Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида'

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ДЕЗАДАПТАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Федоров Александр Иванович, Чванова Л. В.

Представлен анализ теоретических и прикладных аспектов исследований, касающийся проблемы обучения несовершеннолетних. Установлено, что в процессе обучения необходимо рассматривать и воспитательную деятельность, которая непосредственно связана с понятием «качество жизни», раскрывающим через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, самореализация, защищенность. Показано, что для обеспечения успешной социализации личности, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков необходима система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса, которая должна включать в себя задачи преодоления трудностей в обучении. Материалы, представленные в статье, свидетельствуют, что одним из важных аспектов формирования социального здоровья и социального статуса индивида является процесс социализации. Установлено, что решение комплекса обучающих, воспитательных, развивающих здоровьесберегающих задач в образовательных организациях возможно только на основе совместных действий, которые будут обеспечивать формирование социально-адаптивного, безопасного и здоровьесберегающего поведения индивида, учитывающего его индивидуально-типологические особенности организма, возрастные, личностные и социальные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Федоров Александр Иванович, Чванова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND MEDICO-SOCIAL SUPPORT OF MINORS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF ADAPTIVE-DEVELOPING POTENTIAL

The article features an analysis of theoretical and applied aspects of research concerning the problem of teaching minors. It is established that in the process of education it is necessary to consider educational activity, which is directly related to the concept of «quality of life», which is revealed through such categories as «health»; «social well-being»; «self-realization» and «security». The study has revealed that in a system of psychological, pedagogical and medico-social support of the educational process is needed to ensure successful socialization, preserve and improve health, protect the rights of children and youth. The system in question must be aimed at overcoming learning difficulties. The materials presented in the article indicate that one of the important aspects of the formation of one's social health and social status is the process of socialization. The research has proved that the complex of educational, educational and health-saving tasks can be solved by educational organizations only on the basis of combined actions that will ensure the formation of the socially adaptive, safe and healthsaving behavior of the individual, taking into account his or her individual-typological features of the organism, age, personal and social qualities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида»

УДК 57.048:159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ИНДИВИДА

Эдуард М. Козин1- ®', Александр И. Федоров®2, Любовь В. Чванова2- ®3

1 Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6

2 Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 650070, Россия, г. Кемерово, ул. Заузёлкова, 3

@1 [email protected] ®2 [email protected]. ги ®3 [email protected]

Поступила в редакцию 23.05.2018. Принята к печати 13.06.2018.

Ключевые слова:

медико-социальное сопровождение, несовершеннолетние, поведение, адаптация, дезадаптации, социализация, здоровье.

Аннотация: Представлен анализ теоретических и прикладных аспектов исследований, касающийся проблемы обучения несовершеннолетних. Установлено, что в процессе обучения необходимо рассматривать и воспитательную деятельность, которая непосредственно связана с понятием «качество жизни», раскрывающим через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, самореализация, защищенность. Показано, что для обеспечения успешной социализации личности, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков необходима система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса, которая должна включать в себя задачи преодоления трудностей в обучении. Материалы, представленные в статье, свидетельствуют, что одним из важных аспектов формирования социального здоровья и социального статуса индивида является процесс социализации. Установлено, что решение комплекса обучающих, воспитательных, развивающих здоровьесберегающих задач в образовательных организациях возможно только на основе совместных действий, которые будут обеспечивать формирование социально-адаптивного, безопасного и здоровьесберегающего поведения индивида, учитывающего его индивидуально-типологические особенности организма, возрастные, личностные и социальные качества.

Для цитирования: Казин Э. М., Федоров А. И., Чванова Л. В. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2018. № 1. С. 20-26.

Глобальные изменения социальных стереотипов, порожденные в результате изменений жизненного уклада в нашем государстве, значительно повысили психические нагрузки и требования к стрессоустойчивости организма не только взрослых слоев населения, но и несовершеннолетних. В данных условиях, обостряющих влияние микросоциальных психотравмирующих факторов (неадекватных и несистемных воспитательных воздействий, школьных перегрузок, явной и скрытой безнадзорности), отмечается увеличением психических и соматических расстройств, различных проявлений физиологической, психологической и социальной дезадаптации, особенно ярко проявляющихся в раннем постнатальном онтогенезе, что связано с повышенной чувствительностью организма в этом периоде к воздействию факторов эндогенной и экзогенной среды, совпадающим с процессом интенсивного психофизиологического развития и социализации личности.

