УДК 159.943
doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-63-68
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ
Епихина Пелагея Васильевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен подростковый возраст как важнейший период становления и формирования личности. Выделены основные социально-психологические проблемы подростков. Раскрыто понятие психоактивных веществ, выделены общие признаки употребления наркотических веществ подростками. Представлена классификация социальной профилактики употребления ПАВ. Проанализированы особенности социально-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками.
Ключевые слова: профилактика, социально-педагогическая профилактика, психоактивные вещества, подростковый возраст
В современных условиях одной из острейших проблем, которая разрушает гармонизацию и гуманизацию отношений в обществе, является употребление психоактивных веществ. В последние годы наблюдается значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Психоактивные вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания, их длительное применение является причиной возникновения у личности состояния психологической и физической зависимости.
Согласно позиции В. Л. Беловой, распространение наркомании происходит угрожающими темпами и имеет тенденцию к обострению: возросло потребление наркотических средств и психоактивных веществ, неуклонно растет объем незаконного оборота наркотиков и количество преступлений, совершаемых на почве наркотиков и наркомании [1].
Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» употребления наркотических и психотропных препаратов. Пристрастие к наркотикам является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации социально-педагогической профилактики употребления ПАВ среди подростков.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще и не
взрослый. Он активно вовлекается в зрелую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его социальная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» [2].
Д. Б. Эльконин, развивая представления Л. С. Выготского о возрастном развитии, рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений. Он сформировал закон периодичности, в котором каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности.
По мнению Д. Б. Эльконина, подростковый возраст - это дети в возрасте 11-15 лет. Ведущей деятельностью является общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности умение подчиняться нормам коллективной жизни [3, с. 67-86].
Пубертатный период полон желанием самоутвердиться и казаться взрослым, выделиться среди сверстников, получить лидерство в классе, приобрести любимее хобби, самостоятельно решать свои проблемы. Проблемы подростков можно условно поделить на три группы: социально-психологические, естественно-культурные и социально-культурные [4].
Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации подростков в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Эти проблемы часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Следует отметить, что проблемы подростков в современном обществе являются одними из самых сложных и противоречивых. С их решением смогут справиться только хорошо подготовленные, опытные и организованные специалисты.
Подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью. Они подвержены частой смене настроения, повышенной аффективности поведения. Это период чрезвычайной кон-
фликтности, часто приводящей к целому ряду поведенческих аномалий, таких как преступность, агрессивное поведение, пребывание в той или иной субкультуре (например, религиозная секта, готы, скинхеды и др.), самоубийство, наркомания, алкоголизм и табакокурение.
Для понимания причин и путей предотвращения злоупотребления ПАВ в подростковом возрасте, необходимо выявить понятие психоактивных веществ. Психоактивные вещества - любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, это совокупность наркотических и токсикоманических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании) [5, с. 31]. Эти изменения могут носить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный, например, деградация психики при злоупотреблении наркотиками.
Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и/или запрещенные законодательством, считаются наркотиками. Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением.
Выделяют общие признаки начала употребления психоактивных веществ подростками. К ним относят:
- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
- появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость;
- нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
- компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста;
- эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших
сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых;
- наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
- изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота;
- наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых;
- «беспричинное» сужение или расширение зрачков [6, с. 147].
Важнейшим ресурсом социально-педагогической работы с детьми, употребляющими ПАВ, является технология социально-педагогической профилактики. Под профилактикой подразумеваются «научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов» [7, с. 24].
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности.
По мнению Р. В. Овчаровой, социальная профилактика - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин [8, с. 275]. Так же Р. В. Овчарова дает определение социально-педагогической профилактики, под которой «понимает систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности» [8, с. 277].
Согласно приказу Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 «О концепции профи-
лактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», социально-педагогическая профилактика употребления ПАВ - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т. д.) [9].
Особенности социально-педагогической профилактики психоактивных веществ у подростков выделяются А. Г. Макеевой и И. А. Лысенко [10]:
- профилактика должна носить не запрещающий, а альтернативный характер;
- при организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации», что означает полное исключение использования сведений, способных спровоцировать интерес детей к наркогенным веществам;
- предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики.
Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модель утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
Всемирная организация здравоохранения классифицирует профилактику употребления
психоактивных веществ как первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, а также на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной среды и противостояния им [11]. Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в общеобразовательном учреждении являются:
- изменение отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, способствующие сокращению спроса на психоактивные вещества у детей и молодых людей;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотиков за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы сотрудниками образовательных учреждений.
Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явлений. Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса подростка.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медикопсихоло-гических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т. е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Местом проведения социально-педагогической профилактики должно являться, в первую очередь, общеобразовательное учреждение. Школа представляет возможность охватить профилактической работой всех обучающихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по социально-педагогической работе с детьми, находящимися в группе риска. Именно работники системы образования - социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, учителя-предметники, - являются основными участниками целевых профилактических программ, реализуемых в школах города.
