УДК 371
© Я. А. Мельков
Из опыта реализации идей поликультурного образования в российской школе
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при реализации программы поликультурного образования в частных образовательных учреждениях ОАО «РЖД», в том числе осуществление сетевого взаимодействия субъектов эксперимента в процессе организации экспериментальной деятельности учреждений. Осуществлен анализ педагогического опыта, предложены практические рекомендации для формирования поликультурной среды и внедрения соответствующих образовательных технологий
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, мультикультурное образование, сетевое взаимодействие, поликультурная компетентность, профессиональные дефициты педагога в области поликультурного образования, поликультурная образовательная среда.
Y. A. Melkov
From the experience of the implementation of the ideas of polycultural education in the Russian school
The article covers the problems arising from the implementation of the program of multicultural education in private educational institutional of the «Russian railways including» the networking of the subjects of the experiment in the organization of the experimental activities of the institutional. The analysis of teaching experience was implemented, practical recommendations for the formation of a policultural environment and the implementation of the appropriate educational technologies are suggested.
Keywords: policultural, policultural education, multicultural education, networking, policultural competence, professional teacher shortages in the field of policultural education, policultural education environment.
В своей статье «Диалог культур: пределы культурологического анализа» академик А.А. Гусейнов обращает особое внимание на то что, поликультурность — новая реальность новой глобальной эпохи, новый исторический вызов, в том числе для России [1].
Действительно, наша страна является одним из самых многонациональных государств мира, на территории которого проживают до 180 этносов и этнических групп, представители всех мировых религий, различных этно-конфессиональных сообществ, нескольких цивилизационно-культурных и историко-культурных общностей. Вызовом глобализации стране в целом и системе образования, в частности, в современных условиях является складывание ситуации мультикультурализма, существенно осложняющей решение многих задач в поликультурном пространстве страны, региона, школы.
Российская школа как часть общества становится многонациональной, многоконфессиональной и в широком смысле слова многокультурной образовательной организацией как по составу обучающихся и их родителей, так и
по составу педагогических и руководящих кадров. В этой обстановке налаживание конструктивного межкультурного диалога становится одним из решающих факторов укрепления гражданско-правовых основ жизни общества и государства, упрочения солидарности граждан, приоритетного формирования российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности и в целом многоуровневой идентичности членов общества.
Одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других культур является формирование межкультурных компе-тентностей педагогов и обучающихся, обучение навыкам конструктивного взаимодействия на основе межкультурного диалога, принципов толерантности, взаимопонимания в процессе проектирования образовательной среды со свойствами поликультурности.
Образовательная система ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность практически на всей территории Российской Федерации и включает в себя 241 дошкольное учреждение и 57 общеобразовательных учреждений. Участниками образовательного процесса (обучающиеся и их семьи, работники образовательных учреждений) являются около 100 тыс. человек разных национальностей, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью компании. Таким образом, формирование культуры межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации профессиональных целей и задач ОАО «РЖД».
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые была озвучена после второй мировой войны и связана с провозглашением ЮНЕСКО и ООН новой культурной и образовательной политики, основывающейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей.
В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась сессия по вопросам межкультурного диалога и образования, организованная совместно ЮНЕСКО и Мировым общественным форумом (МОФ) «Диалог цивилизаций». (http: //www .wpfdc.org)
Мероприятие было инициировано Президентом компании ОАО «РЖД» и МОФ «Диалог цивилизаций» Владимиром Ивановичем Якуниным с целью реализации проекта по созданию «Школ диалога культур» в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве между ЮНЕСКО и МОФ.
Генеральная концепция проекта была разработана академическим координатором Степанянц Мариэттой Тиграновной — заслуженным деятелем науки РФ, профессором, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», учрежденной при Институте философии РАН.
Ключевая роль в подготовке сессии в штаб-квартире ЮНЕСКО принадлежала директору Межсекторальной платформы по культуре мира и ненасилию г-же Катерине Стену, которой была разработана концепция сессии с учетом запросов и замечаний российской стороны.
