Научная статья на тему 'Воспитание личности в условиях дополнительного образования на основе поликультурного подхода'

Воспитание личности в условиях дополнительного образования на основе поликультурного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурный подход / социальное воспитание / дополнительное обра- зование / социокультурная идентичность / поликультурная толерантность / поликультурность / субкультура / polycultural approach / social upbringing / additional education / socio-cultural identity / polycultural tolerance / polyculturalism / subculture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Никитина Ольга Геннадьевна, Гриценко Вероника Валерьевна

В статье представлен теоретический анализ проблемы реализации поликультурного подходав социальном воспитании; определены сущность понятия «поликультурность» личности, еесоставляющие, содержание и способы организации педагогической деятельности в условиях дополнительного образования; дано описание многообразия субкультур, образующихсоциокультурное пространство воспитательной организации. Создание комплекса условий,разработка и реализация образовательных программ, форм и методов поликультурного воспитания, использование комплекса диагностических методик на выборке, состоящей из воспитанников и педагогов Детско-юношеского центра № 3 г. Ульяновска, позволили определитьэффективность разработанного научно-методического обеспечения реализации поликультурного подхода в социальном воспитании, направленного на формирование поликультурнойтолерантности и социокультурной идентичности воспитанников учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Никитина Ольга Геннадьевна, Гриценко Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Upbringing under Conditions of Additional Education Based on Polycultural Approach

The theoretical analysis of a problem of realization of polycultural approach in social education is presented in article; the essence of the concept «polylevel of culture» of the personality, it making is defined; the contents and ways of the organization of pedagogical activity in the conditions of additional education; the description of variety of the subcultures forming sociocultural space of the educational organization is given. Creation of a complex of conditions, development and realization of educational programs, forms and methods of polycultural education, use of a complex of diagnostic techniques on the selection consisting of pupils and teachers of «Сhildren and youth center» № 3 of Ulyanovsk allowed to define efficiency of the developed scientific and methodical ensuring realization of the polycultural approach in social education directed on formation of polycultural tolerance and sociocultural identity of pupils of establishment of additional education.

Текст научной работы на тему «Воспитание личности в условиях дополнительного образования на основе поликультурного подхода»

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 37. 018. 7

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко

Шустова Любовь Порфирьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и педагогических технологий, Ульяновский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Россия

E-mail: [email protected]

Никитина Ольга Геннадьевна - директор, Детско-юношеский центр № 3, Ульяновск, Россия E-mail: [email protected]

Гриценко Вероника Валерьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Детско-юношеский центр № 3, Ульяновск, Россия E-mail: [email protected]

В статье представлен теоретический анализ проблемы реализации поликультурного подхода в социальном воспитании; определены сущность понятия «поликультурность» личности, ее составляющие, содержание и способы организации педагогической деятельности в условиях дополнительного образования; дано описание многообразия субкультур, образующих социокультурное пространство воспитательной организации. Создание комплекса условий, разработка и реализация образовательных программ, форм и методов поликультурного воспитания, использование комплекса диагностических методик на выборке, состоящей из воспитанников и педагогов Детско-юношеского центра № 3 г. Ульяновска, позволили определить эффективность разработанного научно-методического обеспечения реализации поликультурного подхода в социальном воспитании, направленного на формирование поликультурной толерантности и социокультурной идентичности воспитанников учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: поликультурный подход, социальное воспитание, дополнительное образование, социокультурная идентичность, поликультурная толерантность, поликультурность, субкультура.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-351 -360 Введение

Реалии современной жизни все более подводят исследователей и педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение социокультурной среды в становлении личности. Поликультурный подход в образовании, значимость и популярность которого заметно возросли в последние десятилетия, основан на объективном наличии особых, определяющих закономерности развития человечества в начале нового тысячелетия общественных процессов и явлений. К ним, прежде всего, относят глобализацию, миграцию населения, наличие национальных и социальных меньшинств, интеграцию, наличие расизма, нетерпимости.

Вместе с тем нельзя не признать, что поликультурное пространство личности весьма многообразно. Любая воспитательная организация, в которой осуществляется социальное воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие которых подчас не учитывается педагогами и не используется в воспитательных целях.

МАУЧМЫИ

ОТДЕЛ

© Шустова Л. П., Никитина О. Г., Гриценко В. В., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

Анализ современного состояния работ по данной проблеме свидетельствует о том, что в них рассматриваются отдельные аспекты поликультурности, преимущественно связанные с этническим многообразием. В то же время практически не изучены специфика и возможности поликультурного подхода в социальном воспитании. Теоретические предпосылки исследования данного аспекта заложены в социально-педагогической концепции А. В. Мудрика (идея дифференциации и взаимодействия субкультур), в исследованиях, посвященных осмыслению воспитательного пространства (Е. А. Александрова, Н. М. Борытко, И. Д. Демакова, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.), позволяющих рассматривать социокультурную среду воспитательной организации как поле пересечения и взаимообогащения множественных субкультур [1].

