Научная статья на тему 'Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением'

Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1016
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ АЛКОГОЛЬНАЯ И НАРКОТИЧЕСКАЯ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / ГРУППА РИСКА / АГРЕССИЯ. / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (SURFACTANTS) / ADDICTION / ALCOHOL AND DRUG DEPENDENCE / RISK GROUP / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Волкова Ирина Владимировна

В статье раскрывается понятие аддиктивного поведения подростков. Рассматриваются предпосылки аддиктивного поведения. Приводится описание экспериментальной работы в отделении временного проживания для профилактики и реабилитации подростков и молодежи, злоупотребляющих психоактивные вещества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of pedagogical support to young people with addictive behavior

The article deals with the concept of addictive behavior among adolescents. We consider the preconditions of addictive behavior. The description of the experimental work at the Department of Housing for the prevention and rehabilitation of adolescents and young adults who abuse substances.

Текст научной работы на тему «Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением»

ФГОС второго поколения

В дидактической системе Л. Г. Петерсон принцип психологической комфортности нацеливает взрослых создать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы. Но этот же принцип психологической комфортности используют руководители курсов, методисты, чтобы создать среду для учителей, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого педагога, эмоциональная поддержка и вера в его силы. Ведь для учителя мало услышать, как надо делать, мало посмотреть, как делают другие, важнее оказаться внутри этой деятельности. Учитель, начиная осваивать эту систему, сам того не подозревая, попадает в ситуацию комфорта, как психологического, так и интеллектуального.

В Центре «Школа 2000...» АПК и ППРО создана система курсовой подготовки и выпущена методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к реализации деятельностного метода обучения. Эта система выстроена так, что каждый слушатель, исходя из своих возможностей, может выбрать свой темп освоения технологии, пройдя путь от ознакомительных курсов до курсов методистов, вырасти профессионально и качественно подготовиться к работе по новым стандартам [9]..

В данной статье я не ставила цель: раскрыть технологию деятельностного метода обучения. Это лишь размышления учителя о подготовке к реализации новых стандартов.

Каждое утро в своем классе мы с ребятами начинаем так: беремся за руки и говорим слова: «Мы вместе,

значит, у нас все получится! Удачи!»

Уважаемые коллеги, у нас все обязательно получится, если мы будем вместе с детьми. Удачи!

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике». М., 2001.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2005.

3. Петерсон Л.Г., Аверкиева Л.А., Гусева Е.А., Кубыше-ва М.А., Текнеджян Т.В. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000.». М., 2010.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., 2006.

5. Петерсон Л.Г Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2010

7. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №1.

8. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.

9. Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М., 2008.

УДК 376

Тараканова В. В. Волкова И. В.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Как оказать результативное воспитательное воздействие, психолог-педагогическую и социальную поддержку подросткам

с аддиктивным поведением?

Аннотация. В статье раскрывается понятие аддиктивного поведения подростков. Рассматриваются предпосылки аддиктивного поведения. Приводится описание экспериментальной работы в отделении временного проживания для профилактики и реабилитации подростков и молодежи, злоупотребляющих психоактивные вещества.

Ключевые слова: аддикция; зависимость алкогольная и наркотическая; психоактивные вещества (ПАВ); группа риска, агрессия.

Abstract. The article deals with the concept of addictive behavior among adolescents. We consider the preconditions of addictive behavior. The description of the experimental work at the Department of Housing for the prevention and rehabilitation of adolescents and young adults who abuse substances.

Keywords: addiction, alcohol and drug dependence, psychoactive substances (surfactants), risk group, aggression.

22

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

ФГОС второго поколения

В последние десятилетия особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.

Самым распространенным типом девиантного поведения в России является аддиктивное (зависимое) поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивны эмоции [4, с. 94]

Проблема аддиктивной настроенности всеобща и касается всех, хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни.

Особую тревогу вызывает распространение аддиктивного поведения среди детей и подростков. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными [4, с.132].

Подростки не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений [2, с. 213].

Поэтому так важно, сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение

Такой средой могут быть реабилитационные центры, центры внешкольной работы по месту жительства, значение которых очень значимо в оказании помощи.

Цель исследования изучение педагогической поддержки подростков аддиктивного поведения в условиях реабилитационного центра «Чайка» г. Егорьевска Московской области.

Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим.

Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс [4, с.139].

Зависимость является с одной стороны свободным, добровольным личностным выбором, а с другой, его утратой и подчиненностью аддиктивному агенту.

