УДК 316.6+373
Чванова Любовь Владимировна
Заместитель начальника, Департамент образования и науки по вопросам муниципальной образовательной политики, содержания общего и дополнительного образования Кемеровской области, lubach@mail.ru, ORCID 0000-0002-2205-2333, Кемерово
Касаткина Наталья Эмильевна
Доктор педагогических наук, профессор, Кемеровский государственный университет, kasatkina@kemsu.ru, ОЯСЮ 0000-0002-9136-2247, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, ORCID 0000-0003-1462-5282, Кемерово
Красношлыкова Ольга Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, ipk@kuz-edu.ru, ORCID 0000-0002-8452-9379, Кемерово
психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона
Аннотация. Целью публикуемой статьи является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структурно-функциональных составляющих социальной адаптации обучающихся в образовательной структуре региона. С опорой на общеизвестные педагогические и психолого-физиологические представления в области изучения социальной адаптации и развития школьников указывается на необходимость применения таких педагогических технологий и средств, которые способствуют повышению социально-психологических, педагогических и физиологических адаптивно-ресурсных возможностей обучающихся.
Методология: концепция социально-психологической и физиологической адаптации обучающихся (Р. М. Баевский, И. И. Брехман, А. М. Вейн, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Н. Э. Касаткина, Н. А. Литвинова, Ф. З. Меерсон, А. И. Федоров); внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обучающихся (М. М. Безруких, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Семенкова, Н. К. Смирнов).
Основные результаты: в статье предложена схема структурно-функционального подхода к социальной адаптации школьников, показаны составляющие социальной адаптации обучающихся; обоснована необходимость организации службы психолого-педагогической и социальной помощи в общеобразовательной организации.
В заключении описаны образовательные и социальные цели и задачи образования, обусловленные необходимостью психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в организациях образования.
Ключевые слова: социальная адаптация, здоровье, социальное развитие, психологическая устойчивость, коммуникативный потенциал, морально-нормативные ценности социализации, обучающиеся.
Постановка задачи. Цель статьи заключается в рассмотрении проблемы социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона.
Смысл данной работы, на наш взгляд, состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке структурно-функциональных составляющих со-
циальной адаптации обучающихся, способности индивида реализовывать свой адаптационный потенциал.
Адаптационный потенциал может рассматриваться как механизм согласования физиологических, психологических и поведенческих компонентов, поскольку при действии различных социальных контактов на передний план выступает рефлексивная саморегуляция, которая обеспечивает актуализацию возможностей личности, компенсацию поведенческих недостатков и личностных дефицитов, регуляцию индивидуальных психофизиологических состояний в связи с задачами сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптивных возможностей организма, психофизического развития обучающихся, воспитанников [15].
Новая социокультурная ситуация развития современных обучающихся ставит совершенно новые задачи психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования. К прежним задачам психолого-педагогического сопровождения образования добавляются задачи, связанные с психологической безопасностью образовательной среды, с психолого-педагогической и медико-социальной поддержкой детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью детям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, с разработкой системы экстренной психологической помощи и многие другие [8; 16-19].
Недостаточная разработанность актуальности данной проблемы и определила тему настоящей статьи.
Введение в научную проблему. Социальная адаптация - это приспособление человека к происходящим социальным событиям, усвоение личностью групповых норм и ценностей, выражающейся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных и адаптивно-ресурсных связей [2-4; 6; 12-14; 18].
Процесс социальной адаптации обучающихся предполагает развитие у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной психолого-физиологической адаптации к учебной деятельности и усвоению морально-нормативных ценностей социализации и профессиональной самоидентификации обучающихся [6; 7; 19].
Успешная реализация процесса социальной адаптации обучающихся возможна при создании структурно-функционального механизма, позволяющего целенаправленно и последовательно осуществлять комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительно-профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий в системе образовательных организаций [8; 9].