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между потребностями педагогической практики, вызванными растущей ролью системы дополнительного образования, обладающей наибольшими возможностями для реализации поликультурного подхода в социальном воспитании личности, и недостаточной разработанностью научно-методических основ этого процесса. Данное противоречие определяет проблему исследования - необходимость удовлетворения требований социума по обеспечению позитивного социального становления личности в поликультурном пространстве и невозможность реализовать этот процесс в условиях дополнительного образования в связи с неразработанностью программного и методического обеспечения данного процесса. Объектом исследования является процесс социального воспитания личности в условиях дополнительного образования. Целью является разработка научно-методических основ образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, обеспечивающего реализацию поликультурного подхода в социальном воспитании детей и подростков. Перевод данной цели в систему воспитательных задач требует создания модели поликультурной личности, т. е. определения тех свойств и качеств, которые характеризуют ее толерантность и социокультурную идентичность.

Теоретический анализ проблемы

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию и модель поликультурного подхода в социальном воспитании, разработанные Н. Н. Никитиной совместно с другими исследователями (Н. А. Евлешиной, В. Р. Ясницкой, И. Т. Сулеймановым) [2]. В данной концепции:

- рассматривается поликультурная среда воспитательной организации как объективно существующее многообразие субкультур;

- изучается воспитательный потенциал данных культур;

- определяются условия развития толерантности педагогов по отношению к многообразию субкультур, представленных в организации;

- выявляются условия становления социокультурной толерантности и идентичности воспитанников в поликультурной реальности;

- представлена культура воспитательной организации как поле взаимопроникновения компонентов поликультурной среды, обеспечивающее актуализацию и обогащение их воспитательного потенциала.

Системообразующим подходом исследования является культурологический подход, интегрирующий концепции В. С. Библера, С. И. Гессена, М. Мид, Н. Б. Крыловой и др. Методологическую основу исследования составляют также: философские концепции М. Бубера, М. С. Кагана, М. Ше-лера, Ч. Тейлора, Г. Швайцера; психологические теории Э. Эриксона, Т. Шибутани, А. В. Петровского, А. С. Обухова, А. Г. Асмолова, И. С. Кона; социологические подходы к изучению культуры М. Роббера, О. Г. Филатовой, Л. Г. Ионина, Т. Парсонса, Дж. Мердока и др.

Педагогический базис исследования включает в себя концепцию социализации в контексте социального воспитания А. В. Мудрика, теории поликультурного образования и воспитания (А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, В. Нике, Г. Ауэрнхаймера и др.), теорию воспитательного пространства (Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Д. В. Григорьева) [3-5].

Теоретическая модель поликультурного подхода в социальном воспитании

На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы разработана теоретическая модель поликультурного подхода в социальном воспитании (рис. 1). Она опирается на понимание социального воспитания как особого вида относительно контролируемой социализации в рамках воспитательных организаций. Результатом поликультурного воспитания является оптимальное сочетание толерантности и идентичности личности, обозначаемое нами термином «поликультурность». Разработанная теоретическая модель опирается на концепции, идеи и базисные категории поликультурности, а также на концепцию социализации в контексте социального воспитания А. В. Му-дрика, которое определяется как взращивание человека в ходе создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [6]. В условиях воспитательной организации поликультурность личности формируется в процессе со-бытия различных контактных субкультур: этнических, гендерных, возрастных и др.

С точки зрения субъект-субъектного подхода социализация представляет собой интеграцию

352

Научный отдел

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности

Рис. 1. Теоретическая модель поликультурного подхода в социальном воспитании

двух процессов, находящихся в отношениях взаимодополнительности: социальной адаптации

(приспособления) и индивидуализации (обособления). В соответствии с этой характеристикой социализированность в качестве личностной черты человека можно определить как результат процесса социализации в виде того или иного соотношения его потребностей и способностей к приспособлению и обособлению в социуме.

Одной из важнейших составляющих со-циализированности воспитанника является его поликультурность в принятом нами понимании этого термина, которая характеризуется через два диалектически связанных аспекта. Первый, соответствующий социальной адаптированности, представлен толерантностью личности по отношению к многообразию взаимодействующих с ней (контактных) культур. Второй, соответствующий социальному обособлению, представлен социокультурной идентичностью человека, являющей

собой своеобразный и неповторимый сплав ин-териоризированных культур и продуцированные им самим культурные ценности. Толерантность и идентичность личности, рассматриваемые как взаимодополнительные и взаимодетерминированные составляющие поликультурности, выступают как цели-результаты социального воспитания.

Для более детального изучения сущности и условий успешного формирования рассмотренных компонентов поликультурности целесообразен анализ трех аспектов: когнитивного, эмотивного и конативного (таблица).

Эти аспекты поликультурной толерантности и социокультурной идентичности отражают последовательность формирования поликультурности личности. Знание конкретных субкультур, с которыми воспитанник взаимодействует - реально или виртуально, лежит в основе его эмоционального отношения к ним, которое, в свою очередь, служит стимулом к конкретным действиям и поступкам.

Составляющие поликультурной толерантности и социокультурной идентичности

Аспекты Компоненты

Поликультурная толерантность Социокультурная идентичность

Когнитивный Информированность и понимание многообразия и особенностей контактных субкультур Осознание позитивных и негативных аспектов контактных субкультур и собственной культуры

Эмотивный Позитивное эмоциональное отношение (принятие) иных культур (за исключением контркультур) Эмоциональная идентификация с референтными культурами, дифференциация эмоционального восприятия позитивных и негативных аспектов собственной культуры

Конативный Умение адекватно выразить своё отношение к иным культурам через действия и поступки Умение самоопределяться в многообразии культур и адекватно выражать и развивать свою социокультурную идентичность

Педагогика развития и сотрудничества

353

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

Отсюда мы делаем следующий вывод: неадекватность поведения человека в поликультурной ситуации является, как правило, следствием его непонимания (незнания) контактных субкультур и неадекватного к ним эмоционального отношения.

