Научная статья на тему 'Функционально-ролевой репертуар социальных работников в амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами'

Функционально-ролевой репертуар социальных работников в амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
660
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / SOCIAL WORKER'S FUNCTIONS / ПОДРОСТКИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ / АМБУЛАТОРНАЯ НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / АМБУЛАТОРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ / REHABILITATION / OUTPATIENT SUBSTANCE ABUSE SERVICE / OUTPATIENT REHABILITATION ADOLESCENT SUBSTANCE ABUSERS / ADOLESCENT PSYCHOACTIVE SUBSTANCE ABUSERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Марина Николаевна, Курин Андрей Юрьевич

Затронута проблема амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ), и подготовки социальных работников к данному виду деятельности. Цель - конкретизировать функции специалиста социальной работы через выделение и описание содержания деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, в условиях амбулаторной наркологической службы в соответствии с основными этапами реабилитации. Выделены основные роли, выполняемые специалистом в рамках реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Обосновано отсутствие углубленной подготовки будущих специалистов к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, на основе сравнения функционально-ролевого репертуара, выполняемого специалистом социальной работы в условиях амбулаторной наркологической службы с соответствующей подготовкой в вузе. Обоснована необходимость введения дополнительных образовательных программ, позволяющих специалисту социальной работы реализовать весь функционал, необходимый для организации и проведения эффективной помощи подросткам, злоупотребляющим ПАВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дубровина Марина Николаевна, Курин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-ROLE REPERTOIRE OF SOCIAL WORKERS IN AMBULATORY REHABILITATION OF TEENAGERS WHO SUBSTANCE MISUSE PROBLEMS

The problem of outpatient rehabilitation of adolescent psychoactive substance abusers and the training of social workers for this type of activity is considered. The purpose is to specify the social worker`s functions through selecting and describing the contents of the adolescent psychoactive substance abusers rehabilitation in terms of outpatient substance abuse service, in accordance with the basic stages of rehabilitation. The basic roles performed by a specialist within the rehabilitation of adolescent psychoactive substance abusers are pointed out. The lack of profound training of future professionals in the adolescent psychoactive substance abusers rehabilitation based on a comparison of functional-role repertoire performed by a specialist in social work in terms of outpatient substance abuse service with relevant training in institutes of higher education is justified. The necessity of introducing additional educational programs allowing specialists in social work to implement all the necessary functional for organizing and conducting effective care for adolescent psychoactive substance abusers are also justified.

Текст научной работы на тему «Функционально-ролевой репертуар социальных работников в амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами»

УДК 364.017

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В АМБУЛАТОРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

© Марина Николаевна ДУБРОВИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной работы, e-mail: [email protected] © Андрей Юрьевич КУРИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования,

e-mail: [email protected]

Затронута проблема амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ), и подготовки социальных работников к данному виду деятельности. Цель -конкретизировать функции специалиста социальной работы через выделение и описание содержания деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, в условиях амбулаторной наркологической службы в соответствии с основными этапами реабилитации. Выделены основные роли, выполняемые специалистом в рамках реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Обосновано отсутствие углубленной подготовки будущих специалистов к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, на основе сравнения функционально-ролевого репертуара, выполняемого специалистом социальной работы в условиях амбулаторной наркологической службы с соответствующей подготовкой в вузе. Обоснована необходимость введения дополнительных образовательных программ, позволяющих специалисту социальной работы реализовать весь функционал, необходимый для организации и проведения эффективной помощи подросткам, злоупотребляющим ПАВ.

Ключевые слова: реабилитация; функции социального работника; подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами; амбулаторная наркологическая служба; амбулаторная реабилитация подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Профессиональные роли и функции социальных работников многочисленны и обусловлены их разнообразной деятельностью.

Интересующее нас направление работы лежит в области амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ) - наркотиками, алкоголем, табаком. Наркотизация подростков -крайне опасное для общества явление. Общество в лице различных служб и специалистов, в т. ч. и социальных работников, должно быть подготовлено к решению данной проблемы. На данном этапе становления наркологической помощи нет необходимости доказывать важность социальной составляющей реабилитации. Объединение ресурсов медицинской, психологической и социальной помощи - одно из базовых современных требований к организации комплексной реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ [1; 2].

