УДК 37.013.42
Т. С. Колышницына, Д. С. Молоков, А. М. Ходырев
Профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ
Статья посвящена анализу проблемы реализации профилактической функции в деятельности педагогов начальной школы и дополнительного образования по предотвращению употребления детьми и подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определен потенциал сферы дополнительного образования в сфере профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
Материалы статьи содержат анализ зарубежного опыта организации профилактики и систематизацию направлений и средств профилактической работы. Представлен передовой опыт предотвращения употребления психоактивных веществ на примере национальных моделей: США, Германии, Польши и Австралии. Обобщены отечественные подходы к организации профилактики употребления алкоголя, табака, наркотиков среди детей и подростков. Сгруппированы формы профилактики употребления психоактивных веществ. В статье раскрыты признаки употребления детьми и подростками наркотических веществ. В заключении систематизированы эффективные и неэффективные средства профилактической работы с учетом современных тенденций, характеризующих данную сферу деятельности.
Результаты проведенного анализа зарубежного и отечественного опыта организации профилактики употребления психоактивных веществ могут быть полезны педагогам общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям детей и подростков, ученым-сравнитологам, изучающим зарубежный опыт профилактики употребления ПАВ.
Ключевые слова: психотропные (психоактивные) вещества, профилактика употребления, общее образование, дополнительное образование, зарубежный и отечественный опыт.
T. S. Kolyshnitsyna, D. S. Molokov, A. M. Khodyrev
Prophylaxis in Use of Psychoactive Substances by Children and Teenagers
The article is devoted to the analysis of the problem of realization of preventive function in activities of elementary school and further education teachers to prevent the use of psychoactive substances by children and teenagers. Capacity of the further education sphere in the sphere of prophylaxis of the use of psychoactive drugs by children and teenagers is determined.
Materials of the article contain the analysis of foreign experience to organize prophylaxis and systematization of the directions and means of preventive work. The best practices of prevention of the psychoactive drug use on the example of national models are presented: USA, Germany, Poland and Australia. Russian approaches to the organization of prophylaxis of alcohol intake, tobacco, drugs among children and teenagers are generalized. Forms of prophylaxis of the use of psychoactive drugs are grouped. In the article signs of the use of narcotic substances by children and teenagers are revealed. In the conclusion effective and noneffective means of preventive work taking into account the current trends characterizing this field of activity are systematized.
Results of the carried-out analysis of foreign and Russian experience of prophylaxis organization of the use of psychoactive drugs can be useful to teachers of the general education organizations, further education institutions, class teachers, educational psychologists, social teachers, parents of children and teenagers, scientist-comparativists studying foreign experience of prophylaxis of drug use.
Keywords: psychotropic (psychoactive) substances, use prophylaxis, general education, further education, foreign and Russian experience.
«Великая идея в дурной среде превращается в ряд нелепостей», - писал Василий Осипович Ключевский. Одного взгляда на современный мир достаточно, чтобы подтвердить эту мысль. Подобно тому, как величайшие достижения в области ядерной физики способны уничтожить мир, развитие фармации приводит к появлению новых психотропных веществ, которые могут разрушить природу человека. Проблема употребления наркотиков, алкоголя, табака, нюхательных средств и синтетических каннабиноидов (курительных смесей), увы, достаточно распростране-
© Колышницына Т. С., Молоков Д. С., Ходырев А. М., 2017
на. Только в России, по данным статистики, регулярно употребляют наркотики от 2 до 8,5 миллионов человек [10], свыше 3 миллионов человек страдают от алкогольной зависимости [1].
Появление новых потенциально опасных психоактивных веществ (таких, например, как «крокодил» в начале 2000-х гг. и «спайсы» в наши дни) усугубляет ситуацию. Наиболее печально то, что все новое привлекает, прежде всего, подрастающее поколение, приводит к «омоложению» проблемы употребления психоактивных веществ. Мир ребенка хрупок, его неустойчивая
психика и внушаемость могут привести к тому, что он легко способен преодолеть черту зависимости, не осознавая вредных для себя последствий. Подростки, да и младшие школьники характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, стремлением противостоять общепринятым нормам общества. Их психика в этом возрасте неустойчива, они легко внушаемы. Отсюда следует, что одной из актуальных задач современного общества является определение комплекса профилактических средств, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ в детской и подростковой среде.