Следующим важным моментом является разграничение понятий «социокультурная среда» и «воспитательное пространство». Социокультурная среда в рамках средового подхода в теории воспитания (Ю. С. Мануйлова) представляет собой совокупность общественных, социальных и духовных условий, окружающих человека, взаимодействующих с ним и определяющих процесс его социализации [7]. В отличие от нее воспитательное пространство - это специально и целенаправленно создаваемая, обогащаемая со-бытием субъектов воспитания, «педагогизированная» сфера социальной среды (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Д. В. Григорьев) [5]. С нашей точки зрения, воспитательное пространство представляет собой поле пересечения различных культур, их встречу, т. е. их взаимопредъявление, взаимооткрытие и взаимообогащение, что и обозначается термином «со-бытие».

Наконец, еще один момент, на котором стоит остановиться, - это определение многообразия субкультур, образующих внутреннее социокультурное пространство воспитательной организации: это - этнические, гендерные, коллективные, профессиональные, возрастные, семейные, конфессиональные и др. субкультуры.

Сделаем выводы, отражающие наше понимание сущности поликультурного подхода в социальном воспитании, она заключается в:

- признании и принятии многообразия культур, включенных (или пересекающихся) в процесс социального воспитания, и максимально возможном изучении их воспитательного потенциала;

- развитии толерантности педагогов и воспитанников по отношению к разнообразию субкультур в воспитательной организации;

- поддержке социокультурной идентичности субъектов воспитания;

- создании благоприятных условий для совместного бытия (со-бытия) субкультур, субъектов и культурной идентификации каждого из них.

Следовательно, достижение цели воспитательной деятельности по формированию поликультурности воспитанников требует решения следующих основных задач:

- обеспечения знания воспитанником контактных субкультур и особенностей собственной культуры;

- создания условий для проживания и эмоционального переживания поликультурных ситуаций;

- формирования адекватного поведения, отражающего социокультурную толерантность и идентичность воспитанника на основе рефлексии собственных знаний и чувств.

Эти задачи также отражают последователь-

ность педагогических действий в рамках поликультурного социального воспитания.

Освоение содержания поликультурного воспитания в Детско-юношеском центре № 3 осуществляется через четыре основные направления деятельности: образовательное (творческое); досугово-развивающее; социально-психологическое; социализирующее. Кратко охарактеризуем каждое из них.

1. Образовательная деятельность, обеспечивающая формирование поликультурного сознания личности в условиях взаимодействия и пересечения различных культур и субкультур, включает в себя целенаправленные методы, формы и технологии как обучения, так и воспитания. Она осуществляется посредством разработки и реализации образовательных программ художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленностей, обеспечивающих поддержку становления этнической идентичности при обучении хореографическому искусству («Азбука хореографии», «Фаворит», «Веснушки», «Вояж»), формирующих возрастную и гендерную толерантность у воспитанников (театральная студия «Музыкальная сказка» и др.), обеспечивающих поддержку становления гендерной идентичности подростков, девочек и мальчиков («Мастерица», «Волшебный мир рукоделия», «Бокс» и т. д.).

Особенностью Детско-юношеского центра (ДЮЦ) является направленность на самореализацию воспитанников в различных видах деятельности, в которой дети получают не только новые знания, но и опыт творческого взаимодействия и конструктивной самореализации. Подчеркнем, что наиболее сообразными поликультурному подходу, на наш взгляд, являются целенаправленно создаваемые ситуации: успеха, которая формирует идентичность воспитанника как субъекта и коллектива как полисубъекта; диалога культур, воспитывающая поликультурную толерантность; творчества, способствующая приобретению опыта поликультурного взаимодействия.

2. Досугово-развивающая деятельность:

под ней мы понимаем деятельность по организации свободного времени, обеспечивающую реализацию духовных потребностей и интересов воспитанников, обладающую личностно-развивающим характером. В ее процессе происходит освоение социокультурного опыта, ценностей и различных видов творческой самодеятельности. Организация массовых воспитательных и досуговых мероприятий (театрализованных игровых программ, вечеров, конкурсов, народных праздников и гуляний, фестивалей, концертов, акций и т. д.), с одной стороны, оказывает позитивное влияние на развитие индивидуальности детей и подростков, с другой - обеспечивает интеграцию объединений.

К досугово-развивающим мероприятиям, направленным на формирование этнической толерантности и идентичности, можно от-

354

Научный отдел

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности

нести: организацию православных и народных праздников; проведение фестиваля дружбы «Мы разные, но мы вместе»; внеклассные мероприятия «Традиции народов Поволжья»; посещение музеев народной культуры; участие в фестивале российско-азербайджанской дружбы, в проведении народных азербайжданских праздников; участие в трудовых акциях по восстановлению памятников культуры, в фестивале народных единоборств и др. В целях формирования гендерной толерантности и идентичности организуются конкурс «Мисс ДЮЦ № 3», «Рыцарский турнир», игровые программы для детей и подростков, мероприятия с родителями и др.

