Научная статья на тему 'Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций'

Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / DEVELOPMENT OF TEACHERS’ COMPETENCE / EXPERIMENTAL AND INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATIONS IN EDUCATION / PROGRAMME FOR DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / MODERN SCIENTIFIC APPROACHES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Маргарита Ивановна, Шустова Любовь Порфирьевна, Данилов Сергей Вячеславович

Представлен пример организации экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области, объединенных участием в областной программе развития инновационных процессов. Программа развития инновационных процессов реализуется на протяжении почти четверти века, создает условия для развития профессионального мастерства и компетентности педагогов. Работа по программе осуществлялась на экспериментальных площадках и в научно-методических центрах благодаря исследовательской деятельности на основе разнообразных научных подходов. Выявление этих подходов и описание подготовки педагогов к их реализации стали целью статьи. Используя в качестве метода исследования анализ документов, авторы идентифицировали научные подходы, используемые участниками программы. Через призму системного, деятельностного, компетентностного, аксиологического, акмеологического, личностно ориентированного, культурологического, средового, кластерного и гендерного подходов проанализированы тематика и содержание инновационной деятельности участников программы развития инновационных процессов. Новизной данного исследования стало осмысление опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Ульяновской области как ресурса развития профессиональных компетентности педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Маргарита Ивановна, Шустова Любовь Порфирьевна, Данилов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Teachers’ Competence in the Contextof Modern Scientific Approaches to the Innovative Activityof Educational Organizations

The article presents an example of the organization of experimental and innovative activities in the educational institutions of Ulyanovsk oblast united by the regional programme for development of innovative processes. Being implemented for almost a quarter of a century, the programme for development of innovative processes creates the conditions for the development of professional skills and teachers’ competence. This became possible due to the fact that the participants in the programme for development of innovative processes (such as experimental sites and scientific and methodological centres) implement scientific inquiry and research activities on the basis of a variety of scientific approaches. The identification of these approaches and the description of training of teachers for its implementation have become the goal of this article. Using the analysis of documents as a method of research, the authors managed to identify the scientific approaches used by the programme participants. The subject and content of the innovation activities of participants in the programme for development of innovative processes were analysed through the prism of the implementation of the system, activity, competence, axiological, acmeological, personalityoriented, culturological, environmental, cluster and gender approaches. The novelty of this study consisted in the comprehension of the experience of innovative activity of educational institutions of the Ulyanovsk oblast as a resource for the development of the professional competencies of teachers. The applied aspect of the investigated problem can be implemented in the pedagogical practical trainings for educational organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций»

акмеология образования

УДК 37.012

развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций

М. И. Лукьянова, Л. П. Шустова, С. В. данилов

Лукьянова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия, [email protected]

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия, [email protected]

Данилов Сергей Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия, [email protected]

Представлен пример организации экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области, объединенных участием в областной программе развития инновационных процессов. Программа развития инновационных процессов реализуется на протяжении почти четверти века, создает условия для развития профессионального мастерства и компетентности педагогов. Работа по программе осуществлялась на экспериментальных площадках и в научно-методических центрах благодаря исследовательской деятельности на основе разнообразных научных подходов. Выявление этих подходов и описание подготовки педагогов к их реализации стали целью статьи. Используя в качестве метода исследования анализ документов, авторы идентифицировали научные подходы, используемые участниками программы. Через призму системного, деятельностного, компетентностного, аксиологического, акмеологического, личностно ориентированного, культурологического, средового, кластерного и гендерного подходов проанализированы тематика и содержание инновационной деятельности участников программы развития инновационных процессов. Новизной данного исследования стало осмысление опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Ульяновской области как ресурса развития профессиональных компетентности педагогов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в педагогической практике образовательных организаций.

Ключевые слова: развитие компетентности педагогов, экспериментальная и инновационная деятельность, инновации в образовании, программа развития инновационных процессов в образовательных организациях, современные научные подходы в образовании.

№. 10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109

Актуализация проблемы исследования

Развитие процессов глобализации, стремительный технологический прогресс в начале XXI в. приводят к формированию постоянно увеличивающегося запроса на инновации, обеспечивающие успех в борьбе за темпы социально-экономического роста государств. В современной России формирование национальных инновационных систем является одним из важнейших политических приоритетов.