Социальное и соматическое нездоровье с каждым годом поражает всё больше детей, младших и старших подростков, юношей и девушек, что выражается в ро-

сте числа правонарушений несовершеннолетних, преступлений против общечеловеческой нравственности и общественной морали, проявлении различных форм нозологических состояний организма.

Следует выделить факторы, способствующие процессу дезадаптации несовершеннолетних детей и подростков: биологические, психологические, педагогические, социально-экономические, морально-этические [1].

Группа биологических факторов отражает наличие неблагоприятных психофизиологических или морфо-функциональных особенностей развития организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию, включая речевые дефекты, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматическо-го склада подростка, проявления болезни, отставание в развитии, которые в большинстве случаев вызывают недоброжелательное отношение со стороны сверстников, что приводит, с одной стороны, к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде окружающих, а с другой - к физиологической дезадаптации.

Психологические факторы характеризуют наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, деструктивные поведенческие особенности, которые проявляются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка на средовые воздействия.

Морально-этические факторы проявляются в достаточно неудовлетворительном морально-нравствен-ном состоянии современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов, а также в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Следствием общественного равнодушия к проблемам детского алкоголизма или проституции являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, антивитальное поведение.

Социально-экономические факторы отражают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Особую роль в формировании поведения несовершеннолетних правонарушителей и его коррекции принадлежит педагогическому фактору или системе воспитания и дисциплины, используемой значимыми взрослыми в отношении детей и подростков [2—4].

Показатели здоровья детей, их физического и психического развития, социально-психологическая и ме-дико-физиологическая адаптация в значительной степени находятся в зависимости от условий их жизни и обучения в образовательной организации [5]. Исследования Института возрастной физиологии РАО и ряда научных организаций и авторов (М. М. Безруких, Э. Н. Вайнер, С. В. Ким, Е. В. Степкина, О. М. Федоровская и др.) позволили выделить школьные со-циально-психологические факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии и здоровье детей.

Сфера ответственности психолого-педагогического сопровождения не может быть только ограничена рамками преодоления трудностей в обучении, но и должна включать в себя решение важной задачи, такой как создание определенных условий для благополучной социализации личности, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, то есть практически должна быть направлена на реализацию комплекса вопросов социально-психологической, физиологической и профессиональной адаптации и развития личности.

Одной из важнейших задач модернизации современной системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индиви-дуально-дифференцированного подхода, включая:

- защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

-квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

-реализацию программ преодоления трудностей в обучении (участие специалистов системы психоло-го-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся);

-психологическую помощь семьям детей групп особого внимания;

- предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Основная роль в отношении педагогического фактора в процессе формирования социальных навыков принадлежит именно семье. Система нарушения взаимоотношений в семье определяет одну из ключевых ролей в развитии и закреплении у подростков различных форм девиантного поведения, а также его трансформации в различные пограничные формы личностного развития. В семье неудовлетворительно социализированного ребенка, проявляющего негативизм, агрессивность и мстительность, зачастую царит конфликтная атмосфера, ощущается отрицание ребенка и явный недостаток любви, родители относятся к нему недружелюбно; дети, воспитывающиеся в среде со слабой дисциплиной, довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению [6].

Проблема школьных стрессов сегодня является одной из наиболее острых проблем в создании психологически комфортной школы.

Возникновение различных видов стрессов у детей в период обучения в школе связано с целым рядом причин:

- трудности адаптации ребенка к школе;

- уровень готовности ребенка противостоять «внешнему» воздействию, которое неизбежно сопровождает его в период обучения в школе;

- перегрузки, возникающие при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области.

