Pedagogics, 2017, no. 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-praktiki-realizatsii-proektnogo-metoda-v-obuchenii-shkolnikov-problemy-i-trudnosti (accessed 18.09.2018). (In Russian).
4. Kazun A. P., Pastukhova L. S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran [The Practice of application of the project method of study: the experience of different countries]. Education and Science, 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (accessed 20.08.2018). (In Russian).
5. Matyash N. B., Afonin I. A. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v sisteme profil'nogo obucheniya [Project activities of schoolchildren in the system of specialized education]. The Bryansk State University Herald, 2013, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-sisteme-profilnogo-obucheniya (accessed 20.08.2018). (In Russian).
6. Trishchenko A. D. Opyt proektnogo obucheniya: popytka ob»ektivnogo analiza dostizhenij i problem [Experience of project-based learning: an attempt of an objective analysis of achievements and challenges]. Education and Science, 2018, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proektnogo-obucheniya-popytka-obektivnogo-analiza-dostizheniy-i-problem (accessed 20.08.2018). (In Russian).
7. Asbjornsen D. J. The Development of Innovation Skills through Project Based Learning. International Dialogues on Education: past and present IDE-Online Journal. Available at: http://www.ide-journal.org/ (accessed 22.08.2018).
8. Project Based Learning in Higher Education. Available at: http://www.shsu.edu/centers/project-based-learning/higher-education.html (accessed 22.08.2018).
9. Project-based Learning. Literature Review. Available at: https://www.plymouth.ac.uk/uploads/production/document/ path/2/2733/Literature_review_Project-based_learning.pdf (accessed 22.08.2018).
10. Some New Articles on Project-Based Learning. Available at: http://www.bim-bad.ru/docs/project-based_teaching.pdf (accessed 22.08.2018).
здоровьесберегающее сопровождение
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮщИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
HEALTH-SAVING SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE KEMEROVO REGION
Введение. В статье представлены некоторые результаты исследования по проблеме здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся в образовательных организациях (учреждениях) Кемеровской области. Целью данного исследования является выявление эффективных форм, методов, технологий здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся.
Методология. В научном исследовании использовались методы анализа, обобщения научной и методической литературы, наблюдения, сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов.
Результаты. В статье приведены результаты исследования в области здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся, а также сформулированы научные выводы.
Заключение. Авторами отмечается, что в образовательных организациях региона значительное внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Introduction. The article presents some results of a study on the problem of health-saving support of students' activities in educational organizations (institutions) of the Kemerovo region. The purpose of this study is to identify effective forms, methods, technologies, health-saving support activities of students
Materials and methods. In a scientific study, methods of analysis, synthesis of scientific and methodological literature, observation, comparative qualitative and quantitative analysis of the results obtained wer used.
УДК/UDC 371.7(571.17)
Н. И. Корытченкова, З. В. Крецан, Н. В. Михайлова
N. Korytchenkova, Z. Kretsan, N. Mikhailova
Results. The article presents the results of research in the field of health-saving support of the educational process in the system of educational institutions, as well as scientific conclusions.
Conclusion. The authors note that in the educational organizations of the region, considerable attention is paid to the implementation of measures aimed at preserving and strengthening the health of students, nurturing a valuable attitude to a healthy lifestyle.
Ключевые слова: здоровьесберегающие методы и технологии, здоровьесберегающее сопровождение, образовательное учреждение, здоровый образ жизни.
Keywords: health-saving methods and technologies, health-saving support, educational institution, healthy lifestyle.
Введение
Профессиональный стандарт педагога выдвигает определенные требования к его трудовым функциям, в том числе и к тем, что составляют основу такого понятия, как здоровьесберегающая деятельность.
Проблема здоровья и отношения к нему педагогов и обучающихся имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и профессиональные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, стимулируется мотивация к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Система образования, построенная без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивной и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не затронутой остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся [1 ]. Несомненную роль играет наличие или отсутствие в образовательных организациях соответствующего кадрового потенциала.
При проведении исследования использовалась методология здоровьесберегающего обеспечения и сопровождения образовательного процесса, предложенная в трудах ведущего ученого в этой области Э. М. Казина [6-8]. Определенный интерес представляют сформулированные им проблемы здоровьесбережения, а также этиология болезни, понимание условий и коррелятов благополучия, разработка методик для предотвращения болезни и улучшения здоровьесберегаю-щего сопровождения образовательного процесса [2].
