Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых педагогов'

Психолого-педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1123
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ / YOUNG TEACHER / PROFESSIONAL FORMATION OF A PERSON / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / FACTORS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко О. А., Татарова М. Н.

Введение. В статье представлен опыт работы с молодыми педагогами на этапе их профессиональной адаптации. Цель статьи заключается в анализе проблемы профессионального становления педагогов и деятельности клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная». Методология. Исследование проводилось на основе теоретического анализа научно-методической литературы, использования в эмпирической части исследования ряда методик: «Анкета молодого педагога»; тест «Изучение творческого потенциала взрослого» (А. Н. Лук), [4] опросник «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов» (опросник ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр») [5]. Результаты. Описаны приоритетные направления психолого-педагогической поддержки молодых педагогов в первый год их профессиональной деятельности. Заключение. Авторы отмечают практическую значимость и эффективность организации деятельности с молодыми педагогами в формате клуба «Педагогическая гостиная».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко О. А., Татарова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

Introduction. The article presents the experience of working with young teachers in their professional adaptation. The purpose of the article is to analyse the problem of professional development. Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis of scientific-methodical literature, empirical research methods series: young teacher “questionnaire”; test study of the creative potential of adult (A. Bow) questionnaire “socio-professional adaptation of young teachers” (questionnaire GOW DPO CPC “Resource Center”). Results. Describes the priorities for psycho-pedagogical support of young teachers in the first year of their professional activity. Conclusions. The authors note the relevance and effectiveness of the Organization’s activities with the young teachers in the format of “pedagogic Club”.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых педагогов»

ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2017. 363 p. (In Russian).

7. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo prostranstva. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya, sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya i social'nogo razvitiya obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive space. Book II. Cultural aspects of formation, preservation, health promotion and social development of students]. Science ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2017. 495 p. (In Russian).

8. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya detej i samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive space. Book III. Psychological, pedagogical, medical and social support of children's development and self-realization of students]. Science ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2018. pp. 196-264. (In Russian).

9. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni uchashchihsya na osnove integrirovannogo i differencirovannogo obucheniya [Formation of safe and healthy lifestyle of students on the basis of integrated and differentiated learning]. Eds. E. M. Kazin, N. P. Abaskalova, N. E. Kasatkina, et al. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Autograph, 2016. 180 p. (In Russian).

УДК/UDC 371.13 О. А. Лебеденко, М. Н. Татарова

O. Lebedenko, M. Tatarova

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

Введение. В статье представлен опыт работы с молодыми педагогами на этапе их профессиональной адаптации. Цель статьи заключается в анализе проблемы профессионального становления педагогов и деятельности клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная».

Методология. Исследование проводилось на основе теоретического анализа научно-методической литературы, использования в эмпирической части исследования ряда методик: «Анкета молодого педагога»; тест «Изучение творческого потенциала взрослого» (А. Н. Лук), [4] опросник «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов» (опросник ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр») [5].

Результаты. Описаны приоритетные направления психолого-педагогической поддержки молодых педагогов в первый год их профессиональной деятельности.

Заключение. Авторы отмечают практическую значимость и эффективность организации деятельности с молодыми педагогами в формате клуба «Педагогическая гостиная».

Introduction. The article presents the experience of working with young teachers in their professional adaptation. The purpose of the article is to analyse the problem of professional development.

Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis of scientific-methodical literature, empirical research methods series: young teacher "questionnaire"; test study of the creative potential of adult (A. Bow) questionnaire "socio-professional adaptation of young teachers" (questionnaire GOW DPO CPC "Resource Center").

Results. Describes the priorities for psycho-pedagogical support of young teachers in the first year of their professional activity.

Conclusions. The authors note the relevance and effectiveness of the Organization's activities with the young teachers in the format of "pedagogic Club".

Ключевые слова: молодой педагог, профессиональное становление личности, социально-психологическая адаптация, факторы адаптации педагогов.

Keywords: young teacher, professional formation of a person, socio-psychological adaptation, factors of adaptation.

Введение

В реализации основных направлений развития образования на современном этапе кадровая политика определяется как приоритетное направление.

Главный приоритет деятельности образовательного учреждения, согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., — это ориентация на социальный заказ в соответствии с запросами населения и актуализация профессиональной компетентности молодых кадров, в том числе увеличение численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет [3].

Таким образом, возрастает значимость процесса профессиональной адаптация как специфического этапа общепрофессионального и личностного развития человека. Профессиональная адаптация педагога в современной школе — это не только приспособление личности к профессии, но и приспособление профессии к личностным особенностям адаптанта в условиях активного процесса профессионального становления, формирования социальных установок к определенной профессиональной деятельности.

