Научная статья на тему 'Организация и проведение регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия»'

Организация и проведение регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается методика и анализ проведения регионального конкурса исследовательских работ младших школьников «Малая академия», что является частью программы реализации стандартов начального общего образования второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия»»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В статье рассматривается методика и анализ проведения регионального конкурса исследовательских работ младших школьников «Малая академия», что является частью программы реализации стандартов начального общего образования второго поколения.

Прохорова Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования,

г.Ульяновск. Е-mail: svetl26@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ»

Как можно организовать региональный конкурс?

^______________________________________________________________________________________

Ключевые слова: конкурс, исследование, исследовательская деятельность, методика организации конкурса.

Для реализации стандартов начального общего образования второго поколения необходимо переосмыслить образовательную концепцию в школе. Нужно признать, что массовая школа не готова воплощать стандарт: учитель психологически не готов работать в новой парадигме образования.

Особое внимание в стандартах уделяется организации проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности. Отмечается, что «каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом (исследованием) надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес...» [1, с. 296]

Учителя начальных классов Ульяновской области, организующие исследовательскую деятельность с младшими школьниками, столкнулись с проблемой представления исследований младших школьников на конкурсах и конференциях: их проводится мало, а если и проводятся, то в заочной форме на федеральном уровне.

Поэтому впервые в 2010 году в Ульяновске был проведен региональный конкур проектных работ младших школьников «Мой проект»». Нужно отметить, что количество участников превзошло все смелые ожидания. На конкурс были представлены 94 проекта, которые были выполнены 128 учениками школ города Ульяновска, Ульяновской области, г. Саранска, по 5 направлениям: естественно-научное, гуманитарное, со-

циальное, «Юбилею Победы посвящается.», «Мир вокруг нас».

После проведенного конкурса оргкомитет отметил следующие моменты:

- выявилась высокая степень заинтересованности учителей начальных классов в представлении результатов организации исследовательской деятельности на уровне школы и региона;

- разноуровневость представленных детских работ (от откровенных «монтажей, рефератов» до высокотехнологичных исследований);

- просматривается в представленных детских работах рассогласованность форм представления «проект» и «исследование»;

- не сформирована культура участия в конкурсе.

Тогда оргкомитет конкурса внес коррективы в организацию и проведение конкурса.

Изменилось название конкурса - «Малая академия». Название «Мой проект» предполагало презентацию детских проектов, а хотелось бы изменить направленность на исследовательскую деятельность.

Целью Конкурса стало развитие интеллектуального потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи Конкурса:

- Подготовка педагогов и реализация ФГОС второго поколения начального общего образования.

- Образование региональной сети образовательных учреждений и педагогов-тьюторов, содействующих развитию исследовательских навыков у младших школьников.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- Формирование у педагогов представления об исследовательском обучении как способе активизации познавательных способностей младших школьников.

- Содействие развитию исследовательской активности детей.

- Выявление и поддержка талантливых детей.

- Популяризация методических разработок организации исследовательской деятельности с целью формирования исследовательских навыков у младших школьников.

Вводится проведение двух обучающих семинаров: первый (в октябре) для учителей начальных классов, организующих исследовательскую деятельность, второй (в январе) для членов жюри конкурса.

Результат превысил самые оптимистические ожидания: на обучающий семинар подали заявки около 700 педагогов области (по факту в области работает 2500 учителей начальных классов), а на семинар членов жюри конкурса подали заявки 156 человек.

Для увеличения охвата участников конкурса и учитывая удаленность школ от областного центра, произведено зональное распределение базовых учреждений для проведения обучающих семинаров и отборочных туров конкурса (учреждения определены в соответствии со степенью активности в конкурсе «Мой проект» или развитием в учреждении проектно-исследовательской деятельности). Для этого Ульяновская область разделена на 6 территориальных частей, в каждой выделено базовое учреждение.

Определяется поэтапность участия в региональном конкурсе:

школьный этап - на общешкольной ученической конференции определяется 1 победитель и ему дается направление на отборочный тур (январь).

зональный этап - проводится в базовой школе и 6 победителей (по 1 в каждой номинации) направляются на региональный тур (февраль).

региональный этап предполагается для победителей отборочных зональных туров (весенние каникулы).

При проведении всех организационных мероприятий особое внимание уделялось следующим факторам:

- успешными являются долгосрочные (не менее месяца) детские исследования, которые проводились под руководством учителя, с активным участием родителей, прошедшие защиту на заседаниях научного общества учащихся или на общешкольных конференциях.

