Научная статья на тему 'К вопросу о социально-психологической адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования'

К вопросу о социально-психологической адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
561
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ADOLESCENTS / INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS / TRAINING OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Кошко Наталья Николаевна, Галынская Елена Николаевна, Гуляева Марина Анатольевна, Соловей Ольга Александровна

Введение. В статье представлено исследование проблемы социально-психологической адаптации обучающихся, влияние на процесс социально-психологической адаптации обучающихся дополнительного образования. Цель статьи исследовать влияние дополнительного образования на социально-психологическую адаптацию обучающихся. Методология. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения. Результаты. В статье представлены результаты, полученные в ходе изучения параметров социально-психологической адаптации школьников с различным социальным статусом на основе использования автоматизированной диагностической программы «Школа адаптация здоровье». Показаны индивидуальные личностные особенности школьников. Выводы. Полученные результаты подтверждают необходимость осуществления дополнительной работы с детьми, посещающими организации дополнительного образования, в соответствии с чем предлагается внедрение в основную профессиональную образовательную программу специальности «педагогика дополнительного образования» модулей, направленных на формирование у педагогов умений, знаний, ориентированных на социальную адаптацию и сохранение здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Кошко Наталья Николаевна, Галынская Елена Николаевна, Гуляева Марина Анатольевна, Соловей Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Introduction. The article presents a study of the problem of socio-psychological adaptation of students, the impact on the process of socio-psychological adaptation of students of additional education. The purpose of the article is to investigate the influence of additional education on the sociopsychological adaptation of students. Materials and Methods. The research is conducted on the basis of methods of the analysis and generalization. Results. The article presents the results obtained in the course of studying the parameters of social and psychological adaptation of schoolchildren with different social status on the basis of the use of the automated diagnostic program “School Adaptation Health”. Individual personality characteristics of schoolchildren are shown. Conclusions: It suggests the introduction of additional courses in the curriculum for the training of educators aimed at developing skills and knowledge oriented to social adaptation and preserving the health of students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-психологической адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования»

1. Amitrova M. V. Formation of socially important qualities for the professional activity of the students technical university in the process of learning a foreign language [Formirovanie social'no-znachimyh kachestv dlja professional'noj dejatel'nosti u studentov tehnicheskogo vuza v processe obuchenija inostrannomu jazyku]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Saratov, 2013. P.23 p. (In Russian).

2. Ananiev B. G. Person as subject cognition. Saint Petersburg: Piter, 2001. 288 p. (In Russian).

3. Belorozhev O. N. Role playing as a method of training students of institutes of emercom of Russia for active cooperation in emergency situations. Pedagogical Education in Russia [Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii]. 2016. № 2. P. 98-102. (In Russian).

4. Belorozhev O. N. Pedagogical conditionsof cadets active cooperation skills development in emergency situations. Pedagogical Education in Russia [Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii]. 2017. № 4. P. 95-99. (In Russian).

5. Grandfathers D. L., Krasnyansky M. N., Rudnev A. A. Virtual training complex prevention and elimination of emergency situations on the basis of man-made activity modeling the human operator. Transactions of the Tambov State Technical University [Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta]. 2012. № 4. P. 834-839. (In Russian).

6. Klimov Y. A. Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system [Individual'nyj stil' dejatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy]. Kazan: Kazan university, 1969. 278 p. (In Russian).

7. Knyazeva A. G. Pedagogical potential of interactive educational technologies in the process of formation of professional legal competence of the bachelors of social work at the university. European social science journal. 2016. № 12-2. P. 208-214. (In Russian).

8. Konorev D. V. The formation of the professional duty of cadets universities emercom of Russia [Formirovanie professional'nogo dolga u kursantov vuzov MChS Rossii]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow, 2015. 24 p. (In Russian).

9. Kotelova Yu. V. Essays on the psychology of work [Ocherki po psihologii truda]. Moscow : MSU, 1986. 118 p. (In Russian).

