Научная статья на тему 'Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности'

Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2158
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация молодых педагогов / факторы адаптации / профессионально-личностные затруднения / сопровождение и поддержка молодых педагогов / Центр сопровождения молодых педагогов. / adaptation of young teachers / factors of adaptation / professional and personal difficulties / guidance and support of young teachers / Center of support for young teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Сергей Вячеславович, Шустова Любовь Порфирьевна, Кузнецова Надежда Ильинична

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в обновлении педагогических кадров и недостаточной изученностью проблем начинающих педагогов, разрешение которых требуется для закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Цель исследования, представленного в статье, заключается в выявлении затруднений, связанных с условиями и мотивами педагогической деятельности, проблемами педагогов в их взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений в период адаптации и профессиональной деятельности. Предположительно наличие качественно-количественных различий профессионально-личностных затруднений педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность, и тех, кто имеет небольшой опыт работы в образовательной организации. Исследование выполнено на двух выборках педагогов (N = 70), отличающихся стажем педагогической деятельности (начинающие педагоги со стажем до 1 года и молодые педагоги со стажем от 1 года до 3 лет), с применением авторской методики «Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов». Установлено, что наименьшие проблемы для педагогов представляют отношения с коллегами, обучающимися и их родителями; по мере профессиональной деятельности возрастает чувство успешности и улучшается восприятие своего места работы. Среди возрастающих затруднений выявлены: прогрессирующая неудовлетворённость уровнем заработной платы; проблемы обеспечения педагога рабочим местом и удовлетворенности условиями труда; снижение ощущения профессиональной компетентности; неопределенность в видении профессионального будущего. С целью оказания помощи и поддержки молодым педагогам в преодолении выявленных затруднений в период адаптации к профессиональной деятельности организована работа Центра сопровождения молодых педагогов, функционирующего на базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Раннее выявление профессионально-личностных затруднений и сопровождение молодых педагогов на начальном этапе профессиональной деятельности будут способствовать их профессионально-личностному росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Сергей Вячеславович, Шустова Любовь Порфирьевна, Кузнецова Надежда Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ Difficulties in the Period of Adaptation to Professional Activities

The relevance of the study is conditioned by the contradiction between the need of society for the renewal of teaching staff and insufficient study of the problems of novice teachers, the resolution of which is required to secure the place for young specialists in educational organizations. The goal of the research presented in the article is to identify the difficulties related to the conditions and motives of pedagogical activity, problems of teachers in their interaction with various subjects of educational relations during the period of adaptation and professional activity. Presumably, there are qualitative and quantitative differences in the professional-personal difficulties of teachers who are just starting their professional activities and those who have very little experience working in an educational organization. The study was carried out on two samples of teachers (N = 70), differing in the length of employment in a pedagogical activity (novice teachers with experience up to 1 year and young teachers with experience from 1 to 3 years), using the original method – “Questionnaire for express diagnostics of professional difficulties in young teachers”. It was established that relationships with colleagues, students and their parents are the least problems for teachers; as during the professional activity the sense of success increases and improves the perception of their place of work. Among the growing difficulties were: a progressive dissatisfaction with the level of salary; problems of providing a teacher with a working place and dissatisfaction with the job; feeling of professional incompetence; uncertainty in the vision of professional future. In order to assist and support young teachers in overcoming the identified difficulties during the period of adaptation to professional activities, there was founded a Center for support of young teachers operating in the Faculty of Educational Technologies and Continuing Education of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova. Early detection of professional and personal difficulties and support of young teachers at the early stage of professional activity will contribute to their professional and personal growth and development, and secure their foothold in educational institutions of the region.