Формирование организационной культуры и коллективной идентичности объединений предполагает проведение следующих мероприятий: праздника «Посвящение в кружковцы»; акций; конкурса художественного и декоративно-прикладного творчества; дней семейного общения; театрализованных игровых и праздничных программ и др. Организация многообразных досуговых мероприятий обеспечивает интеграцию объединений, взаимодействие большого контингента детей - представителей различных возрастных, гендерных, социальных, этнических и иных групп.

3. Социально-психологическая деятельность направлена на сопровождение образовательных программ и помощь детям в решении их проблем. Данное направление осуществляется социально-психологической службой ДЮЦ № 3 в составе педагога-психолога и социального педагога, призванной обеспечить целостность процесса реализации поликультурного подхода в учреждениях дополнительного образования. Одним из видов деятельности социально-психологической службы является диагностика исходного состояния уровня толерантности и идентичности воспитанников и педагогов, а также мониторинг его изменения в процессе образовательной деятельности; другим направлением - коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, включающая игровые и коммуникативные тренинги, беседы, дискуссии, круглые столы, акции и т. д.

Служба осуществляет также:

- социально-психологическое сопровождение семей воспитанников;

- опосредованное социально-психологическое воздействие через создание соответствующей педагогической ситуации, среды, позволяющей сплотить детские коллективы, сформировать коллективные традиции, создать детям условия для самореализации, развития навыков эффективного общения;

- работу с детьми особых социальных групп (групп риска, находящихся под опекой), которая включает в себя социально-психологическую поддержку подростков, посещающих трудовой отряд «Засвияжцы»;

- психолого-педагогическое просвещение педагогов - обеспечение их знаниями и умениями, необходимыми для эффективной реализации поликультурного подхода, успешного межличностного общения с воспитанниками и коллегами.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение базируется на взаимодействии с педагогами дополнительного образования, социумом и ориентируется на систематическую работу с педагогами, родителями и воспитанниками.

4. Социализация субъектов образовательной среды обеспечивается следующими направлениями деятельности ДЮЦ № 3:

- развитием социально-профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, включающим в себя разработку и внедрение программы методической и социально-психологической подготовки педагогов к реализации поликультурного подхода в социальном воспитании через освоение способов его реализации;

- взаимодействием с окружающей социальной средой (общеобразовательными организациями, учреждениями культуры, муниципальными органами управления образованием, средствами массовой информации, общественными организациями, конфессиями и семьями учащихся) в воспитательной деятельности по реализации поликультурного подхода.

Выборка и методики исследования

Исследование осуществлялось на базе Детско-юношеского центра № 3 Засвияжского района г. Ульяновска. Для диагностики были выбраны воспитанники объединений различной направленности, в том числе тех, в которых занимаются трудные дети (воспитанники клуба «Рост» - дети особых социальных групп) и летнего трудового лагеря «Засвияжцы» (подростки, стоящие на внутришкольном учете и в комиссии по делам несовершеннолетних) - в количестве 400 человек (253 воспитанника - экспериментальная группа, 147 воспитанников - контрольная группа). Кроме того, в исследовании участвовало 30 педагогов.

С целью критериально-диагностического обеспечения реализации поликультурного подхода в социальном воспитании личности нами был разработан пакет методик, включающий в себя: опросник «Поликультурная толерантность и идентичность», разработанный авторами концепции поликультурного подхода в социальном воспитании (Н. Н. Никитиной, В. Р. Ясницкой, Н. А. Евлешиной); опросник «Толерантность» П. И. Степанова; методику для определения социокультурной идентичности (ОСКИ); методику диагностики коммуникативной установки

В. В. Бойко; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой).

Педагогика развития и сотрудничества

355

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

Цели психолого-педагогической диагностики:

- выявление проблем в становлении поликультурной толерантности и идентичности у педагогов и воспитанников;

- сравнительный анализ показателей сфор-мированности поликультурной толерантности и идентичности педагогов и воспитанников;

- определение степени эффективности экспериментальной деятельности на основе изучения динамики становления толерантности и социокультурной идентичности педагогов и воспитанников.

Основной методикой психолого-педагогической диагностики является опросник «Поликультурная толерантность и идентичность» (Н. Н. Никитиной, В. Р. Ясницкой, Н. А. Евле-шиной). Содержание диагностики основано на модели поликультурного подхода в социальном воспитании и включает изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого уровней поликультурной толерантности и идентичности педагогов и воспитанников. Методика рассчитана на старших подростков и старшеклассников (1-й вариант) и педагогов (2-й вариант).

