Научная статья на тему 'Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях'

Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / COMPLEX APPROACH / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PRIMARY PREVENTION / PACKAGE OF MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Шерер Тамара Ивановна

Введение. В статье представлена проблема реализации комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) старшими подростками в образовательных организациях. Авторы делают акцент на разработку и реализацию комплекса мероприятий профилактики употребления ПАВ старшими подростками через социально-педагогическое направление деятельности. Методология. Исследование проводится на основе комплексного подхода, а также путем теоретического анализа научной и методической литературы и практической направленности. Результаты. В статье рассмотрены вопросы реализации комплексного подхода, направленного на формирование негативного отношения старших подростков к употреблению ПАВ. Заключение. Включение в профилактическую деятельность образовательных организаций комплекса мероприятий профилактики употребления ПАВ старшими подростками через социально-педагогическое направление деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Шерер Тамара Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF A COMPLEX APPROACH TO PREVENT THE CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (PAS) BY SENIOR TEENAGERS IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Introduction. The article deals with the problem of the implementation of a complex approach to prevent the consumption of psychoactive substances by senior teenagers in educational establishments. The authors focus on the development and implementation of a package of measures to prevent the consumption of psychoactive substances by senior teenagers through the social and pedagogical activity direction. Materials and methods. The research is carried out on the basis of a complex approach and through the theoretical analysis of scientific and methodical literature and practical focus. Results. The issues of complex approach implementation, aimed at the formation of a negative attitude of senior teenagers towards the pas consumption, were considered in this article. Conclusions. Preventive activity of educational establishment included the package of measures to avoid consuming psychoactive substances by senior teenagers through the social and pedagogical activity direction.

Текст научной работы на тему «Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях»

References

1. Bogdanov V. V. Upravlenie proektami: korporativnaya sistema - shag za shagom [Project management: corporate system -step by step]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 2012, 247 p. (In Russian).

2. Burkov V. N., Novikov D. A. Kak upravlyat' proektami [How to manage projects]. Moscow, SYNTHEG-GEO, 1997, 188 p. (In Russian).

3. Zaruba N. A. Adaptivnaya shkola kak fenomen rossijskogo obshchestva: metodologiya i social'naya tekhnologiya upravleniya [Adaptive school as a phenomenon of Russian society: methodology and social management technology]. Kemerovo, 2003, 462 p. (In Russian).

4. Zaruba N. A., Bychkov L. D. Formirovanie effektivnoj komandy kak uslovie effektivnoj realizacii proekta [Forming an effective team as a condition for effective project implementation]. Innovative economics; prospects for development and improvement, 2015, no. 4 (9), pp. 118-122. (In Russian).

5. Ohara S. P2M: A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation. Tokyo, Japan, Project Management Association of Japan (PMAJ), 2005, vol. 1, 89 p.

6. Razma M. L. Upravlenie proektom: osnovy proektnogo upravleniya [Project management: the basics of project management]. Moscow, KNORUS, 2010, 354 p. (In Russian).

7. Lu Y. J., Wang S. Q. Project Management in China. Southeast Asia Construction, 2004, iss. Sept - Oct, pp. 158-163.

8. Kendrick T. The Project Management Tool Kit: 100 Tips and Techniques for Getting the Job Done Right. New York, Amacom, 2013, 288 p.

9. Baklanova Yu. O. Osnovy upravleniya proektami [Fundamentals of Project Management]. Kirov, ID MCNIP, 2013, 1 electron. opt. disk (CD-ROM). (In Russian).

10. Briggs C., Dodyk P. Understanding the Project Management Process in China. Available at: http://www.pmi.org/~7media/ PDF/Surveys/pp_dodyk.ashx.

11. PMI's Pulse of the Profession. The High Cost of Low Performance 2013. Available at: http://www.pmi.org/~/media/PDF/ Business-Solutions/PMI-Pulse%20Report2013Mar4.ashx.

12. PMI's Pulse of the Profession. The High Cost of Low Performance 2014. Available at: http://www.pmi.org/~/media/PDF/ Business-Solutions/PMI_Pulse_2014.ashx.

13. PMI's Pulse of the Profession. Capturing the Value of Project Management 2015. Available at: http://www.pmi.org/-/ media/PDF/learning/pulse-of-theprofession-2015.ashx.