Ключевым элементом любой инновационной системы являются люди, располагающие качествами, необходимыми для создания, распространения и освоения новшеств. Эти качества могут в полной мере сформироваться только в сфере образования. Соответственно, развитие государства требует становления инновационных систем в образовании, продуктом которых являются образовательные инновации, составляющие их «центральное звено», суть и смысл существования [1].

На конкретных территориях национальная инновационная система реализуется в региональных инновационных инфраструктурах, которые создаются «в целях <...> развития сферы образования с учётом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.» [2].

В Ульяновской области такая инфраструктура представлена федеральными экспериментальными площадками, школами - победителями конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и образовательными учреждениями, объединёнными участием в областной «Программе развития инновационных процессов в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2015-2020 гг.» (далее - Программа РИП). Главной целью программы является «научно-методическое и организационное обеспечение инновационного развития системы образования Ульяновской области» [3, с. 8]. При этом вовлечение педагогов в поисково-исследовательскую работу, в научную деятельность изначально рассматривалось разработчиками программы как способ поддержки профессионального мастерства и развития компетентности педагога.

С момента появления Программы РИП научный поиск ведётся во многих направлениях [4]. Это потребовало от педагогических коллективов, научных руководителей и консультантов выбора научного подхода, релевантного целям и задачам исследовательской работы. В настоящее время на экспериментальных площадках и в научно-методических центрах активно используется не менее десятка научных подходов, среди которых системный, деятельностный, компетентностный, аксиологический, акмеологический, личностно ориентированный, культурологический, средо-вый, кластерный, гендерный. Такое многообразие подходов, использующихся в практике инновационной инфраструктуры в региональной системе образования, требует целенаправленной подготовки педагогических кадров к их осмыслению и реализации, что обеспечивает, в конечном итоге, эффективность Программы РИП. В статье мы рассмотрим научные подходы педагогических

коллективов экспериментальных площадок и научно-методических центров Ульяновской области через призму формирования и развития компетентности педагогов.

реализация научных подходов в условиях формирования компетентности педагогов

Одним из подходов, который получил широкое развитие в образовательных организациях региона в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, является системный. Как известно, системный поход предполагает отношение к образованию как к системе - совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов, образующих некое единство [5]. Реализация системного подхода в образовательных организациях Ульяновской области выстраивается как создание и развитие системы менеджмента, управление качеством образования, организация различных видов деятельности как систем. Так, в рамках инновационной деятельности педагоги разрабатывают систему менеджмента качества в школе, работают над созданием системы мониторинга качества образования в условиях введения ФГОС общего образования, организуют многоступенчатую систему тьюторства как технологию развития одарённых учащихся, реализуют стандарты нового поколения в русле системно-деятельностного подхода в обучении.

Системный подход ориентирует учителя на то, чтобы рассматривать любой педагогический объект в трёх взаимосвязанных аспектах: как явление, как процесс и как деятельность. В рамках научно-методических семинаров педагоги анализируют педагогический процесс с точки зрения таких категорий, как «система», «отношение», «связь», «взаимодействие», что позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у элементов, составляющих систему. Подготовка педагогов к реализации системного подхода [6] направлена на развитие способности анализировать и описывать качественные характеристики педагогической системы: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность. Кроме того, освоение педагогами предметного, функционального и исторического аспектов системного подхода делают возможной реализацию ими исследовательской деятельности в соответствии с единством принципов историзма, конкретности, учета всесторонних связей и развития.

При реализации ФГОС актуальным является деятельностный подход, сущность его состоит в направлении педагогических усилий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, посредством которой «человек

усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества» [7]. Вектор научно-исследовательского поиска педагогов Ульяновской области в рамках данного подхода направлен на развитие как компонентов самой деятельности - универсальных учебных действий, метапред-метных результатов образования, так и различных видов деятельности - учебной, внеурочной, проектной. В образовательных организациях области разрабатываются способы и приёмы развития универсальных учебных действий учащихся на учебном занятии, создаются организационно-педагогические условия для включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся, исследуется проблема развития воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности и др.