По результатам входной диагностики были определены основные направления работы, результаты итоговой диагностики позволили проанализировать и оценить степень эффективности осуществленной экспериментальной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная оценка эффективности научно-методического обеспечения реализации поликультурного подхода в социальном воспитании подростков осуществлялась по опроснику Н. Н. Никитиной с соавторами. Обработка результатов проводилась методом шкалирования. Коэффициенты, вычисляемые по каждому блоку, отражают следующие компоненты поликультурности личности: первые два (КТ и КИ) соответствуют когнитивному уровню толерантности и идентичности; вторые (ЭТ и ЭИ) - эмоциональному уровню толерантности и идентичности; третья пара коэффициентов (ПТ и ПИ) - поведенческому уровню толерантности и идентичности. Единицы измерения - числовые значения каждого коэффициента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим результаты диагностики сформированности поликультурности у воспитанников. Диагностическое исследование степени толерантности воспитанников к представителям неформальных молодежных субкультур (эмо, паркурщикам, анимешникам и пр.) свидетельствует о том, что подростки достаточно информированы об особенностях различных молодежных субкультур, представленных в ДЮЦ. Воспитанники демонстрируют как высокий эмо-тивный уровень толерантности (ЭИ! = 2,8), так и поведенческий, отражающий готовность к взаи-

модействию с представителями иных субкультур (ПИ1 = 2,9). В то же время лишь 3% из этих подростков относят себя к представителям одной из перечисленных групп, что свидетельствует либо о неточном знании особенностей молодежных субкультур в их объединениях, либо о нежелании признаваться в своей принадлежности к данным группам.

Большинство респондентов осознают негативные аспекты влияния отдельных молодежных субкультур и не стремятся идентифицировать себя с какой-либо определенной молодежной группой.

Анализ результатов исследования степени толерантности к гендерной субкультуре и гендерной идентичности воспитанников учреждений дополнительного образования показал, что подростки знают и понимают особенности и нормы общения с представителями противоположного пола, позитивно относятся к совместному обучению, в целом охотно общаются друг с другом в объединениях.

Большинство подростков старается соответствовать в своем поведении нормам и ценностям, принятым в данной гендерной субкультуре, что свидетельствует о наличии внешней субкультурной идентификации. Вместе с тем, если мальчики и юноши полностью ориентированы на традиционные для мужчин нормы поведения, стараются быть сильными и помогать девочкам, то часть девочек в начале эксперимента демонстрировала нежелание проявлять в своем поведении исконно женские качества - быть скромной, мягкой и заботливой (33%). В связи с этим педагоги в своих образовательных программах сделали акцент на развитии гендерной идентичности воспитанни-ков-девочек. Эта работа дала положительный результат: снизилось количество девочек, которые демонстрировали нежелание проявлять в своем поведении исконно женские качества (17%).

Результаты изучения толерантности воспитанников к другим коллективным субкультурам свидетельствует о том, что не все подростки знакомы с особенностями и традициями таких объединений. Эмоционально они готовы принимать воспитанников других объединений (ЭТ3 = 3,6 и 3,7 соответственно) и стремятся к общению с ними (ПТ3 = 3,4). Высоко оценивают воспитанники принадлежность к собственной коллективной субкультуре: на когнитивном уровне это выражается в знании традиций и особенностей своего объединения (КИ3 = 3,75). Подростки демонстрируют полную эмоциональную удовлетворенность принадлежностью к данной коллективной субкультуре (ЭИ3 = 3,8). Что касается внешней, поведенческой идентификации с коллективной субкультурой своего объединения, здесь показатели значительно ниже (ПИ3 = 3,15). Это связано с тем, что некоторые подростки стремятся отстаивать свою индивидуальность и не хотят полностью следовать нормам и правилам поведения своей группы. Возможна и другая причина: объединение, в котором занимается подросток, не стало

356

Научный отдел

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности

для него той референтной коллективной субкультурой, с которой он себя идентифицирует, скорее всего, из-за кратковременности присутствия в нем и контактов между детьми.

В конце эксперимента показатель поведенческой субкультурной идентификации с коллективной субкультурой своего объединения незначительно повысился (ПИ3 = 4,1) благодаря тому, что велась целенаправленная работа педагогов и социально-психологической службы по развитию целостности и единства в коллективе.

В учреждении дополнительного образования детей представлены различные возрастные субкультуры: здесь занимаются учащиеся начальных классов, основной школы, старшеклассники, обучающиеся СПО. К отдельной взрослой возрастной субкультуре можно отнести педагогов дополнительного образования. В качестве результатов исследования необходимо отметить высокую степень толерантности воспитанников к взрослой субкультуре, представленной педагогами объединений. Она прослеживается как на когнитивном уровне (входная диагностика КТ4 = 3,8; итоговая диагностика КТ4 = 4,1), так и на эмо-тивном (входная диагностика ЭТ4 = 3,65; итоговая диагностика ЭТ4 = 3,9). Воспитанники способны адекватно выразить свое отношение к педагогам через действия и поступки (входная диагностика ПТ4 = 3,6; итоговая диагностика ПТ4 = 3,9). Вероятно, это связано с добровольным характером обучения в учреждении дополнительного образования, предоставляемой воспитанникам свободой выбора объединения с учетом своих интересов и потребностей, а также возможностей самореализации, в результате чего педагог становится значимым взрослым, общение с которым интересно для каждого из них.

Воспитанники идентифицируют себя со своей возрастной группой. На когнитивном уровне они демонстрируют знание и понимание норм, прав и обязанностей, связанных с их позицией обучающегося (входная диагностика КИ4 = 3,7; итоговая - КИ4 = 4,1). Они позитивно воспринимают своих сверстников, их поведение и внешний облик (входная диагностика ЭИ4 = 3,65; итоговая диагностика ЭИ4 =3,9), в своем поведении стремятся соответствовать возрастным нормам и ролевому статусу (входная диагностика ПИ4 = 3,6; итоговая диагностика ПИ4 =3,8).