Методологическую основу настоящего исследования составили: теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возраста (Б. Г. Ананьев, А. А. Бо-далев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Г. Маджуга, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн); концепция социально-психологической ифизиологическойадаптацииобучающихся (Р. М. Баевский, И. И. Брехман, А. М. Вейн, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Н. Э. Касаткина, Н. А. Литвинова, Ф. З. Меерсон, А. И. Федоров); положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А. В. Мудрик, А. Я. Олиференко, С. А. Расчетина, М. В. Фирсов); теоретико-методологические аспекты формирования социально-адаптивного образовательного пространства (Н. П. Абаскалова, Э. М. Ка-зин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, И. А. Свиридова, А. И. Федоров).
Для оценки адаптивных возможностей обучающихся необходим анализ соотношения личностных и поведенческих компонентов социальной адаптации как процесса, в ходе которого обучающийся
стремится достичь определенного баланса между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности, овладения личностью новой ролью при вхождении в новую социальную ситуацию [1; 11].
Одним из основных условий личностного роста индивида, его социализации является физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся и педагогов, которое во многом определяет успешность адаптации к учебной деятельности [11].
С учетом общеизвестных педагогических и психолого-физиологических представлений следует считать одним из перспективных направлений изучения возможностей социальной адаптации обучающихся в региональной образовательной среде развитие здоровьесберегающего и социально-адаптивного поведения личности [5; 10].
Теоретико-методологические подходы, разработанные в последние десятилетия в области изучения социальной адаптации и развития обучающихся, позволяют утверждать, что необходимо применение таких педагогических технологий и средств, которые способствуют повышению социально-психологических, педагогических и физиологических адаптивно-ресурсных возможностей; обеспечивают психическое, психофизиологическое, физическое и социальное развитие обучающихся, и частичную компенсацию недостатков, обусловленных влиянием других образовательных и социальных сред, с которыми взаимодействует каждый школьник [7; 8].
Исследовательская часть. В ходе исследования были сформулированы следующие задачи:
1) обосновать психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся;
2) разработать и реализовать структурно-функциональные составляющие социальной адаптации школьников в образовательных организациях;
3) экспериментально проверить и обосновать педагогические условия формиро-
вания социальной адаптации обучающихся.
Исследования проводились на базе ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», его отделениях в городах: Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», МБОУ «Старопестерёвская средняя общеобразовательная школа» Бе-ловского муниципального района, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 19» г. Ленинск-Кузнецкого, МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82» г. Новокузнецка.
Участниками исследования, проведенного в течение 2011-2018 гг., были 3820 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, 128 родителей, 161 педагог.
В течение 2013-2016 гг. нами было проведено поэтапное констатирующее исследование, позволяющее проанализировать особенности психологической структуры личности обучающихся, взаимосвязи между показателями здоровья, личностными и поведенческими характеристиками, отражающими особенности социальной адаптации и дезадаптации обучающихся, условиями развития в социальной и образовательной среде. В качестве диагностического инструментария нами был выбран комплекс валидных методик, тесты, анкеты, позволяющие получить данные для анализа особенностей адаптации и дезадаптации обучающихся.
С помощью методики А. Г. Маклакова «Адаптивность» мы проанализировали совокупность личностных качеств, включающих: уровень психологической устойчивости, коммуникативного потенциала, морально-нормативных ценностей социализации в качестве составляющих адаптационного потенциала индивида.
Результаты исследования. Констатирующий этап исследования позволил нам в целом не только выявить уровень знаний у обучающихся по вопросам социальной
адаптации (предметные универсальные учебные действия), но и оценить ценност-но-мотивационную сферу, а также типы межличностных отношений (личностные универсальные учебные действия).
В результате анализа психолого-педагогической литературы и на основе собственных исследований нами выделены группы факторов, способствующих или препятствующих формированию социально-адаптивного поведения обучающихся в региональной инфраструктуре системы образования.
