Научная статья на тему 'Роль соваадаюшего поведения в социадьно-психодогической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях подикудьтурной образовательной среды'

Роль соваадаюшего поведения в социадьно-психодогической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях подикудьтурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / совладающее поведение / копинг-стратегии / копинг-ресурс / базисные убеждения / socio-psychological adaptation / coulduse behavior / coping strategies / coping resource / basic beliefs

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — B. B. Гагай, C. А. Шматова

В статье рассматривается совпадающее поведение как фактор социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды. Представлены эмпирические данные об особенностях социальнопсихологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом, показана зависимость уровня социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов от характера копинг-стратегий и копинг-ресурсов (базисных убеждений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COPING BEHAVIOR IN SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS FROM MIGRANT FAMILIES IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses coulduse behavior as a factor of socio-psychological adaptation of adolescents from migrant families in the multicultural educational environment. Presents empirical data about the peculiarities of socio-psychological adaptation of adolescents with different socio-cultural status, the dependence of the level of socio-psychological adaptation of adolescents from migrant families to the nature of the coping strategies and coping resources (basic beliefs).

Текст научной работы на тему «Роль соваадаюшего поведения в социадьно-психодогической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях подикудьтурной образовательной среды»

YAK 159.923 ББК 88.531

B.B. ГАГАЙ,

C.А. ШМАТОВА

V.V. GAGAY, S.A. SHMATOVA

РОЛЬ СОВЛАДАЮШЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СОиИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАиИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

THE ROLE OF COPING BEHAVIOR IN SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS FROM MIGRANT FAMILIES IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье рассматривается совпадающее поведение как фактор социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды. Представлены эмпирические данные об особенностях социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом, показана зависимость уровня социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов от характера копинг-стратегий и копинг-ресурсов (базисных убеждений).

The article discusses coulduse behavior as a factor of socio-psychological adaptation of adolescents from migrant families in the multicultural educational environment. Presents empirical data about the peculiarities of socio-psychological adaptation of adolescents with different socio-cultural status, the dependence of the level of socio-psychological adaptation of adolescents from migrant families to the nature of the coping strategies and coping resources (basic beliefs).

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, совладающее поведение, копинг-стратегии, копинг-ресурс, базисные убеждения.

Key words: socio-psychological adaptation, coulduse behavior, coping strategies, coping resource, basic beliefs.

Усиление миграции в России в последнее время привело к появлению в школе большого количества детей из семей мигрантов, которые вынуждены приспосабливаться к новым, зачастую совершенно незнакомым условиям. Процесс адаптации детей мигрантов обычно протекает достаточно сложно, поскольку в одном образовательном пространстве оказываются дети с разными культурными ценностями, традициями, стереотипами поведения, что препятствует установлению оптимальных взаимоотношений среди учащихся. Кроме того, в подростковом возрасте активно складывается картина мира личности, формируется отношение к миру, себе и другим, вырабатываются модели совладания с трудными ситуациями. Все это затрудняет процесс адаптации к среде сверстников детей, не имеющих гражданства РФ, в условиях поликультурной образовательной среды. В связи с этим задача школы - создавать условия для успешной социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов.

В современной отечественной и зарубежной психологии существуют эффективные теоретические и практические разработки в области социально-психологической адаптации детей, подростков и молодежи из семей мигрантов [3, 4, 10, 12, 13, 14 и др.]. Однако на сегодняшний день не разработана единая теория социально-психологической адаптации личности, которая дала бы исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие адаптивные механизмы позволяют подросткам из семей мигрантов преодолеть сложные жизненные ситуации и достичь состояния адаптированности. Поэтому существует объективная необходимость в изучении роли совладающего поведения в процессе социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды.

Согласно культурно-исторической теории, адаптация понимается как процесс вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский, М.В. Максимова, А.В. Петровский и др.). В нашем исследовании социально-психологическая адаптация в поликультурной образовательной среде понимается как процесс вхождения детей в новую социальную ситуацию развития, характеризующуюся взаимодействием детей с различным социокультурным статусом.