Установлено, что наибольшие нарушения выявляются в тех образовательных организациях, где применяются учебные программы с углубленным изучением предметов, поскольку увеличенная учебная нагрузка может приводить к снижению времени, необходимого для восстановления биологических сил ученика, способствуя тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, приводит к переутомлению, тормозя умственную активность, что в итоге способствует развитию дисфункции физиологических процессов в организме подростков.

Наличие серьезных нарушений в состоянии психосоматического здоровья обучающихся, воспитанников, дезадаптивных сдвигов различной этиологии

свидетельствуют о необходимости реализации комплексной коррекционно-развивающей и социаль-но-оздоровительной работы по формированию социального здоровья, социального развития, социальной адаптации и социального опыта лиц, находящихся в различных социальных ситуациях развития на основе организации психолого-педагогического и меди-ко-социального сопровождения.

Основой создания предпосылок для реализации индивидуальных предпочтений каждого учащегося, формирования его учебных и профессиональных интересов, познавательных потребностей в рамках психолого-педагогического сопровождения является совершенствование физического, психического и социального здоровья учащихся как на одно из основных условий личностного роста.

Рассматривая здоровье как социально-адаптивную ценность и характеризуя ценностные и адаптивно-ре-сурсные показатели в качестве базовых психолого-фи-зиологических оснований развития личности и сохранения его здоровья, мы приходим к выводу, что в основе развития социально-психологической, психической, физиологической и медико-социальной дезадаптации несовершеннолетних лежит снижение стрессоустойчи-вости организма на фоне возрастающего хронического напряжения ведущих регуляторных систем, что является основой для формирования и проявления асоциальных явлений, таких как аддиктивное и деликвентное, суицидальное поведение, широко распространённое в детской и подростковой среде. Считаем необходимым

актуализировать проблему подросткового возраста как одного из ключевых этапов онтогенеза с точки зрения «критического» периода индивидуального развития и личностного роста [7; 8].

С одной стороны, все это указывает на то, что в этот период наиболее интенсивного развития личности, в который меняется вся система переживаний, ее структура и содержание, изменяется отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру, причем процессы самосознания и самоопределения формируются и реализуются на фоне возрастающих учебных нагрузок и требований образовательной системы; с другой стороны, происходит биологическое созревание организма, сопровождающееся активными нейрогуморальными перестройками. Качественные изменения в ситуациях индивидуального развития требуют напряжения адаптационных механизмов, что сопровождается повышенной уязвимостью организма подростка [9-11]. По нашему мнению, социально-психологическими базовыми основаниями психолого-пе-дагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних являются следующие этапы: формирование безопасного и здо-ровьесберегающего поведения - условие развития личности как интегрированной целостности; социаль-но-адаптивное и здоровьесберегающее поведение как условие формирования социального здоровья и социальной адаптации; социальное развитие как условие жизненного и профессионального самоопределения и формирования социального опыта (рис.).

е й о а в о и

Щ

о

■Л и о tr

в -

е -

93

э

е -

о

ч

8 s

и С

§

S

S Т. о

Рис. Реализации процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних

Fig. Implementation of the process of psychological, pedagogical and medical and social support for the socialization of minors

Реализация вышеперечисленных этапов социализации индивида возможна на основе интегрированного обучения, а также использования дифференцированного и индивидуального подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, включающего урочную и внеурочную деятельность с учетом уровня адаптивных и резервных возможностей организма, тендерных, возрастных и типологических особенностей индивида; факторов, сопровождающих социокультурное развитие несовершеннолетних детей и подростков, в ходе реализации которого необходимо помочь обучающемуся самому стать для себя источником поддержки и мотивации.

Коллективом научно-педагогических работников КемГУ, ГОО КРЦППМС «Здоровье и развитие личности» разработан и апробирован критериальный аппарат, позволяющий выявлять уровень сформированное™ когнитивной, деятельностной, мотивацион-но-поведенческой, эмоционально-волевой активности, адаптивно-ресурсных возможностей индивида с учетом уточненных критериев и показателей; разработана автоматизированная программа «Школа, адаптация, здоровье» (Свидетельство от Роспатента о внесении в Реестр программ для ЭВМ, регистрационный № 2016611139 от 27.01.2016), реализующая на практике автоматизированный мониторинг показателей адаптации и здоровья в процессе массового прогностического обследования учащейся молодежи.