Для осуществления социально-педагогической профилактики употребления подростками ПАВ в общеобразовательных учреждениях разрабатываются различные социальные программы, ориентированные на здоровый образ жизни и укрепления физического здоровья. Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевая игра, беседа, круглый стол, дискуссия, тренинги. Значительная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», День защиты детей, участие в различных акциях против употребления психоактивных веществ, спортивно-оздоровительные праздники.
Так же в общеобразовательных учреждениях налажена методическая работа с педагогическим составом. Это круглые столы и обучающие семинары по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.
Таким образом, период подросткового возраста - один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения, происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Нередко это приводит к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.
Социально-педагогическая профилактика употребления ПАВ - это выявление и устра-
нение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами. Данный вид профилактики употребления психоактивных веществ подростками является первичной профилактикой, которая включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
Литература
1. Белова В. А. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. М., 2002.
2. Выготский Л. С. Сборник сочинений: в 6-ти т. М., 1982. Т. 4.
3. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. М, 1996.
4. Холостова Е. И., Сорвина А. А. Социальная работа: теория и практика. М., 2007.
5. Ли В. А., Ли К. В. Наркотики: трагедия для родителей, беда для общества. М., 2005.
6. Березин С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2000.
7. Холостова Е. И. Словарь-справочник по социальной работе. М.; 2000.
8. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога. М., 2004.
9. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 № 619 http://www.narkotiki.ru/5_1312.htm
10. Макеева А. Г., Лысенко И. А. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. М., 2000.
11. Васильева Е. В. Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков как ведущее направление в работе социального педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шар-шов. Тамбов, 2016. С. 547-551.
References
1. Belova V. A. Profilaktika zloupotreble-niya psihoaktivnyh veshchestv v obrazovatel'noj srede [Prevention of addiction the psychoactive drugs in the educational environment]. M., 2002.
2. Vygotskij L. S. Sbornik sochinenij [Collection of essays]: v 6-ti t. M., 1982. T.4.
3. Semenyuk L. M. Hrestomatiya po vozrastnoj psihologii [Readings on the Age Psychology]. M, 1996.
4. Holostova E. I., Sorvina A. A. Social'naya rabota: teoriya i praktika [Social work: theory and practice]. M.2007.
5. Li V. A., Li K. V. Narkotiki: tragediya dlya roditelej, beda dlya obshchestva [Drugs: a tragedy for the parents and the trouble for society]. M., 2005.
6. Berezin S. V. Preduprezhdenie podrostkovoj i yunosheskoj narkomanii [Prevention adolescent and youth drug addiction]. M., 2000.
7. Holostova E. I. Slovar'-spravochnik po so-cial'noj rabote [Dictionary of Social Work]. M.; 2000.
8. Ovcharova R. V. Spravochnik social'nogo pedagoga [Directory of social teacher]. M., 2004.
9. O koncepcii profilaktiki zloupotrebleniya psi-hoaktivnymi veshchestvami v obrazovatel'noj srede. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 28.02.2000 № 619 [About concept of abuse prevention psychoactive substances in the educational environment. Order of the Ministry of Education of 28.02.2000 № 619] http://www.narkotiki.ru/5_1312.htm
10. Makeeva A. G., Lysenko I. A. Dolgo li do bedy? Pedagogicheskaya profilaktika detskogo narkotizma [How long till trouble? Pedagogical prevention of child drug addiction]. M., 2000.
11. Vasil'eva E. V. Pervichnaya profilaktika addik-tivnogo povedeniya podrostkov kak vedushchee naprav-lenie v rabote social'nogo pedagoga [Primary prevention of addictive behavior in adolescents as a leading trend in the work of social teacher] // Lichnostnoe i profession-al'noe razvitie budushchego specialist [Personal and professional development of future specialist] / otv. red. L. N. Makarova, I. A. SHarshov. Tambov, 2016. S. 547-551.
* * *
SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF USING PSYCHOACTIVE DRUGS BY TEENAGERS
Epikhina Pelageya Vasilyevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
The article describes the adolescence as a critical period of development and formation of personality. The authors identified the main social and psychological problems of teenagers. Disclosed the concept of psychoactive drugs, highlighted the common signs of using drugs by teenagers. The
author presents a classification of social prevention of using psychoactive drugs. They analyze the features of the socio-pedagogical prevention of using drugs by teenagers.
Key words: prevention, social-pedagogical prevention, psychoactive drugs, adolescence
Об авторе:
Епихина Пелагея Васильевна, студентка направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Epikhina Pelageya Vasilyevna, Student of the direction of preparation «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin