Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся'

Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
977
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение / индивидуальное развитие / социальное здоровье / безопасное и здоровьесберегающее поведение. / psycho-pedagogical and medico-social support / personal development / social health / safe and health-preserving behavior.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Э. М. Казин, Л. В. Чванова, О. Г. Красношлыкова

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты социальной адаптации и здоровья обучающихся. Авторы анализируют факторы, влияющие на развитие и здоровье несовершеннолетних в процессе их обучения, определяют понятие социального нездоровья, его поведенческих проявлений и обобщают способы решения возникающих проблем в контексте социального окружения, социальных практик. Факторы, способствующие процессу дезадаптации несовершеннолетних детей и подростков (биологические, психологические, социально-экономические, морально-этические, педагогические), в статье обобщены и сгруппированы. Каждый фактор рассматривается с позиций его значения для развития и социального здоровья обучающихся, а также негативных нарушений, возникающих вследствие неблагоприятного воздействия. В заключении описаны этапы реализации процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних, направленного на формирование у них безопасного и здоровьесберегающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Э. М. Казин, Л. В. Чванова, О. Г. Красношлыкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOLVING PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION AND HEALTH OF LEARNERS

The authers of the article discuss psychological and pedagogical aspects of social adaptation and health of learners. The authors analyze the factors influencing the development and health of juveniles during their learning process, define the concept of social illness, its behavioral manifestations, and generalize solutions to problems that arise in the context of the social environment, social practices. The factors contributing to the process of exclusion of minor children and adolescents (biological, psychological, socio-economic, ethical, moral, pedagogical) are summarized and grouped in the article. Each factor is considered from the standpoint of its importance for development and social health of pupils, as well as negative violations, resulting from adverse effects. In conclusion, the stages of the process of psycho-pedagogical and medico-social support of socialization of minors aimed at forming a safe and healthy behavior are described.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты социальной адаптации и здоровья обучающихся. Авторы анализируют факторы, влияющие на развитие и здоровье несовершеннолетних в процессе их обучения, определяют понятие социального нездоровья, его поведенческих проявлений и обобщают способы решения возникающих проблем в контексте социального окружения, социальных практик. Факторы, способствующие процессу дезадаптации несовершеннолетних детей и подростков (биологические, психологические, социально-экономические, морально-этические, педагогические), в статье обобщены и сгруппированы. Каждый фактор рассматривается с позиций его значения для развития и социального здоровья обучающихся, а также негативных нарушений, возникающих вследствие неблагоприятного воздействия. В заключении описаны этапы реализации процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних, направленного на формирование у них безопасного и здоровьесберегающего поведения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, индивидуальное развитие, социальное здоровье, безопасное и здоровьесбере-гающее поведение.

Состояние здоровья детей — показатель, важный для благополучия любого общества. Он не только отражает настоящую ситуацию, но и обусловливает его будущее. Здоровье ребенка — интегральный системный показатель его личностного развития. Оно характеризуется как оптимальным осуществлением различных сторон жизнедеятельности и функционированием всех систем организма, так и совокупным резервным потенциалом, позволяющим человеку благополучно справляться со

Как цитировать статью: Казин Э. М., Чванова Л. В., Красношлыкова О. Г. Психолого-педагогические аспекты решения проблем социальной адаптации и здоровья обучающихся деятельностью в системе образования региона // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.129-137.

Э. М. Казин

Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и психофизиологии, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово E-mail: kazin_valeol@mail.ru Eduard М. Kazin Dr.Sc. (Biology), Professor, Department of Human Physiology and Psychophysiology, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

Л. В. Чванова

Заместитель начальника департамента образования и науки по вопросам муниципальной образовательной политики содержания общего и дополнительного образования Кемеровской области, г. Кемерово E-mail: lubach@mail.ru Lyubov V. Chvanova Deputy Head of the Department of Education and Science for Issues of Municipal Educational Policy of the Content of the General and Additional Education, Kemerovo Region, Kemerovo, Russia

О. Г. Красношлыкова

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово E-mail: ipk@kuz-edu.ru Olga G. Krasnoshchekova Dr.Sc. (Pedagogy), Professor, Rector of the Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, Kemerovo, Russia

стрессогенными факторами и критическими ситуациями. «Индивидуальное здоровье» как интегральное понятие включает соматический, психологический и социальный компоненты [1].