В соответствии с положением о комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическим сопровождении образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС на всех уровнях образования Кемеровской области под указанным выше сопровождением понимается многоуровневая организация деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов образовательных организаций, обеспечивающая достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности, способствующая оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи (поддержки) участникам образовательного процесса и сохранению, укреплению физического, психологического, социального здоровья обучающихся Кемеровской области [9].
В работах Е. В. Васиной, Н. И. Корытченковой, З. В. Крецан, Н. В. Михайловой раскрывается здоровьесберегающий аспект деятельности педагога через укрепление физического, психологического здоровья обучающихся и их безопасности [3; 5; 8].
В результате анализа научной и методической литературы нами сформулирована цель исследования — выявление основных эффективных форм, методов и технологий здоровьесберегаю-щего сопровождения деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Кемеровской области. Объект исследования — здоровьесберегающее сопровождение деятельности обучающихся. Предметом исследования являются эффективные формы, методы и технологии здоровье-сберегающего сопровождения деятельности обучающихся в образовательных организациях.
Рабочую гипотезу исследования составило предположение о том, что предлагаемые формы, методы и технологии здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Для верификации выдвинутой гипотезы следует решить следующие задачи:
— провести теоретический анализ научной и методической литературы по данной теме;
— провести мониторинг в образовательных муниципалитетах Кемеровской области в направлении здоровьесбережения обучающихся в образовательных учреждениях;
— выполнить сравнительный качественный и количественный анализ результатов наблюдения за последних пять лет;
— сформулировать научные выводы и рекомендации в области здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
Методология
Исследование проводилось в образовательных организациях Кемеровской области: Беловского, Березовского, Ижморского, Кемеровского, Киселевского, Краснобродского, Ленинск-Кузнецкого, Мысковского, Полысаевского, Прокопьевского, Промышленновского, Тисульского, Топкинского, Чебулинского, Юргинского и других районов.
В научном исследовании использовались методы анализа, обобщения литературы по данной теме, наблюдения, сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов, мониторинг обеспечения здоровьесберегающей деятельности обучающихся в образовательных учреждениях региона.
Результаты исследования
Обеспечение здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса на базе образовательных учреждений осуществляется центрами, службами здоровья. В течение последних пяти лет ежегодно растет доля организаций, в которых работают службы здоровья. Наиболее распространенной формой организации здоровьесберегающей деятельности являются методические объединения.
В своем исследовании мы акцентировали внимание на организационной структуре, кадровом потенциале, материально-техническом оснащении, организации рационального питания, повышении уровня двигательной активности обучающихся, снижении уровня их заболеваемости и т. д.
К организационным структурам, осуществляющим здоровьесберегающую деятельность в учреждениях региона, следует отнести: службы здоровья (24 %), центры здоровья (4,5 %), методические объединения (40 %), клубы единомышленников (9 %), другие формы (22,5 %) [4].
С целью обеспечения здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях работают следующие специалисты: врачи, стоматологи, медсестры, фельдшеры, врачи ЛФК, массажисты, инструкторы ЛФК, врачи-диетологи, методисты, заведующие физкультурно-оздоровительным направлением, специальные педагоги, психологи, инструкторы по физической культуре, уполномоченные по правам детей. Вместе с этим оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями является компетенцией образовательного учреждения.
За последнее время резко возросла доля тех образовательных учреждений, в которых оборудованы процедурные кабинеты, залы для занятий ритмикой, аэробикой, хореографией, кабинеты психологической разгрузки, логопедические пункты, кабинеты профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ), тренажерные залы, кабинеты биологической обратной связи, фитобары, физиотерапевтические кабинеты, сауны, массажные кабинеты.
В образовательных организациях региона в последние годы создается система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, предполагающая вариативность направлений и форм. Более чем в половине образовательных учреждений осуществляется деятельность по формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся, обеспечению осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, формированию коммуникативных навыков в разновозрастной и среде сверстников.
Следует отметить, что психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями уделяется меньше внимания: мониторинг возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реализуют лишь около трети образовательных учреждений.
В настоящее время в регионе расширяется сотрудничество образовательных учреждений с другими учреждениями по вопросам сохранения здоровья учащихся. Сохраняется тенденция к увеличению доли образовательных учреждений, взаимодействующих с социальными службами, специальными медицинскими учреждениями, учреждениями культуры.
Изучение состояния здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях предполагает мониторинг и диагностику состояния здоровья обучающихся и педагогов.
