Научная статья на тему 'Функциональная и нормативно-правовая основа управления здоровьесберегающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования региона'

Функциональная и нормативно-правовая основа управления здоровьесберегающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающая и социально-адаптивная деятельность / концептуальное основание / педагогическая категория / социально-адаптивная парадигма. / health-promoting and social-adaptive activity / the conceptual base / educational cat- egory / socio-adaptive paradigm.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Чванова

В статье рассматриваются вопросы функциональной и нормативно-правовой основы управления здоровьесберегающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования Кемеровской области. Автор обобщает проблемы негативной динамики показателей социального и психосоматического здоровья субъектов российского образования и констатирует обусловленный ими социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, ее здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности. Любовь Владимировна определяет здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее ей успешность в учебе, конкурентоспособность, мобильность, правильный выбор профессии, обозначает роль образовательных организаций в его формировании. В заключении автор обобщает сложившийся в регионе опыт решения обозначенных проблем и задает вектор возможного дальнейшего развития здоровьесберегающей деятельности в образовательной инфраструктуре области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. В. Чванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND LEGAL BASIS FOR MANAGING HEALTH-SAVING AND SOCIALLY ADAPTIVE ACTIVITIES IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE KEMEROVO REGION

The author of the article considers the issues of the functional and legal basis for managing healthsaving and socially-adaptive activities in the education system of the Kemerovo Region. The author summarizes the problems of the negative dynamics of the indicators of social and psychosomatic health of constituent entities of the Russian education and says the resulting social order in search of ways of preservation and development of the nation, its health, labour and reproductive sufficiency. The author defines health as a social character and feature of human being, ensuring, for example, a student's academic success, competitiveness, mobility, the right choice of a profession. In conclusion, the author summarizes the experience in the region of solving the problems identified in the article and sets the vector for the possible further development of health-saving activities in the educational infrastructure of the region.

Текст научной работы на тему «Функциональная и нормативно-правовая основа управления здоровьесберегающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования региона»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 378

Л. В.Чванова

Л. В. Чванова

Заместитель начальника Департамента образования и науки по вопросам муниципальной образовательной политики содержания общего и дополнительного образования Кемеровской области, г. Кемерово E-mail: lubach@mail.ru Lyubov V. Chvanova Deputy Head of the Department of Education and Science, dealing with the issues of the municipal educational policy of the content of general and additional education of the Kemerovo Region, Kemerovo, Russia

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

В статье рассматриваются вопросы функциональной и нормативно-правовой основы управления здо-ровьесберегающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования Кемеровской области. Автор обобщает проблемы негативной динамики показателей социального и психосоматического здоровья субъектов российского образования и констатирует обусловленный ими социальный заказ на поиск путей сохранения и развития нации, ее здоровья, трудовой и репродуктивной достаточности. Любовь Владимировна определяет здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее ей успешность в учебе, конкурентоспособность, мобильность, правильный выбор профессии, обозначает роль образовательных организаций в его формировании. В заключении автор обобщает сложившийся в регионе опыт решения обозначенных проблем и задает вектор возможного дальнейшего развития здоровьесберегающей деятельности в образовательной инфраструктуре области.

Ключевые слова: здоровьесберегающая и социально-адаптивная деятельность, концептуальное основание, педагогическая категория, социально-адаптивная парадигма.

Глубокие изменения социальных стереотипов, ценностных ориентиров, порожденные социально-экономическими процессами, происходящими в мире и, соответственно, в нашей стране, резко повысили психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчи-вости не только взрослых, но и несовершеннолетних [1].

Психологическое благополучие личности в современной России оказалось под угрозой, поскольку мы живем в условиях радикальных макросоциальных изменений,

Как цитировать статью: Чванова Л. В. Функциональная и нормативно-правовая основа управления здоровьесбере-гающей и социально-адаптивной деятельностью в системе образования региона // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, №2(49). С.120-128.

подрыва нравственных устоев и духовных основ нашего менталитета» [5; 8].

Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость понимания, что негативная динамика показателей социального и психологического здоровья обучающихся объясняется не только длительным воздействием социально-экономических и экологических условий, но и следствием серьезных недочетов в осуществлении образовательного процесса, включая несоблюдение необходимых психолого-педагогических требований к воспитательно-образовательной деятельности, режиму двигательной активности обучающихся [1; 3; 6].

Таким образом, в настоящее время в России сложился социальный заказ на поиск путей сохранения и развития здоровья нации. Этот заказ адресован педагогическому сообществу, работникам системы здравоохранения, культуры, обществу в целом — людям, которые все больше начинают понимать свою ответственность за здоровье и благополучие подрастающего поколения [6; 7].