Осмысление информации и методических материалов, полученных на сессии, позволили составить Программу поликультурного образования ОАО
«РЖД» и с сентября 2012 года приступить к конкретной ее реализации в образовательных учреждениях ОАО «РЖД» с перспективой на тиражирование опыта в муниципальных образовательных учреждениях.
Первым этапом реализации программы стало создание 15 ресурсных центров «Школ диалога культур», 6 из которых, функционируют на ВосточноСибирской железной дороге: Школа-интернат № 21 (Танхой) , 22 (Улан-Удэ), Лицей № 36 (Иркутск), детский сад № 216 (Иркутск), № 220 (Иркутск), № 233 (Улан-Удэ).
Основной целью ресурсных центров является создание такой модели взаимодействия с прочими образовательными организациями системы ОАО «РЖД», которая должна была обеспечить необходимыми научно -методическими и учебно-методическими ресурсами и прочими видами сопровождения руководящие и педагогические кадры школ в целях создания благоприятного гуманистического климата, способствующего гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах формирования и укрепления российской гражданской и цивилиза-ционно-культурной идентичности.
Стоит заметить, что поликультурное образование по сей день нигде не практикуется, как неотъемлемая часть образования. По существу первая серьезная инициатива на практике изменить ситуацию исходит от Фонда «Диалог цивилизаций», руководство которого в лице В.И. Якунина приняло решение превратить сеть школ ОАО РЖД в школы «Диалога культур».
Вторым этапом реализации программы поликультурного образования ОАО «РЖД» стала разработка и утверждение образовательной программы дошкольного образования и учебных программ 1-4 классов, 5-8 классов, 9-10 классов. Программа «Диалог культур» для 5-8 классов, разработанная школой-интернатом № 21 была утверждена как базовая.
Система образовательных учреждений, расположенных в регионе Восточно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» включает в себя 29образовательных учреждений: 7 образовательных учреждений общего полного образования (6 школ-интернатов, Лицей 36) и 23детских сада.
В декабре 2013 года все образовательные учреждения ВСЖД объединились в экспериментальную сеть и получили статус экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПКиППРО г. Москва) по теме: «Сопровождение инновационных процессов в образовании: методические и организационные условия внедрения поликультурного образования в образовательном учреждении».
Сетевое взаимодействие рассматривается нами как особая форма организации совместной деятельности ОУ ОАО «РЖД», педагогической науки и практики по разработке и реализации Программы поликультурного образования.
Целью такого взаимодействия является формирование единого банка инновационных идей, содержания, методик, педагогических практик и образовательных технологий, который формируется за счёт участия в этом каждого
образовательного учреждения со своей специфической реальной проблемой.
К самым заметным практическим результатам реализации программы поликультурного образования и сетевого взаимодействия в регионе действия ВСЖД на сегодняшний день можно отнести подготовку и выпуск учебного пособия «Диалог культур» для 5-8 классов.
Учебное пособие имеет уникальную (в сравнении с действующими учебниками и пособиями) структуру, основанную на сравнительно-историческом, историко-культурологическом и социокультурном подходах, и содержание, которое направлено на получение ожидаемых результатов в таких образовательных областях, как — то: «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ФГОС НОО), «История России», «Всеобщая история», «География», «Обществознание».
Экспериментальный тираж учебного пособия «Диалог культур» рекомендован к печати Ученым Советом ФГАОУ АПК и ППРО г. Москва в качестве учебного пособия в системе школьного образования.(Утвержден 05.06.2014г., протокол №16). На сегодняшний день, учитывая кардинальные изменения, произошедшие в международной и внутренней политике, дискуссионность и сложность выбора источников для использования в курсе «Диалог культур» рабочей группой авторов и педагогов подготовлено второе, переработанное издание пособия.
С 2012 года на протяжении трех лет в образовательных учреждениях региона ВСЖД было организовано 18 семинаров, 6 конференций. В рамках инновационно — экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях дороги сформировались инициативные группы педагогов — новаторов, ведется творческий поиск, создаются условия для формирования поликультурной образовательной среды, включающей мониторинг, апробацию, диагностику, научную и общественную экспертизу процесса реализации программы эксперимента, определения его проблемного поля, промежуточных результатов и наработанных материалов по эксперименту.