10. On the approval of the fire extinguishing procedure by fire protection units: the order of the Ministry of Emergency Situations of Russia of March 31, 2011 № 156 [Ob utverzhdenii porjadka tushenija pozharov podrazdelenijami pozharnoj ohrany : prikaz MChS Rossii ot 31 marta 2011 g. № 156].

11. Tarakanov D. V., Sattarov I. F. Computer model elimination of fires to fire tactical training. Technology of technosphere safety [Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti] Available at: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2014-6/2014-6.html. (accessed 25.06.2017). (In Russian).

12. Terebnev V. V., Grachev V. A., Podgrushnyj A. V., Terebnev A. V. Fire drill training [Pozharno-stroevaja podgotovka]. Moscow: Academy SFS, Kalan, 2004. 336 p. (In Russian).

13. Terekov V. G. Improving the practical training of students in the field of fire fighting tactics using information technologies[Sovershenstvovanie prakticheskoj podgotovki kursantov v oblasti taktiki pozharotushenija s primeneniem sredstv informacionnyh tehnologij]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02. Moscow, 2004. 21 p. (In Russian).

14. Tsagareli Yu. A. System diagnostics and the development of human mental functions [Sistemnaja diagnostika cheloveka i razvitie psihicheskih funkcij]. Kazan: Institute of economy, management and law, Acceptor, 2009. 492 p. (In Russian).

15. Shlenkov A. V. Psychological training of employees of the state fire service of emercom of Russia [Psihologicheskoe obespechenie professional'noj podgotovki sotrudnikov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii]: abstract of dissertations ... doctor of psychology sciences: 05.26.03. Saint Petersburg, 2010. 21 p. (In Russian).

УДК/uDC 37.062

Э. М. Казин, Н. Н. Кошко, Е. Н. Галынская, М. А. Гуляева, О. А. Соловей

E. Kazin, N. Koshko, E. Galynskaya, M. Gulyaeva, O. Solovey

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STuDENTS IN THE CONDITIONS Of ADDITIONAL EDuCATION

Введение. В статье представлено исследование проблемы социально-психологической адаптации обучающихся, влияние на процесс социально-психологической адаптации обучающихся дополнительного образования. Цель статьи — исследовать влияние дополнительного образования на социально-психологическую адаптацию обучающихся.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения.

Результаты. В статье представлены результаты, полученные в ходе изучения параметров социально-психологической адаптации школьников с различным социальным статусом на основе

использования автоматизированной диагностической программы «Школа — адаптация — здоровье». Показаны индивидуальные личностные особенности школьников.

Выводы. Полученные результаты подтверждают необходимость осуществления дополнительной работы с детьми, посещающими организации дополнительного образования, в соответствии с чем предлагается внедрение в основную профессиональную образовательную программу специальности «педагогика дополнительного образования» модулей, направленных на формирование у педагогов умений, знаний, ориентированных на социальную адаптацию и сохранение здоровья обучающихся.

Introduction. The article presents a study of the problem of socio-psychological adaptation of students, the impact on the process of socio-psychological adaptation of students of additional education. The purpose of the article is to investigate the influence of additional education on the socio-psychological adaptation of students.

Materials and Methods. The research is conducted on the basis of methods of the analysis and generalization

Results. The article presents the results obtained in the course of studying the parameters of social and psychological adaptation of schoolchildren with different social status on the basis of the use of the automated diagnostic program "School — Adaptation — Health". Individual personality characteristics of schoolchildren are shown.

Conclusions: It suggests the introduction of additional courses in the curriculum for the training of educators aimed at developing skills and knowledge oriented to social adaptation and preserving the health of students.

Ключевые слова: социальная адаптация, подростки, индивидуально-личностные особенности, подготовка педагогов дополнительного образования.

Keywords: social adaptation, adolescents, individual and personal characteristics, training of teachers of additional education.

Введение

Воспитание здорового, подготовленного к жизни в современных условиях поколения является одной из основных задач воспитателей, педагогов, родителей. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) является обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья в процессе внеурочной деятельности. Успешная реализация этой задачи возможна, если она будет осуществляться планомерно, системно и целенаправленно на разных уровнях и этапах образования [2; 7].

Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в эмоциональном и физическом плане, необходимы адекватные семейные социальные условия. Асоциальное поведение взрослых часто стимулирует возникновение похожей тенденции в поведении детей, что значительно угрожает социальной структуре семьи и общества в целом. Поэтому особенно актуальным является вопрос, касающийся успешной социальной адаптации детей посредством освоения коммуникативных навыков, реализации личностного потенциала, навыков саморегуляции, усвоения социальных норм [1; 3].

Если рассматривать процесс социальной адаптации индивида с учетом состояния здоровья и благоприятных социальных условий роста, становится понятным, что приобретение социальной адаптированности происходит естественным путем. В случае взросления индивида в особых социальных условиях процесс социальной адаптации значительно затруднен. Многие из таких детей имеют длительный опыт социального травматизма, для них характерны эмоциональные нарушения различной степени тяжести, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнь ребенку, что ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности [4; 8]. Поэтому одной из основных задач системы образования является создание условий для социализации детей, повышения уровня их стрессоустойчивости, способности к саморазвитию и преодолению жизненных трудностей с учетом конституционально-типологических особенностей организма и личностного потенциала [5].

Одним из основных условий формирования социально-адаптационного поведения обучающихся, по нашему мнению, является подготовленность педагогических работников, осущест-

вляющих обучение в учреждениях общего и дополнительного образования. Система непрерывного образования, включающая интеграцию общего и дополнительного образования, позволяет создать условия для эффективного осуществления воспитательно-образовательных, оздоровительно-профилактических и коррекционно-развивающих задач [1; 6]. Особую актуальность интеграция общего и дополнительного образования принимает в отношении детей с «особым социальным статусом» (социально незащищенная категория).

Методология

В лаборатории комплексного психолого-физиологического развития и здоровьесберегаю-щей деятельности обучающихся Мариинского педагогического колледжа выявлены параметры социально-психологической адаптации школьников с различным социальным статусом на основе использования автоматизированной диагностической программы «Школа — адаптация — здоровье» (свидетельство Роспатента № 201661139), включающей следующий диагностический инструментарий:

— методику копинг-стратегии (тест Лазаруса);

— тест Кеттела для подростков;

— методику социально-психологической адаптации по К. Роджерсу и Р. Даймонду;

— методику выявления уровня мотивации учения (О. С. Гребенюк);

— опросник А. Басса и А. Дарки;

— опросник А. М. Прихожан «Шкала личностной тревожности (13-16 лет)».

В исследование приняли участие обучающиеся общеобразовательных организаций г. Мариинска (гимназии № 2 и СОШ № 1) и пгт Верх-Чебулы, а также ребята в возрасте 13-15 лет, занимающиеся в организациях дополнительного образования детей (ОДО) (Дом детского творчества, Центр дополнительного образования, Центр детского творчества и Чебулинская детско-юношеская спортивная школа). Всего в исследовании приняли участие 123 человека.

Цель исследования — выявление параметров социально-психологической адаптации обучающихся, посещающих и не посещающих ОДО. При исследовании рассматривалось также влияние семьи на социально-психологическую адаптацию обучающихся.

Результаты

Показано, что у школьников из благополучных семей преобладающая копинг-стратегия — разрешение проблем — 83 %. У 58 % представителей группы социально незащищенных детей преобладает стратегия поиска социальной поддержки (рис. 1).

Общеизвестно, что стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой подросток старается использовать имеющиеся личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Стратегия поиска социальной поддержки — это также активная поведенческая стратегия, при которой школьник для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: семье, друзьям, психологам, социальным педагогам и другим учителям.

Полученные данные в определенной мере свидетельствуют о трудностях социально-психологической адаптации детей из социально незащищенной категории.

Использование методики «тест Кеттела» позволило выявить комплекс индивидуально-психологических особенностей детей из семей разных социальных категорий (рис. 2).