Текст научной работы на тему «Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности»

УДК 37.082

Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельн

С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова

Данилов Сергей Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Россия, danilovnic@rambler.ru

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Россия, lp_shustova@mail.ru

Кузнецова Надежда Ильинична, кандидат педагогических наук, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Россия, kuznecovani@mail.ru

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в обновлении педагогических кадров и недостаточной изученностью проблем начинающих педагогов, разрешение которых требуется для закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Цель исследования, представленного в статье, заключается в выявлении затруднений, связанных с условиями и мотивами педагогической деятельности, проблемами педагогов в их взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений в период адаптации и профессиональной деятельности. Предположительно наличие качественно-количественных различий профессионально-личностных затруднений педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность, и тех, кто имеет небольшой опыт работы в образовательной организации. Исследование выполнено на двух выборках педагогов N = 70), отличающихся стажем педагогической деятельности (начинающие педагоги со стажем до 1 года и молодые педагоги со стажем от 1 года до 3 лет), с применением авторской методики «Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов». Установлено, что наименьшие проблемы для педагогов представляют отношения с коллегами, обучающимися и их родителями; по мере профессиональной деятельности возрастает чувство успешности и улучшается восприятие своего места работы. Среди возрастающих затруднений выявлены: прогрессирующая неудовлетворённость уровнем заработной платы; проблемы обеспечения педагога рабочим местом и удовлетворенности условиями труда; снижение ощущения профессиональной компетентности; неопределенность в видении профессионального будущего. С целью оказания помощи и поддержки молодым педагогам в преодолении выявленных затруднений в период адаптации к профессиональной деятельности организована работа Центра сопровождения молодых педагогов, функционирующего на базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Раннее выявление профессионально-личностных затруднений и сопровождение молодых педагогов на начальном этапе профессиональной деятельности будут способствовать их профессио-

нально-личностному росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона.

Ключевые слова: адаптация молодых педагогов, факторы адаптации, профессионально-личностные затруднения, сопровождение и поддержка молодых педагогов, Центр сопровождения молодых педагогов.

йС1: https://d0i.0rg/1 0.18500/2304-9790-2019-8-2-113-119 Введение

Среди социально-педагогических и психологических исследований важное место занимает анализ затруднений, которые испытывают педагоги на начальном этапе их профессиональной деятельности. От того, как будет протекать адаптационный период, во многом зависит, останется педагог в образовательной организации, да и в своей профессии в целом, или предпримет попытку сменить профессиональный профиль. Проблема сохранения молодых кадров в образовательной организации весьма актуальна, ведь именно на молодое поколение профессионалов возлагается важная роль по реализации стратегических целей современного отечественного образования.

Умение грамотно и конструктивно справляться с профессионально-личностными трудностями формируется у молодых педагогов поэтапно, определяясь внутренними качествами самого субъекта, участием опытных коллег, а также причинами возникающих проблем. Следует отметить тот факт, что далеко не все выпускники педагогических вузов остаются в сфере образования, что зависит от многих причин. С одной стороны, недостаточно убедительна государственная политика, побуждающая молодых педагогов оставаться в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования. С другой стороны, сам по себе начальный этап профессиональной деятельности характеризуется очень высокой степенью напряженности, к чему оказываются не адаптированы молодые специалисты. В-третьих, далеко не всегда рядом находятся опытные педагоги, готовые в трудную минуту протянуть руку помощи своим молодым коллегам. И как результат - не сумев преодолеть трудности адаптационного периода, молодые учителя покидают стены образовательных учреждений.

Исследователи уделяют достаточное внимание профессионально-личностным затруднениям молодых педагогов [1-4]. Непрерывно ведется работа по выявлению, описанию, классификации

таких затруднений, разработке рекомендаций по их профилактике и разрешению, анализу средств, форм и методов сопровождения молодых специалистов в период адаптации [5-9]. Подчеркнем, что под адаптацией начинающих педагогов будем понимать процесс активного приспособления к условиям и содержанию профессиональной деятельности, а также к социальной среде образовательной организации.