В отношении формы наркологической помощи амбулаторную реабилитацию называют более предпочтительной для подрост-

ков с сохранным социальным окружением из-за отсутствия изоляции подростка от общества и семьи, что способствует более качественному решению различных социальных проблем (обучение, трудоустройство, вовлечение в альтернативный досуг и пр.).

Подготовка специалистов требует определения функционально-ролевого репертуара, выполняемого в процессе амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Функционал социального работника в амбулаторной наркологической службе определяется его должностными обязанностями. Изучение должностных обязанностей и современных требований к организации комплексной реабилитационной помощи для подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что социальный работник выполняет целый спектр функций: мотивацион-ную, информационную, консультативную, посредническую, диагностическую, прогностическую, проектную, организационно-методическую, предупредительно-профилакти-

ческую, социально-педагогическую, реклам-но-пропагандистскую и др.

Определение функционально-ролевого репертуара социального работника проводилось в рамках трех основных этапов реабилитации: предреабилитационном, реабилитационном и постреабилитационном, т. к. это деление соответствует концептуальным основам реабилитации, позволяет увидеть последовательность развития процесса, раскрыть содержание и, соответственно, конкретизировать функции и выделить основные роли [1].

Социальный работник задействован на всех этапах реабилитации, его деятельность достаточно обширна, и выполняемые функции не исчерпываются какой-либо одной классификацией. Поэтому мы выбирали из всего спектра функции и роли, выделяемые такими отечественными учеными, как Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, Н.Ф. Басов, И.А. Зимняя, Р.М. Куличенко, Н.В. Гараш-кина, Т.П. Дьячек и др.

Итак, на предреабилитационном этапе основной целью деятельности социального работника является выявление потребителей ПАВ и стимуляция их (и их родственников) к обращению за профессиональной помощью. В ее достижении он, в рамках рекламно-пропагандистской и просветительской функции, взаимодействует со СМИ (в т. ч. сетевыми), компетентно раскрывая следующие аспекты: истоки формирования зависимости от ПАВ, пути ее проявления, выявления, преодоления; развенчание «мифов» о неопасности краткосрочных экспериментов с наркотиками; информируя население об имеющихся в регионе специализированных службах помощи. Кроме этого в стратегии по выявлению лиц, употребляющих ПАВ, специалист должен учитывать, что часть зависимых обращаются в учреждения здравоохранения (поликлиники, инфекционные отделения) или сталкиваются с правоохранительными органами (Инспекции и Комиссии по делам несовершеннолетних, служба Гос-наркоконтроля) [3; 4]. Помимо выявления случаев наркотизации эти учреждения могут сыграть решающую роль в ориентации подростка и его родственников на обращение за помощью в специализированную службу. Для этого социальный работник обеспечивает данные службы материалами, содержащими информацию о службе и ее возможностях, о диагностических тест-системах на

наличие алкоголя и наркотиков в биологических средах организма человека и признаки употребления ПАВ (для родителей).

Через организаторскую и консультативную функцию специалист осуществляет аут-рич-работу, «вынося» услуги своего учреждения за его пределы [2]. Опираясь на помощь волонтеров из числа лиц, завершающих реабилитацию, он выявляет места потенциального скопления потребителей ПАВ (районы города, конкретные улицы и дворы, школы, ночные клубы и т. д.); организует их посещение для распространения листовок с информацией о структурах помощи; устанавливает контакты с потребителями наркотиков для информирования их о возможностях реабилитационной программы. Кроме этого с подростками и родителями специалист встречается и в процессе мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в учреждениях общего и дополнительного образования. Выполняя предупредительно-профилактическую функцию специалист передает информацию о работе наркологической службы, раскрывая ее био-психо-социальные возможности для подростково-молодежной аудитории, в которой латентно всегда присутствуют люди, экспериментирующие с ПАВ.

Мотивационная функция осуществляется специалистом с момента первого контакта с потребителем ПАВ и на протяжении всей реабилитации. На начальном этапе мотивация подростка к отказу от приема ПАВ и участию в долгосрочной реабилитации особенно низкая из-за отсутствия опыта субъективных переживаний последствий употребления ПАВ, например, выраженного абстинентного синдрома, передозировок, вирусных заболеваний и т. д. Основные инструменты мотивации социального работника: применение техники «мотивационного консультирования», реабилитационные вмешательства, способствующие скорейшему преодолению актуальных проблем подростка, привлечение в волонтерскую деятельность реабилитантов, завершающих лечение [3]. В последнем направлении специалист проводит социально-педагогическую функцию, т. к. помогая выздоравливать новым участникам реабилитации волонтеры укрепляют собственные антинаркотические установки.