Приоритетом образовательной организации с настоящее время становится деятельность по формированию, сохранению и укреплению здоровья. Концептуальным основанием здоровьесберегающей деятельности в системе образования являются следующие обязательные составляющие:

- контроль состояния здоровья школьников, предусматривающий выявление резервов здоровья;

- оценку функциональных адаптационных возможностей их организма применительно к тем условиям, в которых они живут и учатся;

- осуществление деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка;

- совершенствование физкультурно-оздоровительной работы;

- соблюдение требований САНПИН в образовательных организациях [4; 8].

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся включает физические и психические компоненты. Здоровье должно рассматриваться как социальное свойство личности, обеспечивающее ей успешность в учебе, конкурентоспособность, мобильность, правильный выбор профессии и др. Образовательные организации, осуществляющие здоровьесберегающую деятельность, должны ориентироваться на создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния обучающихся, а также общности с экологической и социальной средой [11, 14].

Таким образом, понятие здоровья на современном этапе стало педагогической категорией, а психофизиологический потенциал — социальной категорией, выступающей в качестве фактора здоровья и интеллектуальной ценности [6; 7; 8].

Очевидно, что использование здоровьеориентированного ресурса, предполагающего социальное развитие, сохранение социального здоровья, формирование механизма самореализации, самоактуализации, самоопределения, осуществляется только в условиях постоянного совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти в сфере образования с инфра-

структурой образовательных организаций и другими социальными институтами с учетом конкретной социокультурной ситуации в обществе [1; 9; 11].

Данное утверждение находит свое отражение в таких федеральных документах, как «Закон об образовании», «Закон об охране окружающей среды», «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г.», ФГОС на всех уровнях образования (дошкольного, начального, общего полного (среднего), среднего профессионального, высшего профессионального), федеральный Закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№ 43б-ФЗ от 29.12.2010), федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 22.11.2011), федеральный Закон «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28.12.2010), Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне" (ГТО)» (№ 172 от 24.03.2014) [1; 9; 11].

В указанных федеральных российских документах декларируется проблема формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, актуализируя научное общепедагогическое и методическое осмысление решения данной педагогической задачи.

В связи с этим практическая реализация здоровьесберегающей и социально-адаптивной парадигмы должна реализовываться при условии интеграции административно-управленческого, организационно-педагогического и оздоровительно-профилактического ресурса, взаимодействия всех звеньев образования с другими социальными институтами и поддержки регионально-территориальными, ведомственными и федеральными программами с соответствующим финансово-экономическим обеспечением [1; 6; 11].

Очевидно, что здоровьеориентированный механизм социальной адаптации личности, формирующейся в период раннего онтогенетического развития, может быть реализован, только если будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья, успешной социализации, защиты прав детей и подростков [2; 3; 12].

Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, подразумевающая:

- защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность, обеспечение психолого-педагогической поддержки и помощи в кризисных ситуациях;

- проведение комплексной диагностики возможностей здоровья и индивидуальных особенностей детей с самого рождения;

- использование в системе образования специальных программ, направленных на оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении;

- психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей групп биологического и социального риска, детей-инвалидов, детей с ОВЗ;

- профилактика нарушений состояния психологического, физического и социального благополучия и развития ребенка с рождения;

- создание для ребенка благоприятных условий для успешной социализации, адаптации к новым условиям [4; 7; 8; 15].

В этой связи, учитывая методологические предпосылки и межрегиональный научно-практический опыт, концепцию создания в системе образования разветвленной инфраструктуры ресурсно-опорных центров необходимо брать за основу, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Данные центры, созданные в базовых организациях, позволят на основе комплекса обучающих, воспитательно-развивающих и оздоровительных технологий способствовать формированию адаптивно-развивающей безопасной образовательной среды, необходимой для формирования нового качества образования. Деятельность ресурсных центров должна опираться на строго научные фундаментальные положения и выводы возрастной физиологии, гигиены, психологии и педагогики [4; 8].

В Кузбассе по инициативе администрации Кемеровской области:

- высокими темпами развивается направление по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, в основе которого лежит здравоцентриская парадигма;

- функционируют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

- реализуется межведомственный подход;

- при управлении здоровьесберегающей деятельностью в различных территориях Кемеровской области используется трехуровневая система;

- определена структура центров районного и городского уровней [1; 11].