14. HERMES. Available at: http://www.hermes.admin.ch/.

15. IPMA. Available at: http://ipma.ch/about/ipma-history/.

УДК/UDC 371 Э. М. Казин, Т. И. Шерер

E. Kazin, T. Sherer

реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях

THE IMPLEMENTATION OF A COMPLEX APPROACH TO PREVENT THE CONSUMPTION of psychoactive SUBSTANCES (PAS) BY SENIOR TEENAGERS IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Введение. В статье представлена проблема реализации комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) старшими подростками в образовательных организациях. Авторы делают акцент на разработку и реализацию комплекса мероприятий профилактики употребления ПАВ старшими подростками через социально-педагогическое направление деятельности.

Методология. Исследование проводится на основе комплексного подхода, а также путем теоретического анализа научной и методической литературы и практической направленности.

Результаты. В статье рассмотрены вопросы реализации комплексного подхода, направленного на формирование негативного отношения старших подростков к употреблению ПАВ.

Заключение. Включение в профилактическую деятельность образовательных организаций комплекса мероприятий профилактики употребления ПАВ старшими подростками через социально-педагогическое направление деятельности.

Introduction. The article deals with the problem of the implementation of a complex approach to prevent the consumption of psychoactive substances by senior teenagers in educational establishments. The authors focus on the development and implementation of a package of measures to prevent the consumption of psychoactive substances by senior teenagers through the social and pedagogical activity direction.

Materials and methods. The research is carried out on the basis of a complex approach and through the theoretical analysis of scientific and methodical literature and practical focus.

Results. The issues of complex approach implementation, aimed at the formation of a negative attitude of senior teenagers towards the pas consumption, were considered in this article.

Conclusions. Preventive activity of educational establishment included the package of measures to avoid consuming psychoactive substances by senior teenagers through the social and pedagogical activity direction.

Ключевые слова: комплексный подход, психоактивные вещества, первичная профилактика, комплекс мероприятий.

Keywords: a complex approach, psychoactive substances, primary prevention, a package of measures.

Введение

В современной педагогической науке предметом научного осмысления все чаще становится проблема профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками образовательных организаций (Н. В. Вострокнутов, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский и др.). Именно в подростковом возрасте характерны разнообразные поведенческие эксцессы, что сформировало у ряда специалистов точку зрения на подростковый возраст как изначально «патогенный», предполагающий девиацию (В. С. Битенский, А. Е. Личко, И. П. Пятницкая, Б. И. Хасан и др.). По мере своего взросления и учебы в школе современные старшие подростки все чаще демонстрируют признаки дезадаптации, пониженной социализации и вследствие этого попадают в группу риска по развитию различного зависимого поведения.

Многие ученые в своих исследованиях доказывают необходимость использования в педагогической профилактике употребления старшими подростками психоактивных веществ (ПАВ) комплексного подхода, который направлен на реализацию следующих функций:

— обучающая функция обеспечивает непрерывность образования по вопросам знаний о здоровом образе жизни и факторах, его разрушающих, где существенная роль отводится уровню профессиональной компетентности педагогов в вопросах профилактики употребления ПАВ, его готовности к освоению здоровьесберегающих педагогических технологий, ориентированных на первичную профилактику употребления старшими подростками ПАВ;

— развивающая функция развивает у старших подростков способности к самоанализу, самоактуализации знаний, умений и навыков к противостоянию употребления ПАВ и формирует негативное отношение к вредным привычкам;

— воспитывающая функция направлена на формирование у старших подростков, педагогов и родителей компетентности в вопросах профилактики употребления ПАВ, культуры здоровья и здорового образа жизни в единстве ее познавательного, ценностного, мотивационного и поведенческого компонентов;

— здоровьесберегающая функция предполагает проведение оздоровительно-профилактических мероприятий, организацию двигательной активности и волонтерскую деятельность, направленную на позитивное отношение к здоровому образу жизни [2; 7; 10].

Каждая функция характеризуется особой сферой регулирования, направленностью действия и специфическими методами осуществления. В результате реализации комплексного подхода ожидаются следующие результаты:

— снижение (отсутствие роста) численности детей группы риска в образовательных организациях;

— повышение у подростков личностно-мотивационной устойчивости (формирование внутренних барьеров) противостояния к употреблению ПАВ;

— повышение компетентности участников образовательного процесса в области профилактики употребления ПАВ;

— повышение уровня сформированности негативного отношения к употреблению ПАВ и культуры здоровья;

— внедрение апробированных профилактических программ в систему социально-педагогических, психолого-педагогических, социально-психологических, медико-социальных мероприятий [1; 7].