Мотивационной основой зависимости является гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей.

Зависимость по мере ее развития становится патогенной доминирующей потребностью и личностной направленностью.

Любая зависимость носит антинормативный характер и рассматривается обществом как негативное отклоняющееся поведение. Алкоголики, наркоманы, азартные игроки воспринимаются как маргиналы, неспособные жить полноценной жизнью [2, с. 114]

Рассматривая аддиктивное поведение, мы считаем необходимым выделить предпосылки данного поведения.

Социальные предпосылки.Говоря о химической зависимости, чаще всего мы имеем в виду человека, у которого есть эта болезнь [5, с. 83].Как отмечают специалисты, практически во всех случаях подростковой наркомании обнаруживались признаки одного из типов (а иногда и нескольких) проблемных семей: неполная семья, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья; гиперопека со стороны матери, принимающей на себя всю ответственность за поступки ребенка; сверхзанятые и нерадивые родители, гипоопека; отсутствие границ между поколениями; гипопротекция; неразвитость родительских чувств у родителей ребенка; проекция на подростка собственных негативных качеств; эмоциональное отвержение и отсутствие истинной родительской любви и так далее [5, с. 47].

Биологические предпосылки. Предшествующая психопатология считается закономерным предиктором аддиктивного поведения, кроме этого наличие в анамнезе различных проявлений резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия). Нередко имеет сочетание аддиктивного поведения со стертыми формами депрессии [1, с.87].

Психологические предпосылки. Березин С. В. и др. в результате исследований выделяют три основных мотива употребления наркотиков:

- стресс (как способ снятия стресса); внушаемость (под влиянием авторитетных для них лиц); любопытство [3, с. 9]

Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения прежде всего необходимо назвать отношения наркотизирующегося подростка с семьей и отношение к жизни. [6, с.203].

Можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с аддикцией, особенно в подростковой сфере, с которой необходимо бороться с помощью профилактики.

Необходимость организации экспериментальной работы обоснована неблагополучной обстановкой в подростковой среде связанной с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).

Экспериментальная работа, проводилась в отделении временного проживания для профилактики и ре-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

23

ФГОС второго поколения

абилитации подростков и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами на базе ГБУ СО МО ЕЦРИ «ЧАЙКА» г. Егорьевска Московской области. В исследование принимали участия 12 подростков в возрасте 14-17 лет.

Для исследования был применен следующий комплекс методик:

Методика диагностики агрессивности Басса-Дар-ки, методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А. Е. Личко, И.Ю. Лавкай) и методика «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич).

В ходе диагностики по методике Басса-Дарки было установлено, что подростки с низким уровнем агрессивности составили 35%, средний - 15% и высокий 50% Наглядно эти данные отображены на рис. 1.

В процессе анализа данных диагностики по Бассу-Дарки были подсчитаны средние значения по отдель-

Анализируя средние значения в группе с высокой агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (80%), среднее значение уровня физической агрессии и негативизма ниже на 5% (по 75%), уровень раздражения, обиды и вербальной агрессии - ниже на 10% (по 70%). Средние значения по таким показателям как косвенная агрессия и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (85% и 85%).

Чувство вины у этой группы среднее (50%). Это по всей вероятности, связано с тем, что подростки не воспринимают свое поведение как агрессивное и социально неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения.

При использовании методики «Экспресс-диагностика химической аависимости у подростков», направленную на выявление склонности к зависимому

Рис. 1. Уровень агрессивности подростков реабилитационного центра «Чайка».

ным видам агрессивности внутри групп с низкой, средней и высокой агрессивностью.

Рассмотрим данные, полученные в группе подростков. Анализируя средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (25%), среднее значение уровня физической агрессии ниже на 5% (20%), а подозрительности - ниже на 10% (15%). Средние значения выше на 5% (по 30%) по показателям: косвенная агрессия, негативизм и обида. То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как вербальная агрессия и раздражение.

Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к низкому (35%).

Анализируя средние значения в группе со средней агрессивностью, можно отметить следующие факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (50%), среднее значение уровня физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, ниже на 5% (45%), косвенной агрессии - на 10% (40%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеет показатель уровня подозрительности. Зато средние значения по негативизму и обиде выше на 10% (60%). Чувство вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).