Подчеркнем, что реализация деятельностного подхода - это основное требование к организации образовательного процесса, выдвигаемое федеральными государственными образовательными стандартами общего образования перед педагогами, а значит, обязательный к исполнению компонент их профессиональной деятельности. Освоение данного подхода обеспечивается в процессе образовательно-формирующего взаимодействия педагогов в рамках корпоративного обучения, а также в процессе повышения квалификации посредством включения для обязательной реализации следующих этапов: 1) актуализации значимых профессиональных проблем педагогической деятельности учителя; 2) конкретизации: рассмотрения сути проблемы, её основных закономерностей и соотношения с профессионально значимыми качествами учителя; 3) проблематиза-ции: вскрытия противоречий в профессиональной деятельности учителя, обсуждения проблемных вопросов; 4) активизации: включения педагогов в совместный поиск решения возникающих профессиональных трудностей; 5) перевода теоретических вопросов изучаемой проблемы в практическую плоскость; 6) рекомендаций: советов по дальнейшему изучению проблемы путем самообразования, освоения профессионального поведения на концептуальном уровне. Такой алгоритм позволяет педагогу овладеть всеми компонентами деятельности (мотивационным, операциональным, рефлексивно-оценочным) и обеспечить их освоение обучающимися.

Современное развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной и независимой личности, способной ориентироваться в быстро меняющемся социуме. В связи с этим одним из наиболее актуальных стратегических направлений развития системы образования в нашей стране становится реализация личностно ориентированного подхода. В его основе личность ребенка, ее самобытность и самоценность [8]. Развивая инновационную

деятельность с позиции личностно ориентированного подхода, ульяновские педагоги-исследователи направляют свое внимание на развитие познавательной, мотивационной, эмоциональной, социальной и личностной сфер субъектов образовательных отношений. Развитие познавательной мотивации школьников осуществляется благодаря раскрытию потенциала личностно-развивающих учебных ситуаций, изучаются педагогические условия раскрытия личностного потенциала в сфере внеучебной жизнедеятельности школьного сообщества, разрабатываются методические основы самореализации учащихся в учебном процессе на основе педагогической поддержки.

Развивая компетентность в рамках личностно ориентированного подхода, необходимо, на наш взгляд, фокусировать внимание и усилия педагогов на создание в школе соответствующей образовательной среды. В ней должны обеспечиваться такие направления взаимодействия педагогов, как: актуализация ценностно-смысловых аспектов работы и субъективных возможностей педагога деятельности; проектирование и освоение личностно ориентированной педагогической деятельности; развитие профессионально значимых личностных качеств и полисубъектной позиции учителя; организация процесса самопознания, анализа и самоанализа социального и профессионального контекста жизнедеятельности педагога. Создание личностно-развивающей образовательной среды в школе предполагает гибкую систему форм и методов, преимущественно активного обучения, при котором внимание педагога акцентируется на субъектной позиции ученика и его готовности к самоопределению.

Компетентностный подход в настоящее время рассматривается как парадигма смены ценностных ориентиров и целей образования и предполагает, что результаты обучения признаются значимыми за пределами системы образования. Основная его идея заключается в том, что образование должно давать не разрозненные знания, умения и навыки, а развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных социально-производственных условиях [9]. В рамках реализации компетент-ностного подхода образовательные организации Ульяновской области занимаются исследованием проблем формирования и развития различных компетентностей, как у педагогов, так и у обучающихся: коммуникативных, рефлексивных, информационных и др. Например, педагогическим сообществом активно разрабатываются: проблема формирования поликультурной компетентности воспитанников гимназии, социально-трудовой компетентности учащихся, информационной компетентности школьников, профессиональной компетентности педагогов, коммуникативной компетентности педагогов как ресурса психологического благополучия субъектов образовательного процесса, рефлек-

сивной компетентности педагогов на основе рефлексивно-деятельностного подхода.

Освоение компетентностного подхода педагогами происходит эффективно, если осуществляется по двум содержательным линиям: во-первых, это - изучение Профессионального стандарта педагога, утвержденного в октябре 2013 г., где излагаются требования к профессиональным компетенциям педагога. Проводимые для педагогов научно-практические семинары и лектории направлены на принятие содержания данного документа в качестве главного методического ориентира в профессиональной деятельности. Во-вторых, внимание педагога, работающего в русле компетентностного подхода, акцентируется на требованиях ФГОС ОО обеспечивать в рамках образовательного процесса три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Развивая эти аспекты компетентности, администрация и педагогические коллективы образовательных организаций повышают уровень своей профессиональной успешности, конкурентоспособности и востребованности на рынке образовательных услуг.