Результаты изучения состояния здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях по различным мероприятиям на 2017/18 уч. г. распределяются следующим образом: диагностика и мониторинг состояния здоровья и развития обучающихся (93 %), формирование банка данных о здоровье обучающихся (53 %), формирование банка данных о здоровье работников (28 %) [4]. Мониторинг здоровьесбережения учащихся ведется во всех образовательных учреждениях области.
Значительное внимание в регионе уделяется совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях. Это определяется необходимостью формирования у подрастающего поколения потребности в здоровом питании, создания условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественным горячим питанием всех учащихся.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях (за исключением вечерних и сменных) организовано горячее питание учащихся. При этом обеспечивается сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания. Наметилась тенденция на увеличение удельного веса образовательных учреждений, осуществляющих учет индивидуальных особенностей учащихся (потребность в диетическом питании).
Проводимое Областным центром мониторинга качества образования центра мониторинга исследование по охвату питанием обучающихся в учреждениях региона, осуществляющих образовательную деятельность, показало, что:
1) полноценное сбалансированное питание получают 73 % учащихся;
2) диетическое питание — 7 %;
3) горячее питание одноразовое — 68 %;
4) горячее питание двухразовое — 13 %;
5) буфетная продукция — 25 % [4].
Важной составляющей воспитания ценности здорового образа жизни у учащихся является формирование представления о рациональном питании, формирование знаний о правилах питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья, установок на здоровое питание. С каждым учебным годом увеличивается доля образовательных учреждений, использующих образовательные программы по формированию культуры здорового питания. Сегодня это 8 % от всех образовательных учреждений региона.
Двигательная активность учащихся, способствующая поддержанию необходимого уровня умственной работоспособности в процессе учебных занятий, повышению устойчивости к заболеваниям, помимо уроков физической культуры в образовательном процессе, обеспечивается за счет утренней гимнастики, физкультминуток, организованных подвижных игр на переменах, внеклассных спортивных занятий и соревнований.
За исследуемый период наблюдается рост доли образовательных учреждений, в которых организованы все представленные формы двигательной активности. Нами установлено, что наиболее распространенными формами организации двигательной активности в образовательных учреждениях Кемеровской области являются: спортивно-оздоровительные часы (92 %); ежедневные зарядки (91 %); динамические перемены (90 %); технологии «подвижного» урока (60 %); физкультурные паузы после занятий (62 %) [4].
За последние годы стабильно увеличивается доля организаций, обращающихся к здоровье-сберегающим методам и технологиям в образовательном процессе. На начало 2017/18 уч. г. доля учреждений, использующих такие технологии и методы, составила 85 %.
В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного, среднего общего, среднего профессионального образования, для профилактики, сохранения, укрепления здоровья учащихся применяются различные методы:
1) методы поддержки и сопровождения обучающихся группы риска (70 % учреждений);
2) методы психолого-педагогической диагностики (71 %);
3) методы и технологии воспитания и обучения в соответствии с возрастными и функциональными особенностями обучающихся (68 %);
4) методы рациональной организации деятельности (63 %);
5) методы экспресс-оценки эмоционально-психологической атмосферы (58 %);
6) методы коррекции дезадаптационных состояний (51 %);
7) методы учета дневной и недельных кривых умственной работоспособности при составлении расписания занятий (92 %);
8) методы, устанавливающие соответствие объема домашнего задания СанПиН (91 %);
9) наличие на каждом занятии физкультминуток и гимнастики для глаз (81 %) [4].
В целом здоровьесберегающие методы и технологии в образовательном процессе применяются в 86 % образовательных учреждений Кемеровской области.
По результатам проведенного нами исследования установлено, что увеличивается охват обучающихся оздоровительно-профилактической деятельностью, направленной на сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (в 2016/17 уч. г - 86 %, в 2017/18 уч. г - 88 %).
Значительное внимание в регионе уделяется подготовке обучающихся к выполнению государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»), направленного на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья; увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; формирование осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
По состоянию на 2017/18 уч. г. подготовка обучающихся к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» осуществлялась в 86 % образовательных учреждений (в 2016/17 уч. г. — в 85 %). Наметилось заметное увеличение числа обучающихся, получивших по итогам выполнения нормативов и испытаний комплекса «ГТО» знак отличия: золотой знак отличия получили 4602 человека (2016/17 уч. г. — 3 429 чел.), серебряный знак — 6 588 человек (2016/17 уч. г. — 4 603 чел.), бронзовый знак — 3 596 человек (2016/17 уч. г. — 3 368 чел.).