Проблема социального здоровья и социальной адаптации несовершеннолетних с каждым годом становится все более актуальной. Это объясняется ростом числа детских и подростковых правонарушений, преступлений асоциального характера. Особенно остро данная проблема проявляется у детей из семей групп социального риска и воспитанников образовательных организаций интернатного типа. Данные категории несовершеннолетних нуждаются в особой помощи и поддержке государства, так как они находятся в условиях отсутствия или дисфункции семьи как важного первичного социального института [5; 7; 10].

К основным проявлениям нарушений социального здоровья обучающихся относятся: средовая и школьная дезадаптация, девиации, психопатические синдромы, социально-педагогическая запущенность, а также трудности в обучении и воспитании [10; 15].

Следует выделить биологические, психологические, социально-экономические, морально-этические, педагогические факторы, способствующие процессу дезадаптации детей и подростков [7; 15].

Биологические факторы определяют наличие физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию: дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, проявления болезни, отставание в развитии. Данные особенности как правило воспринимаются окружающими негативно, что приводит к затруднению взаимодействия ребенка в среде сверстников и со значимыми взрослыми [5; 7; 10; 15].

Факторы психологического характера проявляются в наличии у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, деструктивных поведенческих особенностях, а также пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка на средовые воздействия [5; 6; 7; 15].

Морально-этические факторы характеризуются,

с одной стороны, достаточно неудовлетворительным морально-нравственным состоянием современного общества, разрушением ценностей, в первую очередь духовных, падением нравов; с другой — нейтральным отношением общества к проявлениям девиантного поведения. Одним из следствий равнодушного отношения общества к проблемам детского алкоголизма или проституции является пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству [4; 7; 9; 12].

Факторы, относящиеся к социально-экономической сфере, заключаются в расслоении общества по различным основаниям, обнищании значительной массы населения, безработице, инфляции и других проявлениях, вызывающих социальную напряженность [6; 7; 15].

Социально-экономические факторы могут способствовать совершению особо тяжких преступлений как психически здоровыми, так и психопатическими личностями. Под такими факторами мы понимаем неблагоприятные условия проживания, в которых, как правило, происходит формирование личности и что способствует усвоению с раннего возраста антисоциальных форм поведения [7; 15; 16].

Важным фактором отклонений в социальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Воздействие семьи на социальное развитие ребенка заключается в нарушении условий жизни ребенка и его ранней социализации. Часть из таких детей пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия. Такие условия приводят к различным формам девиации. Другие несовершеннолетние вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения [7; 15].

Таким образом, система дисфункциональных отношений в семье играет одну из ключевых ролей в развитии подростков и закреплении у них различных форм девиантного поведения, а также его трансформации в пограничные формы развития личности [5; 7; 15].

Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, ощущается отвержение ребенка и явный недостаток любви либо родители относятся к нему враждебно,— это приводит к формированию проблем социализации ребенка, что на уровне поведения проявляется в негативизме, агрессивности и мстительности. Такие же проявления свойственны детям, воспитывающимся в среде со слабой дисциплиной. В таких семьях они довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению [8; 10; 14].

Поведенческие проявления (негативизм, мстительность, агрессивность) у социально-дезадаптированных подростков являются следствием отвержения ребенка значимыми взрослыми, а зачастую и сверстниками. Такие дети довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению [2; 3; 7; 8; 11; 14].

Особая роль в формировании поведения обучающихся и его коррекции у правонарушителей принадлежит педагогическому фактору. Педагогическая некомпетентность родителей и педагогов может спровоцировать подростко-

вые поведенческие реакции (эмансипации, протеста и др.). Школа и семья, образующие социальную среду, окружающую подростка, сегодня неоправданно мало занимаются выстраиванием индивидуально-ориентированной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Эти два социальных института демонстрируют дефицит конструктивного и партнерского диалога с обучающимися [6; 7; 9; 15].

Негативные факторы педагогического характера выражаются в недостаточном внимании к половозрастным и индивидуальным особенностям развития детей, что, в свою очередь, приводит к отклонениям в ранней социализации детей и подростков. Это, как правило, сопровождается накоплением негативного опыта, разрывом связей со школой, ведущим к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков [5; 7; 9; 15].