В науке описываются различные подходы к классификации факторов адаптации молодых педагогов. Наиболее распространенным считается деление всей совокупности факторов на две группы: внутренние и внешние. К внешним, социально-экономическим факторам можно отнести институты образования, семью, гендерные особенности, средства массовой информации. К внутренним - мотивы выбора профессии молодыми специалистами, их жизненные ценности, личностные качества, самообразование. В ряде источников отмечается, что основными факторами, обеспечивающими процесс адаптации начинающего педагога, являются: престиж учительской профессии, материальное положение педагога, мотивация, уровень его компетентности (коммуникативной, психолого-педагогической) и т. д. [10].

В современном образовании востребованы педагоги с новым педагогическим мышлением, способные выстраивать субъектно-субъектные отношения с обучающимися, коллегами, администрацией, родительской общественностью; использовать в своей педагогической деятельности имеющиеся ресурсы, современные методы и технологии; оценивать собственную профессиональную компетентность. Определенные трудности возникают также в связи с тем, что начинающему педагогу приходится совмещать сразу несколько ролей: учителя-предметника, классного руководителя, коллеги, что требует от него определенной гибкости в ролевом поведении.

Осознавая важность сопровождения молодых специалистов на начальном этапе их адаптации, образовательные организации ведут системную работу по поддержке начинающих учителей в их профессиональном становлении [11, 12]. Она реализуется в разных формах: методических объединениях, «Школах молодых педагогов» [13], институтах наставничества и тьюторства [14-16], курсах повышения квалификации по специально разработанным программам [2] и т. п.

В 2015 г. на базе факультета дополнительного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова был создан Центр сопровождения молодых педагогов (далее - Центр), цель которого нам видится в создании условий, которые будут способствовать эффективной деятельности молодых педагогов, их успеху через оказание им разнонаправленной поддержки более опытными, высококвалифицированными специалистами. Выстраивая целостную

систему поддержки и сопровождения молодых учителей, Центр призван помочь своим молодым коллегам на начальном этапе их профессионального пути успешно адаптироваться в новой профессиональной среде и самореализоваться в качестве профессионала.

Поскольку первые годы работы учителя весьма важны и ответственны в его профессиональном становлении, координаторами Центра было проведено анкетирование педагогов г. Ульяновска и Ульяновской области, стаж работы которых в образовательной организации составляет на более 3 лет.

Целью исследования являлось выявление затруднений, связанных с условиями и мотивами педагогической деятельности, проблемами педагогов в их взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений в период адаптации и профессиональной деятельности.

В исследовании нами проверялась гипотеза о качественно-количественных различиях профессионально-личностных затруднений педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность, и тех, кто имеет небольшой опыт работы в образовательной организации.

Выборка, методики и методы исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 70 молодых специалистов, относящихся к возрастной категории до 27 лет из 18 образовательных организаций г. Ульяновска и Ульяновской области. Из них 34% - учителя со стажем работы до одного года (1-я группа респондентов - «начинающие педагоги») и 66% - педагоги, стаж которых составляет от 1 года до 3 лет (2-я группа - «молодые педагоги»).

Методики. В качестве методического инструментария применена разработанная Центром анкета, содержащая вопросы, связанные с трудностями педагогической деятельности молодого учителя. Она содержит шестнадцать утверждений, которые касаются следующих аспектов: организационной работы учителя; взаимодействия с различными субъектами образовательных отношений, подготовки и проведения уроков и внеурочной деятельности. Мы попросили учителей со стажем работы до 3 лет оценить условия своей профессиональной деятельности по четырехбалльной системе: 4 - определенно да; 3 - скорее да, чем нет; 2 - скорее нет, чем да; 1 - определенно нет.

Методы. Результаты исследования обрабатывались посредством процедур математической статистики с помощью программного пакета SPSS 17.0: описательная статистика с фиксацией общих тенденций и специфических особенностей затруднений молодых педагогов с разным стажем работы.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования начинающих педагогов (стаж до 1 года) и молодых педагогов (от 1 года до 3 лет) на предмет выявления затруднений в их профессиональной деятельности представлены в таблице.