По результатам проведенной на базе школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» Международной школы «Диалог культур» с 4-9 июля 2014 года в сборнике III международной научно-практической конференции АПКиППРО «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» были опубликованы статьи педагогов ОАО «РЖД» (Щр://^^^.аркрго. ги/65.Ыт1)
Подтверждением результативности программы «Диалог культур» и ее внедрение в образовательных учреждениях можно считать результаты проведенного исследования совместно с Карнышевым А.Д., доктором психологических наук, профессором, в марте 2014 года по теме «Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах». При анализе более 400-х анкет старшеклассников муниципальных и железнодорожных образовательных учреждений, последние выгодно отличаются по восприятию поликультурности.
Вместе с тем, исходя из экспериментальной деятельности в условиях вне-
дрения поликультурного образования, хотелось бы выделить ряд проблем, с которыми столкнулись образовательные учреждения и педагоги.
Профессиональные дефициты
При разработке концепции поликультурного образования ОАО «РЖД» координационный Совет при президенте компании изначально учитывал роль педагога и сложности, с которыми может столкнуться учитель.
При обсуждении программы мы пришли к выводу, что новую парадигму образования невозможно реализовать, не сформировав нового взгляда на миссию педагога. А это, в свою очередь, предъявляет особые требования к личностно-профессиональным качествам педагога, вносит существенные изменения в цели и содержание их профессиональной подготовки, требует иных подходов к организации образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.
Несмотря на достаточную теоретическую разработанность исследуемой проблемы, пока не раскрыты особенности профессиональной подготовки педагогов, воспитателей образовательных учреждений к деятельности в поликультурных образовательных учреждениях.
Особым ресурсом для обсуждения, сбора и анализа имеющихся проблем и выработке эффективных моделей поликультурного образования стал интернет форум (на портале Сетевое образование http://net-edu.ru/node/19719# comment-61426),организованный участниками эксперимента с 25 июня — 01 октября 2014 года.
Рассматривая в самом общем виде цель поликультурного образования как формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований, мы предприняли попытку соотнести теоретические походы с педагогической практикой.
Отсутствие единого подхода к пониманию поликультурного образования
Стоит отметить, что в современной педагогической науке имеет место быть смешение понятий, терминов и подходов как в содержании (направлениях) поликультурного образования, так и в проведении грани между поликультурным и мультикультурным образованием.
Мультикультурализм и поликультурность — понятия, изначально разные по направленности, смыслу и содержанию. Ситуация поликультурализма — это общество с исторической этнической мозаикой социальной среды, которая складывалась веками и прошла проверку временем. А мультикультура-лизм констатирует изменения, произошедшие в относительно гомогенном обществе в результате иммиграции, являясь своеобразным ответом на вызов глобализационных процессов, провозглашая необходимость сохранения культурных ценностей иммигрантов.
Анализ исследований российских ученых, педагогов в области поликультурного образования позволяет нам сделать вывод о том, что имеющиеся зарубежные и отечественные концепции и методики, направленные на формирование поликультурной личности, в большей степени базируются на идеях мультикультурализма (тиШсиЬига^т), видными представителями которого являются М. Гордон, У. Кимлика, Ч. Кукатас, В. Сайзмор, Н. Смелзер.
Противники мультикультурализма утверждают, что реализация мульти-культурных идей в государственной политике приводит к развитию в обществе центробежных тенденций, к нарастанию среди населения националистических настроений, к столкновению представителей различных культур по расовому, этноконфессиональному, этнокультурному, социальному признаку.
Рассматривая педагогическую практику в современной российской школе, стоит отметить вполне объективное отторжение и возмущение педагогов по поводу нравственно-этического аспекта «культурных свобод» мультикульту-рализма [2].
Основополагающие тезисы мультикультурализма, безусловно, вызывают острую дискуссию, которая напрямую связана с политическими процессами и отношениями в Европе, а в последнее время и в России по отношению к Европе.
В России идеи мультикультурализма в образовании, творчески развиваются с учетом сложившейся в стране и в мире социокультурной реальности, особенностей российского менталитета и отечественных традиций гуманитарного знания. Преломляясь сквозь призму культурно-исторических и собственно образовательных традиций, зарубежный опыт мультикультурализма и мультикультурного образования получает в России своеобразную интерпретацию.
