Научная статья на тему 'Изучение насыщенности образовательной среды психоактивными веществами'

Изучение насыщенности образовательной среды психоактивными веществами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH SAVING ACTIVITY / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ПРОФИЛАКТИКА / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ТОКСИКОМАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ФАКТОРЫ РИСКА / PROTECTIVE FACTORS / PREVENTIVE WORK / RESEARCH / PRODUCTS MADE OF DRUGS / PRODUCTS MADE OF DRUGSUBSTANCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уланова Светлана Андреевна, Живилова Ю. В., Борисова О. В., Рочева Н. В.

Проблема злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и подростков в Республике Коми чрезвычайно остра. В целях осуществления эффективной здоровьесберегающей деятельности, успешной профилактической работы, адекватной современным социальным угрозам, в школах Республики Коми были инициированы независимые исследования, направленные на выявление факторов риска, условий и причин употребления подростками психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уланова Светлана Андреевна, Живилова Ю. В., Борисова О. В., Рочева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the independent research "Studying of saturation in educational environment by psychoactive substances"

The problem of abuse by drugs and other psychoactive substances among children and teenagers is very acute and continues to actualize. In the purpose of realization effective health saving activity, successful preventive work which is adequate to modern social threats, at schools of the Komi Republic the independent research was initiated in order to identify the risk factors, conditions and reasons of psychoactive substances use by teenagers.

Текст научной работы на тему «Изучение насыщенности образовательной среды психоактивными веществами»

22

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (256)

Рахманов Р.С. и др. Оценка риска здоровью лиц организованного коллектива факторов среды обитания / Р.С. Рахманов, А.В. Тарасов, Д.А. Гаджиибрагимов //Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения: Мат. Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (29.XI.2013 ). Вып. 7. Рязань. 2013. С. 96—99.

Рахманов Р.С. и др. Состояние системы «оксиданты— антиоксиданты» курсантов при адаптации и акклиматизации / Р.С. Рахманов, Т.В. Блинова, Л.А. Страхова, Е.В. Моисеева, К.Р. Генрих, А.В. Тарасов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 46—47.

Рахманов Р.С. Оценка состояния антиоксидантной системы как перспективное направление в прогнозировании здоровья населения //Приоритеты профилактического здравоохранения в устойчивом развитии общества: состояние и пути решения проблем: Мат. Пленума науч. совета по экологии и гигиене окружающей среды РФ (12-13.XII.2013). М., 2013. С. 307—309.

8. Рахманов Р.С. и др. Оценка риска здоровью факторов среды обитания / Р.С. Рахманов, А.В. Тарасов, Д.А. Гаджиибрагимов //Профилактическая медицина как научно-практическая основа сохранения и укрепления здоровья населения: Сборник научных трудов. Н. Новгород: Ремедиум Приволжье, 2013. С. 59—61.

9. Соколов А.В. Интегральная оценка резервов индивидуального здоровья: Методические рекомендации. М., 2003. 51 с.

10. Тарасов А.В. Оценка риска для здоровья у лиц организованного коллектива в условиях адаптации //Санитарный врач, 2013. № 9. С. 42—44

Контактная информация:

Рахманов Рофаиль Салыхович, тел.: 8 (831) 4-196-194, e-mail: [email protected]

Contact information:

Rakhmanov Rofail, phone 8(831) 4-196-194, e-mail: [email protected]

g

S

УДК: 364.272

ИЗУЧЕНИЕ НАСЫЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

С.А. Уланова1, Ю.В. Живилова2, О.В. Борисова2, Н.В. Рочева2

'Министерство образования Республики Коми, г. Сыктывкар Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», г. Сыктывкар

Проблема злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и подростков в Республике Коми чрезвычайно остра. В целях осуществления эффективной здоровьесберегающей деятельности, успешной профилактической работы, адекватной современным социальным угрозам, в школах Республики Коми были инициированы независимые исследования, направленные на выявление факторов риска, условий и причин употребления подростками психоактивных веществ.

Ключевые слова: здоровьесбережение, школьники, педагоги, родители, профилактика, мониторинговые исследования, психоактивные вещества, наркотические вещества, токсикоманические вещества, факторы риска.

