УДК 364.017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
© Марина Николаевна ДУБРОВИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной работы, e-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы подготовки социальных работников к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ). Цель исследования - сформулировать основные педагогические условия успешной подготовки будущих социальных работников к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Обоснованы педагогические условия успешной подготовки будущих социальных работников к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, в числе которых формирование личностной установки на здоровый образ жизни, организация тренинговых занятий, составление авторского курса, организация производственной практики. Рассмотрение данных педагогических условий и некоторых результатов их применения в условиях вуза позволяет сделать выводы об их эффективности в отношении формирования интереса студентов к данной области и повышения эффективности подготовки будущих социальных работников к реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ.
Ключевые слова: подготовка социальных работников; реабилитация подростков, злоупотребляющих ПАВ; педагогические условия; здоровый образ жизни.
Актуальность вопроса подготовки социальных работников к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивыми веществами (ПАВ), не вызывает сомнений по следующим причинам. Первое - это вынесение программ углубленной подготовки специалистов к данной деятельности за рамки вузовской подготовки в виде курсов повышения квалификации. Второе - это низкий интерес к теме зависимости в процессе обучения в вузе, а значит, студенты не выберут наркологическую службу местом работы. На наш взгляд, интерес к той или иной деятельности должен закладываться еще на начальных курсах. Потому для привлечения внимания будущих специалистов к интересующей нас теме и их успешной подготовки к деятельности по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, мы предлагаем организовывать в рамках вуза несколько определенных нами педагогических условий.
Первым и важнейшим из определенных нами педагогических условий, необходимых для эффективной подготовки будущих специалистов, является формирование личностной установки на здоровый образ жизни.
Это связано с тем, что специалист реабилитационной программы является «образ-
цом социально-ролевого поведения», т. к. реализует специфическую «родительскую» роль в процессе общения с подростками, злоупотребляющими ПАВ. Такой тип отношений свойственен для реабилитационных программ, использующих потенциал терапевтического сообщества [1; 2]. Его характеризует тип отношений между специалистами (медиками, психологами, специалистами по социальной работе и социальными работниками) и реабилитантами, близкий к роди-тельско-детским. Следовательно, для успешного использования потенциала терапевтического сообщества, как и все другие включенные в него специалисты, социальный работник должен иметь устойчивую личностную установку на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
В контексте современной теории здоровья ЗОЖ рассматривается как типичная совокупность форм и способов организации повседневной культурной жизнедеятельности личности, способствующая сохранению и совершенствованию ее здоровья. С учетом рассматриваемой нами проблемы к основным критериям ЗОЖ для студентов вуза -будущих социальных работников, мы относим отказ от курения, употребления алкого-лесодержащих веществ и иных ПАВ. На наш взгляд, выполнение названного критерия ле-
жит в плоскости мировоззренческой подготовки студента. В процессе работы важно учитывать два фактора, препятствующих ЗОЖ. Первый связан с ценностными тенденциями современного российского общества, характеризующимися распространением деструктивных проявлений (пропаганда зависимого поведения, насилия, сексуальной распущенности и др.). В таких условиях особенно актуально развитие критичности и устойчивости студента к социальному давлению, в т. ч. и противостояние навязываемым алкогольным традициям. Второй фактор мы видим в устойчивости бытующих в молодежной среде «мифов» («Употребление алкоголя - русская традиция», «Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления» и др.). Как известно, «мифы» быстро и просто объясняют процессы, сопровождающие жизнь человека. Кажущаяся правдоподобность «мифов» способствует быстрому закреплению их в сознании и появлению поведенческих стереотипов, основанных на ошибочной информации.
Влияние подобных «мифов» на будущего социального работника мешает воспринимать не только ценности ЗОЖ, но и новую, реальную информацию о проблеме злоупотребления ПАВ и путях ее решения. Поэтому, как будущие профессионалы, студенты не должны допускать формирование у себя устойчивого зависимого поведения, поскольку образцы их личного поведения - это мощное позитивное средство для работы с подростками. Для последующего участия в антинаркотических программах студенту необходимо, во-первых, самому освободиться от таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя, а во-вторых, научиться развенчивать мифологизированные установки, поскольку тем самым он влияет на мотивы отказа подростка от ПАВ.
Подчеркнем, что некоторые «мифы», окружающие проблему злоупотребления ПАВ, глубоко укоренились в среде специалистов («Реабилитация помогает единицам» и др.). Рисуя пессимистичную картину бесполезности работы с зависимым контингентом, такие «мифы» снижают интерес к ней студентов, ограничивая их познавательную и деятельно-стную активность.
В этой связи при подготовке студентов специальности «социальная работа» мы ак-
туализировали некоторые учебные и воспитательные возможности педагогической системы вуза - Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.
1. На лекционных занятиях по дисциплине «Теория социальной работы», использовались лекции с вопросами, затрагивающими указанные выше «мифы». Так, на лекции о социальных девиациях «мифы» вскрывались через постановку таких проблемных вопросов, как «Лечится зависимость или не лечится?», корректируя в ходе дискуссии представления студентов в отношении «мифов».
2. В рамках факультативного авторского курса «Реабилитация зависимых от ПАВ подростков в условиях амбулаторной наркологической службы» использовались методы лекции вдвоем. Их проводили специалисты наркологического кабинета по обслуживанию детского населения г. Тамбова (социальный работник, врач-психотерапевт-нарколог). Эти лекции организовывались как открытая дискуссия с участием студентов, а два семинарских занятия проведены в форме тренинга по формированию установок на отказ от табакокурения и употребления алкоголя.
3. Для предусмотренных учебным планом практик студентов, проводимых на базе вышеуказанного Кабинета, был разработан перечень заданий исследовательской и прак-тико-преобразующей направленности. Также при Кабинете была организована непрерывная волонтерская практика студентов, сопряженная с этапами реализации реабилитационной программы «Четвертое измерение».
4. В опытно-экспериментальной работе были также задействованы позитивные возможности оказания воспитательного воздействия на студентов (фильмы по рассматриваемой проблематике; конкурсы социальной рекламы антинаркотической направленности).
Разностороннее рассмотрение причин употребления ПАВ, медицинских и социальных последствий дало студентам понимание происходящих процессов и сформировало профессиональное отношение к проблеме зависимости как к болезни, а не отсутствию силы воли или безответственному поведению. Осваивая реабилитационные технологии амбулаторной реабилитации, студенты знакомились с приемами развенчивания «мифов», мешающих обращаться за профессиональной помощью. Освоение технологии
консультирования зависимых помогало студентам выявить и преодолеть негативное отношение к данному контингенту как к невменяемым, опасным людям.
Также в результате опытно-экспериментальной работы 30 % курящих студентов обратились за помощью к специалистам. К отсроченным результатам относим то, что после окончания вуза 5 студентов из этой группы пришли работать в областной наркологический диспансер и его службы.
Следующее условие подготовки будущих социальных работников к реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ - это организация тренинговых занятий.
Данная форма работы наиболее эффективна для развития навыков общения, т. к. социальный работник в процессе реабилитации постоянно взаимодействует с подростками и их семьями, специалистами наркологической и других служб.
Отдельно хочется выделить такое качество, как эмпатия и навык ее проявления. Это качество позиционируется как наиболее важное и определяющее эффективность деятельности социального работника [3].
Специалисты в области реабилитации подчеркивают [1], что контингентом зависимых от ПАВ требует постоянного искреннего участия в ситуации реабилитанта, а значит больших эмоциональных затрат. В этой связи для сохранения собственного здоровья специалисту необходима стрессоустойчивость и владение навыками преодоления негативных состояний.
Еще одной важной группой качеств будут качества наставника и лидера, т. к. в практической работе инициатива к новой деятельности часто исходит от специалиста.
Наиболее эффективными для формирования означенных выше качеств личности, умений и навыков являются методы активного обучения.
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты [4]. Поэтому в нашей опытно-экспериментальной работе в рамках «Теории социальной работы» и разработанного нами факультатива «Реабилитация зависимых от
ПАВ подростков в условиях амбулаторной наркотической службы» (соответственно, 3 и 4 курсы) использовалось несколько видов тренингов (для развития качеств лидера, навыков успешного взаимодействия, выражения эмпатии, преодоления негативных эмоциональных состояний и, соответственно, развития стрессоустойчивости).
При разработке методик их проведения мы приблизили их по структуре к социально-психологическому тренингу, который проводится в реабилитационной программе [5].
Отметим, что вне реального реабилитационного процесса трудно обеспечить в полной мере развитие у студентов умения эффективно взаимодействовать с зависимыми от ПАВ и с командой специалистов наркологической службы. Но т. к. выделенные выше качества и навыки присущи ассертивному поведению, то на его формирование и был направлен тренинг социальных навыков или тренинг ассертивности.
Тренинг начинался с заданий, развивающих навыки активного слушания и эмпа-тии. Далее студентам предлагалось познакомиться с основными характеристиками ас-сертивных лиц и рекомендациями по поведению в конфликтной ситуации. Модели соответствующего поведения демонстрировал ведущий тренинга. После выполнения заданий в группе проводилось обсуждение.
По сходному алгоритму строились и другие тренинги, применявшиеся нами в опытно-экспериментальной работе: по развитию лидерских качеств и умений; по развитию умения преодолевать негативные эмоциональные состояния.
Наблюдения за студентами подтвердили, что тренинги обладают значительным потенциалом для развития у будущих социальных работников интереса к обучению и необходимых качеств и умений.
Еще одним педагогическим условием подготовки специалистов является составление авторского курса. При формировании его содержания мы опирались на модульный подход. Потому вся учебная информация по теме собирается и раскрывается в двух относительно самостоятельных модулях по два тематических блока, осваиваемых в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Тематический блок модуля включает в себя компоненты, цели, задачи, разработку
определенного содержания и методики его представления (выбор основных формы и методов); методические рекомендации для самостоятельной работы студентов; контролирующие задания и тесты; разработку практических занятий по формированию необходимых умений; перечень основной и дополнительной литературы по проблематике.
Первый блок первого модуля «Введение в проблему употребления ПАВ» состоит из четырех тем: употребление ПАВ как форма девиации; факторы риска, приводящие к употреблению ПАВ; виды ПАВ и их воздействие на организм человека; последствия употребления.
Тема, открывающая курс, является вводной и имела основной целью обозначить суть и актуальность проблемы употребления ПАВ, актуализировать работу по развитию интереса к обучению, для чего проведено обсуждение по вопросам личного отношения к употреблению: «Безопасно ли умеренное употребление алкоголя и табака?»; «Употребление - это норма?».
Второй блок первого модуля включает следующие две темы: профилактику употребления ПАВ в подростково-молодежной среде и реабилитацию подростков, злоупотребляющих ПАВ.
В основах профилактики употребления ПАВ отдельной строкой обсуждались недостаточность и опасность некоторых форм профилактики; пропаганда употребления в антинаркотических фильмах и роликах; обязанность будущего специалиста критически и профессионально подходить к разработке или применению готовых профилактических мероприятий и средств.
Первый блок второго модуля «Технологические аспекты деятельности социального работника в рамках амбулаторных антинаркотических программ» состоит из двух тем: особенности метода мотивационного собеседования лиц, употребляющих ПАВ; содержание социально-реабилитационной деятельности с лицами, употребляющими ПАВ (в условиях амбулаторной наркологической службы).
Тема мотивационных воздействий значительна для подготовки из-за возможности перейти со знаний на ценностные ориентации студентов, обсуждая вопрос «Хотели бы вы (студенты), чтобы специалист, который
помогает решать вашу проблему, сам придерживался в жизни своих рекомендаций?» и т. д. Комментарии студентов обсуждались, дополнялись вопросами преподавателя о значимости здорового образа жизни для специалиста, работающего с подростками («Отражается ли на эффективности работы образ жизни специалиста?»).
Некоторые проблемы, разбираемые на лекции, углублялись в ходе семинарских занятий. Например, продолжая изучать особенности здорового образа жизни в рамках темы «Профилактика синдрома «профессионального выгорания», студенты составляли расписание 1-го дня жизни, описывая способы заботы о физическом, психологическом, социальном здоровье [6-8].
Для реализации означенного содержания использовались разнообразные методы: групповая дискуссия, групповая экспертиза, элементы деловой игры, «мозговой штурм», тренинг.
На протяжении всего учебного курса применялся метод групповой дискуссии.
Например, в теме «Употребление ПАВ как форма девиации» масштабы распространения проблемы студентам помогли прочувствовать вопросы «Много ли сегодня людей, прибегающих к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков?»; «Сталкивались ли вы с такими людьми?» и т. д. Это обсуждение переводилось на тему вероятности встречи социального работника с наркозависимыми и актуальности для специалиста профессиональных знаний в данной области.