Ещё один подход - аксиологический - свойствен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека [8, 10]. Деятельность педагогов-исследователей Ульяновской области при реализации данного подхода направлена на формирование и развитие у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как Родина, семья, здоровье, жизнь, труд и многих других. Усилия педагогов нацелены на формирование у воспитанников фамилистических ценностей в рамках реализации программы «Мир семьи», формирование гуманных чувств и отношений у дошкольников в процессе взаимодействия работников детского сада с родителями воспитанников, культивирование у воспитанников ценностей Родины, патриотизма, гражданственности и др.

Развитие компетентности педагога в рамках аксиологического подхода предполагает их ориентацию на такие гуманистические ценности, как Познание, Личность (в двух ее ипостасях -Я-личность и Другой-личность), Общественно полезная деятельность, Творчество, Ответственность. Принятие этих ценностей педагогом означает их активное формирование у обучающихся в процессе учебной и воспитательной деятельности. Для включения учителей в освоение аксиологического подхода организуются обучающие семинары (тренинги), помогающие осознать цели и ценности профессионально-педагогической де-

ятельности, соотнести их с личными смыслами, овладеть соответствующей методикой работы с детьми. Готовность учителя к успешной реализации аксиологического подхода обеспечивается организацией профессионального взаимодействия в следующей последовательности: организация рефлексивно-инновационной среды, направленной на осознание, переосмысление коллективных и личных ценностей и смыслов; пересмотр неконструктивной системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и создание в образовательном учреждении деловой, проникнутой духом взаимоподдержки атмосферы; использование договора как основного механизма взаимодействия в сообществе детей и взрослых; поиск способов развития внутренней свободы и инициативы каждого субъекта педагогической деятельности; переход к системе личностно ориентированного взаимодействия, характеризующейся внутренней и внешней открытостью и готовностью к диалогу, к работе в команде [8].

В настоящее время в образовательной практике утверждается направление, обеспечивающее его гуманизацию и гуманитаризацию, в основе которых лежит принцип культуросообразности образования. Методологической основой реализации этого принципа является культурологический подход, анализирующий педагогические факты и явления с учетом культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. При использовании такого подхода педагогами Ульяновской области исследуются возможности трансляции культуры путем построения системы поликультурного образования и приобщения воспитанников к культурно-историческим ценностям региона. Культурологический подход осуществляется с использованием ресурсов и содержания культуры, например, изучения этнокультурного потенциала народов Поволжья, детской и молодежной субкультур как ресурса воспитания школьников, организации трансляции культуры: системы поликультурного образования в сельской многонациональной школе, приобщения дошкольников к культурно-историческим ценностям своего региона, преодоления социальных рисков духовно-нравственного развития детей и подростков в условиях Школы народной культуры.

Подготовка педагогов к реализации культурологического подхода направлена на формирование их компетентности для применения современных образовательных технологий, способствующих формированию поликультурной идентичности и толерантности обучающихся [11]. Программа подготовки педагогов включает в себя следующие этапы: а) ориентационный - формирование системы знаний о сущности культурологического подхода в образовании, многообразии субкультур (этнических, гендерных, возрастных, конфессиональных), представленных в образовательных организациях; б) познавательный - формирование целостных представлений о методах реализации культуроло-

гического подхода в педагогической деятельности; в) деятельностный - овладение практическими способами его реализации на уроке, во внеурочной и внеклассной работе. На занятиях с педагогами используются многообразные формы и методы, направленные на развитие их поликультурной компетентности: мини-лекций, экспресс-тренингов, мастер-классов, круглых столов и др.

