Научная статья на тему 'Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы'

Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Инновационная деятельность в сфере образования города Москвы нацелена на совершенствование содержания образования, предметно-пространственной среды, управление образовательными организациями и направлено на получение новых, более качественных, разнообразных, доступных и эффективных образовательных продуктов и услуг, отвечающих на запросы современного общества. Оценка эффективности деятельности образовательных организаций по инновационной деятельности (РИП) это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования г. Москвы в целом и отдельных ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

От теории к практике реализации ФГОС

УДК 681.3

И.А. Бабанова

Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы

Аннотация. Инновационная деятельность в сфере образования города Москвы нацелена на совершенствование содержания образования, предметно-пространственной среды, управление образовательными организациями и направлено на получение новых, более качественных, разнообразных, доступных и эффективных образовательных продуктов и услуг, отвечающих на запросы современного общества. Оценка эффективности деятельности образовательных организаций по инновационной деятельности (РИП) - это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования г. Москвы в целом и отдельных ее компонентов.

Ключевые слова:

задачи инновационного развития, инновационные площадки, инновационная деятельность, эффективность инновационной деятельности, экспертиза инновационной деятельности.

Keywords:

the tasks of innovative development, innovation platforms, innovative activity, the innovation effectiveness, evaluation of innovation activities

Abstract. .Innovation aimed at improving the content in education of Moscow, subject-spatial environment, management of educational organizations and aimed at obtaining new, higher quality, a variety of affordable and effective educational products and services, responding to the demands of modern society. Assessment of efficiency of activity of educational organizations of innovation this is one of the key mechanisms regulation of the development of the education system of Moscow and its separate components.

Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики [1,2,3,4,5].

При этом в первостепенные задачи реформирования образования входит реализация новых образовательных программ, подготовка специалистов, необходимых для успешного развития инновационных организаций на всех стадиях роста; стимулирование кооперации образовательных организаций высшего образования, компаний и научно-исследовательских организаций в производстве технологий, инновационных товаров и услуг; стимулирование инновационной активности в городе Москве и спроса на инновационную продукцию со стороны жителей города Москвы и органов государственной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений.

Инновационная деятельность в сфере образования города Москвы нацелена на совершенствование содержания образования, предметно-пространственной среды, управление образовательными организациями

и направлено на получение новых, более качественных, разнообразных, доступных и эффективных образовательных продуктов и услуг, отвечающих на запросы современного общества.

Инновационные образовательные модели Москвы должны обеспечивать доступность общего и дополнительного образования всем обучающимся, независимо от территориального принципа проживания и состояния здоровья; индивидуализацию образовательных траекторий; использовать научно-методический, практико-ориентированный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный ресурс образовательных организаций города Москвы для самоопределения и развития каждой личности, а для этого требуются педагогические работники, способные к развитию и мобильности в условиях новых требований к системе образования.

Инновационная площадка выступает как организация (сетевое объединение организаций), о существ ляю-щая образовательную деятельность в рамках создания и внедрения новаций, апробации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований по

Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы 21

структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования. Инновационные площадки являются элементами инновационной инфраструктуры системы столичного образования и осуществляют деятельность по одному или нескольким направления в рамках инновационных образовательных проектов, выполняемых в инициативном порядке или по заказу Департамента образования города Москвы или его структурных подразделений.

Инновационные площадки осуществляют разработку или внедрение нового содержания образования или новых образовательных технологий в рамках определённой тематики, обеспечивая при этом системное распространение передового педагогического опыта по конкретному направлению инновационной деятельности. Для реализации инновационной деятельности О О может привлекать в качестве базовых организаций учреждения образования, имеющие необходимые материальные, организационные и кадровые ресурсы.

К программам инновационного развития предъявляются следующие требования: актуальность направленности инновационной деятельности, нацеленность на решение ключевых проблем системы образования, ориентация на удовлетворение социального заказа; реалистичность и реализуемость программы; соответствие требуемых и имеющихся возможностей; нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов; полнота структуры программы, взаимосвязь всех блоков и содержательность их описания; мобильность программы, связанная с возможностью введения в программу промежуточных контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных корректив; максимально возможная диагностичность и операциональность целей, задач, конкретность результатов, наличие критериев (показателей, индикаторов) результативности и т.п.

Инновационная деятельность является эффективной, если создан комплекс условий, включающий в себя организационо-педагогические условия, к которым относятся нормативные, регламентирующие инновационные процессы; кадровые, включающие подготовку координаторов по направлениям инновационного развития, повышение квалификации руководителей ОО; научно-методическое комплексное сопровождение инновационных программ и проектов; координационное, взаимодействие субъектов инновационной деятельности.