S.A. Ulanova, U.V. Zhivilova, O.V. Borisova, N.V. Rocheva □ THE RESULTS OF THE INDEPENDENT RESEARCH «STUDYING OF SATURATION IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT BY PSYCHOACTIVE SUBSTANCES» □ Ministry of Education of Republic of Komi, Syktyvkar, Russia; Public institution of the Komi Republic «Republican center of psychology and pedagogical rehabilitation and correction», Syktyvkar, Russia

The problem of abuse by drugs and other psychoactive substances among children and teenagers is very acute and continues to actualize. In the purpose of realization effective health saving activity, successful preventive work which is adequate to modern social threats, at schools of the Komi Republic the independent research was initiated in order to identify the risk factors, conditions and reasons of psychoactive substances use by teenagers. Key words: health saving activity, schoolchildren, teachers, parents, preventive work, research, psychoactive substances, products made of drugs, products made of drugsubstances, protective factors.

Основная масса девиантных проявлений (особенно курение, употребление алкоголя, пробы наркотиков) приходится на подростковый возраст и является наиболее распространенной формой разрешения подросткового кризиса [2,3,6]. Труднопреодолимое тяготение подростков к миру

взрослых, стремление занять достойное место в группе сверстников наряду с их неумением справляться с разочарованиями и негативными эмоциональными состояниями [4] делает их уязвимыми, склонными находить иллюзорное спасение и утешение, получать удовольствие искусственным

ИЮЛЬ №7 (2И)

23

5.

способом через употребление наркотических, токсикоманических веществ. Многочисленные данные свидетельствуют о неуклонном «омоложении» наркомании [1,8]. Удаленность и обособленность северных городов, высокий уровень доходов в нефтяной и газовой отрасли, вахтовые формы работы большинства родителей вынуждают именно школу искать действенные формы профилактики наркомании. В условиях Крайнего Севера социальные факторы усугубляются и кли-матогеографическими, экологическими рисками, объективно ухудшая здоровье обучающихся [5]. Данные исследования проводятся в рамках функционирования модели «Школа — территориальный центр здоровьесбережения». Эта модель, реализуемая в школах республики, включает в себя большой блок работы по профилактике (в том числе изучение основных факторов риска, причин и адекватные педагогические действия, повышающие ответственность со стороны лиц, работающих с детьми и молодежью).

Цель исследования: изучение насыщенности психоактивными веществами (ПАВ) образовательной среды учреждений Республики Коми для выстраивания эффективно работающей системы здоровьесбережения и профилактики распространения опасных для здоровья привычек.

В мониторинговых исследованиях по изучению насыщенности образовательной среды школ ПАВ приняли участие 759 респондентов из городов Ухта, Воркута, Инта, Печора, Усинск, Сыктывдинского, Прилузского, Койгородского районов. Из них: 502 учащихся 15—19 лет (мальчики — 41 %, девочки — 59 %) и 257 педагогов (в возрасте до 25 лет — 4 %, от 26 до 40 лет — 32 %, от 41 до 49 лет — 33 %, более 50 лет — 24 %). 90 % опрошенных педагогов — учителя-предметники, классные руководители, остальные респонденты: социальные педагоги, психологи, заместители директора, воспитатели. Для работы использовались специально разработанный комплекс анкет и компьютерная программа для их обработки и сопоставления коррелирующих показателей по разным группам респондентов.

учащихся

Рис. 1. Распространенные мотивы употребления ПАВ учащимися.

Исследование осуществляли группы независимых специалистов, не имевшие прямого отношения к образовательному процессу в обследуемых коллективах.

Статистическая обработка полученных результатов опроса выявила следующее. Учащиеся отметили следующие наиболее распространенные в их образовательном учреждении ПАВ: среди наркотических веществ — гашиш (18 %), кокаин (15 %), «травка» (14 %), героин (11 %); среди токсикоманических — клей (32 %), бензин (20 %). По мнению 13 % учащихся, вблизи школы легко приобрести наркотические и токсикоманические вещества (из них 44 % — мальчики, 54 % — девочки). Вместе с тем достаточно большое количество опрошенных (86 % учащихся и 74 % педагогов) не осведомлены о распространении ПАВ вблизи их учреждения, 10 % учащихся и 4 % педагогов что-то слышали об этом, лишь 1 % учащихся и 1 % педагогов знают, кто распространяет. Пробовали когда-либо наркотические вещества не по назначению врача — 8 % респондентов-учащихся (из них 62 % — один раз, 38 % — несколько раз). Полученные данные наглядно иллюстрируют информированность учащихся и наличие у них опыта употребления. Детей, употребляющих ПАВ, на 6 % больше, чем утверждают педагоги, а неупотребляющих — на 23 % больше. Учащихся, никогда не употреблявших токсикоманические вещества, на 30 % больше, чем предполагают педагоги. Разногласия в ответах учащихся и педагогов в определении фактов употребления ПАВ могут свидетельствовать о наличии явных проблем во взаимоотношениях «ученик—педагог», низкой информированности педагогов, их слабой подготовке к профилактической работе.