Практически все исследователи отмечают, что подростки из семей мигрантов испытывают серьезные трудности в процессе адаптации к новым социальным условиям. По мнению И.С. Сапожниковой [10], Е.В. Фалуниной [12] и др. в процессе социально-психологической адаптации дети мигрантов сталкиваются с трудностями, обусловленными языковым барьером, необходимостью общаться с детьми другой культуры, что может являться причинами возникновения риска социально-психологической дезадаптации. В силу языкового барьера и культурных различий у них создаются дополнительные трудности в общении с педагогами и сверстниками. Исследования, проведенные В.П. Засыпкиным, Г.Е. Шуклиной, показали, что детям мигрантов сложно включаться в иную культуру в силу отсутствия у них представлений о нормах и базовых ценностях культуры. Незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения создают трудности коммуникации со сверстниками и педагогами [4].

Таким образом, основными причинами социально-психологической дезадаптации подростков из семей мигрантов, как показывает анализ литературы, являются культурные и языковые различия, неумение эффективно взаимодействовать со сверстниками иных этнических групп, что приводит к возникновению трудностей в общении с окружающими людьми.

Известно, что трудные ситуации запускают механизмы совладания, которые не всегда являются успешными и нередко ведут к социально-психологической дезадаптации. Успешная социально-психологическая адаптация подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды возможна в том случае, если подростки для преодоления трудных ситуаций будут использовать адаптивные способы совладающего поведения.

В современной психологии выделяют три базовых подхода в изучении совладающего поведения. Диспозиционный подход, базирующийся на психоаналитической теории З. Фрейда, рассматривает стили совладающего поведения как устойчивые личностные образования (Эндлер, 1996; Пракер, 1990). Ситуационно-динамический подход изучает ситуационно обусловленные факторы выбора человеком копинг-стратегий (Р. Лазарус, Фолкман, 1992). Согласно этому подходу, человек в одних случаях главным образом использует эмоциональные стратегии, а в других - поведенческие. Р. Лазарус и С. Фолкман (1984) рассматривают совладание как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида. Интегративный подход изучает единство личностных и ситуационных факторов, влияющих на выбор способов совлада-ния (Моос, Шефер, 1993). В рамках этого подхода копинг выступает одним из аспектов способностей человека, который вместе с ресурсами служит преобразованию ситуации, устранению угрозы (Моос, Биллинг, 1982).

В отечественной психологии совладающее поведение рассматривается с позиций интегративного подхода как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий [6]. Как указывает Т.Л. Крюкова, психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации

[6]. Таким образом, совладающее поведение тесно связано с понятием адаптации. Психологическая суть совладания сводится к обеспечению адаптации человека к требованиям создавшейся ситуации.

Совладание проявляется преимущественно в поведенческой, эмоциональной и интеллектуальной сферах. Соответственно, Э. Хайм [18] выделяет следующие копинг-стратегии: поведенческие, эмоциональные и когнитивные. С поведенческими стратегиями связаны смена деятельности или изменение ее формы (обращение к другой деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей); стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуаций, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму как уверенности в преодолении трудной ситуации; в интеллектуальной сфере осуществляются разные способы работы с информацией (отвлечение или переключение мыслей на другие, игнорирование неприятной ситуации, поиск дополнительной информации - расспросы, обдумывание и т.д.).

Копинг-стратегии в зависимости от адаптивных возможностей человека Э. Хайм делит на три группы: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Опираясь на теоретические взгляды Э. Хайма, Л.И. Вассерман [1] описывает следующие характеристики данных копинг-стратегий. Адаптивные копинг-стратегии предполагают анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций (когнитивные стратегии); активное выражение возмущения и протеста по отношению к трудностям (эмоциональные стратегии); сотрудничество со значимыми людьми, поиск поддержки в социальном окружении (поведенческие стратегии). Неадаптивные копинг-стратегии включают в себя отказ от преодоления трудностей (когнитивные стратегии); подавленное эмоциональное состояние, состояние безнадежности, покорности, вины (эмоциональные стратегии); избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляция, отказ от решения проблем (поведенческие стратегии). Конструктивность относительно адаптивных копинг-стратегий зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Таким образом, копинг-стратегии, которые предполагают активное отношение к трудной ситуации, обладают наибольшим адаптивным потенциалом. И наоборот, копинг-стратегии пассивного варианта ведут к дезадаптации человека в трудных ситуациях.