Установлено, что для детей из благополучных семей в значительном числе случаев характерен достаточно высокий уровень общительности, беспечности, тогда как для ребят социально незащищенной группы — смелость в социальных контактах, функциональная напряженность. Причем только у 7 % из числа обследованных подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, отмечается достаточный уровень эмоциональной устойчивости.

Как видно из результатов анкетирования по опроснику А. Басса и А. Дарки, в группе детей из благополучных семей не регистрируются лица с высоким уровнем агрессии, тогда как среди подростков социально незащищенной группы высокий уровень агрессии отмечается у 66 % респондентов. Достаточно выразительным результатом в отношении данной личностной характеристики выступает отсутствие среди детей с трудной жизненной ситуацией лиц с низким уровнем агрессии, что контрастирует с данными, полученными в группе подростков из благополучных семей, у которых низкий уровень агрессии наблюдается в 83 % случаев (рис. 3).

60 50 40 30 20 10 0

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

-83

Разрешение проблем I Благополучная семья

Поиск социальной поддержки Социально незащищенная семья

Рис. 1. Показатели преобладающей копинг-стратегии у детей из разных социальных категорий, %

Общительность Эмоциональная Беспечность Эмоциональная Смелость Напряженность устойчивость чувствительность в социальных

контактах

I Благополучная семья

Социально незащищенная семья

Рис. 2. Показатели индивидуально-психологических особенностей детей из семей разных социальных категорий, %

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

"83"

-66-

0

-33-

Высокий уровень агрессии

■ Благополучная семья

Средний уровень агреюии

0

Низкий уровень агрессии

Социально незащищенная семья

Рис. 3. Показатели уровня агрессии подростков из семей разных социальных категорий, %

80

Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень

познавательной мотивации общей мотивации

мотивации достижения к учению

■ Благополучная семья ■ Социально незащищенная семья

Рис. 4. Показатели мотивации учения обучающихся из семей разных социальных категорий, %

Используя опросник А. М. Прихожан по выявлению уровня личностной тревожности, мы установили, что 67 % подростков социально незащищенной категории обладают высоким уровнем тревожности.

Обращает на себя внимание и тот факт, что выявленные различия личностных и мотиваци-онно-поведенческих параметров между группами подростков с различным социальным статусом коррелируют с данными, полученными относительно уровня познавательной мотивации, мотивации достижения и общей мотивации к обучению (рис. 4).

Таким образом, у подростков, воспитывающихся в социально незащищенных семьях, показатели, относящиеся к учебно-познавательной сфере и характеризующие высокий уровень мотивации к учебной деятельности, регистрируются в значительно меньшем проценте случаев, чем у детей из благополучных семей, что связано с действием различных генетически детерминированных и социально-экономических факторов.

Сравнительный анализ комплекса социально-психологической адаптации детей различного социального статуса, занимающихся и не посещающих организации дополнительного образования, проведенный в рамках формирующего исследования в Доме детского творчества, Центре дополнительного образования детей г. Мариинска и Чебулинской детско-юношеской спортивной школе, позволяет сделать вывод об оптимизирующем воздействии ОДО на характер формирования личностного и поведенческого потенциала обучающихся (рис. 5, 6).

Как видно из представленных рисунков, только 18 % подростков из социально незащищенных семей, не посещающих ОДО, стремятся активно разрешить свои проблемы, доминирующей стратегией их поведения является поиск социальной поддержки. При этом количество подростков данной категории, регулярно занимающихся в ОДО, с активной копинг-стратегией возрастает в 2,5 раза на фоне выявленной тенденции к уменьшению обучающихся с пассивной поведенческой стратегией.

Установлено, что существенные индивидуально-психологические особенности детей из социально незащищенных семей зависят от посещения ими ОДО: подросткам, регулярно посещающим ОДО, свойственны повышенная общительность, эмоциональная чувствительность, меньшая смелость в социальных контактах, напряженность при сопоставлении со школьниками, не занимающимися в ОДО (рис. 7).

