ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 371
к \
■ 1
Э. М. Казин
Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и психофизиологии, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово E-mail: [email protected] Eduard М. Kazin Dr.Sc. (Biology), Professor, Department of Human Physiology and Psychophysiology, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia
Т. И. Шерер
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово E-mail: [email protected] Tamara I. Sherer PhD (Pedagogy), Associate Professor, Department of Preschool Education, Kuzbass Regional Institute of Skills Improvement and Retraining for Educators, Kemerovo, Russia
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
В статье рассматриваются вопросы педагогической профилактики употребления старшими подростками и молодежью психоактивных веществ. Анализ представленных в литературе данных и результатов собственных наблюдений в целом указывает на разработку и реализацию комплексной целевой программы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательном пространстве.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, наркомания, психоактивные вещества, педагогическая профилактика, технологии.
Проблема употребления психоактивных веществ (далее — ПАВ) подростками в российском обществе является достаточно актуальной. Можно констатировать тот факт, что все попытки трансляции пропаганды ЗОЖ, ужесточение «карательных мер» государством, связанных с продажей алкоголя, табака, запретом на рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ и распространению аддиктивных форм поведения (алкоголизма, наркомании, проституции, преступности и т.п.). Установлено, что несмотря на понимание опасности употребления ПАВ подростками: 16,2% подростков продолжали курить, 29, 4% — употреблять алкогольные напитки, 30,6% — допускали возможность употребления ПАВ [6; 8; 9].
Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают следующие причины употребления ПАВ старшими подростками: желание быть принятым в группу (комфортность), реже — протестное поведение или гедонизм, еще реже — пассивная подчиняемость или неосознанное любопытство [3, 14, 15].
По мнению, В. С. Битенского, А. Е. Личко, наиболее частой мотивировкой наркотизации подростков яв-
Как цитировать статью: Казин Э. М., Шерер Т. И., Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ старшими подростками // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.138-143.
ляется любопытство и свободная доступность, хотя на самом деле мотивом оказывается эйфория [7; 8].
В контексте нашего исследования мы считаем важнейшим ориентиром в предупреждении употребления ПАВ старшими подростками является профилактика в образовательной среде.
В психологическом словаре слово «профилактика» (prohylaktika — предохранительный) рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний и укрепление здоровья и физического развития населения [4].
Международный термин «профилактика» переводится как предупреждение. Его синоним — превенция (prevention — лат.).
С точки зрения отечественных ученых и практиков профилактика употребления ПАВ среди детей и молодежи рассматривается как как целый комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий употребления ПАВ [9]
В международной практике рассматриваются основные модели профилактики:
— медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия и предусматривает основном информирование учащихся о негативных последствиях приема психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;
— образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
— психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков противостояния групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков [10,13].
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделена классификация форм профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ среди детей и подростков основана на том, что в центре ее находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательная организация и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение [4].
В наших исследованиях мы рассматриваем первичную профилактику употребления старшими подростками ПАВ как «педагогическая профилактика» в образовательной среде основана:
— изменение ценностного отношения детей и молодежи к здоровому образу жизни, воспитание личной ответственности за свое поведение, формирование позитивных, стрессоустойчивых форм поведения и как результат — снижение употребления ПАВ;
— сдерживание приобщения детей и молодежи к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой педагогами и специалистами образовательных организаций.
Анализ теоретических и практических материалов наших исследований позволили сформулировать понятие «педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ» как «интеграцию комплекса психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств, направленных на формирование негативного отношения к употреблению старшими подростками психоактивных веществ за счет развития когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер, повышения уровня стрессо-устойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни» [9, 14].
Цель педагогической профилактики в образовательной среде -сформировать у старших подростков негативное отношение к употреблению ПАВ.
Задачи педагогической профилактики употребления ПАВ среди старших подростков:
— формирование и укрепление личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления ПАВ;
— развитие ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенка, начавшего употреблять ПАВ, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
— внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий с целью формирования ценностей здорового образа жизни, мотивов отказа от пробы и употребления ПАВ, а также технологий раннего выявления случаев употребления подростками ПАВ;
— формирование социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью и микросоциальное окружение подростка «группы риска».
Технологии, используемые в практической деятельности в образовательных организациях: социальные, психологические, педагогические.
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных организаций, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
— информационно-просветительское (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама ЗОЖ в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики, профилирующие интернет-ресурсы);
— социально-поддерживающее (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ, детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
— организационно-досуговое (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Через реализацию коррекционно-развивающих программ, формируются личностные качества подростка, препятствующих формированию зависимости от употребления ПАВ, формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; благоприятного доверительного климата в коллективе и условий успешной психологической адаптации. Психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), педагогов и других участников образовательного процесса.
Педагогические технологии направлены на формирование у адресных групп представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к употреблению ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, моделирование ситуаций, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы [9; 11, 12].
Экспериментальные исследования показали, что более эффективные технологии, используемые в профилактической деятельности употребления ПАВ среди старших подростков являются разнообразные превентивные технологии к которым относятся: интеграция профилактического содержания через образовательные программы; воспитательные формы работы (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с подростками, обучающие семинары для педагогов, лектории для родителей, законных представителей). технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся образовательных учреждений, а также на формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям, нормам субкультур, пропагандирующих использование ПАВ [9; 12].