Сегодня одним из перспективных для школы является акмеологический подход в образовании. Его необходимость в учебно-воспитательном и управленческом процессах образовательных организаций очевидна, поскольку общество ожидает от школ, колледжей, чтобы их выпускники были коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Применение в образовательных организациях акмеологическо-го подхода способствует профессионально-личностному развитию и самореализации педагогов и обучающихся, повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда [12]. Обозначим проблемное поле исследований ульяновских педагогов в рамках реализации данного подхода: акмеологическое моделирование, позволяющее эффективно управлять профессионально-личностным развитием субъектов образовательного процесса; подготовка конкурентоспособных специалистов благодаря социальному партнерству, созданию акмеологически ориентированной образовательной среды, обеспечивающей достижение учащимися метапредметных образовательных результатов.

С целью реализации акмеологического подхода в образовании организуется акмеологическое просвещение педагогов, главные задачи которого - изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства, на достижение успешности в педагогической деятельности, а также развитие характеристик личности, позволяющих педагогу соответствовать нормативным требованиям профессии. Внимание педагогов обращается на две стороны профессионализма: мотивационную (профессиональные мотивы, ценности, идеалы, понимание значимости профессии, владение этическими нормами) и операционально-технологическую (результативность, эффективность труда, достижение статуса в профессии, владение приемами профессионального роста, «многовершинность» в профессиональном росте, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, конструктивное общение в профессии). В области с 2007 г. плодотворно работает научная школа педагогов «АКМЕ», участники которой проводят диссертационные исследования. Акмеологическая тематика включена в курсы повышения квалификации педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций. Школа акмеологического сотрудничества возникла как взаимодействие нескольких образова-

тельных организаций, разрабатывающих акмеоло-гическую проблематику и стремящихся к обмену опытом профессиональной деятельности.

В методологии современной педагогической науки особое место занимает использование средового подхода в образовании - дошкольном, общем, профессиональном, который обозначен как перспективный на уровне ЮНЕСКО. Он осуществляется через специально формируемую среду управления процессом развития учащегося, включающую осуществление базовых функций - развивающей, воспитательной, обучающей. Исследовательская деятельность в рамках этого подхода в образовательных организациях Ульяновской области направлена на создание новых компонентов образовательной среды: малых педагогических пространств, кадетского компонента, информационно-библиотечной, здоровьесберегающей и музейной сред. Например, педагогами исследуются образовательные возможности безбарьерной среды как условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад, разрабатывается проблема формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования, изучается потенциал социокультурной среды - возможности краеведческого музея педагогического колледжа как фактора социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, на базе музея проводятся разнообразные мероприятия для общественности, в том числе для школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Использование педагогом средового подхода связано с рассмотрением процесса развития личности в условиях окружающей среды и взаимодействия с ней. Освоение учителем средового подхода происходит на основе признания трех равноправных участников образовательного процесса - педагога, ребенка и окружающей среды, осознания, что многие возникающие в педагогической практике вопросы необходимо рассматривать через призму средовых особенностей. Среда нуждается в специальной организации, соответствующей заданной образовательной цели, и для этого педагог в максимальной степени должен использовать условия, возможности, все средо-вые ресурсы (предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические) для развития личности ребенка: в этом контексте организуется научно-методическая и исследовательская деятельность педагогов по освоению средового подхода.

Современное экономическое пространство России характеризуется становлением и функционированием разнообразных промышленных кластеров, с развитием которых связывают рост экономики регионов. Среди кластеров Ульяновской области особая роль принадлежит ядерному инновационному, предприятия которого сосре-

доточены в г. Димитровграде: различные образовательные организации, в том числе участники Программы РИП. Выбрав в качестве методологической основы инновационной деятельности кластерный подход, они разворачивают свой научный поиск в сфере новых возможностей экономического и социального развития общества благодаря деятельности по созданию кластеров. Такие возможности педагоги-исследователи видят, например, в использовании ядерно-инновационного кластера региона в целях формирования у детей и подростков гражданской принадлежности и региональной идентичности, в интеграции образовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер с целью развития одаренности учащихся, профессиональной и личностной самореализации как детей, так и педагогов.

