О. Л. Березина
(Салехард)
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с развитием региональной системы дополнительного профессионального образования, формулируются подходы в развитии педагогических инноваций и инновационного менеджмента
Качественное изменение содержания образования на основе разработки и корректировки программно-методических средств, введения федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им образовательных технологий является одним из центральных направлений развития современного образования. Его осуществление требует от педагогов вхождения в инновационные процессы. Немаловажную роль в организации обеспечения этих процессов должна сыграть и обновленная региональная система дополнительного профессионального образования. Развивающаяся практика инновационной деятельности учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров потребовала своего научного обоснования.
Терминологический анализ проблемы инновационной деятельности в образовательных учреждениях показал, что содержание понятий «инновационные процессы», «инноватика» в последнее время изменилось. Ранее они использовались для обозначения таких явлений, как «внедрение достижений педагогической науки в практику», «обновление педагогической деятельности», «преобразование педагогического опыта», «перестройка традиционных систем образования», «педагогическое мастерство», «творчество педагога».
Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы, основной акцент в которых делается на взаимосвязи и взаимообусловленности развития и качества образования и инноваций.
Под педагогической инновацией А. Г. Кас-паржак и М. В. Левит понимают образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и (или] культурной традиции концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом на обра-
зовательный процесс и иным подходом к нему. Исходя из этой позиции, инновационным образовательным учреждением следует считать, по мнению авторов, дошкольное, внешкольное ОУ, школу, центр подготовки или переподготовки кадров и т.д., в деятельности которого прослеживаются следующие черты:
- разрабатывается или реализуется иная, чем в обычном образовательном учреждении, модель устройства жизни ребенка;
- разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования;
- ведется поиск другого содержания труда педагога; апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности педагога, его персональной ответственности за содержание и результаты своего труда [1].
Исследование проблем инновационной деятельности осуществлялось в контексте ряда подходов, каждый из которых дает возможность охарактеризовать различные стороны инноваций.
В рамках организационно-деятельностного подхода к проблеме анализа инноваций авторы исследований выделяют в инновационной деятельности её социально-психологический и организационно-управленческий аспекты.
Инновация как результат межиндивиду-ального взаимодействия предполагает, по мнению Л. А. Коростылевой, А. И. Пригожина и О. С. Световой, построение специфических взаимоотношений новатора со средой и требует от него способностей к диалогу [6, 9]. Предметом социально-психологического анализа здесь выступают: баланс интересов разных субъектов (педагогов-новаторов, неформальных групп педагогов, администрации] по отношению к нововведению; актуальные
и потенциальные возможности участников инновационной деятельности, мера необходимости в их дополнительной подготовке (в том числе мотивационной]; сопротивляемость инновациям со стороны тех, кому нововведения не по силам либо для кого освоение нового требует изменения первичного стиля жизни и деятельности, и т.д. [6, 15].
Для организационно-деятельностного подхода к анализу профессиональной деятельности характерно рассмотрение любых процессов с точки зрения их соответствия типу деятельности, а также той или иной социальной кооперации. Критериальное обеспечение такого анализа предполагает привлечение теории деятельности, средств реконструкции и проектирования организационно-деятельностного типа.
В рамках данного подхода к региональной системе дополнительного образования, создающей условия для инноваций, предъявляется требование кооперации различных видов деятельности внутри инновационной системы. Процесс становления и развития инновационной деятельности, являющийся объектом организации и управления, включает следующие этапы: создание авторской идеи; разработка содержания планов и программ посредством реализации идеи в образовательной практике; первичная апробация концепции и её последующая коррекция; реализация идеи и оформление целостности системы инновационной деятельности путем проведения экспериментов; подготовка инновации к использованию в массовой практике [4].
Исследуя проблему организации экспериментальной деятельности, выделяют такие этапы в разработке и освоении инновационной деятельности, как диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий. Завершенность каждого этапа может служить показателем организованности инновационного опыта.
Организованность как критерий оценки инновационной деятельности рассматривается с различных точек зрения: финансовой, нормативно-правовой, материально-технической обеспеченности освоения новшеств.
Наряду с указанным, можно выделить системный подход к исследованию инноваций. Творческий анализ исследований в области педагогических инноваций позволяет выделить некоторые системные признаки инновационного опыта:
- инновационный опыт рассматривается как социально-общественная и социальнопсихологическая характеристика значимости и качества творческой деятельности субъектов;
- результатами инновационной деятельности являются изменения в содержании обучения и воспитания, технологиях, методах и формах организации учебно-воспитательного процесса, а также кардинальные изменения в деятельности образовательного учреждения;
- ведущим компонентом в инновационном опыте выступает проектно-исследовательская деятельность, направленная на решение проблем и основанная на взаимосвязи психолого-педагогической науки и образовательной практики.