Приемы групповой экспертизы или самоэкспертизы были в теме «Виды ПАВ», где студенты, выбранные аудиторией в эксперты, оценивали работу малых групп, определяющих факт употребления и вид наркотического вещества, изучая кейсы с информацией.
Самоэкспертиза применялась при оценке студентами результатов самостоятельной разработки информационных средств для выявления и вовлечения лиц, употребляющих ПАВ, и их родственников в специализированные службы помощи путем сравнения полученных макетов с реальными вариантами (заранее подготовленных преподавателем).
Метод «мозгового штурма» применялся при обсуждении возможностей применения социальным работником на практике
информации о возможных последствиях употребления ПАВ.
Элементы деловой игры применены при организации практического занятия по теме «Последствия употребления ПАВ», объясняющего процессы, происходящие с организмом в момент употребления и длительном применении ПАВ, перехода в зависимость от ПАВ и отказа от них. Помимо целей и задач преподаватель проводит предварительную подготовку, кратко и схематично поясняя вышеуказанные процессы, выбирает участников игры из студентов, лояльно относившихся к употреблению сигарет и алкоголя. Ходом игры руководит преподаватель. Игра завершалась рефлексией участников, аудитории и преподавателя, акцентирующего внимание на хрупкости биохимических процессов в организме человека и разрушительности последствий употребления. Эта игра обладает значительным потенциалом для мо-тивационного компонента обучения, т. к. позволяет влиять на отношение студентов к употреблению и пропагандировать ЗОЖ.
О демонстрации и тренинге мы достаточно говорили в предыдущих условиях. Хочется отметить, что сложно смоделировать ситуацию взаимодействия с зависимым в условиях вузовской подготовки, поэтому продолжение изучения отдельных вопросов было перенесено на практику.
Подробнее, мы раскроем эти процессы в последнем, но не по значению, педагогическом условии, определенном как организация производственной практики.
Положительное влияние производственной практики на подготовку студентов невозможно переоценить. В педагогике демонстрация, где ученик работает, общается, наблюдает за специалистом-практиком, хорошо ориентирующимся в профессии, считается одним из эффективных способов освоить умения, образцы поведения, ценностные установки, заложить основы формирования образа профессионала в определенной области. Но главное - это развитие интереса к дальнейшему освоению деятельности. Это подтверждается наблюдениями за работой студентов, выбравших в качестве базы производственной практики наркологический кабинет по обслуживанию детского населения ОГБУЗ «ТПКБ» и вовлеченных в работу реабилитационной программы «Четвертое
измерение». Большинство студентов по окончании официального времени практики продолжали активно участвовать в работе как волонтеры, а после завершения обучения в вузе связали свою профессиональную деятельность с профилактикой зависимого поведения. Кроме этого, ценностное наполнение реабилитационной программы затрагивало личное отношение студентов к употреблению ПАВ, что выражалось в обращениях к специалистам программы за консультативной помощью с целью отказа от табакокурения.
Реальное общение студентов с зависимыми людьми трансформировало стигматизированные установки на сочувствие, терпимое и доброжелательное отношение, уверенность в успешности преодоления зависимости, что способствовало развитию мотивов к дальнейшей подготовки.
Разнообразие досуговой деятельности с подростками и родителями позволило студентам, при некоторой консультативной помощи специалистов, развивать организаторские способности, отвечая за выполнение каких-либо мероприятий (организация туристической деятельности в виде велосипедной прогулки, вовлечение подростков в работу по облагораживанию территории реабилитационной службы) или их конкретной части (организация оформления помещения к празднику). При этом физические и эмоциональные нагрузки в роли организатора совершенствовали стрессоустойчивость, и ее же развивали студенты, когда специалисты обучали всех участников программы безопасным способами выхода из стрессовых состояний и ситуаций.
Для закрепления теоретических знаний, полученных в процессе учебной подготовки, подготовлены задания. Задания скомпонованы в виде вопросов с перечислением основных особенностей реабилитационной работы, соответствующих стандарту эффективной помощи зависимым, что также помогало студентам усвоить правильные представления о современных требованиях.