- Представление исследования осуществляется РЕБЕНКОМ или ГРУППОЙ детей в очной форме. Основная цель выступления: как можно более доказательно раскрыть суть проблемы и ход исследования.

- На презентации исследования возможно присутствие родителей участника конкурса. (Родители заполняют заявление, форма представлена в Приложении 2)

Форма представления исследования:

Время выступления ребенка (детей) не должно быть более 10 минут. Члены жюри задают вопросы ребенку (группе детей) не более 5 минут только по-

сле окончания выступления. Руководителю детского исследования не разрешается вмешиваться в выступление ребенка. Члены жюри имеют право задать вопросы педагогу - руководителю детского исследования после выступления детей (не более 5 минут). Родители имеют право присутствовать во время представления исследования ребенком, вести видеозапись.

Выделим типичные ошибки участников конкурса (содержание выступления детей):

• Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы.

• Часто авторы не выделяют в своей работе проблемы. Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия. Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.

• Наиболее распространенная ошибка - отсутствие выводов в заключении или их несоответствие поставленным задачам.

• Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.

• Заметно, что на различных этапах работы автор и его руководитель не соотносят наработанное с заявленной темой. Не желают отказаться от лишнего - несоответствующего теме.

Важно, что подведение итогов осуществляется в день представления исследований, в присутствии всех участников конкурса. (Оценочные листы и протоколы работы членов жюри представлены в Приложениях 3 и 4).

Все участники зональных и регионального этапов конкурса получают сертификаты участников конкурса, победители получаются дипломы первой, второй и третьей степеней в каждой номинации конкурса.

Подведение итогов представленных исследований производится по разработанным Оргкомитетом направлениям:

1. исследования технического направления;

2. -исследования социального направления;

3. - исследования естественно - научного направления;

4. -исследования гуманитарного направления;

5. - исследования эстетического направления;

6. - исследования здоровьеформирующего направления.

Оценка работ осуществляется по критериям:

Глубина исследования

S количество изученных материалов по теме исследования;

S умение оперировать понятийным аппаратом, содержащимся в работе;

S наличие в работе четко сформулированной цели и поставленных задач;

S наличие в работе классификации, сравнения;

S наличие в работе собственных выводов.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Практическая направленность работы

У наличие в работе наблюдений за изучаемым объектом;

У наличие и грамотное описание проводимых опытов;

У применение анкетирования, социологического опроса;

У изготовление макетов и других демонстрационных материалов;

У практическая значимость работы.

Эрудиция автора

У умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;

У умение задавать вопросы по теме выступления другим участникам конференции;

У умение объяснить понятия, встречающиеся в работе;

У богатый словарный запас;

У отличное знание изучаемой проблемы

Риторическая и научная культура выступления

У умение выдержать регламент выступления (7 минут);

У умение излагать, а не читать доклад;

У соблюдение этикетных требований к выступлению (поздороваться, представится, поблагодарить за внимание и т. д.);

У умение держать внимание аудитории;

У умение четко и ясно излагать свои мысли.

Оригинальность и ценность познавательного материала

У оригинальность выбранной темы исследования;

У познавательная ценность собранного материала;

У оригинальность выбора путей решения поставленной проблемы;

У оригинальность доказательства выдвинутой гипотезы;

У практическая ценность собранного материала.

Оформление работы:

У наличие в письменной работе введения и заключения;

У наличие списка использованной литературы;

У соблюдение технических требований к написанию работы (шрифт, интервал);

У грамотное оформление работы, отсутствие орфографических ошибок;

У наличие приложений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того, чтобы в ходе организации детских исследований учителя начальных классов имели возможность обратиться за консультациями, определены педагоги-тьюторы базовой региональной площадки -МОУ «Гимназия № 34» (директор Л. П. Токмакова), которые будут работать и в качестве членов жюри.

По итогам прошедшего конкурса выпущен сборник методических материалов.

В течение 2010-2011 учебного года была реализована вся программа проведения конкурса. Результаты более чем убедительны: приняло участие более 300 детей младшего школьного возраста, более 150 детских исследования оценивали 98 педагогов-членов жюри. Педагогические коллективы - базовые площадки получили уникальный опыт организации и проведения конкурсов младших школьников.

Приложение1

Министерство образования Ульяновской области Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Положение о конкурсе исследований младших школьников «Малая академия»

Настоящее положение определяет цели и задачи регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия», порядок его организации, проведения и подведения итогов.

1. Общие положения

Конкурс исследований младших школьников «Малая академия» (далее Конкурс) ориентирован на развитие у детей младшего школьного возраста технического, художественного творчества, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности, а так же формирования ключевых компетентностей.