Данная деятельность в системе образования Кемеровской области получила положительную оценку со стороны руководства и ведущих специалистов Министерства образования РФ.

Коллективом научно-педагогических работников КемГУ, ГОО КРЦППМС «Здоровье и развитие личности» разработан и апробирован критериальный аппарат, позволяющий выявлять уровень сформированности когнитивной, дея-тельностной, мотивационно-поведенческой, эмоционально-волевой активности, адаптивно-ресурсных возможностей индивида с учетом уточненных критериев и показателей; разработана автоматизированная программа «Школа, адаптация, здоровье» (Свидетельство от Роспатента о внесении в Реестр программ для ЭВМ, регистрационный № 2016611139 от 27.01.2016), реализующая на практике автоматизированный мониторинг показателей адаптации и здоровья в процессе массового прогностического обследования учащейся молодежи [1; 3; 4].

Использование комплекса автоматизированных программно-технических средств («Статус-ПФ», «Орто+») позволяет определить уровень индивидуального физического, психического развития ребенка, оценить функциональный резерв и возможности организма; выявить факторы риска; обеспечить консультационное сопровождение; выделить роль различных факторов образовательной среды в адаптации; оценивать умственную работоспособность субъектов воспитательно-образовательного процесса; содействовать включе-

нию обучающихся в образовательную среду; осуществлять индивидуальный подход, коррекцию дезадаптивных состояний [1; 4; 6].

Наличие серьезных нарушений в состоянии психосоматического здоровья обучающихся, дезадаптивных сдвигов различной этиологии свидетельствуют о необходимости реализации системной коррекционно-развивающей и социально-оздоровительной работы по формированию социального здоровья, социального развития, социальной адаптации и социального опыта лиц, находящихся в различных социальных ситуациях развития на основе организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитательно-образовательного процесса в системе непрерывного образования в регионе [3; 4].

Научно-практический опыт, накопленный в регионе, свидетельствует, что психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение с целью формирования социально-адаптивного, безопасного и здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних должно осуществляться как в рамках социальных образовательных институтов, так и через деятельность специальных служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ориентированных на специализированную комплексную помощь обучающимся и воспитанникам с трудностями в здоровье, адаптации и развитии [6].

Структурно-функциональную основу модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Кемеровской области составляют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Направленность деятельности данных центров не сводится только к помощи обучающимся: они оказывать помощь, в том числе методическую, другим социальным институтам, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся; их деятельность направлена на содействие в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также в осуществлении мониторинга эффективности этих организаций [1; 6; 8].

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи призван осуществлять комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывать им социальную помощь, поддерживать связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями [1; 8].

При поддержке областной и муниципальной администраций Кузбасского региона нами совместно с Центром разработана и утверждена программная Стратегия психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в системе образования, которая не имеет аналогов в Российской Федерации.

Цель Стратегии — создание региональной системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения несовершеннолетних на основе реализации комплекса административно-управленческих, организацион-

но-педагогических, образовательных и оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение приспособительных возможностей организма, раннее выявление и корректирование дезадаптивных состояний, формирование социально-адаптивного, безопасного и здоровьесберегающего поведения личности, находящейся в различных условиях социального развития [8; 11].

Мероприятия, реализуемые в рамках Стратегии, направлены на:

• развитие организационной, информационно-технологической инфраструктуры региональной системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения в системе образования Кемеровской области;

• формирование системы социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и социальной помощи, воспитания, молодежной политики и спорта;

• исследование психолого-педагогических, медико-социальных и правовых базовых оснований для оценки особенностей формирования социальной и психофизиологической адаптации, безопасного и здоровьесберега-ющего поведения, выявления факторов риска развития дезадаптивных нарушений субъектов образовательного процесса и их корректировка на основе критериев, показателей и индикаторов уровня сформированно-сти культуры здорового, безопасного образа жизни в образовательных организациях различного типа;

• внедрение в практику деятельности образовательных организаций и учреждений психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи комплексного мониторинга показателей здоровья, адаптации и развития несовершеннолетних в динамике процесса обучения и воспитания в системе непрерывного образования;

• расширение социально-адаптивных возможностей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья; инвалидам; несовершеннолетним с повышенными познавательными потребностями; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям из приемных, опекунских семей и семей, находящихся в социально опасном положении; детям, склонным к поведенческим рискам, и другим;

• приведение условий психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;

• оценка ресурсов, необходимых для деятельности Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

• разработка комплекса образовательных, оздоровительно-профилактических, корректировочных программ, позволяющих осуществлять интегрированный и дифференцированный подходы в воспитательно-образовательном, оздоровительно-профилактическом и социально-правовом процессе с учетом требований;