В объединениях учреждений дополнительного образования занимаются дети разных национальностей. Здесь наиболее полно представлены традиционные этнические культуры Поволжья: русские, татары, чуваши, мордва, а также появившиеся в результате миграционных процессов представители постсоветских и республик Северного Кавказа (особенно в таких спортивных объединениях, как бокс, борьба). Поэтому проблема этнической толерантности и сохранения этнической идентичности актуальна для данного вида воспитательной организации.

Анализ результатов опроса воспитанников показал, что подростки демонстрируют достаточно высокий уровень толерантности к представителям других этнических субкультур: они позитивно относятся к наличию в составе объединений детей разных национальностей (входная диагностика КТ5 = 3,9; итоговая диагностика КТ5 = 4,2), эмоционально принимают их особенности (входная диагностика ЭТ5 = 3,65; итоговая диагностика ЭТ5 = 4), дружат со сверстниками разных национальностей (входная диагностика ПТ5 = 3,7; итоговая диагностика ПТ5 = 3,9). Есть подростки (2%), которые демонстрируют интолерантность к представителям контактных этнических субкультур.

Необходимо отметить также достаточно высокие когнитивный и эмотивный уровни сформи-рованности этнической идентичности воспитанников. Подростки считают, что они знают обычаи и традиции своего народа (входная диагностика КИ5 = 3,55; итоговая диагностика КИ5 = 3,7), гордятся принадлежностью к своей нации (входная диагностика ЭИ5 = 3,8; итоговая диагностика ЭИ5 = 4,2). Вместе с тем 7% подростков считают, что они недостаточно хорошо знают присущие своей этнической культуре традиции и обычаи. Более низкий средний балл поведенческого уровня (ПИ5 = 3,1) свидетельствует о том, что не все воспитанники объединений ориентируются в своем поведении на принятые в этнической культуре традиции и нормы. В результате реализации воспитательной программы ДЮЦ № 3 повысился средний балл на поведенческом уровне (ПИ5 = 4), т. е. воспитанники объединений стали больше ориентироваться на принятие традиций и норм этнической культуры.

Наличие представителей различных конфессий в объединениях учреждений дополнительного образования связано с двумя причинами: присутствием представителей этнических культур, традиционно принадлежащих к разным религиозным конфессиям (прежде всего православной и мусульманской), а также с тенденцией кон-фессионализации общества и повышением роли конфессий в духовно-нравственном воспитании молодежи. Большая часть воспитанников понимает и принимает многоконфессиональность современного общества (КТ6 = 3,8), старается проявлять веротерпимость в своем отношении и поведении, касающихся к верующих (ПТ6 = 3,4; ЭП6 = 3,8). Но эти заявления не в полной степени подкрепляются стремлением знать особенности других религий: 31% воспитанников продемонстрировали, что им не интересны эти особенности. В связи с этим многие воспитательные мероприятия были направлены на духовно-нравственное воспитание: «Рождественская звезда», «Обычаи и обряды народов Поволжья», «Возродим Русь святую» и др.

Подытоживая, можно отметить, что показатель сформированности поликультурной толерантности воспитанников по отношению к взаимодействующим с ними культурам и их

Педагогика развития и сотрудничества

357

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

социокультурной идентичности повысился, по сравнению с входной диагностикой, на когнитивном, эмотивном и, в особенности, на поведенческом уровнях.

Результаты диагностики сформирован-ности поликультурности у педагогов.

Осуществление поликультурного подхода в социальном воспитании возможно при условии готовности педагогов к его реализации, а следовательно, требует изучения и соотнесения степени их толерантности к различным субкультурам, представленным в воспитательной организации, и собственной социокультурной идентичности с данными, полученными при изучении их воспитанников.

Анализ результатов опроса педагогов ДЮЦ № 3 показал, что степень их информированности о наличии представителей молодежных субкультур в объединениях ниже, чем у детей; 35% из них не знают особенностей различных молодежных субкультур. Что касается эмотивного и поведенческого уровней толерантности, то большинство из них эмоционально принимает членов молодежных групп, готово общаться и работать с ними.

Так же, как и дети, педагоги демонстрируют высокий уровень гендерной толерантности: они знают и понимают, как общаться с мальчиками и с девочками; позитивно относятся к тем и к другим, охотно общаются с ними. Что касается собственной гендерной идентичности, то на когнитивном и эмоциональном уровнях она достаточно высока, несколько ниже - на поведенческом: как и девочки, некоторые женщины-педагоги (20%) не могут идентифицировать свое поведение с традиционно женскими качествами - скромностью, мягкостью, заботливостью и др.

Некая пространственная изолированность детских объединений как характерная черта образовательного процесса в детских учреждениях дополнительного образования, отражается в недостаточной информированности педагогов об особенностях и традициях других коллективных субкультур, которые отличаются: 1) внешними артефактами - символами, внешним видом их представителей, материально-предметной средой, традициями; 2) ожиданиями, представлениями, нормами, отношениями; 3) ценностями, формируемыми в коллективе; 4) способами создания педагогами субкультуры своего коллектива.