2. Цель и задачи конкурса

Цель Конкурса - развитие интеллектуального потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи Конкурса:

- Подготовка педагогов и реализация ФГОС второго поколения начального общего образования.

- Образование региональной сети образовательных учреждений и педагогов-тьюторов, содействующих развитию исследовательских навыков у младших школьников.

- Формирование у педагогов представления об исследовательском обучении как способе активизации познавательных способностей младших школьников.

- Содействие развитию исследовательской активности детей.

- Выявление и поддержка талантливых детей.

- Популяризация методических разработок организации исследовательской деятельности с целью формирования исследовательских навыков у младших школьников.

3. Сроки проведения

Конкурс проводится в три этапа: школьный, зональный-отборочный (февраль 2011 года) и региональный (весенние каникулы 2011 года).

Предполагаются два обучающих семинара для педагогов-тьюторов (ноябрь 2010 года - на базе районов, январь 2011 года на базе МОУ «Гимназия № 34»)

Информация о сроках проведении зональных и регионального этапов будет отражаться на сайте Ульяновского ИПКПРО ipk.ulstu.ru раздел «Образовательные проекты», а так же направляться в виде информационных писем в районные органы управления образованием.

4. Участники Конкурса

Участниками Конкурса могут быть: дети младшего школьного возраста

К участию в Конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и группы детей любых регионов России, а так же зарубежья.

5. Условия участия в Конкурсе

5.1. Для участия в Конкурсе принимаются исследовательские работы, выполненные детьми по любым предметным областям.

5.2. По каждому предметному направлению исследовательские работы могут быть теоретического, экспериментального, изобретательского или фантастического плана.

5.3. Участники Конкурса в срок до 30 января 2011 г. представляют в Оргкомитет зонального учреждения заявку по установленной форме (см. ниже «Заявка»), заявка передается в письменной форме администрации зонального учреждения, заверенная подписью директора, направляющего образовательного учреждения.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

По окончании зональных - отборочных этапов конкурса (февраль 2010 года) победители (участники, получившие дипломы первой степеней) автоматически становятся участниками регионального конкурса «Малая академия», который состоится в период осенних каникул 2011 года. Проекты победителей отборочных этапов передаются в жюри итогового конкурса для предварительного ознакомления.

Для проведения обучающих семинаров, проведения консультаций и работы в составе конкурсного жюри определяются педагоги-тьюторы.

6.Организационный комитет.

Для организации и проведения Конкурса создается организационный комитет, в который входят представители министерства образования Ульяновской области, сотрудники Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, администрации МОУ «Гимназия № 34», «Гимназия № 33», педагоги-тьюторы. Оргкомитет определяет и корректирует концепцию Конкурса, порядок его проведения. Оргкомитет имеет право вносить оперативные изменения в порядок проведения конкурса.

Оргкомитет назначает членов жюри (не менее 3 и не более 5 человек в каждом из предложенных направлений конкурса). В жюри отборочных конкурсов входят определенные в положении сотрудники Ульяновского ИПКПРО, педагоги-тьюторы, а так же представители районных отделов образования, назначенные приказом отдела образования.

Члены Жюри выбирают Председателя жюри.

7. Представление исследования осуществляется РЕБЕНКОМ или ГРУППОЙ детей в очной форме. Основная цель выступления: как можно более доказательно раскрыть суть проблемы и ход исследования. На презентации исследования возможно присутствие родителей участника конкурса.

Форма представления исследования:

Время выступления ребенка (детей) не должно быть более 10 минут. Члены жюри задают вопросы ребенку (группе детей) не более 5 минут только после окончания выступления. Руководителю детского исследования не разрешается вмешиваться в выступление ребенка. Члены жюри имеют право задать вопросы педагогу - руководителю детского исследования после выступления детей (не более 5 минут). Родители имеют право присутствовать во время представления исследования ребенком, вести видеозапись.

8. Подведение итогов и награждение победителей.

Подведение итогов осуществляется в день представления исследований, в присутствии всех участников конкурса.

Все участники зональных и регионального этапов конкурса получают сертификаты участников конкурса, победители получаются дипломы первой, второй и третьей степеней в каждой номинации конкурса.

Подведение итогов представленных исследований производится по разработанным Оргкомитетом направлениям:

- исследования технического направления;

- исследования социального направления;

- исследования естественно - научного направления;

- исследования гуманитарного направления;

- исследования эстетического направления;

- исследования здоровьеформирующего направления.