Сочетание мотивационной и инновационной функций направлено на специальную работу по привлечению лиц, прервавших

программу помощи и возвратившихся к употреблению ПАВ. Специалист отслеживает их судьбу и опираясь на стратегии, разработанные совместно с другими сотрудниками службы, работает по возвращению молодых людей в программу реабилитации [1]. При разработке мотивационных информационных средств социальный работник действует в методической, организаторской и коммуникативной функции, т. к. объединяет потенциал специалистов наркологической службы и реабилитантов. Процесс привлечения подростков, находящихся на разных этапах выздоровления, в коллективное взаимодействие через обмен опытом происходит в условиях педагогического управления со стороны специалистов, в т. ч. специалиста социальной работы, что позволяет вовремя нивелировать актуализацию влечения к ПАВ, формировать антинаркотические установки и типологизировать личностный опыт отдельных наркозависимых для создания более действенных информационных средств.

Диагностическая функция осуществляется социальным работником и при оценке возможностей наркологической службы и жизненной ситуации подростка, употребляющего ПАВ. На основе полученной информации прогнозируется реабилитационная успешность подростка в конкретной программе и, если условия неперспективны, подбирается другое учреждение [1; 3].

Реабилитационный этап реализует воспитательные и психосоциальные воздействия для отказа от употребления ПАВ, формирования нормативных (здоровых) личностных и социальных качеств, восстановления нарушенных семейных отношений и социальных связей [1; 3; 5].

На этап реабилитации социальный работник прежде всего содействует адаптации подростка в реабилитационной программе и через аффектно-коммуникативную функцию работает над снижением уровня тревоги новичка посредством умеренного применения конфронтационного стиля в работе с подростком, проявления терпимости при нарушении правил программы; помощи в установлении контакта с группой; разъяснения особенностей устройства программы. Через диагностическую функцию исследует социальный компонент жизненной ситуации подростка: особенности межперсональных отношений в ближайшем окружении, отношение к учебе, состояние досуга и прочее, сосредо-

тачиваясь на выявлении проблемных сфер жизни, социальных и личностных ресурсов, актуальных потребностей подростка. На основе собранной информации составляется план индивидуальной работы реабилитанта, который постоянно развивается с учетом актуальных потребностей подростка [1; 3]. Этот метод помогает определить ответственность реабилитанта за улучшение жизненной ситуации, обучает подростка целеполаганию, ответственному поведению и дисциплине, а его успешное выполнение укрепляет мотивацию и побуждает к дальнейшим изменениям.

Подчеркнем, что деятельность социального работника в структуре наркологического учреждения сопряжена с рядом трудностей, среди которых необходимость ориентироваться в медицинских и психологических воздействиях на подростка, разбираться в механизмах изменений, выполнять общие с другими специалистами профессиональные задачи (в т. ч. предупреждение срыва и преодоление рецидива, создание и поддержка реабилитационной среды, воспитательная работа). Реабилитационная среда и воспитательные воздействия - важнейшие условия для достижении основных целей реабилитации, они реализуются социальным работником в соответствии с воспитательной и социально-педагогической функцией, при которой он демонстрирует нормативное поведение (как ролевая модель), создает и поддерживает четкую структуру реабилитационных мероприятий, традиции (процедуры приема новых реабилитантов и перехода с этапа на этап, праздники и т. д.); разрабатывает четкие правила и контролирует их соблюдение, привлекая к этому подростков; поддерживает личностно-ориентированную, развивающую среду, создает заботливую атмосферу [2; 3].

Подростку оказывается консультативная помощь в решении ежедневно возникающих проблем, где социальный работник, ограничиваясь ролью посредника, помощника, наблюдателя, учителя, поддерживает, направляет, корригирует, мотивирует на самостоятельное решение проблем и поиск собственного пути возвращения к нормальной жизни в обществе, что в свою очередь активизирует реабилитанта и развивает его способности контролировать свою жизнь. Важная тема консультаций - это организация занятости подростка, который после прекращения употребления ПАВ имеет много свободного времени, прежде уходившего на наркотиза-

цию, плохо организует свой досуг без ПАВ в силу утраты прежних увлечений и т. д. [1; 3].

