М. А. Сербина. Семья как фактор успешной адаптации подростка
Key words: stutter, communicative behavior, communicative skills, system of work aimed at forming communicative behavior of adolescents and adults who stutter.
References
1. Asmolov A. G. Lichnost’: psikhologicheskaya strate-giya vospitaniyayu (Personality: psychological strategy of education). Novoe pedagogicheskoe myshlenie (New pedagogical thinking). Ed. by A. V Petrovsky. Moscow, 1989. P. 103 (in Russian).
2. Bodalev A. L. Lichnost ’i obshchenie (Personality and communication). Izbrannye trudy (Selected works). Moscow, 1983. 272 p. (in Russian).
3. Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ (Activity. Consciousness. Personality). Moscow, 1977. 919 p. (in Russian).
4. Kalyagin V. A. Kommunikativnye aspekty individual’nykh stiley povedeniyapri narusheniyakh rechi (Communicative
УДК 159.9
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДА
подростка в условиях инклюзивного образования
М. А. Сербина
Сербина Марина Анатольевна - аспирант, кафедра психологии, Ульяновский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Изложены результаты исследования жизненных сценариев и адаптационных возможностей подростков, обучающихся в инклюзивном образовательном учреждении; показаны факторы, способствующие успешной адаптации подростка. Представлены результаты исследования, выполненного на репрезентативной выборке учащихся (г. Ульяновск; N = 98, возраст 12-17 лет) с применением диагностического инструментария: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Сочинение» М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, адаптированная автором. Установлены различия показателей социально-психологической адаптации у подростков с разными жизненными сценариями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ социально-психологической адаптации учащихся школ. Ключевые слова: подростки, семья, адаптация, инклюзия, жизненные сценарии.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-347-350
Введение
На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений развития большинства стран. Данная форма обучения позволяет всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, однако существует ряд условий, обеспечивающих
aspects of individual behavior styles in violation of speech). Prakticheskaya psikhologiya i logopediya (Practical psychology and speech therapy), 2005, no. 1, pp. 52-53 (in Russian).
5. Boldyreva T. A. Eksperimental’no-psikhologicheskoe issledovanie vzroslykh zaikayushchikhsya i ego znachenie dlya provedeniya psikhologo-korrektsionnoy raboty (Experimentally-psychological research of adult stutterers and its significance for psychological correctional work). Kliniko-organizatsionnye voprosy obshchey i sudebnoy psikhiatrii (Clinical and organizational matters of general and forensic psychiatry). Moscow, 1986, pp. 63-67 (in Russian).
6. Sys L. A. Formirovanie kommunikativnogo povedeniya u zaikayushchikhsya podrostkov i vzroslykh v protsesse logopedicheskoy raboty: ucheb.-metod. posobie (Formation of communicative behavior of stuttering adolescents and adults in process of speech therapy work: the study guide). Minsk, 2010. 76 p. (in Russian).
эффективность инклюзивного образования, среди которых необходимость психологического сопровождения социальной адаптации на каждом этапе развития детей, начиная с самого раннего возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья, оказываясь в рамках общеобразовательной школы, сталкиваются с объективными сложностями, испытывают дефицит ресурсов, необходимых для их преодоления.
Теоретический анализ проблемы
Процесс интеграции человека в общество и формирование адекватных связей с окружающими людьми мы связываем с жизненными установками личности и сценарием ее жизни. Э. Берн определяет жизненный сценарий как некий план жизни, который формируется в детстве, выделяются выигрышный, проигрышный и безвыигрышный, или банальный, сценарии [1]. По определению Э. Берна, «выигрывающим» является «тот, кто достигает заявленной цели», испытывая при этом чувство удовлетворения и успеха, напротив, «проигрывающим» выступает «тот, кто не достигает заявленной цели». Человек с безвыигрышным сценарием - это индивид, который не рискует, ни к чему особо не стремится, он не выигрывает, но и ничего особо не проигрывает [2], подобный сценарий нередко называют банальным. Важно учитывать, что данная классификация сценариев в значительной мере условна.