Особый интерес представляет процессуально-деятельностный подход, где рассматриваются процессуальные критерии осуществления и оценки эффективности инновационной деятельности. В операциональной структуре инновационного процесса выделяются: действия по переработке имеющихся образовательных проектов и активный поиск инновационной информации; принятие решения о введении новаций; формирование целей и концептуальных подходов к применению новшеств; прогнозирование способов и средств достижения целей; разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы; реанимация инновационных действий; осуществление контроля и коррекции введения новшества; рефлексия самореа-нимации субъекта инновационной деятельности [8, 13, 15].
В последнее время проблемы управления инновационной деятельностью разрабатываются в контексте исследований развития образовательных систем (С. Г. Вершловский, В. П. Ларина, И. И. Проданов и др.] [1, 7, 10].
Конкретные задачи управления инновационными процессами состоят в раскрытии сути новой образовательной идеологии, создании условий для творчества, определении инновационного потенциала, осуществлении информационного и научного обеспечения творческого поиска, развитии корпоративной культуры.
Обобщение результатов исследований, посвященных управлению инновационной деятельностью в социальных системах и образовательных учреждениях, позволили выявить наиболее существенные его характе-
ристики: закономерный, целенаправленный характер изменений; использование новшеств как средств развития системы; получение качественно новых результатов в воспитании, обучении, развитии субъектов и переход системы на новый уровень развития; социальную значимость результатов инновационной деятельности; выстраивание инновационной деятельности в логике эксперимента, имеющего свою структуру и законы развития [4, 10].
В результате анализа работ по стратегическому и инновационному менеджменту нами были сделаны выводы о том, что отличительной характеристикой инновационной региональной системы дополнительного профессионального образования является ее способность создавать конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность посредством рационального использования инновационного потенциала системы в соответствии с выбранной стратегией. Дальнейший анализ данного феномена осуществлен в контексте стратегического инновационного менеджмента, с точки зрения которого наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений и разработать соответствующую стратегию на основе учета инновационного потенциала организации, ресурсов обеспечения успеха, схем внешнего и внутреннего взаимодействия.
Рассмотрим основные характеристики инновационного менеджмента, которые являются обобщением исследований в области инновационного управления: инновационная цель; инновационная деятельность (организационная, финансовая, научно-исследовательская, маркетинговая и др.]; инновационные преобразования; инновационный контроль (контроллинг].
Инновационная цель - ожидаемый идеальный результат внедрения новшеств, способствующих улучшению объекта управления и получению экономического и социального, научно-технического или другого эффекта.
Инновационная деятельность - это целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, распространению новшеств; это процесс творчества, создания новшеств.
Отличительными особенностями инновационного контроля являются: направленность на будущее, на обеспечение конкурентоспособности организации и продукции, са-
мостоятельности, самоконтроля и самоуправления персонала.
Эффективность инновационного менеджмента определяется обоснованностью выбора и реализации инновационной стратегии и инновационных целей в соответствии с инновационным потенциалом, инновационной культурой организации, инновационным климатом внешней среды, а также наличием менеджеров-инноваторов.
Стратегическая инновационная позиция организации определяется на основе совместного изучения инновационного потенциала, инновационной культуры организации, инновационного климата внешней среды.
Инновационный потенциал организации -это способность и мера готовности организации создавать, воспринимать, реализовывать новшества и обеспечивать достижение инновационных целей, проектов и программ.
Инновационная культура организации определяется как такой вид её организационной культуры, который характеризуется инновационной миссией, творческой обстановкой, новаторством, готовностью к риску; постепенным совершенствованием, экспериментаторством, динамизмом; предпринимательской психологией персонала и его высоким образовательным уровнем.
Для формирования инновационной культуры необходимо, чтобы организацию и её структурные подразделения возглавляли менеджеры-инноваторы, являющиеся личностями, предрасположенными к инновационной деятельности, людьми с высокими креативными способностями и обладающими компетенциями в управлении инновационными процессами. В этих целях в Ямало-Ненецком автономном округе разрабатываются программы и систематически проводятся региональные мониторинги инновационной деятельности; разрабатываются и проходят апробацию методики комплексной оценки инновационного потенциала региональных (муниципальных] образовательных систем, модели управления инновационной деятельностью в региональных образовательных системах; организуется специальная подготовка управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента; происходит внедрение в управленческую и образовательную практику новых эффективных методик; обеспечивается готовность педагогических кадров и отдельных образовательных учреждений к реализации иннова-
ционных проектов. Полученные результаты используются специалистами и работниками структурных подразделений региональных органов управления образованием, муниципальных методических служб, участниками стратегических и внедренческих команд образовательных учреждений.