В целом, несмотря на научно обоснованное понимание теоретико-методологических основ комплексного подхода в педагогической общественности, идет активный поиск форм и способов реализации данного подхода в практике образовательной школы, так как многие педагоги испытывают затруднения в выборе направлений и форм работы по профилактике ПАВ старшими подростками. В данном случае это обусловлено недостаточной практической направленностью, где основой является содержание образования.

Методология

Комплексный подход непосредственно связан с необходимостью усиления профилактической деятельности в образовательных организациях.

Мы придерживаемся точки зрения многих ученых, что в образовательной среде с учетом комплексного подхода необходимо внедрять в образовательную практику комплекс мероприятий профилактики употребления ПАВ подростками. При реализации комплексного подхода необходимо проводить диагностику и мониторинг индивидуальных личностных и психофизиологических особенностей, психического развития, функционального состояния здоровья старших подростков. По результатам диагностики и мониторинга планировать различные образовательные, коррекци-онно-развивающие, физкультурно-оздоровительные, спортивно-тренировочные и профилактические мероприятия.

Обобщая опыт работы образовательных организаций Кемеровской области, активно работающих в этом направлении, мы делаем акцент на реализацию комплекса мероприятий профилактики употребления ПАВ старшими подростками через социально-педагогическое направление деятельности [9; 10]. Социально-педагогическое направление предполагает использование психолого-педагогических методов и средств профилактики употребления ПАВ через содержание таких учебных предметов, как «Биология», «Химия», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура» в основной и старшей школе.

В рамках реализации предметного поля мы рекомендуем включать информационные материалы, которые направлены на овладение подростками основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

При проведении таких уроков необходимо использовать практические занятия, на которых создаются условия для формирования у обучающихся навыков ведения здорового образа жизни: личной гигиены, закаливания, оптимальной двигательной активности (на всех этапах обучения), способов повышения стрессоустойчивости, снятия психического напряжения и др. [4; 6; 11].

Реализация образовательного компонента психолого-педагогического сопровождения профилактики употребления ПАВ подростками связана с необходимостью в повышении квалификации учителей посредством системы обучающих семинаров.

Обобщая опыт работы в образовательных организациях, мы делаем акцент на деятельности, направленной на повышение компетентности родителей в аспекте общения со старшими подростками. В результате этого направления работы организованы родительские лектории, диспуты совместно с подростками, цикл тематических занятий «Социальное здоровье личности» и др.

Социально-педагогическое направление должно способствовать развитию психологических навыков для разрешения конфликтных ситуаций и противостояния групповому давлению. Организация деятельности в этом направлении основывается на результатах комплексной диагностики обучающихся, в том числе и по выявлению уровня сформированности противостояния к употреблению ПАВ. Работа проводится в рамках взаимодействия Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ЦПМСС) и школьных центров здоровья, которые оснащены автоматизированными программами для оценки функционального состояния организма, индивидуального психофизиологического статуса, и реализуется комплекс психологических методик для изучения личностных качеств обучающихся и коррекции нарушений психологического здоровья [7; 10].

В рамках социально-педагогического направления обращается особое внимание на организацию досуга подростков. «Досуговые» методы составили один из основных компонентов в системе первичной (а также вторичной) профилактики употребления ПАВ. Основная задача использования «досуговых» методов — это создание условий для реализации личностных ресурсов ребенка,

его самостоятельности, ответственности, активности как альтернативы аддиктивного поведения. Методы досуга направлены на развитие личности ребенка посредством создания условий для его социализации и самореализации, развития активной и творческой позиции, расширения кругозора, возможности конструктивного общения в среде сверстников и взрослых [4].

При этом особенно важно отметить участие в организации и реализации досуговой работы таких специалистов, как социальные педагоги, психологи, педагоги дополнительного образования. Особый интерес вызывает у подростков спортивная деятельность (организация досуга в спортивных клубах по месту жительства). Профилактическая работа проводится в период организованного летнего спортивно ориентированного отдыха для подростков групп риска, склонных к употреблению ПАВ.

Одной из составляющих частей общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление психосоматического здоровья, развитие физических и духовных способностей человека, является физическая культура. Ее мы рассматриваем как систему, пронизывающую все стороны жизни общества, и важнейшее условие профилактики употребления у подростков ПАВ. Оптимальные условия для занятий физической культурой и спортом позволили нам создать, с одной стороны, устойчивую мотивацию на формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, а с другой — выраженное воздействие на профилактику употребления психоактивных веществ [8; 10; 11].