Анализ результатов анкетирования позволил проинтерпретировать их в нескольких направлениях. Так, уже при первом обращении обнаруживается, что часть показателей, свидетельствующих о профессиональных затруднениях, изменились в пределах 0,1 балла. Другими словами, наличие или отсутствие затруднений остается стабильным независимо от стажа работы учителей.

Наименьшие проблемы для педагогов представляют отношения с коллегами и детьми. Об этом свидетельствуют максимально высокие средние баллы, характеризующие ответ на вопросы: «Доброжелательно ли вас приняли в педагогическом коллективе?» (3,7 балла - «начинающие» и 3,6 балла - «молодые» педагоги); «Получаете ли вы необходимую поддержку от коллег и администрации образовательного учреждения, когда вам это нужно?» (3,5 в 1-й группе и 3,4 балла во 2-й группе); «Легко ли вам находить общий язык с детьми на уроке и за его пределами?» (3,5 и 3,6 балла соответственно).

Чуть более сложно воспринимаются: отношение к инициативам молодых педагогов со стороны руководства и коллег (3,1 - «начинающие» и 3,2 балла - «молодые» педагоги), информационная и методическая обеспеченность собственной деятельности (2,9 и 3,0 балла) и ощущение своей профессиональной значимости и востребованности (по 3,2 балла в обеих группах респондентов).

Обобщая эту группу ответов, мы можем говорить о том, что на протяжении первых трех лет работы педагоги положительно воспринимают профессиональный статус и свою «нужность», чувствуют себя обеспеченными в информационном и методическом плане. Однако самое главное, на наш взгляд, - они оказываются в субъективно комфортной обстановке, позволяющей выстраивать доброжелательные отношения и конструктивное общение со всеми субъектами школьной жизни.

Это отчасти подтверждается ответами на некоторые из десяти оставшихся утверждений, которые показали определенную динамику (от 0,2 до 1,1 балла) в полученных результатах.

Наиболее заметным является уменьшение проблем с родителями обучающихся: количество баллов на вопрос «Возникают ли у вас сложности в общении с родителями учеников?» уменьшается с 2,4 в группе «начинающих» до 1,3 в группе «молодых» педагогов.

Результаты экспресс-диагностики профессиональных затруднений «начинающих» и «молодых» педагогов The results of the express diagnosis of professional difficulties of "novice" and "young" teachers

№ Утверждение «Начинающие» педагоги «Молодые» педагоги

1 Доброжелательно ли вас приняли в педагогическом коллективе? 3,7 3,6

2 Получаете ли вы необходимую поддержку от коллег и администрации образовательного учреждения, когда вам это нужно? 3,5 3,4

3 Можете ли вы открыто высказывать руководству и коллегам свои идеи, предложения, просьбы? 3,1 3,2

4 Легко ли вам находить «общий язык» с детьми на уроке и за его пределами? 3,5 3,6

5 Возникают ли у вас сложности в общении с родителями учеников? 2,4 1,3

6 Достаточна ли информационная и методическая обеспеченность вашей деятельности? 2,9 3,0

7 Ощущаете ли вы необходимость в поддержке в оформлении документации (подготовке рабочей программы, конспекта занятия, учебно-тематического плана, заполнении журнала и т. д.)? 2,8 2,5

8 Обеспечены ли вы собственным рабочим местом? 3,9 3,2

9 Устраивают ли вас условия труда (оснащенность рабочего места, режим работы, шум, температурный режим, комфортность и т. д.)? 3,5 3,0

10 Устраивает ли вас размер заработной платы? 2,5 2,3

11 Часто ли вы чувствуете свою профессиональную компетентность? 3.8 3,1

12 Ощущаете ли вы свою значимость, востребованность как педагога? 3,2 3,2

13 Часто ли у вас возникает чувство успешности на работе? 2,9 3,1

14 Определены ли вами основные перспективы в вашей профессиональной деятельности и карьере? 3,4 3,1

15 Сможете ли вы осуществить свои жизненные планы в данном образовательном учреждении? 2,8 3,1

16 Назовите три основные трудности, препятствующие успешности вашей педагогической деятельности:

Гораздо медленнее, но постоянно и синхронно у педагогов возрастает чувство успешности (с 2,9 у «начинающих» до 3,1 балла у «молодых») и улучшается восприятие своего места работы (образовательного учреждения) как места, где могут быть реализованы собственные жизненные планы (с 2,8 до 3,1 балла). Как положительное изменение мы отметим постепенное снижение необходимости в поддержке в оформлении документации (с 2,8 до 2,5 балла соответственно).