В своей статье «Межкультурный диалог в процессе становления и формирования поликультурных компетентностей личности педагога Болотина Т.В., Мишина И.А., очень удачно провели анализ и раскрыли методические вопросы ситуации мультикультурализма.
Характерной чертой ситуации мультикультурализма является проживание в одном социокультурном пространстве вследствие бурных миграционных процессов представителей разных этнодисперсных сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом и поэтому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия, как между собой, так и с автохтонным населением.
Зачастую этнодисперсные группы не стремятся к интеграции с местным населением, не идентифицируют себя с новым сообществом, не желают овладевать нормами жизни, культурным наследием, а ряде случаев — и языком нового окружения, как это было с мигрантами прошлых лет[3].
Ключевыми понятиями поликультурного образования также как мульти-культурного образования, являются «культура» и «образование».
Стоит заметить, что идеи многокультурности общества и поликультурного образования не являются продуктом только современной эпохи. Они имеют
глубокие исторические корни. В теории всеобщего образования человечества «Панпедия», разработанной выдающимся педагогом-гуманистом Я.А. Ко-менским (1592-1670), важная роль отводится воспитанию у молодежи умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.[4]
Поликультурное образование — это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной среде. Поликультурное образование предполагает всесторонний учёт того обстоятельства, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей — цивилизационных, культурно-исторических, этнонациональных, локально-территориальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих.
Поликультурная среда — исторически конкретный тип социальной системы, построенный на интеграционных процессах среди людей различных этносов, конфессий и прочих духовно — культурных идентификационных механизмов со всей совокупностью форм взаимосвязей, взаимодействия и взаимозависимостей между ними.
Концептуально как «поликультурное», так и «мультикультурное» образование отражает взаимосвязь общечеловеческого и национального, представляет собой образование, отвечающее потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной среде. Однако существуют принципиальные различия при выборе методов, способов и форм организации образовательной деятельности. Ярким неоднозначным примером являются популярные тесты (отражающие западные ценности) на толерантность, в которых включены вопросы о сексуальных меньшинствах, по которым ставится диагноз о толерантности субъекта и группы.
Столкнувшись с проблемой выбора методологии при внедрении поликультурного образования, участники эксперимента приняли конвенцию, которая будет соответствовать государственной политике, традициям народов России, интересам компании ОАО «РЖД» и развитию обучающихся, основываясь при отборе содержания поликультурного образования на следующих подходах:
- культурологический подход — он понимается как обучение в контексте бытия в культуре, диалога культур в синхронном и диахронном измерении, межкультурной коммуникации, предоставление каждому обучающемуся возможностей для более полного ознакомления с достижениями, взаимодействием и развитием культур русского и других народов;
- интегративный подход — он требует такого содержания, которое обеспечит целостность восприятия обучающимися окружающего мира путём формирования научно-гуманитарной и естественнонаучной картины мира, позволяющий обеспечить развитие обучающихся на основе принципов куль-турособразности и природособразности, экологичности сознания;
- дифференцированный подход — это отбор содержания образования, направленный на учет способностей и возможностей обучающегося, индивидуального темпа его продвижения; он реализуется путем создания благоприятных условий для развития обучающихся как с высокой, так и с низкой обучаемостью;
- гуманитарный подход рассматривается как способ формирования у школьников гуманитарной культуры, позволяющей бесконфликтно существовать в естественной и рукотворной среде обитания, как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной проектной, исследовательской, поисковой и прочих видов творческой деятельности обучающихся(по предложению Е.В. Василевской, научного руководителя Сетевой школы методиста, заведующей кафедрой развития образования ФГАОУ АПКиППРО).
Педагогический опыт, условия и перспективы формирования поликультурного пространства в образовательных учреждениях ОАО «РЖД».
Полноценное осуществление поликультурного социально-гуманитарного образования невозможно без соответствующего роста методологического потенциала педагога. Его модель предполагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей — цивилизационных, культурно-исторических, этно-конфессиональных, этнографических, локальных, религиозных, этнолингвистических и прочих.