Проведенный анализ на примере города Ленинска-Кузнецкого показывает, что спортивно-оздоровительная деятельность образовательных организаций значительно активизируется в результате реализации межведомственной городской программы «Дрозд» («Дети России образованы и здоровы»).

Результаты

Наблюдение, проведенное в течение ряда лет, свидетельствует о позитивном результате при организации праздников здоровья, изучении мнения подростков по проблемам здоровья, проведении различных акций («Вредные привычки — нам не сестрички»), ток-шоу «Мы против наркотиков, «Молодежь выбирает» и многих других коллективных творческих мероприятий, инициатива и реализация которых исходит непосредственно от подростков.

Каждый урок, каждое школьное мероприятие вносят свою долю в формирование сознательного здоровьесберегающего поведения детей и подростков [10].

Наиболее эффективными формами первичной профилактики употребления ПАВ подростками являются тренинговые занятия с детьми, родителями трудных подростков, лектории для родителей, обучение волонтеров. В этом аспекте предлагается коррекционно-развивающая программа «Противостояние» как пример многофункционального превентивного обучения, базирующаяся на современном психосоциальном подходе (развитие личностной и социальной компетенции детей и подростков). Она позволяет учить детей широкому спектру личностных и социальных навыков, применяемых в различных ситуациях, которые могут и не иметь прямого отношения к употреблению ПАВ, отвечать на любые вопросы и принимать конкретные решения, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом программы является обучение взаимодействию с детьми и взрослыми, прежде всего эффективному общению, умению отстаивать свое мнение, слушать, понимать других и вместе с ними учиться и работать [7; 8; 10].

Существенное место при реализации программы «Противостояние» принадлежит различным формам тренинговых занятий, которые позволяют подросткам осознать проблему наркозависимости и выработать защитное поведение и сформировать негативное отношение к употреблению ПАВ. К ним относятся прежде всего методы «мозговой штурм», «дискуссия», «ролевая игра» и др.

Мозговой штурм способствует стимуляции высказываний идей или мнений по какой-либо теме и вопросу без различных комментариев и оценок со стороны учителя. Данный метод реализуется согласно трем правилам объяснения темы, принятию всех высказываний и идей, отказу от какой-либо критики в ходе этого процесса. Даже когда старшие подростки говорят, что они закончили обдумывание, учитель продолжает их поощрять до полного исчерпания всех интеллектуальных возможностей.

Метод «дискуссия» эффективно используется на наших занятиях при совместной деятельности с педагогом, где решаются групповые задачи с целью воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. На занятиях старшие подростки получают возможность увидеть

проблему с разных сторон, уточнить персональные позиции и личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общие решения, повысить эффективность дискуссии и интерес к проблеме в целом.

Метод «ролевые игры» активно используется на наших занятиях для выявления отношения старших подростков к собственному мировосприятию, в том числе и отношение к употреблению ПАВ и здоровому образу жизни [1; 2; 8].

Данный метод на наших занятиях позволяет избегать часто возникающие во время дискуссии ситуации, когда подростки формулируют социально желаемый ответ, отражающий стереотипы и нормы, которые не проверены на личном опыте, а принадлежат родителям или другим взрослым; создает для участников возможность получить дополнительную информацию для личного опыта; помогает формулировать проблему, перевести ее с необходимого на начальном этапе уровня эмоциональных переживаний на уровень осознания реальной значимости. Совершенно особую роль выполняет педагог, курирующий группу. Он ни в коем случае не подавляет старших подростков своим авторитетом, а проводит обсуждение в нужном русле и помогает при распределении ролей для каждого из участников группы, оценивая результаты, подводя итоги. Занятия проводятся с подростками с использованием психологических игр, упражнений на отработку различных навыков.

Одним из базовых психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств, используемых в процессе профилактической работы, является волонтерская деятельность.

Поскольку общение является ведущим видом деятельности подростков, то реализация программы «Мы выбираем» направлена на выработку у них коммуникативных навыков, эмоционального равновесия, контролирование своего поведения и управление им, рефлексию и адекватную самооценку своей личности. Волонтерская деятельность рассматривается нами как социально значимое гражданское участие подростков в традиционных видах помощи, которую они осуществляют добровольно.

Волонтерская деятельность характеризуется накоплением знаний, умений и навыков по сохранению потенциала своего здоровья, профилактике заболеваний, оказанию доврачебной помощи, преодолению вредных привычек, формированию экологической культуры; вариативным блоком знаний в зависимости от индивидуальных проблем со здоровьем, а также переходом к самостоятельному исследованию доступных информационных источников и созданию своего образовательного продукта, участием в реализации проектов.