Исходя из вышесказанного, актуальной можно назвать задачу, ориентированную на выявление современных направлений и средств профилактической работы педагогов общего и дополнительного образования, связанной с предотвращением употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Для реализации поставленной задачи необходимо проанализировать зарубежный опыт профилактики употребления психоактивных веществ, а также обобщить отечественные подходы к организации профилактической работы.
Проблемы употребления психоактивных веществ в детской и подростковой среде являются далеко не новыми, но не менее актуальными в современном мире. Отечественная и зарубежная педагогическая наука и практика накопили богатый опыт в определении подходов, направлений, технологий, форм организации профилактики употребления психоактивных веществ. Можно с уверенностью утверждать, что современная школа в полной мере вооружена необходимыми научно обоснованными педагогическими средствами по организации профилактической деятельности.
Однако практика профилактики употребления психоактивных веществ в системе образования нашей страны непродолжительна. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в качестве основы российской системы профилактической работы выступал преимущественно зарубежный опыт. В связи с этим обозначим основные наиболее эффективные направления и формы профилактики употребления психоактивных веществ за рубежом.
Усиление в детской и подростковой среде негативных явлений, разрушающих здоровье (наркомания, курение, алкоголизм), активизировало работу как школ, так и учреждений допол-
нительного образования по подготовке молодых поколений к здоровому образу жизни. Больших успехов в профилактической деятельности достигли специалисты США, Германии, Австралии, Польши и других стран.
В настоящее время профилактика употребления психоактивных веществ выходит на мировой общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств. Особое значение в этом направлении имеют общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования, ведь они обладают мощным воспитательным потенциалом, возможности которого в решении поставленной задачи все больше используются в развитых странах мира.
Учреждения дополнительного образования не относятся к формальной образовательной системе и не предполагают организованный учебный процесс, что позволяет им сосредоточиться на воспитательных задачах. При взаимодействии с образовательными учреждениями они создают новые возможности для профилактики употребления психоактивных веществ в детской и подростковой среде. Уместно в связи с этим привести слова английского исследователя М. Сэдлера: «Мы никогда не должны забывать, что для развития школьного воспитания и образования наиболее важными факторами являются те, которые располагаются вне школы» [3, с. 12]. Но, пожалуй, главным можно назвать то, что занятость детей в сфере дополнительного образования -это своеобразная альтернатива употребления психоактивных веществ. Наряду со школами они объявляют себя «зонами, свободными от курения и наркотиков», создают различные детские общества, которые ведут борьбу за здоровый образ жизни.
Зарубежные специалисты классифицируют программы профилактики употребления психоактивных веществ по различным основаниям. Во-первых, в качестве критерия для группировки программ может выступать возраст участников (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 до 17 лет и т. д.). Во-вторых, по специфичности профилактические программы подразделяются на специфические (связанные с конкретными группами психоактивных веществ: антинаркотические, антиалкогольные и др.) и неспецифические (ориентированные на формирование здорового образа жизни). В-третьих, по сфере применения программы дифференцируются на первичные (предполагают мероприятия с теми, кто ни разу не употреблял психоактивные вещества), вторичные (кто по-
пробовал), третичные (для зависимых людей) [2, с. 17].
Большинство зарубежных просветительских антиалкогольных, антинаркотических программ активно поддерживается и финансируется на государственном уровне, что обеспечивает стабильную поддержку в совместных усилиях против негативных социальных явлений. В то же время в ряде стран мира главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными веществами, отводится неправительственным организациям.
Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются антиалкогольные и антинаркотические программы. Они доказали свою эффективность для детей 6-10-летнего возраста и среди молодых правонарушителей. Однако в зарубежной литературе высказываются и серьезные замечания по программам, ориентированным только на просвещение. Обобщив опыт многих программ антиалкогольного и антинаркотического воспитания, специалисты пришли к выводу, что те из них, которые ориентированы только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются неэффективными, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, доказывают свою успешность.
Одна из основных форм работы, сочетающей как информационный, так и интерактивный, обучающий компонент, - проведение антиалкогольных и антинаркотических консультаций и семинаров для несовершеннолетних. «Социальные» семинары включают, как правило, демонстрацию фильмов антинаркотического содержания, их обсуждение, раздачу детям красочных книг и брошюр со специальными рекомендациями для родителей. Популярны в западных странах выставки плаката, детского рисунка на тему профилактики наркомании, беседы с детьми и подростками о вреде потребления алкоголя, табака, преимуществах здорового образа жизни [4. С. 7].