Поликультурное образование предполагает учёт наложения разных картин и образов мира, разных этических и религиозных систем, разных форм идентичности, культурных и воспитательных интересов, разных религиозных и этнических групп, включая и тех, к которым принадлежит большинство учителей и учащихся.
Важный аспект проблемы адекватного восприятия культурного разнообразия — это система ценностей и смыслов, с которой педагог ассоциирует свою деятельность в поликультурной среде.
Иными словами, важно понять, в чём они видят смысл работы с детьми разных национальностей, какова цель раскрытия культурных особенностей разных народов, действительно ли культурное разнообразие представляет для педагога непреходящую ценность или это только декларация ценности.
Анализируя педагогический опыт ресурсных центров ОАО «РЖД» на сегодняшний день, мы можем выделить ряд доминирующих моделей организации поликультурного образования.
Одна часть учителей в своей деятельности в поликультурном пространстве стихийно воплощает европейскую модель культурной относительности. В этом случае русская культура и история выступают в роли доминантной, по отношению к которой иные этно-культурные группы должны эволюционно адаптироваться и жить общей жизнью с русскими.
Такая модель в прежние времена была известна как модель «старшего брата». Хотя, в отличие от Европы, учителями признаётся определённое
взаимовлияние культур русского народа и других народов России, но, по их мнению, это взаимовлияние имеет явно ассиметричный характер. Идентичность в такой модели носит национально — политический характер. Однако в этой модели не решается проблема мотивации добровольного частичного или полного отхода учащихся от своей идентичности в современных условиях.
Другая часть педагогов ориентирована на более желательную для поликультурного характера образования модель «салатницы» или «концерта». В этом случае признаётся равноправность, незаменимость, уникальность и самоценность каждого из ингредиентов (инструментов), приветствуется их разнообразие и многообразие. Идентичность личности в такой модели приобретает цивилизационно-культурный характер. Она многослойна, напоминает «матрёшку». Именно эта модель предлагает всесторонне учитывать то обстоятельство, что в образовательный процесс вовлечены представители разных культурных общностей, цивилизационных, культурно-исторических, эт-нонациональных, локальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих, т.е. носители разных картин и образов мира.
Такая модель также не лишена слабых мест, прежде всего, в области обеспечения синхронности, слаженности и координации взаимодействия на равноправной основе очень разнородных элементов и подсистем этой сложной системы. К тому же очень сложно сохранять равновесие между формированием общегражданской идентичности и учётом многообразных культурных потребностей обучающихся.
В последнее время часть педагогов выстраивают свою педагогическую деятельность исходя из модели «Межкультурного диалога» в широком смысле — это процесс, включающий в себя открытый и вежливый обмен мнениями между лицами и группами с различным этническим и языковым прошлым и наследием, основанный на взаимном понимании и уважении.
Российский философ М.Т. Степанянц выделяет три понимания межкультурного диалога: претензия на гегемонию одной из культур; диалог ради синтеза культур; диалог как путь к достижению единства при сохранении многообразия. Только в рамках третьей позиции осуществляется «поиск путей к сохранению культурной идентичности, избегая при этом изоляции, а тем более прямой конфронтации» [5].
Диалог культур не снимает различий, в каком-то смысле даже обостряет их, помогает яснее осознать и почувствовать. Он является как выражением многообразия культуры, так и способом его сохранения [6]. На практике педагогу очень сложно отойти от стереотипов, крайне неудобно, а зачастую неприятно обсуждать мнения, которые противоречат собственному представлению изучаемой темы.
Перед участниками эксперимента встали непростые, вызывающие бурную дискуссию вопросы:
1. Педагог поликультурного образования — что он должен знать, уметь, какими личностными характеристиками обладать?
2. Может ли педагог быть профессионально непригодным в области поли-
культурного образования?
3. Можно ли и как подготовить педагога к работе в условиях поликультурного образования? А может быть, это в принципе невозможно?
Сегодня мы можем предложить следующее видение того, каким должен быть педагог поликультурного образования, что он должен знать, уметь, какими личностными характеристиками обладать.
