Научная статья на тему 'Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы к реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами'

Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы к реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОДРОСТ- КИ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIAL WORK / STAFF REGULATION / PREVENTION / REHABILITATION / TEENAGERS / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / MODULE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Марина Николаевна, Курин Андрей Юрьевич

В статье рассматривается специфика подготовки кадров, способных квалифицированно зани- маться реабилитационной работой с подростками, злоупотребляющих психоактивными веществами. Раскрывается краткое содержание, подходы, принципы реализации разработанного учебного модуля, цель которого заключается в упорядочивании знаний, полученных студентами в процессе освоения современных подходов к реабилитации, как технологии социальной работы и формировании специ- альных базовых знаний и умений в области реабилитации подростков, злоупотребляющих психоак- тивными веществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Марина Николаевна, Курин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL WORK TO REHABILITATION OF PEOPLE, WHO ABUSE PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

In the article the specifics of preparing qualified staff which are able to make rehabilitation work with teenagers, who abuse psychoactive substances are reviewed. Short content, approaches, principles of realization of the worked out educational module are revealed, the aim of which is in regulation of knowledge which are received by students in the process of mastering modern approaches to rehabilitation as of technologies of social work and forming special basic knowledge and skills in the sphere of rehabilitation of teenagers, who abuse psychoactive substances.

Текст научной работы на тему «Содержание подготовки будущих специалистов социальной работы к реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами»

tent of each module is revealed in detail, its influence on the development of individual trajectories of development of critical thinking of subjects of educational process at higher educational institute is shown.

Key words: lecturer, student, critical thinking, individual trajectory, technology, reflection, reflepractical methods, self-regulation, intellect, memory, creative potential, scientific activity, self-education.

УДК 364.082

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

М.Н. Дубровина, А.Ю. Курин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: kurinandrey@mail.ru

В статье рассматривается специфика подготовки кадров, способных квалифицированно заниматься реабилитационной работой с подростками, злоупотребляющих психоактивными веществами. Раскрывается краткое содержание, подходы, принципы реализации разработанного учебного модуля, цель которого заключается в упорядочивании знаний, полученных студентами в процессе освоения современных подходов к реабилитации, как технологии социальной работы и формировании специальных базовых знаний и умений в области реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Ключевые слова: социальная работа, подготовка кадров, профилактика, реабилитация, подростки, психоактивные вещества, модульное обучение.

Вопрос подготовки кадров, способных квалифицированно заниматься реабилитационной работой с подростками, злоупотребляющими психоактивными веществами (ПАВ), в нашей стране остается открытым. Базовая подготовка большинства специалистов смежных профессий не предусматривает специальной подготовки в области профилактики и реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ. Тогда как для эффективной работы с лицами, злоупотребляющими ПАВ, специалисты социальной работы должны владеть специфическими знаниями из области профилактики и реабилитации, убежденно вести здоровый образ жизни, быть готовым к большим временным, личностным, эмоциональным затратам и т.д.

Анализ учебного плана подготовки социальных работников выявил ряд дисциплин, в которых есть элементы, отражающие содержание деятельности специалиста социальной работы в сфере реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ. Но они разрознены, не всегда раскрывают межпредметные связи, редко рассматривают практическое приложение знаний в различных сферах деятельности, в том числе и реабилитационной. В связи с этим нами разработан учебный модуль, содержание которого отражает и систематизирует разрозненные знания в пре-

ломлении к конкретной деятельности по реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ, в амбулаторных условиях наркологических служб.

В современной педагогике модульное обучение определяется как «организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины» [1].

Применение модульного подхода при разработке содержания учебной подготовки позволяет сократить учебный курс на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала, объединить преимущества индивидуального, коллективного и самостоятельного обучения, использовать активные формы обучения, организовать обратную связь, положительные подкрепления, что усиливает мотивацию и активность обучаемого, развивает творческие способности [2, 3]. Модульное обучение ориентирует обучение в вузе не на знание студентами содержания отдельных дисциплин, а на формирование профессиональных компетенций, что соответствует цели данного учебного модуля.

В данной статье мы опираемся на понятие модуля П.А. Юцявичене, где модуль определяется как учебная единица, как блок информации, включающий в себя логически завершенную одну, две или более единиц учебного материала, в рамках одной учебной дисциплины [цит. по 4].

Обучающий модуль включает в себя следующие компоненты: формулировка учебной цели и задач; разработка содержания модуля и методики его изучения (выбор основных формы и методов); составление методического пособия, содержащего информацию для формирования определенных знаний и умений; контролирующих заданий или тестов; разработка практических занятий по формированию необходимых умений; подбор специальной литературы по проблематике.