Исходя из анализа мирового опыта профилактической работы, одним из главных ее направлений можно считать формирование здорового образа жизни [6, с. 47-63]. Ниже представим анализ национальных моделей профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
В США консолидация усилий государства и общества, школы и детских организаций и объединений, ученых и семьи привела к разработке огромного количества программ профилактики употребления психоактивных веществ. Американские эксперты Национального института наркомании установили, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг ребенка, вызывая маниакальную, не поддающуюся контролю тягу к их поиску и употреблению.
Просвещение и профилактика в сфере психоактивных веществ представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив можно выделить следующие:
— недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время;
— создание в школах, учреждениях дополнительного (неформального) образования и детских организациях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков;
— усиление внимания к проблеме вреда психоактивных веществ в средствах массовой информации.
С детьми работают медики, психологи, психиатры, применяя как медикаментозные, так и психологические средства в виде психотерапии, игровой терапии и т. п.
В Чикагском университете была разработана профилактическая программа «Модель сопровождения лидеров». Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителей программы. Лидеры отбираются по результатам социологического опроса.
Наиболее эффективной в США считается программа организации «Life Skills International», распространяющей позитивный опыт как внутри страны, так и в других странах. Это программа формирования жизненных навыков и профилактики употребления психоактивных веществ, целью которой является обучение подрастающего поколения здоровому стилю жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам. Задачами программы являются развитие социальной и личностной компетентности детей и выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков:
— эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки;
— самозащиты; избегания ситуаций неоправданного риска; совершения рационального, здорового жизненного выбора; регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
В Германии в начале 90-х гг. прошлого века правительство утвердило «Национальный план борьбы с наркоманией», в котором призвало общество на борьбу с наркоманией, курением и зависимостью от спиртных напитков. В Германии активно используются различные формы профилактической работы, направленные на охрану здоровья человека. Поддержка защитных (оберегающих здоровье) факторов стала основой превентивной программы, разработанной на основе «терапии отношения». Развитие таких качеств, как самооценка, социальная компетентность, сопротивляемость давлению со стороны группы, определило ее содержание.
Метод «всестороннего развития социальных качеств личности» широко используется не только в школах и учреждениях внешкольной работы, но и в детских организациях и объединениях. В Германии получили распространение специальные «Work camps», так называемые «трудовые лагеря», где, помимо занятий, используются ролевые игры и упражнения, направленные на передачу знаний.
В настоящее время профилактическая работа в стране развивается в двух направлениях:
— проводятся попытки согласовать и объединить уже существующие превентивные мероприятия, проводимые различными организациями;
— происходит все более активное привлечение самих детей и подростков к проводимым мероприятиям. Отобранные добровольцы проходят обучение в качестве «аниматоров» в специальных лагерях актива («Camps») или рабочих группах («Workshops»). Затем в кругу своих друзей и ровесников они рассказывают о том, чему их учили, или самостоятельно проводят занятия.
Взаимодействие Германии и России по профилактике употребления психоактивных веществ привело к реализации программы обмена. Германия направляет в малонаселенные сельские районы Сибири подростков, регулярно употребляющих психотропные вещества, где у них нет
возможности найти наркотики или уйти из-за удаленности городов и станций. Для подростков это своеобразная «шоковая терапия». Россия же направляет в Германию одаренных детей, у которых есть возможность проявить себя и познакомиться с европейской культурой.
В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией «Монар» со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип - «отдай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании, алкоголизма, СПИДа. Актив движения составляют школьники, студенты и рабочая молодежь. «Монар» финансируется Министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление, осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.
В Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы - помочь детям и подросткам безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников да и взрослых к употреблению спиртного, табака и наркотиков. Данная программа основывается на идее предоставления альтернативы, которая заключается в вовлечении детей в игры, развивающие независимость и ответственность. Пропагандистские мероприятия заменяются в настоящей программе активным действием и сопереживанием.
В Австралии профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ ведется по моделям программ формирования жизненных навыков. Австралийская программа первичной профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ для детей в возрасте 6-8 лет последовательно реализует системный подход к антинаркотическому обучению младших школьников.