поведению и непосредственно выявление химической зависимости, в ходе опроса нескольким респондентам еще раз был разъяснен термин химической зависимости, уточнено, какие виды аддикций относятся к данной группе зависимостей. В процессе объяснения двумя опрашиваемыми были исправлены первоначальные ответы в связи с отнесением ими курения в группу химической зависимости и с положительным (первоначальным) ответом, относящих их к группе со склонностью к употреблению ПАВ.

Далее в исследования мы обратились к методике «Склонность к зависимому поведению», направленную на выявления склонности как зависимости в общем, так и в частности алкогольной зависимости и наркозависимости. В ходе заполнения теста уточнялись некоторые вопросы, связанные с пояснением некоторых выражений, например таких как «попасть впросак». По окончанию опроса, мы приступили к анализу и интерпретации полученных данных.

Проанализировав ответы респондентов по первой методике «Экспресс-диагностика химической зависимости», мы можем отметить, что у 4 (16%) опрашиваемых склонность к зависимости высокая, у 5 (41%) подростков - вероятно, т. е. показатели близки по зна-

24

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

ФГОС второго поколения

Не высокий

вероятность склонности Высокая вероятность Подоз. хим.зависим.

Рис. 2. Уровень склонности к зависимому поведению у подростков.

чению к склонности зависимого поведения и у 3 (25%) (подростков - не выявлено).

Меньше чем у половины респондентов (рис. 2) выявлена вероятность склонности к зависимому поведению, т. е. выделенных 5 (41%) опрашиваемых можно охарактеризовать как имеющих умеренно выраженный риск зависимого поведения. Т. е. вероятность начала употребления ПАВ может быть связана с искушением попробовать, отсутствует влияние ближайшего окружения, и строить работу в данном случае необходимо исходя из этих интересов.

Также следует отметить 2 респондентов (17%), имеющих высокий уровень склонности к зависимому поведению, что демонстрирует высокую вероятность предрасположенности данных опрашиваемых к употреблению ПАВ. т. е. данные респонденты с большой вероятностью злоупотребляют алкоголь или наркотики.

У двоих из опрашиваемых (17%), с высоким риском к зависимому поведению, помимо склонности, выявлено подозрение на наличие химической зависимости, что говорит уже о вероятности присутствия самой зависимости и постановке на особый учет данного респондента. У троих (25%) респондентов склонность к зависимому поведению -не выявлено.

Следует отметить, что большинство опрашиваемых -5 человек дало положительный ответ относительно вопроса употребления самим респондентом либо его близким родственником алкоголя и наркотиков, т. е. опасность для отвечающих исходит от ближайшего окружения.

Также один респондент отметил, что в его семье есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя, что говорит о возрастающем для него риске начала употребления ПАВ, т. е. вырастает склонность к зависимостям.

2 респондента (17%) отметили, что употребляли наркотики или выпивали алкоголь, находясь в одиночестве, т. е. в данном случае необходимо работать с навыками преодолевающего поведения употребления ПАВ.

Для подтверждения результатов данного исследования, мы переходим к анализу ответов респондентов следующей методики - «Склонность к зависимому поведению».

Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):

- у 7-и респондентов - 58% не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению. Результаты данной группы говорят об отсутствии рисков по отношению к началу употребления ПАВ, в то же

время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям ;

- у 2-х присутствуют (17%) признаки тенденции употребления ПАВ, т е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости;

- у 3-х опрашиваемых (25%) - с признаками повышенной склонности к зависимому поведению, т. е. эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся попробовать, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению.

В данном случае следует отметить отсутствие самой зависимости и соответствующих рисках, которые бы имели место в случае употребления кем-либо из респондентов.

Стоит отметить, что при оценке склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, ответы респондентов были интерпретированы по признакам склонности и вероятности зависимого поведения (рис. 3).

Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим следующее:

- склонность к наркотической зависимости не выявлена у 4 респондентов -33%, т. е. опрашиваемые имеют малый по сравнению с другими респондентами риск к возникновению зависимости.

С данной группой подростков работа по профилактике должна строиться на основе закреплении информации, собственной позиции по отношению к ПАВ;

- 2 респондента -17% имеют признаки тенденции, т. е. выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении наркотических средств, увеличивающей риск возникновения зависимости;

- также отметим респондентов, имеющих признаки повышенной склонности к употреблению ПАВ - 4 опрашиваемых -33%, признаки предрасположенности к зависимостям, требующих повышенного внимания. Т. е. в данном случае профилактика должна быть нацелена

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

25

ФГОС второго поколения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наркотическая алкогольная зависимость

Рис. 3. Уровень склонности наркотической и алкогольной зависимости у подростков реабилитационного центра «Чайка».