Содержание разработанного нами модуля включают четыре тематических блока, осваиваемых в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов:

1) злоупотребление ПАВ как форма девиации;

2) признаки употребления ПАВ. Употребление ПАВ: факторы риска, биопсихосоциальные последствия;

3) особенности профилактики (первичной и вторичной) и реабилитационной помощи подросткам, употребляющим ПАВ;

4) технологические аспекты деятельности социального работника в рамках амбулаторных антинаркотических программ.

Содержательное наполнение модуля формировалось с опорой на деятельностный подход. Данный подход связывает станов ле-ние и реализацию личности с деятельностью, причем деятельностью, ориентированной не на потребление, а на созидание. Это особенно актуально для специалистов помогающих профессий и, в частности, для специалистов, работающих в реабилитации зависимых и затрачивающих много интеллектуальных и душевных сил на осуществление деятельности. Деятельностный подход является центральным для определения содержания реабилитационного процесса, так как вовлечение реабилитанта в активную социально-приемлимую деятельность обеспечивает изменения, развитие, социальную адаптацию зависимого подростка.

Итак, цель разработанного модуля -упорядочить знания, полученные студентами в процессе обучения в вузе в логике освоения современных подходов к реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, и сформировать специальные базовые знания и умения в области реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ.

Задачи модуля:

- развитие социальной ориентированности у будущих социальных работников;

- формирование желания работать с контингентом лиц, употребляющих ПАВ, через развитие профессиональных, социальных, личностных мотивов обучения;

- принятие студентами здорового образа жизни как одной из ценностей профессиональной деятельности;

- изучение основных видов ПАВ, биопсихосоциальных причин и последствий употребления ПАВ;

- создание «скелета»/основы для правильного понимания цели, сути профилактики и реабилитации зависимого поведения и дальнейшего изучения этой темы в стенах вуза, на семинарах, в самообразовании и т.д.;

- изучение разноплановой социально-реабилитационной деятельности, реализуемой в современных амбулаторных антинаркотических программах;

- освоение социально-реабилитационных технологий и методов (обучение будущих специалистов социальной работы выявлению фактов использования подростком ПАВ; выделению в жизненной ситуации клиента факторов риска, дезадаптирующих и предрасполагающих к употреблению ПАВ; установлению продуктивных отношений с лицами, употребляющими ПАВ и имеющими низкую мотивацию обращения за профессиональной помощью в специализированные учреждения);

- обучение командному взаимодействию;

- развитие стрессоустойчивости, лидерских качеств, формирование терпимого и доброжелательного отношения к данному контингенту и проявление его через эмпатию;

- развитие мотивов к освоению курса и желания работать в сфере реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ.

Основной линией данного курса является работа над формированием мотивов бу-

дущих социальных работников к освоению курса и работе в данной проблемной области. Для реализации данного направления мы опирались также на личностно ориентированный подход. Он применялся с целью освоения некоторых стилей поведения, необходимых для специалистов реабилитационных программ, действующих как терапевтическое сообщество для подростков, употребляющих ПАВ.

Личностно ориентированный подход ориентирует образовательный процесс на личность студента, его особенности, интересы и потребности, ценносто-смысловое и личностно-профессиональное развитие, поддержку его индивидуальности, карьерных и жизненных устремлений [5]. Применение данного подхода направляет содержание образования не только на знания, но и на уровень личностных смыслов, ценностей [6]. Поэтому, развивая мотивацию студентов к освоению данного курса, мы подчеркивали важность понимания особенностей рассматриваемой социальной проблемы для профессионального развития всех специалистов социальной работы, независимо от целевой группы клиентов. Но в то же время мы параллельно работали над актуализацией субъективных мотивов к освоению темы зависимости от ПАВ, для чего при формировании содержания обучения были заложены информация и вопросы для дискуссий, затрагивающие личное и социальное отношение к проблеме зависимости.

В рамках нашего курса мы применяли методы личностно ориентированного воспитания, позволяющие освоить некоторые стили поведения, характерные для специалистов реабилитационных программ для подростков, употребляющих ПАВ. Черты личностно ориентированного подхода прослеживаются в принципах реабилитации, а в частности в приоритете позитивной направленности реабилитационных мероприятий, достигаемой через принятие, поддержку, поощрение, создание заботливой среды, обеспечивающей личностный рост и развитие [7].

Бесспорно, полноценное освоение различных стилей поведения, необходимых для специалистов, реабилитирующих подростков, возможно при непосредственном участии студента в работе специального нарко-

логического учреждения. Но уже в условиях вуза преподаватель может собственным примером научить студента некоторым манерам построения взаимоотношений, способствующих личностному становлению и развитию положительных личностных качеств. В связи с этим в рамках курса взаимодействие преподавателя со студентами выстраивалось с ориентацией на методы лично-стно ориентированного воспитания, которые Е.В. Бондаревская обобщает как гуманистические проявления участников педагогического процесса, проявляющиеся в ценностном принятии ученика, помощи в адаптации, стремлении к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию [8].