Р. Моос [20] на основе критерия конструктивности выделяет конструктивные и неконструктивные формы копинг-поведения. В группу конструктивных форм копинг-поведения были отнесены следующие копинги: контроль за своими действиями, проблемно-ориентированные стратегии (работа над проблемой, совершение конкретных действий для решения трудностей), эмоционально-ориентированные стратегии (сохранение оптимизма), положительная переоценка проблемы; в группу неконструктивных форм - избегание, бегство, уход, агрессия, поведенческое и когнитивное самоустранение, эмоционально-ориентированные стратегии (сфокусированность на эмоциях и их проявлении).

Изучением совладающего поведения в подростковом возрасте занимались такие авторы, как В.В. Гагай и Ю.Н. Быкова [2], С.А. Корзун [5], Е.А. Пе-репеч и С.В. Красило [9], Н.А. Сирота [11 ] и др. С.А. Корзун в своем исследовании выявил, что подростки и юноши в равной мере используют как адаптивные, так и неадаптивные копинг-стратегии. При этом для подростков в большей степени, чем для юношей, характерно использование неадаптивного стиля совладающего поведения. Исследователь приходит к выводу, что совладающее поведение как способ преодоления трудных жизненных ситуаций определяет эффективность социально-психологической адаптации подростков и юношей к постоянно изменяющимся условиям жизни [5]. В ис-

следовании В.В. Гагай и Ю.Н. Быковой выявлена взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: конструктивные копинг-стратегии «принятие ответственности» и «положительная переоценка ситуации» выступают в качестве механизма компенсации, за счет которого компьютерозависимые подростки адаптируются в социальной жизни, в учебе [2]. В исследованиях по проблеме совладающего поведения указывается, что эффективность копинг-механизмов определяется ресурсами совла-дания. В нашем исследовании в качестве ресурсов совладания у подростков рассматриваются базисные убеждения как элементы картины мира (образа мира)человека.

В современной психологии картина мира понимается как субъективный образ объективной реальности, позволяющий человеку адаптироваться к окружающей действительности [7]. В настоящее время дискуссионным является вопрос о структурных компонентах картины мира. По мнению М.А. Падун и В.В. Котельниковой, понятие картины мира может быть соотнесено с понятием «базисные убеждения», которые «можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления человека об окружающем мире, собственном Я и об отношениях между Я и миром» [8]. С. Эпштейн выделяет четыре базисных убеждения человека, способствующих адаптации личности: убеждение о доброжелательности окружающего мира, убеждение о справедливости окружающего мира, убеждение о том, что окружающим людям можно доверять и убеждение о собственной значимости [17]. Опираясь на теорию С. Эпштейна, Р. Янофф-Бульман к базисным убеждениям личности относит убеждения о доброжелательности и справедливости окружающего мира, значимости собственного Я [19].

По мнению многих авторов, базисные убеждения влияют на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека. Главной функцией картины мира является структурирование и интерпретация жизненных явлений на основе имеющихся ценностей. Подтверждение этому мы находим у А. Элли-са [16], который помещает убеждения в центр своей известной триады АВС: события, происходящие в жизни человека (А), система убеждений, касающихся этих убеждений (В), последствия этих событий (С). Следовательно, восприятие другого человека, оценка ситуации вообще и трудной в частности, выбор способов поведения в трудной ситуации осуществляется человеком через призму своей индивидуальной картины мира.

На роль убеждений в процессах адаптации указывается в исследовании С. Тейлор, где показано наличие у хорошо адаптированных индивидов имплицитных убеждений, касающихся собственного Я и окружающего мира [21]. В когнитивной психологии широко используется понятие «убеждение» для анализа механизмов дезадаптивного поведения, приводящего к возникновению депрессивного состояния.