Наряду с положительными тенденциями обратим внимание на моменты, которые педагоги отмечают как все более затруднительные в своей профессиональной деятельности. В частности, размер заработной платы, неоднозначно оцениваемый учителями (2,5 балла) с самого начала работы в образовательной организации, по мере приобретения опыта стал устраивать еще меньше (2,3 балла). Более выпукло проявляются проблемы обеспеченности рабочим местом и удовлетворенности условиями труда (оснащенностью и комфортностью рабочего места), причем если «начинающих» педагогов в этом отношении практически все устраивает (3,9 и 3,5 баллов соответственно), то «молодые» педагоги становятся более «разборчивыми» (3,2 и 3,0 балла соответственно).

Вполне понятной трудностью педагогов трех первых лет работы является заметное уменьшение количества ситуаций, когда учитель чувствует себя профессионально компетентным. В процессе деятельности ощущение начинающим педагогом своей практически полной подготовленности к профессии (своеобразный профессиональный абсолютизм) постепенно трансформируется в более адекватную позицию (профессионального «реализма»). Однако вызывает определенную настороженность резкость такого изменения (с 3,8 балла в группе «начинающих» педагогов до 3,1 балла - в группе «молодых»). Также настораживает возрастающая неопределенность в видении профессионального будущего. На вопрос «Определены ли вами основные перспективы в вашей профессиональной деятельности и карьере?» «начинающие» педагоги ответили оптимистичнее (3,4 балла), чем их чуть более опытные коллеги (3,1 балла).

В последнем пункте анкеты, где нужно было обозначить три основные трудности, препятствующие успешности педагогической деятельности, респонденты указывают на затруднения, соответствующие и дополняющие те, что были отмечены ими выше. Чаще всего отмечаются: дефицит свободного времени; эмоциональная усталость («трудные» дети, обилие задач); отсутствие педагогического опыта (не все методы и приемы отработаны на практике); низкая заработная плата; большой объем бумажной работы, сложность в оформлении документации; отсутствие финансовой поддержки при проведении мероприятий; отсутствие перспектив профессионального роста в образовательной организации.

Нельзя не отметить, что при всем сходстве затруднений респондентов обеих из групп педагоги со стажем работы от одного до трех лет акцентируют внимание на:

• нарушениях дисциплины обучающимися, попытках общения старшеклассников с молодым учителем как со сверстником, что обусловлено небольшой разницей в возрасте педагога и обучающегося;

• психологическом напряжении, которое связано с большой нагрузкой молодого учителя и неумением самостоятельно распределить свое время;

• трудностях, вызванных стереотипной моделью поведения родителей обучающихся в отношении возраста и педагогического опыта молодого учителя.

Вероятнее всего, такие затруднения являются отражением адаптации молодых педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры. В то же время нужно принимать во внимание, что они оказывают разноплановое влияние на профессиональную мотивацию, восприятие себя как учителя, а образовательного учреждения - как пространства возможностей для самореализации и своего будущего. В итоге именно от этого зависит включенность педагога в работу, качество его деятельности и даже решение о том, чтобы остаться в профессии. Таким образом, полученные нами результаты имеют прямую проекцию в сферу практической деятельности наставников и руководителей образовательных организаций, специалистов и служб, которые на уровне муниципальных и региональных органов управления образованием, институтов развития образования и педагогических университетов занимаются сопровождением начинающих и молодых педагогов.