Кроме этого по своему статусу социальный работник в процессе помощи является посредником между подростком, употребляющим ПАВ, и другими специалистами, подростком и учреждениями, предоставляющими для амбулатории (ограниченной в кадровых, технических возможностях) необходимые ресурсы для реализации комплексной помощи подростку и его семье.

Развивая досуговую сферу реабилитанта, специалист через социально-педагогическую функцию выявляет его интересы, увлечения, исследует способности и выступает посредником, находя возможности реализовать интересы реабилитанта, используя контакты с учреждениями дополнительного образования, спортивными учреждениями и т. д. [1; 6].

Работа с родственниками обширна, т. к. они являются важнейшим ресурсом выздоровления, поэтому они вовлекаются в значительную часть реабилитационных мероприятий: в рамках информационной и просветительской функций родителей информируют об особенностях, причинах и последствиях проблемы злоупотребления ПАВ, о признаках возврата к употреблению; обучают через социально-психологическую и аффектно-ком-муникативную функции эффективным стратегиям поведения с наркозависимым подростком, основам мотивационного консультирования, основам здорового образа жизни; проводя организаторскую функцию вовлекают родителей и развивают досуговые, культурные, религиозные, спортивные, туристические мероприятия; уточняют изменение в различных сферах жизни подростка через диагностическую функцию [1-3].

Методическая функция вновь реализуется социальным работником при подготовке информационных и мотивационных материалов для подростков и их родственников для обеспечения реабилитационного процесса (в их числе методические материалы по профилактике срыва) о феномене созависи-мости, сбора антинаркотических фильмов, формировании библиотеки религиозного (православного) и культурного наследия человечества: художественной, поэтической, автобиографической литературы, видеофильмов, театральных постановок на видео и т. д.

На данном этапе специалист продолжает взаимодействовать со специалистами наркологической службы; врачом-наркологом,

психотерапевтом, психологом, проводя через организационную и воспитательную функцию досуговые реабилитационные мероприятия, расширяющие представления зависимых об альтернативных употреблению ПАВ способах и формах отдыха и получения естественного удовольствия от активной деятельности, творчества. Направления - самые разнообразные, и определяются они личными интересами специалистов наркологической службы и реабилитантов: посещение театров, музеев, музыкальных фестивалей, бассейна, футбольных матчей, катание на лыжах и т. д. [1; 5].

Особое место в этой деятельности занимает организация праздников, проведение туристических подходов и организация любительского театра из-за огромного реабилитационного потенциала, например, создание дополнительного мотивационного фактора в виде позитивной эмоциональной атмосферы, обучение подростка навыкам самообслуживания и самоорганизации (купить и приготовить еду, накрыть на стол, украсить помещение и пр.), развитие стрессоустойчивости через овладение навыками преодоления кризисных ситуаций; развитие самооценки, творческого потенциала, корректировка мировоззренческих установок.

Хотя большинство реабилитационных мероприятий влияет на формирование навыков общения и самообслуживания, специалист социальной работы дополнительно проводит тренинг коммуникативных и социально-бытовых навыков. Цель первого - устранение дефицита навыков общения через приобретение знаний об эффективных способах поведения и умение строить продуктивные социальные межличностные отношения [7]. Трудовое воспитание проводится специалистом в рамках воспитательной функции и развивает способность к регулярному труду через вовлечение всех реабилитантов в малопривлекательную, но нужную работу, связанную с жизнедеятельностью реабилитационной программы (уборка территории, ремонт, уход за посудой, домашними цветами, уличной клумбой и т. д.) [1; 2].

Развивая социально-бытовые навыки, специалист через просветительскую функцию объясняет, демонстрирует, вовлекает в сюжетно-ролевые игры для привития навыков самообслуживания, навыков оказания первой медицинской помощи, изучение эти-

ки и культуры поведения, основам здорового образа жизни (питание и т. д.).

Этап реабилитации завершают мероприятия по закреплению достигнутых результатов предыдущих этапов и возвращение к образовательной или трудовой деятельности.

Для закрепления достигнутых успехов реабилитанта в рамках организаторской функции специалист вовлекает выздоравливающего подростка в социально-значимую деятельность, упоминавшуюся выше как волонтерскую.

Возвращение к образовательной или трудовой деятельности - важное направление деятельности, т. к. отсутствие перспектив трудовой занятости и, как следствие, чувство никчемности и социальной уязвимости у реабилитантов - основные причины возврата к употреблению ПАВ после завершения реабилитации [1].