С философской точки зрения становление — это категория, определенная изменчивостью вещей и явлений и характеризующая переход или превращение во что-то другое [11, с. 542].

В психологии существует множество трактовок этого понятия. Так, Э. Зеер определяет становление человека как непрерывный процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования и самоосуществления [7, с. 59].

На профессиональное становление личности большое влияние оказывают социально-экономические условия, а биологические факторы выполняют функцию предпосылок профессионального развития, влияющих на его темп и профессиональную пригодность. Базовой составляющей профессионального становления молодых педагогов является процесс адаптации.

Адаптация личности, с точки зрения А. А. Реана, характеризуется тремя аспектами: результат (степень итоговой адаптированности), процесс (пространственно-временные механизмы), источник новообразований (комплекс активно формируемых качеств) [8, с. 45].

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков и уяснении специфики работы. Среди важных внутренних условий адаптации можно выделить стратегические цели личности и основные мотивы, направленные на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста.

Исследование проблемы профессиональной адаптации начинающих педагогов, проведенное Н. А. Хамидулиной, дает основание интерпретировать данное явление как процесс, направленный на достижение оптимального соотношения между комплексом требований к профессии учителя в современных условиях и возможностью реализации этих требований педагогом в собственной педагогической деятельности в условиях конкретного образовательного учреждения. Ученый вводит термин «профессиональная социализация личности» для обозначения процесса вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, усвоения и реализации профессионального опыта [12]. На наш взгляд, профессиональная адаптация является частью процесса социально-профессиональной адаптации молодого специалиста.

Системный анализ социально-профессиональной адаптации педагогов был осуществлен С. М. Редлихом, указавшим на тесную взаимосвязь социально-профессиональной адаптации учителя и его личностного и профессионального развития. Адаптация является своего рода вектором развития, обеспечивающим процесс перехода педагога в «зону потенциального личностного и профессионального развития» [9].

Таким образом, в процессе адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности можно выделить два взаимосвязанных уровня: профессиональный, отражающий технологию профессиональной деятельности с учетом особенностей организации; социально-психологический, обеспечивающий коммуникацию с членами коллектива, принятие ценностей и традиций коллектива [2, с. 303].

С точки зрения социологии социально-профессиональную адаптацию можно рассматривать как взаимодействие личности и профессиональной среды. Как отмечает Е. Г Черникова, сочетание внешних и внутренних факторов обеспечивает оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии и способствует усвоению ценностей и норм профессиональной деятельности молодых специалистов. Основываясь на сочетании взаимодействия педагога и образовательной

среды, социолог выделяет четыре типа стратегий в процессе адаптации педагогов: активисты, развивающиеся, конформисты, случайные минималисты. На основании сочетания степени реализации субъект-субъектного взаимодействия в деятельности и уровня профессиональной подготовки выделяются три типа молодых педагогов: учитель-начальник, учитель-партнер, неопределившийся [13].

Среди личностных качеств начинающих педагогов наиболее значимыми являются: способность к эмпатии и рефлексии и сформированность профессионального мышления как условия для познания психологического механизма поступков человека в целях эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса [14, с. 28].

Разносторонний анализ вхождения молодых педагогов в трудовую деятельность, то есть овладение практическими умениями и навыками педагогической деятельности, включает в себя проблемы адаптационного периода.

Заслуживают внимания результаты эмпирического исследования ряда ученых, определивших наиболее значимые трудности педагогов в начале педагогической карьеры. Чаще всего молодой педагог испытывает затруднения при оформлении документации и отчетности, сложным для начинающих учителей являются контроль внимания учащихся и неумение применить индивидуальный подход в учебном процессе. По мнению исследователей, в такой ситуации оказание многокомпонентной помощи со стороны коллег и администрации не является достаточной, хотя сами респонденты положительно оценивают такую систему поддержки в образовательной организации [1, с. 3]. В зарубежных исследованиях также подчеркивается необходимость ведения комплекса мероприятий по поддержке начинающих педагогов и зависимость эффективности адаптации от умелой организации работы с молодыми педагогами [15].

Система психолого-педагогической поддержки адаптационного процесса молодых педагогов должна учитывать ряд социальных и психологических факторов: наличие внутренней мотивации к педагогической деятельности, наличие профессиональных ценностей и профессионально значимых качеств, достаточный уровень психолого-педагогической подготовки учителя, владение средствами эффективной коммуникации [10, с. 16]. Таким образом, мы можем сделать вывод о положительном влиянии целенаправленной и систематической работы с молодыми педагогами на процесс адаптации и профессиональное развитие специалиста.