Заключение

Выявленные проблемы указывают на то, что подготовка педагога на этапе его обучения в вузе нуждается в значительной корректировке. На наш взгляд, необходимы усиление практической составляющей образовательного процесса в университете, оказание помощи будущему учителю в решении учебно-воспитательных задач, формирование умений и навыков, помогающих решать разнообразные профессиональные задачи. Справедливости ради стоит отметить, что указанные трудности являются как следствием недостатков вузовской подготовки, так и закономерными проявлениями этапа профессиональной адаптации педагога.

Данные, полученные в ходе проведенного сравнительного исследования, позволяют спланировать деятельность Центра сопровождения молодых педагогов по четырем основным направлениям: научно-исследовательскому, научно-методическому, учебно-методическому и организационно-методическому. В русле названных направлений факультет образовательных технологий и

непрерывного образования привлекает молодых педагогов к участию в различных мероприятиях: тематических конференциях и форумах выпускников университета; встречах с авторами учебников и представителями издательств; семинарах, тренингах и стажировках; обучении по дополнительным образовательным программам и конкурсах профессионального мастерства; виртуальном консультировании, супервизии и коучинге. Выявление затруднений «начинающих» и «молодых» педагогов, оказание адресных целенаправленных воздействий на их профессиональную адаптацию и становление позволит осуществить своевременную необходимую поддержку и сопровождение выпускников педагогического вуза в самом начале их профессиональной деятельности, тем самым способствуя росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона [7, 10, 15].

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Ульяновской области (проект № 18-413-730007).

Библиографический список

1. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http:// www.science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.07.2018).

2. ГринькоМ. Н., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www. science-education.ru/ru/ article/ view?id =21880 (дата обращения: 06.07.2018).

3. Данилов С. В., Шустова Л. П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2 (24). С. 75-80.

4. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 7. URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14176. htm (дата обращения: 06.07.2018).

5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76-80. URL:

http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 06.07.2018).

6. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. 2010. № 8. С. 121-127.

7. Данилов С. В., Шустова Л. П., Глебова З. В. Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры // Новое поколение профессионалов : современный формат педагогической деятельности : сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2017. С. 25-32.

8. ПетренкоЕ. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 256-260. URL: https://moluch.ru/ archive/184/47316/ (дата обращения: 16.07.2018).

9. Редлих С. М. Адаптация молодого педагога // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 1. С. 19-21.

10. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры : коллективная монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2018. 292 с.

11.Андреева Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 170-172.

12. Турлунова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности // Методист. 2012. № 7. С. 20-26.

13.АлександроваЕ. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59-63.

14.Выдрина Н. Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи»: [Сайт «Ресурсы образования»]. URL: http://www. resobr.ru/article/42800-programma-raboty-spetsialista-po-soprovojdeniyu-molodyh-pedagogov-krug-pomoshchi (дата обращения: 10.07.2017).

15.Данилов С. В., Шустова Л. П. Организация взаимодействия молодых педагогов и наставников в университете // Социальное партнерство : педагогическая поддержка субъектов образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 19-21 апреля 2018 г. / под ред. Н. Н. Михайловой и И. В. Хромовой. М., 2018. С. 256-265.

16.Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Те-ров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Вып. 2. М., 2012. 303 с.

Образец для цитирования:

Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 113-119. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-113-119

Teachers' Difficulties in the Period of Adaptation to Professional Activities

Sergey V. Danilov, Lyubov P. Shustova, Nadezhda I. Kuznetsova

Sergey V. Danilov, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, 4 Ploshad' 100-letiya so dnya rozhdenia Lenina, Ulyanovsk 432071, Russia, danilovnic@rambler.ru

Lyubov P. Shustova, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, 4 Ploshad' 100-letiya so dnya rozhdenia Lenina, Ulyanovsk 432071, Russia, lp_shustova@mail.ru

Nadezhda I. Kuznetsova, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, 4 Ploshad' 100-letiya so dnya rozhdenia Lenina, Ulyanovsk 432071, Russia, kuznecovani@mail.ru