Подготовка подростка к образовательной и трудовой деятельности начинается с нормативной активности реабилитанта через посещение художественных студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других структур дополнительного образования. Выполняя мотивационную и консультативную функции специалист работает над преодолением особенностей, затрудняющих восстановление их образовательного и трудового статуса; это неуверенность в своих силах, неумение организовывать режим, тревога за свои возможности [2; 8].

Преодолевая эти препятствия, специалист также выполняет диагностическую, посредническую и социально-психологическую функции, способствуя возвращению подростков в образовательные учреждения на общих основаниях, сотрудничает с педагогами общеобразовательных учреждений, также он проводит тренинг развития навыков поиска работы, совместно с реабилитантом составляет план пересдачи задолженностей, работает по профориентации, выбирает место обучения и т. д.

Завершение курса реабилитации сопровождается оценкой достижений подростка, при выявлении актуальных проблем реабилитация возобновляется. Если достигнутые результаты всех удовлетворяют, то начинается подготовка подростка и его семьи к выпуску из программы реабилитации, где социальный работник, проводя консультативную функцию, обсуждает с подростком и родителями планы на будущее.

Выпуск из программы - важный коррек-ционный инструмент, т. к. для выпускника это момент личного и социального успеха, а для остальных участников это реальность выздоровления. Завершение программы проводится в окружении всех специалистов и всех участников реабилитации в торжественной обстановке с вручением диплома, подарков и поздравлениями.

Постреабилитационный этап в условиях амбулатории длится не менее года [3]. Его цель - достижение полной и стабильной социальной интеграции при условии физического и психического благополучия, а также воздержание от употребления наркотиков и алкоголя.

Среди основных задач организации поддерживающих мероприятий для наркозависимого и его семьи, - профилактика срывов и рецидивов, включение выпускника в группы поддержки, мониторинг результатов реабилитации.

Основная функция специалиста на этом этапе консультативная, диагностическая и посредническая. Для получения информации о состоянии реабилитанта назначаются регулярные встречи с выпускником и его семьей, где специалистом изучается успешность социального функционирования подростка, риски развития срыва, наблюдения фиксируются, определяется уровень необходимой помощи.

Результаты реабилитации подростка также являются материалом для оценки качества предоставляемых услуг. В информации о прогрессе качества обслуживания и показателях успешности реабилитационной помощи заинтересованы зависимые и их семьи, специалисты наркологической службы и прочие службы.

Итак, мы видим, что деятельность социального работника по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, разнообразна и высокопрофессиональна, находит свое соответствие в основных профессиональных функциях специалиста. Конкретизация обширного функционала позволяет выделить основные роли, выполняемые специалистом в процессе реабилитации: социальный диагност, корректор поведения, организатор, консультант, методист, посредник, просветитель, партнер, тренер.

Выполнение всех необходимых функций и ролей требует от социального работника соответствующей подготовки. Изучение раз-

личных специализаций, по которым вузы осуществляют углубленную подготовку будущих социальных работников, выявило отсутствие такой, которая бы прицельно обучала работе в наркологических службах, в т. ч. амбулаторных. Учитывая значимость проблемы злоупотребления подростками психоактивных веществ и важность применения комплексного подхода при организации помощи данному контингенту, считаем необходимым включать в вузовскую подготовку специалиста социальной работы дополнительные содержательные модули [9]. Освоение дополнительных модулей поможет специалистам в дальнейшем реализовать весь необходимый функционально-ролевой репертуар в условиях амбулаторной наркологической службы.

1. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Ю.В. Валентика. М., 2003.

2. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков / под ред. Ф.Т. Тра-утманна, Ю.В. Валентика, В.Ф. Мельникова. Ярославль, 2002.

3. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. Реабилитация наркологических больных в условиях амбулаторной реабилитации. М., 2004.

4. Лечение наркомании и реабилитация: практическое руководство по планированию и осуществлению / ООН. Нью-Йорк, 2003.

5. Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., Гериш АА., Дудко Т.Н., Троснянская Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами // Наркология. М., 2002. № 1. С. 43-47.

6. Зауторова Э.В. Роль искусства и атр-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. М., 2005. № 1. С. 56-61.

7. Раскин В.Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2004. № 1. С. 14-38.

8. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А.Н. Гаранского. М., 2002.

9. Дьячек Т.П., Дубровина М.Н. Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы к профилактике и реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ // Профилактика ВИЧ-СПИДа и употребления психоактив-

ных веществ в образовательных учреждениях: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 2007. С. 144-150.

10. Курин А.Ю. Дидактические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе дистанционного обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 12 (56). С. 186-191.

11. Дьячек Т.П., Курин А.Ю., Романина Л.А. Международный опыт обучения социальных работников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 12 (104). С. 551-558.

1. Rukovodstvo po reabilitatsii nesovershen-noletnikh, zloupotreblyayushchikh psikhoaktiv-nymi veshchestvami / pod red. Yu.V. Valentika. M., 2003.

2. Ambulatornaya reabilitatsiya bol'nykh s zavisimost'yu ot narkotikov / pod red. F.T. Trautmanna, Yu.V. Valentika, V.F. Mel'ni-kova. Yaroslavl', 2002.

3. Dudko T.N., Kotel'nikova L.A. Reabilitatsiya narkologicheskikh bol'nykh v usloviyakh ambulatornoy reabilitatsii. M., 2004.

4. Lechenie narkomanii i reabilitatsiya: prak-ticheskoe rukovodstvo po planirovaniyu i osushchestvleniyu / OON. N'yu-York, 2003.

5. Valentik Yu.V., Vostroknutov N.V., Gerish A.A., Dudko T.N., Trosnyanskaya G.N. Kontseptual'nye osnovy reabilitatsii nesovershennoletnikh, zloupotreblyayushchikh psikhoaktivnymi veshchestvami // Narkologiya. M., 2002. № 1. S. 43-47.

6. Zautorova E.V. Rol' iskusstva i atr-terapii v profilaktike i korrektsii deviantnogo povedeniya // Vestnik psikhosotsial'noy i korrektsionno-reabilitatsionnoy raboty. M., 2005. № 1. S. 5661.

7. Raskin V.N. Struktura i metodika provedeniya sotsial'no-psikhologicheskogo treninga // Vestnik psikhosotsial'noy i korrektsionno-reabilitatsionnoy raboty. M., 2004. № 1. S. 1438.

8. Narkomaniya: metodicheskie rekomendatsii po preodoleniyu narkozavisimosti / pod red. A.N. Garanskogo. M., 2002.

9. D'yachek T.P., Dubrovina M.N. Soderzhanie podgotovki budushchikh spetsialistov sotsial'noy raboty k profilaktike i reabilitatsii lits, zloupotreblyayushchikh PAV // Profilaktika VICh-SPIDa i upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tambov, 2007. S. 144-150.

10. Kurin A.Yu. Didakticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti spetsialista v protsesse distantsionnogo

obucheniya v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. № 12 (56). S. 186-191. 11. D'yachek T.P., Kurin A.Yu., Romanina L.A. Mezhdunarodnyy opyt obucheniya sotsial'nykh rabotnikov // Vestnik Tambovskogo universiteta.

Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. № 12 (104). S. 551-558.

Поступила в редакцию 2.09.2014 г.

UDC 364.017

FUNCTIONAL-ROLE REPERTOIRE OF SOCIAL WORKERS IN AMBULATORY REHABILITATION OF TEENAGERS WHO SUBSTANCE MISUSE PROBLEMS

Marina Nikolaevna DUBROVINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Work Department, e-mail: [email protected]

Andrey Yuryevich KURIN, Tambov State University named after G.R Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Theory and Methodology of School and Elementary Education Department, e-mail: [email protected]

The problem of outpatient rehabilitation of adolescent psychoactive substance abusers and the training of social workers for this type of activity is considered. The purpose is to specify the social worker's functions through selecting and describing the contents of the adolescent psychoactive substance abusers rehabilitation in terms of outpatient substance abuse service, in accordance with the basic stages of rehabilitation. The basic roles performed by a specialist within the rehabilitation of adolescent psychoactive substance abusers are pointed out. The lack of profound training of future professionals in the adolescent psychoactive substance abusers rehabilitation based on a comparison of functional-role repertoire performed by a specialist in social work in terms of outpatient substance abuse service with relevant training in institutes of higher education is justified. The necessity of introducing additional educational programs allowing specialists in social work to implement all the necessary functional for organizing and conducting effective care for adolescent psychoactive substance abusers are also justified.

Key words: rehabilitation; social worker's functions; adolescent psychoactive substance abusers; outpatient substance abuse service; outpatient rehabilitation adolescent substance abusers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.