© Сербина М. А2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирическое исследование выполнено на репрезентативной выборке учащихся общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование (г. Ульяновск; N = 98, возраст 1217 лет). С применением методики «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда исследованы адаптационные способности подростков, с помощью методики М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой «Сочинение» изучены жизненные сценарии учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате эмпирического исследования были выявлены значимые различия по факторам «принятие себя» f= 3,08 при р = 0,01) и «принятие других» f = 2, 94 при р = 0,01) у подростков двух групп, одну из которых составили учащиеся с проигрышными сценариями, а другую - подростки со сценарием «победителя». Таким образом, было выявлено, что подростки, реализующие проигрышный сценарий, испытывают сложности в адаптации, принятии себя и других такими, какие они есть. Подросткам с высоким уровнем адаптивных возможностей, напротив, чаще свойственен выигрышный сценарий, в соответствии с которым они достигают поставленных перед собой целей. Последние склонны к адекватному восприятию и принятию себя и окружающей действительности такиvb, какие они есть.
Итак, на основании полученных данных мы можем рассматривать адаптивные способности личности во взаимосвязи с определенным жизненным сценарием. Мы полагаем, что жизненный сценарий является одним из факторов, способствующих преодолению физических ограничений, жизненных трудностей, преобразованию среды, а также является условием социально-психологической адаптации индивидуума. Реализуя выигрышный жизненный сценарий, подросток использует все имеющиеся у него ресурсы, выбирает ту стратегию поведения, которая приведет его к установлению благоприятных взаимоотношений с окружением и к достижению желаемого результата. В это же время ребенок с проигрышным сценарием выбирает, на наш взгляд, такую жизненную стратегию, которая не приведет к его полноценной адаптации в социуме.
В соответствии с подходом, связанным с изучением особенностей влияния различных социальных институтов на процесс формирования и реализации жизненного пути, одними из наиболее значимых институтов являются семья, образовательные учреждения и средства массовой информации.
Согласно исследованиям А. Адлера, З. Фрейда и других авторов, жизненный путь личности закладывается в раннем детстве, где ведущую роль играет семья и стиль семейного воспитания.
Сформированные в детстве установки и ценности становятся в дальнейшем фундаментом для выбора ребенком самостоятельной жизни или позиции, в которой он постоянно будет рассчитывать на чью-то помощь. Например, по результатам исследований И. И. Шурыгиной, социально успешные родители формируют у своих детей установку на высокую ценность индивидуальных достижений, в то время как в семьях, где преобладает установка на то, что бедность социально непреодолима, возможность достижения успеха связывается с наличием связей и денег [3].
Ребенок, которого с ранних лет поддерживают, ободряют, мотивируют и который готов прикладывать свои усилия и преодолевать трудности, скорее всего, вырастет успешным, уверенным в себе человеком, с адекватной самооценкой, ориентирующимся в любой ситуации, способным конструктивно разрешать практически любые возникающие трудности. Зачастую значимые взрослые неосознанно адресуют своему ребенку так называемые сценарные послания. Подобные утверждения могут оказать различное воздействие на дальнейшую жизнь детей. Ребенок может смириться с образом своего будущего и, будучи взрослым, жить по сценарию, предписанному ему родителями или другими близкими. Более сильная личность, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть будет действовать, доказывая родителям, что он на многое способен. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в более сложном положении, ему в большей степени необходима поддержка и вера в него.
Семья оказывается значимой не только на этапе формирования жизненного сценария, но и на этапе его реализации. Семья предоставляет определенные возможности, повышает жизнестойкость личности или, наоборот, ограничивает ее жизненные силы.
Особую роль семья играет в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Согласно исследованиям родители с высшим образованием стремятся использовать различные формы получения информации о заболевании своего ребенка, читают специальную литературу [3]. Значимым для них является не только медицинский аспект информации, но и особенности взаимоотношений с ребенком, его воспитания и обучения.
Большую роль в формировании жизненного сценария играет стиль семейного воспитания. Зачастую родители, выбирая неадекватный стиль воспитания, например по типу гиперопеки, забывают о том, что помимо собственной активности необходимо воспитывать в ребенке самостоятельность и активность. Когда дело касается детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, важно сделать акцент на развитии навыков самообслуживания как основы самостоятельно сти.
348
Научный отдел
М. А. Сербина. Семья как фактор успешной адаптации подростка
Как показало исследование [4], только у 20,7% детей с нарушениями зрения различной степени тяжести сознательного возраста имеются домашние обязанности. Этот факт позволяет сделать вывод, что родители не придают большого значения формированию элементарных навыков социально-бытового обслуживания, а значит, и развитию таких качеств личности, как ответственность, дисциплинированность и самостоятельность. Таким образом, у ребенка, растущего в подобной семье, скорее всего, будет сформирован проигрышный жизненный сценарий и, с большой долей вероятности, он будет испытывать трудности в социальнопсихологической адаптации не только в школьном коллективе, но и в социуме в целом.