Освоение педагогами знаний и умений в рамках кластерной проблематики осуществляется, прежде всего, через активное участие в ранее упомянутой областной программе развития инновационных процессов, присоединение к региональному образовательному кластеру, доступе к его ресурсам - системной реализации педагогических инноваций, научному анализу, оформлению и поддержке своего педагогического опыта, его продвижение в образовательном пространстве за пределами района, города, региона и даже страны [13]. Взаимодействие на официальной основе участников Программы РИП с другими учреждениями подкреплено договорами о сотрудничестве. Активнее всего развиваются договорные отношения инновационных учреждений с образовательными организациями (общего, среднего и высшего профессионального образования) и социальными партнерами разных типов, включая музеи, театры, филармонию, медицинские и спортивные организации, производственные и бизнес-структуры. Педагоги инновационных образовательных учреждений являются разработчиками и участниками многих инициативных социальных проектов, которые в контексте данного подхода приобретают форму кластерных инициатив. Среди них «Никто не забыт, ничто не забыто», «Край Симбирский - родина талантов» и др. Проведённый анализ позволяет убедиться в результативности Программы РИП: как региональный образовательный кластер она успешно справляется с задачей создания педагогических инноваций и содействует развитию региональной инновационной инфраструктуры. Понимая суть и практическую значимость кластерного подхода, педагоги осуществляют поиск новых ресурсов и возможностей развития системы регионального образования, повышения его качества и конкурентоспособности.

Характерной особенностью современного образования является активное внедрение гендерного подхода, позволяющего учитывать индивидуальные особенности личности в соответствии с полом и предполагающего создание

благоприятной (гендерокомфортной) образовательной среды. Гендерный подход в образовании проявляется в учёте специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обучения, организации учебного процесса, педагогического общения и т. д. [14]. Реализация гендерного подхода в образовательных организациях Ульяновской области направлена на создание условий для обучения и воспитания мальчиков и девочек, юношей и девушек, способствующих относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе. Выстраивая педагогическую деятельность в рамках гендерного подхода, педагоги области реализуют программы, направленные на формирование и развитие у детей дошкольного возраста гендерной идентичности; разрабатывают новые технологии формирования педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников; осуществляют реализацию гендерного подхода в социальном воспитании личности.

В целях осознания педагогами образовательных организаций сущности гендерного подхода профессионально необходимым и значимым становится освоение ими знаний и умений в рамках гендерной проблематики. Подготовка педагогов к реализации этого подхода направлена на преодоление тех стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, формирование представления о гендерном подходе в гуманитарных науках и гендерных концепциях воспитания детей разного возраста, осмысление и коррекцию педагогических позиций в вопросах гендерной социализации детей и подростков, ознакомление с современными гендерно ориентированными образовательными технологиями [15]. Формирование и совершенствование гендерной компетентности педагогов осуществляется на лекционно-практи-ческих занятиях, психологических тренингах, в творческих мастерских, шоу-программах и др.

Заключение

В завершение отметим, что возможности для эксперимента и научных изысканий в образовании будут всегда. Это предоставляет неисчерпаемый потенциал для развития компетентности и профессионализма педагогов. В то же время его практическая реализация зависит от многих условий, и в первую очередь от региональной образовательной политики, поддерживающей экспериментальную и инновационную деятельность образовательных организаций.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-730007ра.

Библиографический список

1. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. 2010. № 7. С. 12 -13.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» // Рос. газ. 2009. 20 авг. № 4978 (154). URL: http://rg.ru/2009/08/20/innovacii-obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.01.2018).

3. Программа развития инновационных процессов в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2015-2020 гг. / под общ. ред. С. Ю. Прохоровой, Т. Б. Табардановой. Ульяновск, 2015. 88 с.

4. Данилов С. В., Вершинин В. Н. Образовательные инновации в регионе : история, современное состояние, содержание. Ульяновск, 2015. 208 с.

5. Камалеева А. Р. Системный подход в педагогике. URL: http://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/ kamaleyeva_a._r._13_23_3_9_2015.pdf (дата обращения: 25.09.2017).

6. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Системный подход к управлению инновационной деятельностью образовательных организаций региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 19). С. 4298 - 4303.

7. Сущность деятельностного подхода в образовании. URL: http://infourok.ru/suschnost_deyatelnostnogo_ podhoda_v_obrazovanii573965.htm (дата обращения: 25.09.2017).

8. Лукьянова М. И. Формирование ценностного отношения педагога к личностно ориентированному образованию в процессе инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 3). С. 621-626.