Методология

В профессиональном стандарте педагога под профессиональными компетенциями подразумевается способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [6]. На наш взгляд, первостепенного внимания заслуживают молодые педагоги, находящиеся на стадии профессионального становления и адаптации к педагогической деятельности.

С целью поддержки профессиональной адаптации педагогов в образовательной системе Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону в 2007 г. был создан клуб молодых педагогов «Педагогическая гостиная». Основные задачи клуба заключаются в консолидации сил молодых педагогов, повышении престижа педагогической профессии, обеспечении эффективной профессиональной адаптации, совершенствовании приобретенных теоретических знаний и практических умений, необходимых для практической педагогической деятельности и профессионального становления в образовательном пространстве школы.

В период с 2007 по 2017 г. в реализации программы деятельности клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная» приняли участие более 870 человек. Инновационная модель клуба «Педагогическая гостиная» представлена систематизированным комплексом, осуществляющим свою деятельность во взаимодействии с рядом учреждений медицинской, социальной, образовательной сфер деятельности.

Ежегодно в начале учебного года проводятся мониторинговые исследования, которые позволяют эффективно проектировать основные направления деятельности клуба исходя из потребностей и запросов молодых специалистов. Анкета молодого педагога позволяет выявить цели и мотивы вступления в клуб, предпочтительные формы работы и наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности. Исследование творческого потенциала педагогов помогает сформировать команду активистов для организации совместных мероприятий, а опросник по социально-профессиональной адаптации молодых педагогов на основании сорока вопросов закрытого типа дает возможность составить портрет начинающего педагога.

Содержательная интерпретация диагностических данных позволяет эффективно использовать полученные результаты для прогнозирования основных направлений деятельности клуба. Принципиальным в системе работы клуба является обеспечение четкой преемственности и интеграции между традицией и новациями, создание условий для поисково-творческой и инновационной деятельности педагогов.

Результаты исследования

Результаты исследования по выше изложенным методикам позволили составить социально-психологический портрет молодых педагогов, работающих в образовательных учреждениях Ростова-на-Дону.

Характеристика социального статуса молодых педагогов:

— большинство молодых специалистов составляют женщины (85 %) в возрасте от 22 до 24 лет, их доля составила 70 % от общего числа респондентов;

— в подавляющем большинстве педагоги имеют высшее образование (82 %), и только у 8 % — среднее специальное, в основном это учителя начальных классов;

— 30 % молодых специалистов имеют собственные семьи, а 45 % из них имеют детей.

Характеристика представлений педагогической профессии молодых педагогов:

— возможность реализации своих способностей в профессии учителя является определяющим для 98 % опрошенных;

— 71 % молодых педагогов согласны с утверждением, что учительская профессия — это их призвание;

— степень удовлетворенности своей работой распределилась следующим образом: 27 % молодых педагогов полностью удовлетворены работой, 64 % — частично удовлетворены, 2 % — не удовлетворены и 7 % опрошенных затруднились ответить на вопрос;

— иерархия отрицательных аспектов профессиональной деятельности с точки зрения молодых педагогов: низкая зарплата — 74 % опрошенных; невысокий престиж профессии в обществе — 53 % респондентов; отношение родителей к учителям и школе в целом — 50 % педагогов.

Характеристика профессиональной адаптации молодых педагогов:

— 53 % респондентов не сталкивались с какими-либо сложностями и проблемами в процессе адаптации;

— 47 % педагогов испытывали определенные трудности в процессе адаптации;

— иерархия факторов, мешающих процессу адаптации: 70 % педагогов отмечают недостаток опыта, 31 % — недостаточное материально-техническое обеспечение школы, и только 10 % опрошенных назвали взаимоотношения с учащимися;

— 98 % молодых педагогов получали помощь от наставников (опытных коллег в школе).

Характеристика взаимоотношений молодых педагогов с участниками образовательного процесса:

— преобладание позитивных взаимоотношений молодых педагогов с коллегами: деловое сотрудничество (48 %), доверие и доброжелательность (46 %), равнодушный тип отношений (6 %);

— большинство начинающих специалистов (80 %) охарактеризовали стиль взаимоотношений с администрацией как деловой, как дружелюбный тип отношений — 17 % респондентов, как равнодушный — только 3 % опрошенных;

— более разнообразными оказались типы взаимоотношений молодых педагогов с учениками: дружеский тип взаимоотношений сложился у 45 % опрошенных; деловой тип взаимоотношений — у 25 %; равнодушный — у18 %; конфликтный — у 12 % респондентов.