Согласно А. Беку [15], обработка информации об окружающем мире основана на базисных убеждениях, которые включены в особые когнитивные структуры - схемы. Например, депрессия, по мнению А. Бека, является следствием дезадаптивных когнитивных убеждений.

В исследовании Р. Янофф-Бульман прослеживается взаимосвязь между базисными убеждениями и ресурсами совладания в условиях психической травмы [19].

По результатам данного исследования, позитивные базисные убеждения, такие как «позитивный образ Я», «убеждение о справедливости окружающего мира», «убеждения о контроле», выступают в качестве ресурсов личности, позволяющих человеку справиться с психической травмой, которая является аналогом трудной жизненной ситуации.

Таким образом, анализ исследований показывает, что базисные убеждения, составляющие основу картины мира человека, влияют на представления, переживания, поведение человека в трудных ситуациях и, в конечном счете, выступают в качестве механизма адаптации.

Опираясь на представленные выше теоретические основания, мы предположили, что совладающее поведение в форме копинг-стратегий и базисных убеждений как ресурсов совладания выступают в качестве факторов социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды.

Целью данного исследования является изучение роли совладающего поведения в социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 22 и № 44 г. Сургута. В исследовании приняли участие 68 подростков 15-16 лет, из них: 34 подростка из семей местных жителей, родители которых имеют российское гражданство, и 34 подростка из семей мигрантов, родители которых имеют статус иностранных граждан.

В исследовании использовались следующие методики:

1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона, адаптированная Т.В. Снегиревой;

2) опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса в адаптации Л.Т. Крюковой;

3) методика «Исследования базисных убеждений личности» М.А. Падун, А.В. Котельниковой.

Результаты сравнительного анализа социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов и подростков из семей местных жителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни социально-психологической адаптированности подростков с различным социокультурным статусом

(%, n=68)

Уровни социально-психологической адаптированности Подростки из семей местных жителей (n=34) Подростки из семей мигрантов (n=34)

Высокий уровень 21 20

Средний уровень 29 10

Низкий уровень 50 70

С помощью математического критерия х2 - Пирсона установлено, что имеются достоверные различия между уровнем социально-психологической адаптации у подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов. У подростков из семей мигрантов уровень социально-психологической адаптации ниже, чем у подростков из семей местных жителей (х2Эмп = 12.68; р<0,01).

Результаты качественного анализа особенностей социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом представлены в таблице 2.

С помощью ^критерия Стьюдена установлено, что имеются достоверные различия между такими показателями социально-психологической адаптации, как приятие себя, неприятие себя, эмоциональный комфорт у подростков с различным социокультурным статусом. Показатели социально-психологической адаптации «принятие себя» и «эмоциональный комфорт» в группе подростков из семей мигрантов ниже, чем в группе подростков местных жителей. В то же время у подростков из семей мигрантов показатель «непринятие себя» выше, чем у подростков из семей местных жителей.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации подростков из семей местных жителей и подростков из семей мигрантов (п=68)

Показатели Средние значения ^критерий Стьюдента

Подростки из семей местных жителей (П=34) Подростки из семей мигрантов (П=34)

М б М б

Приятие себя 42.1 12.39 11.3 7.89 12,1**

Неприятие себя 14.7 8.78 37.4 14.25 7 9**

Приятие других 21.2 7.31 22.3 7.25 0,6

Неприятие других 14.6 8.37 14 7.27 0,2

Эмоциональный комфорт 23.8 6.62 11.6 7.58 2,8**

Эмоциональный дискомфорт 18 9.96 21.1 9.57 1,3

Внутренний контроль 48.1 10.73 45 13.15 1,4

Внешний контроль 22 12.97 17.1 11.10 1,6

Доминирование 10 9.11 8.1 4.22 0,4

Ведомость 16 6.56 16.2 6.93 0

Эскапизм 14 6.13 12.1 5.36 1,5

Примечание. ** - р<0,01.

Таким образом, социокультурный статус подростка является фактором его социально-психологической адаптации. Уровень социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов ниже, чем у подростков из семей местных жителей.

