitoring of the AIS "Education Management of the Region" in the management of the quality of education at the municipal level in the context of the transition to a digital economy.

Materials and Methods. The study was conducted mainly using analysis, as a general scientific method of research, and the method of ranking and rating. In the course of work, an analysis of regulatory documents, analysis of monitoring data on staffing, innovative activities of educational organizations, analysis of ranking results of educational organizations on the proportion of created material and technical conditions for the implementation of the main educational program and the effectiveness of using human resources municipality level.

Results. The electronic monitoring data of the AIS "Regional Education Management" allowed assessing at the municipal level the quality of the conditions for the implementation of the main educational program (personnel and material), including the indicators of federal monitoring of the education system, to determine the degree of achievement of the target indicators of the implementation of the program of the Russian Federation "Education Development" for 2018 -2025 years and the municipality's roadmap. The use of data in building ratings made it possible to assess the effectiveness and efficiency of educational organizations.

Conclusion. The analysis of electronic monitoring data "Region Education Management" makes it possible to discover new patterns and use them in education quality management in the context of the transition to a digital economy.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, цифровая экономика, мониторинг, показатели, эффективность.

Keywords: quality of education, educational quality management, digital economy, monitoring, indicators, effectiveness.

Введение

Значимость качества образования подчеркнута в ряде нормативных документов, принятых на уровне федерации в последние годы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20182025 гг. первой своей целью ставит обеспечение качества российского образования, достижение которого будет определяться по приведенным показателям [4]. Одним из мероприятий программы по направлению «Совершенствование управления системой образования» является мероприятие «Реализация механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 введено определение качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень ее соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах кото-

рого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям ее реализации (кадровым, материально-техническим и т. д.) [6]. Если ранее под качеством образования понималось качество подготовки обучающихся и выпускников, то на современном этапе это понятие охватывает и качество процесса предоставления образовательных услуг В целях непрерывного анализа, оценки качества и перспектив развития образования осуществляется мониторинг различных уровней.

На территории нашего региона средствами автоматизированной информационной системы (АИС) «Управление образованием региона» несколько последних лет проводится ежегодный мониторинг. В блоки АИС образовательные организации (ОО) вносят большой объем информации, которая характеризует их по многим направлениям. Данные этого мониторинга активно используются в оценке качества образования на муниципальном уровне, что является частью системного подхода к управлению качеством образования г. Кемерово.

Использование больших объемов данных в цифровом виде является основой для реализации принятой правительством РФ в 2017 г. программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3]. В утвержденной Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 гг. приводится следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [5].

Предполагается, что обработка больших объемов данных мониторингов образования и использование результатов их анализа позволят существенно повысить эффективность системы образования.

Цель исследования — определение возможностей использования данных электронного мониторинга «Управление образованием региона» в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода к цифровой экономике.

Методология

В управлении качеством образования на муниципальном уровне важное место занимает определение степени достижения запланированных муниципальных показателей. Кроме того, значительное место занимает оценка качества образования согласно федеральным показателям. В приложении к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. содержатся сведения о целевых показателях (индикаторах) ее реализации. В 2017 г. был опубликован приказ МОиН РФ № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» [2], которым был утвержден обновленный список показателей мониторинга системы образования РФ. Одним из ключевых показателей в оценке качества образования, анализу которого на муниципальном уровне уделяется особое внимание, является кадровое обеспечение образовательных организаций.

Наряду с оценкой и анализом состояния образования на муниципальном уровне ежегодно оценивается качество образования с помощью технологии «Рейтингование». В разное время были сформированы рейтинги по доле созданных материально-технических условий реализации основной образовательной программы и эффективности использования кадрового потенциала.

Эффективность процесса отражает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Ее можно оценить как отношение результатов к имеющимся ресурсам. Например, эффективность использования кадрового потенциала можно оценить как отношение значения результативности деятельности к значению по показателю, определяющему уровень профессионализма педагогических работников, а эффективность использования материально-технических условий можно оценить как отношение значения результативности деятельности к значению по показателю, определяющему уровень материальных условий.

Для расчета значения результативности деятельности использовались значения по показателям из блока АИС «Воспитательно-образовательная деятельность», а именно:

— доля выпускников, получивших аттестаты об основном и среднем общем образовании;

— доля выпускников, получивших золотые и серебряные медали;

— доля выпускников, ставших призерами и победителями олимпиад.

Для расчета значения по кадровому потенциалу использовались значения по показателям из блока АИС «Кадры образовательных организаций», а именно:

— доля педагогов, имеющих высшее образование;

— доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории;

— доля педагогов, повысивших свою квалификацию.

Одним из факторов роста качества образования является инновационное развитие образовательной организации. На уровне муниципалитета ежегодно проводится анализ инновационной деятельности образовательных организаций.

Согласно данным региональной базы, основными факторами, препятствующими инновационной деятельности, являются слабая материально-техническая база и недостаток человеческих ресурсов (нехватка специалистов). В связи с этим на основе данных базы АИС был проведен сравнительный анализ состояния кадрового потенциала и современных материальных условий реализации основной образовательной программы (ООП) в образовательных организациях, проводящих инновационную деятельность, и образовательных организациях, имеющих статус муниципальных или региональных инновационных площадок.

Для проведения сравнительного анализа по состоянию кадрового потенциала был построен рейтинг образовательных организаций общего образования, реализующих инновации и имеющих статус инновационных площадок, по профессионализму педагогов. Расчет значений рейтинга был проведен по показателям расчета рейтинга эффективности ОО по использованию кадровых условий для достижения образовательных результатов.

При расчете значений рейтинга по доле созданных современных материально-технических условий реализации основной образовательной программы учитывались показатели, отражающие уровень материально-технических условий реализации ООП согласно ФГОС.

Результаты

Результаты исследования показали, что специалистами управления образования г. Кемерово, методистами муниципального научно-методического центра в первую очередь используется разноплановая статистическая информация (рис.). Использование статистических данных базы АИС позволило сократить объемы отчетностей, предоставляемых образовательными организациями, что соответствует требованиям приказа МОиН РФ от 12.09.2012 № ДЛ-150/08 «О сокращении объемов и видов отчетности, предоставляемой общеобразовательными организациими».

Кроме статистической информации активно используются персонифицированные данные, которые вносятся образовательными организациями в блок «Сведения об основных работниках». Использование данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 «О персональных данных».

Рис. Направления использования данных АИС «Управление образованием региона»

на уровне муниципалитета

Кроме непосредственного использования статистических и персонифицированных данных базы АИС «Управление образованием региона» на уровне муниципалитета, осуществляется анализ состояния системы образования, тенденций ее изменения, а также оценка качества условий, процесса и результатов обучения. Полученные результаты ежегодно публикуются в информационно-аналитических сборниках для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, работников муниципальной методической службы, специалистов органов управления образованием. В сборники включается статистическая и аналитическая информация по направлениям АИС «Сеть», «Нормативно-правовая база», «Безопасность», «Кадры образовательных организаций», «Материально-техническая база», «Информатизация», «Методическая деятельность», «Воспитательно-образовательная деятельность». Описываются выявленные тенденции по муниципалитету в целом, а также по типам и видам образовательных организаций.

Так, согласно данным АИС, в течение трех последних лет в муниципалитете выросло, хоть и незначительно, число педагогических работников. Отмечается рост числа показателей не только по основной должности, но и по внутреннему совмещению. В то же время за три последних года в муниципалитете на 6,25 % возросло число обучающихся по программам общего образования на одного педагогического работника. В 2018 г. число обучающихся на одного педагогического работника в общеобразовательных учреждениях превысило целевой показатель по РФ на 4,2 человека (12,8 — по России, 17 — по Кемерово). Анализ показал, что только в 13 % общеобразовательных организаций число детей на одного педагогического работника меньше целевого показателя по РФ. В 46 % образовательных организаций значение по числу детей на одного педагогического работника находится между запланированным по России и муниципалитету (18,5). Более чем в 40 % образовательных организаций города число детей на одного педагога превысило прогнозируемое. В это число, к сожалению, вошли практически все новые школы муниципалитета. Анализ изменения числа учеников на одного педагогического работника в образовательных организациях муниципалитета за два последних года свидетельствует о том, что более чем в 60 % из них наблюдается рост данного показателя. При этом в городе удельный вес учителей в возрасте до 35 лет в 2018 году на 6,5 % превысил запланированное значение по РФ.

Анализ значений рейтинга по доле созданных современных материально-технических условий реализации основной образовательной программы позволил условно разделить образовательные организации на пять групп с шагом в 20 %. В последнюю группу образовательных организаций, обеспечивших современные материальные условия от 80 до 100 %, в 2015 г. попали только 4 % ОО. Анализ рейтингов образовательных организаций по доле созданных современных материально-технических условий реализации ООП за три последних года показал, что количество учреждений, в которых обеспечены материальные условия от 80 до 100 %, возросло на 20 %.

На основе анализа был сделан вывод, что результативность деятельности образовательной организации не всегда находится в прямой зависимости от уровня материально-технической базы и кадрового потенциала. Многое зависит от эффективности деятельности ОО. Поэтому в 2016 г было не только оценено качество системы образования города, но и проведен расчет эффективности и динамики эффективности использования образовательными организациями кадрового потенциала и материальных условий для достижения образовательных результатов.

В процессе анализа результатов рейтингования была выделена группа общеобразовательных организаций, эффективно использующих кадровые и материальные ресурсы, и группа ОО, в которых эти ресурсы используются неэффективно. Анализ динамики эффективности использования кадрового потенциала и материальных условий для достижения образовательных результатов за два последних года показал, что примерно в пятой части образовательных организаций возросла эффективность использования как кадровых, так и материальных ресурсов. Таким образом, на основании данных АИС «Управление образованием региона» и анализа эффективности использования кадровых и материальных ресурсов в образовательных организациях города были сделаны следующие выводы:

— образовательные организации с высоким кадровым потенциалом и хорошими материальными условиями не всегда эффективно осуществляют свою деятельность;

— примерно в пятой части образовательных организаций города в течение двух последних лет возросла эффективность использования кадровых и материальных условий;

— в некоторых образовательных организациях города за два последних года возросла эффективность использования как кадрового потенциала, так и материальных ресурсов.

Анализ результатов рейтингования по кадровому потенциалу показал, что среди образовательных организаций, имеющих высокий и очень высокий кадровый потенциал, количество ОО, реализующих инновации, превышает количество ОО, имеющих статус инновационных площадок. Сравнительный анализ данных по степени активности педагогических работников в обобщении педагогического опыта выявил, что среди образовательных организаций с высоким уровнем обобщения педагогического опыта количество организаций, реализующих инновации, превышает количество ОО, имеющих статус инновационных площадок.

Анализ состояния современных материальных условий показал, что среди образовательных организаций, в которых созданы современные материальные условия от 60 до 100 %, количество образовательных организаций, имеющих статус инновационных площадок, не более чем на 3 % превышает количество образовательных организаций, реализующих инновации.

По итогам обобщения результатов анализа рейтингов образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность, по кадровому потенциалу и материальным условиям был сделан вывод, что по уровню кадрового потенциала среди образовательных организаций, реализующих инновации, есть потенциальные претенденты на статус инновационных площадок.

Заключение

Наряду с обработкой статистических и персонифицированных данных, анализом состояния системы образования, электронный мониторинг АИС «Управление образованием региона» предоставляет возможность оценки на муниципальном уровне качества условий реализации основной образовательной программы, в том числе по показателям федерального мониторинга системы образования, определения степени достижения целевых показателей программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. и «дорожной карты» муниципалитета. Использование данных при построении рейтингов дает возможность провести оценку результативности и эффективности деятельности образовательных организаций.

Анализ данных мониторинга способствует обнаружению новых закономерностей, учет которых повышает эффективность управления качеством образования в условиях перехода к цифровой экономике.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: https:// clck.ru/EhPt3 (дата обращения: 26.10.2018].

2. Об утверждении показателей мониторинга системы образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки Росиии от 22.09.2017 № 955. URL: https://clck.ru/EhPtB (дата обращения: 24.10.2018].

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 632-р. URL: https://clck.ru/CZAAa (дата обращения: 26.10.2018].

4. Развитие образования [Электронный ресурс] : государственная программа Российской Федерации на 2018-2025 годы. URL: https://clck.ru/EhPxJ (дата обращения: 26.10.2018].

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 26.10.2018].

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. URL: https://clck.ru/EhPzY (дата обращения: 26.10.2018].

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Education in the Russian Federation]. Federal law of 29.12.2012, no. 273-FZ. Available at: https://clck.ru/EhPt3 (accessed 26.10.2018]. (In Russian].

2. Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa sistemy obrazovaniya [On approval of indicators for monitoring the education system]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 22, 2017 no 955. Available at: https:// clck.ru/EhPtB (accessed 24.10.2018]. (In Russian].

3. Programma "Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii" [Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Resolution of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017, no. 1632-p. Available at: https://clck.ru/CZAAa (accessed 26.10.2018]. (In Russian].

4. Razvitie obrazovaniya [Educational development]. State program of the Russian Federation for 2018-2025. Available at: https://clck.ru/EhPxJ (accessed 26.10.2018]. (In Russian].

5. Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [Information Society Development Strategy in the Russian Federation for 2017-2030]. Decree of the President of the Russian Federation of 05/09/2017, no. 203. Available at: https://clck.ru/EhPxy (accessed 26.10.2018]. (In Russian].

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 no. 1897. Available at: https://clck.ru/EhPzY (accessed 26.10.2018]. (In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.