Поликультурная компетентность относится к области общесоциальных, не зависящих от профессии. Она во многом обеспечивает активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться и адекватно воспринимать различные сферы социальной действительности, гармонизирует внутренний мир личности и ее отношения с обществом.
Когнитивное содержание общесоциальной поликультурной компетентности составляют базовые знания, связанные с наличием и сущностью межкультурных различий. На основе этих знаний формируется чувствительность и ценностное, уважительное отношение к культурным различиям, осознание уникальности культур, терпимость и позитивное отношение к необычному поведению и мышлению, отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Для педагога данное качество имеет и профессиональное значение.
Поэтому содержание поликультурной компетентности педагога должно быть шире, чем у иных граждан: педагог должен не только уметь жить в поликультурной среде, взаимодействовать с ее представителями, но и быть активным «проводником» идей культурного плюрализма, осуществлять поликультурное воспитание учащихся.
Профессиональное содержание поликультурной компетентности педагога связано с такими аспектами, как:
- психологическая готовность работать в условиях поликультурной среды образовательной организации, повышать уровень поликультурной профессиональной компетентности;
- осознание поликультурных особенностей профессионального окружения, в том числе, коллектива обучающихся, связанных с национально-религиозной, возрастной, гендерной и иной принадлежностью, уважительное отношение к ним;
- умение действовать сообразно культурным особенностям субъектов педагогической деятельности, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;
- способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия для обогащения личного культурного опыта субъектов взаимодействия;
- знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения личности, обусловленных ее культурной принадлежностью;
- способность обеспечивать поликультурную направленность учебно-воспитательного процесса;
- способность своевременного диагностирования, предотвращения, урегу-
лирования конфликтных ситуаций на межнациональной или межрелигиозной основе, конструктивного взаимодействия со всеми участниками конфликта в направлении снятия напряжённости и вовлечения их в межкультурную коммуникацию.
Основные компоненты поликультурной компетентности педагога:
1) когнитивный компонент:
- знания в области возрастных, гендерных, национально-религиозных, профессиональных, культурных особенностей субъектов педагогического взаимодействия; умение определять поликультурные характеристики субъектов профессиональной деятельности, ученического коллектива;
- психологические знания в области педагогического общения и факторов его эффективности с учетом поликультурного состава учащихся;
- знания в области причин возникновения межкультурных конфликтов и умения их диагностировать, предупреждать и разрешать;
- знания в области особенностей мировосприятия и доминирующих интересов, характерных для учащихся определенного пола и возраста, для представителей разных этносов и субкультур;
- знания в области основ поликультурного воспитания учащихся, конструктивно-методические умения по отбору и реализации поликультурного содержания образования, умение организовать межкультурное взаимодействие учащихся, формировать их толерантное отношение к существующим культурным различиям.
2) мотивационно-ценностный компонент:
- ценностное отношение к учащимся как носителям культурной самобытности, к поликультурности профессионального окружения, восприятие поликультурности как фактора взаимообогащения личностного культурного опыта;
- интерес к особенностям мировосприятия представителей иных культур, направленность на их анализ и рефлексию собственных оснований мышления, поведения, общения, чувств и отношений;
- стремление к достижению эффективного сотрудничества с коллегами, учащимися и их родителями как представителями другой культуры, потребность в общении с «иными»;
- стремление к оказанию действенной помощи учащимся в проблемных ситуациях, связанных с межкультурными различиями в коллективе.
3) деятельностно-поведенческий компонент:
- участие в обмене педагогическим опытом с коллегами, имеющими разный опыт работы, придерживающимися разных педагогических концепций, реализующими разные методики и технологии обучения и воспитания;
- организация конструктивных взаимоотношений, сотрудничества с родителями учащихся с учетом их национальной, возрастной, гендерной, статусной, профессиональной принадлежности;
- учет и использование культурного опыта и культурной самобытности учащихся при конструировании содержания образования;
- обеспечение эффективных (заинтересованных и доброжелательных) от-
ношений в поликультурном ученическом коллективе.
По результатам проведенного в 2014 году масштабного анкетного опроса, в котором приняли участие более 300 руководителей, завучей и учителей из образовательных учреждений ОАО «РЖД», мы позволили себе сделать ряд выводов, отражающих мнение педагогического сообщества о реализуемой программе поликультурного образования, условно разделив на положительные и негативные тенденции.