К факторам, способствующим формированию социальной адаптации обучающихся, мы отнесли:
- организационно-педагогические (организация воспитательно-образовательного процесса, адекватная функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
- социально-педагогические (соответствие программ и технологий обучения возрастным, функциональным и типологическим особенностям обучающихся; оптимальный уровень двигательной активности; академическая успеваемость; наличие устойчивого интереса к приобретению знаний о будущей профессии, путях реализации профессиональных намерений и перспектив профессионального роста с учетом состояния здоровья и уровня адаптивных возможностей организма; использование дифференцированного подхода к формированию профессионального самоопределения обучающихся);
- личностные (высокий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни; высокий уровень социально-психологических адаптивных возможностей организма; высокий уровень психологической стрессоустойчивости; наличие позитивных стратегий совладающего поведения; сформированность активной жизненной позиции; умеренный уровень личностной тревожности, сформированность мотивации к социально-адаптивному поведению,
отказ от употребления вредных для организма веществ);
- социальные (наличие устойчивого интереса к социально значимой деятельности; реализация комплексной региональной программы социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья; формирование здоровьесберегающе-го и социально-адаптивного поведения на основе профилактики правонарушений и повышения уровня правосознания лиц, находящихся в различных условиях социального развития).
К факторам, препятствующим формированию социальной адаптации обучающихся, мы отнесли:
- организационно-педагогические (организация воспитательно-образовательного процесса без учета возрастных особенностей и функциональных возможностей организма обучающихся);
- социально-педагогические (академическая неуспеваемость; отсутствие устойчивого интереса к здоровому образу жизни; отсутствие прочных социально-позитивных связей; низкий уровень осмысленности личных жизненных планов; асоциальный тип семьи; несоответствие программ и технологий обучения возрастным функциональным и типологическим особенностям обучения; гиподинамия; школьная дезадаптация; ограниченность пространства и жизнедеятельности; закрытость пространственная и психологическая; узость жизненного пространства; отсутствие устойчивого интереса к приобретению знаний о будущей профессии; использование массового подхода к профессиональному самоопределению обучающихся);
- психологические (инфантилизм, негативизм, поиск острых ощущений, агрессивность; высокий уровень личностной и ситуативной тревожности; несформиро-ванность мотивации сохранения и укрепления здоровья; отсутствие устойчивого интереса в социально значимой деятельности;
низкий уровень стрессоустойчивости; пассивные стратегии совладающего поведения; высокий уровень сенситивности к внешним воздействиям в период полового созревания; нарушение социальной регуляции поведения; низкий уровень самосознания);
- медико-физиологические (нарушения в эмоциональной сфере; высокий уровень тревожности; несформированность знаний о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о мире профессий, о здоровье и факторах, влияющих на самоопределение обучающихся; низкий уровень физиологических, адаптивных возможностей личности; наличие острых и хронических заболеваний; ретардация (задержка) и акселерация (ускорение) в половом развитии; неврозы, гиперактивность и разнообразные невротические нарушения; наследственная предрасположенность к аддиктивному поведению).
Данные экспериментальных наблюдений позволяют нам констатировать наличие тесной взаимосвязи между показателями здоровьесберегающей деятельности и процессом социальной адаптации обучающихся, которое осуществляется на основе формирования социально-адаптивного поведения, характеризующегося устойчивой мотивацией к ЗОЖ, психологической безопасностью, коммуникативностью, физической подготовленностью, морально-нормативными ценностями социализации личности, использованием активных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
Полученные экспериментальные данные определили наши концептуальные подходы к построению алгоритма структурно-функциональных составляющих социальной адаптации обучающихся.
Структурно-функциональные составляющие, раскрывающие внутреннюю организацию формирования социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона, представлены на рисунке 1.