• реализация дошкольного, общего, дополнительного и профессионального

образования с учетом специфики возрастных, гендерных и типологических особенностей индивида, личностных и социальных качеств несовершеннолетних с целью формирования у них высокого уровня психологической устойчивости, физической подготовленности, коммуникативного потенциала и морально-нормативных ценностей социализации;

• создание условий для безопасности, психологического благополучия и развития в сфере образовательной среды;

• централизация профессионального управления психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением;

• обеспечение единого стандарта психолого-педагогических, медико-социальных услуг;

• управление внутренними кадровыми ресурсами, возможности ротации кадров;

• проведение постоянно действующего межрегионального научно-практического и методологического семинара по различным аспектам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения на базе Кузбасского регионального центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Здоровье и развитие личности» совместно с институтом образования КемГУ КРИПКиПРО, КРИРПО с участием представителей ресурсных образовательных организаций, а также специалистов Новосибирского государственного педагогического университета и Алтайского государственного университета;

• повышение профессиональной компетентности специалистов, реализующих услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

• осуществление контроля региональным координационным советом «Образование и здоровье» за этапами реализации Программы [1; 11].

Таким образом, опыт административно-управленческой, организационно-педагогической и оздоровительно-профилактической деятельности в Кузбассе убедительно свидетельствует, что процесс сохранения и укрепления соматического, психологического и социального здоровья, безопасности жизнедеятельности и социальной адаптации субъектов образования необходимо обеспечивать за счет тесной интеграции региональных и муниципальных образовательных ведомств с семьей и другими социальными институтами [4; 8; 11].

Анализ реализуемых федеральных и региональных программ позволяет утверждать, что их использование лишь создает предпосылки для внедрения здоровьесберегающих и социально-адаптивных технологий в систему образования, однако базовым основанием и важнейшим условием для формирования здоровьеориентированного социально-адаптивного образовательного пространства, способствующего психофизиологическому развитию, самоактуализации, профессиональному самоопределению школьников, является создание в образовательных организациях различного типа адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды, которая может обеспечить

хорошее функциональное состояние обучающихся и готовность индивида к социализации [1; 10].

Очевидно, что основными направлениями психолого-педагогической и медико-социальной помощи на этапе начальной и основной школы являются поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками; формирование жизненных навыков; профилактика неврозов, девиантного поведения, наркозависимости; на этапе средней школы доминируют процессы формирования социального опыта и профессионального самоопределения обучающихся [9; 10; 11].

Последовательная и целенаправленная организация социально-адаптивной образовательной среды, реализующей программы содействия личностному и социальному самоопределению, психофизическому развитию, выбору профессии обучающихся, может быть, по нашему мнению, обеспечена только при условии создания и развития в школе специализированных служб, обеспечивающих координацию и согласование административно-управленческой, организационно-педагогической и социальной оздоровительной форм деятельности в образовательной организации.

Литература

1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / Э. М. Казин и др.; отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 299 с.

2. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбУ 2000. С. 10-88.

3. Влияние образа жизни на особенности формирования психосоматических резервов учащихся лицея Блинова Н. Г., Казин Э. М., Чурекова Т. М., Васина Е. В. // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: мат-лы 8-й Междунар. научно-практич. конф. Кемерово, 2002. Ч. 2.

4. Возрастные и типологические особенности адаптации школьников в условиях действия учебных и социально-оздоровительных факторов / Казин Э. М., Федоров А. И., Свиридова И. А., Шинкаренко А. С. [и др.] // Вестник КемГУ. 2015. Т. 1. № 2 (62) С. 119-124.

5. Журавлева И. В. Почему не улучшается здоровье россиян? // Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 163-176.

6. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования теория и практика: учеб. пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. кол. Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. 347 с.

7. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск, 1996. 119 с.

8. Казин Э. М., Блинова Н. Г., ЛитвиноваН. А. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие. М.: Владос, 2000. 189 с.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р

10. Психологические проблемы современного современного российского общества / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2012. 575 с.

11. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / редкол.: Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова и др.; под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО; М.: Изд-во ФГБУ ДПО «УСМЦ ЖДТ». 2017. 495 с.

12. Campbell D. T. Evolutionary epistemology // Evolutionary epistemology, rationality, and the sociology of knowledge. 1987. P. 47-89.

13. Katzennstein A. et al. The role of psychological set in psychological stress [Text] / A. Katzennstein et al. // Psychological factor wolk and relation health. Geneva, 1987. P. 457-461.