Обращает на себя внимание значительный процент детей с высоким уровнем общительности из благополучных семей, который регистрируется как и у подростков, оказавшихся в трудных условиях социального развития, посещающих ОДО. Занятия в организациях дополнительного образования способствуют увеличению числа общительных лиц из социально незащищенных семей в 4 раза, тогда как у школьников из благополучных семей подобная ситуация выражена в меньшей степени.

Показано, что для подростков вне зависимости от социального статуса, но занимающихся в кружках, секциях, клубах, характерны высокая мотивированность на двигательную актив-

Занимающиеся в ОДО Не занимающиеся в ОДО

■ Благополучная семья ■ Социально незащищенная семья

Рис. 5. Показатели преобладающей копинг-стратегии у обучающихся — разрешение проблем, %

Занимающиеся в ОДО Не занимающиеся в ОДО

■ Благополучная семья ■ Социально незащищенная семья

Рис. 6. Показатели преобладающей копинг-стратегии у обучающихся — поиск социальной поддержки, %

Общительность Смелость Напряженность Эмоциональная

в социальных чувствительность

контактах

■ Благополучная семья ■ Социально незащищенная семья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Показатели индивидуально-психологических особенностей детей в социально незащищенных семьях, %

Высокий уровень мотивации детей Высокий уровень мотивации детей из благополучных семей социально незащищенной категории

■ Благополучная семья ■ Социально незащищенная семья Рис. 8. Показатели мотивации у школьников, занимающихся и не занимающихся в ОДО

ность (83 %) и здоровый образ жизни (66 %); высокая мотивированность к физической культуре, сохранению здоровья регистрируется у значительно меньшего числа респондентов, посещающих ОДО и проживающих в социально незащищенных семьях (33 %), по сравнению с ребятами из благополучных семей, занимающимися в ОДО (55 %) (рис. 8).

Представленные материалы свидетельствуют о позитивном влиянии занятий в организациях дополнительного образования на детей с различным социальным статусом и подчеркивают необходимость учета индивидуально-типологических особенностей и особенностей социально-психологической адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Результаты проведенной диагностики подтверждают необходимость определенной дополнительной работы с детьми, посещающими ОДО, направленной на коррекцию личностных особенностей. К такой деятельности должны быть готовы педагогические работники организаций дополнительного образования. Педагог должен владеть методикой социально-педагогической работы с обучающимися, уметь оценивать личностные и поведенческие особенности обучающихся, быть компетентным в области социально-психологического развития школьников в условиях дополнительного образования, обладать умениями реализовывать социальные и образовательные проекты с обучающимися, формировать благоприятный психологический климат в группе и др.

В основную профессиональную образовательную программу специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», реализуемой в Мариинском педагогическом колледже имени императрицы Марии Александровны за счет часов вариативной части, были введены модули, разделы, темы, направленные на формирование у педагогов практического опыта, умений, знаний, ориентированных на социальную адаптацию и сохранение здоровья обучающихся.

В процессе организации межпредметного интегрированного обучения будущих педагогов их подготовка должна обеспечиваться за счет широкого спектра дисциплин предметного блока обучения и междисциплинарных курсов. Содержание таких курсов и дисциплин, как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы деструктивного поведения школьников», «Психология», «Психология индивидуальности детей школьного возраста», «Современные образовательные технологии в УДО детей», «Гигиенические основы физического воспитания», позволят будущим педагогам расширить теоретические знания и получить практические навыки по сопровождению социальной адаптации и сохранению здоровья обучающихся.

Реализуемая программа обучения позволит сформировать у будущих педагогов дополнительные профессиональные компетенции:

— создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе;

— проводить социально-психологические тренинги; тренинги по развитию мотивов межличностных отношений;

— организовывать и осуществлять культурно-досуговую деятельность обучающихся.

Формирование перечисленных дополнительных профессиональных компетенций в процессе обучения по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» направлено на подготовку педагогов к сопровождению социальной адаптации обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования.

Заключение

Материалы исследования подтверждают положительное влияние организаций дополнительного образования детей на показатели социально-психологической адаптации подростков, а также подчеркивают необходимость учета в образовательном и воспитательном процессах индивидуально-типологических особенностей психовегетативного реагирования подростков, говорят о необходимости осуществления работы с детьми в ОДО, направленной на коррекцию существующих личностных особенностей.