Вместе с тем педагоги демонстрируют достаточно высокий уровень эмоционального отношения и готовность к взаимодействию с ними. В связи с этим воспитательная работа в ДЮЦ № 3 была направлена на взаимное сотрудничество всех объединений. Педагоги делились своими достижениями в профессиональной сфере с коллегами на методических объединениях, социально значимых мероприятиях центра, как следствие, повысился уровень информированности педагогов об особенностях и традициях коллективных субкультур.

Что касается толерантности к другой возрастной субкультуре (детской), то результаты педагогов ниже, чем у подростков: на когнитивном уровне средний балл 3,25 (у детей по отношению к педагогам 3,8); на эмоциональном - 3,1 (у детей 3,8). В то же время педагоги ориентированы на детей при выполнении своих профессиональных обязанностей (ПТ4 = 3,85). Чтобы повысить у педагогов толерантность к детской возрастной субкультуре, проводилась целенаправленная работа: работали методические объединения по темам «Мы такие разные, но...», «Уж эти трудные подростки» и т. д.; проводились совместные мероприятия педагогов с обучающимися; педагоги консультировались по вопросу эффективного взаимодействия с детьми. Результаты данной деятельности видны в исходящей диагностике: на когнитивном уровне средний балл - 3,8; на эмоциональном - 3,7.

Блок вопросов, касающихся этнической толерантности и идентичности педагогов дополнительного образования, позволил выявить высокий уровень толерантности к этническим субкультурам, представленным в объединениях, на эмотивном и поведенческом уровнях (ЭТ5 = 3,7, ПТ5 = 3,7). Вместе с тем на когнитивном уровне данный показатель невысок (КТ5 = 2,9), 30% опрошенных считают, что они недостаточно знают обычаи и особенности тех наций, к которым принадлежат их воспитанники. При высоком уровне эмоционального принятия своей принадлежности к собственному этносу (ЭИ5 = 3,75) не все педагоги считают, что они в достаточной мере знают обычаи и традиции своего народа (КИ5 = 3,45) и придерживаются их в своем поведении (ПИ5 = 3,45).

Так же, как и дети, педагоги готовы проявлять высокую степень толерантности к представителям различных конфессий на поведенческом уровне (ПТ6 = 3,8). Однако трудно представить, как может педагог не задевать чувств верующего человека (в конкретном случае своего воспитанника), если 45% из них не уверены в своем знании особенностей других религий, а 25% не имеют представления о религиозных взглядах своих воспитанников (КТ6 = 2,85). Кроме того, 30% опрошенных заявляют, что им не интересны особенности других религий (ЭТ6 = 2,95).

Что касается конфессиональной идентичности, то ее показатели близки результатам, полученным при опросе детей: 80% педагогов считают себя верующими (ЭИ6 = 3,25), заявляют, что они знают и понимают особенности своей религии (ТИ6 = 3,1), но только 60% стремятся соблюдать ее обряды и каноны (ПТ6 = 2,65). В конце эксперимента показатели не претерпели существенных изменений. Это связано с тем, что большинство педагогов имеют свои устоявшиеся моральные ценности и менять их в силу возраста не желают.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что в начале работы нами были выделены следующие проблемы:

358

Научный отдел

Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности

1) недостаточное внимание педагогов к наличию молодежных субкультур в объединениях, слабая информированность о возможности использования их позитивных аспектов и нейтрализации негативных;

2) недостаточная поддержка становления гендерной идентичности старших подростков в условиях искажения и смены гендерных стереотипов в современной социокультурной ситуации;

3) невысокая толерантность детей к контактным коллективным субкультурам в условиях территориальной разобщенности объединений и становления коллективной идентичности в условиях кратковременности контактов детей в объединении;

4) недостаточная возрастная толерантность педагогов;

5) сложности становления этнической идентичности подростков и недостаточная готовность педагогов к поддержке этого процесса;

6) недостаточная компетентность педагогов в конфессиональной сфере, осложняющая взаимодействие с воспитанниками.

Исходя из выявленных проблем, были разработаны и реализованы следующие программы:

- тренинг для подростков «Будь собой и позволь другим быть другими»;

- «Подготовка педагогов к реализации поликультурного подхода в социальном воспитании детей и подростков»;

- создание условий для поликультурного воспитания в «ДЮЦ № 3» на 2013-2018 годы. В эту программу входят мероприятия, направленные на реализацию поликультурного подхода в системе учреждений дополнительного образования [8].

Обучение воспитанников и педагогов по таким программам принесло определенные результаты, которые были проанализированы выше.

Заключение

Поликультурность личности как важнейшая ценность является одним из критериев результативности образовательных систем в гуманистической парадигме. Определение сущности поликультурности личности, ее составляющих, критериев и показателей, содержания и способов организации педагогической деятельности в условиях дополнительного образования является одной из исследовательских задач, решение которой поможет осуществить социальный заказ на формирование толерантной и одновременно самобытной личности на основе ее приобщения к пространственно-временной многомерности культуры, способной к реализации своего лич-

ностного потенциала в условиях поликультурного общества.