Согласно нашей гипотезе, особенности социально-психологической адаптации подростков обусловлены характером совладающего поведения. Для проверки данной гипотезы был использован корреляционный анализ Спирмена для выявления характера взаимосвязи между адаптированностью и копингами подростков из семей мигрантов. В результате было установлено, что показатель социально-психологической адаптации «адаптирован-ность» положительно коррелирует с копингом «положительная переоценка» (г=0,613; р<0,01). Это свидетельствует о том, что чем чаще подростки мигранты используют возможности положительного переосмысления проблемной ситуации, тем выше у них показатель адаптированности.

Копинг «положительная переоценка проблемы» Р. Моос относит к группе конструктивных форм копинг-поведения [20], а Э. Хейм - в группу относительно адаптивных когнитивных копинг-стратегий [18]. Данный ко-пинг представляет собой форму поведения, направленную на оценку трудностей в сравнении с другими, придание ситуации особого смысла и нахождения мотива для ее преодоления. Подростки из семей мигрантов чаще, чем подростки из семей местных жителей, прибегают к позитивному толкованию трудной ситуации. Однако положительная переоценка проблемы не позволяет практически изменить, т.е. преодолеть трудную ситуацию, но позволяет справиться с негативными мыслями и переживаниями, возникающими в ответ на непреодолимые препятствия, и, таким образом, выполняет адаптивную функцию.

Можно заключить, что подростки мигрантов, сталкиваясь с трудными ситуациями в поликультурной образовательной среде, выбирают когнитивную стратегию преодоления - переоценку трудной ситуации. Следовательно, механизмом повышения адаптированности подростков мигрантов в усло-

виях поликультурной образовательной среды является копинг «положительная переоценка», который позволяет преодолевать трудные ситуации на когнитивном и эмоциональном уровнях.

Таблица 3

Результаты исследования базисных убеждений подростков из семей мигрантов с различным уровнем социально-психологической адаптации

(ср. б., п=34)

Базисные Доброже- Справед- Образ Я Удача Убежде-

^^^убеждения лательность ливость ние о контроле

Уровень СПА

Высокий уровень СПА 5 5,63 6,32 6,95 5,68

Низкий уровень СПА 4,53 (С) 6,47 (С) 3,13 (Н) 6,2 (С) 5,4 (С)

Эмпирич. значение 0,5 1.1 3.8 0.9 0.4

Уровень значимости - - Р<0.01 - -

Примечание. СПА - социально-психологическая адаптация, (С) - средний уровень, (Н) - низкий уровень.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков из семей мигрантов с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации в равной мере представлены убеждения относительно доброжелательности, справедливости, удачи и контроля. Выявлены значимые различия у подростков мигрантов с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации по субшкале «Образ Я» (Цмп = 3.13; р<0,01). Для подростков из семей мигрантов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны представления о себе как о человеке достойном любви и уважения в большей степени, чем для подростков с низким уровнем социально-психологической адаптации в условиях поликультурной образовательной среды. Позитивное представление о себе, чувство собственного достоинства позволяют подросткам мигрантам эффективно справляться с трудными ситуациями, возникающими в процессе общения со сверстниками иных культур.

У подростков из семей мигрантов с низким уровнем социально-психологической адаптации чаше встречаются представления о себе, как о человеке, не достойном любви и уважения. Негативный образ «Я» и убеждение в том, что я не могу влиять на событии своей жизни, свидетельствуют о том, что у некоторой части подростков мигрантов не удовлетворяются базовые потребности - потребность в безопасности и потребность в уважении и признании (по А. Маслоу). По мнению многих психологов, фрустрированные базовые потребности человека являются основным источником агрессивности человека, которая является показателем социально-психологической дезадаптированности человека в трудных жизненных ситуациях. Убеждения «Я не могу влиять на события своей жизни» и «Я не достоин любви и уважения» могут вызывать у подростка тяжелые эмоциональные переживания -чувство собственной незначимости, беспомощности, бессилия, что в итоге может привести к дезадаптированности в условиях поликультурной образовательной среды.