на выработку навыков противостояния, преодолевающего поведения при возникновении риска встреч с ПАВ;

- в отличие от алкогольной зависимости, при выявлении которой ни одгн респондент не был отмечен с признаком высокой вероятности к зависимому поведению, при выявлении наркотической - 2 респондента -17%.

Данные неспонденты находится в группе риска, так как вероятность возникновения нарготической болечни высока. Здесь необходимо работать с зависимостью данного респо ндента, если она имеет место, поставить в изиесткость ипе циал истив, спос обных принять опр е-деленные действия в отношении к данной ситуации.

Так как этот раздел (вероятность возникновения наркотической зависимости) характеризует склонность к зависимости вообще, мы можем сделать вывод о наличии склонности к аддиктивному поведению подростков. Еще раз отметим выявленн ыеу респкндлнтов пограничныл тенденции (2 респондента - между левы-соким признаком склонности и признаками тенденции), относящийся тккже к группам риска в связи с вероятностью развития нависи мого поведения.

Таким образом, большая половина респондентов имеют склонность к ад диктивному поведени ю, также выявлена группа кеспондентов, характиризующих-ся погра нич ным к склонности полыжении, учитывтя к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность появлекия склонностей у тех, кого в данном исслед онакии он и не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склкнность к адди ктивнп\ву ооведен ию у подростков.

Также отметим, что у большинстыа ре спондентов наблюдается совпадение уровней склонности, как к алкогольной, так и наркотичликой зависимостям. Т. р. мы можек сдилать вывод о склотности подркстков о аддиктивному поведению, характеризующейся равной предрасположенновтью кан в отнош ении алкогольной, так и наркокичеикой зависимостей.

В связи с этим актуальным является разработка и проведение профилактических работ среди под-ростков.Нами были выделены этапы проведения про-

филактических работ предупреждения аддиктивного поведения у подростков: первый этап: информационно-просветительская работа для родителей подролтков с аддиктивным поведением. Ее целью является предупреждение возможных нарушений в семейном вос-п итании, повышения комму никативной компетентности во взаиллдействии с подростками.

С этой цалью родителей знакомили с теми формами семейного воспитания, которые могут приводить к негативны м отклоннниям в поведен ии подростков. Втолой этап: информационко-просветитиль ская работа с педагогами работающими с подростками. Целью этой работы является информирование об инди-вгдуалтно-психологических осо бенностях личнлсти подростка с аддиктивным поведением, и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими дктьми. Трети, этап: представляет ообой психоногический тренинг. Его целью ячляется развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятие д ругих. Нами была разработана прнграммн «кайди себя» предназначенная для социально-психологической ра(5оты с детьми подросткового вызргста. ЕВ ходе группооой работы ко программе были использова ны как упрнжтения социально-психомогического тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»), так и упражнения из псих отералевтнческих гру пп рцзных направлен ий: «Кто я?» (психосинтез), общение в паре, эмпатическое слушание (группа встреч), «Перевоплощение в пред-игт» (гинштальт группы), ролнвая игра (психод рага).

Приставленные итапы я вляются психолого-педа-гогическиме лсловия мл и п редуыреждения аддиктивного поведения подростков.

После лрофиламтичесгой ртботы подрнстки е ще раз диагностиловались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и онализировались. В ходе контрыльнтй дгагн остики по методике Бксса-Дарои были получены следующие результаты (рис. 4).

По данным рис. 4 видим, что в группе подростков исследуемых нами, наблюдается снижение агрессив-

26

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

ФГОС второго поколения

Рис. 4. .Динамика уровня агрессивности подростков.

ности (50% и 30%) на 20%о по сравнен ию с первичной диагностикой. Паи этом группа подростков со средним уровнем агрессивности выросла на 25% (15 % и 40%) еще за счет уменьшения количества детей с низкой агрессивнистью на 0% (И5 % и 30%), что можно от нести за счет снижения «зажатости » робких п одсостиов, которая внзы1валась большим колечестпон агр ессидныю подронтков в группе.

Это позволяет п редположить , что о результате проведенной рэботы1 с родителями и по прюфамме «Найдр себя» не только уме ньшилось коли чевтво высокоагрес-сивныв подростков в группе, но и снизилось давление, оказылаемои таки ми еодростдами на остальных, так что подростков с ноз кой агрессивнвстью тоже стало меньше.

