РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)
Р. Р. Бодриева
Кандидат экономических наук, ректор ГАОУДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail:[email protected]
Rina R. Badrieva, PhD (Economics), Rector of the Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan
Jk
В. В. Герасимова
Кандидат психологических наук, проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail: E-mail:rort2011@ gmail.com
Vera V. Gerasimova, PhD (Psychology), Vice-Rector for Science and Innovation Activities of the Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье раскрывается феномен инновационной деятельности в аспекте профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан через призму деятельности ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» в качестве республиканской инновационной площадки. Приводятся формы инновационной деятельности, их научно-практическое наполнение, алгоритмы организации и управления инновациями. Обозначаются стратегические и тактические положения в развитии педагогических инноваций в профессиональном сообществе региона.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, профессиональное развитие педагога, республиканская инновационная площадка.
Формирование и развитие инновационной деятельности в образовании является актуальным требованием времени, государственной политики, социально-экономической картины мира, процессов модернизации образования, современного синергетического профессионального развития педагогического сообщества.
В ст. 20 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-
Как цитировать статью: Бодриева Р. Р., Герасимова В. В. Инновационная деятельность в контексте профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С.46-60.
ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» определено, что инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, ведущими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
Инновацию можно определить как некоторое изменение, любое, даже самое незначительное отклонение объекта деятельности людей от наличного, известного, достигнутого, стандартного, общепризнанного и употребительного, которое ведет к желательным для субъекта деятельности результатам, соответствует каким-то его целям из всего их многообразия, отвечает его философским, социальным, научным, психологическим, этическим, эстетическим и другим установкам, нормам, критериям [7].
Таким образом, инновация — это нечто для образовательной организации, ориентированное на повышение эффективности системы, процесса, создающее дополнительную ценность.
Под педагогической инновацией понимается нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [4]. Инновационная деятельность педагога представляет собой комплексный интегративный вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение инновационного развития и повышение качества профессионального образования за счет разработки и применения разнообразных новшеств в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Другими словами, это целенаправленная деятельность по использованию разнообразных инноваций для повышения качества профессиональной подготовки [5; 6].
В свои работах М. В. Кларин отмечает, что инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны [2]. Следовательно, мы можем говорить о том, что инновационная деятельность и профессиональное развитие педагогов и руководящих работников неразрывно связаны, взаимообусловлены.
Именно включенность педагога в инновационную деятельность обеспечивает его личностно-профессиональное развитие и совершенствование. Актуализирует инновационный потенциал профессионала, складывающийся из поисковой личностной и профессиональной активности, панорамности мышления, мотивации на качественные преобразования, творческой способности созидания, моделирования, апробации, успешного применения и тиражирования практических педагогических технологий и форм.
Таким образом, инновационная деятельность педагога выступает условием его непрерывного личностного и профессионального развития и становится главным инструментом качественного изменения системы педагогического образования, в основе которого лежит отказ от стереотипов в профессии, выход за рамки действующих механизмов, нахождение новых оригинальных способов решения профессиональных задач [6].
Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [3].
Опираясь на приведенный тезаурус, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (далее — ИРО РТ) с 2015 года организовал работу по развитию профессионального мастерства руководящих и педагогических работников с высшей категорией или претендующих на высшую категорию посредством включения их в инновационную деятельность. Формировалось это направление на основе индивидуального и си-стемно-деятельностного подходов, комплекса аттестационных требований.
В ст. 11 закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ (с изменениями на 17.11.2016 № 84-ЗРТ) «Об образовании в Республике Татарстан» отмечено, что порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается Кабинетом министров Республики Татарстан.
Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 05.11.2015 № 9548/15 «О республиканских инновационных площадках» ИРО РТ получил статус республиканской инновационной площадки наряду (далее — РИП) с 10 организациями (Институт педагогики и психологии К(П)ФУ, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, Елабужский филиал К(П)ФУ, педагогические колледжи).