Важную роль в этом играет низкий уровень педагогической компетентности взрослых, не желающих уважать личное достоинство детей и подростков, считаться с их возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами. Другая крайность — чрезмерная опека, мелочный контроль за поведением подростка, лишение его минимальной самостоятельности — также увеличивает риск появления девиации («бунт» против опеки взрослых и родительской власти может обернуться бунтом против правил и законов социума) [1; 3; 5; 6; 7; 8; 17].

Острой и важной проблемой является создание психологически комфортной школы — проблема школьных стрессов. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ, поскольку увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. Это, в свою очередь, способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания [4; 5; 7; 10; 15].

Периодом наиболее интенсивного развития личности является подростковый возраст — период, когда меняется вся система переживаний, ее структура и содержание. В большинстве исследований, касающихся психологии подростка, подчеркиваются следующие возрастные психологические особенности:

• изменения в настроении и эмоционально-личностной сфере, в сфере личностных интересов; в шкале психологических ценностей;

• базовой становится потребность в социализации, расширении коммуникативных связей, стремление соответствовать стандартам «взрослости»;

• необходимость осознания своих возможностей и особенностей (психических способностей, нравственных качеств и т.д.), своего сходства с другими людьми и своей уникальности [4; 6; 7; 8; 17].

Усвоение подростками социальных норм и ценностей жизни, проявляющееся в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях в процессе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками, является основой

социализации подростков [4; 15].

Другим значимым фактором в нарушении социализации несовершеннолетних и их асоциальном поведении может быть нарушение отношений со сверстниками. К асоциальным проявлениям в поведении подростков приводят: невозможность самореализации в социально-значимой деятельности среди значимой группы сверстников, нереализованная потребность общения с членами референтной группы, неумение утвердиться в своей среде, а также чуткое реагирование на мнение сверстников, поиск собственной социальной идентичности [1; 4; 7; 9; 10].

Так, например, в социальной психологии подростковые группы разделяют на «просоциальные» (поощряются старшим поколением), «асоциальные» (стоят в стороне от общественных идеалов, пренебрегают общепринятыми нормами поведения) и «антисоциальные» (активно выступают против установленных правил, законов и духовных ценностей) [7; 11; 15; 17].

Достаточно серьезным фактором «риска» для психического развития подростков в пре- и пубертатном периоде онтогенеза является жестокое обращение, которое порождает безнаказанность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети — жертвы насилия — уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь, наркотики. Насилие, перенесенное в подростковом возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями во взрослой жизни. Поэтому ребенок, пострадавший от той или иной формы насилия, нуждается в оперативной, специализированной, прежде всего психологической помощи, которая в первую очередь должна быть оказана в образовательной организации [5; 8; 15; 17].

Социокультурная направленность модернизации современной российской системы образования актуализирует также проблему формирования устойчивого профессионального самоопределения подростков, включающую развитие когнитивного, мотивационного, деятельностного, эмоционально-волевого и адаптивно-ресурсного элементов личности как интегрированной ценности [7; 9; 15].

Общеизвестно, что именно психологическая готовность несовершеннолетних к профессиональному самоопределению определяет активно-действенную позицию личности по отношению к воздействию факторов социальной среды и позволяет им быть реальными субъектами профессионального самоопределения, активно и самостоятельно принимать ответственные жизненные решения [1; 7; 15].

Анализ психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков с различными нарушениями психосоматического и социального здоровья свидетельствует о необходимости коррекционно-развивающей и социально-оздоровительной работы по формированию социального опыта подростков, находящихся в особых социальных ситуациях развития [1; 4; 7; 10; 15].

За последние несколько лет принят ряд документов, определяющих основные направления в развитии российского образования, ключевыми из которых являются закон «Об образовании в РФ», федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования и др. [15].

Стандарты представляют собой принципиально новые для отечественной школы документы, отличительной особенностью которых стало сохранение здоровья участников образовательного процесса в качестве одного из важнейших результатов образования, а укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности образовательных учреждений всех уровней [1; 15].

