Научная статья на тему 'Развитие инновационного потенциала региональной системы дополнительного профессионального образования'

Развитие инновационного потенциала региональной системы дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATION CULTURE / INNOVATION CAPACITY / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL-AND-ACTIVITY APPROACH / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Ольга Леонидовна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с развитием региональной системы дополнительного профессионального образования, формулируются подходы в развитии педагогических инноваций и инновационного менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of innovation capacity of the regional system of continuing professional education

The article deals with the number of issues related to the development of a regional system of additional vocational education. The author formulates approaches to the development of pedagogical innovations and innovative managerial practice

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного потенциала региональной системы дополнительного профессионального образования»

О. Л. Березина

(Салехард)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с развитием региональной системы дополнительного профессионального образования, формулируются подходы в развитии педагогических инноваций и инновационного менеджмента

Качественное изменение содержания образования на основе разработки и корректировки программно-методических средств, введения федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им образовательных технологий является одним из центральных направлений развития современного образования. Его осуществление требует от педагогов вхождения в инновационные процессы. Немаловажную роль в организации обеспечения этих процессов должна сыграть и обновленная региональная система дополнительного профессионального образования. Развивающаяся практика инновационной деятельности учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров потребовала своего научного обоснования.

Терминологический анализ проблемы инновационной деятельности в образовательных учреждениях показал, что содержание понятий «инновационные процессы», «инноватика» в последнее время изменилось. Ранее они использовались для обозначения таких явлений, как «внедрение достижений педагогической науки в практику», «обновление педагогической деятельности», «преобразование педагогического опыта», «перестройка традиционных систем образования», «педагогическое мастерство», «творчество педагога».

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы, основной акцент в которых делается на взаимосвязи и взаимообусловленности развития и качества образования и инноваций.

Под педагогической инновацией А. Г. Кас-паржак и М. В. Левит понимают образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и (или] культурной традиции концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом на обра-

зовательный процесс и иным подходом к нему. Исходя из этой позиции, инновационным образовательным учреждением следует считать, по мнению авторов, дошкольное, внешкольное ОУ, школу, центр подготовки или переподготовки кадров и т.д., в деятельности которого прослеживаются следующие черты:

- разрабатывается или реализуется иная, чем в обычном образовательном учреждении, модель устройства жизни ребенка;

- разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования;

- ведется поиск другого содержания труда педагога; апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности педагога, его персональной ответственности за содержание и результаты своего труда [1].

Исследование проблем инновационной деятельности осуществлялось в контексте ряда подходов, каждый из которых дает возможность охарактеризовать различные стороны инноваций.

В рамках организационно-деятельностного подхода к проблеме анализа инноваций авторы исследований выделяют в инновационной деятельности её социально-психологический и организационно-управленческий аспекты.

Инновация как результат межиндивиду-ального взаимодействия предполагает, по мнению Л. А. Коростылевой, А. И. Пригожина и О. С. Световой, построение специфических взаимоотношений новатора со средой и требует от него способностей к диалогу [6, 9]. Предметом социально-психологического анализа здесь выступают: баланс интересов разных субъектов (педагогов-новаторов, неформальных групп педагогов, администрации] по отношению к нововведению; актуальные

и потенциальные возможности участников инновационной деятельности, мера необходимости в их дополнительной подготовке (в том числе мотивационной]; сопротивляемость инновациям со стороны тех, кому нововведения не по силам либо для кого освоение нового требует изменения первичного стиля жизни и деятельности, и т.д. [6, 15].

Для организационно-деятельностного подхода к анализу профессиональной деятельности характерно рассмотрение любых процессов с точки зрения их соответствия типу деятельности, а также той или иной социальной кооперации. Критериальное обеспечение такого анализа предполагает привлечение теории деятельности, средств реконструкции и проектирования организационно-деятельностного типа.

В рамках данного подхода к региональной системе дополнительного образования, создающей условия для инноваций, предъявляется требование кооперации различных видов деятельности внутри инновационной системы. Процесс становления и развития инновационной деятельности, являющийся объектом организации и управления, включает следующие этапы: создание авторской идеи; разработка содержания планов и программ посредством реализации идеи в образовательной практике; первичная апробация концепции и её последующая коррекция; реализация идеи и оформление целостности системы инновационной деятельности путем проведения экспериментов; подготовка инновации к использованию в массовой практике [4].

Исследуя проблему организации экспериментальной деятельности, выделяют такие этапы в разработке и освоении инновационной деятельности, как диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий. Завершенность каждого этапа может служить показателем организованности инновационного опыта.

Организованность как критерий оценки инновационной деятельности рассматривается с различных точек зрения: финансовой, нормативно-правовой, материально-технической обеспеченности освоения новшеств.