Направления деятельности ИРО РТ в качестве РИП были определены в соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования, государственным заданием учредителя — МОиН РТ и спецификой дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Основными направлениями деятельности ИРО РТ в качестве региональной инновационной площадки являются:
— научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан. Отметим, что это направление охватывает образовательные организации от дошкольного до среднего общего образования, а также работу методических служб;
— научно-методическое и организационное обеспечение процессов модернизации профессионального образования в Республике Татарстан. Ориентировано на организации среднего профессионального образования.
Приоритетной целью деятельности ИРО РТ в качестве РИП является обеспечение необходимых условий модернизации и развития системы ДПО руководящих и педагогических работников с учетом основных приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели и комплексной профессиональной реализации направлений инновационной деятельности в контексте профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан были сформулированы ряд задач, а именно:
— организовать научно-методическое сопровождение руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан, осуществляющих разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания образования и системы воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов и др.;
— организовать консультативное и организационно-методическое сопровождение руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан, осуществляющих внедрение
инновационных и основных образовательных программ и др.;
— создать благоприятные учебно-методические условия по активному внедрению инновационных практик в сфере образования;
— создать электронный банк данных современных (инновационных, высокотехнологичных, наукоемких) методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в т.ч. руководящих и педагогических работников;
— продолжить совершенствование деятельности службы тьюторской поддержки руководящих и педагогических работников высшей квалификации с целью обобщения и методико-консультативного сопровождения лучшего опыта педагогов республики;
— проводить мониторинг лучших отечественных и зарубежных практик в сфере инновационного образования, воспитания;
— обобщать результаты в формате обмена опытом (выезды в регионы РФ и муниципальные районы РТ с целью стажировочного обучения) на круглых столах, мастер-классах, коллоквиумах, открытых дискуссиях, форумах-выставках и др.
Также были определены планируемые результаты ИРО РТ в качестве РИП.
Планируемые результаты на уровне ИРО РТ:
— увеличение доли практикоориентированных занятий в программах ДПО (в 1,5 раза);
— увеличение инновационной тематики в НИР на 5%;
— увеличение доли методических, учебных пособий, рекомендации по тематике инновационного образования и воспитания (в 1,5 раза);
— тиражирование опыта инновационной площадки на уровне ПФО и РФ (конференции, семинары, стажировки).
Планируемые результаты на уровне образовательных организаций:
— создание и функционирование организации нового типа на основе реформирования и применения качественно новых концептуальных подходов и технологий;
— подготовка выпускника на новом качественном уровне, готового к продуктивному здоровьесберегающему функционированию в условиях современной информационной реальности;
— признание востребованности и конкурентноспособности организации на рынке образовательных услуг.
Планируемые результаты на уровне руководящего и педагогического работника:
— актуализация творческой индивидуальности, самообразования;
— продуцирование активной преобразовательной деятельности;
— совершенствование профессионализма;
— нацеленность на конкретный результат профессиональной деятельности;
— переход на новый качественный уровень личностно-професси-онального развития.
Как отмечалось ранее, профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров в контексте инновационной деятельности начиналось с индивидуального подхода к специалистам системы образования.
В целях системного управления инновационной деятельностью педагогов в ИРО РТ были разработаны две схемы, одна для реализации на организационном этапе, вторая — на этапе реализации инноваций.
Схема управления инновационной деятельностью Института на организационном этапе (Рис. 1).
С
У _Отдел
б — аттестации ъ
е | 1 Структурные _ Ученый _ Проректор
X Т подразделения секретарь по НИД
ИРО РТ
к т ы
И Д
Лаборатория ДОТ
Рис.1
Рассмотрим алгоритм первого этапа. Кандидаты размещают свое заявление в специальном разделе на сайте ИРО РТ. Заявление рассматривается в отделе организационно-методического сопровождения аттестации кадров. Отдел организует взаимодействие кандидата с соответствующим структурным подразделением ИРО РТ, где происходит закрепление за ним научного руководителя, определяется план работы. После прохождения данной процедуры педагоги-кандидаты приобретают статус участника инновационной деятельности. Этот статус закрепляет-
ся приказом ректора ИРО РТ. Вся информация направляется Ученому секретарю для обобщения, а затем поступает проректору по научной и инновационной деятельности ИРО РТ.
Организация этой деятельности положена на электронную платформу. Для руководящего и педагогического работника созданы оптимальные условия в организации своей инновационной деятельности, проявления профессиональной субъектности. Документы, которые заполняет кандидат, произвольные, их формы разработаны таким образом, чтобы за максимально короткий период получить необходимый и исчерпывающий объем информации о специалисте и его деятельности. Форма карты инновационного опыта содержит четыре ключевые позиции: тему инновации, цель и задачи внедрения, описание, а также конечный продукт. Участник РИП при этом имеет возможность видеть своих коллег и единомышленников на электронной площадке.
Пройдя успешно организационный этап, руководитель образовательной организации или педагог вступает в этап реализации инноваций, продолжительность которого рассчитана не менее чем на 3 года. В это время осуществляется взаимодействие с научным руководителем, в том числе и в режиме офлайн.
Приведем схему управления инновационной деятельностью на этапе реализации инноваций (Рис. 2):
Рис. 2
Субъекты инновационной деятельности работают системно и планово с научным руководителем соответствующего структурного подразделения ИРО РТ. Отметим, что средняя нагрузка на одного научного руководителя, представителя профессорско-преподавательского состава института составляет 25 чел. или до пяти общеобразовательных организаций. В расчете объемов государственного задания — 100 часов в год, в рамках научно-исследовательской деятельности.
По состоянию на 25 мая 2017 года зарегистрировано 1770 человек — участников инновационного проекта РИП, из них: на организационном этапе — 449 человек, на этапе реализации инноваций — 1321 человек.
Группы по категориям руководящих и педагогических работников системы образования приведены в таблице. Наиболее многочисленными из них являются педагоги основного общего образования, дошкольных организаций и СПО.
№ п/п Руководящие и педагогические работники системы образования Количество прикрепленных
1 Муниципальные органы управления образования 35
2 Педагогические работники дошкольных образовательных организаций 171
3 Педагогические работники начального общего образования 168
4 Педагогические работники основного общего образования 811
5 Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 23
6 Инженерно-педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения) СПО 585
ИТОГО 1793
Для получения целостной картины по векторам профессионального развития руководящих и педагогических работников посредством инновационной деятельности, считаем целесообразным отразить основные темы педагогических инноваций. Темы инновационной деятельности дифференцированы по типу образовательных организаций в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Для педагогов дошкольных образовательных организаций предложено девять тем, а именно:
1. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания.
2. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационного программно-методического обеспечения образовательного процесса.
3. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования (воспитанники, родители, педагоги).
4. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания.
5. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационного программно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Создание мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды для детей (с ОВЗ, мигрантов и др.).
7. Оценка качества дошкольного образования по шкалам БСБКЗ.
8. Модернизация образования в ДОО в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
9. Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России.
Для педагогов начальной школы общеобразовательных организаций предложено шесть ключевых тем:
1. Организация образовательного процесса в современной начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе: модели организации.
3. Современные образовательные технологии в начальной школе.
4. Управление деятельностью в начальной школе.
5. Сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.
6. Дидактические материалы как средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Для педагогов общеобразовательных организаций приведены четыре емкие темы:
1. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания.
2. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.
3. Создание унифицированного фонда результатов освоения планируемых образовательных результатов ООП ОО.
4. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.).
Специалистам, работающим в сфере психолого-педагогической практики и инклюзивного образования,— восемь тем:
1. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования (обучающиеся, родители, педагоги, руководители).
2. Психолого-педагогические основы сопровождения профессиональной деятельности педагога (руководителя).
3. Научно-методические и организационные основы деятельности школьных психологических служб и центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков.
4. Методические основы проектирования и технологии сопровождения психологически безопасной образовательной среды.
5. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания в системе инклюзивного образования.
6. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания в системе коррекционного образования.
7. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания в систему дополнительного образования.
8. Психолого-педагогическое обеспечение внедрения инновационного программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Методисты муниципального уровня инновационную деятельность развивают в контексте следующих тематик:
1. Профессиональный стандарт педагога: модели внедрения.
2. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных моделей методических служб.
3. Инновационные формы, методы работы методической службы (методиста).
4. Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников через внедрение инновационных форм, средств, методов в межаттестационный период.
5. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации ФГОС.
Руководящие и педагогические работники учреждений среднего профессионального образования имеют возможность профессионально развиваться в контексте девяти тем:
1. Разработка унифицированных образовательных программ СПО по направлению.
2. Создание унифицированного фонда оценочных средств для оценки результатов освоения разработанных унифицированных образовательных программ СПО.
3. Разработка методического обеспечения функционирования РСКА.
4. Организация и проведение государственной итоговой аттестации (выпускной практической квалификационной работы (демонстрационный экзамен) выпускников, завершивших освоение образовательных программ СПО в соответствии с утвержденным перечнем профессий).
5. Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных технологий и форм (обобщение и распространение лучших практик реализации инновационных технологий и форм).
6. Разработка и внедрение технологии профессионально-ориентированного обучения общеобразовательным дисциплинам.
7. Внедрение профессиональных стандартов и стандартов '^гЫБкйк в практики профессиональных образовательных организаций.
8. Внедрение ФГОС по профессиям и специальностям ТОП-50.
9. Разработка и внедрение концептуальных основ системы ценностных ориентиров профессионального образования.
Анализируя опыт организации инновационной деятельности и запросы системы образования республики, ИРО РТ с 2017 года расширяет формы реализации инноваций. К индивидуальной форме добавляется групповая, командная и коллективная.
Групповая форма инновационной педагогической деятельности позволяет, сохраняя принцип индивидуализированности, комплексно
решать единые задачи группой педагогов-предметников. Так, масштабная тема дифференцируется на разделы, развитие каждого из которых выбирается педагогом. В группе формируются основные подходы к их разработке, уточняются принципы и технические требования. По завершении совместной деятельности под научным руководством сотрудника ИРО РТ по вкладу каждого формируется единый продукт. При этой форме работы педагоги одного профиля ощущают профессиональную поддержку, распределяют ответственность с учетом своих интересов, а также принадлежностью к созданию качественного образовательного продукта.
Командная форма инновационной деятельности призвана объединить группу специалистов из различных образовательных организаций для реализации проектов в сфере воспитания. Ярким примером такой творческой интеграции служит республиканская программа «Основы лидерства» (программа развития личности). В 2017 году 18 общеобразовательных организаций включились в реализацию этого инновационного проекта. Лаборатория воспитания, социализации и дополнительного образования ИРО РТ осуществляет научное и координационное сопровождение этого проекта. Такой же принцип организации инновационной деятельности прорабатывается для кадетских образовательных организаций республики. Данная форма позволяет полномасштабно провести педагогический эксперимент группой единомышленников — заранее подготовленных к деятельности педагогов с соотнесенными стартовыми возможностями и актуализированной предметной мотивацией — и получить комплект инновационных продуктов тактического и стратегического уровней.
Коллективная форма инновационной деятельности предполагает работу коллектива образовательной организации над инновационной темой организации. Именно данная форма позволяет оперативно продвинуть образовательную организацию на иной качественный уровень работы, гибко поменять систему традиционных установок у сотрудников школы. Позволяет произвести изменения как отдельно на уровне профессионала, так и всего профессионального школьного сообщества в целом. Такая форма работы позволяет выступать организации стажировочной площадкой программ дополнительного профессионального образования, реализуемых ИРО РТ. Проводить на своей базе научно-практические мероприятия образовательного,
просветительского и проблемного плана.