Инновационная деятельность в региональной системе дополнительного профессионального образования связана с попытками найти эффективные подходы к решению проблемы приведения ее в соответствие с изменившимися ценностными ориентирами педагогов и постоянно меняющимися условиями внешней среды (политическими, социальными, экономическими и т.д.]. Основу инновационных процессов составляет творческая деятельность субъектов образовательной сферы. Как известно, психологический механизм творчества имеет двухуровневую структуру: верхний (терминальный] уровень представляет собой совокупность свойств, обеспечивающих творческую направленность и образующих системное качество - креативность (А. И. Субетто]; нижний (инструментальный] уровень составляют свойства, обеспечивающие возможность актуального развития потенциала человека в конкретной деятельности. Учет того факта, что на сегодняшний день выявление взаимосвязи и взаимозависимости этих двух уровней представляют особую значимость для инновационной практики, и определил выбор в качестве предмета экспериментального изучения условия, позволяющие «наращивать» инновационный потенциал региональной системы дополнительного профессионального образования.
В теории инновационного менеджмента выделяются две схемы анализа инновационного потенциала: деятельностная и диагностическая.
Деятельностный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и включает в себя: описание системной нормативной
модели внутренней среды; установление фактического состояния среды по всем блокам (продуктовому, функциональному, ресурсному, организационному, управленческому]; анализ рассогласования нормативных и фактических значений параметров; составление примерного перечня работ по инновационному преобразованию.
Диагностический анализ используется в тех случаях, когда существуют ограничения в сроках, отсутствует необходимая информация, а также при проведении локальных исследований, имеющих целью оценку конкретных параметров, которые, в соответствии с гипотезой, в наибольшей степени влияют на потенциал в целом.
Инновационный потенциал системы рассматривается как совокупность ее свойств, обеспечивающих возможность эффективного решения проблем развития дополнительного профессионального образования, которые не могут быть решены путем использования ранее известных (традиционных] подходов и средств.
К числу системообразующих свойств, характеризующих инновационный потенциал, относят: креативность субъектов образовательной системы; выраженность творческой активности педагогов и педагогических коллективов; инновационно-корпоративный климат региональной образовательной среды, проявляющийся в степени согласованности инновационных действий ее субъектов.
В настоящее время в Ямало-Ненецком округе формируется система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационной проблематики, способных реализовывать свои знания в интересах развития инновационной образовательной среды. Развитие инновационного потенциала региональной системы дополнительного профессионального образования является важнейшим фактором формирования региональных инновационных стратегий и создания целостной региональной инновационной образовательной системы.
Литература
1. Вершловский С. Г. Управление инновационными процессами в образовании // Андрагог в открытом обществе : материалы рос.-польск. сем. / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. -СПб. ; Иркутск ; Плоцк, 2000. - С 116-123.
2. Иванова С. В., Кожевникова О. Н. Модели сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом обра-
зовании // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. материалов Четвертого между-народ. методологич. сем., Санкт-Петербург, 1-24 февраля 2011 г. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2011. - С. 107118.
3. Иванова Э. В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Научно-методическое обеспечение управления качеством образования : сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. - Тверь, 2002. - С. 43-51.
4. Кваша В. П. Управление инновационными профессиями в образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 1994. - 24 с.
5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 222 с.
6. Коростылева Л. А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб.: Центр. ин-т повыш. ква-лиф. руководящих работников проф. образования, 1995. - 32 с.
7. Ларина В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : сб. материалов Второй заоч. межрегионал. науч.-практич. конф. - М. : ИЦПКПС МГИСС ; Воронеж : ВОИПКРО, 2005. - С. 298302.
8. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. - М.: Новая школа, 1997. - 120 с.
9. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
10. Проданов И. И. Теория и практика управлением развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе : автореф. дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 1998. - 35 с.
11. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
12. Стратегический менеджмент вуза : учебное пособие // А. Л. Гавриков, Т. А. Каплунович, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин, Р. М. Шерайзина и др. - Великий Новгород : НовГУ, 2003. - 328 с.
13. Шерайзина Р. М. Инновационный менеджмент : учеб.-мето-дич. комплекс. - Великий Новгород : НовГУ, 2010. - 58 с.
14. Шерайзина Р. М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. - Великий Новгород : НовГУ, 1994. - 58 с.
15. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики : метод. пособие. - М., 1991. - 91 с.