Социально-психологическая поддержка специалиста по работе с такой семьей позволяет родителям не только получить квалифицированную помощь и поддержку реабилитационного характера, но и обозначить возможные варианты социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Однако на процесс формирования жизненного сценария влияют также и образовательные учреждения, средства массовой информации и общество в целом. Выбирая ту или иную жизненную стратегию, индивид опирается и на со-циокулкгурные образцы построения жизненного пути. Жизненные стратегии в большинстве случаев являются типичными для той социальной группы, в которой происходит процесс социализации личности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникает ряд проблем, требующих создания дополнительных условий для его полноценной социализации.
Таким образом, деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование, должна быть направлена на обеспечение гармоничного и продуктивного взаимодействия между учащимися с ограниченными возможностями здоровья, их сверстниками, родителями и педагогами.
Мы говорим о необходимости психологического сопровождения социальной адаптации на каждом этапе развития детей, так как не рассматриваем жизненный сценарий как нечто, не подлежащее изменениям. Изменение социальных отношений, включение личности в новую систему будут способствовать изменению жизненных установок и стратегий. Педагогическая практика показала, что ребенок с особенностями, попадая в среду здоровых сверстников, движется и развивается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации. Именно поэтому необходимо развитие адаптационных возможностей всех участников образовательного процесса и формирование условий, при которых у подростков развивается позитивный жизненный сценарий. Однако подросток с ограниченными возможностями здоровья, как показывают исследования, сталкивается не только с функциональной ограни-
ченностью, но и с препятствиями, формируемыми средой жизнедеятельности личности.
Развитие инклюзивного образования, на наш взгляд, предполагает не только качественное изменение жизненных сценариев учащихся с ограниченными возможностями здоровья, но и комплексную трансформацию жизненных установок их сверстников, родителей и педагогов. В условиях инклюзивного образования, для которого характерны вышеуказанные трудности, наибольшие адаптивные возможности будут у подростков с выигрышным сценарием, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Жизненный сценарий является тем фактором, опираясь на который, личность воспринимает, принимает и преодолевает различные трудные ситуации, с которыми сталкивается на протяжении жизнедеятельности. Таким образом, мы полагаем, что именно подросток, реализующий выигрышный жизненный сценарий, сформированный в раннем детстве или осознанный и скорректированный позже, скорее адаптируется к новым условиям инклюзивного образования.
Изменение социальных отношений как одного из аспектов инклюзии заключается в том, что родители и специалисты становятся соавторами в построении перспектив образовательного маршрута ребенка, повышается психолого-педагогическая компетентность родителей и педагогов, активизируются внутренние ресурсы, направленные на конструктивные и продуктивные жизненные сценарии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, несет за него особую ответственность, так как процесс вовлечения ребенка в социум начинается именно в семье, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, социально-психологической компетентности, жизнестойкости, представления ребенка о себе и других, своих возможностях в настоящем и будущем, формируются адаптивные возможности.
Заключение
Таким образом, формирование жизненного сценария представляет собой сложный и длительный процесс, который происходит под влиянием множества разнообразных факторов. На начальном этапе жизненного пути на его становление существенное влияние оказывает семья. В дальнейшем она может выступать в качестве значимого ресурса, способствующего реализации жизненной стратегии личности, или, наоборот, являться мощным барьером на пути к достижению определенных жизненных целей. Семья способна либо приложить все усилия для успешной интеграции ребенка в социум, индивидуализировав жизненный путь ребенка, либо задать стереотипные условия жизни, в которых
Психология социального развития
349
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
ребенок будет ориентироваться только на зависимость от поддержки семьи и государства.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Развитие адаптационных ресурсов субъектов в процессе взаимодействия с инклюзивной образовательной средой» (грант № 14-06-00143).
Библиографический список
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2006, 576 с.
2. Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий : как мы пишем историю своей жизни // Библиотека фонда содействия развитию психической культуры. Киев, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/stewj01/index.htm (дата обращения: 15.03.2015).
3. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 52-62.
4. Миронова М. В. Влияние семьи на жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями // Культура, личность, общество в современном мире : методология, опыт эмпирического исследования : материалы одиннадцатой междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана. (Екатеринбург, 2008). Екатеринбург, 2008. С 277-280.