Среди задач, которые решают в профилактической работе австралийские педагоги, можно выделить следующие:
— способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
— обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ;
— информировать детей о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях употребления психоактивных веществ;
— формировать у детей психосоциальные и
психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе в состояниях стресса;
— довести до сознания детей преимущества отказа от употребления психоактивных веществ;
— сформировать установку на ведение здорового образа жизни;
— повысить самооценку детей.
Зарубежный опыт в целом послужил основой
для складывания отечественных подходов к организации профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков. Современные подходы, технологии, формы и методы профилактики достаточно полно представлены в обобщающих работах серии «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами», составителями которой являются
Г. Н. Тростанецкая и А. А. Гериш [8, с. 32]. В пособии представлены общие подходы, сложившиеся в современной отечественной педагогической практике.
Первый подход основан на информировании детей и подростков о психоактивных веществах и их вреде здоровью. Он является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления (В. Д. Володин, Н. Н. Иванец, В. Е. Пелипас, Т. И. Петракова, О. Л. Романова).
Второй подход основан на аффективном (эмоционально окрашенном) обучении, которое концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавания и управления ими (В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота).
Третий подход основан на выявлении роли социальных факторов, способствующих приобщению детей и подростков к психоактивным веществам. Данный подход основывается на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе. Представители данного подхода полагают, что поведение индивида постепенно формируется в результате самоанализа позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других
родственников или значимых лиц из ближайшего окружения).
Четвертый подход основан на формировании жизненных навыков, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры и концепции проблемного поведения Р. Джессора, которые являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости от наркотиков, с другой - создать потенциально эффективные профилактические стратегии.
Пятый подход основан на предоставлении позитивных альтернатив потреблению психоактивных веществ. Сторонники данного подхода считают, что субъективно значимая деятельность, альтернативная употреблению психотропных веществ, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от психоактивных веществ. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности.
Шестой подход основан на укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни. Представители данного подхода считают, что укрепление здоровья - это процесс, помогающий индивидам и общественным группам усилить контроль над определенными параметрами здоровья и улучшить его. Кроме того, особое внимание при этом уделяется формированию у детей и подростков ценностных ориентаций, связанных со здоровым образом жизни.
Седьмой подход основан на сочетании различных подходов к организации профилактики употребления психоактивных веществ и часто называется интегративным. Он представляет собой варианты комбинаций профилактических программ, предполагающих получение объединенного эффекта в силу разнонаправленности профилактических стратегий.
На основании представленных подходов к организации профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков отечественные исследователи систематизируют формы профилактики [2, с. 23], представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Формы профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ
Группа профилактики Первичная Вторичная Третичная
Формы профилактической работы социальная реклама, агитация, беседа, ознакомление с проблемой,дискуссии беседа нейролингвистическое программирование
ролевые игры, викторины по здоровому образу жизни, активный отдых школьников индивидуальное сопровождение медико-социальная помощь (в том числе, медикаментозная помощь)
наглядный метод, визуализация психолого-педагогическое сопровождение тренинги
самостоятельная работа школьников (стенгазеты, сценки и т. д.) консультации арт-терапия
метод проектов, «мастерские будущего» уличная социальная работа кризисная интервенция
кружки, клубы, секции, студии тренинги
Важно как можно раньше увидеть у того или иного ребенка первые признаки употребления психоактивных веществ. От этого во многом зависит успех преодоления этой проблемы. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Родители, школьные учителя и педагоги дополнительного образования смогут оперативно вмешаться, если будут знакомы с проявлением этого негативного явления.
Обзор зарубежных и отечественных подходов к профилактике употребления психоактивных веществ свидетельствует об их разнообразии. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать программы первичной профилактики. Акцент в них делается не на запугивании (как это было в недавнем прошлом: детей пугали ужасными последствиями употребления наркотиков), а на формировании здорового образа жизни, ценности здоровья и адекватной самооценки.