The relevance of the study is conditioned by the contradiction between the need of society for the renewal of teaching staff and insufficient study of the problems of novice teachers, the resolution of which is required to secure the place for young specialists in educational organizations. The goal of the research presented in the article is to identify the difficulties related to the conditions and motives of pedagogical activity, problems of teachers in their interaction with various subjects of educational relations during the period of adaptation and professional activity. Presumably, there are qualitative and quantitative differences in the professional-personal difficulties of teachers who are just starting their professional activities and those who have very little experience working in an educational organization. The study was carried out on two samples of teachers (N = 70), differing in the length of employment in a pedagogical activity (novice teachers with experience up to 1 year and young teachers with experience from 1 to 3 years), using the original method - "Questionnaire for express diagnostics of professional difficulties in young teachers". It was established that relationships with colleagues, students and their parents are the least problems for teachers; as during the professional activity the sense of success increases and improves the perception of their place of work. Among the growing difficulties were: a progressive dissatisfaction with the level of salary; problems of providing a teacher with a working place and dissatisfaction with the job; feeling of professional incompetence; uncertainty in the vision of professional future. In order to assist and support young teachers in overcoming the identified difficulties during the period of adaptation to professional activities, there was founded a Center for support of young teachers operating in the Faculty of Educational Technologies and Continuing Education of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova. Early detection of professional and personal difficulties and support of young teachers at the early stage of professional activity will contribute to their professional and personal growth and development, and secure their foothold in educational institutions of the region.

Keywords: adaptation of young teachers, factors of adaptation, professional and personal difficulties, guidance and support of young teachers, Center of support for young teachers.

Acknowledgments: The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research according and Government of the Ulyanovsk region to the project (No. 18-413-730007).

References

1. Vinogradova A. P. Issledovaniye professional'nykh zatrud-neniy uchiteley v postroyenii obrazovatel'nogo protsessa v osnovnoy shkole (Study of Teachers' Professional Difficulties in Constructing Educational Process in Primary School). Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education), 2015, no. 4. Available at: www.science-education.ru/127-20976 (accessed: 06 July 2018) (in Russian).

2. Grin'ko M. N., Samsonenko L. S., Shavshayeva L. Yu. Preodoleniye professional'nykh zatrudneniy pedagogov v usloviyakh realizatsii personifitsirovannoy modeli povysheniya kvalifikatsii (Overcoming Teachers' Professional Difficulties in Context of Implementing Personalized Model of Advanced Training). Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Problems of Science and Education), 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21880 (accessed 06 July 2018) (in Russian).

3. Danilov S. V., Shustova L. P. Professional'no-lichnostnyye zatrudneniya budushchikh i molodykh pedagogov: opyt sravnitel'nogo issledovaniya [Future and Young Teachers' Professional and Personal Difficulties: Experience of Comparative Research]. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk [Volga Region Pedagogical Search], 2018, no. 2 (24), pp. 75-80 (in Russian).

4. Shevchenko O. A. Empiricheskoye issledovaniye professional'nogo razvitiya molodykh uchiteley v sisteme postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Empirical Study of Young Teachers' Professional Development in System of Postgraduate Pedagogical Education]. Kont-sept (Scientific and Methodological Electronic Journal Koncept), 2014, no. 7. Available at: http://e-kon-cept. ru/2014/14176.htm (accessed 06 July 2018) (in Russian).

5. Dolgova V. I., Mel'nik E. V., Motorina Yu. V. Adaptatsiya molodykh spetsialistov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Adaptation of Young Specialists in Educational Institution]. Kontsept [Scientific and Methodological Electronic Journal Concept], 2015, vol. 31, pp. 76-80. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (accessed 06 July 2018) (in Russian).