Family as a Factor Successful Adaptation of Adolescents in Inclusive Education
Marina A. serbina
Ulyanovsk State University
42, Lev Tolstoy str., Ulyanovsk, 432017, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents data of the study of life scripts and adaptive capabilities of adolescents enrolled in an inclusive educational institution.
This work represents the results of research carried out on a representative sample of students (Ulyanovsk; N = 98, age 12-17 years) with the use of diagnostic tools: diagnostic technique of social - psychological adaptation of С. Rogers and P. Diamond; technique «Essay» adapted by the author. The differences of socio-psychological adjustment between adolescents with different life scenarios. Applied aspect of the problem can be implemented in practice psychological counseling services, as well as in the development of socio-psychological adaptation of pupils.
Key words: adolescents, family, adaptation, inclusion, life scripts. References
1. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Lyudi, kotorye igrayut v igry (Games people play. People play games). Moscow, 2006. 576 p. (in Russian).
2. Styuart Y, Dzhoyns V. Zhiznennyy stsenariy: kak mypishem istoriyu svoey zhizni (Life script: how we write our life history). Bibliotekafonda sodeystviya razvitiyu psikhicheskoy kul ’tury (Library by fund of assistance to development of psychic culture). Kiev, 2000. Available at: http://psylib.org. ua/books/stewj01/index.htm [15 March 2015] (in Russian).
3. Shurygina I. I. Zhiznennye strategiipodrostkov (Teenagers’ life strategies). Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological Studies), 1999, no. 5, pp. 52-62 (in Russian).
4. Mironova M. V Vliyanie sem’i na zhiznennyy put’ rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami (Family’s influence on handicapped child’s life way). Kul’tura, lichnost’, obsh-chestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empirich-eskogo issledovaniya. Materialy odinnadtsatoy mezhdunar. konf. pamyati prof. L. N. Kogana (Ekaterinburg, 2008). (Culture, personality, society in modern world: methodology, empiric investigations experience. Materials of 11th international scientific conference in memory of professor L. N. Kogan {Ekaterinburg, 2008}). Ekaterinburg, 2008, pp. 277-280 (in Russian).
350
Научный отдел
Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко. Воспитание личности
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 37. 018. 7
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на основе поликультурного подхода
Л. П. Шустова, О. Г. Никитина, В. В. Гриценко
Шустова Любовь Порфирьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и педагогических технологий, Ульяновский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Россия
E-mail: [email protected]
Никитина Ольга Геннадьевна - директор, Детско-юношеский центр № 3, Ульяновск, Россия E-mail: [email protected]
Гриценко Вероника Валерьевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Детско-юношеский центр № 3, Ульяновск, Россия E-mail: [email protected]
В статье представлен теоретический анализ проблемы реализации поликультурного подхода в социальном воспитании; определены сущность понятия «поликультурность» личности, ее составляющие, содержание и способы организации педагогической деятельности в условиях дополнительного образования; дано описание многообразия субкультур, образующих социокультурное пространство воспитательной организации. Создание комплекса условий, разработка и реализация образовательных программ, форм и методов поликультурного воспитания, использование комплекса диагностических методик на выборке, состоящей из воспитанников и педагогов Детско-юношеского центра № 3 г. Ульяновска, позволили определить эффективность разработанного научно-методического обеспечения реализации поликультурного подхода в социальном воспитании, направленного на формирование поликультурной толерантности и социокультурной идентичности воспитанников учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: поликультурный подход, социальное воспитание, дополнительное образование, социокультурная идентичность, поликультурная толерантность, поликультурность, субкультура.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-351 -360
Введение
Реалии современной жизни все более подводят исследователей и педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение социокультурной среды в становлении личности. Поликультурный подход в образовании, значимость и популярность которого заметно возросли в последние десятилетия, основан на объективном наличии особых, определяющих закономерности развития человечества в начале нового тысячелетия общественных процессов и явлений. К ним, прежде всего, относят глобализацию, миграцию населения, наличие национальных и социальных меньшинств, интеграцию, наличие расизма, нетерпимости.
Вместе с тем нельзя не признать, что поликультурное пространство личности весьма многообразно. Любая воспитательная организация, в которой осуществляется социальное воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие которых подчас не учитывается педагогами и не используется в воспитательных целях.
НАУЧНЫЙ
ОТДЕЛ
© Шустова Л. П., Никитина О. Г., Гриценко В. В., 2015