Среди основных трудностей в профессиональной деятельности молодые педагоги отметили поддержание дисциплины в классе (38 %), затруднения в ведении документации (31 %), взаимодействие с родителями (18 %) и подготовку к урокам (13 %).

Анализ творческого потенциала молодых педагогов показал, что 32 % респондентов имеют высокий уровень творческого потенциала, позволяющий включить способности в разнообразные формы творчества; 68 % педагогов имеют нормальный уровень творческого потенциала, позволяющий творчески проявить себя при устранении проблем, тормозящих процесс творчества; не выявлено педагогов с ограниченным творческим потенциалом.

Результаты эмпирического исследования позволили эффективно спроектировать программу деятельности клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная» по оказанию теоретической

и практической помощи учителям на рабочем месте, повышению их профессиональной компетентности.

Традиционными разделами программы стали следующие направления: формирование первичных профессиональных компетенций у начинающих специалистов — «Я — педагог»; создание условий для личностного развития и саморазвития молодого педагога; включение молодого педагога в инновационную образовательную деятельность и развитие компетенций в практической инновационной деятельности; создание условий профессионально-творческого самовыражения молодого педагога; издательская деятельность (публикации статей).

Программой клуба предусмотрена организация различных форм деятельности: семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов, открытых занятий, встреч с представителями органов управления образованием, профессорско-преподавательским составом вузов, участие в Фестивале науки Юга России и т. д. Например, совместно с сотрудниками психологической службы Дворца творчества детей и молодежи и Центра когнитивных исследований полиэтнического и поликультурного образования Юга России Южного федерального университета был проведен ряд семинаров по актуальным вопросам психологии и педагогики: «Учитель и проблемы дисциплины»; «Как повысить мотивацию обучения у школьников?»; «Развитие креативного мышления молодого педагога»; «Конструктивное общение»; «Психологические особенности поведения обучающихся в период единого государственного экзамена» и др.

Возможности Информационного центра по атомной энергии позволили ознакомить молодых педагогов с современными педагогическими технологиями. Программы «Земля — планета Солнечной системы», «История астрономии и освоения Космоса», «Города мира» открыли широкий спектр возможностей для работы молодых специалистов в таких предметных областях, как физика, астрономия, естествознание, страноведение.

В работе семинара по организации общественной деятельности, карьерному росту и творческому развитию молодого специалиста активное участие принимали специалисты Координационно-аналитического центра развития карьеры ЮФУ, они представили перспективы послевузовского обучения в магистратуре, возможности карьерного роста в отрасли «Образование».

Огромное внимание в контексте программы деятельности клуба уделяется здоровьесберега-ющим технологиям, направленным на сохранение и повышение резерва здоровья, работоспособности молодых педагогов. В рамках проекта «Здоровым о здоровье» Медицинским информационно-аналитическим центром Ростовской области были проведены мероприятия: «Новые подходы к здоровьеориентированному образованию педагогов», «Здоровый учитель — здоровый ученик», «Здоровый образ жизни в деятельности педагогов образовательных учреждений», «Организация педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся».

Таким образом, реализация разнообразных форм и методов работы инновационной модели клуба способствует развитию творческого потенциала молодого педагога, формированию активной профессиональной позиции, повышению престижа профессии педагога в обществе.

Заключение

Профессионализм педагога в современной образовательной системе учреждения мы рассматриваем как результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, новаторскую позицию в организации образовательного процесса, развитии творческого потенциала, обеспечении устойчивой личностной самореализации и педагогического мастерства.

Одним из условий развития творческого потенциала педагога в муниципальной системе образования является психолого-педагогическая поддержка процесса профессиональной адаптации, определение развития индивидуальной траектории педагога для раскрытия творческого потенциала и дальнейшего профессионального роста.

Целенаправленная и систематическая работа по повышению профессионализма молодых педагогов способствует оптимизации образовательного процесса, их личностному развитию, создает условия для самообразования и активного участия в мероприятиях педагогического сообщества, стимулируя внутренние силы саморазвития и формируя субъективный опыт каждого.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования психологами профессионального образования полученных результатов с целью проектирования разнообразных форм деятельности по формированию социально-профессиональной адаптации педагогов в образовательных организациях.

Литература

1. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов / Т. Ю. Андрущенко, Е. В. Аржаных, В. Л. Виноградов и др. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9, № 2. С. 1-16.

2. Гехтман А. Л. Возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2013. C. 301-306.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. URL: ИИ;р://минобрнауки.рф (дата обращения: 21.07.2018].