Таблица 1
Положительные Негативные Рекомендации
В большинстве коллективов есть понимание необходимости внедрения поликультурного образования. Для большинства респондентов поликультурная образовательная среда соотноситься исключительно с этническим многообразием, тем самым упускаются иные культурные различия. Необходимо прийти к пониманию того, что образование должно становиться многообразным, многокультурным, активно влияющим на успешную интеграцию обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны.
На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении утверждена программа поликультурного образования. Интересен факт наличия в каждом образовательном учреждении общественного объедения (ресурса) который выполнят функцию популяризации поликультурного образования. Реализуются различные образовательные проекты поликультурной направленности. Непонимание меньшинством важности и актуальности внедрения поликультурного образования. Неготовность части обучающихся и их родителей воспринимать идеи поликультурности. Особое опасение вызывают последние события на Украине, которые формируют негативные стереотипы по отношению ко всем гражданам западных стран. Необходимо избрать путь минимизации — хорошо продуманное, системное, постепенное внедрение поликультурного образования (путем создания и реализации отдельных проектов), затем целесообразно создать целевую программу поликультурного образования учитывая контингент учащихся, родителей и специфики региона.
Наблюдается высокая мотивация педагогов к экспериментальной деятельности. Остается множество не решенных проблем как то; - отсутствие ставок -загруженность, ограниченность часов; - отсутствие системы оценки качества обучения. Необходимо учитывать потребности педагогов с учетом того что, без преувеличения их можно называть пионерами. Стоит обратить особое внимание на возможность обобщения опыта, участие в тематических конференциях и семинарах. Исключительную роль на развитие педагога должны оказывать целевые курсы повышения квалификации.
В ходе внедрения поликультурного образования мы пришли к выводу о том, что, невозможно создать единую (универсальную) для всех образовательных учреждений модель этого процесса. Тем не менее, в ней можно выделить некое устойчивое инвариантное ядро и вариативную часть.
В инвариантное ядро могут войти такие компоненты, как блок целепола-гания, единая нормативная правовая база, необходимая для функционирования модели, требования к профессиональным компетенциям педагогов, требования к планируемым результатам образования обучающихся, научно -методическое и учебно-методическое обеспечение эксперимента, управление моделью, механизмы организации диагностики, мониторинга промежуточных результатов и контроля, система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.
Вариативная часть модели обусловлена постоянным педагогическим поиском, многообразием форм и методов образовательной деятельности в различных образовательных условиях. Она может быть представлена вариациями статуса организации в эксперименте (ресурсный центр или ординарная организация), программ развития и реализуемых основных образовательных программ организаций, спецификой проектирования образовательной среды поликультурной направленности, особенностями организации экспериментальной и проектной деятельности в зависимости от специфических проблем, решаемых организацией, особенностей социокультурного окружения, состава обучающихся, профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников, участия в системе государственно-частного партнёрства, государственно-общественного управления, вариативной модульной частью программ дополнительного профессионального образования и т. д.
Литература
1. Гусейнов А.А. Диалог культур: пределы культурологического анализа. Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачёвские чтения. 12-13 мая 2011г. Т.1: Доклады. СПб.с- 66
2. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко; под ред. Л. Супруновой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013 С 9-13
3. Болотина Т.В., Мишина И.А. Межкультурный диалог в процессе становления и формирования поликультурных компетентностей личности педагога Профильная школа 4, 2014 (67) с — 17
4. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. — Т. 2. — М., 1955. — С. 3
5. Степанянц М.Т. Россия в глобализационном мире философский журнал. М.: ИФ РАН.2008 №1.
6. Гусейнов А.А. Диалог культур: пределы культурологического анализа // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихаческие научные чтения, 12-13 мая 2011 г. Т.1: Доклады. СПб.с- 64.
Мельков Ян Александрович, заместитель директора по учебно-методической работе Школы-интерната №21 ОАО «РЖД». E-mail: [email protected]
Melnikov Ian A., deputy director for educational and methodical work of the boarding school №21 of OJSC «Russian Railways». E-mail: [email protected]