Научно-практический опыт, накопленный в регионе, свидетельствует, что психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение с целью формирования социально-адаптивного, безопасного и здо-ровьесберегающего поведения несовершеннолетних должно осуществляться как в рамках социальных образовательных институтов, так и через деятельность специальных служб психолого-педагогического и ме-дико-социального сопровождения, ориентированных на специализированную комплексную помощь обучающимся и воспитанникам с трудностями в здоровье, адаптации и развитии.

Одним из основных условий повышения эффективности психолого-педагогического и медико-социаль-ного сопровождения самореализации обучающихся, воспитанников является комплексный мониторинг показателей здоровья, адаптации и развития субъектов образования, позволяющий реализовать переход от экстенсивных к интенсивным способам управления воспитательно-образовательного процесса [12-19].

Педагогический, социально-психологический и ме-дико-физиологический мониторинг отличается от социологического мониторинга тем, что наряду с науч-но-информационным сопровождением он включает в себя коррекцию, прогноз и управление процессами социализации личности. Следовательно, наиболее точными характеристиками комплексного мониторинга являются его нацеленность на управление, а также многоступенчатость, длительность во времени, динамичность, многосторонность.

Результатами комплексного мониторинга при проведении психолого-педагогического и медико-соци-ального сопровождения несовершеннолетних будет:

-развитие адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды как необходимое педагогическое условие формирования социального опыта, жизненного и профессионального самоопределения, социального развития несовершеннолетних, учащейся молодёжи в образовательных организациях различного типа, вида и уровня;

-разработка и реализация педагогических моделей формирования социально-адаптивного и здоро-вьесберегающего поведения на основе использования интегрированного и дифференцированного обучения в урочной, неурочной и внешкольной деятельности;

- формирование устойчивой мотивации обучающихся, воспитанников к физической культуре и двигательной активности;

- информирование всех заинтересованных лиц и структур о состоянии здоровья детского, подросткового, юношеского контингентов;

- объективизация и стандартизация контроля за уровнем адаптивных возможностей и дезадаптив-ными сдвигами в различных функциональных системах детей, подростков, учащейся молодежи;

- выявление факторов риска (медицинских, психологических, социальных, экологических, педагогических, генетических и иных) и возможность своевременной профилактики дезадаптивных состояний;

- улучшение уровня здоровья детского, подросткового, студенческого контингентов;

- преемственность информации о состоянии здоровья и факторах риска;

- повышение социальной защищенности детского, подросткового, юношеского контингентов;

- обучение основам культуры здоровья участников образовательного процесса, включая систему пси-холого-педагогических воздействий, направленных на профилактику алкоголизма, токсикомании, наркомании, создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

- улучшение показателей социально-психологиче-ской адаптации, включая уровень психологической устойчивости, коммуникативного потенциала, норма-тивно-моральных параметров социализации;

- повышение уровня стрессоустойчивости, снижение личностной и ситуационной тревожности, агрессии, враждебности;

- организация положительной психологической атмосферы педагогических коллективов,

- оптимизации системы физического воспитания.

Таким образом, теоретический анализ научной литературы и результаты экспериментальных наблюдений позволили нам сделать заключение, что система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся в процессе непрерывного образования может быть охарактеризована как комплекс управленческих, организационно-педагогиче-ских и оздоровительно-профилактических средств, методов и технологий, направленных на психофи-

зиологическое развитие, формирование устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу жизни, социализацию, профессиональную самоидентификацию личности, повышение уровня стрессоустойчиво-сти и приспособительных возможностей организма,

реализуемых с учетом возрастных, типологических особенностей субъектов образовательной деятельности, характера дезадаптивных нарушений, условий социального развития и стратегии поведения.

Литература

1. Игишева Л. Н. Системный подход к оценке состояния и реабилитации детей в условиях образовательной деятельности: дис. ... д-ра мед. наук. Новосибирск, 2006. 218 с.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. 655 с.