Наряду с указанным, можно выделить системный подход к исследованию инноваций. Творческий анализ исследований в области педагогических инноваций позволяет выделить некоторые системные признаки инновационного опыта:

- инновационный опыт рассматривается как социально-общественная и социальнопсихологическая характеристика значимости и качества творческой деятельности субъектов;

- результатами инновационной деятельности являются изменения в содержании обучения и воспитания, технологиях, методах и формах организации учебно-воспитательного процесса, а также кардинальные изменения в деятельности образовательного учреждения;

- ведущим компонентом в инновационном опыте выступает проектно-исследовательская деятельность, направленная на решение проблем и основанная на взаимосвязи психолого-педагогической науки и образовательной практики.

Особый интерес представляет процессуально-деятельностный подход, где рассматриваются процессуальные критерии осуществления и оценки эффективности инновационной деятельности. В операциональной структуре инновационного процесса выделяются: действия по переработке имеющихся образовательных проектов и активный поиск инновационной информации; принятие решения о введении новаций; формирование целей и концептуальных подходов к применению новшеств; прогнозирование способов и средств достижения целей; разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы; реанимация инновационных действий; осуществление контроля и коррекции введения новшества; рефлексия самореа-нимации субъекта инновационной деятельности [8, 13, 15].

В последнее время проблемы управления инновационной деятельностью разрабатываются в контексте исследований развития образовательных систем (С. Г. Вершловский, В. П. Ларина, И. И. Проданов и др.] [1, 7, 10].

Конкретные задачи управления инновационными процессами состоят в раскрытии сути новой образовательной идеологии, создании условий для творчества, определении инновационного потенциала, осуществлении информационного и научного обеспечения творческого поиска, развитии корпоративной культуры.

Обобщение результатов исследований, посвященных управлению инновационной деятельностью в социальных системах и образовательных учреждениях, позволили выявить наиболее существенные его характе-

ристики: закономерный, целенаправленный характер изменений; использование новшеств как средств развития системы; получение качественно новых результатов в воспитании, обучении, развитии субъектов и переход системы на новый уровень развития; социальную значимость результатов инновационной деятельности; выстраивание инновационной деятельности в логике эксперимента, имеющего свою структуру и законы развития [4, 10].

В результате анализа работ по стратегическому и инновационному менеджменту нами были сделаны выводы о том, что отличительной характеристикой инновационной региональной системы дополнительного профессионального образования является ее способность создавать конкурентные преимущества и повышать конкурентоспособность посредством рационального использования инновационного потенциала системы в соответствии с выбранной стратегией. Дальнейший анализ данного феномена осуществлен в контексте стратегического инновационного менеджмента, с точки зрения которого наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений и разработать соответствующую стратегию на основе учета инновационного потенциала организации, ресурсов обеспечения успеха, схем внешнего и внутреннего взаимодействия.

Рассмотрим основные характеристики инновационного менеджмента, которые являются обобщением исследований в области инновационного управления: инновационная цель; инновационная деятельность (организационная, финансовая, научно-исследовательская, маркетинговая и др.]; инновационные преобразования; инновационный контроль (контроллинг].

Инновационная цель - ожидаемый идеальный результат внедрения новшеств, способствующих улучшению объекта управления и получению экономического и социального, научно-технического или другого эффекта.

Инновационная деятельность - это целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, распространению новшеств; это процесс творчества, создания новшеств.

Отличительными особенностями инновационного контроля являются: направленность на будущее, на обеспечение конкурентоспособности организации и продукции, са-

мостоятельности, самоконтроля и самоуправления персонала.

Эффективность инновационного менеджмента определяется обоснованностью выбора и реализации инновационной стратегии и инновационных целей в соответствии с инновационным потенциалом, инновационной культурой организации, инновационным климатом внешней среды, а также наличием менеджеров-инноваторов.

Стратегическая инновационная позиция организации определяется на основе совместного изучения инновационного потенциала, инновационной культуры организации, инновационного климата внешней среды.

Инновационный потенциал организации -это способность и мера готовности организации создавать, воспринимать, реализовывать новшества и обеспечивать достижение инновационных целей, проектов и программ.

Инновационная культура организации определяется как такой вид её организационной культуры, который характеризуется инновационной миссией, творческой обстановкой, новаторством, готовностью к риску; постепенным совершенствованием, экспериментаторством, динамизмом; предпринимательской психологией персонала и его высоким образовательным уровнем.

Для формирования инновационной культуры необходимо, чтобы организацию и её структурные подразделения возглавляли менеджеры-инноваторы, являющиеся личностями, предрасположенными к инновационной деятельности, людьми с высокими креативными способностями и обладающими компетенциями в управлении инновационными процессами. В этих целях в Ямало-Ненецком автономном округе разрабатываются программы и систематически проводятся региональные мониторинги инновационной деятельности; разрабатываются и проходят апробацию методики комплексной оценки инновационного потенциала региональных (муниципальных] образовательных систем, модели управления инновационной деятельностью в региональных образовательных системах; организуется специальная подготовка управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента; происходит внедрение в управленческую и образовательную практику новых эффективных методик; обеспечивается готовность педагогических кадров и отдельных образовательных учреждений к реализации иннова-

ционных проектов. Полученные результаты используются специалистами и работниками структурных подразделений региональных органов управления образованием, муниципальных методических служб, участниками стратегических и внедренческих команд образовательных учреждений.