Волонтерское движение к вовлечению в досуговую деятельность сверстников и детей младшего возраста способствует распространению идей сохранения здоровья в подростковой субкультуре. Лидерская деятельность позволяет подросткам принимать участие в воплощении в образовательной организации своих проектов [4; 7].

Участие подростков в волонтерской деятельности способствует их пониманию самих себя, определению своих значимых личностных качеств, ценностей, норм и правил поведения.

Опыт организации добровольческого движения выявляет его значимость в личностном самоопределении школьников. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергались проверке именно в добровольчестве: корректируются планы и личностная позиция, повышается активность, самостоятельность и ответственность участников группового взаимодействия.

Организация добровольческого движения, единство в понимании его целей всеми участниками образовательного процесса позволяют решать проблему снижения риска вовлеченности в употребление ПАВ.

Показано, что при включении в работу добровольческого ресурсного центра каждый может:

— участвовать в акциях («Первое сентября — каждому школьнику», «Посылка в армию выпускнику», «Начни с дома своего», «Подари библиотеке книгу», благотворительный сезон «Счастливые праздники», «Весенняя неделя добра»);

— активно сотрудничать со СМИ по пропаганде добровольческого движения, создать и поддерживать единое информационное и коммуникативное пространство через публикацию статей педагогов и школьников в информационном журнале «Сотрудничество», на Всероссийском портале общественно активных школ;

— оказывать адресную помощь нуждающимся, благоустраивать территорию школы, близлежащие улицы и скверы;

— устанавливать новые контакты, пробовать себя в разных социальных ролях (организатор, пиарщик, файдрайзер, исследователь и пр.).

Анализ механизмов социально-педагогического направления деятельности позволяет также прийти к выводу о необходимости медико-социальных мероприятий, обеспечивающих совместную деятельность специалистов образовательных, лечебно-профилактических и наркологических учреждений, таких как муниципальное учреждение здравоохранения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом», кожно-венерический диспансер и др.

Мы считаем особенно актуальным и значимым межведомственное взаимодействие специалистов здравоохранения и образования, поскольку психотерапевты, наркологи лечебных учреждений, школьные медицинские работники — постоянные участники классных часов, круглых столов по проблемам наркопрофилактики. Важнейшим медико-социальным аспектом является совместная информационная работа специалистов различного профиля, обеспечивающая активное формирование ценностей здорового образа жизни через средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), через систему образовательных учреждений различного типа и вида. В качестве альтернативы употребления ПАВ предлагаются основные «нормальные» потребности каждого человека — здоровье, ум, красота, физическая сила, материальное и духовное благополучие, независимость, свобода, самоутверждение, любовь, семья, дети. Максимально используется широкий ассортимент специальных материалов: плакаты, буклеты, брошюры, наклейки, видеоролики, видеофильмы как для детей, так и для педагогов и родителей [3; 10].

Заключение

Результаты многолетних исследований ученых и практиков системы образования показали, что комплексный подход к профилактике употребления старшими подростками ПАВ с учетом комплексной оценки состояния их здоровья, выявления у них отношения противостояния к употреблению психоактивных веществ, определяемых на основе проведения комплексного мониторинга, формирует у старших подростков образовательных организаций тенденцию негативного отношения к употреблению ПАВ и повышает мотивацию к здоровому образу жизни.

Литература

1. Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа в несовершеннолетних группах социального риска. М., 2004. 182 с.

2. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ) / Ю. В. Валентик, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Т. 12, № 2. С. 31-35.

3. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Т. Б. Дмитриева, Н. В. Вострокнутов, Т. Н. Дудко и др. // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 4-11.

4. Котляков В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1977. 39 с.

5. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Л. : Медицина, 1991. 304 с.

6. Наркомания у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, В. А. Глушков. Киев : Здоровье, 1989. 216 с.

7. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблемы адаптации, здоровья и развития субъектов образования / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова, Н. Э. Касаткина и др. ; под общ. ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 165 с.

8. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М. : Академия, 2003.

9. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. : утверждена указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690.

10. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова и др. ; под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО ; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 363 с.

11. Хасан Б. И., Кухаренко И. А., Рычкова М. В. Методика «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости). Красноярск, 2008. 24 с.

References

1. Vostroknutov N. V. Antinarkoticheskaya profilakticheskaya rabota v nesovershennoletnih gruppah social'nogo riska [Antinarcotic preventive work in under-age groups of social risk]. Moscow, 2004, 182 p. (In Russian).