Профилактика употребления ПАВ является важной составляющей здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Профессиональные, организационные ресурсы, имеющиеся в образовательных учреждениях, дают возможность вносить заметный вклад в формирование культуры здорового образа подрастающего поколения.
Как показывают результаты исследования, за последние пять лет увеличилась доля образовательных учреждений, осуществляющих регулярную просветительскую работу совместно с правоохранительными органами и медицинскими учреждениями — с 95 до 99 %, организующих акции по профилактике употребления ПАВ — с 92 до 96 %.
Результатом здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений является резкое снижение заболеваемости, положительная динамика перехода в другие группы здоровья.
На начало 2017/18 уч. г. доля обучающихся, относящихся к 1-й группе здоровья, составила 20,28 %, что незначительно выше, чем в предыдущие три года. Также наблюдается ежегодное увеличение доли учащихся, имеющих 2-ю группу здоровья (с 55,56 до 58,05 %). Наряду с этим доля обучающихся с 4-й группой здоровья выше (1,22 %), чем в предыдущие два года. Также, наметилась тенденция к увеличению удельного веса учащихся, относящихся к 5-й группе здоровья (с 0,75 до 1,17 %). Кроме того, наблюдается ежегодное снижение доли учащихся, имеющих 3-ю группу здоровья (с 21,21 до 19,28 %). Незначительно снизилась доля обучающихся, перенесших инфекционные заболевания (с 8,76 % до 7,87 %). С каждым годом снижается удельный вес детей с хроническими заболеваниями (с 24,81 до 22,23 %).
Как показали результаты наблюдения, доля обучающихся с положительной динамикой перехода из одной группы здоровья в другую за исследуемый период увеличилась незначительно (с 4,62 до 5,10 %) [4].
Заключение
На основании проведенного исследования и полученных результатов напрашиваются следующие выводы:
1. В образовательных организациях региона значительное внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
2. С каждым годом растет удельный вес образовательных учреждений, в которых реализуется комплексная программа «Здоровье», осуществляется паспортизация условий образовательной среды.
3. На протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция к увеличению доли образовательных учреждений, проводящих систематическое изучение состояния здоровья и развития детей, создается банк данных о здоровье обучающихся и работников образовательных учреждений.
4. На начало 2017/18 уч. r. удельный вес учреждений, внедряющих в образовательный процесс здоровьесберегающие методы и технологии, выше, чем в предыдущие годы.
5. Абсолютное большинство учащихся получают горячее питание; увеличивается охват детей полноценным сбалансированным питанием. Однако наблюдается снижение удельного веса обучающихся, получающих двухразовое горячее питание.
6. За исследуемый период отмечено незначительное увеличение числа обучающихся с положительной динамикой перехода из одной группой здоровья в другую. Наряду с этим в образовательных учреждениях растет удельный вес детей, относящихся к наиболее неблагоприятной (5-й] группе здоровья; более 20 % обучающихся имеют хронические заболевания.
Эффективное здоровьесберегающее сопровождение деятельности обучающихся возможно при системном, целенаправленном взаимодействии всех субъектов здоровьесберегающей деятельности.
Литература
1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Кемерово, 26-27 октября 2011 г.] / ред. коллегия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Е. А. Пахомова и др. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. Ч. I. 395 с.
2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Кемерово, 26-27 октября 2011 г.] / ред. коллегия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Е. А. Пахомова и др. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. Ч. II. 397 с.
3. Крецан З. В. К вопросу о системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, июнь, 2013 г.]. М. : Изд-во СГУ, 2013. С. 224-233.
4. Состояние общего образования Кемеровской области: результаты мониторинга / А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. В. Васильева и др. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2018. 299 с.
5. Корытченкова Н. И., Михайлова Н. В. Физическое и психологическое здоровье личности и ее безопасность // Стратегия формирования здорового образа жизни молодежи: опыт и перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул : АлтГПУ, 2017. С. 97-104.
6. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного пространства. Кн. I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО ; М. : Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 363 с.
7. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного пространства. Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО ; М. : Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 495 с.
8. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного пространства. Кн. III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО ; М. : Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2018. С. 196-264.
9. Формирование безопасного и здорового образа жизни учащихся на основе интегрированного и дифференцированного обучения / под общ. ред. Э. М. Казина, Н. П. Абаскаловой, Н. Э. Касаткиной и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО ; М. : Автограф, 2016. 180 с.