Иллюстративным и признанным примером инновационной деятельности в сфере инклюзии стала школа № 78 г. Казани (изучение и оценку по направлению деятельности провели ИРО РТ и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы, далее — АПКиППРО). В настоящее время школа получила статус республиканского центра инклюзивного образования. Второй год она является участником ФЦПРО с программой дополнительного профессионального образования по проектированию инклюзивного образовательного пространства в общеобразовательной организации. Именно опыт этой организации размещен в тематическом модуле дистанта АПКиППРО, в видеоформате педагогических мастерских (продолжительность 8 ч.).
Выбранный путь инновационной деятельности ИРО РТ с проблемными вопросами, достижениями и перспективами развития был представлен на республиканском семинаре-совещании «Повышение эффективности функционирования инновационных площадок в системе образования Республики Татарстан», который прошел в ИРО РТ 26 мая 2017 года. Мероприятие проходило под эгидой Министерства образования и науки Республики Татарстан. В нем приняли участие представители образовательных организаций, которые имеют статус региональной инновационной площадки, заместители директоров базовых школ, сотрудники ИРО РТ. Всего — 50 участников. На семинар-совещание была приглашена доктор педагогических наук, профессор И. В. Гришина. Представленный ею подход к инновационной деятельности в образовании санкт-петербургской научной педагогической школы позволил убедиться в необходимости применения универсальной и стандартизированной логистики в реализации приоритетного направления развития образования в Татарстане, определить реперные точки в развитии и совершенствовании инновационной деятельности как на республиканском уровне в целом, так и на уровне региональных и муниципальных инновационных площадок.
Представленный организационный и содержательный контент инновационной деятельности ИРО РТ признан участниками совещания ресурсным, многоаспектным, наукоемким и практико-ориентированным, адекватным для потребностей системы образования в целом и профессионального развития отдельного педагога в частности.
В целях максимально продуктивного задействования ресурсов республиканских инновационных площадок в профессиональном развитии руководящих и педагогических работников принято решение о разработке региональной унифицированной модели инновационной деятельности в системе образования Республики Татарстан (п. 4 Плана мероприятий («дорожная карта») по итогам стажировки в г. Санкт-Петербург, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.03.2017 г. № под-429/17). Ответственность за организацию, координацию и конечный продукт этой деятельности возложена на ИРО РТ. В настоящее время сформирована рабочая группа из представителей организаций, получивших статус региональных инновационных площадок и заместителей директоров базовых школ (18 человек).
Приоритетной целью создания данной модели является повышение качества образования посредством консолидации лучших инновационных практик и формирования эффективного механизма включения педагогических работников и образовательных организаций в инновационную деятельность.
В рамках разрабатываемой модели будут сохранены четыре формы организации инновационной деятельности, так как они позволяют адресно учесть индивидуальные особенности личности руководящих и педагогических работников, их уровень готовности к инновационной деятельности, мотивацию инновационного поведения. Также в ней будут заложены создание и организация деятельности «Парка инновационных образовательных и воспитательных технологий» в формате постоянно действующей выставки инноваций в сфере образования и воспитания в разрезе всех муниципальных образований Республики Татарстан. Создание регионального банка инновационных технологий, разработанных на основе новых научных исследований и нормативно-правовых документов системы образования РТ. Организация и проведение ежегодного Межрегионального форума «Инновации в образовании» для специалистов региональных институтов развития образования, информационно-методических служб, представителей факультетов повышения квалификации вузов РФ (ПФО).
Все структурные элементы региональной унифицированной модели инновационной деятельности в системе образования Республики Татарстан нацелены на поступательное и продуктивное профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров образовательных
организаций, обеспечение гибкого научно-обоснованного перехода на новый качественный уровень образовательной системы региона.
Литература
1. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 115-117.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии : анализ зарубежного опыта. Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
3. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 7. С. 40.
4. Полонский В. М. Инновации в образовании: методологический анализ // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 282-284.
5. Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 68-72.
6. Прохорова М. П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004. 23 с.
7. Разумовский О. С. Диалектика оптимального и неоптимального в научных и технических инновациях // Методологические проблемы создания новой техники и технологии. Новосибирск, 1989. 296 с.