В ходе экспериментальной деятельности по научно-методическому обеспечению поликультурного подхода в социальном воспитании личности в условиях учреждений дополнительного образования были выполнены все поставленные задачи: осуществлено теоретическое обоснование данной проблемы; разработаны критерии и показатели определения результативности реализации поликультурного подхода в социальном воспитании, средства и методы ее диагностики, программы дополнительного образования, обеспечивающие реализацию поликультурного подхода в социальном воспитании детей и подростков, и программа подготовки педагогов к данной деятельности; составлена программа воспитания, направленная на формирование толерантности и социокультурной идентичности личности; определены организационно-педагогические условия поликультурного воспитания в дополнительном образовании. Проведены апробация разработанных программ, методов и форм поликультурного воспитания и итоговая диагностика сформированности поликультурной толерантности и социокультурной идентичности воспитанников и педагогов, результаты которой подтвердили эффективность разработанного научно-методического обеспечения.

Библиографический список

1. Александрова Е. А. Образовательное пространство на перекрестке субкультур // Воспитательная работа в школе. 2009. № 8 С. 234-238.

2. Евлешина Н. А., Никитина Н. Н., Сулейманов И. Т. [и др.] Поликультурный подход в социальном воспитании // Вестн. Рос. науч. гум. фонда. 2010. № 4 (61). С. 105-114.

3. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. М., 2007. 224 с.

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.,

1999. 208 с.

5. Управление воспитательной системой школы : проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999. 264 с.

6. МудрикА. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006. 432 с.

7. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М., 2002. 126 с.

8. Шустова Л. П., Гриценко В. В., Никитина О. Г. [и др.]. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования : метод. пособие. Ульяновск, 2015. 156 с.

Педагогика развития и сотрудничества

359

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)

Personal Upbringing under Conditions of Additional Education Based on Polycultural Approach

Lyubov P. Shustova

Ulyanovsk State University named after I. N. Ulyanov 81, 12 Sentyabrya str., Ulyanovsk, 432017, Russia E-mail: [email protected]

Olga G. Nikitina

Children and youth center № 3 of the city of Ulyanovsk 21, Polbina str., Ulyanovsk, 432034, Russia E-mail: [email protected]

Veronika V. Gritsenko

Children and youth center № 3 of the city of Ulyanovsk 21, Polbina str., Ulyanovsk, 432034, Russia E-mail: [email protected]

The theoretical analysis of a problem of realization of polycultural approach in social education is presented in article; the essence of the concept «polylevel of culture» of the personality, it making is defined; the contents and ways of the organization of pedagogical activity in the conditions of additional education; the description of variety of the subcultures forming sociocultural space of the educational organization is given. Creation of a complex of conditions, development and realization of educational programs, forms and methods of polycultural education, use of a complex of diagnostic techniques on the selection consisting of pupils and teachers of «Children and youth center» № 3 of Ulyanovsk allowed to define efficiency of the developed scientific and methodical ensuring realization of the polycultural approach in social education directed on formation of polycultural tolerance and sociocultural identity of pupils of establishment of additional education.

Key words: polycultural approach, social upbringing, additional education, socio-cultural identity, polycultural tolerance, polyculturalism, subculture.

УДК 159: 378

References

1. Aleksandrova E. A. Obrazovatel'noe prostranstvo na perekrestke subkul'tur (Educational space at intersection of subcultures). Vospitatel'naya rabota v shkole (Educational work at school), 2009, no. 8, pp. 234-238 (in Russian).

2. Evleshina N. A., Nikitina N. N., Suleymanov I. T. [et al.]. Polikul'turnyy podkhod v sotsial'nom vospitanii (Poly-cultural approach in social education). Vestn. Ros. nauch. gum. fonda (Bulletin of the Russian scientific humanitarian Fund), 2010, no. 4 (61), pp. 105-114 (in Russian).

3. Dzhurinskiy A. N. Pedagogika mezhnatsional'nogo ob-shcheniya (Pedagogy of international communication). Moscow, 2007. 224 pp. (in Russian).

4. Dmitriev G. D. Mnogokul'turnoe obrazovanie (Multicultural education). Moscow, 1999. 208 pp. (in Russian).

5. Upravlenie vospitatel 'noy sistemoy shkoly: problemy i resh-eniya (Management of school educational system: problems and solutions). Ed. by V. A. Karakovskiy, L. I. Novikova, N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. Moscow, 1999. 264 р. (in Russian).

6. Mudrik A. V. Sotsializatsiya vchera i segodnya (Socialization yesterday and today). Moscow, 2006. 432 p. (in Russian).

7. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii (Environmental approach in education). Moscow, 2002. 123 p. (in Russian).

8. Shustova L. P., Gritsenko V. V., Nikitina O. G. [et al.]. Polikul 'turnyy podkhod v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: metod. posobie (Multicultural approach in institutions of further education: the study guide). Ul'yanovsk, 2015. 156 p. (in Russian).

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ю. А. Акаемова

Акаемова Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса. Автор приходит к выводу, что этнокультурная толерантность личности не сводится к её индифферентности, конформизму и умышленному отказу от собственных ценностей, а предполагает гибкость, способность с уважением относиться

к позициям и ценностям представителей других культур. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке психолого-педагогических технологий формирования и развития этнокультурной толерантности личности подростка в условиях общеобразовательного процесса.

Ключевые слова: этнокультурная толерантность, ценностные ориентации, образовательный процесс, подросток.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-360-364

Введение

Особое внимание к проблеме развития поликультурной личности, продиктованное процессами трансформации российского общества, привели к актуализации задач развития полиэтнической толерантности как одной из необходимых гумани-

© Акаемова Ю. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.