Инновационная деятельность в региональной системе дополнительного профессионального образования связана с попытками найти эффективные подходы к решению проблемы приведения ее в соответствие с изменившимися ценностными ориентирами педагогов и постоянно меняющимися условиями внешней среды (политическими, социальными, экономическими и т.д.]. Основу инновационных процессов составляет творческая деятельность субъектов образовательной сферы. Как известно, психологический механизм творчества имеет двухуровневую структуру: верхний (терминальный] уровень представляет собой совокупность свойств, обеспечивающих творческую направленность и образующих системное качество - креативность (А. И. Субетто]; нижний (инструментальный] уровень составляют свойства, обеспечивающие возможность актуального развития потенциала человека в конкретной деятельности. Учет того факта, что на сегодняшний день выявление взаимосвязи и взаимозависимости этих двух уровней представляют особую значимость для инновационной практики, и определил выбор в качестве предмета экспериментального изучения условия, позволяющие «наращивать» инновационный потенциал региональной системы дополнительного профессионального образования.

В теории инновационного менеджмента выделяются две схемы анализа инновационного потенциала: деятельностная и диагностическая.

Деятельностный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и включает в себя: описание системной нормативной

модели внутренней среды; установление фактического состояния среды по всем блокам (продуктовому, функциональному, ресурсному, организационному, управленческому]; анализ рассогласования нормативных и фактических значений параметров; составление примерного перечня работ по инновационному преобразованию.

Диагностический анализ используется в тех случаях, когда существуют ограничения в сроках, отсутствует необходимая информация, а также при проведении локальных исследований, имеющих целью оценку конкретных параметров, которые, в соответствии с гипотезой, в наибольшей степени влияют на потенциал в целом.

Инновационный потенциал системы рассматривается как совокупность ее свойств, обеспечивающих возможность эффективного решения проблем развития дополнительного профессионального образования, которые не могут быть решены путем использования ранее известных (традиционных] подходов и средств.

К числу системообразующих свойств, характеризующих инновационный потенциал, относят: креативность субъектов образовательной системы; выраженность творческой активности педагогов и педагогических коллективов; инновационно-корпоративный климат региональной образовательной среды, проявляющийся в степени согласованности инновационных действий ее субъектов.

В настоящее время в Ямало-Ненецком округе формируется система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационной проблематики, способных реализовывать свои знания в интересах развития инновационной образовательной среды. Развитие инновационного потенциала региональной системы дополнительного профессионального образования является важнейшим фактором формирования региональных инновационных стратегий и создания целостной региональной инновационной образовательной системы.

Литература

1. Вершловский С. Г. Управление инновационными процессами в образовании // Андрагог в открытом обществе : материалы рос.-польск. сем. / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. -СПб. ; Иркутск ; Плоцк, 2000. - С 116-123.

2. Иванова С. В., Кожевникова О. Н. Модели сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом обра-

зовании // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. материалов Четвертого между-народ. методологич. сем., Санкт-Петербург, 1-24 февраля 2011 г. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2011. - С. 107118.

3. Иванова Э. В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Научно-методическое обеспечение управления качеством образования : сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. - Тверь, 2002. - С. 43-51.

4. Кваша В. П. Управление инновационными профессиями в образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 1994. - 24 с.

5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 222 с.

6. Коростылева Л. А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. - СПб.: Центр. ин-т повыш. ква-лиф. руководящих работников проф. образования, 1995. - 32 с.

7. Ларина В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : сб. материалов Второй заоч. межрегионал. науч.-практич. конф. - М. : ИЦПКПС МГИСС ; Воронеж : ВОИПКРО, 2005. - С. 298302.

8. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. - М.: Новая школа, 1997. - 120 с.

9. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.

10. Проданов И. И. Теория и практика управлением развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе : автореф. дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 1998. - 35 с.

11. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

12. Стратегический менеджмент вуза : учебное пособие // А. Л. Гавриков, Т. А. Каплунович, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин, Р. М. Шерайзина и др. - Великий Новгород : НовГУ, 2003. - 328 с.

13. Шерайзина Р. М. Инновационный менеджмент : учеб.-мето-дич. комплекс. - Великий Новгород : НовГУ, 2010. - 58 с.

14. Шерайзина Р. М., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. - Великий Новгород : НовГУ, 1994. - 58 с.

15. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики : метод. пособие. - М., 1991. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.