4. Лук А. Н. Психология творчества [Электронный ресурс]. М. : Наука, 1978. URL: www.koob.ru (дата обращения: 20.02.16].

5. О проведении мониторинга «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов» [Электронный ресурс]. URL: http://rcpohv.ru (дата обращения: 11.09.18].

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544kURL: 1пар://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.07.18].

7. Психология профессионального развития: методология, теория, практика / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 2011. 159 с.

8. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

9. Редлих С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1999. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.08.18].

10. Семченок М. М. Построение эффективной мотивации // Управление персоналом. 2006. № 5. С. 15-17.

11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика, 2001. 719 с.

12. Хамидулина Н. А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2000. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.11.17].

13. Черникова Е. Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. 2014. № 4 (333]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 01.09.2018].

14. Шелестенко А. В. Условия для адаптации молодых педагогов // Новое образование. 2004. № 8. С. 27-31.

15. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT THE DATA TELL US Induction is an education reform whose time has come [Electronic resource] // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93 (8]. P. 47-51. URL: http://www.kappanmagazine.org (дата обращения: 06.09.2018].

References

1. Andrushchenko T. Yu., Arzhanyh E. V., Vinogradov V. L., Minjurova S. A., Fedekin I. N., Fedorov A. A. Problemy professional'noj adaptacii molodyh pedagogov [Professional adaptation of young educators ]. Psychological Science and Education, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 1-16. (In Russian].

2. Gechtman A. L. Vozmozhnosti upravleniya professional'noj adaptaciej molodogo pedagoga [Management capabilities of professional adaptation of the young teacher]. Collection of scientific articles of the VI International scientific practical conference "Pedagogical education: contemporary issues, concepts, theories and practices". Saint Petersburg, 2013, pp. 301-306. (In Russian].

3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody [The State programme "Development of education of the Russian Federation" on the 2013-2020 years]. Order of the Government of the Russian Federation of 15.05.2013, no. 792-p. Available at: http://минобрнауки.рф (accessed 21.07.2018]. (In Russian].

4. Luk A. N. Psihologiya tvorchestva [Psychology of creativity]. Moscow, Nauka, 1978. Available at: www.koob.ru (accessed: 20.02.16]. (In Russian].

5. O provedenii Monitoringa "Social'no-professional'naya adaptaciya molodyh pedagogov» [On carrying out the monitoring «Social and professional adaptation of young teachers"]. Available at: http://rcpohv.ru (accessed: 11.09.2018]. (In Russian].

6. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii] [Professional standard. Teacher (teaching activities in pre-school, primary General, basic general, secondary general education]]. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation from October 18, 2013, no. 544. Available at: http://минобрнауки.рф (accessed: 11.07.2018]. (In Russian].

7. Psihologiya professional'nogo razvitiya: metodologiya, teoriya, praktika [Psychology professional development: methodology, theory, practice]. Ed. Je. F. Zeera. Yekaterinburg, 2011, 159 p. (In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology adaptation of personality. Analysis. Theory. Practice]. Saint Petersburg, Prime EVROZNAK, 2006. 479 p. (In Russian].

9. Redlich S. M. Pedagogicheskie osnovy social'no-professional'noj adaptacii uchitelya [Pedagogical foundations of socio-professional integration teacher]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1999. Available at: http://www. dissercat.com (accessed: 25.08.2018]. (In Russian].

10. Semchenok M. M. Postroenie effektivnoj motivacii [Build effective motivation]. Personnel Management. 2006, no. 5, pp. 15-17. (In Russian].

11. Filosofskij slovar [The philosophical dictionary]. Ed. I. T. Frolova. Moscow, Republic, 2001, 719 p. (In Russian].

12. Hamidulina N. A. Professional'naya adaptaciya molodyh uchitelej v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Professional adaptation of young teachers in modern socio-economic conditions]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2000. Available at: http://www.dissercat.com (accessed: 25.11.2017]. (In Russian].

13. Chernikova E. G. Osobennosti social'no-professional'noj adaptacii molodyh pedagogov obshcheobrazovatel'nyh shkol [Features of socio-professional integration of young teachers in general education schools]. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare, 2014, no. 4 (333]. Available at: http://cyberleninka.ru (accessed: 01.09.2018]. (In Russian].

14. Shelestenko A. V. Usloviya dlya adaptacii molodyh pedagogov [Conditions for adaptation of young educators]. New education, 2004, no. 8, pp. 27-31. (In Russian].

15. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: WHAT THE DATA TELL US Induction is an education reform whose time has come. Phi Delta Kappan, 2012, vol. 93 (8], pp. 47-51. Available at: http://www.kappanmagazine.org (accessed: 06.09.2018].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.