14. Peterson L. Stop and think learning: A teacher's guide for motivating children to learn: including those

with special needs. Camberwell, Victoria: The Australian Council for Educational Research, 1995.

15. Porges S. W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. 2003. Vol. 79(3). P. 503-513.

FUNCTIONAL AND LEGAL BASIS FOR MANAGING HEALTH-SAVING AND SOCIALLY ADAPTIVE ACTIVITIES IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE KEMEROVO REGION

The author of the article considers the issues of the functional and legal basis for managing health-saving and socially-adaptive activities in the education system of the Kemerovo Region. The author summarizes the problems of the negative dynamics of the indicators of social and psychosomatic health of constituent entities of the Russian education and says the resulting social order in search of ways of preservation and development of the nation, its health, labour and reproductive sufficiency. The author defines health as a social character and feature of human being, ensuring, for example, a student's academic success, competitiveness, mobility, the right choice of a profession. In conclusion, the author summarizes the experience in the region of solving the problems identified in the article and sets the vector for the possible further development of health-saving activities in the educational infrastructure of the region.

Keywords: health-promoting and social-adaptive activity, the conceptual base, educational category, socio-adaptive paradigm.

References

• Anan'ev V. A. Psihologija zdorov'ja: puti stanovlenija novoj otrasli chelovekoznanija // Psihologija zdorov'ja. SPb.: Izd-vo SPbU, 2000. S. 10-88. [In Rus].

• Blinova N. G., Kazin Je. M., Churekova T. M. i dr.Kazin Je. M. i dr. Adaptacija i zdorov'e. Teoreticheskie i prikladnye aspekty: kollektivnaja monografija / otv. red. Je. M. Kazin. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2008. 299 s. [In Rus].

• CampbellD. T. Evolutionary epistemology // Evolutionary epistemology, rationality, and the sociology of knowledge. 1987. P. 47-89.

• Katzennstein A. et al. The role of psychological set in psychological stress // Psychological factor wolk and relation health. Geneva, 1987. P. 457-461.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Kazin Je. M., Blinova N. G., Litvinova N. A. Osnovy individual'nogo zdorov'ja cheloveka: ucheb. posobie. M.: Vlados, 2000. 189 s. [In Rus].

• Kazin Je. M., Fedorov A. I., Sviridova I. A. i dr. Vozrastnye i tipologicheskie osobennosti adaptacii shkol'nikov v uslovijah dejstvija uchebnyh i social'no-ozdorovitel'nyh faktorov / // Vestnik KemGU. 2015. T. 1. № 2 (62) S. 119-124. [In Rus].

• Kaznacheev V. P., Kaznacheev S. V. Adaptacija i konstitucija cheloveka. Novosibirsk, 1996. 119 s. [In Rus].

• Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r. Ukazat' is-tochnik, otkuda byl vzjat tekst Koncepcii. [In Rus].

• Peterson L. Stop and think learning: A teacher's guide for motivating children to learn: including those with special needs. Camberwell, Victoria: The Australian Council for Educational Research, 1995. Ukazat' stranicy.

• Porges S. W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. 2003. Vol. 79(3). P. 503-513.

• Psihologicheskie problemy sovremennogo sovremennogo rossijskogo obshhestva / otv. red. A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. M.: Institut psihologii RAN, 2012. 575 s. [In Rus].

• Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovanija zdorov'esberegajushhego I social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: monografija. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovanija, sohraneni-ja, ukreplenija zdorov'ja I social'nogo razvitija obuchajushhihsja, vospitannikov / redkol.: Je. M. Kazin, N. Je. Kasatkina, O. G. Krasnoshlykova i dr.; pod nauch. red. Je. M. Kazina. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO; M.: Izd-vo FGBU DPO «USMC ZhDT». 2017. 495 s. [In Rus].

• Vlijanie obraza zhizni na osobennosti formirovanija psihosomaticheskih rezervov uchashhihsja liceja // Prirodnye i intellektual'nye resursy Sibiri: mat-ly 8-oj Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Kemerovo, 2002. Ch. 2. Ukazat' stranicy. [In Rus].

• Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija teorija i praktika: ucheb. posobie / pod nauch. red. Je. M. Kazina; red. kol. N. Je. Kasatkina, E. L. Rudneva, O. G. Krasnoshlykova i dr. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2009. 347 s. [In Rus].

• Zhuravleva I. V. Pochemu ne uluchshaetsja zdorov'e rossijan? // Vestnik instituta sociologii. 2013. № 6. S. 163176. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.