Уровни сформированности социально-
адаптивного потенциала школьников могут быть охарактеризованы как:
- высокий уровень сформированности социально-адаптивного потенциала, который находит отражение в позитивном отношении обучающихся к здоровью и ЗОЖ в когнитивной и деятельностной сферах; в высоком уровне психологической устойчивости к стрессу, коммуникативности, физической подготовленности, выраженности морально-нормативных ценностей, реализации приспособительных возможностей личности на основе использования активных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях;
- средний уровень сформированности социально-адаптивного потенциала характеризуется рассогласованием между удовлетворительным когнитивным
и мотивационным обеспечением процесса сохранения здоровья, параметров социальной адаптации и недостаточным развитием личностных и поведенческих свойств, определяющих использование активных поведенческих ресурсов в стрессовых ситуациях;
- низкий уровень сформированности социально-адаптивного потенциала определяется на фоне отсутствия выраженных позитивных ценностных ориентаций по отношению к ЗОЖ; высоким уровнем тревожности, наличием предрасположенности к де-линквентному и аддиктивному поведению; низкой стрессоустойчивостью; использованием пассивных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
Мы считаем, что процесс реализации структурно-функциональных составляющих социальной адаптации обучающихся в образовательных организациях региона может быть представлен как результат использования комплекса технологий, методов и средств психолого-педагогической и социальной направленности, способствующих психофизическому развитию школьников, поддержанию устойчивой мотивации к здоровому и безопасному об-
разу жизни, социализации личности, повышению уровня стрессоустойчивости, приспособительных возможностей организма, осуществляемых с учетом возрастных особенностей субъектов образовательной
деятельности, факторов, способствующих и препятствующих социальному развитию и самоопределению индивида, определяющих его условий социального развития и стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
Цель: опытно-экспериментальная проверка структурно-функциональных составляющих социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона
Задачи:
1. Изучить особенности взаимосвязи между мотивационно-поведенческими характеристиками, определяющими отношение к социальной адаптации индивида.
2. Проанализировать возможности совершенствования деятельности объектов образовательной инфраструктуры региона, решающих проблему социальной адаптации обучающихся.
3. Оценить результативность реализации социальной адаптации обучающихся в образовательных организациях региона
Принципы: системности, комплексности, индивидуальности, личностной ориентированности, адаптивности, дифференциации, интеграции, позитивности, гуманистичности, субъект-субъектных отношений
Констатирующий эксперимент Этапы исследования формирующий эксперимент: организационно-педагогический, социально-корректирующий
Диагностические
(анкетирование, тестирование, опрос, самооценка, ранжирование, коррекция)
Методы исследования
Педагогические
(сюжетно-ролевые, деловые игры, коррекционно-раз-вивающие упражнения, дискуссии, педагогический эксперимент)
Психологические
(тренинг, групповая работа, индивидуальные консультации, стимуляци-онные воздействия, коммуникативные игры, арт-терапия, изо-терапия)
Формы: урочная, внеурочная, внешкольная, межведомственная
БЛОКИ
Структурно- Диагностико-результативный
целевой Содержательно-процессуальный
Уровни сформированности социально-адаптивного потенциала: высокий, средний, низкий
результат
Стабилизация и повышение уровня социально-адаптивного потенциала обучающихся
Рис. 1. Формирование составляющих социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона
Нами в течение 2016-2018 гг. реализованы 4 этапа формирующего эксперимента отдельных составляющих структурно-функционального механизма социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона на основе изучения пяти аналитических направлений:
1) социально-психологическая адаптация обучающихся при различной форме организации воспитательно-образовательного процесса;
2) физическое воспитание как средство укрепления здоровья, адаптации и развития личности;
3) психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения;
4) социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
5) профилактика правонарушений и формирование правосознания обучающихся.
Интерпретируя полученные данные, мы обратили внимание на то, что только у половины обследуемых младших школьников в условиях традиционного режима образовательной деятельности выявляются активные стратегии совпадающего поведения (54,8 %), а при модульном режиме активные копинг-стратегии являются доминирующими (87,5 %).
Исследование подтвердило, что в условиях перехода из начальной в основную школу модульная форма является более адаптивной, чем традиционная, поскольку способствует снижению общего уровня тревожности, повышению уровня успешности.
Показано, что процесс интеграции общего и дополнительного физического образования позволяет не только обеспечить всем субъектам образования систему знаний о здоровье и ЗОЖ, но и оказать существенное воздействие на формирование позитивных личностных, поведенческих и социально-педагогических характеристик.