На основе полученных эмпирических данных были сформулированы следующие выводы:

1. Существуют различия в уровне и сущностных характеристиках социально-психологической адаптации подростков с различным социокультурным статусом, обучающихся в общеобразовательных организациях. У подростков мигрантов уровень адаптации к социальной среде и таких ее характеристик, как самоприятие и эмоциональная комфортность, ниже, чем у подростков из семей местных жителей.

2. Уровень социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов зависит от характера совладающего поведения (копинг-стратегий и копинг-ресурсов). Копинг «положительная переоценка», направленный на преодоление негативных переживаний в связи с возникновением трудной ситуации за счет положительного переосмысления, является фактором успешности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды.

3. Базисные убеждения о себе как о человеке достойном любви и уважения («Образ Я») и убеждение о возможности контролировать свою жизнь («Убеждение о контроле») выступают в качестве копинг-ресурсов совлада-ния с трудными ситуациями, что обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов в условиях поликультурной образовательной среды.

Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты являются основанием рассматривать совладающее поведение (копинг-стратегии и копинг-ресурсы) как фактор социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов. Программы профилактики и преодоления социально-психологической дезадаптации подростков из семей мигрантов должны быть направлены на формирование совладающего поведения, а именно: адаптивных копинг-стратегий и позитивных базисных убеждений об окружающем мире, о самом себе и других людях.

Литература

1. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.

2. Гагай, В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности [Текст] : монография / В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 153 с.

3. Гукаленко, О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д, 2000. - 37 с.

4. Засыпкин, В.П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре [Текст] : науч.-метод. пособие / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 95 с.

5. Корзун, С.А. Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-поведения у подростков с девиантным поведением [Текст] / С.А. Корзун // Психология обучения. - 2013. - № 8. - С. 46-52.

6. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова. - Кострома : КГУ, 2004. - 344 с.

7. Леонтьев, А.Н. Образ мира [Текст] // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения : в 2 т. Т. II. - М. : Педагогика, 1983. - С. 251-261.

8. Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика [Текст] / М.А. Падун, А.В. Котельникова. - М. : Институт психологии РАН, 2012. - 206 с.

9. Перепеч, Е.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Е.А. Перепеч, С.В. Красило // Флогистон: психология из первых рук. - Режим доступа: www.flogiston.df.ru (дата обращения: 11.06.2017).

10. Сапожникова, И.С. Социально-психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / И.С. Сапожникова. -Ростов н/Д, 2007. - 176 с.

11. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1994. - № 1. - С. 63-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Фалунина, Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России [Текст] / Е.В. Фалунина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3. - С. 7-8.

13. Фетискин, Н.П. Психология воспитания стрессосовладающего поведения [Текст] / Н.П. Фетискин. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.

14. Хачатурова, Э.В. Особенности социально-психологической адаптированно-сти подростков к вынужденной миграции [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Э.В. Хачатурова. - М., 2008. - 23 с.

15. Beck, A.T. Gognitive therapy and the emotional disorders [Text] / A.T. Beck. -NY : International Yniversity Press, 1976. - 356 p.

16. Ellis, A. Reason and emotion in psychotherapy [Text] / A. Ellis. - NY : Garol Publishing Group, 1994. - 479 p.

17. Epstein, S. Cognitive-experiential, an integrative psychodynamic theory of personality [Text] / S. Epstein // Bulletin of the Academy of Clinical Psychology. -2003. - Vol. 9. - P. 5-10.

18. Heim, E. Coping and psychosocial adaptation [Text] / E. Heim // Journal of Mental Health Counseling. - 1988. - № 10. - P. 136-144.

19. Janoff-Bulman, R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes [Text] / R. Janoff-Bulman // The psychology of what works / Ed. C.R. Snyder. - NY : Oxford University Press, 1998. - P. 305.

20. Moos, R.H. Understanding Environments: The Key to Improving SocialProcess-es and Program Outcomes [Text] / R.H. Moos // Amer. J. of Community Psychology. - 1996. - Vol. 24(l). - P. 193-201.

21. Taylor, S.E. Adjustment of threatening events: A theory of cognitive adaptation [Text] / S.E. Taylor // American Psychologist. - 1983. - Vol. 38. - P. 1161-1173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.