Для получения статуса РИП образовательные организации должны представить свою программу или проект развития, а так же заявку в установленной форме для проведения экспертизы (рис.1).

Эффективность и результативность инновационной деятельности ОО должна ориентироваться на выполнение программ инновационного развития г. Москвы, задач государственной программы в целом и ее подпрограмм, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета; степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.

Эффективность инновационной деятельности проявляется в сравнении с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший инновационному циклу развития; инновационным потенциалом педагогического коллектива и администрации, потенциальными точками дальнейшего инновационного роста [8,9,11].

Рассмотрим один из подходов к оценке эффективности инновационного проекта, среди многообразия существующих: балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся; объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ; оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов; самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС; оценка личностного развития учащихся; оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования [6,7,12,13,14,15] и др.

Оценка эффективности деятельности образовательных организаций по инновационной деятельности (РИП) — это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования г. Москвы в целом и отдельных ее компонентов. Инновационная деятельность образовательной организации влечет за собой необходимость разработки инструментария, обеспечивающего оценку эффективности и перспективности происходящих в образовательной организации процессов.

Разработанный инструментарий призван выполнять всесторонний анализ РИП в режиме эксперимента и разработки рекомендаций по его дальнейшему развитию

Оценка программы ИД осуществляется по следующим критериям.

1. Новизна постановки проблемы, актуальность темы ИД. Эксперимент актуален, если он направлен на решение значимой для системы образования проблемы;

2. Полнота содержания программы. Программа ИД должна соответствовать определенным требованиям Наличие тщательно проработанной программы является одним из наиболее важных факторов, влияющих на успешность ИД. Каждая программа должна определять: тему ИД и основание ее выбора; анализ аналогов, этапы проведения; состав участников ИД; ожидаемые результаты, риски и их оценку. Отсутствие какого-либо их этих разделов является недостатком программы.

2. Качество постановки проблемы и обоснования ее актуальности.

Четкое определение идеи инновационного развития образовательной организации, четкость изложения замысла проекта, определенность и конкретность цели ИД. Цель должна соответствовать теме и быть конкретизированной настолько, чтобы была принципиальная возможность оценить достигнута она или нет. В ходе экспертизы цели ИД необходимо оценить: а) контролируема ли она; б) соответствует ли цель решаемой проблеме; в) достижима ли цель в случае успешного выполнения запланированных действий; г) определен ли срок получения ожидаемых результатов.

4. Качество проработки плана реализации эксперимента. Здесь оценивается полнота состава действий, необходимых для достижения цели ИД, наличие

ра

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

Рис.1. Алгоритм деятельности ОО на присвоение статуса РИП

плана-графика, контролируемость целей и реалистичность их достижения в запланированные сроки.

5. Определенность состава исполнителей и распределения ответственности между ними. Для каждого запла-

нированного действия должно быть определено, кто из членов рабочей группы и за что конкретно отвечает.

6. Обоснованность финансов, потребных для реализации ИД.

Экспертиза инновационной деятельности региональных инновационных площадок г. Москвы

23

7. Риски проекта как совокупность факторов рисковых событий, способных снизить или повысить эффективность деятельности инновационной площадки, определение опасности принятия ошибочных решений или уменьшение возможных негативных последствий, связанных с ИД.

8. Механизмы внедрения и методы реализации инноваций; ресурсная обеспеченность ИД.

9.Социальный и экономический эффект от внедрения инноваций; условия эффективного внедрения результатов достижений в практику.

К факторам оценки успешности инновационной деятельности можно отнести:

• правовое обеспечение инновационной деятельности;

• стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых), мониторинг успешности;

• соглашение планов и программ инновационной деятельности по концептуальным позициям;

• кадровая подготовка к инновационной деятельности;

• информационные данные о результатах инновационной деятельности;

• материально-технические, финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности;

• научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности ИД.

Инструментарий экспертизы РИП подразумевает определенную логику и постановку ряда вопросов (рис.2).

Каков смысл оценивания? *

Что именно подлежит оцениванию? *

Какие инструменты оценивания *

могут быть использованы? •

В какой мере учитывается мнение эксперта?

Каким образом может быть организована процедура оценивания?

Какие управленческие решения могут быть приняты по результатам оценивания?

Задача экспертизы состоит в оценке уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и финансировании проекта. При * экспертизе обращается внимание на срав- • нимость потенциальных критериев представленных проектов, Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

• определение экспертов по каждому проекту;

• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам.

Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг проектов устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту. Эксперт оформляет заключение, в котором обосновываются соответствующие оценки. Экспертные заключения рассматриваются на заседании Конкурсной комиссии, которая отправляет протокол подведения конкурса в Департамент образования города Москвы для окончательного принятия решения по каждой инновационной площадке.