По данным исследования, наиболее часто встречаемыми причинами употребления ПАВ среди учащихся являются: желание получить одобрение компании — 59 % учащихся и 30 % педагогов; отсутствие контроля со стороны родителей — 54 % учащихся и 25 % педагогов; стремление избавиться от скуки — 48 %учащихся — и 11 % педагогов; желание поднять настроение — 48 % учащихся и 10 % педагогов; стремление снять эмоциональное напряжение — 45 % учащихся и 9 % педагогов; желание получить приятные ощущения — 42 % учащихся и 6 % педагогов (рис. 1).

Полученные результаты корреспондируют с данными аналогичных исследований [5, 7].

На вопрос «Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что долж-

24

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (25С)

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

ны попробовать в этой жизни всё?» 32 % школьников дали положительный ответ с некоторыми комментариями «смотря, что пробовать», «все, но в меру», «да, но есть вещи, которые пробовать никогда не собираюсь», «всё, кроме наркотиков», «в пределах разумного», «частично». В ситуации употребления ПАВ в компании 84 % учащихся отказываются от употребления и уходят. Вместе с тем каждый восьмой респондент, отказываясь от употребления наркотиков, все же остается в компании (из них 22 % мальчиков и 78 % девочек). По мнению учащихся, употребление ПАВ приводит к наступлению зависимости (77 %), болезни или смерти, потере доверия со стороны близких, большим денежным затратам (около 60 % опрошенных).

Распространенной реакцией педагогов на употребление ПАВ учащимися являются попытки вызвать на разговор по душам, выяснить причину поступка. 24 % педагогов отметили, что «таких детей нет», «не встречала факты употребления», «дети не употребляют», что свидетельствует о слабой информированности учителей и об отрицании ими существующей проблемы. Подавляющее большинство педагогов (78 %) уверены — в их учреждениях мероприятия по профилактике употребления ПАВ проводятся систематически (рис. 2).

Почти 48 % учащихся утверждают, что профилактические мероприятия в их школах проводятся регулярно, 52 % упоминали о единичных мероприятиях или совсем не припоминали таковых. Полученные данные говорят о недостаточной эффективности профилактической работы. Считают такие мероприятия бесполезными 42 % учащихся, аргументируя тем, что «молодежи все равно, она не воспринимает это всерьез», «проводятся очень часто, это надоедает», «эффект мероприятий краткосрочен» и др. Из ответов учащихся (8 %), положительно оценивающих профилактические мероприятия, можно выделить следующие: «отбивают желание пробовать», «помогают найти способ избавиться от этих проблем», «дают понять вред ПАВ», «возможно, кто-то задумывается» и др.

По мнению всех категорий опрошенных, для снижения риска проб и употребления ПАВ необходимы следующие меры: введение цензуры на информацию, размещаемую в СМИ (скрытая телевизионная реклама в рекламных роликах, молодежных программах, и журнальных публикациях, интернет-публикации и компьютерные игры с элементами насилия т. д.), ответственный контроль со стороны родителей, более активное

6%

0%

I 46%

; 48%

! 22%

: 78%

По мнению учащихся

□ Часто

И Изредка

По мнению педагогов

3 Никогда

§

5

Рис. 2. Частота проведения мероприятий по профилактике употребления ПАВ

противодействие распространению ПАВ со стороны правоохранительных органов, обеспечение подростков интересным и доступным досугом, привлечение к профилактической работе специалистов (например, «бывших» наркоманов, врачей-наркологов).

В ходе исследования были выявлены объективные и субъективные факторы риска употребления подростками ПАВ. Среди объективных факторов — доступность ПАВ, непоследовательность воспитания и общение со сверстниками, употребляющими ПАВ. Субъективные факторы включают в себя: индивидуально-биологические («плохая наследственность») и индивидуально-психологические («получение приятных ощущений», «поднятие настроения», «снятие эмоционального напряжения», «от скуки»). Анализ ответов респондентов позволил обнаружить ряд факторов, способствующих отказу от употребления ПАВ, опираясь на которые можно выстроить действенную систему профилактики. Это — создание доверительных взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и условий, способствующих возникновению привязанностей; развитие самоконтроля ребенка; привлечение детей к работе в общественных организациях; разнообразие в организации их досуга (спортивные секции, кружки и др.); развитие волонтерского движения (поскольку главным источником информации в подростковой среде являются сверстники); обучение педагогов современным методам профилактики, адекватным существующим социальным рискам [8, 9].