6. Kotova S. A. Adaptatsiya v dolzhnosti i osvoyeniye pro-fessii uchitelya [Adaptation in Position and Mastering Profession of a Teacher]. Narodnoye obrazovaniye [National Education], 2010, no. 8, pp. 121-127 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Danilov S. V., Shustova L. P., Glebova Z. V. Izucheniye zatrudneniy pedagogov na nachal'nom etape professional'noy kar'yery [Studying Teachers' Difficulties at Initial Stage of Professional Career]. Novoye pokoleniye profession-alov: sovremennyy format pedagogicheskoy deyatel'nosti: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [New Generation of Professionals: Modern Format for Teaching Activity: the collection of materials of scientific and practical conference]. Eds. S. V. Danilov, L. P. Shustova, Z. V. Glebova. Ulyanovsk, 2017, pp. 25-32 (in Russian).

8. Petrenko E. I. Professional'naya adaptatsiya molodogo uchitelya v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii [Professional Adaptation of Young Teacher in General Education Institution]. Molodoy uchenyy (Young Scientist), 2017,

no. 50, pp. 256-260. Available at: https://moluch.ru/ar-chive/184/47316/ (accessed 16 July 2018) (in Russian).

9. Redlikh S. M. Adaptatsiya molodogopedagoga [Adaptation of Young Teacher]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa [Professional Education. Capital], 2012, no. 1, pp. 19-21 (in Russian).

10.Soprovozhdeniye razvitiyapedagogananachal'nom etape professional'noy kar'yery: Kollektivnaya monografiya [Accompanying Development of Teacher at Initial Stage of Professional Career: the collective monograph]. Eds. S. V. Danilov, L. P. Shustova, Z. V. Glebova. Ulyanovsk, 2018. 292 p. (in Russian).

11. Andreyeva L. D. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye molodogo uchitelya v upravlencheskoy kul'ture [Psychological and Pedagogical Support of Young Teacher in Management Culture]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in Current Natural Sciences], 2011, no. 1, pp. 170-172 (in Russian).

12. Turlunova A. V. Psikhologo-pedagogicheskoye sopro-vozhdeniye molodogo uchitelya v adaptatsionnyy period professional'noy deyatel'nosti [Psychological and Pedagogical Support of Young Teacher in Adaptation Period of Professional Activity]. Metodist [Methodologist], 2012, no. 7, pp. 20-26 (in Russian).

13.Aleksandrova E. A. T'yutorstvo kak kul'turnaja profes-sional'naja praktika, sovmeshhajushhaja psihologicheskoe i pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchajushhegosja v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme [Tutoring as a cultural

professional practice combining the psychological and pedagogical support of the student in the modern educational system]. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe izmerenie [Education. Science. Innovations: The Southern Dimension], 2013, no. 2 (28), p. 59-63 (in Russian).

14.Vydrina N. N. Programma raboty spetsialista po sopro-vozhdeniyu molodykh pedagogov «Krug pomoshchi» (Program of Specialist's Work in Support of Young Teachers "Circle of Help"). Sayt «Resursy obrazovaniya» (Site "Educational Resources"). Available at: http://www. resobr.ru/article/42800-programma-raboty-spetsialista-po-soprovojdeniyu-molodyh-pedagogov-krug-pomoshchi (accessed 10 July 2017) (in Russian).

15.Danilov S. V., Shustova L. P. Organizatsiya vzaimodey-stviya molodykh pedagogov i nastavnikov v universitete [Organizing Interaction of Young Teachers and Mentors at University]. Sotsial'noye partnerstvo: pedagogicheskaya podderzhkasub"yektovobrazovaniya: materialy VI Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 19-21 aprelya 2018g. [Social Partnership: Pedagogical Support of Subjects of Education: materials of the 6th International scientific and practical conference, Moscow, April 19-21, 2018]. Eds. N. N. Mikhaylova, I. V. Khromova. Moscow, 2018, pp. 256-265 (in Russian).

16.Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova S. Yu., Ter-ov A. A., Cheredilina M. Yu. Professiya «t'yutor» [Profession "tutor"], iss. 2, Moscow, 2012. 303 p. (in Russian).

Cite this article as:

Danilov S. V., Shustova L. P., Kuznetsova N. I. Teachers' Difficulties in the Period of Adaptation to Professional Activities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2 (30), рр. 113-119 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-113-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.