9. Суханова В. И. Компетентностный подход в образовании : задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС. URL: http:// pandia.ru/text/77/275/20526.php (дата обращения: 25.09.2017).

10.Аксиологический подход в образовании : теория и практика : междунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. М. И. Лукьяновой, Е. А. Лодатко. Черкассы ; Ульяновск, 2013. 504 с.

11. Шустова Л. П., Гриценко В. В., Никитина О. Г. [и др.]. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования : метод. пособие / под ред. Л. П. Шустовой. Ульяновск, 2015. 156 с.

12. Петрухин В. В. Акмеология как условие повышения качества образования. URL: http://festival.1september. ru/articles/532318/ (дата обращения: 25.09.2017).

13.,Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http:// www.science-education.ru/121-18896 (дата обращения: 30.04.2015).

14.Штылева Л. В. Педагогика и гендер : развитие тендерных подходов в образовании. URL: http://www.ivanovo. ac.ru/win 1251/jornal /jornal3/shtil.htm (дата обращения: 25.09.2017).

15.Шустова Л. П. От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию // Новые ценности образования. 2008. № 1. С. 136-141.

Образец для цитирования:

ЛукьяноваМ. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 102-109. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109.

Development of Teachers' Competence in the Context of Modern scientific Approaches to the Innovative Activity of Educational organizations

Margarita I. Lukyanova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov 4, 100th anniversary of the birth of Lenin Sq., Ulyanovsk, 432071, Russia Е-mail: [email protected]

Lyubov P. shustova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov 4, 100th anniversary of the birth of Lenin Sq., Ulyanovsk, 432071, Russia Е-mail: [email protected]

sergey V. Danilov

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov 4, 100th anniversary of the birth of Lenin Sq., Ulyanovsk, 432071, Russia Е-mail: [email protected]

The article presents an example of the organization of experimental and innovative activities in the educational institutions of Ulyanovsk oblast united by the regional programme for development of innovative processes. Being implemented for almost a quarter of a century, the programme for development of innovative processes creates the conditions for the development of professional skills and teachers' competence. This became possible due to the fact that the participants in the programme for development of innovative processes (such as experimental sites and scientific and methodological centres) implement scientific inquiry and research activities on the basis of a variety of scientific approaches. The identification of these approaches and the description of training of teachers for its implementation have become the goal of this article. Using the analysis of documents as a method of research, the authors managed to identify the scientific approaches used by the programme participants. The subject and content of the innovation activities of participants in the programme for development of innovative processes were analysed through the prism of the implementation of the system, activity, competence, axiological, acmeological, personality-oriented, culturological, environmental, cluster and gender approaches. The novelty of this study consisted in the comprehen-

sion of the experience of innovative activity of educational institutions of the Ulyanovsk oblast as a resource for the development of the professional competencies of teachers. The applied aspect of the investigated problem can be implemented in the pedagogical practical trainings for educational organizations. Key words: development of teachers' competence, experimental and innovative activities, innovations in education, programme for development of innovative processes in educational organizations, modern scientific approaches in education.

Acknowledgments: The reported study was funded by RFFR according to the research project №18-413-730007pa.

References

1. Lazarev V. S. O natsional'noy innovatsionnoy sisteme v obrazovanii i zadachakh nauchnogo obespecheniya ee razvitiya [About National Innovative System at Education and Tasks of Scientific Support of Its Development]. Peda-gogika [Pedagogy], 2010, no. 7, pp. 12-13 (in Russian).

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 23 iyunya 2009 g. № 218 «Ob utverzhdenii poryadka sozdaniya i razvitiya innovatsionnoy infrastruk-tury v sfere obrazovaniya» [Order by Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 218 {June 23 2009} "About Approval of Course of Creation and Development of Innovative Infrastructure in Educational Sphere" Ros. gaz. (Rossiyskaya gazeta), 2009, 20 August, no. 4978 (154)]. Available at: https://rg.ru/2009/08/20/ innovacii-obrazovanie-dok.html (accessed: 20 January 2018) (in Russian).