Оценить эффективность экспериментальной деятельности невозможно без четких параметров — критериев, которые позволяют получить достоверный вывод о том, что эффективно, а что нет.

Критерии оценки ожидаемых результатов ИД — важнейший и обязательный компонент.

Критерий результативности — качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели. Показатели — наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты:

а) педагогической деятельности (обучения, воспитания, развития личности или коллектива дошкольников, школьников, учителей и т.д.);

Определение предмета и критериев

Определение предмета экспертизы Определение требований Подготовка инструментария для оценки Характеристика ИД

Оценивание

Оценка предмета экспертизы с помощью инструментария

Определение положительных и отрицательных сторон

Рекомендации по представленным материалам Личное мнение эксперта

Ж

ж

Передача экспертного заключения в Совет по развитию инновационной деятельности в системе образования города Москвы

Рис. 2 Логика экспертизы

24 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

б) управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития учебного заведения, обеспечения инновационного процесса и т.д.).

Критерии эффективности инновационной деятельности образовательных организаций.

■ Соотношение затраты - результаты: объем финансирования - количество созданных ИП.

■ Трансфер ИП в массовую практику (на основании каких мероприятий)

■ Влияние ИД на качество образования — ТОП-500 и ТОП-400.

■ Восстребованность О О (по кол-ву учащихся в соотношении с проектной мощностью).

Соотношение затраты — результаты: объем финансирования — количество разработанных ИП.

Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме эксперимента оценивается наличием нормативно-правовой базы по проблеме эксперимента: приказы, положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы; возможностью их использования в других образовательных организациях. Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности в образовательном учреждении оценивается наличием учебно-методических материалов, разработанных и апробированных в ходе ИД: образовательные программы, учебные планы, методы обучения, современные образовательные и воспитательные технологии, элективные курсы, методические и практические пособия, программы по допобразованию и т.п., их соответствие государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

> Учитываются критерии влияния изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования и на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, степень их вовлеченности в эксперимент, повышение уровня квалификации и профессиональной активности педагогического состава образовательного организации в конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в семинарах, в конференциях различного уровня и пр., количества проведенных мероприятий на базе образовательной организации по теме эксперимента.

> Критерием оценки служит информационное сопровождение инновационной деятельности: наличие публикаций по теме эксперимента в научно-методических журналах, в СМИ, отражение результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательной организации, наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих на результативность (эффективность) инновационной деятельности.

> Инновационная деятельность связана с тиражированием положительного результата ИД в массовую образовательную практику:

> учебно-методическая деятельность по распространению инновационного опыта;

> организация научно-методических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов и др.) и консультаций по распространению инновационного опыта;

> создание творческих лабораторий по разработке и изданию методических и дидактических пособий, мето-

дических рекомендаций по распространению инновационного опыта;

> участие в формировании проектов (программ) развития образования разного уровня;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> взаимодействие со стажировочными площадками других субъектов РФ.

Комплексный учет основных факторов эффективности инновационной деятельности ОО влияет на принятие экспертами решений по представленному проекту, программе. Предложенный подход к оценке эффективности инновационного проекта позволяет принимать обоснованные экспертные решения.

Литература

1. Азгальдов, Г.Г. Инновации: границы применения / Г.Г. Аз-гальдов // Наука и инновации. 2009. № 12. С. 45-46.

2. Белякова Е.Г., Дегтярев С.Н. Инновационный образовательный процесс: оценка смыслообразующего потенциала. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С. 7-13.

3. Белякова Е.Г., Дегтярев С.Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса. //Образование и наука 2011 № 3.

4. Давлеткалиева Е.С., Б.К. Мулдашева Оценка результатов технологизации обучения как педагогическая научно-практическая проблема. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 2. С. 29-36.

5. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. с. 49-54.

6. Егорова Л.Н. Балльная оценка знаний и умений учащихся в рамках реализации дифференцированного контроля образования учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С. 22-26.

7. Ившин А.Н. Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 1. С. 48-53.

8. Инновационное образование: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С.А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2011. 571 с.

9. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики / Н.И. Лапин. М.: Логос, 2008. 326 с.

10. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография. М.: АПКиППРО, 2005. 290 с.

11. Пивоваров А.А. Экспертиза инновационной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 26-29.

12. Рагозинникова Л.Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1.С.69-76.

13. Резапкина Г.В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 3. С. 17-25.

14. Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука 2012. № 9. С. 57-68.

15. Хеннер Е.К., Ознобихина Т.С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука 2012 № 1; 17-29

16. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.