Анализ эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения воспи-
тательно-образовательного процесса детей с ОВЗ показал, что создание комфортного образовательно-оздоровительного климата в школе-интернате способствует позитивным изменениям в характере психоэмоционального самочувствия воспитанников: на 10 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем психоэмоционального самочувствия; на 28 % снизился уровень тревожности; у 65 % воспитанников отмечена положительная динамика роста уровня физической подготовленности; увеличение количества обучающихся со сформированными мотивациями на ЗОЖ и занятия физической культурой - на 14 %; более 80 % выпускников школы-интерната успешно продолжают обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Мы считаем, что последовательная и целенаправленная организация социально-адаптивной образовательной среды, реализующей программы содействия личностному и социальному самоопределению, психофизическому развитию, выбору профессии обучающихся может быть обеспечена только при условии создания и развития в школе специализированных служб, обеспечивающих координацию и согласование административно-управленческой, организационно-педагогической и социальной оздоровительной форм деятельности в образовательной организации.
Функционирование Службы должно существенно и позитивно влиять на решение задач, включающих:
- осуществление диагностики и контроля динамики функционального состояния, личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
- создание условий развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
- организацию психологического со-
провождения процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям.
Выводы. В заключение отметим, что совокупность полученных нами в процессе констатирующего и формирующего экспериментов результатов позволяет прийти к выводу о том, что необходимость психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в организациях образова-
ния обусловлена образовательными и социальными целями и задачами образования:
- образовательные - приобретение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков для профессионального самоопределения, профессионального развития, социальной успешности;
- социальные - общекультурное, личностное, познавательное развитие, сфор-мированность ключевой компетенции образования - научить учиться, формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи.
Библиографический список
1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 85-90.
2. Артемов Е. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М.: Наука, 1970. - 24 с.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
4. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Кемерово, 2015. - 22 с.
5. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
6. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-струк-турная концепция. - М.: Дело, 2002. - 568 с.
7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. кол. Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Крас-ношлыкова [и др.]. - Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2009. - 347 с.
8. Казин Э. М, Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятель-
ность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2013. - 443 с.
9. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2014. - 575 с.
10. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Крас-ношлыкова О. Г. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: учеб. пособие. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Омега-Л, 2016. - 443 с.
11. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие. - М.: Владос, 2000. - 189 с.
12. Казначеев В. П. Современные аспекты. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
13. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. ... д-ра со-циол. наук. - Саратов, 2000. - 31 с.
14. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988. -262 с.
15. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: Субъектный подход. - СПб., 2001. - 340 с.
16. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни // Вестник КемГУ - 2015. - Т. 1,
№ 1. - C. 132-137.
17. Bernadette M., Melnyk Ph. D. et al. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents // American journal of Preventive Medicine. - 2013. - Vol. 45, iss. 4. - P. 407-415.
18. Bronfenbrenner U., Evans G. W. Developmental science in the 21st century:
Emerging questions, theoretical models, research designs and empirical findings // Social Development. - N. Y., 2009. - P. 115-125.
19. McGough J. J., McCracken J. T. Adult. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Moving Beyond DSM-IV // Am. J. Psychiatry. - 2006. -Vol. 163 (10). - P. 1673-1675.
Поступила в редакцию 02.04.2018
Chvanova Lyubov Vladimirovna
Deputy Head of the Department of Education and Science on the issues of municipal educational policy, the content of general and additional education in the Kemerovo region lubach@mail.ru, ORCID 0000-0002-2205-2333, Kemerovo
Kasatkina Natalya Emilievna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Kemerovo State University, Russia, kasatkina@kemsu.ru, ORCID 00000002-9136-2247, Kemerovo
Kazin Eduard Mihailovich
Dr. Sci. (Biol.), Prof., Kemerovo State University, Russia, kazinjvaleol@mail.ru, ORCID 0000-00031462-5282, Kemerovo
Krasnoshlikova Olga Gennadievna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Rector, Kuzbass Regional Institute of Skills Improvement and Retraining for Educators, Russia, ipk@kuz-edu.ru, ORCID 0000-0002-8452-9379, Kemerovo
psychological and pedagogical approaches to the problem of social adaptation of students in the educational infrastructure of the region
Abstract. The objective. The aim of the article is theoretical substantiation and experimental verification of structural and functional components of social adaptation of students in the educational structure of the region. It is pointed out the need for the use of such pedagogical technologies and tools that contribute to the increase of socio-psychological, pedagogical and physiological adaptive-resource opportunities for students.