3. Кривцова С. В. Методические рекомендации. Модель формирования психологически безопасной атмосферы в образовательных учреждениях на основе взаимодействия образовательного учреждения и общественных институтов для противодействия проблемам насилия в ученической среде. Режим доступа: Ьйрвг/Лвйпа. msu.ru/journals/7910906/ (дата обращения: 17.05.2018).

4. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985.416 с.

5. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Книга I. Психолого-педагогические, физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья, адаптации и развития детей и подростков: коллективная монография / под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; Изд-во ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. 363 с.

6. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / общ. ред. А. С. Спиваковский. М.: Прогресс, 1987. 424 с.

7. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / отв. ред. Э. М. Казин. Изд. 2-е, с изм. и доп. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 297 с.

8. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л., Красношлыкова О. Г., Федоров А. И., Харисов Ф. Ф., Семенкова Т. Н., Блинова Н. Г. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. 3-е изд., перераб. М.: Омега-Л, 2013. 443 с.

9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

10. Усенко А. Б., Кузьмина К. А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 6. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/706-usenko24.litml (дата обращения: 17.05.2018).

11. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. 158 с.

12. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.

13. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

14. Бухтеева Е. Е., Кальней В. А. Автономный подход в педагогике как методологическая категория // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 78-83.

15. Карпова Г. А., Санникова Н. Г. Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 183 с.

16. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2005. 432 с.

17. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Силина С. Н. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов и курсантов очной и заочной формы обучения. Калининград: Балтийская государственная академия РФ, 2003. 82 с.

19. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND MEDICO-SOCIAL SUPPORT OF MINORS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF ADAPTIVE-DEVELOPING POTENTIAL Edward M. Kazin1 ®>, Aleksandr I. Fedorov1 ®2, Lyubov V. Chvanova2 ®3

' Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000

2 Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education, 3, Zauzelkova St., Kemerovo, Russia, 650070

[email protected] ®2 valeol@kemsu. ru ®3 [email protected]

Received23.05.2018. Accepted 13.06.2018.

Keywords: medical Abstract: The article features an analysis of theoretical and applied aspects of research

and social support; concerning the problem of teaching minors. It is established that in the process of

minors, behavior, education it is necessary to consider educational activity, which is directly related to

adaptation, disadaptation, the concept of «quality of life», which is revealed through such categories as «health»; socialization, health. «social well-being»; «self-realization» and «security». The study has revealed that in

a system of psychological, pedagogical and medico-social support of the educational process is needed to ensure successful socialization, preserve and improve health, protect the rights of children and youth. The system in question must be aimed at overcoming learning difficulties. The materials presented in the article indicate that one of the important aspects of the formation of one's social health and social status is the process of socialization. The research has proved that the complex of educational, educational and health-saving tasks can be solved by educational organizations only on the basis of combined actions that will ensure the formation of the socially adaptive, safe and health-saving behavior of the individual, taking into account his or her individual-typological features of the organism, age, personal and social qualities.

For citation: KazinE. M., Fedorov A. I., ChvanovaL. V. Psikhologo-pedagogicheskoeimediko-sotsial'noe soprovozhdenie nesovershennoletnikh kak uslovie formirovaniia adaptivno-razvivaiushchego potentsiala individa [Psychological-pedagogical and Medico-Social Support of Minors as a Condition for the Formation of Adaptive-Developing Potential]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Biological, Engineering and Earth Sciences, no. 1 (2018): 20-26.

References

1. Igisheva L.N. Sistemnyi podkhod k otsenke sostoianiia i reabilitatsii detei v usloviiakh obrazovatel'noi deiatel'nosti. Diss, doktora med. nauk [A systematic approach to assessing the condition and rehabilitation of children in educational settings. Dr. med. Sci. Diss.]. Novosibirsk, 2006, 218.