Целенаправленные и последовательные действия психолого-педагогической и медико-социальной направленности должны способствовать расширению когнитивной и деятельностной сферы обучающихся, воспитанников за счет повышения психологической устойчивости и эмоциональной лабильности, коммуникативного потенциала, параметров физической подготовленности, уровня культуры здоровья, улучшения морально-нормативных ценностей, социализации несовершеннолетней молодежи [6; 7; 15].

По нашему мнению, социально-психологическими базовыми основаниями психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних являются следующие этапы: формирование безопасного и здоровьесберегающего поведения—условие развития личности как интегрированной целостности; формирование социально-адаптивного и здоровьесберегающего поведения — условие формирования социального здоровья и социальной адаптации; социальное развитие как условие жизненного и профессионального самоопределения и формирования социального опыта (Рис. 3) [15].

Практическая реализация вышеперечисленных этапов социализации возможна на основе реализации интегрированного обучения в урочной деятельности, а также использования дифференцированного и индивидуального подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, включающего урочную и внеурочную деятельность, с учетом уровня адаптивных возможностей организма, возрастных, гендерных и типологических особенностей индивида; факторов, сопровождающих социокультурное развитие несовершеннолетних детей и подростков, в ходе реализации которого необходимо помочь обучающемуся самому стать для себя источником поддержки и мотивации [7; 15; 17].

Таким образом, в целях создания предпосылок для раскрытия индивидуальных предпочтений каждого обучающегося в работе с программным материалом, становления его учебных и профессиональных интересов, познавательных потребностей особое внимание в рамках психолого-педагогического сопровождения следует обратить на физическое, психическое и социальное здоровье учащихся и педагогов как на одно из основных условий личностного роста [6; 7; 14; 15].

Очевидно, что основными направлениями психолого-педагогической и ме-

дико-социальной помощи на этапе начальной и основной школы являются поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками; формирование жизненных навыков; профилактика неврозов, девиантного поведения, наркозависимости; на этапе средней школы доминируют процессы формирования социального опыта и профессионального самоопределения обучающихся [6; 7; 14; 15].

2

(5 Й 15

Я -

о О В Я

и

л ¡р

X о

(5 о

О

я

43 о

03

о

ж Й (5 X 5 (5

Рисунок 3. Этапы реализации процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации несовершеннолетних

Последовательная и целенаправленная организация социально-адаптивной образовательной среды, реализующей программы содействия личностному и социальному самоопределению, психофизическому развитию, выбору профессии обучающихся может быть, по нашему мнению, обеспечена только при условии создания и развития в школе специализированных служб, обе-

спечивающих координацию и согласование административно-управленческой, организационно-педагогической и социально- оздоровительной форм деятельности в образовательной организации.

Литература

1. Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 86-95.

2. БлиноваН. Г., Казин Э. М., Чурекова Т. М. и др. Влияние образа жизни на особенности формирования психосоматических резервов учащихся лицея // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: мат-лы 8-й междунар. научно-практич. конф. Кемерово, 2002. Ч. 2.— С. 234-238.

3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 99 с.

4. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельштейна. М., 1995.— 212 с.

5. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005. 656 с.

6. Игишева Л. Н. Системный подход к оценке состояния и реабилитации детей в условиях образовательной деятельности: дис. ... докт. мед. наук. Новосибирск, 2006. 218 с.

7. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г. и др. Концептуальные и организационно-методические основания реализации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения подростков в системе образования // Валеология. 2016. № 2. С 15-24.

8. Katzennstein A. et al. The role of psychological set in psychological stress // Psychological factor and relation health. Geneva, 1987. P. 457-461.

9. Кривцова С. В., Сулимина О. В., Бастракова А. С. Подросток на перекресте эпох. М.: Генезис, 1997. 280 с.

10. Леонтьев Д. А. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 30-48.

11. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: рук-во для врачей. Л.: Медицина,1985. 416 с.

12. Peterson L. Stop and think learning: A teacher's guide for motivating children to learn: including those with special needs. Camberwell, Victoria: The Australian Council for Educational Research, 1996.— P. 1-9.

13. Porges S. W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. 2003. Vol. 79 (3). P. 503-513.

14. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / общ. ред. А. С. Спиваковского. М.: Прогресс, 1987. 424 с.

15. Романова Е. С., БершедоваЛ. И., МакшанцеваЛ. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология. 2013. № 7 (1). С. 26-34.

16. Сыромятников И. В. Психодиагностическое изучение личности: учеб. пособие. М.: СГУ, 2000. 68 с.

17. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOLVING PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION AND HEALTH OF LEARNERS

The authers of the article discuss psychological and pedagogical aspects of social adaptation and health of learners. The authors analyze the factors influencing the development and health of juveniles during their learning process, define the concept of social illness, its behavioral manifestations, and generalize solutions to problems that arise in the context of the social environment, social practices. The factors contributing to the process of exclusion of minor children and adolescents (biological, psychological, socio-economic, ethical, moral, pedagogical) are summarized and grouped in the article. Each factor is considered from the standpoint of its importance for development and social health of pupils, as well as negative violations, resulting from adverse effects. In conclusion, the stages of the process of psycho-pedagogical and medico-social support of socialization of minors aimed at forming a safe and healthy behavior are described.

Keywords: psycho-pedagogical and medico-social support, personal development, social health, safe and health-preserving behavior.

References

• Aron I. S. Psihologicheskaja gotovnost' k professional'nomu samoopredeleniju podrostkov, nahodjashhihsja v raznyh social'nyh situacijah razvitija // Voprosy psihologii. 2016. № 1. S. 86-95.

• Blinova N. G., Kazin Je. M., Churekova T. M. i dr. Vlijanie obraza zhizni na osobennosti formirovanija psiho-somaticheskih rezervov uchashhihsja liceja // Prirodnye i intellektual'nye resursy Sibiri: mat. 8-j mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Kemerovo, 2002. Ch. 2.— P. 234-238.

• Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i uslovija dostizhenija. M., 1998. 99 s.

• Bozhovich L. I. Izbrannye psihologicheskie trudy: Problemy formirovanija lichnosti / pod red. D. I. Fel'shtejna. M., 1995.— 212 s.

• Fel'dshtejn D. I. Socializacija i individualizacija — soderzhanie processa social'nogo vzroslenija // Mir detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovanija). Voronezh: MODJeK, 2013. 336 s.

• Igisheva L. N. Sistemnyj podhod k ocenke sostojanija i reabilitacii detej v uslovijah obrazovatel'noj dejatel'nosti: dis. ... dokt. med. nauk. Novosibirsk, 2006. 218 s.

• Katzennstein A. et al. The role of psychological set in psychological stress // Psychological factor wolk and relation health. Geneva, 1987. S. 457-461.

• Kazin Je. M., Kasatkina N. Je., Krasnoshlykova O. G. i dr. Konceptual'nye i organizacionno-metodicheskie os-novanija realizacii psihologo-pedagogicheskogo i mediko-social'nogo soprovozhdenija podrostkov v sisteme obrazovanija // Valeologija. 2016. № 2. S. 15-24.

• Krivcova S. V., Sulimina O. V., Bastrakova A. S. Podrostok na perekreste jepoh. M.: Genezis, 1997. 280 s.

• Leont'ev D. A. Traektorii lichnostnogo razvitija u podrostkov, vospityvajushhihsja v sem'e, i podrostkov-sirot // Voprosy psihologii. 2014. № 4. S. 30-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Lichko A. E. Podrostkovaja psihiatrija: ruk-vo dlja vrachej. L.: Medicina,1985. 416 s.

• Peterson L. Stop and think learning: A teacher's guide for motivating children to learn: including those with special needs. Camberwell, Victoria: The Australian Council for Educational Research, 1996.— P. 1-9.

• Porges S. W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. 2003. Vol. 79 (3). P. 503-513.

• Ratter M. Pomoshh' trudnym detjam: per. s angl. / obshh. red. A. S. Spivakovskogo. M.: Progress, 1987. 424 s.

• RomanovaE. S., Bershedova L. I., Makshanceva L. V. Osnovnye aspekty psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija FGOS v sisteme srednego i vysshego obrazovanija // Sistemnaja psihologija i sociologija. 2013. № 7 (1). S. 26-34.

• Syromjatnikov I. V. Psihodiagnosticheskoe izuchenie lichnosti: ucheb. posobie. M.: SGU, 2000. 68 s.

• Vasil'ev V. L. Juridicheskaja psihologija. SPb.: Piter, 2005. 656 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.