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема употребления ПАВ в образовательных учреждениях Республики Коми сегодня существует, усугубляется обстоятельствами социально-экономического характера (высокий уровень доходов и занятость родителей, удаленность и обособленность населённых пунктов, высокий процент ежемесячно мигрирующих из центральных и южных районов России рабочих

ИЮЛЬ №7 (211)

25

и т. д.) требует решительных и активных действий по организации профилактики, прежде всего в образовательной среде.

2. Значительная роль в сложившейся ситуации принадлежит родителям и педагогам, поскольку большинство из них отрицают существование наркомании среди учащихся и не имеют представления об истинной опасности собственной пассивности.

3. Эффективную профилактическую работу в образовательных учреждениях важно начинать как можно раньше, когда девиации в поведении еще не являются устойчивыми, характеризуются вариативностью и, в значительной степени, обратимостью.

4. Педагогам не хватает профессиональных компетенций и знаний, которые позволили бы выработать эффективную систему профилактики асоциального поведения, в первую очередь подросткового наркотизма, а также алкоголизма и табакокурения.

5. Необходимо активизировать поиск эффективных методов и форм обучения подростков для умения противостоять негативному давлению среды. В рамках реализации комплексной модели «Школа — территориальный центр здоровьесбе-режения» в школьные программы системы дополнительного образования целесообразно включать адаптированную информацию о влиянии ПАВ на все сферы здоровья, проводить тренинги для подростков по сознательному отказу от проб ПАВ, по значимости и важности здорового образа жизни для последующей «взрослой» жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градусова Г. Коридор безопасности: профилактика деви-антного поведения среди юношества //Школьный психолог. 2012. № 9. С. 31—35.

2. Дрожжина Н.А. и др. Гендерные различия в мотивации и особенностях употребления энергетических напитков молодежью на территории Российской Федерации / Н.А Дрожжина, А.Е. Тишук, М.С. Застрожин //Здоровье населения и среда обитания. 2013. №8 (245). С. 15—16.

3. Дрожжина Н.А. и др. Социально-гигиеническое исследование поведенческих особенностей школьников / Н.А Дрожжина, А.Е. Тишук //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 1 (238). С. 18—21.

4. Зорина И.Г. Психофизиологический статус как показатель донозологической диагностики нарушений нервно-психического здоровья школьников //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 2 (239). С. 36—38.

5. Казин Э.М. и др. Социально-педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании / Э.М. Казин, И.В. Карнаева, Т.И. Шерер //Здоровьесберегающее образование. 2010. № 5. С. 109—114.

6. Кирьянов Д.А. и др. Анализ влияния динамики количества объектов детского досуга на динамику распространения детского (подросткового) алкоголизма в субъектах Российской Федерации / Д.А. Кирьянов, В.Б. Алексеев, М.Ю. Цинкер //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 36—38.

7. Козина Е. и др. Чтобы избежать трагедии: профилактика аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков / Е. Козина, У. Кухарева //Школьный психолог. 2012. № 9. С. 29—30.

8. Родионов А.В. и др. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними / А.В. Родионов, В.А. Родионов. М.: АНО «Школа «Премьер», 2003. 168 с.

9. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

Контактная информация:

Уланова Светлана Андреевна, тел.: 8 (8212) 24-51-90, E-mail: [email protected]

Contact information:

Ulanova Svetlana, phone: 8 (8212) 24-51-90, е-mail: [email protected]

УДК 613.6.02

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ИНФРАЗВУКА

И.М. Ахметзянов, В.Н. Зинкин, М.М. Орихан, П.М. Шешегов, С.П. Драган, В.В. Харитонов

ФГКУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва

Дана характеристика медицинских аспектов гигиенического нормирования инфразвука и средств индивидуальной защиты человека от его воздействия. Ключевые слова: инфразвук, защита от инфразвука, гигиеническое нормирование, медицинская акустика, гигиена труда.

I.M. Ahmetzjanov, V.N. Zinkin,M.M. Orihan,P.M. Sheshegov,S.P. Dragan,V.V. Haritonov □ MEDICAL ASPECTS HYGIENIC REGULATION OF INFRASOUND □ FGKU of «4 central research institutes» Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow

The characteristic of the medical aspects of hygienic regulation of infrasound and of personal protective equipment person from infrasound exposure.

Key words: infrasound, protection against infrasound hygiene regulation, medical acoustics, industrial hygiene.

Инфразвук (акустические колебания с частотой ниже 16—20 Гц) относят к вредным и опасным производственным факторам, длительное воздей-

ствие которых может приводить к профессиональным заболеваниям, таким как двусторонняя нейросенсорная тугоухость, вестибулярный син-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.