Эффективность усвоения того или иного содержания подготовки будущих социальных работников зависит от организационных форм и методов, используемых в учебном процессе. Применительно к вузу типичными организационными формами являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Поскольку наша работа была организована в рамках традиционной дидактической системы, нами были использованы все указанные формы.

В рамках обучающего курса мы, наряду с традиционными формами обучения, пытались применить формы, методы и средства активного обучения, так как образование понимается не только как процесс овладения специальными знаниями, но и изменения человека [9], которые возможны при условии его активного участия в процессе обучения. Поэтому при реализации указанных форм организации учебно-познавательной деятельности особый акцент был сделан на активные методы обучения, способствующие самостоятельному овладению студентами знаниями в процессе активной мыслительной и практической познавательной деятельности [10].

В числе отобранных и использованных нами методов: метод групповой экспертизы, метод дискуссий, метод «лекция вдвоем», различные варианты деловых игр, ролевые игры, мозговой штурм, анализ проблемных ситуаций, характерных для практической деятельности по реабилитации подростков, употребляющих ПАВ, разрешение этических дилемм, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

Но даже такие практико-ориентированные методы не могут дать полноценное всестороннее освоение рассматриваемой деятельности - необходимо включение студентов в непрерывную педагогическую практику. По мнению Е.В. Бондаревской, особенность практического опыта - это его целостный характер, позволяющий осваивать все аспекты профессиональной деятельности: ценности, личные смыслы, содержание.

Литература

1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2005. С. 146.

2. Абалуев Р.Н. Использование модульного подхода к формированию структуры и содержания дистанционных курсов // Эйдос: интернет-журнал. 2000. URL: http://www. eidos.ru/journal/2000/0902-01 .htm

3. Принципы модульного обучения / сост. О.Г. Про-ворова. Красноярск, 2006.

4. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1997. № 8.

5. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в Федеральном университете // Педагогика. 2013. № 7. С. 37.

6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личност-но ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. С. 103.

7. Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., Гериш А.А., Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами // Наркология. 2002. № 1. С. 44.

8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии лич-ностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 23.

9. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. М., 1996.

10. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

References

1. Pedagogika / pod red. P.I. Pidkasistogo. M., 2005. S. 146.

2. Abaluev R.N. Ispol'zovanie modul'nogo podhoda k formirovaniyu struktury i soderzhaniya distan-

cionnyh kursov // 'Ejdos: internet-zhurnal. 2000. URL: http://www.eidos.ru/journal/2000/0902-01.htm

3. Principy modul'nogo obucheniya / sost. O.G. Pro-vorova. Krasnoyarsk, 2006.

4. Gareev V.M., Kulikov S.I., Durko E.M. Principy modul'nogo obucheniya // Vestnik vysshej shko-ly. 1997. № 8.

5. Bondarevskaya E.V. Proektirovanie innovacion-nogo prostranstva pedagogicheskogo obrazova-niya v Federal'nom universitete // Pedagogika. 2013. № 7. S. 37.

6. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnost-no orientirovannogo obrazovaniya. Rostov n/D,

2000. S. 103.

7. Valentik Yu.V., Vostroknutov N.V., Gerish A.A., Dudko T.N., Kotel'nikova L.A. Konceptual'nye osnovy reabilitacii nesovershennoletnih, zloupo-treblyayuschih psihoaktivnymi veschestvami // Narkologiya. 2002. № 1. S. 44.

8. Bondarevskaya E.V. Smysly i strategii lichnost-no orientirovannogo vospitaniya // Pedagogika.

2001. № 1. S. 23.

9. Obuchenie social'noj rabote: Preemstvennost' i innovacii / pod red. Sh. Ramon i R. Sarri. M., 1996.

10. Smolkin A.M. Metody aktivnogo obucheniya. M., 1991. S. 30.

CONTENT OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL WORK TO REHABILITATION OF PEOPLE, WHO ABUSE PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

M.N. Dubrovina, A.Yu. Kurin

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: kurinandrey@mail.ru

In the article the specifics of preparing qualified staff which are able to make rehabilitation work with teenagers, who abuse psychoactive substances are reviewed. Short content, approaches, principles of realization of the worked out educational module are revealed, the aim of which is in regulation of knowledge which are received by students in the process of mastering modern approaches to rehabilitation as of technologies of social work and forming special basic knowledge and skills in the sphere of rehabilitation of teenagers, who abuse psy-choactive substances.

Key words: social work, staff regulation, prevention, rehabilitation, teenagers, psychoactive substances, module education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.