Methodology. The concept of socio-psychological and physiological adaptation of students (R. M. Baevsky, I. I. Brekhman, A. M. Vein, E. M. Kazin, V. P. Kaznacheev, N. E. Kasatkina, N. A. Litvinova, F. Z. Meerson, A. I. Fedorov); Introduction of pedagogical technologies in the educational process of students (M. M. Bezrukih, E. M. Kazin, O. G. Krasnoshlykova, T. N. Se-menkova, N. K. Smirnov).
The results. The scheme of structural-functional approach to social adaptation of schoolchildren is proposed in the article the components of social adaptation of students are shown; the necessity of organizing the service of psychological, pedagogical and social assistance in a general education organization is substantiated.
The conclusion are describe the educational and social goals and objectives of education, due to the need for psychological, pedagogical and medico-social support in education organizations.
Keywords: social adaptation, health, social development, psychological stability, communicative potential, moral and normative values of socialization, students.
1. Aizman, R. I., 2012. Modern ideas about health and criteria of its estimation. Siberian pedagogical journal, 9, pp. 85-90. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Artemov, E. D., 1970. Social problems of adaptation of young workers in industry. Moscow: Science Publ., 24 p. (In Russ.)
3. Berezin, F. B., 1988. Mental and psychophysiological adaptation of man. Leningrad: Science Publ., 270 p. (In Russ.)
4. Galynskaya, E. N., 2015. Formation of the bases of culture of health of school students in institutions of additional education of children. Kemerovo, 22 p. (In Russ.)
5. Dubrovinskaya, N. V., 2000. Psychophys-iology of the child: Psychophysiological bases of child valeology. Moscow: VLADOS Publ., 144 p. (In Russ.)
6. Zaslavskaya, T. I., 2002. The social transformation of Russian society. Activity-structural concept. Moscow, 568 p. (In Russ.)
7. Kasatkina, N. Uh., Rudneva, E. L., Kras-noshchekova O. G. and others, 2009. Health-saving activity in the educational system theory and practice. Kemerovo, 347 p. (In Russ.)
8. . Kazin, E. M., Kasatkina, N. E., Rudneva, E. L., et al., 2013. Health-saving activity in the educational system: theory and practice. Moscow: Omega-L Publ., 443 p. (In Russ.)
9. Kazin, E. M., Kasatkina, N. E., Rudneva, E. L., et al., 2013. Health-preserving infrastructure in education. Moscow: Omega-L Publ., 575 p. (In Russ.)
10. Kazin, E. M., Kasatkina, N. E. Krasnosh-
lykova, O. G., et al., 2016. Health-preserving activities in the educational system. Moscow: Omega-L Publ., 443 p. (In Russ.)
11. Kazin, E. M., 2000. Fundamentals of individual human health. Moscow: Vlados Publ., 189 p. (In Russ.)
12. Kaznacheev, V. P., 1980. Modern aspects of adaptation. Novosibirsk: Science Publ., 192 p. (In Russ.)
13. Kuznetsov, P. S., 2000. Sociological theory of social adaptation. Saratov, 31 p. (In Russ.)
14. Nalchadzhyan, A. A., 1988. Social-psychological adaptation of personality. Yerevan, 262 p. (In Russ.)
15. Posokhova, S. T., 2001. Psychology of the adapting personality: Subject approach. St. Petersburg, 340 p. (In Russ.)
16. Shinkarenko, A. S., 2015. Pedagogical model of formation of safe and healthy lifestyle. Vestnik KEMSU, Vol. 1, no. 1, pp. 132-137. (In Russ., abstract in Eng.)
17. Bernadette, M., Melnyk, Ph. D., et al., 2013. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents American journal of Preventive Medicine. Vol. 45, is. 4, pp. 407-415.
18. Bronfenbrenner, U., Evans G. W., 2009. Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs and empirical findings. Social Development. N. Y., pp. 115-125.
19. McGough, J. J., McCracken, J. T., 2006. Adult Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Moving Beyond DSM-IV. Am. J. Psychiatry, Vol. 163 (10), pp. 1673-1675.
Submitted 02.04.2018