3. Programma razvitiya innovatsionnykh protsessov v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh, obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh, professio-nal'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh i organizatsiyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya Ul'yanovskoy oblasti na 2015-2020 gg. [Program of Development of Innovative Processes at Preschool Educational organizations, General-Educational Organizations, Professional Educational Organizations and Organizations of Additional Education in Ulyanovsk Region for 2015-2020]. Eds. S. Yu. Prokhorova, T. B. Tabardanova. Ulyanovsk, 2015. 88 p. (in Russian).

4. Danilov S. V., Vershinin V. N. Obrazovatel'nye innovatsii v regione: istoriya, sovremennoe sostoyanie, soderzhanie [Educational Innovations in Region: History, Modern Station, Content]. Ulyanovsk, 2015. 208 p. (in Russian).

5. Kamaleeva A. R. Sistemnyy podkhod v peda-gogike (System Approach in Pedagogy). Available at: http://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/ kamaleyeva_a._r._13_23_3_9_2015.pdf (accessed: 25 September 2017) (in Russian).

6. Danilov S. V., Luk'yanova M. I. Sistemnyy podkhod k up-ravleniyu innovatsionnoy deyatel'nost'yu obrazovatel'nykh organizatsiy regiona [System Approach to Management of

Innovative Activity of Regional Educational Organizations]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2015, no. 2 (part 19), pp. 4298-4303 (in Russian).

7. Sushchnost' deyatel'nostnogo podkhoda v obrazovanii (Essence of Activity Approach in Education). Available at: http://infourok.ru/suschnost_deyatelnostnogo_podhoda_v_ obrazovanii573965.htm (accessed: 25 September 2017) (in Russian).

8. Luk'yanova M. I. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya pedagoga k lichnostno orientirovannomu obrazovaniyu v protsesse innovatsionnoy deyatel'nosti [Formation of Teacher's Axiological Attitude to Personally-Oriented Education at Process of Innovative Activity]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, no. 11 (part 3), pp. 621-626 (in Russian).

9. Sukhanova V. I. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii: zadachi pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya nachal'noy shkolypo vvedeniyu FGOS (Competence Approach at Education: Tasks of School Teacher's Pedagogical Activity for Establishment of FSES). Available at: http:// pandia.ru/text/77/275/20526.php (accessed 25 September 2017) (in Russian).

10. Aksiologicheskiy podkhod v obrazovanii: teoriya i praktika: mezhdunar. sb. nauchn. tr. [Axiological Approach at Education: Theory and Praxis: International Collection of Scientific papers]. Eds. M. I. Luk'yanova, E. A. Lodatko. Cherkassy, Ulyanovsk, 2013. 504 p. (in Russian).

11. Shustova L. P., Gritsenko V. V., Nikitina O. G., Bodi-na N. S. Polikul'turnyy podkhod v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: metod. posobie [Poly-Cultural Approach in Organizations of Additional education: Methodical Manual]. Ed. by L. P. Shustova. Ulyanovsk, 2015. 156 p. (in Russian).

12.Petrukhin V. V. Akmeologiya kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya [Acmeology as Condition of Rise of Quality of education]. Available at: http:// festival.1september.ru/articles/532318/ (accessed 25 September 2017) (in Russian).

13.Danilov S. V., Luk'yanova M. I. Klasternyy podkhod v regional'nom obrazovanii (Cluster Approach in Regional Education). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education), 2015, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/121-18896 (accessed 30 April 2015) (in Russian).

14.Shtyleva L. V. Pedagogika i gender: razvitie gendernykh podkhodov v obrazovanii (Pedagogy and Gender: Development of Gender Approaches in Education). Available at: http://www.ivanovo.ac.ru/win 1251/jornal /jornal3/shtil. htm (accessed 25 September 2017) (in Russian).

16. Shustova L. P. Ot «bespoloy» pedagogiki k genderno orien-tirovannomu ob-razovaniyu [From "Asexual" Pedagogy to Gender-Oriented Education]. Novye tsennosti obrazovaniya [New Educational Values], 2008, no. 1, pp. 136-141 (in Russian).

Cite this article as:

Lukyanova M. I., Shustova L. P., Danilov S. V.. Development of Teachers' Competence in the Context of Modern Scientific Approaches to the Innovative Activity of Educational Organizations. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 2 (26), pp. 102-109 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.