2. Vasil'ev V. L. Iuridicheskaiapsikhologiia [Legal psychology], Saint-Petersburg: Piter, 2005, 655.

3. Krivtsova S. V. Metodicheskie rekomendatsii. Model' formirovaniia psikhologicheski bezopasnoi atmosfery v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh na osnove vzaimodeistviia obrazovatel'nogo uchrezhdeniia i obshchestvennykh institutov dlia protivodeistviia problemam nasiliia v uchenicheskoi srede [Guidelines. The model of the formation of a psychologically safe atmosphere in educational institutions on the basis of the interaction of the educational institution and public institutions to counteract the problems of violence in the student environment]. Available at: https://istina.msu.ru/journals/7910906/ (accessed 17.05.2018).

4. Lichko A. E. Podrostkovaiapsikhiatriia [Teenager psychiatry], Leningrad: Meditsina, 1985, 416.

5. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniia zdorov'esberegaiushchego i sotsial'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kniga I. Psikhologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-sotsial'nyepodkhody k probleme zdorov 'ia, adaptatsii i razvitiia detei i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of a health-saving and socially-adaptive educational space. Book I. Psychological-pedagogical, physiological and medico-social approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Ed. Kazin E. M. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO; Izd-vo FGBU DPO «UMTS ZHDT», 2017, 363.

6. Ratter M. Pomoshch trudnym detiam [Support of difficult children], Ed. Spivakovskii A. S. Moscow: Progress, 1987, 424.

7. Adaptatsiia i zdorov 'e. Teoreticheskie i prikladnye aspekty [Adaptation and health. Theoretical and applied aspects]. Ed. Kazin E. M. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2008, 297.

8. KazinE. M.,KasatkinaN. E.,RudnevaE. L.,KrasnoshlykovaO. G., Fedorov A. I.,XarisovF. F., Semenkova T.N., Blinova N. G. Zdorov'esberegaiushchaia deiatel'nost' v sisteme obrazovaniia: teoriia i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow: Omega-L, 2013, 443.

9. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniia lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of Personality Formation: Selected Psychological Works], Ed. Fel'dshtein D. I. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Voronezh: NPO «MODEK», 2001, 352.

10. Usenko A. B., Kuz'mina K. A. Osobennosti proizvol'noi samoreguliatsii povedeniia mladshikh podrostkov s raznymi tipami vegetativnogo reagirovaniia [Features of voluntary self-regulation of behavior of younger adolescents with different types of vegetative response]. Psikhologicheskie issledovaniia = Psychological research, 5, no. 24 (2012): 6. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/706-usenko24.html (accessed 17.05.2018).

11. Fel'dshtein D. I. Sotsial'noe razvitie v prostranstve-vremeni detstva [Social development in the space-time of childhood], Moscow: Flinta, 1997, 158.

12. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoi pedagogiki [Fundamentals of Age Pedagogy], Moscow: Akademiia, 2000, 192.

13. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology], Moscow: Pedagogika, 1989, 192.

14. Bukhteeva E. E., Kal'nei V. A. Avtonomnyi podkhod v pedagogike kak metodologicheskaia kategoriia [Autonomous approach in pedagogy as a methodological category], Vestnik RMAT = Bulletin of Russian International Academy of Tourism, no. 3 (2014): 78-83.

15. Karpova G. A., Sannikova N. G. Kompleksnaia diagnostika lichnosti vospitannika internatnogo uchrezhdeniia [Complex diagnostics of the personality of the pupil of a boarding school], Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2006, 183.

16. Maiorov A. N. Monitoring v obrazovanii [Monitoring in education], Moscow: Intellekt-Tsentr, 2005, 432.

17. Mel'nikovaN. N. Diagnostika sotsial 'no-psikhologicheskoi adaptatsii lichnosti [Diagnosis of socio-psychological adaptation of the individual]. Chelyabinsk: Izd-vo IuUrGU, 2004, 57.

18. Silina S. N. Psikhologiia ipedagogika [Psychology and pedagogy]. Kaliningrad: Baltiiskaia gosudarstvennaia akademiia RF, 2003, 82.

19. Shishov S. E., Kal'nei V. A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniia [School: monitoring the quality of education]. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000, 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.