Как видим, в условиях общеобразовательных организаций, необходимо осуществлять на комплексной основе педагогическую профилактику с активным участием психологов, воспитателей, социальных работников, работников медицинских и правоохранительных органов, служб психолого-педагогических.
С учетом выше сказанного, следует отметить, что спецификой педагогической профилактики ПАВ среди несовершеннолетних является комплексная система организации процесса обучения и воспитания, обеспечивающая снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышения уровня стрессоустойчивости личности, адаптивных возможностей организма и реализации готовности индивида к здоровому образу жизни.
Литература
1. 1. Валентик Ю. В., Вострокнутов Н. В., Гериш А. А. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ) // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Том 12. № 2. С. 31-35.
2. 2. Вострокнутов Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа в несовершеннолетних группах социального риска: рук-во для специалистов соц. практик. М.: Моск. гор. Фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 182 с.
3. З.Завражин С. А. Подростковая делинквентность: транскультуральная перспектива // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 125-131.
4. 4.Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ) / Валентик Ю. В., Вострокнутов Н. В., Гериш А. А. [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Том 12. № 2. С. 31-35.
5. 5.Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Дмитриева Т. Б., Вострокнутов Н. В., Дудко Т. Н. [и др.] // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 4-11.
6. б.Котляков В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1977. 39
с.
7. 7.Личко А.Е., Битенский В. С. Подростковая наркология / Л.: Медицина, 1991. 304 с.
8. 8.Наркомания у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, В. А. Глушков. Киев: Здоровье, 1989. 216 с.
9. 9.Онищенко Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков // Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 53-61.
10. 10.Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблемы адаптации, здоровья, и развития субъектов образования: метод. пособие / Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Касаткина Н. Э. [и др.] // под общей ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 165 с.
11. 11.Сирота Н.А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ-ов высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2003.
12. 12.Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 09. 06. 2010 № 690.
13. 13.Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография.— Кн. I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков / Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. [и др.] // под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 363 с.
14. 14.Хасан Б.И., Кухаренко И. А., Рычкова М. В. Методика «Риск аддиктивного поведения» в подростковом возрасте (на примере наркозависимости). Красноярск. 2008. 24 с.
PEDAGOGICAL PREVENTION OF PSYCHOACTIVE DRUGS USE BY OLDER ADOLESCENTS
The authors of the article consider issues of pedagogical prevention of the use of psychoactive drugs by the older adolescents and youth. The analysis of the data presented in the literature and the results of own observations in general indicates the development and implementation of a comprehensive target programme of primary prevention of psychoactive substance use in the educational space.
Keywords: addictive behavior, drug addiction, drugs, prevention, educational technology.
I Э. М. Ka3MH, Т. M. Wepep
References
• A conceptual framework for rehabilitation ofjuvenile substance abusers (saw)/Valentik Yu.V., Vostroknutov N. V., A. A. Gerish [etc.]//social and clinical psychiatry. 2002. Vol. 12. No. 2. C. 31-35.
• Drug addiction among adolescents/V.S. Bitenski, B. G. Kherson, S. V. Dvorjak, A. Glushkov. Kiev: health, 1989. With 216.
• Hassan B. I., Kukharenko, I.A., Rychkova M. V. Technique "Risk" addictive behaviors in adolescence (for example drug addiction). Krasnoyarsk. 2008. 24 s.
• Kotlyakov V. Yu. Drug prevention in school. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1977. With 39.
• Licko A. E, BitenskiV. S. Teenage alcohol/litre: Medicine, 1991. 304 with.
• Onishchenko G.G Sanitary-epidemiological well-being of children and adolescents//hygiene and sanitation. 2007. No 4. C. 53-61.
• Orphan N. A., Jaltonskij V. M. Prevention of drug addiction and alcoholism: Stud. Manual for stud-s top. Stud. Institutions/m.: Publishing Centre «Academy», 2003.
• Psycho-pedagogical and physiological basic reason to address the problem of adaptation, health, and development of subjects of education: method. Manual/E.M. Kazin, Abaskalova N. P., Kasatkina N. E. [etc.]//under a general ed. E. M. Cazin. Kemerovo: IZD-VO KRIPKiPRO, 2016. With 165.
• The concept of substance abuse prevention education Wednesday/Dmitrieva T.B., Vostroknutov N. V., Dudko Tn [etc.]//Russian psychiatric journal. 2000. No 2. C. 4-11.
• The strategy of the State anti-drug policies of the RUSSIAN FEDERATION up to 2020, approved by presidential decree from 09. 06.2010 No. 690.
• Theoretical and applied aspects of formation of health-saving and socio-Adaptive educational space: monograph. -Kn. I. the psycho-pedagogical, psychological and medico-social approaches to health, adaptation and development of children and adolescents/E.M. Kazin, Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G [etc.]//researcher. Ed. E. M. Cazin. Kemerovo: IZD-VO KRIPKiPRO; M.: IZD-VO «CHU ZhDT DVS RAMS, 2017. With 363.
• Valentik Y. Vu., Vostroknutov N. V., Gerish A. A. et al. A conceptual framework for rehabilitation of juvenile substance abusers (saw)//social and clinical psychiatry. 2002. Vol. 12. No. 2. S. 31-35.
• Vostroknutov N. V. Anti-drug preventive work in the minors at social risk groups: hands-for the specialists of SOC. practitioner. M.: Moscow. Mountains. School support fund publishing, 2004. With 182.
• Zavrazhin S. A. Teenage delinquency: transkulturalnaja Vista//sociological researches. 1995. No. 2. P. 125-131.