2. Valentik Yu. V., Vostroknutov N. V., Gerish A. A. et al. Konceptual'nye osnovy reabilitacii nesovershennoletnih, zloupotreblyayushchih psihoaktivnymi veshchestvami (PAV) [Conceptual bases of rehabilitation of minors abusing psychoactive substances (SAS)]. Social and Clinical Psychiatry, 2002, vol. 12, no. 2, pp. 31-35. (In Russian).

3. Dmitrieva T. B., Vostroknutov N. V., Dudko T. N. et al. [The concept of preventing substance abuse in the educational environment]. Russian Psychiatric Journal, 2000, no. 2, pp. 4-11. (In Russian).

4. Kotlyakov V. Yu. Profilaktika narkozavisimosti v shkole [Prevention of drug addiction in school]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 1977. 39 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lichko A. Ye., Bitenskiy V. S. Podrostkovaya narkologiya [Teenage narcology]. Leningrad, Medicine, 1991, 304 p.

6. Bitenskiy V. S., Kherson B. G., Dvoryak S. V., Glushkov V. A. Narkomaniya u podrostkov [Drug addiction in adolescents]. Kiev, Health, 1989, 216 p.

7. Kazin E. M., Abaskalova N. P., Kasatkina N. E. et al. Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie bazovye osnovaniya resheniya problemy adaptacii, zdorov'ya, i razvitiya sub'ektov obrazovaniya [Psychological-pedagogical and physiological basis for solving the problem of adaptation, health, and development of subjects of education]. Ed. E.M. Kazin. Kemerovo, Publishing house KRIPKipRO, 2016, 165 p.

8. Sirota N. A., Yaltonsky V. M. Profilaktika narkomanii i alkogolizma [Prevention of drug addiction and alcoholism]. Moscow, Academy, 2003.

9. Strategiya gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki RF do 2020 g. : utverzhdena ukazom Prezidenta RF ot 09.06.2010 № 690 [The strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020: approved by Presidential Decree No. 690 of 09.06.2010.].

10. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G. et al. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esbere-gayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. I. Psihologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-social'nye podhody k probleme zdorov'ya, adaptacii i razvitiya detej i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of a health-saving and socially-adaptive educational space. Book. I. Psychological-pedagogical, physiological and medico-social approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Ed. E.M. Kazin. Kemerovo, Publishing house KRIPKipRO; Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMTS ZHDT", 2017, 363 p.

11. Khasan B. I., Kukharenko I. A., Rychkova M. V. Metodika "Risk addiktivnogo povedeniya" v podrostkovom vozraste (na primere narkozavisimosti) [The method "Risk of addictive behavior" in adolescence (on the example of drug addiction)]. Krasnoyarsk, 2008, 24 pp.

организация поддержки введения фгос дошкольного образования на региональном уровне

THE SUPPORT ORGANIZATION OF THE INTRODUCTION

of the federal state educational standard

OF PRE-SCHOOL EDUCATION AT REGIONAL LEVEL

Введение. Введение ФГОС поставило перед дошкольными образовательными организациями задачу системной модернизации своей образовательной деятельности. Для успешного осуществления таких широкомасштабных преобразований, как введение ФГОС, необходимо осуществление организационно-управленческой, информационной, научно-методической, образовательной, экспертно-консультативной поддержки дошкольных образовательных организаций. Цель статьи — раскрыть подходы к построению системы поддержки введения ФГОС дошкольного образования на региональном уровне.

Методология. Исследование проводилось на основе методов сравнительного и системного анализа, а также анализа эмпирических данных.

Результаты. Представлены результаты реализации проекта «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в Кемеровской области», описаны подходы к построению системы поддержки введения ФГОС дошкольного образования на региональном уровне. В ходе проекта было организовано взаимодействие разноуровневых организационных методических структур, обеспечивающих единое научно-методическое пространство. В рамках деятельности регионально-муниципальной многоуровневой методической службы организована работа регионального профессионального методического объединения; региональных инновационных площадок, реализующих сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций.

Заключение. Авторы предлагают обоснование разработки и реализации в дальнейшем нового проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагога по достижению дошкольниками целевых ориентиров в условиях реализации ФГОС ДО», концептуальные основы которого (конкретное содержание и экспериментальная проверка) являются предметом дальнейших исследований.

Introduction. The introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education set pre-school educational organizations the task of modernizing their educational

УДК/UDC 373.2

М. В. Дорн, Е. Г. Овчинникова

M. Dorn, E. Ovchinnikova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.