Оценка работ осуществляется по критериям:

- уровень новизны и оригинальности;

- убедительность и доказательность работы;

- системность изложения материала;

- использование наглядных средств (схемы, рисунки, макеты, компьютерная презентация);

- качество выступления в ходе процедуры представления работы.

Заявка участника зонального конкурса «Малая академия» (направляется или передается в зональные учреждения в письменной форме)

Фамилия, имя участника Дата рождения

Образовательное учреждение, адрес, контактный телефон Название работы и направление темы исследования (социальное, естественно-научное, гуманитарное и т. д.) Необходимое оборудование для выступления Ф. И.О. руководителя детского исследования Подпись директора образовательного учреждения, заверенная печатью

После завершения регионального этапа конкурса, материалы победителей войдут в сборник и будут изданы в качестве методического пособия.

Приложение 2

В организационный комитет регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия» от (ФИО родителя)________________

Заявление

Я__________________________________________________:

1. Ознакомлен с Положением регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия», проводимого 29 марта 2011 года на базе МОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска.

2. Разрешаю своему ребенку_________________________

участвовать в региональном туре данного конкурса.

3. Ознакомлен с составом жюриноминации,где представляет исследование мой ребенок:___________________________

4. Даю согласие членам жюри на оценку исследования моего ребенка.

Дата________________________________

Подписьродителя____________________________________

Расшифровка подписи________________________________

Приложение 3

Протокол №_____от_________года

заседания членов жюри конкурса «Малая академия»

номинации______________________________

Присутствовали:_________________________

Повестка дня:

1. О победителях в номинации_______________________

конкурса проектных работ детей младшего школьного возраста «Малая академия».

1. Слушали:__________________, в номинации было представлено_________________________проектов, на основании оценочных листов, запол-

ненных членами жюри по окончании каждой презентации, мы составили рейтинг участников номинации.

В итоге, первое место занял (а)____________________

второе место занял (а)_____________________________

третье место занял (а)_____________________________

Оценочные листы прилагаются.

Выступили:

ФИО _______________________________ с предложением

о вручении поощрительного приза «за лучшую презентацию» Постановили:

Присудить в номинации:

первое место____________________________________

второе место____________________________________

третье место____________________________________

поощрительный приз за «лучшую презентацию»_________

Члены жюри: Подпись:

1._________________________________________________

2. ________________________________________________

3._________________________________________________

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Приложение 4

Оценочный лист

Номинация________________________________________

Ф. И.участника___________________________________

Название проекта_________________________________

Уровень глубины исследования:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Уровень представления проекта:

Практическая направленность работы:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Эрудиция автора:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Риторическая и научная культура выступления:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Оригинальность и ценность познавательного материала:

3 балла - высокий

2 балла - средний

1 балл - низкий.

Оформление работы:

3 балла - высокий

2 балла - средний 1 балл - низкий.

Общий балл_______________________________________

Ф. И.О.эксперта__________________________________

Роспись эксперта_________________________________

Литература

1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.

2. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.

3. Винокуров А. К. Организация поисково-исследовательской работы младших школьников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3.

4. Воронцов А. Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.

5. Горланова С. В. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных УМЕНИЙ младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.

6. Павлова Т. Ю., Пономарева Е. А. Комфортная внутришкольная среда - одно из условий личностного роста младшего школьника//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.

8. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2

9. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности.//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

Автор показывает, как организация школьной службы примирения может обеспечить снижение количества семей из категории социально-неблагополучных; сокращение пассивного отношения со стороны родителей к тому, что происходит с их детьми вне дома; увеличение количества родителей с активной жизненной позицией, направленной на оказание помощи школе в организации социально-значимых мероприятий для детей и подростков.

Шалева Лариса Петровна

заместитель директора школы по социальной работе,

МОУ СОШ №6 г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Как организовать эффективную работу школьной службы примирения?

Ключевые слова: анкетирование, организация школьной службы примирения, регулирование конфликтных ситуаций, профилактика правонарушений и социальной реабилитации; конструктивное поведение участников конфликтных ситуаций.

Сначала 2008/2009 учебного года в МОУ СОШ № 6 начала свою работу школьная служба примирения (далее СП) под девизом: «Миром правит мир». Аргументом при обсуждении данного девиза послужил тот факт, что если бы в мире не было мира и понимания между даже очень разными людьми, может быть,

мир уже бы и не существовал, и не было бы необходимости вести разговор о введении данной формы деятельности учащихся.

Определить необходимость того, будет ли наше образовательное учреждение работать в данном направлении, предстояло все-таки ученическому коллек-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.