Проанализировав современные тенденции в сфере профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ, можно сделать вывод о неэффективных и эффективных ее средствах. К неэффективным отнесем следующие. Во-первых, проведение «антирекламы» наркотиков, табака, алкоголя: для подростка, которому свойственно отрицание общественных норм, антиреклама - это побуждение к действию. Во-вторых, неуместным можно назвать отражение проблем употребления психоактивных веществ в средствах массовой информации, ведь зачастую статьи пишут неспециалисты в этой
сфере. Это можно рассматривать как информирование ребенка о психоактивных веществах, что может вызвать интерес. К эффективным средствам профилактической деятельности относятся следующие. Во-первых, в ходе осуществления первичной профилактики акцент целесообразно делать не на психоактивных веществах, а на формировании здорового образа жизни и ценности здоровья. Во-вторых, необходимо формировать критическое мышление, навыки принятия решения, адекватную самооценку ребенка. В-третьих, необходимо обучать детей навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов (в том числе, внутриличностных), чтобы они смогли выйти из подавленного состояния адекватными способами, а не путем употребления психоактивных веществ. Наконец, эффективным средством является консолидация усилий медиков и фармацевтов, педагогов и психологов, родителей и представителей власти, общественных организаций.
Библиографический список
1. Алкоголизм в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // proalkogolizm.ru / alkogolizm-v-rossii / - 7 сентября 2016 г
2. Белогуров С. Б. Профилактика подростковой наркомании [Текст] : наглядно-метод. пособие для педагогов и родителей / С. Б. Белогуров. - М. : Плане-тариум, 2002.
3. Вульфсон, Б. Л., Малькова, З. А. Сравнительная педагогика [Текст] / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова. -М., Воронеж. - 1996.
4. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних [Текст] : уч.-метод. пособие / под ред. Л. М. Шипициной. - М., 2004.
5. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2004.
6. Молоков, Д. С., Ходырев, А. М. Зарубежные программы профилактики употребления психоактивных веществ // Индивидуализация профилактики употребления психоактивных веществ в детской среде [Текст] / Д. С. Молоков, А. М. Ходырев ; научн. ред. М. И. Рожков. - Ярославль, 2008. - 247 с. - С. 47-63.
7. Наркомания в России [Электронный ресурс] : Информационно-правовой портал Гарант. ру. - http: // www.garant.ru / infografika / 612443 / - 15 марта 2016 г.
8. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании [Текст] : наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. - М., 2003.
9. Профилактика употребления психоактивных веществ в молодежной среде [Текст] : памятка для медицинских работников. - Брест, 2005.
10. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Текст] // Российская газета, 2010. - № 5101 (22).
Bibliograficheskij spisok
1. Alkogolizm v Rossii [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http: // proalkogolizm.ru / alkogolizm-v-rossii / - 7 sentjabrja 2016 g.
2. Belogurov S. B. Profilaktika podrostkovoj narkomanii [Tekst] : nagljadno-metod. posobie dlja
pedagogov i roditelej / S. B. Belogurov. - M. : Planetarium, 2002.
3. Vul'fson, B. L., Mal'kova, Z. A. Sravnitel'naja pedagogika [Tekst] / B. L. Vul'fson, Z. A. Mal'kova. - M., Voronezh. - 1996.
4. Zarubezhnyj opyt pervichnoj profilaktiki zloupotreblenija psihoaktivnymi veshhestvami sredi nesovershennoletnih [Tekst] : uch.-metod. posobie / pod red. L. M. Shipicinoj. - M., 2004.
5. Korobkina, Z. V Profilaktika narkoticheskoj zavisimosti u detej i molodezhi [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / Z. V. Korobkina, V A. Popov. - 2-e izd., ispr. - M. : Akademija, 2004.
6. Molokov, D. S., Hodyrev, A. M. Zarubezhnye programmy profilaktiki upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv // Individualizacija profilaktiki upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv v detskoj srede [Tekst] / D. S. Molokov, A. M. Hodyrev ; nauchn. red. M. I. Rozhkov. - Jaroslavl', 2008. - 247 s. - S. 47-63.
7. Narkomanija v Rossii [Jelektronnyj resurs] : Infor-macionno-pravovoj portal Garant. ru. - http: // www.garant.ru / infografika / 612443 / - 15 marta 2016 g.
8. Profilaktika podrostkovoj narkomanii. Navyki pro-tivostojanija i soprotivlenij a rasprostraneniju narkomanii [Tekst] : nagljadno-metodicheskoe posobie / S. B. Belogurov, V Ju. Klimovich. - M., 2003.
9. Profilaktika upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv v molodezhnoj srede [Tekst] : pamjatka dlja medicinskih rabotnikov. - Brest, 2005.
10. Strategija gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki Rossijskoj Federacii do 2020 goda [Tekst] // Ros-sijskaja gazeta, 2010. - № 5101 (22).