References
1. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activity in education: theory and practice]. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Kemerovo, 26-27 October 2011. Eds. E. L. Rudnev, E. M. Kazin, E. A. Pakhomova, et al. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, 2011, part I, 395 p. (In Russian].
2. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activity in education: theory and practice]. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Kemerovo, 26-27 October 2011. Eds. E. L. Rudnev, E. M. Kazin, E. A. Pakhomova, et al. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, 2011, part II, 397 p. (In Russian].
3. Kretsan Z. V. K voprosu o sisteme fizicheskogo vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Kemerovskoj oblasti [On the issue of the system of physical education in general educational institutions of the Kemerovo region]. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference "Modern world. Modern education. Problems, development trends, approaches" (Kemerovo, June, 2013). Moscow, SSU publishing house, 2013, pp. 224-233(In Russian].
4. Chepkasov A. V., Krasnoshchekova O. G., Vasilyeva T. V., et al. Sostoyanie obshchego obrazovaniya Kemerovskoj oblasti: rezul'taty monitoringa [The General state of education of the Kemerovo region: the results of the monitoring]. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, 2018. 299 p. (In Russian].
5. Korytchenkova N. I., Mikhailov N. V. Fizicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e lichnosti i eyo bezopasnost' [Personal physical and psychological health and safety]. Materials of the international scientific-practical conference "Strategy for the formation of a healthy lifestyle of young people: experience and development prospects". Ed. O. N. Matveyeva. Barnaul, Altai State Pedagogical University, 2017, pp. 97-104. (In Russian].
6. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo prostranstva. Kn. I. Psihologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-social'nye podhody k probleme zdorov'ya, adaptacii i razvitiya detej i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive space. Book 1. Psychological and pedagogical approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Science
ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2017. 363 p. (In Russian).
7. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo prostranstva. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya, sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya i social'nogo razvitiya obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive space. Book II. Cultural aspects of formation, preservation, health promotion and social development of students]. Science ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2017. 495 p. (In Russian).
8. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo prostranstva. Kn. III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya detej i samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socio-adaptive space. Book III. Psychological, pedagogical, medical and social support of children's development and self-realization of students]. Science ed. E. M. Kazin. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMT ZHDT", 2018. pp. 196-264. (In Russian).
9. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni uchashchihsya na osnove integrirovannogo i differencirovannogo obucheniya [Formation of safe and healthy lifestyle of students on the basis of integrated and differentiated learning]. Eds. E. M. Kazin, N. P. Abaskalova, N. E. Kasatkina, et al. Kemerovo, KRIPKiPRO publishing house, Moscow, Autograph, 2016. 180 p. (In Russian).
УДК/UDC 371.13 О. А. Лебеденко, М. Н. Татарова
O. Lebedenko, M. Tatarova
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS
Введение. В статье представлен опыт работы с молодыми педагогами на этапе их профессиональной адаптации. Цель статьи заключается в анализе проблемы профессионального становления педагогов и деятельности клуба молодых педагогов «Педагогическая гостиная».
Методология. Исследование проводилось на основе теоретического анализа научно-методической литературы, использования в эмпирической части исследования ряда методик: «Анкета молодого педагога»; тест «Изучение творческого потенциала взрослого» (А. Н. Лук), [4] опросник «Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов» (опросник ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр») [5].
Результаты. Описаны приоритетные направления психолого-педагогической поддержки молодых педагогов в первый год их профессиональной деятельности.
Заключение. Авторы отмечают практическую значимость и эффективность организации деятельности с молодыми педагогами в формате клуба «Педагогическая гостиная».
Introduction. The article presents the experience of working with young teachers in their professional adaptation. The purpose of the article is to analyse the problem of professional development.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis of scientific-methodical literature, empirical research methods series: young teacher "questionnaire"; test study of the creative potential of adult (A. Bow) questionnaire "socio-professional adaptation of young teachers" (questionnaire GOW DPO CPC "Resource Center").
Results. Describes the priorities for psycho-pedagogical support of young teachers in the first year of their professional activity.
Conclusions. The authors note the relevance and effectiveness of the Organization's activities with the young teachers in the format of "pedagogic Club".
Ключевые слова: молодой педагог, профессиональное становление личности, социально-психологическая адаптация, факторы адаптации педагогов.
Keywords: young teacher, professional formation of a person, socio-psychological adaptation, factors of adaptation.