Студенты наблюдали разнообразие мо-тивационных воздействий в реабилитации и осваивали метод мотивационного консультирования, участвовали и имели возможность организовывать отдельные упражнения в рамках тренинга социальных навыков. Студенты наблюдали особенности партнерского
взаимодействия специалистов различных профессий в наркологической службе и обогащались знаниями из смежных областей.
Таким образом, производственная практика, осуществляемая в рамках профессиональной реабилитационной программы, охватывает и шлифует все достижения предыдущих педагогических условий: оказывает непосредственное влияние на личность будущего профессионала, его ценности и мотивы; позволяет развивать качества, необходимые для работы с зависимым контингентом; углубляет теоретические знания о реабилитации; формирует практические умения для обучения которым необходимо взаимодействие с подростками, злоупотребляющими ПАВ.
Итак, применение вышерассмотренных педагогических условий в условиях вуза способно стимулировать интерес студентов к данной области и, соответственно, повысить эффективность подготовки будущих социальных работников к реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ.
1. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Ю.В. Валентика. М., 2003.
2. Дудко Т.Н. Терапевтические Сообщества. Руководство по наркологии: в 2 т. / под ред. Н.Н. Иванца. М., 2002.
3. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков / под ред. Ф.Т. Тра-утманна, Ю.В. Валентика, В.Ф. Мельникова. Ярославль, 2002.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
5. Раскин В.Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2004. № 1. С. 14-38.
6. Гарашкина Н.В., Дьячек Т.П., Курин А.Ю. [и др. ]. Социальное образование в контексте педагогических исследований: монография. Тамбов, 2012.
7. Курин А.Ю. Дидактические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе дистанционного обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 12 (56). С. 186-191.
8. Дьячек Т.П., Курин А.Ю., Романина Л.А. Международный опыт обучения социальных работников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 12 (104). Ч. 2. С. 551-558.
1. Rukovodstvo po reabilitatsii nesovershen-noletnikh, zloupotreblyayushchikh psikho-aktivnymi veshchestvami / pod red. Yu.V. Valentika. M., 2003.
2. Dudko T.N. Terapevticheskie Soobshchestva. Rukovodstvo po narkologii: v 2 t. / pod red. N.N. Ivantsa. M., 2002.
3. Ambulatornaya reabilitatsiya bol'nykh s zavisimost'yu ot narkotikov / pod red. F.T. Trautmanna, Yu.V. Valentika, V.F. Mel'ni-kova. Yaroslavl', 2002.
4. Smolkin A.M. Metody aktivnogo obucheniya. M., 1991.
5. Raskin V.N. Struktura i metodika provede-niya sotsial'no-psikhologicheskogo treninga // Vestnik psikhosotsial'noy i korrektsionno-reabilitatsionnoy raboty. M., 2004. № 1. S. 1438.
6. Garashkina N.V., D'yachek T.P., Kurin A.Yu. [i dr.]. Sotsial'noe obrazovanie v kontekste pedagogicheskikh issledovaniy: monografiya. Tambov, 2012.
7. Kurin A.Yu. Didakticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti spetsialista v protsesse distantsionnogo obucheniya v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. № 12 (56). S. 186-191.
8. D'yachek T.P., Kurin A.Yu., Romanina L.A. Mezhdunarodnyy opyt obucheniya sotsial'nykh rabotnikov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. № 12 (104). Ch. 2. S. 551-558.
Поступила в редакцию 21.10.2014 г.
UDC 364.017
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS TO ACTIVITY OF REHABILITATION OF TEENAGERS WHO SUBSTANCE MISUSE PROBLEMS
Marina Nikolaevna DUBROVINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Work Department, e-mail: [email protected]
The issues of training of social workers to the rehabilitation of adolescent substance abusers (ASA) are considered. The purpose of the study is to formulate the basic pedagogical conditions of the successful preparation of future social workers to the rehabilitation of adolescents who abuse surfactant. the pedagogical conditions of the successful preparation of future social workers to the rehabilitation of adolescents who abuse surfactants, including the formation of personal installation on a healthy lifestyle, organizing training sessions, drafting copyright course, the organization of production practices. Consideration of these pedagogical conditions and some results of their application in a university allow drawing conclusions on their effectiveness in relation to the formation of students to the field and increasing the efficiency of training future social workers for rehabilitation of adolescents who abuse surfactant.
Key words: social workers training; rehabilitation of adolescent psychoactive substance abusers; pedagogical conditions; healthy lifestyle.