Прканализирован откеты1 респондентов поеле проведнния занятий по прэофклаотике и |эеа«или-тации подросткоа, зависемыв он- психоактивоыв в е-ществ, по пероой методи ке «Элсплюсс-диагностика

химической зпвисемкстию и ««Ослонности кзависи-мому ооведению, м ы1 можем отметить, что ни у од -ного подростза мы1 не ыытвили вы1сокой склонности к зависимости, с подоз рением на хими ческую зади -со мость, у 33% подмостков - вер кятно, т. е. показа -тели бли зки п о значе ною к склонности зависимого поведения, со е сли раб отать н да нныиои подростками, мы1 можем снизить вероятность к заоисимому поседени ю, у 25% - весоятно и у 42% подростков -не выювлено.

Проведем динами ку уровня скионнксти к зависи мому поведению у подросткос реабилитециооногы цонтра ««Тсйка» (сис. 5).

В резвльтате мы1 вы1ясили, что вероетность солон-пости г зависимому поведению у подросткоа снизклас ь на 16% и с оставила 25.

В результате проведенней работы ты добились следующих розультатов: склонность к агрессии у под -ростков сущентвенно они зилесь, подростки стали бо-

S№ -А<1% ■

ao^i

iO“i ^

10?! ■

ОВД -

не дыяепонф K'fH/ч иоепр п<>до}.нз

I'M йчЮн-Ш ■ НОИСТатруКИЦИЙ

КСТОТШМОНТ

■ Нонт-рснщи-н!'* эксперимент

Рис. 5 Динамика уровня склонности к зависимому поведению у подростков.

Иннквационные проекты и программы в образовании 2011/5

27

ФГОС второго поколения

лее дружными, меньше стало возникать конфликтных ситуаций, склонность к химической зависимости, после проведения профилактической работы с подростками снизилась до нулевой отметки, хотя склонность к зависимому поведению у некоторых подростков еще присутствует. В программу по профилактике «Найди себя» вошли упражнения и тренинги, направленные на формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе, самоуважение, самоэффективность, когнитивные процессы - понимание и осмысление; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им, восприятие и оказание социальной поддержки).Также упражнения направлены на создание здорового жизненного стиля, позволяющего личности эффективно преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголя и наркотиков.

Ожидаемые результаты:

1) Повышение информативности и компетентности подростков по проблемам злоупотребления психоактивных веществ;

2) Развитие навыков и личностных ресурсов подростков, для противостояния употребления ПАВ;

3) Снижение уровня склонности к аддиктивному поведению подростков.

Список литературы

1. Анохина И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез). -М.: Нолидж, 2008. - 382с.

2. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. - М.: Академия, 2008. - 371с.

3. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. - М.: Наука, 2000. - 217с.

4. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Дрофа,2008. - 283с.

5. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков. - Челябинск: Речь, 2005. - 34 с.

6. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. -СПб.: Каро, 2001. - 374с.

УДК 370.IS3.I

Жигарева Н. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию методов формирования критического мышления школьников при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике на основе обобщенного плана деятельности учащихся по изучению физических явлений и процессов. Приводятся результаты экспериментальной работы по применению данной технологии.

Ключевые слова: критическое мышление, компьютерные модели, обобщенный план деятельности школьников.

Abstract.The article is dedicated to studying of methods of pupil»s critical thoughts forming with using of computer models in process of physics teaching, based on applying of integrated pupils activities plan of physics effects and processes studying. Contains results of experimental usage of this technology.

Keywords: critical thoughts, computer models, integrated policy plan of pupils.

Необходимость развития способности к оперативной переработке и оценке поступающей информации приводит к возрастанию значимости формирования критического мышления обучающихся в образовательных учреждениях.

Изучением проблемы развития критического мышления занимались педагоги-исследователи и психологи Дж. Л. Стил, Д. Клустер, Д. Сэндерс, Р Х. Джонсон,

С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, С. В. Маланов, Е. С. По-

лат, А. В. Волков, А. В. Бутенок, Е. А. Ходос, Д. Халперн, Р Чалдини и др. Анализ результатов исследований [1,4] по вопросам формирования критического мышления у школьников позволил выделить составляющие его основные когнитивные и метакогнитивные умения, навыки и способности:

1) умения рефлексивной деятельности - сравнение и обнаружение отличий структурных единиц знания, поиск и выявление логических ошибок;

28

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.