Таким образом, при подготовке будущих педагогов дополнительного образования необходимо формировать компетенции, направленные на организацию сопровождения процесса социальной адаптации и сохранения здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования, на создание благоприятного психологического климата в группе при подготовке и проведении досуго-вых мероприятий.

Литература

1. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова и др. М. : Юрайт, 2016. 413 с.

2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М. : Просвещение, 2013. 127 с.

3. Белоногова Е. В., Худых Л. А. Основы работы с социально неблагополучными семьями в целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних : метод. пособие / под ред. А. И. Федорова, С. В. Афониной. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 76 с.

4. Роль биологических и социальных факторов в успешности школьного обучения / Н. Л. Горбачевская, Е. Ю. Давыдова, С. О. Петрова и др. // Физиология человека. 2010. Т. 36, № 3. С. 66-73.

5. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова, Р. И. Айз-ман и др. М. : Омега-Л, 2014. 575 с.

6. Золотарева А. В. Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей: региональные модели на основе сетевого взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 21-28.

7. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учеб.-метод. комплекс. Книга II. Психолого-педагогические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе : учеб-метод. пособие / ред. кол.: Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. И. Федоров и др. ; отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 695 с.

8. Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. М. : Генезис, 1997. 288 с.

Reference

1. Bayborodova L. V., Zolotareva A. V., Serebrennikov L. N., Harisova I. G. etc. Additional education of children. Psychological and pedagogical support [Dopolnitel'noe obrazovanie detej. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie]. Moscow: Yurayt, 2016. 413 p.

2. Bezruky M. M., Filippova T. A. How to develop a program for the formation of a culture of healthy and safe lifestyles in an educational institution [Kak razrabotat' programmu formirovanija kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni v obrazovatel'nom uchrezhdenii]. Moscow: Prosveshhenie, 2013. 127 p.

3. Belonogova E. V., Khudykh L. A. Fundamentals of working with socially disadvantaged families in order to prevent juvenile delinquency: a methodical guide [Osnovy raboty s social'no neblagopoluchnymi sem'jami v celjah preduprezhdenija pravonarushenij sredi nesovershennoletnih : metod. posobie]. Ed. A. I. Fedorova, S. V. Afonina. Kemerovo: Publishing house KRIPKiPRO, 2010. 76 p.

4. Gorbachevskaya N. L., E. Yu. Davydova, S. O. Petrova, etc. The importance of biological and social factors for academic performance. Human Physiology [Fiziologija cheloveka]. 2010. Volume. 36, № 3. P. 305-311.

5. Kazin E. M., Abaskalova N. P., Aizman R. I. etc. Health-saving infrastructure in the education system: a tutorial [Zdorov'esberegajushhaja infrastruktura v sisteme obrazovanija]. Moscow: Omega-L, 2014. 575 p.

6. Zolotariova A. V. Development of Workforce Capacity of the Sphere of Children Further Education: Regional Models on the Basis of Network Interaction. Yaroslavl Pedagogical Bulletin [Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik]. 2017. № 1. P. 21-28.

7. Ontogeny. Adaptation. Health. Education: teaching method. Complex. Book II. Psychological-pedagogical and socio-pedagogical approaches to the formation of a health-saving environment in primary and secondary schools: a teaching method. Allowance [Ontogenez. Adaptacija. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kniga 2. Psihologo-pedagogicheskie i social'no-pedagogicheskie podhody k formirovaniju zdorov'esberegajushhej sredy v osnovnoj i srednej shkole: uchebno-metodicheskoe posobie]. Ed. Number: N. E. Kasatkina, O. G. Krasnoshlykova, A. I. Fedorov; etc. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo: Publishing house KRIPKiPRO, 2011. 695 p.

8. Teenager at the crossroads of the epochs [Podrostok na perekrjostke jepoh]. Ed. S. V. Krivtsova. Moscow: Genesis, 1997. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.